компенсирующие и стимулирующие субсидии в сельском хозяйстве
В России появились компенсирующая и стимулирующая субсидии АПК
С 2020 года в России изменился механизм субсидирования АПК. Компенсирующая и стимулирующая субсидии в сельском хозяйстве заменили три вида господдержки АПК — несвязанную (погектарную) поддержку в растениеводстве, субсидию в молочной отрасли и «единую» региональную субсидию. Соответствующее постановление Правительства РФ было принято в конце ноября прошлого года.
По оценке Минсельхоза России, трансформация данных видов поддержки будет способствовать поддержке сельскохозяйственного производства страны по отдельным отраслям растениеводства и животноводства, а также стимулированию приоритетных отраслей АПК и развитию малых форм хозяйствования.
Компенсирующая субсидия предоставляется всем регионам России на поддержку сельхозпроизводства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства. Она формируется на основе ретроспективных данных регионов — исходя из доли каждого региона в общем значении показателей по стране. В получении компенсирующей субсидии в 2020 году примут участие 84 региона страны. Общий объем средств федерального бюджета составит 34,2 миллиарда рублей.
«Стимулирующая субсидия предоставляется субъектам Российской Федерации, определившим в установленном порядке приоритетные отрасли АПК. Она формируется на основе плановых значений показателей на очередной финансовый год. В получении стимулирующей субсидии в 2020 году примут участие 81 регион страны. Общий объем средств федерального бюджета составит 27,1 миллиарда рублей», — добавили в министерстве.
Субсидии на сельское хозяйство
Представители власти заинтересованы в развитии сельского хозяйства. Основным способом господдержки считается льготное кредитование, но в 2021 году будут действовать новые субсидии для сельского хозяйства. В этом материале мы рассмотрим основные субсидии на сельское хозяйство и дадим ответы на главные вопросы.
Государственная поддержка увеличивает количество производителей продукции, способствует снижению цен, снижает убытки аграриев при низком урожае. Кроме того, субсидии на развитие сельского хозяйства позволяют товаропроизводителям правильно распределять финансы. При отсутствии субсидирования рост в этой отрасли будет минимальным. Главные цели субсидирования:
Поддержка сельского хозяйства. Виды
Объектам сельского хозяйства субсидии предложены в разных видах. Государственная помощь предоставляется организациям в форме:
Субвенция предоставляется предприятиям на определенные целевые расходы. Бюджетные средства предложены на безвозвратной основе. Выделяются субвенции на строительство объектов сельского хозяйства, приобретение жилья для аграриев.
Бюджетные кредиты направлены на обновление производственно-хозяйственной линии. Деньги могут выдаваться аграриям на возвратной основе.
Помощь при лизинге предусматривает покупку техники, оборудования для объектов сельского хозяйства.
Помощь в виде грантов предназначена для стимуляции прогресса фермерских хозяйств. Гранты выдаются на строительные цели, установку необходимых коммуникаций или приобретение земельных наделов. При этом виде субсидирования получатель должен сообщать о способах использования средств.
Разовые субсидии предназначены для покупки объектов недвижимости, прокладки коммуникационных систем. Деньги выделяются на покупку грузового транспорта, организацию крестьянско-фермерских хозяйств.
Виды субсидий и грантов по животноводству:
Товаропроизводителям и организациям АПК
Компенсация содержания и выращивания КРС, свиней, овец, лошадей, кроликов, рыбы и птицы
2200 руб. за единицу
Предприятиям, которые специализируются по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных
Компенсация затрат на содержание племенных быков возрастом от 16 мес., прошедших проверку качества потомства
60 тыс. рублей за 1 голову
Реализация рыбопосадочного материала
Сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям сферы АПК
Частичная компенсация расходов на покупку племенных животных
До 50% фактической цены
Предприятиям, занятым выращиванием животных
При покупке телок молочной породы, за кг живого веса
На уровне РФ — 70 руб., на уровне регионов — 60 руб.
При покупке племенного маточного поголовья, за кг живого веса
На уровне РФ — 85 руб., на уровне регионов — 20 руб.
Покупка племенных быков мясного направления, за кг живого веса
На уровне РФ — 50 руб., на уровне регионов — 10 руб.
Другие животные живым весом
Зависит от региона
В зависимости от размера стада. Регионы компенсируют до 50% суммы
Основные программы поддержки сельского хозяйства
Государственная поддержка и субсидии на развитие сельского хозяйства способствуют снижению уровня безработицы, расширению рынка поставок. Правительство РФ считает, что развитие объектов сельского хозяйства перспективно в следующих направлениях:
С 2021 года появляется новый государственный грант «Агропрогресс». Этот инструмент господдержки подойдет представителям малого бизнеса с опытом работы в сельской местности более 2-х лет. Денежные средства бизнесмены смогут направлять на строительство новых объектов, их комплектацию спецтранспортом, техникой и оборудованием. Предприниматели смогут потратить грант на приобретение птицы, животных, рыбы.
Программы поддержки сельского хозяйства предложены в таких видах:
Долгое время действует государственный проект «Лучший фермер». Участвуют в этом проекте бизнесмены, которые долгое время поставляют на рынки сельскохозяйственную продукцию. Победитель проекта может рассчитывать на повышенную субсидию, финансовую помощь. Повышенная субсидия доступна при условии модернизации производственных линий.
Решение для автоматизации бизнес – процессов в сельском хозяйстве. Для птицеводческих, животноводческих, мукомольно – крупяных, молокоперерабатывающих и других предприятий.
В 2021 году изменился принцип распределения государственной помощи. Единая региональная субсидия состоит из дотаций на кредиты, выплат по страховкам. В этом году вся сумма будет переведена в бюджеты субъектов РФ.
Все особенности льготного государственного кредитования:
На 2021 год запланирована господдержка по уплате части процентов оформленных инвестиционных кредитов. На эти цели государство выделяет 20,6 млрд рублей.
Для поддержки МСП государство предлагает развитие сельского хозяйства в регионах со сложным климатом. Будет внедрена программа по поддержке строительства объектов сельскохозяйственного назначения. Субсидирование из бюджета составит минимум 50% от стоимости строительства.
Субсидии Министерства сельского хозяйства
Полученный грант предприниматели направляют на:
Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.
Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:
Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:
Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.
Как получить субсидии на развитие сельского хозяйства
Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.
Процедура получения грантов выглядит так:
Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.
Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:
Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.
Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.
Компенсирующие и стимулирующие субсидии в сельском хозяйстве
Вступили в действие новые правила предоставления государственной поддержки для сельхозпроизводителей. Что изменилось? И к чему, в итоге, пришли.
Ранее существовавший механизм господдержки состоял из трех направлений: содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК, погектарная поддержка и субсидия на литр молока. Эти виды субсидий разделились — на компенсирующие и стимулирующие. Какие аспекты изменения затронут молочную отрасль?
Компенсирующая субсидия
Компенсирующая субсидия — направлена на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве и молочном скотоводстве, а также поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, развитие традиционных подотраслей растениеводства и животноводства, поддержку агрострахования.
На это направление в 2020 году предусмотрено 34 млрд. руб. Помимо других составляющих, в этот вид субсидий вошли — субсидия на 1 кг молока, на которую выделят 7,1 млрд. руб., и поддержка приобретения племенного молодняка — 7 млрд. руб.
К субсидированию на 1 кг. молока дополнительно вводится повышающий коэффициент 1,3 к ставке сельхозпроизводителей, отвечающих критериям малого предприятия.
Правила оказания поддержки остаются прежними. Сохраняется повышающий коэффициент (1,227) к ставке субсидирования для производителей, у которых молочная продуктивность в среднем за предыдущий год составила 5000 кг и выше.
Стимулирующая субсидия
Стимулирующая субсидия — направлена стимулирование прироста производства продукции приоритетных подотраслей (для каждого субъекта РФ свои приоритеты АПК) растениеводства и животноводства.
Она предоставляется таким направлениям: как производство зерновых или масличных агрокультур, овощей открытого грунта, молока, мясного КРС, развитие виноградных, плодово-ягодных насаждений и т. д. Кроме того, в этот вид субсидий входит развитие малых форм хозяйствования, а также поддержка 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития (определяются исходя из среднедушевых доходов населения, уровня безработицы, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и уровня инвестиций в основной капитал).
В качестве одной из приоритетных подотраслей производство молока определено в 2020 г. для всех субъектов РФ, кроме Республики Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Тыва и Хакасия, Забайкальского, Камчатского, Краснодарского и Ставропольского краев, г. Севастополь, Тюменский и Челябинской областей, Еврейской АО и ХМАО.
В этом году на этот вид поддержки выделено 26,9 млрд руб., в том числе и на стимулирование производства молока — 2,3 млрд. руб.
Из нововведений исключены показатели по личным подсобным хозяйствам, при оценке эффективности использования субсидий субъектами РФ. Также из Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета исключено требование об утверждении распределения субсидий между субъектами РФ Законом РФ о федеральном бюджете.
Минсельхоз, внедривший с 2020 года новый механизм господдержки отрасли, не планирует его кардинальных изменений в ближайшие три года, заявила замминистра сельского хозяйства РФ Елена Фастова на конференции «Где маржа-2020» в Москве:
«Мы не настроены кардинально менять механизм господдержки. Будем плавно отрабатывать его в ближайшие три года. Соответственно, если и будем вносить какие-то изменения, то только по просьбе самих сельхозпроизводителей», — сказала она.
С более подробной информацией, касающейся господдержки Вы сможете ознакомиться на сайте Минсельхоза.
Компенсирующие и стимулирующие субсидии в сельском хозяйстве
2. Виды и порядок предоставления
государственной помощи сельскому хозяйству
8. Государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации. В соответствии с ПБУ 13/2000 (п. 1) государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:
бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);
Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ определены понятия субвенции и субсидии.
Целевое использование бюджетных средств регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными документами субъектов Российской Федерации.
9. Государственная помощь по финансированию сельского хозяйства осуществляется как на возвратной основе (лизинговый фонд для приобретения новой техники и оборудования, покупки племенных животных, льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, создание федеральных фондов семян и средств защиты растений, создание федерального фонда ветеринарных препаратов для ликвидации эпидемий и других массовых заболеваний животных и птицы), так и на безвозвратной основе (инвестиции на целевые мероприятия, включая затраты на мелиорацию, компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений, субсидии на производство льна и конопли, на поддержку племенного животноводства, возмещение из федерального бюджета разницы в процентах по ставкам по льготным кредитам и др.).
Особенности бюджетного финансирования предполагают разные методологические подходы к отражению операций в бухгалтерском учете.
10. Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства утверждается ежегодно Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.
Порядок предоставления субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается ежегодно соответствующими структурами органов местной и региональной власти.
11. Финансирование субсидий осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на основании заключенных с ними соглашений. Финансирование субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
12. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета на основании сводной бюджетной росписи доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержденные в установленном порядке объемы финансирования субсидий по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
13. Фактические объемы финансирования субсидий по субъектам Российской Федерации определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании сводных справок-расчетов, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает и доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации размеры (ставки) субсидий на соответствующие виды расходов, формы справок-расчетов на получение субсидий, порядок их заполнения и представления, перечень документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, а также форму перечня получателей субсидий.
15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заключенных соглашений утверждают перечни получателей субсидий по отдельным отраслям сельскохозяйственного производства, осуществляют исчисление субсидий и перечисление денежных средств получателям субсидий через лицевые счета, открытые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в органах федерального казначейства в установленном порядке.
16. Получателями субсидий могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.
17. Основанием для расчета и выплаты субсидий являются фактически произведенные за отчетный период текущего финансового года расходы, на которые предоставляются субсидии, подтвержденные соответствующими первичными документами.
18. Получатели субсидий ежеквартально представляют в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации справки-расчеты на выплату субсидий, а также заверенные в установленном порядке копии документов (договоров купли-продажи, счетов-фактур, платежных документов, накладных на товары и др.), подтверждающих расходы, связанные с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
19. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании справок-расчетов, представленных получателями субсидий, составляют и заверяют сводные справки-расчеты отдельно по каждому виду субсидий, которые направляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
20. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании проверенных и утвержденных им сводных справок-расчетов, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах ежемесячно утверждаемых объемов финансирования расходов федерального бюджета составляет реестры на выплату субсидий по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, которые представляются Министерству финансов Российской Федерации.
По представлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации указанных документов Министерство финансов Российской Федерации направляет управлениям федерального казначейства по субъектам Российской Федерации реестры на финансирование субсидий в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета.
21. Управления уведомляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о поступлении средств федерального бюджета на указанные цели путем предоставления выписки из их лицевых счетов.
По получении выписки из лицевого счета органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в управления платежные поручения на перечисление денежных средств получателям субсидий, а также документы, являющиеся основанием для платежа (соглашения, утвержденные перечни получателей субсидий по отдельным отраслям сельскохозяйственного производства, справки-расчеты по видам субсидий, а также документы, на основании которых они были составлены).
22. Управления в соответствии с платежными поручениями осуществляют перечисление денежных средств на счета получателей субсидий, открытые в кредитных организациях, и отражают соответствующие кассовые операции на лицевых счетах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При необходимости, кассовый расход федерального бюджета при финансировании субсидий, предназначенных для предприятий и организаций, поименованных в реестре вышестоящего органа федерального казначейства, осуществляется путем перечисления средств федерального бюджета со счетов отделений федерального казначейства на счета этих предприятий и организаций, открытых в учреждениях банков, с отражением этих расходов по главе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
23. Отражение в бухгалтерском учете предоставленных субсидий из федерального бюджета осуществляется получателями субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами, которые применяются в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств.
24. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчетность по установленной форме, заверенную в соответствующих органах федерального казначейства.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленном порядке представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчетность в установленные сроки.
25. Контроль за достоверностью документов, подтверждающих фактические объемы произведенных получателями субсидий соответствующих затрат, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Контроль за правильным исчислением и выплатой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, а также за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль согласно бюджетному законодательству Российской Федерации.
26. Основные субсидии из федерального бюджета (перечень может ежегодно корректироваться) предоставляются на следующие виды расходов:
а) поддержка северного оленеводства:
— на содержание животных в хозяйствах, занимающихся разведением северных оленей, по установленной ставке на 1 голову северного оленя, исходя из учтенного органами государственной статистики поголовья на начало текущего года;
б) поддержка племенного животноводства:
— на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в племенных и генофондных хозяйствах, включенных в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по установленной ставке на одну условную голову;
— на содержание племенного маточного поголовья пушных зверей, включенных в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по установленной ставке на одну условную голову;
— на содержание племенных быков-производителей на предприятиях по племенной работе и искусственному осеменению животных по установленной ставке на одну условную голову;
в) поддержка отечественного овцеводства:
— на содержание маточного поголовья овец и коз (включая ярок от года и старше) в хозяйствах, занимающихся разведением овец и коз, по установленной ставке на одну голову овцематки и козоматки, исходя из учтенного органами государственной статистики поголовья на начало текущего года. При отсутствии статистических данных о наличии маточного поголовья овец и коз в крестьянских (фермерских) хозяйствах для определения маточного поголовья овец и коз применяется коэффициент 0,6 к общему их поголовью на начало отчетного периода;
г) поддержка элитного семеноводства:
— на приобретение элитных семян сельскохозяйственных растений для размножения и проведения сортосмены, сортообновления у юридических и
27. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации могут выделять средства государственной помощи на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур, на льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, инвестиционные кредиты на целевые мероприятия и т.д.
Субсидии на сельское хозяйство.
О субсидиях, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.
Субсидирование сельского хозяйства.
Вводная информация.
Теперь о том, кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем. Данное понятие приведено в ст. 3 Закона № 264‑ФЗ[2]. Таковыми признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год.
Иначе говоря, для получения бюджетной субсидии на сельское хозяйство по общему правилу необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за соответствующий календарный год (то есть за период с 1 января по 31 декабря). Очевидно, для крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей в этой части в 2015 году будут действовать особые правила, установленные в том числе региональными нормативными правовыми актами. Сказанное обусловлено Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423, положениями которого утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 – 2017 годы.
Субсидия на сельское хозяйство – это внереализационный доход.
Субсидия на сельское хозяйство, полученная коммерческой организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном ст. 78 БК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ не является целевым финансированием или целевым поступлением (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому она подлежит включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль вне зависимости от цели, ради достижения которой она выделена из бюджета.
Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465‑ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:
В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных п. 4.1 ст. 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Итак, полученная организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия на сельское хозяйство для целей налогообложения прибыли представляет собой внереализационный доход.
ООО «Урожай», применяющее общую систему налогообложения, получило в апреле 2015 года субсидию на сельское хозяйство из бюджета Республики Крым в сумме 5 900 тыс. руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.[3]) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением оборудования для животноводства. Оборудование было приобретено в феврале 2015 года и в этом же месяце принято к учету и введено в эксплуатацию. Оно отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно), установлен срок полезного использования – 36 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации по оборудованию составляет 139 тыс. руб. и начисляется с марта 2015 года.
В Письме Минфина России от 06.04.2011 № 03‑03‑06/1/220 тоже подчеркивается, что субсидии на сельское хозяйство, полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом же письме финансисты отмечают: данные субсидии могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и произведенной и переработанной названными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (см. также Письмо от 01.11.2013 № 03‑03‑06/1/46682). Следовательно, в отношении этих доходов может быть применена ставка налога 0%, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ для данного вида деятельности, при условии соблюдения требований, определенных п. 2 ст. 346.2 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03‑03‑06/1/56444).
Если полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), а, например, направлена на компенсацию расходов, связанных со строительством дорог или газопровода (см. Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03‑03‑06/1/611), то названная субсидия включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.
И последнее в этом разделе. Затраты, на компенсацию которых предоставлены бюджетные субсидии, для целей налогообложения прибыли признаются в общем порядке. Так, если субсидия предоставлена организации на возмещение затрат на приобретение элитных семян, сумма фактических расходов на их приобретение включается в состав материальных расходов на дату передачи семян в производство (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).
Субсидирование сельского хозяйства и НДС.
О налоговой базе по НДС
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то данные суммы субсидий не включаются в облагаемую базу.
В ситуации, когда предоставленные организации – сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии являются платой за реализуемые ей товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Источник выплаты субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ) в данном случае значения не имеет.
Справедливость сказанного подтверждают разъяснения официальных органов (см., например, письма Минфина России от 08.02.2013 № 03‑07‑11/3144, от 01.02.2013 № 03‑07‑11/2142, от 27.05.2011 № 03‑03‑06/1/313).
О восстановлении налога.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж[4]).
Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).
Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.
Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.
Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 [5] в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.
Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).
Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.
В каком случае субсидию придется вернуть?
Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.
Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.
Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012[6]: субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.
Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.
Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.
Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.
При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.
В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.
И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.
[1] См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02‑04‑11/68124.
[2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
[3] Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.
[4] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
[5] Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310‑КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
[6] Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307‑ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Т. М. Медведева
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма», №3, март, 2015 г.