компетенция в административном праве это

Тема 3. Компетенция в административном праве Понятие и признаки компетенции в административном праве

Компетенция – это формально установленный объем прав и обязанностей, которыми наделяется государственный орган или должностное лицо для выполнения возложенных на него функций и задач государства. Основными признаками компетенциями в административном праве являются:

формальная определенность компетенции, которая предполагает, что компетенция государственного лица и должностного лица закрепляется в нормативных правовых актах (если закрепить не в нормативном порядке, то любое действие не будет обязательным для определенного круга лиц, в нормативный означает, что для всех)

системный характер компетенции, который предполагает взаимную связь и взаимную зависимость элементов структуры компетенции, что в упрощенном виде выражается в обусловленности полномочий целями и задачами соответствующего государственного органа или должностного лица.

властный характер компетенции, предполагающий, что в силу ее закрепления в правовых актах, она реализуется применительно к неопределенному кругу лиц и обеспечивается силой государственного принуждения. Сочетания в полномочиях, составляющих компетенцию одновременно и право, и обязанности.

По общему правилу компетенция государственного органа или должностного лица неотчуждаема. Это означает, что государственный орган и должностное лицо не может по своему усмотрению передать свои права и обязанности другому субъекту, кроме случаев специально закрепленных нормативно-правовых актов. Одним из наиболее часто встречающихся таких случаев является делегирование полномочий, то есть временная передача одним государственным органом или должностным лицом другому государственному органу или должностному лицу отдельных своих публично властным полномочий для решения конкретных управленческих задач, поскольку делегирование по своей природе противоречит принципу неотчуждаемости компетенции в отношении него применяются ограничения в отношении него, позволяющие его негативные последствия.

делегирование возможно, только если его возможность предусмотрена в нормативном правовом акте

делегирование должно оформляться нормативном порядке (почему: субъект который делегирует, наделен компетенцией, все его акты неопределенный круг лиц, он передает свои полномочия субъекту-получателю, в момент передачи нужно сохранить обязывающий характер, то есть субъект-получатель тоже должен иметь возможность на основе акта обязывать неопределенный круг лиц, чтобы это произошло, связь между передающим и получающим должна иметь нормативный характер)

временный характер делегирования

орган, делегировавший свои полномочия сохраняет за собой право контроля за субъектом-получателем этих полномочий, право отмены акта субъекта-получателя и право досрочного решения делегированного полномочия. При этом данные права реализуются только в том объеме, который относится к делегированному полномочию. ( это означает, что если у передал х, а у него есть еще куча полномочий, то вмешиваться в его деятельность у может когда он реализует делегированное полномочие, на другие влиять у не может)

делегирование осуществляется только при наличии целесообразности, которая в общем виде с государственном управлении сводится к возможности экономии на ресурсах, затрачиваемых на решение конкретной управленческой задачи.

Источник

КОМПЕТЕНЦИЯ

Смотреть что такое КОМПЕТЕНЦИЯ в других словарях:

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

компетенция ж. 1) Область знаний, круг вопросов, в которых кто-л. хорошо осведомлен. 2) Круг полномочий, прав какого-л. органа или должностного лица.

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

Компетенция — см. Ведомство.

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ(лат.; этим. см. компетентный судья). 1) круг ведения какого-либо учреждения). 2) домогательство, стремление к одной цели.Словарь иностранны. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

сущ.competence; (сфера полномочий тж) authority; jurisdiction; power; (выборного органа и т.п.) terms of referenceвходить в компетенцию — to come (fall. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

сущ.competence; (сфера полномочий тж) authority; jurisdiction; power; (выборного органа и т.п.) terms of referenceвходить в компетенцию — to come (fall. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

Компетенция (от лат. competo добиваюсь; соответствую, подхожу) юридически установленные полномочия, права и обязанности властного органа или должност. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

(лат. competere добиваться, соответствовать, подходить). Совокупность знаний, навыков, умений, формирующих способность к выполнению какой-л. деятельности. Владение языком предполагает наличие у субъекта: а) языковой (лингвистической) к., понимаемой как потенциал лингвистических знаний человека (усвоение им категорий и единиц языка, их функций и правил реализации в речи), имеющих тесную связь с интеллектуальными способностями личности, и умений оперировать языковыми единицами; б) речевой к., понимаемой как способность наилучшим образом организовать речевой акт, а также сопряженной со сформированностью механизмов восприятия и продуцирования высказываний; в) прагматической к., понимаемой как умение употреблять высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуативными условиями речи (умение выбрать наиболее эффективный способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта и поставленной цели); г) предметной к. — способности ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности; д) коммуникативной к., понимаемой как способность средствами иностранного языка осуществлять речевую деятельность на основе языковых, социолингвистических знаний в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности (коммуникативная к. индивидуальна, динамична, представляет собой сложный комплекс коммуникативных умений, компонентами коммуникативной к. являются языковая, речевая, прагматическая, предметная к.). смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

от лат. competo добиваюсь; соответствую, подхожу) юридически установленные полномочия, права и обязанности властного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов или органов местного самоуправления. Государственные органы или должностные лица не имеют права выходить за рамки своей компетенции. Конституция Российской Федерации разграничила компетенцию высших органов государственной власти (по горизонтали) и компетенцию центральной власти и местного управления (по вертикали). Четкая фиксация компетенции и ее разграничение воплощает в реальность принцип разделения властей. Отнесение определенного круга вопросов к полномочиям одного государственного органа означает исключительную компетенцию этого государственного органа. Возможна и совместная компетенция (как по горизонтали, так и по вертикали), когда один круг вопросов может быть в ведении нескольких государственных органов. При этом, как правило, соблюдается приоритет одного из государственных органов, обычно более высокого в государственной иерархии. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: компетенция2) Ударение в слове: компет`енция3) Деление слова на слоги (перенос слова): компетенция4) Фонетическая тран. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

Цепко Цепея Цеп Цент Цемент Топ Тоня Тоник Тон Томия Томин Томик Том Токиец Ток Тнк Тмин Типец Тип Тим Тик Тенек Темя Темп Темно Темник Теком Текинец Теин Пятно Пятник Птенец Потник Потиец Поти Потенция Потение Потемкин Потемки Потек Пот Понятие Понтия Понт Пони Помин Поение Поем Питон Питомец Пион Пинцет Пинок Пино Пинк Пимон Пимент Пимен Пим Пикт Пико Пикет Пик Пие Петя Петин Пеон Пеня Пение Пенек Пектин Пекинец Пекин Пек Оцет Отцеп Отец Отек Опция Оптик Опт Оним Омет Нтц Нто Нпо Ном Нок Ниц Нит Нея Нети Немо Немецко Немец Мятие Мотя Мотня Мотин Мот Моп Монт Моки Митя Миоцен Миот Мио Минея Мик Мец Метоп Метко Метек Ментик Мент Коцит Кот Копт Копия Копие Концепт Конец Кон Цетин Цея Компетенция Комп Коми Ком Кноп Кмет Цик Кито Цинк Кит Киот Кино Цмин Яик Ким Кетон Кетмия Кепи Яким Ион Иомен Инок Инко Япет Инк Ение Емко Емец Ектения Японец Енот Икт Имя Иня Ипомея Кен Кениец Кения Янки. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

-и, ж. 1.Область вопросов, в которых кто-л. хорошо осведомлен.— Я же не технолог! — воскликнул профессор. — Эти проблемы не в моей компетенции. Кетлин. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

3.4 компетенция: Способность работника АС, проявляющаяся в знаниях, умениях и навыках и в возможности их применения при реализации должностной обязан. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, устава. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

1. Вообще – способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то. 2. В судебной психиатрии, см. компетентный. 3. В исследованиях языка и психолингвистики – владение базовыми, абстрактными правилами языка. Здесь различают компетенцию и употребление языка в речи. Теория компетенции является теорией лингвистических знаний и грамматики, того, что идеально владеющий языком человек мог бы сказать или понять; теория употребления языка является теорией поведения, того, что реальный человек, владеющий языком, фактически говорит, и как он понимает высказывания других. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

ж.compétence fкомпетенция суда — compétence du tribunalэто не в моей компетенции — cela n’est pas de ma compétence (или de mon ressort)Синонимы: власт. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

совокупность знаний, навыков, умений, способов действий и психологической готовности, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу объектов и процессов; круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

круг полномочий, право принятия решений государственного органа, должностного лица, оговариваемое законами, нормативными актами, положениями, инструкциями.

КОМПЕТЕНЦИЯ

1) круг ведения какого-либо лица или учреждения (выражение: “такое-то действие входит в компетенцию этого учреждения” равнозначаще тому, что действие. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ компетенции, мн. нет, ж. (латин. competentia) (книжн.). 1. Круг вопросов, явлений, в к-рых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.

КОМПЕТЕНЦИЯ

от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом. К. задает круг предназначений, обязанностей, ролей, комплекс задач, которые должен решить человек. К. — это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Следует различать компетентность как показатель, обязательный уровень образования человека, общие виды компетентности (метапрофессиональные) и виды профессиональной компетентности. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

(от лат. competens соответствующий от compete добиваюсь, соответствую, подхожу) совокупность юридически установленных полномочий (прав и обязанностей) управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

жyetkiвходи́ть во вну́треннюю компете́нцию госуда́рства — devletin ulusal yetkisi çerçevesine girmekСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, п. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

ж. книжн.competencia f, incumbencia fэто не в моей компетенции — esto no me compete (incumbe), esto no es de mi competencia (incumbencia)

КОМПЕТЕНЦИЯ

совокупность полномочий, которыми располагает какой-либо орган или должностное лицо, определенная Конституцией, законами, уставами и изданиями на основ. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

готовность субъекта к эффективной организации внутренних (знаний, умений, навыков) и внешних ресурсов для постановки и достижения целей в профессиональной и внепрофессиональной деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях; набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

ж. compétence f компетенция суда — compétence du tribunal это не в моей компетенции — cela n’est pas de ma compétence (или de mon ressort)

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

Ударение в слове: компет`енцияУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: компет`енция

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

компетенцияסַמכוּת נ’* * *ידעיכולתמודעותסמכות שיפוטיתפרובינציהקומפטנציהתחוםתחום הידיעותתחום ראיהСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полно. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ (лат. competentio от соmpeto — добиваюсь, соответствую, подхожу) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).

КОМПЕТЕНЦИЯ

компетенция ж 1. (объём знаний) Kompetenz f c, Sachkenntnis f c (-ss-) 2. (круг полномочий) Kompetenz f, Zuständigkeit f это вне моей компетенции dafür bin ich nicht zuständig
Синонимы:

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

круг полномочийfennhátoság* * *жilletékesség, hatáskörСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права

КОМПЕТЕНЦИЯ

совокупность полномочий, которыми располагает какой-либо орган или должностное лицо, определенная Конституцией, законами, уставами, положениями, инструкциями.
Синонимы:

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

1. круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2. совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. компете/нцииСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права

КОМПЕТЕНЦИЯ

включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

компетенция = ж. competence; (круг полномочий тж.) jurisdiction; входить в чью-л. компетенцию be* within smb.`s competence; вне (сферы) чьей-л. компетенции outside smb.`s competence; вне компетенции суда beyond the court`s jurisdiction.

КОМПЕТЕНЦИЯ

Rzeczownik компетенция f kompetencja f

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

f.competenceСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

(от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицсг обладает познаниями, опытом. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

ж. 1. компетенция (белгилүү бир адамга тапшырылган маселелер, иштер); это не входит в мою компетенцию бул менин компетенцияма кирбейт; 2. юр. компетенция (кандайдыр бир мекеменин же адамдын полномочиеси). смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

ж. competenza, pertinenza в / вне компетенции кого-чего-л. — di competenza di; fuori della competenza di Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

сущ.жен.компетенци1. пӗлулӗх, ӑсталӑх; человек с ширбкой компетенцией анлӑ пелулле сын2. компетенци, тйвӗҫ (должноҫри ҫынна е органа панӑ правйсем); ато не в моей компетенции ку манӑн тйвӗҫ мар. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

Ж мн. нет 1. kompetensiya, səriştə, bilik, təcrübə; 2. e’tibar; 3. səlahiyyət, bilik sahəsi, ixtisas; эти вопросы не входят в мою компетенцию bu məsələlər mənim səlahiyyətim xaricindədir. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

компете’нция, компете’нции, компете’нции, компете’нций, компете’нции, компете’нциям, компете’нцию, компете’нции, компете’нцией, компете’нциею, компете’нциями, компете’нции, компете’нциях. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

сущ. жен. рода, только ед. ч.компетенція

КОМПЕТЕНЦИЯ

жcompetência fСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права

КОМПЕТЕНЦИЯ

1. kompetents2. pädevus3. võimkond4. võimupiirid

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

kompetanse, ressort, maktСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права

КОМПЕТЕНЦИЯ

— совокупность полномочий, которыми располагает какой-либо орган или должностное лицо, определенная Конституцией, законами, уставами, положениями, инструкциями. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

Необходимые способности или соответствие чьим-либо нуждам. Обладание способностями, необходимыми для достижения определенной цели или завершения проекта. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

(физиологическое состояние бластемы)competence, competency

КОМПЕТЕНЦИЯ

совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью;. смотреть

КОМПЕТЕНЦИЯ

competenceСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права

КОМПЕТЕНЦИЯ

competenceСинонимы: власть, знание, опыт, осведомленность, полномочия, права

КОМПЕТЕНЦИЯ

ж. см. компетентность

КОМПЕТЕНЦИЯ

Компете́нцияuhusiano (ma-), majukumu мн., madaraka мн.

КОМПЕТЕНЦИЯ

1)круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [51, с. 351; 81, с. 295].

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

• kompetence• oprávnění• pravomoc• příslušnost• působnost

КОМПЕТЕНЦИЯ

круг полномочий учреждения или лица, круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает опытом, познаниями, полномочиями решать.

КОМПЕТЕНЦИЯ

Iбіліктілік, білімэто не в моей компетенции — бұл менің қызметіме жатпайдыIIпед. сөйлеу дағдылары

КОМПЕТЕНЦИЯ

1. (круг хорошо известных вопросов) құзырет2. юр. (круг полномочий) міндет, қызмет бабы;- компетенция суда соттың құзыреті

КОМПЕТЕНЦИЯ

жKompetenz (f) Zuständigkeit (f)

КОМПЕТЕНЦИЯ

Область полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в к-рых данное лицо обладает познаниями и опытом.

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ

f; ks компетентныйpätevyys

КОМПЕТЕНЦИЯ

Aufgabenbereich, Aufgabenfeld, Aufgabengebiet, Bereich, Gebiet, Ressort, Kompetenz, Zuständigkeit

КОМПЕТЕНЦИЯ

компетен||цияж ἡ ἀρμοδιότητα <-ης>: это не в моей

ции αὐτό δεν εἶναι τῆς ἀρμοδιότητας μου.

КОМПЕТЕНЦИЯ

Bereich, Kompetenz, (юридическая) Rechtszuständigkeit, Zuständigkeit, Zuständigkeitsbereich

Источник

Административное право в правовой системе Российской Федерации

В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

Воздействие административного права на общественные отношения:

Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Методы административного права:

Понятие «управление» в административном праве

Понятие «администрация» произошло от латинского слова «управление».

Управление – действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.

Выделяют три вида управления: техническое, биологическое, социальное:

1) техническое – управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;

2) биологическое – управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);

3) социальное – управление людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются:

а) объект – это всегда человек или группа людей;

б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;

г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Государственное управление – это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.

Также выделяют подвиды социального управления:

Исполнительная власть

Понятие государственное управление и его место в государственном механизме определяется следующими признаками:

1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;

2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.

Особенности государственного управления:

1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;

2) государственное управление осуществляется непрерывно;

3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);

4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.

Государственная власть – это разновидность общественной власти, осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им другим субъектам.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему – распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Государственное управление – это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.

Признаки государственного управления:

Понятие административного права. Предмет и метод административно-правового регулирования

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права:

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

Функции и принципы административного права

Воздействие административного права на общественные отношения: регулирует отношения во всех сферах общественных отношений; определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях; устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов; за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность.

Функции – выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ним задач.

Функция административного права – категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.

Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности.

Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников административного права:

Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

Соотношение административного права с другими отраслями права

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Отличие от других отраслей права:

Административное право – это всегда отношения двух субъектов, один из которых обладает властными полномочиями.

Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.

Воздействие административного права на общественные отношения:

Система административного права

Система административного права – это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Содержание системы административного права включает в себя Общую и Особенную части.

Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти.

Виды институтов административного права:

Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

Виды административно-правовых норм:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.

Признаки норм административного права:

Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Понятие и виды административно-правовых отношений

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

Юридические факты в административном праве

Юридический факт – это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (сможет) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Функциями юридических фактов в административном праве являются:

Классификация юридических фактов:

1) по характеру наступивших последствий:

3) по наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *