комплекс с автоматом на 8 счетов
Комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счетов (Упражнение № 31 (НФП – 2009)) Методическая разработка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»
г. Полысаево Кемеровской области
Комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счетов
(Упражнение № 31 (НФП – 2009))
Евгений Андарович Мухомедьянов,
педагог дополнительного образования;
Елена Викторовна Панина,
Мухомедьянов Евгений Андарович, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества имени Б. Т. Куропаткина».
Данная методическая разработка направлена на ознакомление начинающих с основами рукопашного боя с автоматом на 8 счетов (Упражнение № 31 (НФП – 2009)).
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, занимающимся преподаванием военно – прикладных видов спорта.
Комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счетов (Упражнение № 31 (НФП – 2009)) [Текст] : методическая разработка / сост. Е. А. Мухомедьянов, Е. В. Панина. – Полысаево, 2019. – 15 с.
Рукопашный бой – популярный отечественный вид спорта. Правила и терминология составлены на русском языке, основами методик тренировок и соревнований являются отечественные научно обоснованные школы борьбы и бокса. Привлекательными факторами является зрелищность соревнований, многообразие технических приемов и действий, в сочетании с обеспечением необходимого уровня безопасности для здоровья спортсменов.
Данный вид спортивного единоборства является неотъемлемой частью физической подготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов России, поэтому знакомство с ним служит военно-патриотическому воспитанию молодежи, подъему престижа военной и государственной службы.
Рукопашный бой – уникальная наука глубокой духовности и физического совершенствования человека, комплексный подход к формированию личности воспитанника: дети и подростки, изучающие рукопашный бой, должны стать физически развитыми, дисциплинированными, уверенными в себе, спокойными, владеющими позитивным мышлением, что повысит их результаты в других видах деятельности и укрепит их здоровье.
Философия рукопашного боя предполагает умение выживать, защищаться от врагов, сохранять свой род и развивать культуру своего государства.
В основе «воинской морали» лежат принципы: «причини противнику наименьший вред», «используй силу противника, а не свою», «оружие добудешь в бою» – умение поступать согласно этим принципам, можно считать вершиной мастерства рукопашного боя.
Регулярные занятия рукопашным боем развивают стремления молодежи к познанию и самосовершенствованию. Они формируют потребность в регулярных занятиях физкультурой и спортом, осмысленного отношения к ним, укрепляют здоровье, повышают работоспособность детей и подростков, совершенствуют их физические и психические качества. Также воспитывают у учащихся силу воли, внимательность, мужество, стойкость, рациональный образ мышления и поступков.
Методическая разработка составлена в соответствии с:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
— Федеральный закон от 04.12.2007г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской федерации;
— Приказом от 12.09.2013 N 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531);
— Приказом от 27.12.2013 N 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).
Данная методическая разработка направлена на ознакомление начинающих с основами рукопашного боя с автоматом на 8 счетов (Упражнение № 31 (НФП – 2009)).
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, занимающимся преподаванием военно – прикладных видов спорта.
Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах.
Казенные и скучные комплексы, не дающие в плане подготовки к рукопашному бою, практически никаких навыков.
Причем их выпустило целое Министерство обороны, слишком как-то серо и уныло, зачем и кому они такие нужны, не понятно. Можно ведь было придумать что-то более интересное — столько сейчас информации по рукопашному бою, а вот придумали такой примитив. Например, что нибудь подобное Ката Санчин, или несколько комплексов, с последовательно увеличивающейся сложностью.
Кажется сложно будет для освоения и не нужно военнослужащим, но например именно так и сделано в американской армии (см. рубрику — MCMAP — Marine Corps Martial Arts Program) с различными уровнями и поясами. И ничего все осваивают, и получают при этом не бутафорские а вполне реальные знания по рукопашному бою.
Комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счетов.
Армейский рукопашный бой на 8 счетов: как научиться драться на уровне рефлексов
Общие сведения о рукопашном бое на 8 счетов
В соответствии с имеющейся в открытых источниках информацией разработчиком комплекса упражнений является Министерство обороны России. Официально они были выпущены весной 2009 года. Однако кто конкретно занимался созданием методики, не сообщается. Также неизвестно, обладал ли этот человек или группа лиц познаниями в области боевых искусств.
Цель и задачи практических занятий по рукопашному бою
Все российские военнослужащие готовятся к схватке с противником. При этом важный этап подготовки – это освоение солдатами техник рукопашной схватки.
Регулярные уроки по рукопашному бою – это занятия, которые сопровождаются применением на практике полученных знаний. Они проводятся для того, чтобы солдаты овладели навыками успешного ведения рукопашного боя с оппонентом. Также развиваются и совершенствуются физическая подготовка и психологическое восприятие борьбы.
Согласно Наставлению по физической подготовке обучение происходит как по отдельным разделам, так и комбинированно. На комплексных занятиях воины должны показать правильное выполнение боевых приемов, умело сочетая их с элементами из других разделов.
Занятия должны проводиться так, чтобы они были интересными, но вместе с тем с соблюдением высокого уровня дисциплины. При этом физическая нагрузка должна быть оптимальной, чтобы качественно натренировать, но излишне не переутомить военнослужащих.
У занятий есть следующие задачи:
Комплексы направлены на совершенствование ударов верхними и нижними конечностями, создание защитных рефлексов, а также освоение приемов-захватов.
Перед выполнением упражнений нужно вытянуться по стойке смирно (принять начальное положение).
Движение №1 – Изготовка к схватке с зашагиванием вперед левой ногой.
Движение №3 – Атака правой ногой вперед.
Движение №8 – Принять начальное положение.
Комплекс оценивается по времени, затраченному на его выполнение:
Также учитываются все допущенные ошибки, четкость, резкость выполнения и т.д.
Комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счетов
Перед выполнением упражнения нужно вытянуться по стойке смирно (принять начальное положение).
Движение №1 – Шагнув левой ногой вперед, изготовиться к схватке.
Движение №3 – Шагнуть назад правой ногой с одновременным выполнением удара назад затыльником-амортизатором.
Движение №5 – Ударить плечевым упором сбоку, совершив небольшой шаг правой ногой.
Движение №6 – Совершить круговой поворот через левое плечо, отставив правую ногу назад. В это же время подставкой автомата создать защиту от нижнего удара.
Движение №7 – Шагнув вперед правой ногой, ударить прямо автоматным магазином. Затем штыком ударить слева направо по направлению вниз рубящим движением.
Движение №8 – Принять начальное положение.
Оценка выставляется в зависимости от затраченного на выполнение времени:
Также учитываются точность выполнения, уверенность и т.д.
Проверка и оценка физической подготовки военнослужащих
Начальник должен периодически проверять подготовленность вверенных ему солдат. В течение первых 14 дней проверяются новоприбывшие военнослужащие, затем проверка производится ежеквартально. Проверка физических способностей производится и после окончания срока срочной службы в армии, но при условии заключения договора о контрактной военной службе или его продлении. Также проверка физических способностей осуществляется перед поступлением на военные кафедры или в учебные заведения военной направленности, перед повышением по службе.
О сроке проведения проверки сообщается заранее (не менее чем за 3 месяца). Во время проверки определяются:
Чтобы проверка была более качественной и точной, военнослужащих разделяют на группы. Для выполнения заданий у солдат есть только одна попытка. Нельзя проходить проверку повторно, чтобы улучшить оценку.
Требования по проверке и оценке состояния физической подготовки военнослужащих Вооруженных сил России
Военнослужащим нужно продемонстрировать свои умения в упражнениях, показав следующие навыки:
Прохождение упражнений происходит в течение одного дня. На проверяемом должна быть надета спортивная форма.
При проверке участнику могут быть выставлены следующие оценки:
Если участник не может пройти тестирование из-за неблагоприятного состояния здоровья, то ему могут быть предложены задания с нагрузкой на те же мышцы, но менее сложные.
Если участник не участвовал в тестировании из-за несения службы в проверочный период, то он должен пройти его в другое назначенное время.
Окончательная оценка физических навыков военнослужащих составляется из баллов за все пройденные задания.
Оценка техники рукопашного боя в первом туре
В первом туре оцениваются сочетания приемов и техник рукопашного боя с добавлением действий для захвата вооруженного противника.
Оценка производится по десятибальной шкале с наивысшей оценкой 10 баллов. За ошибки баллы вычитаются, а оставшиеся становятся итоговой оценкой. Если боец не смог предотвратить атаку или защититься от действий противника, которые в реальном бою принесли бы летальный исход или серьезные травмы, то ему автоматически засчитывается ноль баллов.
Ошибка | Баллы | Действия, которые привели к ошибке |
Грубая | 3 | Защита на линии огня; Приемы вразнобой, выполненные с паузами; Контратака в неподвижном положении без отвлекающих приемов; Изменение приемов. |
Средняя | 2 | Медленные и неточные действия; Потеря равновесия во время выполнения приемов; Выполненные не вовремя контратаки. |
Мелкая | 0,5 | Мелкие нарушения скорости, точности движений. |
Бойцы подвергаются наказанию за применение запрещенных действий, таких как:
Наказания за нарушения могут быть как легкими (предупреждение, выговор), так и тяжелыми (отстранение от соревнований).
Армейский рукопашный бой. Определение, правила, оценка технических действий
АРБ – это отечественное единоборство, сочетающее элементы техник и приемов других боевых искусств. Зародилась эта дисциплина в воздушно-десантных войсках, и имеет существенное отличие от других: разрешено добивать противника до полного поражения как руками, так и ногами, в том числе по голове, и даже лежащего. Из-за этой особенности АРБ неизменно популярен среди любителей спорта. Состязания по армейскому рукопашному бою преимущественно зрелищны, но при этом жестоки.
Для многих АРБ является слишком жестким и даже безнравственным единоборством. Это обстоятельство оправдывается тем, что оно разрабатывалось для нужд армии специально для того, чтобы выводить оппонента из строя за минимальный промежуток времени.
Тем не менее на соревнованиях по АРБ применяются строгие правила и соблюдается требования по полному снаряжению участников. Это помогает свести к минимуму травматизм в ходе поединков.
На занятиях по армейскому рукопашному бою обучающиеся развивают такие черты характера, как смелость, мужество и уверенность, приобретают навыки быстрой нейтрализации противника и защите от атак. Комплекс упражнений по армейскому рукопашному бою на восемь счетов хоть и имеет прикладной характер, играет важную роль в подготовке военнослужащих и увлекающихся этим единоборством спортсменов.
Комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счетов.
Обучающемуся назначается пять предусмотренных программой обучения приемов из различных групп: приемы боя с оружием; приемы боя рукой и ногой; освобождение от захватов; обезоруживание противника.
Выполнение каждого приема оценивается:
· 5 баллов – если прием выполнен согласно описанию быстро и уверенно;
· 4 балла – если прием выполнен согласно описанию, но недостаточно быстро и уверенно;
· 3 балла – если прием выполнен согласно описанию, но медленно и с нарушением слитности движения, или допущена потеря равновесия, но конечная цель достигнута;
· 2 балла – если прием не выполнен или выполнен не в соответствии с описанием.
Выполнение комплекса приемов рукопашного боя на 8 счетов оценивается:
· 5 баллов – если комплекс выполнен согласно описанию, без технических ошибок, без неоправданных остановок между элементами;
· 4 балла – если комплекс выполнен согласно описанию, но допущены незначительные технические ошибки: чрезмерный замах при выполнении атакующих действий, чрезмерный замах и амплитуда при выполнении защитных действий, недостаточная скорость выполнения технических действий, неоправданные остановки при переходе от защитных действий к атакующим, допущены незначительные технические ошибки в приемах самостраховки;
· 3 балла – если комплекс выполнен согласно описанию, но допущены значительные ошибки: пропуск одного действия (элемента), остановки при выполнении комплекса, потеря равновесия (без падения), значительные ошибки при выполнении приемов самостраховки;
· 2 балла – если комплекс грубо искажен, пропущено два и более действия, допущено падение.
Оценка обучающегося по рукопашному бою (РБ-1) слагается из оценок, полученных им за выполнение всех приемов и комплекса рукопашного боя на 8 счетов, и определяется:
· 5 баллов – если более половины оценок 5 баллов, а остальные — 4 балла;
· 4 балла – если более половины оценок не ниже 4 балла, а остальные — 3 балла;
· 3 балла – если более половины оценок 3 балла при отсутствии неудовлетворительных оценок, или если одна оценка 2 балла при наличии не менее одной не ниже 4 балла.
7. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.
Старт. Исходное положение: лежа перед линией начала полосы препятствий, граната справа-спереди.
Метание гранат. По команде «Вперед!» Взять гранату в правую руку. Подтянуть руки к груди и опереться ими о землю. Отталкиваясь руками и слегка отодвигая правую ногу назад, встать на колено левой ноги и сделать замах. Распрямляя толчком правую ногу и падая вперед, бросить гранату в цель (ров) и упасть на согнутые руки. Вскочить и пробежать 20 м до рва. Перепрыгнуть через ров шириной 2,5 м с приземлением на одну или на обе ноги. Пробежать по десяти проходам лабиринта. В момент каждого поворота для более быстрого разворота корпуса помогать себе руками, захватывая ими поочередно внутренние стойки лабиринта; корпус слегка наклонить вперед. Добежать до двухметрового забора. Перелезть через двухметровый забор «зацепом» или «силой». Соскочив с забора, пробежать по первой вертикальной лестнице. Залезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгнув через разрывы между ними. Спрыгнуть с конца последней балки на землю из положения стоя. В случае падения с балки в любой части моста (кроме конца последней балки) влезть по лестнице второй (средней) части моста на балку, снова пробежать по ней до конца и спрыгнуть на землю. Допускается третья попытка. После соскока на землю пробежать к разрушенной лестнице. Преодолеть первую, вторую и третью ступени разрушенной лестницы прыжками или перелазанием с обязательным касанием ногами земли между ними и пробежать под четвертой ступенью.
9. Челночный бег 10х10 м.
12. Метание гранаты Ф-1 (600 г) на дальность.
Основы военной топографии
1. Определение сторон горизонта
Обучающийся с компасом или часами в руке находится в указанной точке местности. По команде учителя «К ориентированию приступить» определяет стороны горизонта и докладывает «готово».
5 баллов – 24 с, 4 балла – 30 с, 3 балла – 36 с.
2. Определение магнитного азимута
На местности обучающемуся указывается отдельный предмет.По команде учителя «К определению магнитного азимута приступить» обучающийся определяет азимут и докладывает. Время фиксируется от подачи команды до доклада.
5 баллов – 30 с, 4 балла – 36 с, 3 балла – 42 с.
3. Определение направления движения на местности.
На местности обучающемуся указывается магнитный азимут. По команде руководителя «К определению направления движения приступить», он определяет отдельный ориентир (предмет) и докладывает. Время фиксируется от подачи команды до окончания доклада.
5 баллов – 30 с, 4 балла – 35 с, 3 балла – 44 с.
4. Движение по азимуту.
Обучающемуся выдается схема данных для движения по азимуту, на которой указаны исходные и конечные пункты, 3-4 промежуточных ориентира, магнитные азимуты и расстояние между ними в метрах. Длина маршрута не менее 2000 м.
5 баллов – 26мин., 4 балла – 32мин., 3 балла – 38мин.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
1. Наложение первичной повязки.
“Раненый” и проверяемый лежат. Время, затраченное на обнажение раны, не учитывается (допускается бинтование поверх обмундирования). Перевязочный материал находится в руках проверяемого или рядом с ним. Оценка:
а) повязка на глаз: 5 баллов – 1 мин 25 с, 4 балла – 1 мин 35 с, 3 балла – 1 мин 55 с;
б) повязка на ухо: 5 баллов – 1 мин 10 с, 4 балла – 1 мин 15 с, 3 балла – 1 мин 30 с;
в) повязка на локоть (колено): 5 баллов – 1 мин 10 с, 4 балла – 1 мин 15 с, 3 балла – 1 мин 30 с;
г) повязка на плечевой сустав: 5 баллов – 1 мин 15 с, 4 балла – 1 мин 20 с, 3 балла – 1 мин 35 с;
д) повязка на грудь (“восьмиобразная”): 5 баллов – 2 мин 10 с, 4 балла – 2 мин 20 с, 3 балла – 2 мин 50 с;
е) повязка на голеностопный сустав: 5 баллов – 1 мин 5 с, 4 балла – 1 мин 10 с, 3 балла – 1 мин 25 с.
Время отсчитывается от момента развертывания перевязочного материала до закрепления повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
· повязка наложена слабо (сползает), либо при ее наложении образуются “карманы”, складки;
· повязка не закреплена или закреплена над раной.
2. Наложение резинового кровоостанавливающего жгута (закрутки) на бедро (плечо).
Проверяемый лежит около “раненого” и держит жгут (закрутку) в руках.
а) жгут: 5 баллов – 18 с, 4 балла – 20 с, 3 балла – 25 с;
б) закрутка: 5 баллов – 30 с, 4 балла – 35 с, 3 балла – 40 с.
Время отсчитывается от команды “К выполнению норматива приступить” до закрепления жгута. После этого обозначается время его наложения.
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
· чрезмерное перетягивание конечности жгутом;
· наложение жгута на оголенное тело без подкладки, ущемление жгутом кожи;
· не обозначено время наложения жгута.
При неправильном наложении жгута, что может вызвать повторное кровотечение, угрожающее жизни раненого (расслабление или соскальзывание жгута), оценка снижается на два балла.
3. Использование шприц-тюбика из аптечки индивидуальной (АИ).
Проверяемый лежит около “раненого” и применяет шприц-тюбик из его аптечки индивидуальной. Аптечка находится во внутреннем кармане куртки. Выполнение приема заканчивается проколом иглой обмундирования (без введения иглы в мышцы).
Оценка: 5 баллов – 12 с, 4 балла – 13 с, 3 балла – 15 с.
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
· после прокалывания внутренней оболочки шприц-тюбика допущено вытекание части препарата через иглу из-за преждевременного или неосторожного нажатия на тюбик;
· после введения иглы шприц-тюбика в мышцу допущено разжатие пальцев рук;
· использованный шприц-тюбик не вложен в аптечку (приколот к обмундированию).
Если не проколота внутренняя оболочка шприц-тюбика, оценка снижается на два балла:
4. Иммобилизация раненого при переломах плеча и голени
Обучающийся с шинами из подручного материала возле раненого. При наложении шины а) на плечо (голени) раненый «сидит (лежит)» на земле. Шина накладывается на одежду (без повязки, время подготовки шины в норматив не входит). По команде «Шину наложить» обучающийся накладывает шину. Выполнение приема при переломе костей плеча заканчивается подвешиванием руки на косынку (бинт, ремень) 5 баллов – 2 мин. 40 с., 4 балла – 3мин. 10 с., 3 балла – 3 мин. 40 с.;
б) при переломе костей голени – закреплением повязки шпилькой или концами ленты бинта.
5 баллов – 2 мин. 10 с., 4 балла – 2 мин. 40 с., 3 балла – 3 мин. 10 с.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· Закон «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года №І-233П-НС);
· Закон «О безопасности» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 12.12.2014 № 04-IHC);
· Закон «О воинской обязанности и военной службе» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законами от 20.03.2015 г. № 21- ІНС от 11.09.2015 г. № 91-ІНС);
· Закон «О гражданской обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 14.08.2015 г. № 74-ІНС);
· Закон «О противодействии терроризму» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 г. №I 183П НС);
· Закон «Об обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 14.08.2015);
· Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 года № 11-IHC «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
· Закон «О Здравоохранении» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 года № 42- IHC);
· Закон «О статусе военнослужащих» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 11.09.2015 г. № 91- IHC);
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г №832 «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»
· Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года;
· Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Начальная военная подготовка/медико-санитарная подготовка. 10-11 классы» / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Михайлюк С.И., Мороз Ю.Б. – 2-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО» –Донецк: Истоки, 2019;
· Начальная военная подготовка. 10-11 класс:Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Морозов П.Л. – Донецк: Истоки, 2019.- 280с.;
· Медико-санитарная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Мороз Ю.Б.. – Донецк: Истоки, 2020.- 238 с.;
· Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Начальная военная подготовка/медико-санитарная подготовка. 10-11 классы» / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Михайлюк С.И., Мороз Ю.Б. – 2-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО» –Донецк: Истоки, 2019;
· Варламов В.Б. Допризывная подготовка в 10-11 классах: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения – Минск, Адукацыя і выхаванне, 2012;
· Варламов В.Б. Допризывная подготовка: учебник для обучающихся Х–ХІ классов учреждений общего среднего образования. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 328 с.;
· Варламов В.Б. Новое в допризывной подготовке (дидактические материалы) // Вестнік адукацыі. – 2012, №2;
· Гамолко С.Н. Новое в допризывной подготовке, (методические рекомендации) // Веснік адукацыі. – 2012, № 4;
· Гамолко С.Н. Тестовые задания по допризывной подготовке: Х–ХІ классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. – Минск, Сэр-Вит, 2012. – 144с.;
· Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и начальная военная подготовка в школе: Учебно-метод. пособие. – М.: ВАКО, 2009. – 205 с.;
· Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании обучающихся в современной России. – М.: АВН, 2005. – 166 с.