компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

Избирательное право и избирательная система.

Понятие избирательного права.

Понятие избирательного права в юриспруденции имеет два вида определения:

Иногда совокупность этих правовых норм также называют избирательной системой. Однако же для большинства исследователей понятие избирательной системы означает порядок и правила определения результатов голосования. Избирательная система как синоним избирательного права потреблялась только однажды – в Конституции СССР 1936 года.

Типы избирательных систем.

Существует три типа, или вида избирательных систем:

1. Мажоритарная избирательная система. В мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей согласно разновидности этой системы:

2. Пропорциональная избирательная система. Этот вид системы означает, что число мест (мандатов), которое получат политические партии пропорционально тому числу голосов, которое они заработают. При этом, чтобы оказаться в парламенте, обычно необходимо преодолеть порог в 5% от общего числа голосов. Обычно используется на общегосударственном уровне.

3. Смешанная избирательная система. Комбинирование мажоритарной и пропорциональной системы. Представляет из себя попытку оставить плюсы обоих систем и сгладить их минусы. Например, избиратели голосуют за конкретных кандидатов в местных и региональных выборах, и за политические партии в общегосударственных выборах.

Избирательная система РФ – в основном смешанная. Однако, согласно законам отдельных субъектов, региональные и муниципальные выборы бывают и по мажоритарной, и по пропорциональной системе.

Источник

Лекция члена ЦИК России Нины Александровны Кулясовой «Активное и пассивное избирательное право. Учет избирателей. Списки избирателей»

Нина Александровна КУЛЯСОВА –
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

«АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
УЧЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ»

21 сентября 2010 г.

В рамках сегодняшнего занятия мы обсудим вопросы активного и пассивного избирательного права, регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей на выборах различного уровня, проводимых в Российской Федерации.

В начале своей лекции хотела бы уделить внимание активному и пассивному избирательному праву граждан Российской Федерации, так как эти вопросы, собственно, и определяют кто, на каких выборах и в качестве кого может принимать участие в избирательной кампании.

Понятия активного и пассивного избирательного права даны соответственно в п. 26 и 27 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Упрощенно активное избирательное право – это право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, а пассивное – избираться в эти органы.

Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 Федерального закона об основных гарантиях наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина РФ, достигшего возраста 18 лет, не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда и который не признан судом недееспособным.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом в избирательном округе обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Таким образом, вопрос определения наличия у гражданина активного избирательного права может ставиться только по отношению к определенным выборам.

Так, на федеральных выборах активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации; на региональных выборах: в едином избирательном округе – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах субъекта Российской Федерации, в одномандатном (многомандатном) избирательном округе – в пределах соответствующего избирательного округа; на муниципальных выборах главы муниципального образования – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах муниципального образования, на выборах представительного органа муниципального образования – в пределах соответствующего избирательного округа.

При этом факт нахождения места жительства гражданина на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В настоящее время это территориальные органы Федеральной миграционной службы, а там где их нет – местные администрации поселений. Местом жительства гражданина является жилое помещение, где он зарегистрирован указанными органами по месту жительства.

Такой подход полностью соответствует международным стандартам. Так, в Своде рекомендуемых норм при проведении выборов, подготовленном Европейской комиссией «За демократию через право» и одобренном Комитетом Министров Совета Европы в 2003 году в качестве одного из руководящих принципов в области выборов названо всеобщее избирательное право. Данный принцип означает, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным, однако это право, как указано в пункте 1.1 вышеупомянутого Свода рекомендуемых норм относительно выборов, может и, по сути, должно ограничиваться определенными условиями. К этим условиям относится и место жительства. Как отмечается в Пояснительном докладе Венецианской комиссии на право избирать и (или) быть избранным могут распространяться требования в отношении места жительства, причем в данном случае под местом жительства понимается место обычного проживания. Данное требование нашло закрепление в пункте 4 статьи 4 Федерального закона.

Вместе с тем Федеральный закон позволяет законодателям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий предоставить активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.

Такая практика в различных субъектах Российской Федерации существует. Например, в Челябинской области в региональных и муниципальных выборах могут принимать участие студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и зарегистрированные по месту пребывания в общежитиях, даже если их место жительства находится за пределами территории соответствующего избирательного округа.

В Рязанской области в выборах депутатов Рязанской областной Думы может принимать участие гражданин, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, но временно проживающий в пределах избирательного округа и зарегистрированный по месту пребывания не позднее чем за три месяца до дня назначения выборов.

Таким образом, граждане Российской Федерации могут голосовать на выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту своего жительства, и только в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации впрямую наделил их активным избирательным правом, то они также смогут принять участие в выборах и по месту своего пребывания или проживания.

Если говорить о пассивном избирательном праве, то Статья 32 Конституции РФ и статья 4 Федерального закона налагает определенные ограничения на право граждан Российской Федерации избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

К таким ограничениям относятся:

1. Отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Признание судом гражданина недееспособным.

3. Наличие гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Вместе с тем данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют право быть избранными:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с производством и распространением экстремистских материалов или пропагандой и публичным демонстрированием нацисткой атрибутики или символики (статьи статьи 20.3 и 20.29 КОАП), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистских высказываний в ходе избирательной кампании;

в отношении гражданина имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.

Также законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, такие как достижение определенного возраста (не более 21 года) и замещение выборной должности в течение определенного числа сроков.

Теперь давайте перейдем к основному вопросу моей лекции – регистрации (учету) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей.

Нормативной базой этой работы является статья 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное ЦИК России, а также нормативные правовые акты, принятые главами субъектов Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума – это постоянная работа избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления по сбору и систематизации сведений об избирателях.

Единственным законным основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в пределах Российской Федерации является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, а за пределами территории Российской Федерации – факт их постоянного проживания или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.

Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, учитываются и регистрируются в качестве избирателей по месту жительства. Исключение сделано лишь для вынужденных переселенцев, которые учитываются по месту пребывания. Это связано с тем, что обстоятельства, вынудившие гражданина покинуть место жительства, практически исключают его возвращение, по крайней мере, в ближайшее время. Впредь до избрания нового места жительства, учет вынужденного переселенца как избирателя (участника референдума) по месту пребывания призван обеспечить реализацию его избирательных прав и права на участие в референдуме.

Установление факта нахождения места жительства гражданина на территории соответствующего муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таковыми, как уже отмечалось, в настоящее время являются органы Федеральной миграционной службы, а там, где они отсутствуют – местные администрации поселений.

Основной особенностью регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации по сравнению со многими западными странами является то, то от самого избирателя не требуется выполнения каких-либо действий для включения себя в число избирателей и в списки избирателей. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно выполняют задачу по регистрации (учету) избирателей.

На практике это происходит следующим образом.

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина (как правило, это территориальные органы Федеральной миграционной службы) не реже чем один раз в месяц представляют главам местных администраций сведения о фактах выдачи и замены паспортов, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Сведения о фактах смерти граждан представляют ежемесячно органы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.

Военные комиссариаты сообщают главе местной администрации о гражданах, призванных на военную службу.

Органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы, а также суды предоставляют информацию о признании гражданина недееспособным. Эти две категории граждан лишены избирательного права.

Главы местных администраций обобщают эти сведения и не реже чем один раз в месяц передают их в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Регистр избирателей представляет собой информационный ресурс Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», содержащий совокупность персональных данных об избирателях, участниках референдума.

Регистр избирателей, участников референдума ведется на территориальном (районном), региональном (субъект Российской Федерации) и федеральном уровне. В регистре избирателей, участников референдума содержатся следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, дата и место рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование или код органа, выдавшего документ, иные персональные данные, предусмотренные федеральными законами.

Информация, содержащаяся в регистре избирателей, участников референдума используется при составлении списков избирателей на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, жертвователей (физических лиц) в избирательные фонды, фонды политический партий, а численность избирателей – при образовании избирательных округов и избирательных участков. Регистр используется также при решении иных задач, не связанных с выборами, референдумом, например, при формировании списков присяжных заседателей.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума – военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является фактнахождения их места жительства в пределах расположения воинской части.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, а на территории города Байконур – главой администрации города Байконур.

Один раз в полгода (по состоянию на 1 января и 1 июля) по результатам учета избирателей, участников референдума главами местных администраций устанавливается численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. На основании этих данных высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливают численность избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании сведений, представляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, Министерством иностранных дел и главой администрации города Байконур, устанавливают общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации.

Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а сведения об общей численности избирателей, участников референдума – на сайте ЦИК России в сети Интернет, а также публикуется в нашем официальном печатном органе – журнале Вестник ЦИК России.

Последние по дате данные о численности зарегистрированных избирателей используются избирательными комиссиями для образования избирательных округов и избирательных участков.

Теперь давайте остановимся на вопросах составления и уточнения списков избирателей.

Порядок составления и уточнения списков избирателей определяется статьей 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующими статьями законов о конкретных выборах, нормативными актами избирательных комиссий, организующих выборы.

Списки избирателей составляются соответствующими комиссиями для конкретных выборов (федеральных, региональных, муниципальных) на основании информации, полученной в рамках работы по регистрации (учету) избирателей. В них включаются избиратели (мы помним, что избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом), зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка, а также в предусмотренных законом случаях и избиратели, временно пребывающие на территории данного участка.

При этом гражданин в список избирателей может быть включен только один раз, а в случае выявления фактов неоднократного включения одного избирателя в список избирателей на разных избирательных участках, соответствующая комиссия должна принять все меры для устранения неточности. Поэтому при включении избирателя в список избирателей по месту пребывания соответствующая участковая комиссия сообщает об этом в территориальную, а та с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «выборы» передает эти сведения в избирательную комиссию по месту жительства гражданина для его исключения из списка избирателей.

На практике у избирателей и представителей СМИ часто возникает вопрос – кто несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в списках избирателей или за отсутствие в них того или иного избирателя.

Тут необходимо отметить следующее. Задача составления и уточнения списков избирателей является комплексной. Информацию для составления списков избирателей представляют различные органы, организации и должностные лица. Они же несут и ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.

Так, первоначально списки избирателей составляются как правило территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, поступивших от глав местных администраций, командиров воинских частей. После составления списка и передачи его в участковые избирательные комиссии список избирателей за 20 дней до дня голосования представляется избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.

Далее на этапе уточнения списков избирателей поступают сведения от тех же органов и организаций, что и при учете избирателей, а также от вышестоящих избирательных комиссий.

В принципе, сбой может произойти на любом из этих этапов. Например, территориальный орган ФМС России своевременно не сообщил в избирательную комиссию о регистрации избирателей по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. В результате указанные избиратели, явившись в день голосования на избирательный участок, не обнаруживают себя в списке избирателей.

Необходимо отметить, что федеральным законодательством избирателям предоставлено право уточнения информации, содержащейся в списках избирателей, чем они, к сожалению, пользуются не так часто. Поэтому, чтобы полностью исключить возможность недостоверности данных, содержащихся в списках избирателей, мы рекомендуем избирателям до дня голосования явиться в помещение для голосования избирательного участка по месту жительства с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (паспортом), и сверить свои персональные данные в списке избирателей.

Теперь давайте перейдем к вопросам включения в списки избирателей и голосования отдельных категорий избирателей, к которым не применяется общий порядок.

На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в списки избирателей включаются все военнослужащие, проживающие на территории расположения воинской части либо зарегистрированные в установленном порядке при воинской части по месту их службы. Эти сведения формирует, уточняет и передает в избирательную комиссию командир воинской части.

В то же время на выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва находилось за пределами соответствующего муниципального образования, в списки избирателей не включаются.

Также хочу отметить, что в силу специфики прохождения воинской службы военнослужащие могут отсутствовать в день голосования в месте расположения воинской части. В этом случае, чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить открепительное удостоверение. При отсутствии такой возможности (например, если военнослужащий был командирован до начала периода выдачи открепительных удостоверений) военнослужащие могут быть включены в список избирателей по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким же правом обладают и избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы.

Теперь давайте остановимся на порядке включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания – больницах, санаториях, домах отдыха и т.д.

Данным избирателям при наличии возможности (плановая госпитализация, заранее запланированная поездка) необходимо получить открепительное удостоверение в территориальной (участковой) избирательной комиссии по месту жительства.

Вместе с тем этой категории избирателей, если они не имели возможности получить открепительные удостоверения, предоставлена возможность голосования по месту временного пребывания (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.) при наличии у них активного избирательного права (регистрации по месту жительства в пределах соответствующего избирательного округа). Для этого данным избирателям необходимо не позднее чем за три дня до дня голосования подать в участковую избирательную комиссию по месту их пребывания личные письменные заявления о включении в список избирателей.

Избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся там в длительных командировках, включаются в списки избирателей на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, при обращении в участковую комиссию до дня или в день голосования.

Избиратели, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации, включаются в списки избирателей на специально образованных или определенных избирательных участках на федеральных выборах или на иных выборах, в случае, если им предоставлено активное избирательное право соответствующим законом.

На выборах в органы местного самоуправления существует и еще одна особенная категория избирателей. Это граждане иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Например, избирать глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, имеют право граждане Казахстана, Киргизстана, Туркменистана. Для этого им необходимо явиться на избирательный участок с документом, подтверждающим право на постоянное проживание на территории Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования. Указанным документом, в частности, является вид на жительство.

Однако, как правило, число этих граждан, голосующих на муниципальных выборах крайне мало. Например, в единый день голосования 11 октября 2009 года на выборах в органы местного самоуправления в восьми субъектах Российской Федерации приняли участие лишь 27 граждан иностранных государств. При этом, по данным ФМС России, на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года имели вид на жительство и были зарегистрированы по месту жительства 9 262 иностранных гражданина.

Источник

Избирательные системы и избирательный процесс

Урок 18. Право 10-11 класс ФГОС

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

Конспект урока «Избирательные системы и избирательный процесс»

Вы уже знаете о том, что такое избирательное право и почему его гарантия и защита со стороны государства очень важны для рядовых граждан и всего общества в целом.

Но осуществить это право было бы невозможно без таких компонентов как избирательная система и избирательный процесс. Давайте познакомимся с ними более подробно.

Понятие избирательной системы принято употреблять в двух смыслах. Так в широком смысле, избирательная система – это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, определения результатов голосования.

В узком смысле избирательная система – это порядок определения результатов голосования.

В современном мире существуют следующее виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

Мажоритарная избирательная система – при ней избранным считается тот кандидат, за которого было отдано большинство голосов избирателей

Различают следующие мажоритарные избирательные системы:

· относительного (простого) большинства,

В первом случае для победы одному из кандидатов достаточно просто опередить своих конкурентов по числу голосов.

Такая система применяется в Великобритании, США и Индии.

Во втором случае одному из кандидатов для победы необходимо получить более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Данная система применяется, например, при выборах Президента Российской Федерации.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – две третьих, три четвёртых и так далее.

Такая система до недавнего времени применялась при выборах сенаторов в Италии.

По мнению многих экспертов, мажоритарная система не идеальна, так как кандидаты, получившие довольно много голосов, например, сорок девять процентов проиграют выборы, а следовательно, и интересы той части избирателей, которые поддержали кандидата, не будут представлены в парламенте.

Также есть мнение о том, что данная система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона или избрание самих представителей властных структур.

Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряжённость в обществе.

Тем не менее, эта система обеспечивает тесную связь между депутатом и избирателем, так как депутат представляет интересы непосредственно того населения одномандатного округа, в котором он был избран.

Пропорциональная избирательная система – это система, при которой число мест, получаемых в законодательных (представительных) органах власти политическими партиями или избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, отданных за список кандидатов этой партии или объединения.

Это значит, что избиратель должен сделать выбор из нескольких списков в бюллетене для голосования, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов, и при подсчёте голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов.

Например, на выборах в Государственную Думу Российской Федерации 2011 г. в избирательный бюллетень были включены семь списков кандидатов в депутаты от политических партий, и по итогам голосования места в Государственной думе распределились следующим образом.

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

Вы уже обратили внимание, что не все партии, которые принимали участие в выборах, прошли в Государственную думу.

С этим моментом связано понятие избирательного барьера (или избирательного метра) – это получение обязательного минимума голосов избирателей, необходимого для участия в распределении мест в законодательных (представительных) органах власти.

Например, в две тысячи одиннадцатом году такой барьер составлял семь процентов, а в две тысячи шестнадцатом году – уже пять процентов голосов избирателей.

Пропорциональная система имеет как положительные черты, так и спорные. С одной стороны, в представительном органе могут быть социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны прежде всего перед своей политической партией, а не перед избирателем. Также при пропорциональной системе в парламент часто избираются кандидаты, которые не имеют отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах.

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

Смешанная избирательная система, является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем. При её использовании политические партии или избирательные объединения, а также рядовые граждане получают возможность выдвигать в качестве кандидатов, как в составе партийного списка, так и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

Смешанная избирательная система была ведена на выборах в Государственную Думу в сентябре 2016 г. Из 450 депутатов 225 были избраны по партийным спискам и ещё 225 – по одномандатным округам.

А сейчас давайте познакомимся более подробно с понятием избирательного процесса.

Избирательный процесс – это установленная законом деятельность по организации и проведению выборов.

Избирательный процесс включает следящие стадии:

· составление списков избирателей;

· образование избирательных участков и округов;

· выдвижение кандидатов и их регистрация;

· подведение итогов выборов и их опубликование.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса в России обеспечивают избирательные комиссии, главной из которых является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. С её деятельностью более подробно вы сможете познакомиться не её официальном сайте.

А сейчас давайте познакомимся со стадиями избирательного процесса.

В соответствии с законодательством нашей страны выборы назначают уполномоченные государственные должностные лица и органы.

Например, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.

Сразу же после назначения дня выборов участковой избирательной комиссией составляется список избирателей. В списке избирателей содержатся такие сведения, как фамилия, имя, отчество, день, месяц и год рождения, адрес места проживания избирателя. Гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

На первое июля две тысячи четырнадцатого года в нашей стране насчитывалось сто двенадцать миллионов восемьдесят три тысячи восемьсот сорок избирателей.

В дальнейшем все избиратели распределяются по так называемым избирательным округам.

Избирательный округ – это территория, от которой избирается депутат или выборное должностное лицо.

При этом важно учитывать соотношение количества избирателей и избираемых ими кандидатов на выборную должность.

Если не следовать этому правилу, можно со временем оказаться в положении Великобритании девятнадцатого века, когда такие крупные города, как Манчестер и Бирмингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарум, в котором жили семь человек, избирало в парламент двух депутатов, а в населённом пункте Данвич проживал один человек, который сам автоматически становился депутатом.

Принято выделять следующие виды избирательных округов:

Единый избирательный округ – это округ, включающий в себя всю территорию, от которой избирается должностное лицо, либо территорию, на которой проводятся выборы в представительный орган власти по пропорциональной избирательной системе.

Многомандатный избирательный округ – это округ, в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Одномандатный избирательный округ – это округ, от которого избирается один депутат.

Внутри избирательных округов образуются избирательные участки.

Избирательный участок – это место для организации процесса голосования.

Избирательные участки образуются таким образом, чтобы к ним относилось не более трёх тысяч избирателей.

Избирательные участки могут образовываться и за пределами Российской Федерации для голосования граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом.

Также избирательные участки могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей: в больницах или санаториях, в труднодоступных и отдалённых местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях и в порядке исключения – в воинских частях, расположенных в обособленных или удалённых районах.

Немаловажным этапом является выдвижение кандидатов и их регистрация.

В законодательстве закреплено два способа выдвижения:

· непосредственное, которое может быть осуществлено путём самовыдвижения;

· в составе списка кандидатов, осуществляемое избирательным объединением или политической партией.

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

В первом случае выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу может каждый гражданин нашей страны, достигший возраста пассивного избирательного права и собравший установленное законом количество подписей избирателей.

Во втором случае, решение принимается голосованием на съезде политической партии и оформляется протоколом, к которому прилагается список кандидатов, выдвигаемых этой партией. Этот протокол вместе со списком кандидатов подаётся в избирательную комиссию.

Кандидаты или списки кандидатов регистрируются соответствующей избирательной комиссией.

После успешной регистрации кандидат на выборную должность вправе начать проведение предвыборной агитации для привлечения избирателей на свою сторону.

Предвыборная агитация может иметь различные формы, такие как:

· встречи с избирателями, митинги и шествия;

· агитация в средствах массовой информации и в сети интернет;

· наружная и наглядная агитация;

· организация концертов, мероприятий, благотворительных акций и так далее.

За сутки до начала голосования объявляется так называемый день тишины, в течение которого нельзя вести никакую предвыборную агитацию.

Самым напряжённым моментом избирательного процесса является процедура голосования.

В настоящее время нашей стране установлен единый день голосования, это второе воскресенье сентября.

Как правило, процедура голосования заключается в следующем. Избиратель приходит на избирательный участок и предъявляет членам избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность. Члены избирательной комиссии проверяют наличие данного избирателя в списке избирателей и выдают ему бюллетень для голосования. Затем избиратель в специально оборудованном месте заполняет свой бюллетень и опускает его в урну для голосования. После закрытия участка для голосования, члены избирательных комиссий вскрывают урну и подсчитывают голоса избирателей.

Но прогресс не стоит на месте, и сегодня на избирательных участках в нашей стране широко используются комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного голосования.

Но как же они работают?

Комплекс обработки избирательных бюллетеней, очень похож на обычную урну для голосования, за исключением того, что внутри установлено специальное сканирующее устройство, которое и считывает информацию с бюллетеня, опущенного в устройство избирателем, а подсчёт голосов избирателей ведётся комплексом автоматически.

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

Особенностью данной системы является и то что, члены избирательных комиссии впоследствии могут пересчитать вручную избирательные бюллетени и сравнить полученные результаты.

В случае если на избирательном участке используется комплекс для электронного голосования, то избиратель получает карточку со штрих-кодом.

Штрих-код на карточках создаётся и печатается с использованием специальной программы, которая использует генератор случайных чисел. Карточка может быть использована только один раз и только на определённом избирательном участке, воспользоваться ей повторно невозможно.

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

Избиратель прикладывает её к считывателю на сенсорном устройстве и получает доступ к электронной системе голосования. Далее избиратель выбирает бюллетень для голосования, фамилию кандидата или название политической партии, за которую он хочет отдать свой голос и подтверждает свой выбор. После чего избиратель проверяет свой выбор, сравнивает его с результатом на контрольной ленте принтера и подтверждает правильность выбора или аннулирует его, чтобы проголосовать повторно.

Подсчёт голосов избирателей при использовании такого комплекса для электронного голосования полностью автоматизирован, что исключает возможность проверки бюллетеней вручную.

Поэтому перед началом голосования на каждом участке, оборудованном техническими средствами подсчёта голосов, проводится обязательная процедура тестового голосования.

компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс

После окончания подсчёта голосов полученные данные с помощью государственной автоматизированной системы «Выборы» передаются в вышестоящую избирательную комиссию. Которая и устанавливает итоги голосования на территории, в округе, в субъекте федерации или на всей территории Российской Федерации.

Итоги выборов с данными о голосах избирателей, подлежат обязательной публикации, например, на сайте Центральной избирательной комиссии или любом средстве массовой информации.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты и ответим на некоторые вопросы.

1. На каких принципах основана избирательная система в России?

2. Каковы основные избирательные системы?

3. Каковы особенности пропорциональной системы?

4. Что такое мажоритарная избирательная система?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *