компоненты формирования здорового образа жизни формы и средства гигиенического воспитания населения
Компоненты формирования здорового образа жизни формы и средства гигиенического воспитания населения
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Гигиеническое воспитание как основа формирования здорового образа жизни
Ведущая роль в формировании здорового образа жизни населения принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению граждан, которое представляет собой комплекс мероприятий, направленный на повышение санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать граждан к активным и сознательным действиям, направленным на:
Образ жизни человека формируется с детства, в связи с чем наиболее перспективной возрастной категорией в деле формирования здорового образа жизни являются дети. Именно в детстве происходят познание и освоение основных гигиенических навыков, выработка фундаментальных жизненных стереотипов, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни должны стать неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Вместе с тем важно помнить, что в процессе формирования здорового образа жизни детей и подростков важна преемственность (семья, детский сад, школа, средние и высшие профессиональные учебные заведения, трудовые коллективы).
В современный век высоких технологий эффективным средством гигиенического воспитания может стать вовлечение детей и подростков в деятельность клубов, интернет-форумов гигиенической и экологической направленности, проведение специальных циклов по различным аспектам здорового образа жизни детей и молодежи с использованием современных аудиовизуальных средств, для детей младшего школьного возраста — организация игровых и состязательных форм обучения и воспитания (викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов), популяризация здорового образа жизни с использованием различных каналов массовой коммуникации, побуждение к здоровому образу жизни детей личным примером.
При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.
Компоненты формирования здорового образа жизни. Формы и средства гигиенического воспитания населения
Всемирная организация здравоохранения считает, что здоровье людей на 50-51% зависит от образа жизни, на 17—20% — от социальных и природных условий, на 17—20% — от особенностей наследственности человека и на 8-9% — от деятельности служб здравоохранения.
Факторы риска нарушений здоровья можно условно разделить на 4 группы.
Самая большая группа — факторы риска, обусловленные нездоровым образом жизни (злоупотребление алкоголем, курение, применение наркотических веществ, неправильное питание, чрезмерное употребление лекарств, психоэмоциональные стрессы, гиподинамия и др.).
Во второй половине XX в. быстрыми темпами возрастало значение для здоровья людей второй группы факторов риска — ухудшения условий природной и социальной среды (химическое и радиационное загрязнение воздуха, воды, почвы и пищевых продуктов, ухудшение условий труда и быта, нарастание социального стресса, зашумление среды обитания, быстрые темпы урбанизации и др.).
Ухудшение условий среды обитания человека и нездоровый образ жизни привели к возрастанию роли третьей группы факторов риска — предрасположенности к наследственным заболеваниям и врожденным уродствам. На большом фактическом материале было доказано, что химическое и радиационное загрязнение среды, отравление организма алкоголем и наркотическими веществами приводят к повреждению генетического аппарата клеток.
В условиях экономического кризиса возрастает значение и факторов риска четвертой группы, являющихся результатом ослабления профилактической направленности в деятельности служб здравоохранения, низкого качества медицинской помощи, ухудшения материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
Приспособление организма к постоянным условиям среды обеспечивается его способностью к формированию стереотипов. Динамический стереотип представляет собой устойчивую систему условных рефлексов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Способность к формированию стереотипов обеспечивает приспособление организма к постоянным условиям среды, освобождает мозг от нерациональной и тяжелой деятельности по осуществлению избыточных рефлекторных реакций на каждый компонент сложной системы раздражителей. Но устойчивый характер сложившихся вредных для здоровья стереотипов (хронической алкоголизации, наркомании, привычки курить, избыточно питаться, мало двигаться) является главной помехой в оздоровлении образа жизни. Сформировать у ребенка здоровый образ жизни гораздо проще, чем изменить нездоровый образ жизни взрослого человека.
Нездоровый образ жизни снижает уровень и резервы здоровья, адаптивность организма и способствует развитию заболеваний. Адаптивностью называют врожденную и приобретенную способность человека приспосабливаться к условиям жизни. Эта способность обусловлена совокупностью качеств индивидуума, от которых зависит его приспособление к факторам среды (защитных сил организма, способностей и умственных возможностей, личностных особенностей, способствующих приспособлению к жизненным условиям).
Достигнутое приспособление называется адаптацией, а его нарушение — дезадаптацией. Адаптивность выражается в таких качествах человека, как выносливость, стойкость к невзгодам, работоспособность, устойчивость к болезням, обучаемость, общительность. Задачи медицинских работников — не допустить формирования нездоровых компонентов в образе жизни человека, повысить адаптивность организма и помочь человеку избавиться от вредных для здоровья привычек.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детского возраста и продолжаться всю жизнь. Оно, по существу, сводится к выработке и закреплению полезных навыков и привычек на базе естественных биоритмов (режимов бодрствования и сна, труда и отдыха, приема пищи, утренней физической зарядки и гигиенических навыков водных процедур, оптимального для индивидуума темпа жизни, навыков межличностного общения коммуникабельного человека и др.). Здоровый жизненный стереотип — главное условие крепкого здоровья и продолжительной жизни.
С гигиенической точки зрения здоровый образ жизни (ЗОЖ) — совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека. Элементы ЗОЖ включают социально-психологическую совместимость с устоями общества, поддержание физического и интеллектуального здоровья, жилищные (бытовые) условия, безопасные условия труда, рациональное питание, исключение вредных привычек, адекватный отдых, гармонию взаимодействия с природой.
Гигиеническое воспитание (обучение) в формировании ЗОЖ не может быть реализовано, если общественное сознание не будет подготовлено к их восприятию, а население — к исполнению, Сознание, которое присуще человеку, в отличие от животных, побуждает его уделять определенное внимание здоровью. В связи с этим забота о здоровье у большинства людей должна стоять на первом месте. В действительности большинство населения не ведет здоровый образ жизни. На отношение к своему здоровью влияет низкий уровень сознания у пьющих, которые буквально разрушают свое здоровье и здоровье потомков, у лиц, которые не соблюдают режим и предписания врача, у лиц, несвоевременно обращающихся за медицинской помощью.
Информация и здоровье. Информация может оказать двоякое влияние на здоровье человека в зависимости от того, позитивная она, способствующая укреплению здоровья, или негативная. Источник позитивной информации — медицинские работники. Они пропагандируют основы здорового образа жизни, дают рекомендации по профилактике заболеваний, по укреплению здоровья, собирают сведения о факторах риска и т.д. Наряду с медицинскими работниками позитивную информацию распространяют педагоги, средства массовой информации. Информация должна быть достоверной и своевременной, однако некоторые из них распространяют негативную, псевдонаучную информацию.
Понятно, что такая информация, а также реклама алкогольных напитков, табачных изделий, других факторов риска оказывают отрицательное влияние на здоровье, так как увеличивается количество лиц, ведущих нездоровый образ жизни, не соблюдающих или неправильно выполняющих гигиенические рекомендации.
Наше население слабо информировано о здоровом образе жизни. Основная причина низкой информированности заключается в недостатке соответствующей литературы, Медицинская литература в основном посвящена лечению, а не профилактике заболеваний, предназначена для больных, а не здоровых.
Труд и здоровье. В течение жизни 1/3 общего времени человек участвует в трудовой деятельности. Важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения здоровья. С этой целью необходимо устранять или ограничивать до минимума неблагоприятные производственные факторы; совершенствовать оборудование, технику и др.; улучшать организацию рабочего места; снижать долю физического труда; уменьшать нервно-психическое напряжение.
Необходимо отметить, что в современных условиях у работодателя появилась заинтересованность в улучшении условий труда, но она слабо реализуется. Вместе с тем требуется решить еще множество задач, чтобы труд был действительно фактором здоровья, а не патологии.
Физическая культура и здоровье. Недостаток физических упражнений (гиподинамия) — оборотная сторона научно-технического прогресса, характерная черта нашего времени. Этот недостаток ощущается на производстве, в быту и повседневной жизни. Обычные физические упражнения, безусловно, полезны и необходимы для людей с малоподвижными условиями труда и быта. Формирование здорового образа жизни предполагает регулярные занятия физкультурой и спортом.
Оздоровительное значение двигательной активности высоко. Она поддерживает на необходимом уровне функциональное состояние всех систем организма (особенно таких систем жизнеобеспечения, как нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и иммунная). Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика поддерживает в течение дня высокую работоспособность, повышает интеллектуальные возможности, облегчает переработку информации и улучшает память.
Оздоровительный эффект спортивной тренировки превосходит положительное влияние на здоровье гигиенической гимнастики и дозированных занятий физическими упражнениями, однако такой эффект возможен лишь у физически подготовленных людей. Спортивная тренировка приводит к мобилизации и резкому увеличению резервных возможностей организма, что значительно повышает работоспособность.
Регулярные занятия физическими упражнениями помогают избавиться одновременно от нескольких факторов риска ишемической болезни сердца. Лица, занимающиеся физическими упражнениями, легче бросают курить. Регулярные физические упражнения способствуют снижению артериального давления, поддержанию нормальной массы тела, благодаря чему препятствуют развитию сахарного диабета, а у лиц, страдающих этим заболеванием, уменьшают потребность в инсулине. Регулярные физические упражнения повышают уровень а-холестерина в крови, что препятствует развитию атеросклероза. В реальных условиях это единственный способ, который можно рекомендовать лицам, предрасположенным к этому заболеванию.
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что здоровье, долголетие, высокая трудоспособность невозможны без активного двигательного режима. «Самое дорогое у человека — это движение», — говорил И.П. Павлов. Движение — основа жизни. Сформированная в нашей стране система физического воспитания, занятия физической культурой и спортом реализуются в оздоровительных лагерях, детских садах, школах, вузах, лечебно-профилактических учреждениях.
Питание и здоровье. От характера питания (биологической полноценности пищевых продуктов, количества принимаемой пищи и режима ее потребления) в большой степени зависят состояние здоровья человека и продолжительность его жизни. Рациональное питание — мощный фактор укрепления здоровья, неправильное питание — способ его разрушения.
Продукты питания должны обеспечивать организм достаточным количеством энергии, питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Питание не должно быть избыточным, поскольку избыток откладывается про запас. Питание не должно быть недостаточным, иначе ухудшатся самочувствие, мышление, работоспособность, снизится иммунитет. Именно поэтому, ведя здоровый образ жизни, важно соблюдать и правила питания.
Нарушение принципов рационального питания имеет отрицательные последствия для здоровья. В практике последних лет нередко приходится иметь дело с последствием избыточного питания — ожирением, являющимся фактором риска возникновения различных заболеваний. Увеличение массы тела по отношению к должной его величине на 6—14% является показателем избыточного питания.
Правильный режим приема пищи соответствует фазам суточных биоритмов и легко вписывается в распорядок дня. Этот фактор в значительной мере определяет режим жизни: человек в определенное время прерывает работу, чтобы пообедать, ужин ассоциируется со временем отдыха и т.д. Вот почему большой вред здоровью может наносить привычка есть урывками, во время работы и вообще по принципу «когда придется», вредны и так называемые перекусы. При этом нарушается не только схема упорядоченности нервно-психической деятельности, но и нормальное функционирование механизмов регуляции пищеварительной системы (что является фактором риска заболеваний органов желудочно-кишечного тракта).
При составлении пищевого рациона, обеспечивающего здоровое, сбалансированное питание взрослого человека, необходимо учитывать следующие требования:
— рацион питания должен включать незаменимые и предположительно незаменимые компоненты пищи;
— полиненасышенные жирные кислоты должны составлять от калорийности суточного рациона 6— 10% для взрослых и 5—10% для детей;
— помимо углеводов, являющихся источником энергии, в пищевом рационе должны содержаться пищевые волокна, которые обладают способностью связывать воду, стимулировать перистальтику кишечника, ускорять транзит кишечного содержимого, адсорбировать токсические вещества и выводить их из организма;
— в суточном рационе питания витамины, витаминоподобные вещества должны соответствовать физиологической потребности организма человека.
Оценивая роль питания в долголетии человека, следует учитывать соотношение его роли с наследственными факторами долголетия; значительную генетическую неоднородность популяции; участие питания в формировании адаптационного фона, обусловливающего состояние здоровья; долю вклада в долголетие в сравнении с другими факторами здоровья.
Возраст и здоровье. Здоровье необходимо беречь смолоду, поскольку, во-первых, большинство детей еще здоровы, а у некоторых имеются начальные признаки заболеваний, которые можно устранить; во-вторых, детский и подростковый возраст имеет ряд анатомо-физиологических и психофизических особенностей, отличается несовершенством многих функций и повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам среды.
Именно поэтому именно с детства нужно научить ребенка вести здоровый образ жизни и проводить мероприятия по укреплению здоровья. Между возрастом и состоянием здоровья человека существует определенная зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно ухудшается.
Культура и здоровье. Уровень культуры населения имеет непосредственное отношение к его здоровью: чем он ниже, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Непосредственное и наиболее важное значение для здоровья имеют следующие элементы культуры: культура питания, культура проживания, т.е. поддержание жилья в соответствующих условиях, культура организации досуга (отдыха), гигиеническая (медицинская) культура. При соблюдении указанных элементов культуры уровень здоровья будет выше.
Жилищные (бытовые) условия и здоровье. Две трети времени человек проводит вне производства, т.е. в быту; находясь при этом в жмых помещениях и на природе. Именно поэтому комфортность и благоустроенность жилья имеют большое значение для восстановления работоспособности после трудового дня, для поддержания здоровья на должном уровне и повышения культурного и образовательного уровня и т.д. Вместе с тем в РФ жилищная проблема стоит очень остро.
Это проявляется как в большом дефиците жилья, так и в низком уровне его благоустроенности и комфортности, Положение усугубляется общим экономическим кризисом страны, в результате чего почти полностью прекратилось бесплатное предоставление государственного жилья, а строительство за счет личных сбережений из-за их дефицита развито крайне слабо.
Отдых и здоровье. Разумеется, для сохранения и укрепления здоровья человеку необходим отдых. Отдых — такое состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Важнейшим условием полноценного отдыха является его материально-техническое обеспечение, к которому относятся увеличение количества театров, музеев, выставочных залов, развитие телевидения и радиовещания, расширение сети библиотек, домов культуры, парков, санаторно-курортных учреждений и т.д.
Закаливание — эффективный способ укрепления здоровья. Он практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендован как физически крепким лицам, так и больным. Необходим только подбор оптимальной для каждого человека дозы закаливающего воздействия и режима закаливания. Разумеется, больной человек не должен начинать закаливающие процедуры в период обострения болезни или в ее острую фазу.
Для получения максимального оздоровительного эффекта от закаливания следует руководствоваться четырьмя правилами: строго дозировать воздействие, соблюдать систематичность выполнения закаливающих процедур, постепенно увеличивать интенсивность и продолжительность холодных воздействий и температурного контраста, разработать индивидуальную программу закаливания.
Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения. Гигиеническое обучение и воспитание населения — необходимая составная часть работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Они направлены на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, которая объединяет совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Основные задачи: снижение распространенности курения и потребления алкоголя населением, улучшение качества питания, увеличение физической активности, смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни, соблюдение населением мер личной и общественной гигиены, профилактика употребления наркотиков, улучшение качества окружающей среды.
Санитарное просвещение, гигиеническое воспитание следует обязательно включать в деятельность каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональную обязанность каждого медицинского работника.
Гигиеническое воспитание и пропаганду ЗОЖ осуществляют следующими методами: устным (лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья), печатным (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов), наглядным (телевидение, кино, видеофильмы, слайды, санитарные бюллетени), смешанным (всеми средствами одновременно).
Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни населения
И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Санитарное просвещение является частью комплекса профилактических и лечебных мероприятий, проводимых с пациентами. Проведение санитарного просвещения является профессиональной обязанностью всех медицинских работников.
Основные направления санитарного просвещения в лечебно-профилактических учреждениях:
1. гигиеническое воспитание пациентов;
2. пропаганда здорового образа жизни;
3. пропаганда мероприятий по профилактике заболеваний и борьба с ними.
Цель гигиенического воспитания в условиях лечебно-профилактических учреждений: повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем улучшения уровня санитарной культуры пациента и привития ему необходимых гигиенических навыков.
Санитарно-просветительная работа проводится путем интегрального подхода в гигиеническом воспитании и использовании различных методов и средств обучения в соответствии с состоянием здоровья, интересами и уровнем образования пациента.
Одна из основных задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.
Задачи гигиенического воспитания:
· знакомить пациента с режимом работы лечебно-диагностических кабинетов;
· обучать пациента приемам психологической самозащиты, воспитанию эмоций;
· убедить пациента в необходимости выполнять предписания врача во внебольничных условиях;
· дать общегигиеническую информацию по различным вопросам здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья (о вредных привычках – курении, употреблении алкоголя, наркомании, о профилактике СПИДа, двигательном режиме, рациональном питании и т. д.).
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Санитарно-просветительная работа начинается с момента посещения пациентом лечебно-диагностического кабинета и проводится в процессе проводимого обследования.
Профилактика – ведущее направление в охране здоровья населения.
Основные задачи медицинского работника:
· проводить разъяснения, давать рекомендации пациентам по подготовке к различным видам исследований;
· проводить разъяснительную работу, беседы с родственниками пациентов и их сопровождающими;
· проводить анализ собственной работы с пациентами по этому разделу;
· участвовать в планировании санитарно-просветительной работы, проведении анкетирования среди пациентов;
· вести своевременно и аккуратно учетную документацию после каждого занятия, беседы, лекции.
Кроме этого медицинский работник должен знать:
· факторы риска и многофакторную профилактику распространенных заболеваний;
Иметь понятия о факторах риска: курение, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семьи, одиночество, многодетность, низкий образовательный и культурный уровень. Работа в рамках программ профилактики (первичная и вторичная профилактика) заболеваний. Роль сестринского персонала в этой работе.
· гигиеническое воспитание в профилактике курения.
Вред курения и его связь с рядом заболеваний, влияние на продолжительность жизни. Особая опасность курения для здоровья детей, подростков, беременных и кормящих матерей. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Красота и курение. Организация гигиенического воспитания по профилактике курения. Дифференцированный подход с учетом целевых групп. Методы и средства воздействия на личность и коллектив в воспитании населения против курения.
· гигиеническое воспитание в профилактике пьянства.
Трезвый образ жизни – компонент здорового образа жизни. Экономический, производственный, демографический, нравственный, правовой и медицинский аспекты пьянства. Негативное влияние алкогольных напитков на организм человека, на потомство. Организация антиалкогольного воспитания населения, дифференцированный подход.
· пропаганда основ гигиены труда и отдыха.
Комплексный подход в решении проблем труда и здоровья человека. Значение для здоровья физически активного и пассивного отдыха. Смена впечатлений во время отдыха. Рациональная организация производства и ритмичность труда. Гигиена труда и техника безопасности. Центры психофизиологической разгрузки. Специализированные комплексы профессиональной гимнастики. Функциональная музыка.
· пропаганда вопросов психогигиены и психологической профилактики.
Основные причины, ведущие к нервным расстройствам людей. Стресс и дистресс. Психогигиена и психологическая профилактика нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослого населения, формирование иммунитета к ним. Роль кабинетов социально-психологической помощи, кабинетов психологической разгрузки, психотерапевтических кабинетов, телефонов доверия. Психологические основы профилактики соматических заболеваний, методы и средства ее проведения медицинскими работниками.
· пропаганда основ физической культуры оптимального двигательного режима и закаливания.
Виды физической нагрузки и их действия на организм, подходы к их нормированию, структура, объем, интенсивность. Понятие о гиподинамии и гипокинезии и их влияние на здоровье. Критерии физического состояния. Методы, формы и средства пропаганды двигательного режима и закаливания. Особенности физического воспитания различных возрастных и профессиональных групп населения (дети, подростки, женщины, взрослые, больные, здоровые, лица старшего и пожилого возраста, люди физического и умственного труда). Принципы и методы закаливания.
· профилактика наркомании, токсикомании, злоупотребления лекарствами. Самолечение.
Причины, виды и признаки наркомании и токсикомании. Социальные и медицинские последствия употребления наркотиков и токсических веществ. Организация, методы и средства гигиенического воспитания по профилактике наркомании среди молодежи. Участие медицинских работников в совместной работе с наркологическими диспансерами.
Самолечение – актуальная проблема. Совместимость и несовместимость лекарственных средств. Недопустимость злоупотребления витаминами, антибиотиками, снотворными и болеутоляющими средствами. Медикаментозное отравление. Домашняя аптечка. Правила хранения и сроки годности лекарств. Первая доврачебная помощь при отравлении лекарствами, анафилактическом шоке, стенокардии, обмороке и др. Показания к запрету самолечения.
· пропаганда вопросов экологической, гигиенической и радиационной культуры
Понятие об экологии и гигиене воды, почвы, воздуха (дается представление о состоянии окружающей среды в мире, в нашей стране, в регионе). Озоновая дыра, тепличный (парниковый) эффект. Мировые проблемы охраны окружающей среды. Экологическое воспитание населения с детского возраста. Понятие о радиоактивности. Виды радиоактивных излучений. Естественный фон и его гигиеническое значение. Искусственные источники облучения человека в современных условиях. Нормирование ионизирующих излучений. Биологическое действие ионизирующего излучения на организм человека в зависимости от дозы, возраста, состояния здоровья. Принципы радиационной защиты. Способы ограничения поступления и ускорения выведения радиоактивных веществ из организма. Правила поведения населения в различные периоды после выпадения радиоактивных осадков. Санитарно-дозиметрический контроль. Особенности проведения пропаганды экологических и гигиенических знаний среди отдельных групп населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ликвидаторы, эвакуаторы, дети, работники промышленности и сельского хозяйства, владельцы приусадебных участков). Борьба с радиофобией.
· пропаганда жилищно-бытовой и личной гигиены.
Цели и задачи гигиены. Гигиена и экология. Гигиенические требования к жилищу, одежде и обуви. Основы ухода за телом. Распорядок дня. Биоритмы. Гигиена сна и отдыха. Закаливание организма. Физическая культура в режиме дня. Охрана нервно-психического здоровья. Предупреждение интоксикаций. Осуществление комплекса мероприятий индивидуальной первичной профилактики болезней. Правильное экологическое поведение.
Одна из задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.
Методы и формы санитарно-просветительной работы
Беседа индивидуальная или групповая
Час вопросов и ответов
· изучение медицинской и популярной литературы;
· написание конспекта беседы, проведение групповой беседы продолжительностью 10-15 минут.
Текст рецензируется врачом. План и темы бесед необходимо вывешивать заранее на видном месте, указывая место проведения и время.
· осуществление подбора пациентов;
· оповещение, приглашение пациентов;
· проведение занятий продолжительностью 1 час.
Занятия проводятся по специально разработанной программе, рассчитанной от 5 до 10 занятий
· разработка текста беседы на 2-3 мин.;
· выступление по радио.
При наличии местного радиоузла
Книжка листок с краткими наставлениями
Содержит краткие сведения о каком-либо заболевании
Привлекает внимание и интерес к трактуемой проблеме
Листок носит агитационный характер
Окончание таблицы 8.1
Печатное издание на одном листе
Содержит краткую информацию
Стандартный формат 60*90 см
Освещает вопросы медицины и гигиены
Выражает идею, требование.
Призыв к действию в краткой форме.
Подбор и обновление информации
Фотографии на темы профилактики здорового образа жизни
Оформляются в альбом.
Слайды, видеофильмы, муляжи, тренажеры
Используются для обучения и самообучения населения
Медицинский работник должен помнить:
Тема беседы подбирается с учетом профиля заболевания, сезонности, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной.
Школа здоровья для пациентов. Целью её создания является привитие знаний и навыков по ведению здорового образа жизни, сохранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и работоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья.
Буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, недопустимо использование профессиональных терминов. Рисунок не должен подтверждать текст, он должен его дополнять. Содержательную часть санитарного бюллетеня выделять рамкой. Нежелательно использовать схемы и фотографии, рисунки внутренних и пораженных органов. Слово «Санитарный бюллетень» пишется мелким шрифтом в правом углу.
Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме выражающий требования или рекомендацию.
Словосочетание «Уголок здоровья» пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. На стенде отводится место для санитарного бюллетеня, буклетов, памяток и информации для пациентов. Вся информация в уголке здоровья должна регулярно обновляться 1 раз в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т. д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами.
Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процесс или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом.
Технические средства используются для обучения и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.
Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний. Готовятся в программе «Power Point» и демонстрируются на мультимедийном проекторе, либо на диапроекторе (оверхеде).
Видеофильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность – не более 10-15 мин., на видеокассете или DVD-диске.
УЧЕТ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для учета санитарно-просветительной работы используется «Журнал учета работы по медицинской профилактике», форма утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации г.
Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике