композиционная форма газетной статьи

Композиционная форма газетной статьи

композиционная форма газетной статьи

Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе. Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть.

Основные ее элементы:

Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.

Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.

Подборка — материал однородный по теме, его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.

Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.

Фонарь — статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.

Подвал — статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше ¼ и не меньше ⅓ высоты полосы.

Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.

Уголок — статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.

Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.

Объявления заверстывают обычно на последней полосе.

Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах — в первой колонке, на нечетных — в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.

Источник

Композиционная форма газетной статьи

ТИПЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства, и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.

В киноведении широко используются различные термины, обозначающие отдельные этапы рабочего процесса над композицией. Здесь говорят о разных видах монтажа картин: доминантном, обертонном, интеллектуальном, информационном. Употребляют термины «полимонтаж» (когда на одной плоскости экрана сталкиваются одновременно два или три действия), «монтажная перебивка», «монтажное крепление», «проходы героя» и т.д. [6] В очерковом произведении монтажный принцип может быть использован и при отборе реальных событий, и при монтаже наиболее ярких эпизодов, и при компоновке различных частей текста.

На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет: 1) разбить все произведение на тематические блоки; 2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос; 3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации; 4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность. На газетной полосе статья, построенная по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Мы рассмотрели различные типы композиционных форм, использующихся при построении журналистского произведения, показали основные различия между сюжетом, фабулой и архитектоникой. Теперь перейдем к более подробному анализу использования композиционных форм в различных жанрах журналистики.

[1] Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975. С. 148.

Источник

Композиционная форма газетной статьи

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРАХ ЖУРНАЛИСТИКИ

Композиционное построение журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. В отдельных жанрах публицистики, как, например, в эссе или в очерке, материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок и т.п. В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала – творческая необходимость. Обусловлено это и особенностями читательского восприятия: лучше и легче прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к уже прочитанному.

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ

Заметка. Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей данная часть текста обычно выделяется шрифтом.

Немаловажное значение имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. Трудность его создания заключается в том, что здесь журналисту необходимо решить сразу две задачи: во-первых, сообщить о самом главном, а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя. В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид – это стартовая позиция, а зачин – первый шаг в забеге. За зачином следуют подробности. Особенностью композиционного построения заметки является то, что в ней может отсутствовать заключительная часть.

Принципы построения расширенной информации имеют такие же требования, как и в заметке. В начало ставится главный факт, который в дальнейшем подвергается развернутому пояснению. Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем внимание лиде и зачине, но и о соразмерности различных частей, так как в подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги. Неизменным остается одно – наличие событийного ядра. В расширенной информации должна присутствовать и заключительная часть.

Репортаж. По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа. К ним можно отнести:

· выбор отображаемого отрезка события;

· выбор и расстановку участников события;

· отбор и расположение фактического материала в репортаже;

· отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для описания;

· отбор характерных деталей;

· отбор авторских впечатлений.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору нужно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер.

В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки и мнения.

Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

1) увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе;

2) отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности;

На базе таких изменений жанр классического журналистского интервью преобразуется в социально-проблемный, проблемно-психологический или историко-биографический диалог. С учетом этих особенностей журналисту необходимо почерпнутые из беседы факты не только тщательно отобрать, но и структурно-композиционно осмыслить. Здесь и начинаются так называемые муки творчества, когда из разнородных суждений человека необходимо создать некий целостный рассказ. Если автору необходимо «задокументировать» воспоминая человека, то целесообразно упорядочить факты по временному признаку. Если нужно отразить ход состоявшейся дискуссии, то лучше всего выстроить материал по принципу «тезис – антитезис». Если задачей интервью является раскрытие внутреннего мира человека, то следует представить монолог респондента в виде цельного рассказа, который может сопровождаться авторскими ремарками и комментариями. В жанре интервью возможны перестановки частей беседы по различным смысловым блокам, компоновка, исключение второстепенных суждений, подчинение всех ответов респондента единой концептуальной идее и т.п.

Таким образом, подходы в структурно-композиционном построении информационных жанров (заметка, репортаж, интервью) могут быть весьма различными.

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ (НА П РИМЕРЕ СТАТЬИ)

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

· выдвижению основного тезиса для доказательства;

· построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса,

· выводам из системы доказательства.

Таким образом, статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение – показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т.п. Наиболее часто подобного рода текстовые элементы встречаются в проблемных корреспонденциях, где автор стремится рассмотреть ту или иную проблему объемно. В тех случаях, когда журналисту необходимо раскрыть суть какого-то противоречивого явления, целесообразней прибегнуть к проблемному анализу. При этом выясняются различные причинно-следственные связи между фактами, выявляются движущие силы проблемы, вырабатываются прогнозы. К главным текстообразующим операциям относят осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации); выдвижение действительной программы разрешения конкретной проблемной ситуации (рабочая идея). А среди композиционных узлов выделяют следующие:

· «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

· «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

· столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

· «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

Тезис – один из элементов доказательства, истинность которого обосновывается в доказательстве. Тезис должен удовлетворять двум правилам:

1) он должен быть сформулирован ясно и точно, исключая всякую двусмысленность и неопределенность;

1) нахождение – поиск и отбор аргументов;

2) расположение – систематизация аргументов, размещение их в тексте;

3) выражение – речевое выражение аргументов, учение об отборе слов и о риторических фигурах;

В отличие от риторической композиционной схемы логическая преимущественно отражает не вообще содержательное движение материала, а способ его логического изложения в рамках рассуждения. Основными компонентами доказательства являются: констатация – анализ – оценка – вывод.

Как видим, структура статьи с необходимостью отражает структуру аргументации. Выбор риторического или логического подхода в построении статьи зависит от конкретных познавательных и коммуникативных целей, которые ставит перед собой журналист.

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДО ЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ (НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКА)

Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерным для окружающей действительности – временным и причинно-следственным. В соответствии с этим выделим следующие типы очерковых структур:

1. Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности).

2. Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика исследования.

Рассмотрим, как же в очерке используются подобные типы связей.

При прямом хронологическом отображении автор разворачивает повествование, последовательно описывая наиболее значительные моменты из жизни героя. При внешней простоте в написании такого очерка журналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкой жизненного материла. Ведь уместить в одном очерке рассказ о всей жизни героя невозможно. Поэтому незначимые периоды опускаются, не нарушая хронологического принципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повествования. Вялотекущее описание биографических данных вряд ли кого-то может заинтересовать. Поэтому желательно, чтобы описание в очерке имело событийную канву. В основу хронологического очерка может быть положена ярко выраженная фабула, за развитием которой читателю было бы интересно следить. Выдвигая на передний план некое динамичное действие, журналисту легче объединить вокруг этого событийного ядра самые разнородные элементы.

Хронологический принцип построения произведения присущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор может поделиться собственными впечатлениями в прямой хронологической последовательности. Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное при этом – отобразить фрагмент действительности через цепочку последовательно сменяемых друг друга впечатлений.

Перебивка временных и пространственных связей предпринимается тогда, когда очеркисту необходимо ускорить или замедлить ход повествования. Происходит это за счет смещения различных временных периодов, эпизодов и действий. В очерках с нарушенной (смещенной) хронологией могут быть отображены различные периоды жизни героя. Например, повествуя о делах человека в настоящем времени, автор может обратиться к его прошлому. И наоборот. В каждом временном периоде очеркист может рассмотреть до нескольких эпизодов или действий, используя ассоциативный прием повествования. Перебивы хронологии по ассоциации позволяют журналисту свободно перемещать своего героя с одного временного отрезка в другой. Для этих целей служат различные вставные конструкции: воспоминания героя или автора, авторские размышления. Очень часто для воссоздания огромного периода из жизни героя используется прием быстрой смены эпизодов, выполняющий роль своеобразных мазков.

Второй тип композиционной структуры очерка – логический – основан на логике причинно-следственных связей. В таких произведениях автору важно показать развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положений и доказательств.

В описательной логической схеме все элементы (основной констатирующий тезис, его разъяснение, аналитическая оценка ситуации) подводят автора к формулированию основных задач выступления. В дальнейшем все повествование строится на аргументации выдвинутого тезиса, завершающегося выводом. Таким образом, в описательной логической схеме предметом анализа является некий ведущий признак, отличающий человека от всех остальных.

Второй тип логической схемы, по мнению Л.М. Майдановой – логическая событийная схема. Здесь предметом анализа «становится событие, в котором автор также выделяет главную в данной ситуации и в данной концепции черту и через связь с ней вводит остальные признаки. Часть событийной логической схемы совпадает с аналитической частью схемы описательной, т.е. в ней тоже есть тезисы с причинно-следственным содержанием: «”имело место событие А с признаком В”, “признак В проявляется так. объясняется. И имеет такие следствия”. Но в логическую схему данного типа входит еще и тезис “это произошло так” с развертыванием его не в форме рассуждения, а в форме повествования, логика мысли сменяется логикой действия».

Основная трудность в выстраивании подобного рода материалов заключается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разнородные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности, журналисту необходимо: 1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмотреть различные варианты размещения тематических и образных единиц текста; 3) определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) продумать основные способы монтирования разнородных композиционных элементов и т.д. Все это позволит избежать небрежности в изложении, вынужденных провалов между различными частями текста, а также фрагментарности повествования.

Может показаться, что ассоциативная композиция подчиняется лишь спонтанно возникшим представлениям. Но это не так. В основе эссе должна лежать четко продуманная авторская идея, вокруг которой и выстраивается вся цепь ассоциаций. Любой эпизод, фрагмент действительности, деталь, подробность, характеристика героя и т.д. нанизываются на данную идею, создавая тем самым внутреннее единство произведения. Функция ассоциаций состоит в том, чтобы посредством различных ассоциативных связок (например, по сходству событий, или их близости по времени и пространству) состыковывать между собой разнородные факты действительности.

Таким образом, разноплановая компоновка содержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематического развертывания материала.

[1] Ущерб от пиратства составил миллиард долларов // Общая газета. 1998. 21 – 27 мая.

Источник

Строение современных русских газетных текстов

композиционная форма газетной статьи

На правах рукописи

Ван Хао

СТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТОВ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре русской словесности и межкультурной коммуникации

Государственного института русского языка имени

Научный руководитель: доктор филологических наук,

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

кандидат филологических наук,

Ведущая организация: Российский государственный университет туризма и сервиса

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Гос. ИРЯ им.
.

Автореферат разослан «17» октября 2008 г.

доктор педагогических наук,

I. Общая характеристика работы

Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию строения современных русских газетных текстов.

В настоящее время строение газетного текста отличается особой композиционной вариативностью, функциональной синкретичностью отдельных ее компонентов, которые требуют теоретического исследования и разработки практических рекомендаций.

Вовлечение читателя в текст происходит тогда, когда каждая часть текста несет информацию, требующую дальнейшего развития или объяснения, и читатель испытывает потребность дочитать текст до конца. Это заставляет тщательно продумывать строение текста. Иначе говоря, строение текста требует распределения по тексту смысловых и эмоциональных ударений таким образом, чтобы вести, направлять читателя, не отпуская его, пока тот не дойдет до конца.

Что касается строения текста, то под этим термином мы подразумеваем расположение компонентов, частей текста в последовательности, устанавливающей их взаимные связи и отношения. Строение текста – это его определенная и специфическая упорядоченность. Цель строения текста – создать целое из отдельных частей.

Говоря о специфике строения газетного текста, нужно отметить его полифоничность, широту и многообразие композиционных форм в зависимости от жанров, темы, позиций и творческой индивидуальности автора.

Актуальность диссертации заключается в: 1) рассмотрении основных свойств газетных текстов; 2) описании основных структурных компонентов газетных текстов; 3) определении самых распространенных в практике строений газетных текстов; 4) описании основных приемов порождения газетных текстов. В работе рассматриваются особенности строений газетных текстов в периодических изданиях самых последних лет, однако для полноты картины привлекаются и более ранние публикации.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в работах (1929), (1971, 1977, 1981), (1972, 1975, 1979, 1995), (1981), (1971, 2005), (1992, 1995, 1998, 1984), (1993, 1998, 2001, 2005), (1987), (1985), (1992, 1999, 2000, 2001), (1991), (2004), (2006), посвященные изучению разных аспектов текстов, оказываются основой анализа нашего материала. Полезными являются научные работы о газетном тексте Н. Parret (1974), (2004), (1998), (1990), (1975), (1981), (1985), (1984), (1993), (2000), (1973), (1989), и т. д.

Объектом исследования данной работы является газетные тексты, отражающие реальную общественно-политическую жизни в России.

Предметом исследования является строение современных русских газетных текстов в зависимости от их жанровой дифференциации, взаимная корреляция их формальных и содержательных компонентов.

Цель работы заключается в определении релевантных структурных признаков современного газетного текста как наиболее динамично развивающегося публицистического стиля. Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

– выделить основные свойства газетных текстов;

– выделить стилистические особенности газетных текстов и газетного языка;

– проанализировать чередование «экспрессем» и «информем» в газетном тексте;

– рассмотреть основные структурные схемы газетных текстов и их функции;

– определить типичные строения газетных текстов различных жанров;

– исследовать приемы порождения газетных текстов;

Материалом исследования служат 1200 текстов, отражающих реальную общественно-политическую жизни в России. Источником этих материалов служат русские современные газеты (2004 – 2007 гг.): «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московская правда», «Московские новости», «Независимая газета», «Российская газета», «КоммерсантЪ», «Советская Россия» и т. д.;

Методы исследования обусловлены целью и задачами работы. В диссертации применяются следующие методы исследования:

– методы классификации языкового материала по определенным критериям;

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем делается попытка проведения комплексного исследования строения современных газетных текстов с точки зрения лингвистики и стилистики текста, теории коммуникации. В работе выделены главные структурные компоненты, основные типы строений и главные приемы порождения современных русских газетных текстов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней выявляются основные закономерности построения текстов современных газетных текстов, при этом во внимание принимаются как лингвистические, так и экстралингвистические факторы.

Практическая ценность диссертации. Результаты работы и ее иллюстративный материал могут быть использованы при разработке и преподавании курсов по стилистике русского языка и лингвистике текста, при написании учебных пособий по этим дисциплинам, а также в практике преподавания курса «русский язык как иностранный».

Апробация работы. Материалы проведенного исследования излагались и обсуждались на межвузовских конференциях и семинарах. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях.

Обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечиваются опорой на обширный фактический материал (1200 русских газетных текстов).

Анализ материала и выявленные закономерности позволяют вынести на защиту следующие положения:

1. Основными свойствами современного газетного текста являются: фактичность (документальность информации), актуальность (злободневность, идеологичность, современ­ность), релевантность (соответствие запросам аудитории), доступность, социальная активность, монтажность, сенсационность, экспрессивность и эмоциональность.

2. Структура современного газетного текста включает такие компоненты, как заголовок (иногда и подзаголовок), вступление, основной корпус текста, заключение (если они есть), образуя единое целое газетного текста. Границы между структурными компонентами газетного текста подвижны, сами компоненты тесно семантически связаны друг с другом, что нередко приводит к их взаимозаменяемости или синкретичности. Общая структура современного газетного текста обусловлена темой публикации, способом подачи и оформления информации.

3. Одним из ведущих компонентов современного газетного текста является заголовок, выполняющий информативную, коммуникативную, рекламно-экспрессивную, графически-выделительную, распределительную и соединительную функции.

4. При конструировании современного газетного текста информационного жанра часто используются строения «Перевернутой пирамиды» и «Винтового строения». Газетный текст аналитического жанра имеет общую трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка). В практике могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Для газетных текстов художественно-публицистических жанров существует 3 типы строения: 1) хроникально-последовательное строение; 2) строение, основанное на логике причинно-следственных связей; 3) эллиптическое строение;

5. При построении современных газетных текстов часто используют следующие приемы: 1) хроникально-последовательное повествование; 2) отступление от хронологического изложения фактов (проспекция и ретроспекция); 3) повтор; 4) усиление; 5) контраст.

Структура работы. Настоящая диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографии, включающей более чем 200 наименований.

Главы делятся на разделы, соответствующие характеру исследуемых вопросов.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определены объект и предмет, формулируются цель, задачи и методы исследования, определяется научная новизна диссертационного исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость, обоснованность и достоверность выводов исследования, называются источники материалов, излагаются положения, выносимые на защиту, а также приводится структура диссертации.

Первая глава посвящена изложению основных теоретических проблем, связанных с темой работы.

Таким образом, текст в нашем понимании – «Это выраженное в любой форме, упорядоченное и завершенное словесное целое, заключающее в себе определенное содержание, соотносимое с одной из сфер функционирования языка.» (Костомаров, 2005). Текст – продукт порождения и предмет восприятия, процесс генерации и интерпретации. Именно при порождении текстов происходит таинственный перевод внеязыковой действительности в действительность языковую, а при восприятии – возврат от языковой материи к внеязыковым сущностям.

В 1.1.2. выделяются основные признаки текста. Общие существенные признаки текста: они связны, завершены, информативны (Костомаров, 2005).

Связность – это важнейшая текстовая категория, именно ее наличие повышает статус некоторого множества высказываний, превращая их в текст.

Информативность – основная категория текста и его обязательный признак. В данном случае термин информация употребляется в значении «получение новых сведений о предметах, явлениях, отношениях, событиях объективной действительности».

Завершенность – это функция замысла, положенного в основу произведения и развертываемого в ряде сообщений, описаний, повествований и других форм коммуникативного процесса. Текст можно считать завершенным тогда, когда, с точки зрения автора, его замысел получил исчерпывающее выражение, когда, по мнению автора, желаемый результат достигнут самим поступательным движением темы, ее развертыванием.

В 1.1.3. рассматриваются понятия «текст» и «дискурс». Научное описание исследуемых объектов требует не только перечисления их свойств, но и определения места в ряду сходных, пусть и нестандартных, объектов (Костомаров, 2005). В ходе анализа соотношения текста и дискурса были получены: 1) термины «текст» и «дискурс» являются полисемантичными в рамках лингвистики; 2) в современной лингвистике под текстом понимается абстрактная, формальная конструкция, под дискурсом – различные виды ее актуализации, рассматриваемые с точки зрения ментальных процессов в связи с экстралингвистическими факторами. В целом мы солидарны с положениями профессора о том, что текст и дискурс не находятся между собой в родовидовых отношениях (каждый из них не является частью другого), дискурс не является промежуточным явлением между речью, общением и языковым поведением или промежуточным звеном между системой и текстом, он не есть текст в совокупности с экстралингвистическими параметрами, равно как и текст не является дискурсом за минусом этих параметров. Текст, дискурс и действительность вместе составляют структуру коммуникации (Прохоров, 2006).

В 1.1.4 исследуются основные свойства газетных текстов. В данной работе под газетным текстом подразумевает печатное сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса. Газетный текст является специфическим типом текста, занимающим особое место в сложной иерархической системе текстов. Среди характеристик газетного текста можно выделить общие черты, сближающие его с текстами других типов, и специфические, присущие только ему свойства, отличающие его от последних. Основные свойства современных газетных текстов заключаются в фактичности, актуальности, релевантности, доступности, социальной активности, монтажности, сенсационности, экспрессивности и эмоциональности.

В 1.1.5 рассматриваются стилистические особенности газеты и газетного языка. Газетный текст относится к газетно-публицистическому стилю. Главным стилеобразующим свойством современного газетного текста является обязательная реализация в нем одновременно двух главных функций – информативной и социального воздействия. Ученые обратили внимание на особенности языка газеты, его информационный аспект. Конструктивными принципами газетного языка оказываются одновременные и равноправные ориентации на экспрессию и стандарт. Образцовые газетные тексты создаются не ограничением стандарта, а умением подыскивать экспрессивное противоядие, творчески создавать органичное чередование контрастирующих элементов. Одной из главных характеристик языка газеты является установка на оценочность изложения. Вместе с тем отмечается, что в последнее время в связи с демократическими реформами в газетно-публицистическом стиле происходят большие изменения в сторону его индивидуализации; имеет место перегруппировка жанров и даже их смешение. Заметно меняется язык газеты, ее воздейственный настрой, тональность.

Вторая глава посвящена изложению основных структурных элементов современных газетных текстов и их функций.

В 2.1 рассматривается заголовок современных газетных текстов и его функции. Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации. На основе соотношения между заголовком и элементами текста образует разные типы заголовка: 1) заголовок, выражающий тему текста; 2) заголовок, отражающий отдельный факт текста; 3) заголовок, называющий героя публикации; 4) заголовок, представляющий цитату или известное выражение, относящиеся к описываемому событию; 5) заголовок, выражающий аналитическую оценку ситуации; 6) заголовок, актуализирующий идею материала; 7) заголовок, актуализирующий второстепенные элементы текста.

В 2.2 рассматривается вступление газетных текстов и его функции. Вступление представляет собой абзац, набранный более жирным шрифтом, чем весь остальной текст, содержит в себе самый важный или самый интересный элемент сообщения и является его своеобразной «визиткой». В современных газетных текстах русской СМИ существуют следующие типы вступления: вступление-бросок; вступление-зонтик; отложенное вступление и т. д.

Вступление-бросок создается как прямая короткая фраза, выступающая в роли заголовка в начале сообщения. Оно не стремится к тому, чтобы поведать о событии, а просто обозначает тему и настраивает зрителя на восприятие следующей за ним информации, четко указывая ее тематику или направленность.

Вступление-зонтик, т. е. сводное вступление, чаще всего, строится по формуле 5W&H, так как именно ответ на эти вопросы полностью раскрывает содержание события, дает о нем полное представление.

Отложенное вступление, один из классических вариантов, рассказывает о событии в свободной разговорной форме, интригуя читателей незнакомыми фактами, именами и т. д. Оно строится по принципу изложения начала события или проблемы или ее завязки.

В 2.3 рассматривается корпус газетных текстов и его функции. Корпус – основной текст произведения от зачина до концовки. Он конкретизирует вступление, отвечает на вопросы, содержащиеся во вступлении, и анализирует факты. В общем, корпус раскрывает проблему в подробностях, в чем часть читателей не нуждается. Поэтому очень важно всю суть сообщения изложить в заголовке и вступлении.

В 2.4 рассматривается концовка газетных текстов и ее функции. Концовка – это конец газетного текста. Она выполняет две функции: 1) подытоживает текст, обобщая все сказанное и выделяя главную мысль. 2) концовка может ставить открытый вопрос, обращенный к читателям, властям, нацеленный на то, чтобы возбудить их реакцию.

Третья глава посвящена изложению типов строения современных русских газетных текстов.

В 3.1 рассматривается жанровая дифференциация газетно-публицистического стиля. В рамках каждого функционального стиля существует внутренняя дифференциация: подстили, жанровые стили. Разграничение всех стилей на подстили основано на дополнительных, специфических для каждого стиля факторах. В принцип разделения жанров в газетно-публицистическом стиле включают композиционно-речевые категории и «образ автора» (), речевые жанры (), коммуникативные типы речи (). Газетно-публицистический стиль обычно подразделяют на три большие группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры (Грабельников, 2002).

Информационные жанры – заметка, репортаж, отчет, интервью – отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.

Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие сообщение не просто о чем-то новом, а о сенсационном факте (Грабельников, 2002).

Аналитические жанры – корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение – имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы.

Художественно-публицистические жанры – очерк, фельетон, памфлет – сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.

В 3.2 рассматриваются типы строения газетных текстов информационного жанра.

В 3.2.1 анализируется первый тип строения газетных текстов информационного жанра – «перевернутая пирамида». Чтобы передать актуальные новости эффективнее и понятнее, газетные тексты информационного жанра обычно выстраиваются по принципу «перевернутой пирамиды» с ответами на вопросы кто, что, когда, где, как, и почему.

По данному типу строения главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости: вначале следует приводить краткую сводку, позволяющую читателям составить общее представление о содержащейся в тексте информации, даже в том случае, если они не ознакомятся со всей этой информацией в полной мере. Затем нужно постепенно переходить к подробностям. Главное, чтобы читатель мог прервать чтение в любой момент времени и при этом знать, какой вопрос рассматривается в этой главе. В общем, объем информации постепенно уменьшается и схема подачи похожа на «перевернутую пирамиду». Если изображаем данную модель схемой, то она выглядит такой:

композиционная форма газетной статьи

Перевернутая пирамида – оптимальный способ дать читателю самое главное в сжатом, сконцентрированном виде, не заставляя его читать материал целиком. Получив информацию из первых предложений, он уже имеет достаточное представление о главном в описываемом событии и либо заинтересуется в достаточной мере, чтобы прочитать дополнительные подробности и обстоятельства, либо перейдет к следующему материалу. Естественное стремление получить за это время максимум информации может быть удовлетворено только в том случае, когда из небольшого объема текста получен максимальный объем информации. Поэтому нормальным стилем большинства читателей является не собственно чтение, а просмотр газеты по заголовкам и первым абзацам, интернет-изданий по заголовкам. Нечто похожее на серфинг, когда внимание скользит по информационной волне не задерживаясь. Сознание впитывает в себя наиболее информативные фрагменты, и только после этого читатель возвращается к материалу в подробностях.

Сложившееся исторически по многим, упомянутым нами причинам строение перевернутой пирамиды долгие годы являлось основным способом написания текстов информационного жанра. Перевернутая пирамида – стиль мышления, наиболее близкий к рациональному, естественному для человека способу изложения материала.

В 3.2.2 рассматривается другой тип строения газетных текстов информационного жанра – «винтовое строение».

Помимо строения «перевернутой пирамиды» в практике построения газетных текстов информационного жанра существует другое, так называемое «винтовое строение». Характеристики данного типа строения заключаются в том, что газетные тексты построены так, чтобы все части корпуса текстов, кроме вступления, находились в равновесии по важности, иначе говоря, по заинтересованности читателей. При постановке материалов нет необходимости специально их сортировать по их важности. Как получится, так и будет.

Винтовое строение похоже на строение «перевернутой пирамиды» в том плане, что в ней также функционирует вступление, которое является самой важной информацией и возглавляет весь текст. После вступления параллельно идут все остальные составные части.

композиционная форма газетной статьи

В 3.3 рассматривается строение газетных текстов аналитического жанра. Наше исследование показывает, что газетный текст аналитического жанра имеет общую трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка).

В практике могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение – показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т. п. Наиболее часто подобного рода текстовые элементы встречаются в проблемных корреспонденциях, где автор стремится рассмотреть ту или иную проблему объемно. В тех случаях, когда необходимо раскрыть суть какого-то противоречивого явления, целесообразней прибегнуть к проблемному анализу. При этом выясняются различные причинно-следственные связи между фактами, выявляются движущие силы проблемы, вырабатываются прогнозы. К главным текстообразующим операциям относят осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации); выдвижение действительной программы разрешения конкретной проблемной ситуации (рабочая идея).

В 3.4 рассматривается строение газетных текстов художественно-публицистического жанра.

Существует 3 типа строения газетных текстов художественно-публицистических жанров:

1) хроникально-последовательное строение (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временнόй последовательности);

2) строение, основанное на логике причинно-следственных связей. Исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этого типа построения лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика исследования;

3) эллиптическое строение;

В 3.4.1 рассматривается хроникально-последовательное строение газетных текстов художественно-публицистического жанра. Это одно из наиболее простых и в то же время довольно распространенных типов в газете строения текстов. Оно характерно тем, что автор рассказывает все «по порядку». То есть последовательность предложений определяется последовательностью событий, которые подлежат описанию. Так сказать, действует принцип «что вижу, то пою». В данном случае текст выстраивается исходя из последовательной смены различных периодов, эпизодов и действий.

В практике существуют два принципа отображения события: прямая и смещенная хронология. При прямом хронологическом отображении автор разворачивает повествование, последовательно описывая события. Перебивка временных и пространственных связей бывает тогда, когда необходимо ускорить или замедлить ход повествования. Происходит это за счет смещения различных временных периодов, эпизодов и действий. В текстах с нарушенной (смещенной) хронологией отбираются различные периоды события или жизни героя. Например, повествуя о делах человека в настоящем временя, автор может обратиться к его прошлому. И наоборот. Перебитая хронология помогает свободно перемещать героя с одного временного отрезка в другой. Для этих целей действуют различные вставные конструкции: воспоминания героя или автора, авторские размышления.

В 3.4.2 рассматриваются типы строения газетных текстов художественно-публицистического жанра, основанные на логике причинно-следственных связей. Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями действительности или исследуя внутренний мир героев, мотивы их поведения и т. п., автор строит произведение согласно логике своей мысли.

Существует четыре типа причино-следственных связей, и соответственно существует четыре типа строения газетных текстов:

П С, где П – причина, С – следствие.

В первом типе строения показано, что причинно-следственная связь направлена от причины к порожденному ею следствию. Значит, причина и следствие – асимметричны, и отношение между ними необратимо. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия.

В третьем типе строения показано, что многочисленные причины подводятся к одному следствию.

Четвертый тип строения является широко распространенным типом причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

В 3.4.3 рассматривается эллиптическое строение газетных текстов художественно-публицистического жанра. Газетные тексты данного типа показывают явления и события не целиком, а лишь в максимально существенных элементах, т. е. целостное действие или явление усекается до наиболее существенных следствий характеризующих его проявления.

Эллиптическое строение газетных текстов крайне удобно для описания сложных, длительных, многокомпонентных явлений: длительных спортивных состязаний, политических противостояний, сложных экономических процессов, которые не могут быть случайны и не могут быть подобраны по иному принципу, нежели принцип целесообразности и релевантности. Основанием для отбора фактов не могут являться сенсационность, эксклюзивность и т. д., если не существует прямой связи со сквозной идеей.

Четвертая глава посвящена исследованию приемов порождения газетных текстов.

Различие текстов проявляется как на содержательном уров­не, так и в плане выражения содержания – форме. Одна из важ­ных сторон формы произведения – особенности его компози­ционного построения. Между тем в литературе существует око­ло десятка композиционных приемов (повтор, вариации, про­тивопоставления, контрасты, детализация и т. д.), которые, тем не менее, значительно повышают выразительность текста. Надо сказать, что журналистика весьма эффективно использует ком­позиционные приемы.

Композиционные приемы служат определенной расста­новке в тексте нужных автору акцентов (смысловых и эмоцио­нальных). Наиболее распространенными в практике приемами порождения газетного текста являются хроникально-последовательное повествование, отступление от хронологического изложения фактов (проспекция и ретроспекция), повтор, усиление и контраст.

Каждый композиционный прием может:

– организовать отдельный фрагмент текста (на микроуровне);

– быть принципом построения всего текста (на макроуровне).

В заключении обобщаются результаты проведенного теоретического и практического исследования.

У газетного текста имеются следующие основные признаки: фактичность, актуальность, релевантность, доступность, социальная активность, монтажность, сенсационность, экспрессивность и эмоциональность.

Формально в газетных текстах выделяются следующие структурные категории: заголовок, вступление, корпус и концовка. Заголовок излагает общую направленность и общее содержание газетного текста. Заголовок выполняет графически-выделительную, номинативную, информативную и интегративную функции, а также участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения. Вступление имеет важную роль и выделяет самое главное, существенное в событиях, фак­тах, которые будут описаны в тексте, а также дает общее пред­ставление о теме текста и выявляет определенный смысловой акцент публикации.

В зависимости от различия жанров (информационный, аналитический и художественно-публицистический) в практике применяются следующие типы строения: перевернутая пирамида, винтовое строение, строение «тезис – аргументы – вывод», хроникально-последовательное строение, строение, основанное на логике причинно-следственных связей и эллиптическое строение.

В практике при построении газетных текстов часто используются следующие приемы: хроникально-последовательное повествование, отступление от хронологического изложения фактов (проспекция и ретроспекция), повтор, усиление и контраст.

В библиографию включены более чем 250 использованных в диссертации научных трудов, содержащих информацию по теме исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

2. Ван Хао. Жанровый структурно-композиционный анализ современных русских газетных текстов // Современные гуманитарные исследования. М., 2008, №3 (22), с.112-116.

3. Ван Хао. Функции заголовка как коммуникативной единицы газетного текста // Вопросы филологических наук. М., 2008г., №3(32), с. 42-46.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *