композиционный рисунок по ортогональным изображениям геометрических форм
Композиционный рисунок по ортогональным изображениям геометрических форм
Основой грамотного построения овала является правильный куб, на грани которого мы рисуем овал. Важно помнить, что мы всегда рисуем кубы с неравными гранями-одна сокращается больше, и ее чаще всего делают теневой.
Итак, построение куба по порядку:
1)начертите вертикальное ближнее ребро и расходящиеся от него под разными углами лучи
Соедините лучи наклонной линией. Теперь они-грани верхней площадки Вашего куба, соединенные диагональю. ВАЖНО помнить, что грань, сокращающаяся больше, обязательно будет короче.
2)соблюдая правила перспективы, нарисуйте невидимые контуры площадки. ВАЖНО, чтоб в фигуру мог вписаться овал
3)правильных пропорций можно достичь, используя длину овала верхней грани как длину ближнего ребра куба
Теперь, когда у нас есть пропорциональный куб, мы можем приступить к рисованию овалов.
1)для начала на глаз обозначьте ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ (мы рисуем в перспективе, где все сокращается) середины граней по горизонтали и вертикали. Если куб построен правильно, получится правильное перекрестье.
2)нарисуйте диагонали граней и разделите каждую на 8 примерно равных частей
3)сейчас будет очень просто и хитро. Наметьте закругления овала в местах соприкосновения с гранями. ВАЖНО, чтоб дуги изгибались визуально одинаково от грани. Тогда овал получится правильно вытянутый.
4)соедините намеченные дуги так, чтобы они проходили по крайним отметкам 1/8 от диагоналей.
Обратите внимание, что характер овала меняется в зависимости от того, как сокращается грань куба, на которой он нарисован.
Композиция из геометрических тел
Врезки – геометрические тела соединенные друг с другом в композиции. Они являются важной частью при изучении на уроках академического рисунка. От врезок идет постепенный переход к сложным композициям природы и архитектуры. Невозможно правильно и достаточно реалистично изобразить животных, здания, машины без изучения правил постановки связок геометрических тел вместе. Такие определения, как врезки и связки часто встречаются в экзаменационных билетах в вузах, где преподают академический рисунок.
Для чего нужно изучать связки и врезки
Связки состоят из фигур, соединенных вместе, иногда переходящих одна в другую. Одной из особенностей является то, что их рисуют по воображению, а не с натуры. Поэтому нужно полностью разобрать, из каких геометрических тел состоит объект и их связки. Потом, с учетом перспективы нарисовать формы и их соединения, указать падающие тени, поработать над светотенью и найти правильный тон к изображению.
Результатом занятий с врезанными телами будет умение создавать образ готового изображения. Это способствует развитию объемно-пространственного мышления, также ученику приходится использовать навыки, которым он учился на предыдущих уроках, и выстраивать светотень, опираясь на собственное воображение, не глядя при этом на натуру. Врезки хорошо помогают при рисовании натюрмортов, а также сложных композиций с живыми или рукотворными объектами.
Базовые умения для изображения врезанных геометрических тел
Для начала работы с телами, нужно понимать особенности конструкций фигур, применять законы светотени, помнить о перспективе воздушной, не забывать про геометрическую. Необходимо хорошо работать с карандашом, без использования вспомогательных инструментов. Если у вас получается изображать композицию, правильно изображая фигуры в пространстве, нужном ракурсе и перспективном сокращении с учетом светотени, то можно начинать работу со связками.
Полезные советы для построения врезанных тел
Четырехгранник или куб используется чаще всего, в него лучше врезаются другие тела цилиндрической формы, а также конусы, шары.
Сетка помогает не делать ошибки в перспективе. Ее построение изучают дополнительно, потому что это довольно сложная тема. Но если она построена правильно, она упрощает в дальнейшем построение композиции.
Основа изображения – это верно выполненные построения. Ошибаться здесь нельзя, поэтому этому уделяют большое внимание при обучении врезанных тел.
Необходимо запомнить важное правило, что тела должны врезаться друг в друга не меньше, чем на одну треть, и не больше, чем на половину. Это нужно, чтобы смотрящий понял, что эта за фигура и каков ее размер.
Композиционная гармония
Верно изобразить композиционное равновесие сложно, но для этого есть несколько способов. В зависимости от того, что нужно изобразить, используется два вида равновесия. По вертикальным и горизонтальным осям изображают статичное равновесие, пользуясь фигурами, такими как кубом, призмой или другими похожими. Динамичное равновесие показывают на диагональных осях, изображая на них главные объекты, активно используя при этом контрастность в светотени, тонах, размере, фактуре.
Не нужно забывать и учитывать при построении композиционного равновесия, что человеческий глаз воспринимает пространство и объекты с долей искажения. Например, если разделить лист горизонтально на две равные части, то верхняя нам будет казаться больше, чем нижняя, хотя мы знаем, что одинаковы.
Для более подробного освоения такой сложной темы, лучше всего обратиться к опытным наставникам, которые смогли бы вовремя найти ошибки в ваших работах. Большой объем практики и многократная отработка навыков даст нужный уровень для достижения результатов.
Композиция из геометрических тел
Если Вы приняли решение заниматься рисованием профессионально, или академический рисунок необходим Вам для поступления в один из московских творческих вузов или на направление архитектура, то Вы не сможете обойтись без изучения рисунка врезок. Для того, чтобы говорить об особенностях рисунка, давайте рассмотрим само понятие и необходимость его изучения. Врезка — это композиция из простых геометрических фигур объединенных в единое тело.
Врезки изучаются на переходном этапе от гипсовых фигур к телам, которые относятся к живой природе или были созданы человеком. Мы знаем, что все сложные предметы состоят из простых фигур, поэтому понимание взаимодействия этих фигур между собой невероятно важно, для выполнения и построения качественной работы. Врезка как раз помогает усвоить то, как формы взаимодействуют друг с другом, как происходит процесс встраивания одной фигуры в другую. Результат освоения базового уровня академического рисунка — композиция из геометрических тел — врезка.
Связка
Кроме понятия врезки существует также понятие связки. Разберем, зачем необходимо изучение связок и врезок при обучении рисованию.
Связка — композиция,объемно-пространственная, которая состоит вписанных (или сочлененных) геометрических тел. Тела частично или полностью входят один в одно. Связка — это задание на развитие объемно-пространственного мышления, поэтому оно выполняется не с натуры, а по представлению. Это задание сложное и подразумевает, что у Вас есть необходимые базовые знание по академическому рисуyку. Приступать к нему можно после полного изучения простых фигур, а также отрисовке композиций их геометрических тел. Сложность задания состоит в том, что необходимо не только правильно построить предметы, но и сохранить все перспективные сокращения (в том числе при их сочленении), но и правильно передать все светотеневые отношения предметов. Для этого необходимо полностью и максимально четко представлять в воображении композицию тел, к работе следует приступать уже после того, как связка сформировалась у Вас в голове. В противном случае возможен ряд ошибок.
Каков полезный итог работы над врезками и связками? Вы сможете работать по воображению, формировать образ итогового предмета, работы без дополнительных подсказок. Понимать, как строятся конструкции сечений, как преломляются и видоизменяются грани в тех местах, где они преломляются. В процессе работы Вы будете использовать знания законов светотени, для того, чтобы правильно изобразить распределения света на предметах. Это способствуют закреплению знаний, которые были получены в процессе обучения академическому рисунку. Но самым главным позитивным результатом является развитое объемно-пространственное мышление столь необходимое для правильного изображения реальных предметов. Эти навыки Вы сможете применять уже в процессе рисунка композиции из бытовых предметов, а далее в изображении любых предметов. Зачастую требования к умению рисования врезок, связок и других композиций из геометрических тел выдвигают творческие и архитектурные вузы, но эти знания необходимы всем, кто работает в творческой сфере и занимается объемными телами.
Какие навыки необходимы, чтобы приступить к изучению врезок?
Как мы уже обозначили ранее, к врезкам стоит переходить после того, как Вы усвоили базовый уровень академического рисунка, Вы должны четко понимать:
Вы должны иметь опыт рисунка не только с натуры, но и по воображению. Представлять, как взаимодействует предмет с пространством в разном положении.
Самое главное требование — уверенное владение простым карандашом. Без уверенного рисунка,умения проводить ровные, четкие линии, деления отрезков, Вы не сможете выполнить правильно врезку, так как при её рисунке запрещается использования любых вспомогательных инструментов, таких как циркуль, линейка.
Перед тем, как приступить к заданию, необходимо освоить работу над отдельными геометрическими телами и композициями из них. Также следует уверенно работать со светотенью и перспективными сокращениями. Если Вы освоили все эти базовые навыки, то можете смело приступать к рисунку связок.
Рекомендации по созданию композиции из врезанных тел
В качестве базового элемента следует выбирать кубы или четырехгранники, потому что в них проще врезать геометрические объекты большей сложности: цилиндры, шары и конусы. А чтобы не допустить ошибок при построении перспективы, используют специальную сетку, поскольку чем разнообразнее и многочисленнее геометрические тела, которые планируется включить в задуманную композицию, тем сложнее избежать недочетов, искажений и других ошибок, вне зависимости от качества основы. Однако построение сетки – весьма непростая задача, которая требует времени даже у продвинутого рисовальщика. Именно поэтому её построение следует изучать отдельно, но это того стоит – грамотное и верное построение сетки значительно уменьшит время в последующей работе над композицией.
Качество итогового изображения напрямую связано с точностью построений на этом этапе работы, ведь они – основа, и ошибаться здесь попросту нельзя. Поэтому, изучая врезанные тела, особенно важно обратить внимание на методы их сочленения. Эти связки (методы) классифицируются по уровням сложности, потому и знакомство с ними, конечно же, начинают с самых простых – с тел с плоскими гранями, а именно – кубами и четырёхгранными призмами.
Видимая часть врезанной геометрической фигуры служит для определения размеров, поэтому эти части должны занимать минимум половину от общего объёма. Например, при соединении с конусом, следует показать его основание, вершину и боковую поверхность.
Универсальный подход при выборе линии для врезки фигуры заключается в следующем: необходимо опираться на оси симметрии, высоты и другие линии и членения, предполагаемые в конструкции.
При этом границы врезания тел варьируются от одной трети до половины. Если они будут меньше или больше, тела получатся либо чересчур разреженными, будто практически не касаются друг друга, либо слишком плотными – настолько, что пропадёт понимание, из каких именно фигур они составлены. Оба случая не только провоцируют ощущение дисгармонии, но и являются ошибкой, нарушающей правила композиции.
Как компоновать фигуры в листе
Грамотная компоновка объектов в листе – важная составляющая успешной работы, поэтому если на первом этапе не уделить ей должного внимания или же допустить серьёзные ошибки, итоговое изображение получится как минимум неубедительным.
Даже опытным художникам допущенные ошибки не всегда заметны сразу – лишь к середине или ближе к завершению, когда исправить их не так просто. Для избежания этого нужно много практиковаться, быть особо аккуратными в создании сеток, уделять дополнительное внимание деталям, следовать логике на протяжении всей работы и регулярно проверять себя в процессе на наличие ошибок и недочётов, отдаляясь от изображения на некоторое расстояние. Иными словами, работа с врезанными объектами требует непрерывного анализа этих объектов, изучения их сечений, структуры и применения всех приобретённых знаний, позволяющих упростить работу с композицией.
То есть, выбор композиционного решения – достаточно сложный аналитический процесс по гармоничному размещению элементов в плоскости листа, включающий в себя и задачи художника, направленные на создание определённой эмоции в изображении.
Структура изобразительной плоскости
Оценка чистой плоскости даётся, исходя из особенностей восприятия человеком визуальной информации. Так, плоскость изначально подразумевает определённую структуру:
От неё следует отталкиваться, представляя и продумывая ключевые элементы будущей композиции, поскольку в последующей работе над эскизами или составлением сетки именно эта структура ляжет в основу формирования реального изображения.
Композиционное равновесие в рисовании
Гармония – одна из самых значимых композиционных задач, и достичь её можно различными способами. Уравновешенность изображения – один из основополагающих факторов её достижения. Это равновесие может быть динамичным или статичным – выбор обуславливается целями художника. Статичное равновесие опирается на вертикальные и горизонтальные оси, с использованием схожих по форме, массе или фактуре статичных объектов (кубов, призм). Динамичное же равновесие основывается на расположении основных элементов по диагональным осям и применении контрастов в фактуре, форме, и массе объектов, в их размерах, в тоновом и цветовом решениях всего изображения.
Если использованное равновесие – статичное, то внимание смотрящего рассредотачивается на всю плоскость изображения, если динамичное – зритель следует по условному маршруту, созданному художником, который начинается с ключевого объекта, и завершается попаданием в геометрический центр. А после зритель проходит этот путь ещё несколько раз.
Кроме того, чтобы достичь равновесия в композиции, следует помнить, что человек, в силу особенностей его анатомии и психологии, воспринимает объекты в пространстве с определёнными визуальными искажениями, что также необходимо учитывать в работе. Например, верхняя часть плоскости, условно разделённой посередине, кажется больше, нижняя – меньше, хотя по факту они одинаковы. Аналогично с этим, элемент, размещённый на пересечении диагональных осей (в самом центре), на итоговом изображении визуально будет смещаться вниз листа, и равновесие будет нарушено. Исходя из этого, композиционный центр следует располагать смещённым относительно геометрического. Но важно помнить, что направление этого смещения будет влиять непосредственно на характер работы и её эмоциональный посыл.
Композиционный центр и второстепенные элементы
Композиционный центр – доминанта работы. Ей служат все без исключения элементы изображения, они же её дополняют. Несмотря на различия второстепенных объектов, их значимости, каждый из них вносит одинаково незаменим в создании общей композиции. То есть, для гармоничного изображения все элементы равноценны, и каждый из них должен находиться на “своём” месте, решать конкретную задачу для создания общей целостности работы.
Композиционный центр, относительно других частей изображения, требует особо тщательной и кропотливой проработки. Самые популярные способы его создания: отличительный размер относительно других частей, форма, цвет, расположение и фактура.
Экзаменационные требования МАрхИ к композициям из врезанных тел
Ключевые критерии МАрхИ в оценке экзаменационных работ включают качество исполнения связок и всего изображения и выполнение определённых стандартов вуза:
Понимание сути этих требований необходимо для успешной сдачи экзаменов, однако немаловажно и показать накопленные знания и умения, способность к аналитике, а ещё – способность к созданию небанальной работы в ограниченных условиях.
Как научиться выполнять связки
Освоить создание композиций из врезанных геометрических объектов на уровне, позволяющем попасть в архитектурный вуз, практически невозможно самостоятельно и без большого объёма практики. Лишь поняв и отработав особенности базовых геометрических фигур и построения на их основе других тел, получится компоновать и реализовывать гармоничные, осознанные связки на высокого качества.
Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме: «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»
Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме:
«ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»
Вид СРС: рисунок композиции из геометрических тел по представлению.
Методические рекомендации. На выполнение практической работы отводится 20 часов.
Рисунок композиции из геометрических тел по представлению ставит перед рисовальщиком целый ряд задач различной сложности. Композиция объединяет отдельные геометрические тела в единую систему, гармонично подчиняет их друг другу.
Композиции из геометрических тел, сочлененных друг с другом, которые иначе принято называть врезками, являются важной переходной ступенью от простейших геометрических тел к сложным рукотворным и природным объектам при изучении академического рисунка. Без понимания правил встраивания тел друг в друга в зависимости от их конструктивных особенностей, невозможно верно и реалистично нарисовать здания, автомобили и любую другую технику, а также растения или живых существ, включая человека.
Связки — это объемно-пространственные композиции разной сложности, которые составлены из сочлененных между собой, то есть частично входящих одно в другое, геометрических тел. Отличительной особенностью подобных изображений является то, что их рисуют не с натуры, а создают по воображению, для чего необходимо досконально понимать конструктивные особенности входящих в связку тел. Основная задача при работе над рисунком связки — четко представить конструкцию составляющих композицию тел, а затем изобразить формы и их сочленения с учетом перспективного сокращения. Столь сложную работу невозможно сделать без базовых художественных знаний и значительного объема предыдущей практической работы сначала над геометрическими телами, а после — над постановками. Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления. Полученные в ходе изучения врезок навыки служат рисовальщику хорошую службу уже на этапе работы над натюрмортами, а при изображении сложных рукотворных и живых объектов являются абсолютно необходимыми. Приступая к работе над врезанными геометрическими телами, необходимо хорошо понимать свойства основных фигур, которыми обусловлены конструктивные особенности объемных тел, а также уверенно владеть и использовать в работе законы геометрической и воздушной перспективы и светотени. Кроме того, необходимы начальные навыки работы не только с натурными объектами, но и некоторый опыт изображения по представлению и воображению. И, конечно, необходимо уверенно владеть главным инструментом художника — карандашом, потому что все этапы работы ведут без использования линейки, циркуля и других вспомогательных инструментов. За основу для работы чаще всего берут куб или четырехгранник, поскольку в них удобнее всего врезать более сложные геометрические тела — конусы, цилиндры, шары. Использование специальной сетки помогает избежать ошибок в перспективных построениях. Чем многочисленнее и разнообразнее геометрические тела, которые вы включаете в придуманную вами композицию, тем сложнее избегать искажений и ошибок – даже если основа построена качественно. Построение сетки необходимо изучать отдельно, так как это довольно сложная задача, которая занимает определенное время даже у опытного рисовальщика. Однако если сетка построена верно, впоследствии она сэкономит время при работе над композицией. Точно выполненные построения — основа изображения, от которой напрямую зависит результат. Ошибиться на этом этапе недопустимо, именно поэтому при изучении врезанных тел большое значение уделяют методам сочленения различных тел друг с другом. Существуют связки разной степени сложности. К наиболее простым относятся тела с плоскими гранями — кубы и четырехгранные призмы, и изучение темы начинают именно с них.
Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема. Так, при сочленении с цилиндром необходимо показать окружности его оснований и значительную часть боковой поверхности, при сочленении с конусом — вершину, основание и боковую поверхность. Универсальный способ выбора линии, по которой будет врезано тело, — ориентироваться на оси симметрии, высоты и другие линии, и членения, заложенные в конструкции тел. Тела должны врезаться друг в друга не менее чем на одну треть и не более чем наполовину. Если пренебречь этим принципом, композиции окажутся либо слишком разреженными, вызывающими ощущение, что тела едва касаются друг друга, либо до такой степени плотными, что уже сложно определить, из каких именно тел они составлены. И то, и другое вызывает чувство дисгармонии и является нарушением композиционных законов, а следовательно, ошибкой.
Принципы организации композиции.
Принцип повтора сходных структур: повторяться могут все признаки формы (размеры, геометрический вид, ориентация в пространстве, способы врезки, соединения и усечения и т. д.).
4. Соблюдение соразмерности частей и целого (пропорционирование).
2. Метр – ритм без изменений размеров в композиции нежелателен. Одинаковые геометрические тела используются в одной композиции разных размеров.
Использование принципов и средств в разных соотношениях придает композиции разные свойства выразительности:
Из нескольких тел получается сложная геометрическая структура, которая существует как одно тело. Граница между такими телами – линия врезки, которые бывают простыми и сложными.
Работу можно начинать с копирования врезок, а затем, переходить к композиции по представлению.
Начинают работу с врезок простых геометрических тел- кубов и прямоугольных параллелепипедов.
Затем вводятся гранёные геометрические тела – призмы и пирамиды.
На следующем этапе добавляются тела вращения – цилиндры, конусы, шары.
Итоговая работа – композиция по представлению, состоящая из 6-8 врезанных друг в друга геометрических тел (без линейки и циркуля).
Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если выбрано качественное композиционное решение, гармоничное сочетание геометрических элементов.
Видна оригинальность и индивидуальность композиции. Достигнута целостность и законченность композиции.
Правильная компоновка проекций и изображения на листе.
Грамотное перспективное изображение и построение линий врезок. Качество графической проработки объемной модели.
Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если выбрано качественное композиционное решение, гармоничное сочетание геометрических элементов. Видна оригинальность и индивидуальность композиции. Достигнута целостность, но имеется незаконченность композиции.
Правильная компоновка проекций и изображения на листе.
Есть недочёты в перспективном изображении и построении линий врезок. Достаточно качественная графическая проработка объемной модели.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если композиционное решение не качественное, в сочетании геометрических элементов есть недочёты. Видна оригинальность и индивидуальность композиции. Достигнута целостность, но имеется незаконченность композиции.
В целом компоновка проекций и изображения на листе.
Есть недочёты в перспективном изображении и построении линий врезок. Не достаточно качественная графическая проработка объемной модели.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в том случае, если в работе неправильно выполнена композиция листа, законы перспективы условны или не соблюдены, пропорции нарушены и нет единого композиционного центра, ошибки в линейно-конструктивном построении, объем не читается; владение графическими средствами не наблюдается; работа не завершена, грязь, неаккуратность.
1. Станьер Питер, Розенберг Терри. Практический курс рисования. Минск, 2005
3. Джовани Чиварди. Техника рисунка. М., 2002 6. Материалы и техники рисунка. Под ред. Королева В. А. М., 1987