кому даются льготы при поступлении
Новые правила поступления льготников
Каждый год правила приема в вузы меняются. В сети они обрастают слухами, начиная казаться невыполнимыми. Мы собрались с духом, чтобы внести ясность в правила поступления для льготников. Рассмотрим льготные категории абитуриентов и привилегии, на которые они могут рассчитывать. Приготовьтесь прочитать много буков, а мы постараемся сделать так, чтобы у вас не осталось никаких вопросов о льготном поступлении в вуз.
Какие бывают льготы при поступлении в вуз?
Правила поступления не берутся с потолка. Оказывается, их придумывает Министерство образования и фиксирует в законе об Образовании. Нам нужна 71-я статья «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета «. На момент написания статьи последние правки в закон вносили 26 июля 2019 года. Особые права на поступление, согласно закону, бывают 5-ти видов:
Кто имеет право на льготное поступление?
1. Прием без вступительных испытаний (БВИ)
Без вступительных поступают две категории абитуриентов: олимпиадники и спортсмены.
Причем если олимпиадник, то обязательно победитель или призер олимпиады школьников — Всероса или перечневой олимпиады. Еще вариант — член команды РФ, победившей в международной олимпиаде по общеобразовательным предметам. Профиль олимпиады должен соответствовать профилю выбранной специальности. Соответствие определяет вуз.
Если спортсмен, то чемпион мира или призер Олимпиады, не меньше! Но его возьмут без экзаменов только на специальность, связанную с физкультурой.
2. Прием в пределах квоты
В эту категорию попадают:
до 1 января 2021 года к ним относятся:
Если олимпиадников будут принимать, пока не закончатся бюджетные места, то для льготников из этой категории вуз выделяет места на свое усмотрение. Правда, по закону их не может быть менее 10% от общего числа бюджетных мест.
3. Преимущественное право зачисления
Тут список из 13-ти пунктов:
4. Прием на бюджетное подготовительное отделение
Имеют право те же категории абитуриентов, что и в прошлом пункте про преимущественное зачисление.
5. Иные особые права
Тут разберем права победителей и призеров олимпиад, но не таких крутых, как Всерос, и целевиков.
Согласно закону, олимпиадники могут получить одну из 2-х льгот:
Какая льгота сработает, решает универ. Не любая олимпиада дает льготу, список значимых соревнований Министерство образования составляет и публикует ежегодно до начала учебного года. Льготы для целевиков устанавливает «соседняя» статья закона об образовании – статья 71.1. «Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования».
Если коротко, то количество целевых мест регулируется потребностью государства в специалистах определенного профиля. Если желающих будет больше, чем мест, вуз проведет для целевиков собственный конкурс на основе полученных баллов ЕГЭ. Как правило, для этого конкурса проходной балл значительно ниже, чем для основного, вот вам и льгота.
Важно: льготники, как и обычные абитуриенты, могут подать документы в 5 вузов на 3 направления в каждом.
Самые популярные мифы о льготах
1) Медалисты имеют преимущественное право зачисления
Хотим обратить ваше внимание, что в законе не сказано о праве преимущественного зачисления для обладателей красного аттестата, иногда до нас доходят такие слухи:
Например, вот что написано на mos.ruо региональной московской медали. Однако в законе подобного не указано, так что сработает при приеме в вуз или нет, неизвестно.
По нашей практике, все, на что могут рассчитывать медалисты – до 10-ти дополнительных баллов к сумме баллов ЕГЭ. Точную цифру определяет вуз, может и вообще ничего не добавить. На этом чудодейственные силы красного аттестата заканчиваются.
2) Я олимпиадник и могу получить льготу только в одном вузе на одной специальности
В законе действительно есть такая формулировка:
При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитетаза счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов граждане могут воспользоваться особыми правами, предоставленными им и указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, подав по своему выбору заявление о приеме в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования.
Однако речь тут идет только о зачислении без вступительных испытаний. Ну сами подумайте, зачем подавать документы в 5 вузов, если вас возьмут в любой, стоит только появиться в приемной комиссии? А вот о приравнивании результата олимпиады к сотне за ЕГЭ тут речи нет. Так что смело несите результаты во все вузы и занимайте положенное вам высокое место в рейтинговом списке.
Государство всегда может внести правки в закон, и тогда правила изменятся. Однако, если в сети попался какой-то ужастик, не спешите паниковать. Чаще всего такие новости написаны только на основании обсуждения в Минобре возможных изменений. Когда они вступят в силу и с какими поправками, мы можем только догадываться.
Поэтому в любой непонятной ситуации обращайтесь к первоисточнику – к закону об образовании. Ну, или нас спрашивайте. Например, в комментариях под этой статьей.
Льготы при поступлении в вуз
Какие бывают и кому положены
Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.
В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.
Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.
Основные положения о порядке поступления в вуз
В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.
п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147
Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.
Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.
Виды льгот при поступлении в вуз
Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.
п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Право на зачисление без экзаменов имеют:
Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.
Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.
Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.
Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.
Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:
Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.
Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.
За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.
Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
Другие достижения абитуриентов:
При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.
Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».
Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.
Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе
Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:
п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.
Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:
Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.
Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.
При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.
Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.
Как воспользоваться льготами
Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.
Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.
Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.
Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.
Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.
Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:
Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.
Вот документы, которые подтверждают право на льготу:
Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.
Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.
Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.
Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.
Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.
Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.
После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.
При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.
Что делать, если отказали
Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.
Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.
Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников
26 января 2021 года
В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ. При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях. О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.
Об университетской среде
Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.
Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ). Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически. Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать. С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.
О подготовке к поступлению
Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.
В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки. Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы». Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Об экзаменах
Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.
Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.
О родительской поддержке
В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.
«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.
Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.
Истории выпускников
Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.
С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.
«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».
Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».
«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации. А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.
Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться. В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет. Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.
Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив. Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло. Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.
В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:
Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.
Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:
https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.
https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Льготы при поступлении в колледж
Мне 16 лет. Собираюсь поступать в колледж после 9 класса. Я из неполной семьи (отец умер). Имею ли я льготы при поступлении?
На основании ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, однако при приеме на обучение по программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания.
В случае если численность поступающих превышает количество «бюджетных» мест, образовательная организация в соответствии с порядком приема учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении.
Возможности предоставления каких-либо льгот, а также особых правил приема на обучение по программам среднего профессионального образования федеральное законодательство не предусматривает.
Между тем для наиболее полного разрешения вопроса о возможности льготного поступления в образовательную организацию в рассматриваемой ситуации необходимо детальное ознакомление с локальными актами конкретной образовательной организации, а также сведениями о конкретном поступающем, которые учитываются при принятии решения о зачислении (результаты предыдущего обучения, различные индивидуальные образовательные достижения, наличие договора о целевом обучении).