кому можно не вести учет бухгалтерский учет
Кто обязан вести бухгалтерский учет?
Обязанность вести бухгалтерский учет в России закреплена законодательно. Федеральный закон 402 «О бухгалтерском учете» — главный документ по этой тематике — говорит о том, что его должны вести все субъекты предпринимательской деятельности. Отвлечемся на минутку и поймем, что означает термин «субъекты предпринимательской деятельности». Если мыслить логически, то мы получим три его ключевых составляющих: субъект, предпринимательство и деятельность. Что они означают?
Получается, что «субъект предпринимательской деятельности» — это тот, кто имеет цель получить прибыль и прикладывает к этому определенные усилия по взаимодействию с другими субъектами и объектами. Если сказать короче, и как в советском кинофильме «Чародеи»: видим цель, не замечаем препятствия и верим в себя. А цель — прибыль. Субъекты предпринимательской деятельности — это компания, организация, предприятие, юридическое лицо, ИП. Названий много. И все они обязаны вести бухучет и отчитываться по нему перед государством. Так ли это? Разберемся. Статья 6 закона 402-ФЗ нам поможет.
Итак, бухгалтерский учет по умолчанию должны вести все предприятия и предприниматели, если их не освобождает от этого какой-нибудь закон. Или если есть правовые нормы, которые позволяют им вести учет по другим правилам. То есть исключения из этого общего правила есть, и описаны они все там же — в законе 402-ФЗ. Освобождены от ведения бухучета только две категории экономических субъектов: индивидуальные предприниматели и филиалы иностранных компаний.
Список тех, кто освобожден от ведения бухучета, на этом заканчивается.
Кто обязан вести бухгалтерский учет
Есть ряд субъектов предпринимательской деятельности, для которых определены более простые схемы ведения учета. Это:
На этом заканчиваются и те категории компаний, которые могут вести бухучет по упрощенной схеме. Остановимся немного на том, а что же такое — эта упрощенная схема? Где написано, как именно упрощать учет «малышам»? Здесь мы обратимся к Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012. Именно в этом документе подробно расписано, какие есть способы сокращения схем учета. Например, именно в нем говорится, что при упрощенке организациям дана возможность:
Информация Минфина не является нормативным документом — то есть не устанавливает никаких норм, но она доносит до налогоплательщиков позицию главного финансового ведомства страны — и это, конечно, очень важно.
Отметим еще один важный аспект. Федеральный закон № 402 не только дает право кому-то вести простой бухучет и не только освобождает ИП и филиалы иностранных компаний от его ведения совсем, но также и запрещает ряду субъектов вести учет по упрощенной схеме. Такие организации перечислены в пункте 5 статьи 6 закона 402-ФЗ, и список этот — закрыт. Согласно этой норме, бухгалтерский учет обязаны вести: ЖСК, МФО, адвокатские и нотариальные палаты, государственные организации, политические партии и некоторые другие категории. Кстати, не могут применять упрощенные схемы бухучета любые компании, которые подлежат обязательному аудиту (например, АО, СРО, участники рынка ценных бумаг — полный их список установлен Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность
Кто может вести бухучет упрощенным способом
Вести бухгалтерский учет упрощенным способом и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность могут следующие организации:
Субъектами малого предпринимательства могут быть хозяйственные общества (в том числе акционерные), товарищества и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.
Какие организации не могут вести бухучет упрощенным способом
Общее требование для всех организаций, которые могут вести бухучет в упрощенном варианте таково: их отчетность не должна подлежать обязательному аудиту (подробнее о том, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту, см. ответ на вопрос ).
Таким образом, если отчетность (например, малого предприятия или некоммерческой организации) подлежит обязательному аудиту, это лицо не может вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ, обязательному аудиту подлежат фонды (кроме государственных и еще некоторых), если поступление имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей. В этом случае (несмотря на то, что фонд – это некоммерческая организация) он не сможет вести упрощенный бухгалтерский учет.
Кроме того, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не имеют права применять (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):
Ведение бухгалтерии — кому обязательно, а кому нет?
Ведение бухгалтерии
Закон «О бухгалтерском учёте» закрепляет обязанность предпринимателей различного уровня по ведению бухгалтерского учёта. Сразу отметим, что в отношении ИП действует немного другая схема, они могут вести бухгалтерский учёт по упрощенной схеме.
Законодательные нормы также устанавливают единые требования к бухгалтерскому учёту и бухгалтерской отчетности.
По своей сути, бухгалтерский учёт представляет собой формирование информации о материальных объектах компании, в которую включены не только финансовые показатели, но также имущество, активы, долги, займы и т.д. Основываясь на этой информации, государственные органы принимают разного рода решения.
Кому необходимо вести бухгалтерию?
Закон обязывает вести бухгалтерию лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Это коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, ИП, филиалы и представительства иностранных компаний, бюджетные организации, муниципальные образования.
Есть небольшая разница только в порядке предоставления информации. Так, закон предоставляет возможность не вести бухучёт индивидуальным предпринимателям и представительствам иностранных компаний. Кроме того, бухгалтерский учёт не обязателен для самозанятых граждан.
Также по упрощенной схеме ведения бухгалтерского учёта могут работать ряд организаций, например, некоммерческие и небольшие организации (малый бизнес).
Кто занимается ведением бухгалтерии
Стоит отметить, что все зависит от размеров компании. Начинающие предприниматели, чаще всего, занимаются ведением бухгалтерии самостоятельно. Также есть три варианта: бухгалтера в штате компании, наёмный/удаленный сотрудник или договор с организацией, предоставляющей бухгалтерские услуги.
Дело в том, что вести бухгалтерию — довольно непростая процедура и осуществлять ведение необходимо непрерывно. Только таким образом можно избежать ошибок и несостыковок, которые могут стоить компании убытков, в т.ч., в виде разного рода санкций со стороны госорганов.
Ведение бухучёта по упрощенной схеме
Подробнее о том, что можно «сократить» разъяснил Минфин РФ. Например, упрощенка позволяет не применять двойную запись, использовать кассовый метод учета, не проводить регулярно переоценку основных средств и др.
Но стоит добавить, что закон «о бухгалтерском учете» прямо указывает на ряд организаций, которые не могут использовать эту схему. Например, это относится к организациям, которые в соответствии с законодательными нормами подлежат обязательному аудиту.
Кто обязан и кто не обязан вести бухучёт?
Уважаемая Галина, здравствуйте!
Воспользуемся для ответа на Ваш вопрос просто упоминанием закона:
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020):
Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
1) субъекты малого предпринимательства;
2) некоммерческие организации;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации бюджетной сферы;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
(часть 5 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
Правила ведения бухгалтерского учета в ООО (нюансы)
Ведение бухгалтерского учета ООО и закон о бухучете
Согласно ст. 2 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ каждая коммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет. Не являются исключением и ООО. При этом закон о бухучете предусматривает следующие правила для ООО как разновидности коммерческих структур:
О нюансах оформления бухгалтерской первички читайте в статье «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
О порядке составления бухотчетности ООО см. материал «Бухгалтерская отчетность для ООО — особенности и нюансы».
Трудно ли вести бухучет обществам с ограниченной ответственностью?
Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, определяющих объем и сложность учетной бухгалтерской работы. Перечислим основные из них:
Выбрать подходящий режим налогообложения вам помогут наши публикации, например: «Чем отличается УСН от ОСНО? Что выгоднее?».
Организовать кадровый учет на предприятии вам поможет наш материал.
Как вести бухучет на производственном предприятии?
Отдельного разговора заслуживает бухгалтерский учет в ООО, осуществляющих производственные операции, которые являются одним из самых сложных объектов бухучета. Это связано в первую очередь с тем, что учет себестоимости оказывает непосредственное влияние на формирование итоговых показателей деятельности компании. При этом калькуляция затрат, учет расходов очень непросты и имеют массу нюансов.
Какие виды деятельности относятся к производству? Это:
Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех тонкостях бухгалтерского учета на производственном предприятии. Но советуем изучить новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», который вступил в силу с 2021 года и отменил действие ПБУ 5/01. Стандарт внес ряд существенных поправок в порядок учета запасов, незавершенного производства и готовой продукции.
Как правильно учитывать незавершенное производство и готовую продукцию по правилам ФСБУ 5/2019, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Рекомендуем вам ознакомиться с материалами нашей рубрики «Учет затрат», в которой вы найдете исчерпывающую информацию по многим вопросам, касающимся бухучета на производстве.
Пример организации бухучета в ООО
Какие же шаги нужно предпринять ООО для организации корректного и достоверного бухучета на предприятии? Рассмотрим примерный план, который поможет вам осуществить эту непростую задачу:
Шаг 1. Выбираем оптимальный режим налогообложения (с режимом необходимо определиться до подачи документов на регистрацию в ИФНС). При этом необходимо помнить, что на различных режимах налоговая нагрузка одного и того же общества может отличаться в несколько раз.
Шаг 2. Определяем ответственного за ведение бухучета в ООО — как мы уже выяснили, эту функцию может на себя взять его руководитель (в установленных п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ случаях), а можно возложить ее на главбуха или передать аутсорсинговой компании.
Какова ответственность за нарушения при ведении бухучета, подробно разъясняется в Путеводителе от КонсультантПлюс. Чтобы посмотреть материал, получите пробный доступ к системе. Это бесплатно.
Шаг 3. Изучаем особенности налогового и бухгалтерского учета деятельности ООО. На основе полученных данных разрабатываем рабочий план счетов (за основу принимается приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), составляем и утверждаем учетную политику в соответствии с порядком, предусмотренным в ПБУ 1/2008.
Осуществить эту задачу вам помогут наши материалы:
Шаг 4. Организуем первичный учет документации и отражение зафиксированных в ней учетных сведений в регистрах бухучета.
Шаг 5. Изучаем и соблюдаем порядок, сроки представления отчетности и уплаты налогов.
Вам будут полезны публикации наших рубрик:
Итоги
Организация и ведение бухгалтерского учета в ООО осуществляются в соответствии с принципами, изложенными в бухгалтерском законодательстве РФ. Сложность ведения учета ООО зависит от многих факторов, основными из которых являются налоговый режим, наличие сотрудников, вид (или виды) осуществляемой ООО деятельности.