кому можно работать в такси с иностранными правами
Штраф за отсутствие российских прав
Добрый день, уважаемый читатель.
Начиная с 1 июня 2017 года работать водителями автомобилей могут только лица, имеющие российское национальное водительское удостоверение. Об этом нововведении были известно еще несколько лет назад, однако далеко не все водители успели обменять иностранные права на российские.
В этой статье речь пойдет про штрафы за управление коммерческим транспортом с иностранными правами. Приступим.
В каких случаях запрещено использование иностранных прав?
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», статья 25 пункт 13:
13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Таким образом, человек не может работать водителем по найму или быть индивидуальным предпринимателем, управляющим транспортным средством (занимающимся перевозками), если у него нет российского национального водительского удостоверения.
Примечание. Начиная с 26 июля 2017 года граждане некоторых стран получили возможность работать в России с иностранными правами:
Управление личным транспортом, также как и раньше, при наличии иностранного водительского удостоверения возможно:
Примечание. Иностранные права не могут использоваться в РФ, если водитель имеет российское национальное водительское удостоверение или получал такое удостоверение ранее. Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Иностранные водительские права у гражданина РФ».
Допуск водителей с иностранными правами к перевозкам
Рассмотрим пункт 2 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения»:
2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:
допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;
Таким образом, за наличием российских национальных прав у водителя должен следить также и его работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). При отсутствии удостоверения штраф будет наложен не только на водителя, но и на работодателя.
Штраф за иностранные права для водителя
Наказание за отсутствие российских прав предусмотрено частью 1 статьи 12.7 КоАП:
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Штраф за иностранные права для работодателя
Если водитель будет задержан сотрудниками ГИБДД с иностранными правами, то штраф будет наложен не только на него самого, но и на работодателя. Статья 12.32 1 КоАП:
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом сотрудник юридического лица или ИП, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может получить штраф в размере 50 000 рублей.
Так что если Вы занимаете должность указанного специалиста, рекомендую внимательно следить за документами водителей. Ведь штраф в данном случае довольно внушительный.
В Москве потребовали заблокировать таксистов с иностранными правами
Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) потребовала у агрегаторов такси прекратить подключать к своим сервисам водителей с иностранными правами и без опыта вождения. Об этом сообщает пресс-служба столичной мэрии.
«За этот год инспекторы МАДИ на дорогах города выявили больше 1,7 тыс. таких случаев: водители-иностранцы с опытом вождения меньше трех лет получали заказы от крупных сервисов. Это является нарушением действующего законодательства», — пояснили в МАДИ.
Нарушителям выписали штрафы, а агрегаторам направили требования устранить причины и условия, при которых таксисты с иностранными водительскими правами могут заниматься перевозкой пассажиров.
В МАДИ сообщили, что по закону в такси могут работать только обладатели российского или киргизского водительского удостоверения. «Допускается также работать с правами тех стран, где русский язык используется в качестве официального. Кроме того, у водителя должен быть стаж вождения не менее трех лет», — уточнили в мэрии.
Инспекция анонсировала, что с 1 августа в Москве заработает система анализа работы в такси, по которой каждому водителю присвоят идентификационный номер, чтобы ограничить доступ к перевозкам нелегалам.
Русский язык признан официальным также в Белоруссии и Казахстане, соответственно водительские права из этих стран позволяют работать в такси в России.
В октябре прошлого года московский департамент транспорта сообщил о резком росте числа ДТП с участием такси — на 25% по сравнению с январем—сентябрем предыдущего года, в них погибли 45 человек.
В мэрии тогда заметили, что агрегаторы такси часто пренебрегают режимами труда и отдыха, из-за чего водители работают в состоянии сильной усталости и нервного перенапряжения.
По данным ГИБДД, число жертв аварий с такси повысилось с начала 2021 года на 20%. По словам главы инспекции Михаила Черникова, доля такси в автомобильном потоке Москвы составляет 30%, и подобная статистика — повод задуматься о профессиональном уровне водителей.
МВД сообщило, что в прошлом году наиболее часто среди иностранных водителей ДТП допускали граждане Узбекистана (797 аварий), Киргизии (701) и Таджикистана (599). В пятерку иностранцев — лидеров по ДТП в стране также вошли граждане Азербайджана (282) и Армении (280).
Запрет о работе с иностранными правами в России 2020 году — толкование закона
Не так давно в Российской Федерации был принят закон о запрете работы в России по иностранным водительским удостоверениям, закон уже вступил в силу, однако у водителей есть еще год для выполнения всех его условий. Причиной таких мер послужило увеличение количества ДТП, участниками которых выступали граждане других государств. Таким образом, легальная работа с иностранными правами в России в 2020 году может осуществляться только в том случае, если их обладатели обменяют национальные права на российские. Правда, депутаты Госдумы для получения документов российского образца отвели водителям-мигрантам еще год.
Трудовая деятельность мигрантов
Правительство РФ лояльно относится к трудоустройству граждан других стран на своей территории, единственным условием выступает соблюдение закона. В Трудовом кодексе РФ четко прописаны взаимоотношения наемного работника, в том числе и из другого государства, и работодателя, а также условия трудоустройства.
Привлечение внешней рабочей силы в лице мигрантов способствует развитию регионов России, однако им важно знать, действуют ли иностранные водительские удостоверения в России для работы.
По мнению чиновников, российские водители подготовлены лучше, чем их коллеги из ближнего или дальнего зарубежья, к тому нет возможности проверить легальность получения документов, разрешающих управлять транспортными средствами. Да и россияне склонны больше доверять водителям, получившим права в России.
Узнайте детальную информацию о том, как осуществляется трудовая деятельность иностранных граждан в РФ.
Запрет на работу с иностранными водительскими удостоверений
Несмотря на то, что некоторые водители начали обменивать свои национальные права еще в 2016 году, но, как всегда, существуют и такие, кто в меньшей мере осведомлен о том, можно ли работать мигрантам с иностранными правами на маршрутках и другом общественном транспорте. Попробуем разобраться в этом.
Согласно Закону «О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 07.05.2013 № 92-ФЗ, запрет на допуск к работе водителей с иностранными правами касается коммерческого транспорта – грузо- и пассажирских перевозок, общественного транспорта и т. д.
Принятый закон обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь водительские удостоверения российского образца, при отсутствии которых нарушителю грозит штраф в 50 тысяч рублей. Таким образом, трудовая деятельность в транспортной отрасли России, в том числе и работа в такси с иностранными правами, после 1 июня запрещена. Однако есть и исключение – мигранты, прибывшие из стран, где русский язык признан официальным, могут и дальше продолжать пользоваться своими национальными документами. Этими счастливчиками оказались граждане Республики Беларусь и Киргизской Республики, их избавили от необходимости проходить обучение в России и сдавать здесь экзамены. А вот граждане Украины не попали в их число, а потому работа в РФ по украинским правам наказуема. Не исключено, что вслед за Беларусью и Киргизией получить послабления захотят и другие страны постсоветского пространства.
Подведем итоги: после вступления в силу этого закона, то есть с 1 июня 2017 года, мигранты, которые так и не обменяли права, рискуют потерять работу, так как нельзя работать по найму с иностранными водительскими удостоверениями.
Кто может обменять права
Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, может быть выполнена только в том случае, если национальные права соответствуют приложению 6 Венской конвенции о безопасности дорожного движения, то есть содержат следующую пронумерованную информацию о владельце:
В случае несоответствия указанным выше требованиям придется заново в РФ проходить обучение в автошколе и сдавать экзамены.
Процедура обмена
Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, осуществляется после обращения в экзаменационное подразделение ГИБДД и успешной сдачи экзаменов.
Для обмена прав водитель должен сдать экзамен по трем видам подготовки:
Каждый из экзаменов является обязательным, и миновать его не получиться.
Для замены национального водительского удостоверения также необходимо предоставить следующие документы:
Стоит отметить, что встречаются также редкие случаи, когда на дороге встречается гражданин России с иностранным водительским удостоверением. При подобных обстоятельствах права другой страны также подлежат обмену, если водитель управляет транспортом в коммерческих целях.
Срок, отведенный на замену
Решение о вступлении в силу закона, запрещающего иностранные права при осуществлении трудовой деятельности в России, откладывалось уже не первый раз. После вынесенной даты 1 июня 2017 года депутаты Госдумы решили дать водителям-иностранцам еще год для замены национальных прав на российские. Таким образом, срок действия иностранных водительских прав истекает 1 июня 2018 года.
Кому из иностранцев не придется обменивать права
Данные статистики говорят о том, что чуть менее половины водителей на российских дорогах являются иностранцами. Большинство мигрантов, зарабатывают на жизнь пассажирскими и грузовыми перевозками. Иностранные граждане, которые переехали в Россию на постоянное место жительство и используют автомобиль в личных целях, могут продолжать использовать свое водительское удостоверение, полученное за рубежом, при желании они могут его обменять на документ российского образца. Также обмен прав, выданных другим государством, на российские не требуется водителям, которые проезжают через территорию Российской Федерации транзитом.
Мигранты, работающие в РФ по контракту, должны в обязательном порядке обменять свои права до 1 июня 2018 года.
В Российскую Федерацию прибывает большое количество трудовых мигрантов из Республики Беларусь, часть из которых водят автомобили и имеют водительские права, выданные им на родине. После принятия закона о запрете иностранных водительских прав в коммерческих целях многих водителей с белорусскими правами волнует, придется ли и им обменивать свои документы. Однако в этом вопросе гражданам Республики Беларусь, работающим в транспортной сфере, повезло, так как они могут и дальше использовать свои национальные водительские удостоверения.
Административная ответственность за отсутствие российских прав
Если иностранные водители не обменяют национальные права на российские, их, скорее всего, уволят. Подобные меры напрямую связаны с ответственностью за нарушение закона, которую в данном случае будет нести не только сам водитель, но и работодатель, причем второй в этом случае пострадает больше, ведь штраф за работу с иностранными правами для должностного лица составляет 50000 рублей, тогда как водителю придется заплатить сумму от 5000 до 15000 рублей, само же нарушение приравнивается к управлению автомобилем без прав.
Можно ли мигрантам работать в такси?
Работа в такси – довольно популярный способ заработка среди иностранных граждан. Почему именно его выбирают мигранты?
Во-первых, необязательно иметь свою собственную машину. Авто с нужными характеристиками можно легко арендовать. Стоимость услуги напрямую зависит от состояния, года выпуска и класса машины.
Во-вторых, работа в такси – это возможность относительно быстрого заработка. Выплаты осуществляются 2-4 раза в месяц, в зависимости от службы.
В-третьих, в такси не нужно предоставлять дипломы и сертификаты международного/российского образца. Что касается работы, то прав и знания русского языка будет вполне достаточно. Современному таксисту, конечно, желательно знать город, но во многих случаях очень выручают электронные карты.
Однако с недавних пор в России появились ограничения, не позволяющие иностранцам работать в такси без водительского удостоверения российского образца. Во время принятия этого постановления законодательные органы решили, что так на дорогах будет больше порядка.
Итак, что же делать таксистам-иностранцам?
Вариант № 1. Искать другую работу. Однако такой вариант далеко не всех устраивает. Работа на строительных площадках и в тяжелых, а порой вредных и опасных для жизни и здоровья условиях привлекает далеко не всех иностранцев.
Вариант № 2. Уйти «в тень». Начнем с того, что сервисы и официальные компании такси мигранта с иностранными правами просто не примут. Работать «на свой страх и риск» мало кто захочет. Сумма штрафа для парка доходит до 50 000 рублей за водителя с иностранными правами, а для самого таксиста – от 5000 до 15 000 рублей.
Вариант № 3. Оформить российские права. Долгий, но самый надежный вариант. Имея водительское удостоверение российского образца, иностранец получает возможность официально работать в такси. Перед ним «открываются» двери для устройства, например в «Яндекс.Такси» и другие службы через посредников.
Как получить водительское удостоверение коммерческого образца
По закону иностранцам с национальными «корочками» нужно обязательно поменять документ. Для этого необходимо:
Что делать человеку с российским гражданством и, например, украинскими правами? Если транспорт используется в коммерческих, а не личных целях, получение документа государственного образца обязательно.
Можно ли иностранцам не обменивать права: исключения
Примерно половина водителей на российских дорогах – иностранцы. Значит ли это, что очередь на получение прав РФ выстроится на год вперед? Есть ли исключения для иностранцев? К счастью, да.
Получать российские водительские права не придется тем, кто:
Как мы видим из списка выше, никаких исключений для водителей такси нет. Все мигранты, работающие в службах официально, должны иметь российские права.
А как же быть выходцам из соседней Беларуси? Можно сказать, им повезло. Водителям, которые работают официально в транспортной сфере (в такси, логистических компаниях и т. д.), менять отечественные права на документ российского образца не придется. Они могут спокойно официально работать в такси с «корочками», полученными на своей родине.
Новости такси: возможна ли работа в такси с иностранными правами?
Замена иностранных прав таксистов на российские должна быть завершена 1 июня 2018 года. Впервые о запрете стали говорить в 2013 году после принятия закона «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» №92-ФЗ. В правительстве дважды продлевали срок действия иностранных прав во избежании транспортного коллапса: сначала до 1 июня 2017 года, потом до 1 июня 2018 года. Меньше чем через 2 месяца в отечественных таксопарках не должно быть ни одного водителя-мигранта!
В этом новостном обзоре мы поговорим о том:
Работа в такси с иностранными правами
Закон о замене прав иностранных граждан запрещает работать в такси мигрантам без водительского удостоверения, признанного в РФ. В правительстве полагают, что, если у всех таксистов будут права российского образца, то на дороге будет больше порядка.
В рамках закона у таксистов-мигрантов 3 варианта: уволиться из такси до 01.06.18, получить российские права или обменять национальные права на российские.
Если таксопарк проигнорирует запрет и продолжит работать на прежних условиях с водителями, у которых иностранные права, это грозит наложением административных штрафов:
Исключение составляют водители из Беларусии, Киргизии и Казахстана. Белорусы, казахи и киргизы продолжат работу в такси по национальным правам.
Кто сможет перемещаться на машине по иностранным правам?
Штрафов можно избежать, если водитель машины:
Как заменить иностранное водительское удостоверение?
Чтобы получить права в Российской Федерации, необходимо обучиться в автошколе и успешно сдать экзамены.
Переобучение в автошколе РФ не требуется, если:
По 6-й Венской конвенции права должны содержать такую информацию:
Если хотя бы по одному из пунктов имеется не соответствие, водитель-мигрант заново проходит обучение в автошколе РФ и сдает экзамены.
Порядок действий при замене иностранных прав:
Как рассчитать затраты на получение российских прав?
Учеба в российской автошколе может обойтись до 58 тыс. рублей.
Как «уйти в тень»?
Понятно, что не все смогут оформить права российского образца. Скорее всего, часть водителей превратится в обычных «бомбил».
Можно просто сесть на арендованные машины, купить съемные шашки и продолжать работать, надеясь, что вас не оштрафуют.
При этом, штраф за нелегальное использование шашек составляет от 2 500 рублей до 5 000 рублей, что в несколько раз меньше, чем штраф за отсутствие российских прав.
Что делать руководителям таксопарков?
Мы рекомендуем уже сейчас заняться вопросом таксистов-мигрантов, если такие имеются.
В столице началась охота на нелегалов в такси. Сотрудники ГАИ вызывают такси через агрегатор и при посадке в машину проверяют у водителя всю «таксишную» атрибутику (шашки, фонарь) и документы (путевку, карточку водителя, права). Если у водителя нет прав российского образца, машину забирают на штрафстоянку, а компании-владельцу выписывается штраф.
У руководителя таксопарка есть несколько вариантов:
Обязательное страхование пассажиров такси поддержал Минфин
Мы уже не раз писали о страховании пассажиров в такси. В конце марта депутаты открыто выступали за повышение безопасности перевозок в такси и подали в Минфин законопроект об обязательном страховании пассажиров. Основное изменение – повышение компенсаций пострадавшим в ДТП пассажирам такси с 500 тыс. руб, как сейчас по ОСАГО до 2 млн руб по ОСГОП в рамках нового закона.
Министерство финансов одобрило законопроект, сейчас им займется профильный комитет Госдумы. Если закон вступит в силу, у организаторов перевозки будет 2 месяца на то, чтобы застраховаться по ОСГОП. Поскольку для таксопарков это станет новой статьей затрат, эксперты прогнозируют увеличение стоимости перевозок в такси.
Пока это только первые шаги на пути обязательного страхования пассажиров такси, следите за нашими следующими обзорами.
Страхование пассажиров такси в Яндекс и Uber
Пресс-служба Яндекс.Такси уже давно сообщала о том, что с 1 декабря 2017 года каждый пассажир Яндекс.Такси бесплатно застрахован на время перевозки. Все расходы агрегатор берет на себя, а максимальная сумма выплат составляет 2 млн рублей.
Компания Uber в начале апреля только начала вести переговоры с «Ингосстрахом» и Allianz о страховании пассажиров. Предполагается, что расходы по страхованию агрегатор возьмет на себя, а в стоимость каждой поездки будет закладываться по 1-1,5 руб.
Интересный расчет приводит Павел Конев из Allianz:
Бунт таксистов против Яндекс
В конце марта Яндекс.Такси повысил комиссию для водителей в Москве. Стоимость услуг агрегаторов возросла примерно на 10 %.
Таксисты взбунтовались и вокруг этого вопроса собралось множество мнений.
Председатель профсоюза работников общественного транспорта назвал ситуацию критической:
Глава профсоюза «Таксист» задался вопросом, кто теперь захочет работать с Яндекс:
В ответ на возмущения участников рынка такси в пресс-службе Яндекс попытались разъяснить ситуацию. Владимир Исаев, руководитель пресс-службы Яндекс, в интервью для «Газете.Ru» заявил, что повышения комиссии связаны с дальнейшим развитием сервиса.
Исаев не видит причин для бунта, ранее комиссия была 16 % без НДС, сейчас – 18 %. При этом Яндекс.Такси постоянно привлекает новых клиентов, улучшает технологичность сервиса, безопасность участников перевозки и т.д.
Агрегатор обязан проверять своих таксистов?
Борьба с нелегалами началась уже давно, в 2015 году их было около 20 %, сейчас – 15 %.
В правительство подали законопроект, в рамках которого, проверять таксистов должен будет и таксопарк, и агрегатор.
В министерстве транспорта считают, что некоторые таксисты получают лицензию на 2 дня для того, чтобы пройти регистрацию в агрегаторе. После регистрации лицензия аннулируется, таксист – экономит деньги, ответственность за перевозки нести некому.
Если мониторинг водителей будет вести агрегатор, эта лазейка может исчезнуть.
Агрегатору будет не выгодно работать с нелегалами, потому что за это их будут наказывать штрафами и полной блокировкой сервиса.
Также власти хотят рассекретить деятельность водителей в соц.сетях, которые под видом поиска попутчиков зарабатывают на перевозках. Таких таксистов будут блокировать.
Про инвестиции в Ситимобил
Недавно мы писали о том, что МТС закрыл совместный проект по такси с Ситимобил. В МТС признали его бесперспективным. Сейчас свои силы на рынке такси хотят попробовать ПАО Мегафон и Mail.Ru Group.
В развитие Ситимобил инвестируют 12 млн долларов Mail.Ru Group и 14 млн долларов – МегаФон.
Руководство Mail.Ru Group считает, что у них появилась возможность дополнительной монетизации проекта за счет расширения спектра онлайн-услуг, взаимодействия с Delivery club. Mail.Ru видят будущее во внедрении возможности заказа такси в свои соц.сети, например, в ВК.
В Мегафон планируют повысить лояльность пользователей, увеличить LTV и улучшить каналы дохода от передачи данных.
Оба инвестора сошлись на том, что рынок такси стремительно развивается, а появление новых сильных игроков спровоцирует еще больший технологический и маркетинговый бум.
Руководство Ситимобил понимает, что для борьбы за первенство с гигантами типа Яндекс, объем инвестиций сторонних компаний нужно стремительно наращивать.
Для тех, кто следит за ситуацией вокруг подготовки такси к ЧМ-2018: