кому положено пособие по бедности

Пособие по бедности в России в 2021 году

За порогом бедности проживает в России множество граждан. Поэтому чиновники обсуждают вопрос, нужно ли выплачивать пособие по бедности в России.

Законопроект о поддержке граждан, находящихся за чертой бедности был предложен еще в начале 2016 года депутатами фракции КПРФ, но на сегодняшний день такого пособия нет. Имеются льготы по оплате коммунальных платежей и иные меры социальной поддержки для малоимущих граждан.

Если такая выплата будет утверждена, то право на нее получат только нуждающиеся семьи. Определения нуждаемости в законе нет. Предполагается, что доход семьи будет сопоставляться с прожиточным минимумом, утвержденным в регионе.

Скачать для просмотра и печати:

Кто может рассчитывать на выплаты

кому положено пособие по бедностиРассчитывать на государственную поддержку смогут родители, которые воспитывают детей в возрасте до 16 лет.

Выплаты будут полагаться тем, кто знает о нищете не понаслышке.

2 условия для получения льгот:

Но не все желающие смогут получить деньги. Социальная поддержка будет предоставляться следующим категориям граждан:

Кто такие «бедные граждане», и по каким принципам будут проводиться начисления

кому положено пособие по бедностиЧисло нуждающихся граждан постоянно растет. Но закон не содержит четкого определения, кто такие «бедные граждане» и как им помогать.

5 действий, необходимых для принятия закона:

Пособие — это помощь от государства тем гражданам, которым совсем не на что жить. Прожиточный минимум — это непостоянная величина. Отдельно устанавливается размер для работающих граждан, пенсионеров и детей. Показатели отличаются в разных регионах.

Необязательно, что прожиточный минимум может только увеличиваться. В некоторых регионах он, напротив, уменьшался.

Порядок, как считать доход, семьи утвержден Законом № 44-ФЗ от 05.04.2003 г. Берется доход семьи за три месяца и делится на количество совместно проживающих членов семьи.

Имеет значение, ведут семьи совместное хозяйство или нет. Если мама с папой в разводе и живут отдельно, то одной семьей они не являются.

Скачать для просмотра и печати:

Предложение Минфина о введении нового пособия

кому положено пособие по бедностиПредложения внесены первым замом Минфина Т. Нестеренко. Сотрудники соцзащиты будут принимать решение о назначении выплаты после анализа документов о доходах, представленных заявителем.

В приоритете находятся семьи с детьми до шестнадцати лет, а также семьи, где получает заработную плату только один из родителей.

Перспективы внедрения пособия в РФ

кому положено пособие по бедностиВ стране сложилась крайне неблагоприятная экономическая обстановка.

Есть 3 фактора, которые негативно влияют на обстановку в стране:

Вице-премьер О. Голодец отметила, что в проект бюджета на будущие годы не заложена возможность оказания дополнительной финансовой помощи гражданам. Решения приниматься будут после установления, кто именно относится к нуждающимся.

Министр труда и социальной защиты выступил против нововведений. М. Топилин подчеркнул, что поддержка отдельных граждан эффективной не является. Вместо этого нужно увеличить размер средней зарплаты по стране.

Нюанс! Эксперты считают: сначала нужно выяснить, почему бедных граждан становится все больше, а потом только делать вывод нужно пособие или нет. Также необходимо доработать механизм реализации нового закона.

Пока определенности с дальнейшей судьбой законопроекта нет, поскольку нет финансов для его реализации.

Планы по внедрению пособия

кому положено пособие по бедностиПока отсутствует четкое мнение о том, будет принят закон или нет. Но ясно одно: семьи, оказавшиеся за чертой бедности, по независящим от них причинам, получат право на льготы.

Не получат льготы бездельники или лица, страдающие от вредных привычек (алкоголизм, наркомания). Все трудоспособные члены семьи должны работать или стоять на бирже труда. Женщина может «сидеть» дома по причине ухода в декретный отпуск.

Есть ли необходимость вводить пособие по бедности в России

кому положено пособие по бедностиБезусловно, есть необходимость в введении пособия. Ведь, по данным Всемирного банка, количество нищих уже превысило 19 миллионов. Вопрос только в том, найдет ли государство деньги для поддержки такого количества граждан.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Источник

Счетная палата сообщила об отсутствии госпомощи каждой пятой бедной семье

кому положено пособие по бедности

Каждая пятая нуждающаяся семья в России не получала никаких социальных выплат от государства за период с 2014 по 2018 год, следует из отчета Счетной палаты по итогам анализа госполитики, направленной на снижение бедности (есть у РБК). Такой вывод аудиторы сделали на основании данных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах Росстата, проводившихся в указанный период.

На российские бедные домохозяйства, то есть семьи с подушевым доходом ниже прожиточного минимума, приходилось только 22–26% от всего объема социальных выплат от государства, а 19–20% малоимущих домохозяйств за все эти годы не получали вообще никаких социальных выплат, следует из выводов контрольного ведомства.

кому положено пособие по бедности

В целом нацпроекты и госпрограммы правительства, даже без учета последствий пандемии COVID-19, не обеспечивали достижение поставленных президентом национальных целей по росту реальных доходов россиян и двукратному снижению уровня бедности к 2024 году, отмечает Счетная палата в обзоре, анализирующем социальную политику до июля 2020 года включительно. Российская система соцподдержки нуждается в модификации: каждое пособие должно в значительной мере повышать уровень доходов его получателей, а в противном случае должно быть заменено, полагают аудиторы. При разработке новых мер и при совершенствовании уже имеющихся их адресатами должны становиться в первую очередь уязвимые категории населения, в том числе те, которые формально бедными не являются, но подвержены риску оказаться за чертой бедности.

Пандемия COVID-19 и вызванные ею шоки окажут долгосрочное негативное влияние на достижение национальных целей по устойчивому росту доходов и снижению уровня бедности в стране, предупреждают аудиторы.

Из-за пандемии уровень бедности по итогам 2020 года, согласно оценкам правительства, вырастет до 13,1% от общей численности россиян после 12,3% по итогам докризисного 2019 года. В следующем году уровень бедности должен опуститься до 12,8% и ежегодно снижаться до 10,7% к 2024 году и до целевого значения (6,5%) к 2030 году, следует из октябрьской версии правительственного плана по достижению национальных целей развития России.

Почему часть бедных остаются без поддержки

В целом расходы госбюджета на социальную помощь в России составляют около 2,8% ВВП в год (более 3 трлн руб. исходя из ВВП 2019 года), оценивал Всемирный банк.

Существенная доля среди малоимущих действительно не получает социальных пособий, подтверждает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Это связано с целым рядом проблем, среди которых недостаточная информированность населения о мерах поддержки, а также сложная процедура получения госпомощи — сбор и оформление документов, подтверждающих справок требуют времени и денег, объяснила она РБК.

кому положено пособие по бедности

Если же человек, например, проживает в отдаленном населенном пункте, то иногда для того, чтобы доехать до регионального центра и подать необходимые документы, нужно потратить больше денег, чем сам номинальный размер пособия, указала Гришина.

Для получения большинства мер социальной поддержки требуется подтверждение низкого дохода, но часто нуждающиеся заняты в теневом секторе экономики и не могут официально подтвердить свой заработок, предоставив справку с места работы, продолжила она. «Когда мы говорим об упрощении [процедуры оформления пособия] через перевод в электронный вид, не нужно забывать, что часть малоимущих, занятых в теневом секторе, могут просто выпасть из системы соцподдержки», — предупреждает Гришина. Сейчас в некоторых соцпрограммах получателями помощи могут стать только те, кто зарегистрирован как безработный или представил сведения об официальном заработке, добавила эксперт.

По последним данным Росстата за третий квартал 2020 года, в стране насчитывалось около 14,6 млн неформальных работников, что составляет 20,7% от общей численности занятых.

Как изменилась адресность пособий во время пандемии

В 2020 году антикризисные социальные выплаты (включая повышенные пособия по безработице и выплаты семьям с детьми) составили более 0,7 трлн руб., сообщал Минфин. Но если прямые разовые выплаты на детей в размере 10 тыс. руб. получили практически все, кому они были положены (получить их было очень просто — никаких условий и минимум документов), то весенние выплаты на детей от 3 до 7 лет уже достались не всем малоимущим, имеющим на них право, сообщила Гришина со ссылкой на социологические обследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Для получения этих выплат нужно было подтвердить среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума.

Можно ожидать, что в 2020 году охват социальной поддержки увеличился, поскольку был существенно расширен список категорий населения, получающих социальную помощь, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Но временные меры социальной поддержки (такие как разовые выплаты семьям с детьми или надбавка к пособию для безработных с детьми) не могут повлечь существенных долгосрочных последствий, отмечает ведомство. Зато новые постоянные адресные меры поддержки семей с детьми до трех лет и от трех до семи лет направлены преимущественно на малоимущие домохозяйства, и, по расчетам Счетной палаты, их вклад в снижение уровня бедности составляет около 2 п.п.

«Создание действенной адресной системы соцподдержки должно способствовать снижению дефицита доходов малоимущих домохозяйств и, следовательно, снижению уровня бедности, а также может способствовать снижению доли нуждающихся домохозяйств, не получающих никаких социальных выплат», — надеются в Счетной палате. Под дефицитом доходов малоимущих понимается сумма доходов (в 2019 году — 721,6 млрд руб., по данным Росстата), которой всем бедным не хватает, чтобы перешагнуть официальную черту бедности.

В зоне риска также находятся семьи, у которых подушевой доход немного превышает величину прожиточного минимума, что формально позволяет не относить их к категории бедных, отмечают госаудиторы. Эти семьи все равно не имеют достаточно средств для сбережений и при любом негативном шоке (болезни, увольнении и др.), а также при рождении ребенка могут оказаться за чертой бедности.

Согласно обследованию за 2014–2018 годы, люди с доходом ниже двух прожиточных минимумов (тогда составлял от 8 тыс. до 10 тыс. руб.) в среднем получили 58,3% общей суммы социальных выплат, говорится в отчете Счетной палаты. Из этого следует, что более 40% всех выплат досталось более обеспеченным людям.

На кого должна быть направлена социальная господдержка

Российская система социальной защиты фактически не выделяет категорию бедных семей как приоритетную для оказания господдержки, а понятие «адресность социальной поддержки» не имеет четкого определения, из-за чего возможны его различные трактовки, отмечает Счетная палата. Госаудиторы предлагают определять адресность как нацеленность социальной поддержки на уязвимые слои населения, в том числе те, которые формально бедными не являются, но подвержены риску оказаться за чертой бедности. «Целесообразным является расширение поддержки малоимущих путем увеличения объема социальных выплат — дополнительных адресных выплат нуждающимся», — говорится в отчете Счетной палаты.

Аудиторы предлагают ввести дополнительные метрики для оценки благосостояния населения и измерения глубины бедности (например, через индексы многомерной бедности, показатель долговой нагрузки населения, показатель дефицита доходов и др.), а также провести анализ и систематизировать все существующие меры господдержки. «Мы рекомендуем Минтруду провести анализ и систематизацию имеющейся системы соцподдержки и определить критерии их получения с указанием их вклада в снижение бедности или повышение доходов целевой группы населения», — отмечает директор департамента исследований и методологии Счетной палаты Дарья Цыплакова.

Задача социальной политики — не только помогать тем гражданам, чьи доходы оказались ниже уровня прожиточного минимума, но и не допускать снижения доходов людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заявили РБК в Минтруде. «Значительная часть мер социальной поддержки адресована малоимущим гражданам, но в то же время большое число мер поддержки назначается не в связи с бедностью, а в связи с наступлением определенных жизненных событий, таких как, например, рождение ребенка, установление инвалидности, потеря работы, наступление пенсионного возраста и т.д.», — пояснили в ведомстве. РБК также направил запрос в правительство.

Трудности в оценке эффективности

Недостаток данных приводит к отсутствию необходимой доказательной базы для объективной оценки результативности большинства реализуемых мер, направленных на рост благосостояния населения, и их вклада в достижение национальных целей, сетуют аудиторы. Они оценили влияние шести мер госполитики (11,3% от всех мер), для которых оказалось возможно количественно оценить такой вклад.

Среди поддающихся оценке мер господдержки — денежные выплаты семьям с детьми, повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, социальные надбавки к пенсиям, повышение зарплат работникам бюджетного сектора, надбавка классным руководителям и ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям населения.

Указанные меры приводят к снижению уровня бедности на 2,32 п.п. и росту реальных располагаемых доходов на 1,04 п.п. соответственно от уровня бедности и доходов населения до введения этих мер. Дополнительные пособия семьям с детьми, введенные в 2019–2020 годах, снижают бедность еще на 1,99 п.п. и повышают реальные располагаемые доходы на 0,82 п.п.

Источник

Пособие по бедности в России в 2021 году: размер выплат

Пособие по бедности в России в 2021 году – это мера социальной поддержки малообеспеченных слоев населения со стороны государства. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию в РФ на фоне кризиса и пандемии коронавируса, внушительная часть граждан осталась без работы, либо их доходы упали ниже официально установленного в стране прожиточного минимума.

В таких ситуациях Правительство вынуждено оказывать людям и их семьям материальную помощь до тех пор, пока они не смогут самостоятельно стабилизировать качество жизни.

Что говорит закон

Первое предложение о создании законопроекта, подразумевающего материальную поддержку малоимущих, было выдвинуто еще несколько лет назад. На сегодняшний день каждый гражданин РФ уже имеет возможность получить социальное обеспечение в размере разницы его месячного дохода и уровня прожиточного минимума в субъекте федерации, где он официально зарегистрирован.

На рассмотрении в Минфине РФ находятся поправки к упомянутому закону, подразумевающие дополнительные выплаты населению.

кому положено пособие по бедности

Однако подобные документы требуют пересмотра бюджета, который находится в состоянии дефицита уже несколько лет. Поэтому, основной действующий в 2021 году закон, принятый властями и направленный на помощь малоимущим – это ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 и поправки, выпущенные к нему за последние 15 лет.

Кто может рассчитывать на получение пособия

Помимо малоимущих, ФЗ №256 также гарантирует финансовую помощь другим лицам, чей уровень жизни отвечает определенным критериям. Размер выплат устанавливается региональными властями на текущий год.

В категорию льготников, в соответствии с текстом документа, попадают следующие граждане:

кому положено пособие по бедности

Ежемесячное пособие на ребенка семьям полагается не только биологическим родителям. Но также любым лицам, оформившим опекунство. После регистрации факта усыновления и получения соответствующих документов, опекуны имеют те же права и обязанности, что и официальные родители.

Условия для получения пособия

Далеко не каждый гражданин РФ может получить денежные выплаты от государства.

Для того, чтобы попасть в категорию нуждающихся слоев населения, необходимо доказать следующие факты:

Приоритет при назначении ежемесячных выплат органы местного самоуправления в конкретном регионе отдают семьям с детьми, не достигшим совершеннолетия. Но даже такие незащищенные слои населения должны подтвердить тот факт, что они находятся за чертой бедности.

Какие документы необходимо предоставить для получения пособия

Назначение пособия по бедности подразумевает проведение стандартных бюрократических процедур.

Перед тем как получить выплаты, граждане обязаны предоставить в органы местного самоуправления следующий пакет документов:

кому положено пособие по бедности

Процедура рассмотрения каждой заявки от граждан на разных уровнях отнимает определенное время. Поэтому задуматься о предоставлении данных лучше заранее. В случае если пособие назначается по утрате кормильца, который пропал без вести, перед обращением в фонд социального страхования, необходимо уведомить правоохранительные органы об этом факте для возбуждения уголовного дела и организации розыска данного лица.

В каком виде предоставляется пособие

Выплаты от государства для малоимущих могут осуществляться не только в денежном эквиваленте.

Семьи и отдельные граждане, попадающие под категорию малообеспеченных слоев населения, могут рассчитывать на следующие виды помощи:

Сумма денежных средств, затрачиваемых на меры социальной поддержки населения, определяются исходя из планирования федерального бюджета на будущий год. Малоимущие граждане могут получить информацию о размере выплат и их индексации в органах администрации территориального образования по месту прописки.

Таблица выплат малоимущим

Вид помощи

Разовая денежная выплата по рождению ребенка

Наличие и размер такой помощи определяется исключительно властями регионаВажно понимать, что хоть Федеральные Законы и закрепляют подобное право за каждой матерью, конкретные органы исполнительной власти могут оказать финансовую помощь на ребенка семьям, в целях компенсации затрат, например, на детские товары

«Путинское» пособие на детей до 3 лет

Равняется прожиточному минимуму конкретного регионаНачисляется в случае наличия среднедушевого дохода ниже уровня прожиточного минимума

Выплаты на детей до 7 лет

Равняется половине прожиточного минимума конкретного регионаПри условии, что доходы не превышают прожиточный минимумПоддержка несовершеннолетних детей (до 18 лет)Устанавливается конкретным региономНа питание беременных или кормящих матерейУстанавливается конкретным регионом

Все индивидуально – некоторые регионы помогают продуктами питания, а в столице помощь полу малоимущие на карту москвича

Пособие при отсутствии возможности посещать детский сад

Устанавливается конкретным регионом при наличии нехватки свободных мест в детсадах

Зависит от региона

Льготы на пользование общественным транспортом для учащихся школУстанавливается конкретным регионом

В основном льготы получают все, но иногда помощь получают только школьники, живущие далеко от учебного заведения

Помощь в оплате детского садаУстанавливается конкретным регионом, но чаще всего, это компенсация 20%, 50% или 70% затрат на первого, второго или третьего ребенка соответственно.

Зависит от региона, но иногда положена только малоимущим

Перспективы одобрения поправок к ФЗ №256

Законопроект находится на рассмотрении в ГД уже длительное время. Поэтому прогнозы по его утверждению нельзя назвать позитивными.

Это связано с некоторыми глобальными факторами:

Перечисленные факторы указывают на то, что в ближайшие годы принятие законопроекта откладывается. Минфин РФ выразил желание направить часть средств из бюджета не на адресные выплаты конкретным гражданам, а на поддержку частных и государственных предприятий для увеличения зарплат своим сотрудникам.

Большинство разработанных мер, разработанных депутатами за последние годы, так и остаются на бумаге. Тем не менее, выплаты, которые производятся без принятия нового законопроекта, ежегодно подвергаются индексации. А список кандидатов на получение льгот постоянно расширяется.

Источник

Посчитали, прослезились, но денег не дали. Власти оценят бедность по-новому, но пособия не увеличат

кому положено пособие по бедности

кому положено пособие по бедности

Пока одни читают книги о том, как стать богатыми, другие едва сводят концы с концами и хотели бы получить звание бедных, а вместе с ним и пособия, но не могут. Помощь от государства им не полагается. Все дело в критериях оценки бедности: в России их часто критикуют, поскольку многие нуждающиеся по этим критериям оказываются богачами. Ситуацию изменят новые правила определения бедности, но в лучшую ли сторону?

Бедных посчитаем, но денег не дадим

Сейчас бедными в стране считаются те семьи, в которых ежемесячный доход на каждого члена меньше прожиточного минимума. А прожиточный минимум в этом году перестал быть привязан к потребительской корзине: его считают в процентах от медианной зарплаты. Помимо медианной зарплаты, показатель зависит от региона.

кому положено пособие по бедности

В Москве высокий прожиточный минимум. Чтобы получать пособия, нужно больше детей. Фото: sosinphoto.com

Законопроект о том, чтобы изменить оценку бедности, уже составили в Минтруде. Согласно ему, определять, перешла семья черту бедности или нет, будут по двум критериям. Первый — это сравнение среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, как сейчас и делается.

Второй, новый, будет опираться на границу бедности. Законопроект предполагает рассчитывать границу бедности ежеквартально, этим будет заниматься Росстат, опираясь на данные по инфляции. То есть снова будет учитываться стоимость потребительской корзины, на основе которой прожиточный минимум рассчитывался до этого года, и власти смогут отследить динамику бедности. Сейчас оценке динамики мешает то, что менялась методика расчёта прожиточного минимума, и сравнение количества бедных стало некорректным.

То есть новые правила нужны не затем, чтобы помочь бОльшему количеству людей, а исключительно для статистики. По границе бедности государство просто планирует судить о количестве бедных, мониторить ситуацию, но не раздавать пособия.

Если слишком честно оценивать бедность, то она не упадёт

Тут вспоминаются планы властей снизить число бедных к 2030 году в 2 раза. В правительстве, видимо, поняли, что существующие правила оценки бедности мешают с ней бороться. Судите сами: медианная зарплата всё время растёт, значит, растёт и прожиточный минимум. Из-за его роста число бедных может увеличиться. Например, среднедушевой доход в семье — 12 тысяч рублей. Пока прожиточный минимум составляет 11,3 тысячи, семья к бедным не относится, а вот поднимется до 12,5 тысяч — и семья стала бедной. Об этом говорит Лилия Овчарова, проректор Высшей школы экономики (цитата по «Коммерсанту»):

Суть вопроса в том, что новая, ныне действующая методика определения прожиточного минимума (в зависимости от медианы) такова, что с ростом доходов растет медиана, поэтому при таком подходе сократить бедность в два раза невозможно. Более того, она даже может статистически вырасти

Так что изменения в законах хоть и объясняются тем, что существующая система вызывает много критики, нуждается в доработке и увеличении критериев оценки, но по факту являются чисто техническими и не скажутся на благосостоянии отдельной семьи. В любом случае, проект пока рассматривает Трёхсторонняя комиссия, и его судьба ещё не решена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *