квартира снята с учета в налоговой что значит
Уведомления от ФНС при продаже квартиры
Есть ли законы, которые регламентируют, что ФНС должна уведомлять после продажи квартиры о том, что нужно подать декларацию, что начисляются пени, если срок подачи декларации нарушен?
На основании ст. 217, 217.1, 228, 229 Налогового кодекса РФ физические лица, получившие доходы от продажи имущества, находившегося в их собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, обязаны самостоятельно исчислить сумму налога на доходы физических лиц и представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ в установленный срок.
Доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 2 ст. 217.1 НК РФ).
По общему правилу, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
Таким образом, продажа квартиры, находившейся в собственности менее трех или пяти лет (в зависимости от времени и оснований ее приобретения), влечет обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации и уплате НДФЛ.
Следует отметить, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 217 НК РФ (за исключением доходов, указанных в п. 60 и 66 ст. 217 НК РФ), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов (п. 4 ст. 229 НК РФ).
На основании налоговой декларации по форме 3-НДФЛ налогоплательщик вправе уменьшить доходы от продажи квартиры:
Вы также можете прочитать подробную статью, размещенную на нашем сайте, где рассказывается обо всех нюансах уплаты налога с продажи квартиры.
Квартира снята с учета в налоговой что значит
X. Снятие с учета в налоговых органах физического лица
26. Снятие с учета в налоговом органе физического лица по месту жительства в связи с окончанием срока действия документа, выданного физическому лицу в подтверждение права на постоянное (временное) проживание в Российской Федерации, осуществляется по истечении одного месяца с даты окончания срока действия указанного документа при условии отсутствия в налоговом органе по месту жительства сведений о факте регистрации физического лица по новому месту жительства в Российской Федерации.
Датой снятия с учета в налоговом органе физического лица по месту жительства является дата окончания срока действия документа, выданного физическому лицу в подтверждение права на постоянное (временное) проживание в Российской Федерации.
27. Снятие с учета в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте его снятия с учета по месту пребывания, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.
Налоговый орган обязан в тот же срок выдать (направить) иностранному работнику уведомление о снятии с учета по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса, только в случае, если этот иностранный работник состоит на учете в налоговом органе по новому месту пребывания.
Датой снятия с учета в налоговом органе иностранного работника по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата снятия с учета иностранного работника по месту пребывания, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
28. Снятие с учета в налоговых органах физического лица, состоящего на учете в налоговом органе в качестве адвоката, осуществляется на основании сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, о прекращении статуса адвоката.
Снятие с учета в налоговом органе адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить) физическому лицу уведомление о снятии с учета по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.
Датой снятия с учета в налоговом органе физического лица в качестве адвоката по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата прекращения статуса адвоката, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
29. В случае получения налоговым органом по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.
Снятие с учета физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о регистрации прекращения права на недвижимое имущество, снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данного физического лица сведения о регистрации права собственности на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства.
Налоговый орган по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства при снятии его с учета обязан в тот же срок выдать (направить) ему уведомление о снятии с учета по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса, только в случае, если это физическое лицо состоит также на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания).
Датой снятия с учета в налоговом органе физического лица (датой прекращения учета сведений в отношении физического лица) по месту нахождения принадлежавших физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта:
1) дата государственной регистрации прекращения права на недвижимое имущество;
2) дата снятия с регистрационного учета транспортного средства.
30. Снятие с учета в налоговом органе физического лица по месту пребывания, состоящего на учете в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет или по основанию, предусмотренному пунктом 5 настоящих Особенностей, осуществляется по истечении одного месяца с даты прекращения его учета по месту пребывания, содержащейся в этом заявлении или сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, при условии отсутствия в указанном налоговом органе сведений о факте постановки физического лица на учет по новому месту пребывания (регистрации по месту жительства).
Датой снятия с учета в налоговом органе физического лица по месту пребывания является дата прекращения его учета по месту пребывания, содержащаяся в заявлении о постановке на учет в налоговом органе или сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса.
31. Снятие с учета в налоговом органе физического лица, состоящего на учете по основанию, предусмотренному пунктом 9 настоящих Особенностей, осуществляется налоговым органом, в котором такое физическое лицо состоит на учете, в случае непредставления организацией (индивидуальным предпринимателем), являющейся источником выплаты доходов указанному физическому лицу, сведений, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса, в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором такие сведения были представлены в последний раз, при условии непредставления физическим лицом, в отношении которого представлялись указанные сведения в налоговый орган, налоговой декларации, предусмотренной статьей 228 Кодекса, в течение указанного в настоящем пункте срока.
Датой снятия с учета в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии его с учета в налоговом органе.
В случае, указанном в настоящем пункте, уведомление о снятии с учета физического лица организации (индивидуальному предпринимателю), являвшейся источником выплаты доходов этому физическому лицу, не направляется.
32. В случае смерти физического лица снятие его с учета в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) осуществляется на основании сведений о государственной регистрации смерти, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.
Снятие с учета в налоговом органе умершего физического лица, в котором это физическое лицо состояло на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.
Датой снятия с учета в налоговом органе умершего физического лица является дата его смерти, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Купил квартиру больше 20 лет назад, а право собственности зарегистрировал только сейчас
Я приобрел квартиру по договору купли-продажи в июне 1998 года. Договор зарегистрировали в БТИ. В 2020 году решил эту квартиру продать. Для этого пришлось ставить ее на кадастровый учет через риелторов, после чего появилась запись в ЕГРП.
Теперь мне говорят, что раз квартиру поставили на учет как мою собственность в 2020 году, то, чтобы ее продать, мне надо ждать пять лет. Иначе придется платить налог с продажи.
Но ведь я владею квартирой уже 22 года. Разве это не право собственности? Что делать?
В вашем случае налог платить не нужно. Путаница возникает из-за того, что единый государственный реестр и вообще институт общей государственной регистрации прав на недвижимое имущество существовал далеко не всегда. Первый закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 21 июля 1997 года. А вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента начался переходный период в сфере регистрации прав на недвижимость, который завершился только 1 января 2000 года.
Объясню подробнее, как во всем разобраться и какие проблемы могут встретиться, если вы подписывали договор в переходный период.
Договор купли-продажи заключен до 31 января 1998 года
Если попытаться максимально упростить, то в мире существуют две системы учета прав на недвижимость: регистрация документов и регистрация прав — титулов. В системе учета, построенной на регистрации документов, государство регистрирует только сделку, а в реестр недвижимости вносится запись о договоре.
Такая система действовала в России до 1998 года. Тогда в регионах договоры в основном регистрировали органы БТИ. То есть вы подписывали договор, а специально уполномоченные лица ставили условный штампик: «Зарегистрировано». Доказательством, что вы обладаете правом собственности, была только ваша бумага со штампиком. Государство за вашу сделку не отвечало никак, а лишь регистрировало факт ее совершения.
После 1998 года мы перешли на другую систему, основа которой — регистрация права, то есть титула. Регистрируется переход прав от одного лица к другому, и эти записи хранятся все в одном месте — государственном реестре. Запись о зарегистрированном праве в Росреестре — это гарантия наличия прав у продавца. Вы можете запросить в Росреестре сведения из ЕГРП и понять, владеет продавец квартирой или нет. В государствах с другой системой подтвердить это нельзя.
Но это я сильно упростил. На самом деле все намного сложнее. Существует множество классификаций систем, этот вопрос изучается теоретиками права сотни лет, и до сих пор нет единого мнения о том, какая система лучше.
Закон 1998 года установил, что право собственности, которое человек получил до того, как новый закон стал действовать, считается приобретенным без государственной регистрации. А если собственник хочет, он может его подтвердить, зарегистрировав в реестре. Но это необязательно. Если в вашем регионе действовала своя система регистрации договоров, то она тоже признавалась законной, а регистрация в новом реестре прав производилась по желанию.
Так что, если вы купили квартиру до 31 января 1998 года, ваш договор и ваши права признаются возникшими независимо от того, когда они учтены в Росреестре — 22 года назад или только сейчас. Учет только подтверждает наличие ранее возникших прав. Дата, когда вы поставили квартиру на кадастровый учет и ей присвоили регистрационную запись в ЕГРП, на срок владения недвижимостью не влияет. В том числе для целей налогообложения. Когда купили, тогда и стали собственником, и неважно, в какой период вы уведомили Росреестр о наличии своих прав. Платить налог и подавать декларацию не надо.
Пока недвижимость числится в ЕГРН, за нее надо платить «кадастровый налог»?
Налог на имущество по кадастровой стоимости уплачивается за период демонтажа ОС до исключения объекта недвижимости из ЕГРН. Об этом Минфин напомнил в Письме от 24.04.2020 №03-05-05-01/33133. В нем, в частности, указано: недвижимое имущество, налоговая база в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, подлежит обложению налогом на имущество организаций до момента исключения его из ЕГРН.
Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 08.07.2016 №БС-4-11/12327@: исчисление налога на имущество организаций в случае сноса объекта недвижимого имущества производится до даты регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества, в том числе жилые дома и жилые помещения.
Между тем в Определении ВС РФ от 20.09.2018 №305-КГ18-9064 указано, что законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды их владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика — объектами основных средств. Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество прекращается в момент ликвидации здания, а не в периоде внесения записи в ЕГРН.
Названное определение ФНС направила нижестоящим налоговым органам для сведения и руководства в работе (Письмо от 24.09.2018 №БС-4-21/18577). Поэтому у организации есть шансы доказать необоснованность начисления налога за период с момента фактической ликвидации недвижимости до момента исключения сведений о ней из ЕГРН.
Доказывать незаконность доначислений есть смысл только при наличии неопровержимых доказательств прекращения физического существования объекта (в частности, оформленного кадастровым инженером акта обследования места нахождения объекта недвижимости). Составленные налогоплательщиком документы, а также заключения специалистов об аварийном состоянии здания не свидетельствуют об отсутствии обязанности уплаты налога на имущество организаций.
Так, в Постановлении АС МО от 30.12.2019 №Ф05-21336/2019 по делу №А40-58839/2019 судьи решили, что налоговый орган обоснованно доначислил налог на имущество, поскольку заключение экспертизы технического состояния нежилого здания не подтверждает прекращение обязанности по уплате налога, а акт обследования, свидетельствующий о том, что спорный объект снесен и списан с бухгалтерского учета, не представлен.
Обстоятельства данного налогового спора следующие.
Согласно представленному за I квартал 2018 года расчету налогоплательщик по объекту недвижимого имущества указал налоговую базу в размере 0 руб., а (по данным налогового органа) должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости в размере 457 млн руб.
В подтверждение своей позиции налогоплательщик подчеркнул, что спорный объект находился в аварийном состоянии, подлежал сносу и впоследствии снесен (демонтирован), соответственно, налог по названному имуществу не должен быть исчислен.
В суде представитель заявителя пояснил, что работы по сносу объекта завершены в декабре 2018 года, но налог на имущество не подлежит начислению с 17.06.2017 (дата составления отчета, подтверждающего аварийное состояние объекта).
Доводы налогоплательщика были отклонены. Арбитры исходили из следующего.
Как видно из ведомостей начисления амортизации за I квартал 2018 года, спорное здание в проверяемом периоде учтено в составе основных средств.
Согласно пояснениям налогоплательщика полный снос (демонтаж) объекта осуществлен в декабре 2018 года. Физический износ объекта и его состояние как аварийное не свидетельствуют об отсутствии обязанности по исчислению налога на имущество организаций в отношении спорного объекта ввиду наличия условий признания его объектом налогообложения исходя из указанных положений законодательства РФ.
Представленное заключение специалиста об аварийном состоянии здания не доказывает, что обязанность по уплате налога прекратилась.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 №?218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документом, подтверждающим прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости, является акт обследования, составленный кадастровым инженером в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов.
Между тем акт обследования, подтверждающий, что спорный объект снесен и списан с бухгалтерского учета в проверяемом периоде (I квартал 2018 года), обществом в материалы проверки не представлен, к исковому заявлению не приложен.
Имеющийся у налогоплательщика акт обследования здания кадастровым инженером датирован декабрем 2018 года (проведен осмотр места нахождения объекта недвижимости (здания) и подтверждено прекращение его существования).
Таким образом, спорное здание физически перестало существовать не в I квартале, а в декабре 2018 года.
Налогоплательщик не подтвердил, что объект снесен и списан с бухгалтерского учета ранее декабря 2018 года.
Иное толкование действующего налогового законодательства приводило бы к произвольному, зависящему от усмотрения налогоплательщика моменту прекращения обязанности по уплате налога. Вместе с тем публично-правовой характер данной обязанности исключает такую возможность, а, напротив, предполагает должное документальное обоснование момента, на который обязанность по уплате налога является прекращенной.
Упрощена процедура снятия с кадастрового учета объектов, прекративших свое существование
friday / Depositphotos.com |
Росреестр сообщил 1 о том, что Минюст России зарегистрировал документ, направленный на устранение административных барьеров в процессе снятия с кадастрового учета объектов капитального строительства, которые прекратили свое существование (приказ Росреестра от 24 мая 2021 г. № П/0217 «Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке»).
Ведомство поясняет, что сегодня правообладатели часто сталкиваются с проблемой отсутствия документов, которые необходимы для составления акта обследования. Такой акт составляет кадастровый инженер, подтверждая тем самым прекращение существования объекта. Для оформления акта обследования нужно одно из следующих решений: о признании объекта аварийным, об изъятии земельного участка для госнужд, о сносе самовольной постройки и т. д. (п. 9 Приложения № 2 к приказу Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861).
Если заявитель не может предоставить эти документы, кадастровый учет приостанавливается, из-за чего актуальные сведения о прекращении существования объекта своевременно не заносятся в ЕГРН.
Новый документ решает эту проблему. «Приказ содержит перечень документов в акте обследования, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии. Если таких документов нет, то акт обследования готовится без них и указывается причина их отсутствия. Это упростит для правообладателей процедуру снятия объектов с кадастрового учета и будет способствовать актуализации сведений ЕГРН», – сообщил заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Каков алгоритм снятия с кадастрового учета и прекращения права собственности объекта капитального строительства, который будет подлежать сносу? Ответ на этот и другие практические вопросы – в Базе знаний службы Правового консалтинга системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Приказ вступит в силу после признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке».