квест экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности
КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы
Аннотация
Библиографические ссылки
Загрузки
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашаются на следующее:
1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т. п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.
2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.
Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.
3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.
«Квест-инновационная технология в экскурсионной деятельности»
Трофименко Лариса Павловна, старший методист,
ГБУ ДО РО «Областной экологический центр учащихся», г. Ростов-на-Дону
«Квест»- инновационная технология в экскурсионной деятельности
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», который предоставляет педагогическим работникам свободу в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, и дает возможность применения инновационных информационных технологий.
В рекомендациях определены понятия «квест», раскрыты вопросы истории и организации квестов, как инновационной технологии организации игры и экскурсии
Преимущество этой технологии в том, что она не требует покупки дополнительного оборудования, вложения денежных средств и роль педагога в квест-игре организационная.
Квест-игра, это командная игра проводится как в музее, так на улице. Участники выполняя различные задания перемещаются от одного экспоната (места) к другому, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Главное в организации квест-игры: выполнив задание, обучающиеся получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В квест-игре участники решают различные логические задачи, работают с информационными ресурсами, осуществляют поиск необходимой информации и учатся грамотно её применить.
Основные критерии квест-игры: безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. При подготовке и организации квест-игры необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, обязательно учитывается возрастная категория участников, пространство, где будет проходить игра, написан сценарий.
Структура составления плана квест-игры:
1. Введение: предварительный план работы, обзор всех этапов квест-игры, описаны главные роли участников и сценарий квест-игры.
2. Задание: определен итоговый результат самостоятельной работы (заданы вопросы, на которые нужно найти ответы; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы: составлен список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов), необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы: описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-игры при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка: описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест-игры. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квест-игре.
6. Заключение: раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квест-игры, полученные знания, систематизируют и презентуют полученный совместный продукт.
Ожидаемый результат от применения технологии «квест-игры»:
1. Обучающийся учится планировать свою деятельность, формулировать и решать проблемы, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, критически мыслить.
2. Использовать информационные технологии для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.).
3. Работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).
4. Учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
5. Приобретают навык публичного выступления.
Актуальность использования квест-игр предоставляет педагогу возможность использования интерактивных средств, выбирать методы и формы организации работы в школьном музее способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться, находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.
Квест-экскурсия – это новое направление, позволяющее совместить игру и экскурсию. Квест-экскурсия – это групповое посещение объектов связанных одной тематикой, с применением различного типа загадок и головоломок, без присутствия традиционных экскурсоводов. Изучение достопримечательностей участниками происходит самостоятельно с помощью заданий. Существуют квесты: для взрослых, молодежи, школьников, детей. Опытные участники могут проходить одну и ту же квест-экскурсию по нескольку раз, и каждый раз открывать для себя что-то новенькое.
Формы проведения квест-экскурсии:
а) квест-экскурсии с участием экскурсовода, где каждое задание экскурсовод (ведущий) выдает лично сам;
б) безличная квест-экскурсия, где участникам выдают сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);
в) квест-экскурсия, где задания выдаются дистанционно, т.е. участники получают задания на смартфон/планшет, или ищут заданную точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты).
1. Определяется продолжительность квеста по времени (от часа до одного дня), определяются цели и задачи (для чего нужна и что в результате получат от нее экскурсанты), определяется конечная цель, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия квест-экскурсии
2. Выбирается тема (идея), то есть определяется, в какой тематике будет проводиться квест-экскурсия. Это может быть военно-историческая квест-экскурсия, либо природоведческая – все зависит от того, какими экспозициями обладает музей.
3. Разрабатывается легенда квест-экскурсии, которая представляет собой некий рассказ, в основе которого лежат реальные события или придуманные истории, чтобы экскурсантам было легче окунуться в атмосферу квест-экскурсии. Легенда должна быть увлекательной, чтобы поддерживать азарт экскурсантов на протяжении всего маршрута.
4. Подготовка сценария и заданий разного уровня сложности.
5. Выдаются задания: все сразу, и команда сама определяет очередность их выполнения или задания поступают последовательно и без выполнения одного задания не будет возможности двинуться к следующему. Задания могут быть ориентировочными (найти подсказку в книге или в тайнике), информационными (найти или вспомнить информацию, связанную с легендой), творческими (нарисовать, изобразить), интеллектуальными (решить ребус, кроссворд, головоломку).
1. По месту проведения квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:
в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование); на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения, смешанные варианты, в которых сочетается перемещение участников, с поиском, использованием информационных технологий.
2. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:
— линейные, в которых игра построена по цепочке (разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
— штурмовые, все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но самостоятельно выбирают пути решения задач;
— кольцевые, представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
3. По назначению основной деятельности участников:
-Веб-квест это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
4. Тематический квест. Это форма организации квеста по определенной теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.
5. Творческий квест. Это создание какого-либо продукта в заданном формате (картина, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными.
Ожидаемый результат от применения технологии «Квест-экскурии»
1. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. «Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности». Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015.
2. Долженко Г.П. «Экскурсионное дело: учеб. пособие для бакалавров и магистров» Ростов н/Д: Феникс, 2012.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010.
3. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ», – Москва 2015.
4. Матюхина, Ю.А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова. – М.: «Альфа-М», 2011.
5.Нехаева Н.Е., Морозкина К.В. «Туристический квест-как инновационная форма экскурсий». Инновации в науке: научный журнал, № 7. Новосибирск, Изд. АНС «СибАК», 2017.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Трофименко Лариса Павловна,старший методист,
ГБУ ДО РО «Областной экологический центр учащихся»,г. Ростов-на-Дону
«Квест»- инновационная технология в экскурсионной деятельности
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», который предоставляет педагогическим работникам свободу в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, и дает возможность применения инновационных информационных технологий.
В рекомендациях определены понятия «квест», раскрыты вопросы истории и организации квестов, как инновационной технологии организации игры и экскурсии
«Квест-игра»
Преимущество этой технологии в том, что она не требует покупки дополнительного оборудования, вложения денежных средств и роль педагога в квест-игре организационная.
Квест-игра, это командная игра проводится как в музее, так на улице. Участники выполняя различные задания перемещаются от одного экспоната (места) к другому, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Главное в организации квест-игры: выполнив задание, обучающиеся получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В квест-игре участникирешают различные логические задачи, работают с информационными ресурсами, осуществляют поиск необходимой информации и учатся грамотно её применить.
Основные критерии квест-игры: безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. При подготовке и организации квест-игры необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, обязательно учитывается возрастная категория участников, пространство, где будет проходить игра, написан сценарий.
Структура составления плана квест-игры:
1. Введение: предварительный план работы, обзор всех этапов квест-игры, описаны главные роли участников и сценарий квест-игры.
2. Задание: определен итоговый результат самостоятельной работы (заданы вопросы, на которые нужно найти ответы; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы: составлен список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов), необходимых для выполнения задания.
4. Процесс работы: описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-игры при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Оценка: описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест-игры. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квест-игре.
6. Заключение: раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квест-игры, полученные знания, систематизируют и презентуют полученный совместный продукт.
Ожидаемый результат от применения технологии «квест-игры»:
1. Обучающийся учится планировать свою деятельность, формулировать и решатьпроблемы,самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, критически мыслить.
2. Использовать информационные технологии для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.).
3. Работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).
4. Учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
5. Приобретают навык публичного выступления.
Квест-игра одна из новых форм организации деятельности обучающихся в школьном музее, направленная на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Актуальность использования квест-игр предоставляет педагогу возможность использования интерактивных средств, выбиратьметоды и формы организации работы в школьном музее способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться, находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.
Квест-экскурсия
Квест-экскурсия – это новое направление, позволяющее совместить игру и экскурсию. Квест-экскурсия – это групповое посещение объектовсвязанных одной тематикой, с применением различного типа загадок и головоломок, без присутствия традиционных экскурсоводов. Изучение достопримечательностей участниками происходит самостоятельно с помощью заданий. Существуют квесты: для взрослых, молодежи, школьников, детей. Опытные участники могут проходить одну и ту же квест-экскурсию по нескольку раз, и каждый раз открывать для себя что-то новенькое.
Формы проведения квест-экскурсии:
а) квест-экскурсии с участием экскурсовода, где каждое задание экскурсовод (ведущий) выдает лично сам;
б) безличная квест-экскурсия, где участникам выдают сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);
в) квест-экскурсия, где задания выдаются дистанционно, т.е. участники получают задания на смартфон/планшет, или ищут заданную точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты).
Структура квест-экскурсии:
1. Определяется продолжительность квеста по времени (от часа до одного дня), определяются цели и задачи (для чего нужна и что в результате получат от нее экскурсанты), определяется конечная цель, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия квест-экскурсии
2. Выбирается тема (идея), то есть определяется, в какой тематике будет проводиться квест-экскурсия. Это может быть военно-историческая квест-экскурсия, либо природоведческая – все зависит от того, какими экспозициями обладает музей.
3. Разрабатывается легенда квест-экскурсии, которая представляет собой некий рассказ, в основе которого лежат реальные события или придуманные истории, чтобы экскурсантам было легче окунуться в атмосферу квест-экскурсии. Легенда должна быть увлекательной, чтобы поддерживать азарт экскурсантов на протяжении всего маршрута.
4. Подготовка сценария и заданий разного уровня сложности.
5. Выдаются задания: все сразу, и команда сама определяет очередность их выполнения или задания поступают последовательно и без выполнения одного задания не будет возможности двинуться к следующему. Задания могут быть ориентировочными (найти подсказку в книге или в тайнике), информационными (найти или вспомнить информацию, связанную с легендой), творческими (нарисовать, изобразить), интеллектуальными (решить ребус, кроссворд, головоломку).
Классификация квестов:
1.По месту проведения квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:
в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование); на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения, смешанные варианты, в которых сочетается перемещение участников, с поиском, использованием информационных технологий.
2. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:
— линейные, в которых игра построена по цепочке (разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
— штурмовые, все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но самостоятельно выбирают пути решения задач;
— кольцевые, представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
3. По назначению основной деятельности участников:
-Веб-квест это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
4. Тематический квест. Это формаорганизации квеста по определенной теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.
5. Творческий квест.Это создание какого-либо продукта в заданном формате (картина, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными.
Ожидаемый результат от применения технологии «Квест-экскурии»
— обучающиеся научатся добывать самостоятельно знания;
— нести ответственности за принимаемые решения;- научатся использовать различные виды деятельности, искать исистематизировать информацию по теме, проводить исследования в образовательной среде,пользоватьсяразнообразными источниками информации, применять их в нестандартной ситуации.
Список литературы:
1. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. «Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности». Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015.
2. Долженко Г.П. «Экскурсионное дело: учеб. пособие для бакалавров и магистров» Ростов н/Д: Феникс, 2012.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010.
3. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ», – Москва 2015.
4. Матюхина, Ю.А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова. – М.: «Альфа-М», 2011.
5.Нехаева Н.Е., Морозкина К.В. «Туристический квест-как инновационная форма экскурсий». Инновации в науке: научный журнал, № 7.Новосибирск, Изд. АНС «СибАК», 2017.
Квест экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности
Библиографическая ссылка на статью:
Свистунов А.В., Афанасьева Н.В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58981 (дата обращения: 10.11.2021).
В настоящее время актуальной проблемой развития регионального туризма в стране является сохранение культурного наследия малых городов России и одновременно его востребованность. Свидетельством тому являются продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, принявшее в последние годы катастрофический характер, нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко‐культурных территорий, оскудение духовной культуры общества.
Поэтому сейчас ставится вопрос о возрождении и создании новых форм пропаганды традиционной культуры в его более локальном варианте. Синтез сохранения и воссоздания традиций национальной культуры в новых формах туристской деятельности позволит найти тот оптимальный вариант, благодаря которому данная культура будет востребована [1].
Современный туристский рынок предъявляет новые требования к организации экскурсионной деятельности, а также процессам создания, продвижения и реализации экскурсионного продукта.
Инновационные экскурсии должны являться одним из главных факторов развития внутреннего туризма. Турфирмы, занимающиеся экскурсионной деятельностью, должны иметь свой оригинальный бренд, учитывать новые тенденции потребительского спроса, применять дифференцированный подход к обслуживанию разных социальных групп [2, c. 71].
В настоящее время одним из инновационных отечественных направлений в туризме является перспективный вид путешествий под названием «квест-туризм» или «квест-экскурсия».
Использование элементов квеста позволяет проводить экскурсию в игровой форме с загадками и головоломками по экскурсионной тематике. При этом туристы могут самостоятельно осуществлять знакомство с экскурсионным объектом без традиционных гидов и экскурсоводов [3, с. 361].
Такой нестандартный вид туризма может быть интересен для людей разных возрастных групп и профессиональной принадлежности.
Оригинальная форма проведения квест-экскурсий способствует возникновению чувства азарта у туристов, позволяет вырваться из «серых будней», отправляя игроков куда угодно – в прошлое, будущее, в выдуманный мир книги, фильма, компьютерной игры [4].
Экскурсионный квест может проводиться в форме:
-квест-экскурсии с непосредственным участием экскурсовода. В этом случае каждое задание экскурсовод (ведущий, аниматор) выдает лично;
— обезличенной квест-экскурсии. В этом случае участники получают на руки сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);
— квест-экскурсии с дистанционной выдачей заданий. В этом случае участники получают задания при помощи смартфона или планшета, либо производят поиск заданной точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты) [5, с. 24].
Необходимо отметить, что экскурсионный квест должен сочетать в себе обязательные признаки не только квеста, но и экскурсии, которые установлены ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» и ГОСТ 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», а именно:
— продолжительность менее 24 часов без ночевки;
— коллективное посещение и изучение определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода [6];
— подготовка маршрута и заданий квалифицированным специалистом-экскурсоводом;
— наличие необходимых технологических документов: технологические карты экскурсии, контрольный текст экскурсии, материалы «портфеля экскурсовода», перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке, инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях), инструкции для персонала [7].
В целях обоснования перспективности внедрения этого инновационного направления на региональном рынке туристских услуг проведем анализ его конкурентоспособности на примере квест-экскурсии «Загадки Древнего Мурома», разработанной в качестве альтернативного варианта действующей обзорной экскурсии по городу Муром, входящему в «Малое Золотое кольцо России».
Предполагается, что историко-культурный квест «Загадки Древнего Мурома» будет проводится в виде соревнования. Две группы участников собираются на площади Революции. Экскурсовод проводит инструктаж и объясняет правила квеста. Участники получают фото и текстовые наводки, после чего им дается 3 часа на поиски 8-ти достопримечательностей и выполнения заданий на данных точках. На каждой точке находится ведущий-аниматор, который и выдает задание для данной локации, а также поиска следующего места квеста. На финише подводятся итоги игры, проводятся ее обсуждение и церемония награждения победителей. Численность группы зависит от желания туристов. Предполагаемая стоимость экскурсии 400 рублей.
Классическая автобусная обзорная экскурсия по городу Мурому связана с посещением Троицкого женского монастыря, осмотра древних мужских монастырей – Благовещенского и Спасо-Преображенского, Окского парка и памятника Илье Муромцу. Численность группы 25 человек. Стоимость 600 рублей.
Оценку конкурентоспособности осуществим на основе традиционного метода расчета групповых и единичных показателей с определением интегрального показателя конкурентоспособности как относительной величины сводного индекса качественных показателей и индекса цен с получением результирующего коэффициента выше единицы в случае конкурентоспособности оцениваемой услуги.
В качестве базы для сравнения примем обзорную экскурсию по городу.
Для целей оценки конкурентоспособности были выбраны следующие основные критерии, характеризующие качественные особенности экскурсионного маршрута: уникальность; количество объектов показа; целенаправленность; взаимодействие участников экскурсии; безопасность; четкое следование экскурсионному маршруту; разноплановость объектов показа; полнота получения информации; наличие гида-экскурсовода; продолжительность; количество участников; интерактивность.
Сравнительный анализ проводился по выбранным критериям (показателям), определяющим качественные характеристики экскурсионного маршрута и условно проранжированным в зависимости от степени значимости для туристов с применением метода экспертных оценок (таблица 1).
Таблица 1 – Основные качественные показатели экскурсионного маршрута
Обзорная экскурсия, балл
Измерение качественных показателей осуществлено в балльной системе исходя из 10-балльной шкалы оценки.
Необходимо отметить, что по некоторым важным для туриста показателям (целевая аудитория, безопасность, четкое следование экскурсионному маршруту, наличие гида-экскурсовода и полнота получения информации) квест-экскурсия уступает традиционной форме (частные показатели конкурентоспособности получились меньше единицы).
При этом в результате суммирования соотношений значений качественных показателей (в виде частных показателей конкурентоспособности) с учетом их удельных весов совокупный индекс качества получился равным 1,04, что свидетельствует в целом о более высоком качестве оцениваемой услуги по сравнению с традиционной. К тому же более низкая стоимость услуги благодаря снижению некоторых расходных составляющих обычной экскурсии (в связи с отсутствием гида-экскурсовода, меньшей продолжительности экскурсии и другими) позволяет получить сводный индекс цен меньше единицы (400 / 600 = 0,67) и дополнительно повысить общую конкурентоспособность квест-экскурсии.
В результате проведенных расчетов интегральный показатель конкурентоспособности получился равным К = 1,04 / 0,67 =1,55, что показывает высокую степень привлекательности оцениваемой услуги для покупателя и востребованности данной экскурсии на рынке.
Таким образом, в последние годы прослеживается тенденция появления новых видов экскурсий, в том числе экскурсионных квестов, которые не укладываются в рамки традиционной классификации, являясь перспективными для развития внутреннего туризма. В рамках экскурсии по городу игровая форма квеста может заинтересовать не только гостей города, но и местных жителей. Квесты способствуют знакомству прежде незнакомых людей, формированию командного духа в экскурсионной группе. При этом по результатам сравнительного анализа было выявлено, что квест по некоторым важным показателям все же уступает традиционным экскурсиям. В связи с этим целесообразным является использование элементов квеста по отдельным объектам показа в рамках проведения традиционной обзорной экскурсии. В результате применение такого нового перспективного направления в экскурсоведении позволит повысить качество и конкурентоспособность экскурсионных услуг, а также обеспечить получение дополнительной прибыли на туристском рынке в регионе.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.