квота наиболее типичная форма нетарифных барьеров
Нетарифное регулирование включает многочисленные инструменты государственного воздействия на объемы экспорта и импорта (количественные или стоимостные, в отличие от тарифных – влияющих на стоимость единицы импортного или экспортного товара). К ним относятся практически все методы, включая пошлины, не входящие в таможенный тариф. Считается, что в настоящее время существует около 50 различных инструментов нетарифного регулирования внешней торговли. Такое количество инструментов требует их классификации. При этом используется 2 основные методики:
Первая методика выделяет 3 группы мер:
Вторая методика выделяет 6 групп мер:
Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент.
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленности действия квоты делятся:
экспортные – вводятся либо в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем объеме экспорта, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;
импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса и прочих целей.
По охвату квоты делятся:
глобальные – устанавливаются на экспорт или импорт определенного товара на определенный период времени, независимо от станы, экспортирующей или импортирующей данный товар;
индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Устанавливаются на основе двусторонних соглашений.
Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.
Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.
Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:
• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар е любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Механизмы распределения лицензии, используемые различными странами, весьма разнообразны:
• аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Так ие ау кционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
• система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;
• распределение лицензий на неценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.
Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.
В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:
Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт (рис.3)
Чистые потери благосостояния, как и при тарифе, составляют области « b » и « d », а область « c » представляет собой наценку на разрешенный импорт и характеризует трансферт от потребителей в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.
Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:
-.если квота провоцирует монопольную власть отечественного производителя или зарубежной фирмы-импортера продукции;
-.если импортные лицензии размещаются неэффективно.
Механизм тарифов на экспорт или экспортных пошлин, «зеркально» отражает импортный тариф.
При экспортной пошлине внутренняя цена Pb оказывается ниже мировой Р m (рис.4). В этих условиях внутреннее потребление возрастает с величины D0 до величины D1, внутреннее производство сокращается с величины S0 до S1, а экспорт снижается с величины Х 0 до Х1.
Потери отечественных производителей от введения экспортного тарифа велики и определяются областью (» а+b+с+d «). Выигрыш потребителей от снижения цен ниже мировых составляет область «а «.
Доходы государства от экспортной пошлины представлены областью «с». Чистые потери благосостояния, которые не компенсируются ничьим выигрышем, составляют области (» b ”+ » d ”).
В основе политики налогообложения экспорта лежит расчет на монопольную прибыль: монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры переплачивать за импортируемый товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.
ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:
· ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;
· при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.
2) Методы скрытого протекционизма – включают:
— санитарные нормы и технические стандарты, используемые для сдерживания или полного отсутствия возможности ввозить товар в страну,
— таможенные проволочки, усложнение документации и др.
— открытие или закрытие таможенных постов
Технические, санитарные барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.)
Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.
3) Финансовые методы, включают:
Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
5) Институциональные методы – образование союзов товаропроизводителей с целью монополизации рынков и влияния на объемы внешней торговли (классический пример – ОПЕК).
6) Политические меры, связанные с проведением экономических санкций по отношению к стране. Классическим вариантом внешнеторговой политики в этом плане является торговое эмбарго – запрещение ввоза товаров из какой либо страны (может применяться отдельной страной), или вывоза товаров (применяется международным сообществом).
Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:
• Индекс частотности — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей.
• Индекс покрытия торговли — показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.
• Индекс воздействия на цены — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.
Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости товара).
Проведенное в США в середине 70-х годов исследование нетарифных ограничений импорта 90 различных товаров 15 развитыми странами показало, что, например, при импорте мясных продуктов Японией, номинальный тариф на которые составляет лишь 13%, нетарифные ограничения импорта мяса увеличивают его цену на японском рынке по сравнению с мировой еще на 161%. В США при номинальном тарифе на импорт фруктов в 7%, используемые кроме того нетарифные ограничения увеличивали внутреннюю цену фруктов еще на 128%. Но и здесь возникает проблема, связанная с тем, что на один и тот же товар могут накладываться и таможенная пошлина, и нетарифные ограничения; при этом если таможенная пошлина всегда является мерой ограничения, то нетарифные барьеры — только при определенных условиях. Например, если импорт товара подлежит обложению пошлиной и квотированию, то пошлина выполняет свою ограничительную функцию всегда, независимо от количества ввезенного товара. Квота же становится ограничителем только после того, как импорт достиг обусловленного властями объема.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Переход от тарифных к нетарифным барьерам
Нетарифные барьеры сегодня
За исключением экспортных субсидий и квот, НТБ больше всего похожи на тарифы. Тарифы на производство товаров были снижены в ходе восьми раундов переговоров в ВТО и Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). После снижения тарифов принцип протекционизма потребовал введения новых нетарифных барьеров, таких как технические барьеры в торговле (ТБТ). Согласно заявлениям, сделанным на Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД, 2005 г.), использование нетарифных барьеров, основанных на количестве и контроле над уровнем цен, значительно снизилось с 45% в 1994 г. до 15% в 2004 г., в то время как использование других НТБ увеличились с 55% в 1994 году до 85% в 2004 году.
Растущий потребительский спрос на безопасные и экологически чистые продукты также повлиял на рост популярности ТБТ. Многие НТБ регулируются соглашениями ВТО, которые возникли в ходе Уругвайского раунда (Соглашение по ТБТ, Соглашение о СФС мерах, Соглашение по текстилю и одежде), а также статьями ГАТТ. Нетарифные барьеры в сфере услуг стали столь же важны, как и в сфере торговли товарами.
Большинство НТБ можно определить как протекционистские меры, если они не связаны с трудностями на рынке, такими как внешние эффекты и информационная асимметрия между потребителями и производителями товаров. Примером этого являются стандарты безопасности и требования к маркировке.
Необходимость защиты чувствительных к импорту отраслей, а также широкий спектр торговых ограничений, доступных для правительств промышленно развитых стран, вынуждают их прибегать к НТБ и создают серьезные препятствия для международной торговли и мирового экономического роста. Таким образом, нетарифные барьеры можно рассматривать как новую форму защиты, которая заменила тарифы как старую форму защиты.
Виды нетарифных барьеров
Профессор Алан Дирдорф характеризует политику НТБ по трем заголовкам: цели, примеры и последствия.
Существует несколько различных вариантов разделения или классификации нетарифных барьеров. Некоторые ученые разделяют их на внутренние налоги, административные барьеры, санитарные правила и политику государственных закупок. Другие делят их на большее количество категорий, таких как конкретные ограничения на торговлю, таможенные и административные процедуры въезда, стандарты, участие государства в торговле, сборы на импорт и другие категории.
Первая категория включает методы прямого ограничения импорта для защиты определенных секторов национальной промышленности: лицензирование и распределение импортных квот, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные пошлины, система минимальных импортных цен, и т. д. Под второй категорией следуют методы, которые напрямую не направлены на ограничение внешней торговли и больше связаны с административной бюрократией, действия которой, однако, ограничивают торговлю, например: таможенные процедуры, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные стандарты, требования к маркировка и упаковка, розлив и т. д. К третьей категории относятся методы, которые напрямую не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но последствия которых часто приводят к такому результату.
Нетарифные барьеры могут включать широкий спектр ограничений в торговле.
Примеры распространенных нетарифных барьеров
Административные и бюрократические задержки на границе
Цензура
Эмбарго
Валютные ограничения и валютный контроль
Валютные ограничения и валютный контроль занимают важное место среди нетарифных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Валютные ограничения представляют собой управление операциями между национальными и иностранными операторами либо путем ограничения предложения иностранной валюты (для ограничения импорта), либо путем государственного манипулирования обменными курсами (для увеличения экспорта и ограничения импорта).
Импортные депозиты
Административное регулирование движения капитала
На национальном уровне административное регулирование движения капитала между государствами осуществляется в основном в рамках двусторонних соглашений, которые включают четкое определение правового режима, процедуры допуска инвестиций и инвесторов. Он определяется режимом (справедливый и равноправный, национальный, «режим наибольшего благоприятствования »), порядком национализации и компенсации, трансфертной прибыли и репатриации капитала и разрешения споров.
Лицензии
Требование локализации
Стандарты
Стандарты занимают особое место среди нетарифных барьеров. Страны обычно вводят стандарты классификации, маркировки и тестирования продуктов, чтобы гарантировать, что отечественные продукты соответствуют внутренним стандартам, но также ограничивают продажи продуктов иностранного производства, если они не соответствуют этим же стандартам или не превышают их. Эти стандарты иногда вводятся для защиты безопасности и здоровья местного населения и окружающей среды.
Квоты
Количественные ограничения импорта и экспорта являются прямыми административными формами государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают независимость предприятий в отношении выхода на зарубежные рынки, сужая круг стран, в которых фирмы могут вести торговлю определенными товарами. Они регулируют ассортимент и количество товаров, разрешенных к ввозу и вывозу.
Однако система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливающая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические инструменты регулирования внешней торговли. Это можно объяснить тем, что системы лицензирования и квот являются важным инструментом регулирования торговли в подавляющем большинстве стран мира.
Этот тип торговых барьеров обычно приводит к увеличению затрат и ограниченному выбору товаров для потребителей и более высоким импортным ценам для компаний. Квоты на импорт могут быть односторонними, взиматься страной без переговоров со страной-экспортером; или двусторонние или многосторонние, когда они навязываются после переговоров и соглашений.
Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта
В последнее десятилетие широко распространена практика заключения соглашений о «добровольных» экспортных ограничениях и установлении минимальных импортных цен, устанавливаемых ведущими западными странами для более слабых в экономическом или политическом смысле экспортеров. Эти типы ограничений включают использование нетрадиционных методов, когда торговые барьеры вводятся на границе страны-экспортера, а не страны-импортера.
Таким образом, соглашение о «добровольных» ограничениях экспорта налагается экспортером под угрозой санкций с целью ограничения экспорта определенных товаров в страну-импортер. Аналогичным образом, установление минимальных импортных цен должно строго соблюдаться фирмами-экспортерами в контрактах с импортерами страны, которая установила такие цены. В случае снижения экспортных цен ниже минимального уровня страна-импортер вводит антидемпинговую пошлину, что может привести к уходу с рынка. «Добровольные» экспортные соглашения затрагивают торговлю текстилем, обувью, молочными продуктами, бытовой электроникой, автомобилями, станками и т. Д.
Проблемы возникают, когда квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, что товары из одной страны не будут перенаправлены в нарушение квот, установленных во второй стране. Квоты на импорт не обязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Например, Япония поддерживает квоты на многие сельскохозяйственные продукты, которые она не производит. Квоты на импорт используются в качестве рычага при ведении переговоров о продажах японского экспорта, а также во избежание чрезмерной зависимости от любой другой страны в отношении необходимых продуктов питания; запасы которых могут уменьшиться в случае плохой погоды или политических условий.
Экспортные квоты могут быть установлены для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предотвращения истощения природных ресурсов, а также для повышения экспортных цен путем ограничения поставок на внешние рынки. Такие ограничения (посредством соглашений по различным типам товаров) позволяют странам-производителям использовать квоты на такие товары, как кофе и масло; в результате цены на эту продукцию в странах-импортерах выросли.
Скудость информации
Нетарифный барьер
Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 14.06.2021
Что такое нетарифный барьер?
Нетарифный барьер – это способ ограничения торговли с использованием торговых барьеров в иной форме, чем тариф. Нетарифные барьеры включают квоты, эмбарго, сборы. В рамках своей политической или экономической стратегии некоторые страны часто используют нетарифные барьеры для ограничения объемов торговли, которую они ведут с другими странами.
Ключевые выводы
Как работают нетарифные барьеры
Страны обычно используют нетарифные барьеры в международной торговле. На решения о том, когда вводить нетарифные барьеры, влияют политические союзы страны и общая доступность товаров и услуг.
В целом любой барьер для международной торговли, включая тарифные и нетарифные барьеры, влияет на мировую экономику, поскольку ограничивает функции свободного рынка. Упущенная выгода, которую некоторые компании могут понести из-за этих препятствий в торговле, может считаться экономической потерей, особенно для сторонников невмешательства в капитализм. Сторонники либерального капитализма считают, что правительства должны воздерживаться от вмешательства в работу свободного рынка.
Страны могут использовать нетарифные барьеры вместо традиционных тарифных барьеров или в сочетании с ними, которые представляют собой налоги, которые страна-экспортер платит стране-импортеру за товары или услуги. Тарифы являются наиболее распространенным типом торговых барьеров, и они увеличивают стоимость товаров и услуг в стране-импортере.
Часто страны используют альтернативы стандартным тарифам, потому что они освобождают страны от уплаты добавленного налога на импортируемые товары. Альтернативы стандартным тарифам могут иметь существенное влияние на уровень торговли (при этом оказывая иное денежное воздействие, чем стандартные тарифы).
Типы нетарифных барьеров
Лицензии
Страны могут использовать лицензии для ограничения импорта товаров конкретными предприятиями. Если бизнесу предоставляется торговая лицензия, ему разрешается импортировать товары, торговля которыми в противном случае была бы ограничена в стране.
Квоты
Страны часто выдают квоты на импорт и экспорт товаров и услуг. С помощью квот страны согласовывают определенные ограничения для продуктов и услуг, разрешенных к ввозу в страну. В большинстве случаев нет ограничений на импорт этих товаров и услуг до тех пор, пока страна не достигнет своей квоты, которую она может установить на определенный период времени. Кроме того, квоты часто используются в соглашениях о лицензировании международной торговли.
Эмбарго
Эмбарго – это когда страна или несколько стран официально запрещают торговлю определенными товарами и услугами с другой страной. Правительства могут принять эту меру для поддержки своих конкретных политических или экономических целей.
Санкции
Страны вводят санкции против других стран, чтобы ограничить их торговую деятельность. Санкции могут включать усиление административных действий или дополнительных таможенных и торговых процедур, которые замедляют или ограничивают возможности страны вести торговлю.
Добровольные ограничения на экспорт
Страны-экспортеры иногда применяют добровольные ограничения на экспорт. Добровольные ограничения на экспорт устанавливают ограничения на количество товаров и услуг, которые страна может экспортировать в определенные страны. Эти ограничения обычно основаны на доступности и политических альянсах.