квотирование это в административном праве
Статья 2. Понятие квоты и порядок квотирования
Статья 2. Понятие квоты и порядок квотирования
1. Под квотой в настоящем Законе понимается количество рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, которых работодатель обязан трудоустроить.
В квоту включается количество рабочих мест, на которых уже работают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона.
3. Действие настоящего Закона распространяется на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. Квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается на период не менее одного календарного года.
5. Квота устанавливается посредством принятия решения органа местного самоуправления (с учетом мнения соответствующих центров занятости населения и общественных организаций, представляющих интересы лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона) на основании сведений о среднесписочной численности работающих.
6. В решении органа местного самоуправления, устанавливающем квоту, отражаются срок, на который устанавливается квота, перечень организаций, для которых она устанавливается, количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
О принятом решении работодатели информируются не менее чем за три месяца до начала срока, на который устанавливается квота.
7. Решение органа местного самоуправления, устанавливающее квоту, не позднее 10 дней со дня его принятия доводится до центров занятости населения.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Энциклопедия решений. Обязательное квотирование рабочих мест
Обязательное квотирование рабочих мест
Легальные определения понятий «квота» и «квотирование», применяемых в сфере отношений по трудоустройству, федеральное законодательство не предусматривает.
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах).
Установление квоты для приема на работу инвалидов является гарантией трудовой занятости, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (п. 2 части первой ст. 20 Закона об инвалидах). Таким образом, все работодатели, численность работников которых превышает 100 человек, обязаны выделить (создать) рабочие места (должности) для приема на работу инвалидов. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (часть третья ст. 21 Закона об инвалидах).
При этом согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 27.08.2012 N 46-АД12-17 и определении от 22.05.2013 N 50-АПГ13-5, законодательством о квотировании на работодателя не возложена обязанность по поиску работников-инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Признание обязанности работодателя выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов не означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест в рамках выделенной квоты по причине необращения инвалидов по вопросу трудоустройства или ненаправления их службой занятости, может быть квалифицировано как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и образует состав административного правонарушения. Работодатель обязан выделить (создать) рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.
Конкретный размер квоты для приема на работу инвалидов в диапазоне от 2% до 4% среднесписочной численности работников устанавливается законодательством субъекта РФ. Работодатель исходя из среднесписочной численности работников самостоятельно рассчитывает число рабочих мест (должностей), на которые должны быть трудоустроены инвалиды в счет установленной на уровне субъекта РФ квоты. В указанный расчет включаются рабочие места (должности), на которых уже работают инвалиды.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона о занятости). Формы и сроки подачи сведений о выполнении квоты устанавливаются в каждом субъекте РФ соответствующим органом содействия занятости населения (пп.1 п. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости).
Внимание
Расчет квоты производится пропорционально среднесписочной численности работников каждого филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделении работодателя, расположенного в соответствующей местности, без учета филиалов и представительств, расположенных в других местностях (определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12, апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2017). В среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 21 Закона об инвалидах).
В силу ч. 1 ст. 25 Закона о занятости работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе в том числе трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Данную норму Конституционный Суд РФ рассматривает как правовое основание для установления органами власти субъектов РФ квот на трудоустройство отдельных категорий социально незащищенных граждан (см. определение от 25.02.2013 N 233-О). При этом в соответствии с позицией Верховного Суда РФ квотирование рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным или обязательным работам, неправомерно, поскольку данные граждане не относятся к категории нуждающихся в социальной защите (см. определение СК по административным делам ВС РФ от 26.07.2017 N 72-КГ17-2).
См. справку о квотах, установленных в субъектах Российской Федерации, для приема на работу инвалидов и других категорий работников, которых работодатель обязан трудоустроить.
Институт квотирования: понятие, цели, задачи, субъекты.
Квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.
Под квотированием понимают административно-правовой режим, используемый в экономических отношениях для количественного ограничения производства, добычи, экспорта, импорта товаров (по физическому объему или стоимости), вводимый межгосударственными или внутригосударственными органами (органами государственной власти) с целью регулирования международной или внутренней торговли, защиты внутреннего рынка, национальных товаропроизводителей, окружающей природной среды и т.д.
Квотирование является мерой экономической политики, применяемой государственными и международными органами с целью ограничения экспорта, импорта и производства отдельных товаров и состоящей в установлении квот (долей) для определенных участников этой деятельности. Квота устанавливается как для отдельных предприятий, так и для компаний, входящих в национальные или международные картельные соглашения (квота в МВФ, квота в страховании и пр.), на определенный период. Основанием для квотирования могут быть как обязательства страны по международным соглашениям, так и необходимость соблюдения национальных интересов. Например, как правило, реализация квотирования внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт и экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Таким образом, под квотированием можно понимать совокупность наиболее распространенных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, заключающиеся в установлении квот на ввоз или вывоз ряда товаров. В пределах указанных квот экспортно-импортные операции осуществляются на основании выданных лицензий. Перечни лицензируемых товаров определяются Правительством России, а лицензии выдаются Министерством экономического развития РФ.
Общая квота – количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством Российской Федерации.
Введением импортной квоты устанавливается максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара определенным иностранным производителям в пределах оговоренного периода; количественный показатель, характеризующий значимость экспорта или импорта для народного хозяйства.
Экспортные квоты вводятся в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в производстве или экспорте каждого товара. Импортные квоты являются одной из форм количественного ограничения импорта и устанавливают максимальное количество (или сумму) товаров, которые могут быть импортированы в страну в определенный период времени.
В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров осуществляются по лицензиям, копии которых прилагаются к грузовой таможенной декларации (ГТД).
Российским законодательством установлена единая система квотирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Регулирование экспорта товаров и услуг путем квотирования осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ.
Объектами квотирования в данном случае являются товары, ресурсы (например – рыбные ресурсы), продукция и услуги.
Как правило, квотирование выполняет ряд функций, среди которых можно выделить следующие: реализация экономической политики; регулирование экспорта и импорта; регулирование торговли; снижение конкуренции на внутреннем рынке.
В настоящее время в Российской Федерации квотирование применяется в области трудоустройства несовершеннолетних[62] и инвалидов,[63] в области внешнеторговой деятельности,[64] в качестве меры экономической политики,[65] в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции,[66] рыбы и морепродуктов, продуктов переработки нефти, природного газа, углеводородного сырья, угля, цветных металлов, серы, минеральных удобрений, древесины, целлюлозы и т.п., иностранной рабочей силы и др.
Единого правового акта о применении квотирования как регулятора экономических отношений в российском законодательстве нет. Нормы о квотировании, о требованиях и правилах квотирования содержатся и в законах, и в подзаконных нормативных актах.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот, является Министерство экономического развития России. Квоты устанавливаются Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
НаМинистерство экономического развития возложено также ведение Федерального банка квот экспорта товаров.
Министерство экономического развития Российской Федерации с участием конкретного Министерства Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исходя из баланса производства и потребления, с учетом потребностей субъектов Российской Федерации разрабатывает общие объемы квот на товары, которые не должны превышать аналогичный показатель предыдущего года. Проекты общих объемов квоты закупки направляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии.
На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов России Министерство экономического развития РФ с участием конкретного Министерства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и выносит ежеквартально, но не позднее, чем за 1 месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство Российской Федерации по корректировкам общих объемов квот.
Корректировка квот для юридических лиц осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок юридических лиц в пределах общих объемов квот, при этом увеличение квоты возможно только при условии отсутствия задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей.
Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на получение квот, определяется Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об отказе в выделении квоты организации-потребителю может быть обжаловано в установленном порядке.Эффективность института квотирования проявляется в том, что квотирование позволяет государству установить определенные нормы на добычу и производство определенного вида сырья и товаров, ограничив таким образом их переизбыток, и приток иностранных товаров в интересах развития отечественного производства.
Библиографический список
Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть II, раздел III) от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 21 июня 1996 г. № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) от 31 июля 1998, №147-ФЗ.
4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 75-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 1299 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных импортных квот при введении количественных ограничений и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».
9. Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 722.
10. Письмо Правительства Российской Федерации от 2 августа 2012 г. № АД-П13-4450 «О применении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд рублей».
11. Письмо ВАС РФ от 11 августа 2005 г. № С4-7/УЗ-938 «О Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
1. Авдеев В. Контрактная система в сфере госзакупок // Аудит и налогообложение, № 11, 2013.
2. Васильев М. О Контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд // Налоговый вестник, № 6, 2013.
3. Серветник А.А. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд // Современное право, 2005, № 4.
Л е к ц и я 5.ИНСТИТУТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ
Вопросы
1. Общая характеристика института обращений. 2. Предложения и заявления как разновидность обращений и как самостоятельные административно-правовые институты. 3. Гарантии эффективной реализации институтов предложений и заявлений.
Что означает квотируемое рабочее место
Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.
Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.
А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?
Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.
Что такое рабочая квота?
Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.
Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.
Законодательное регулирование квотирования
Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:
Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.
Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
Другие возможные категории для квотирования
В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:
ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.
Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Квотирование для работодателя
Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.
Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.
Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:
После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.
Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.
За что могут наказать работодателя в связи с квотированием
Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.
Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.
Права квотирующего работодателя
Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:
Процедуры квотирования и размещения государственных заказов
Понятие, характерные особенности и правовые основания процедуры квотирования
Квотирование на основе внутреннего государственного регулирования применяется для сбалансирования поставок и платежных балансов, с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
Квота (от лат. quota) означает: 1) доля участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте какого-либо товара; 2) стоимостные или количественные ограничения импорта или экспорта, вводимые на определенный период времени по отдельным товарам, услугам, странам и группам стран).
В нормативно-правовых документах, регламентирующих процедуры квотирования, используются понятия:
Квотирование применяется государством также в социальной сфере, при этом преследует цели обеспечения конституционных прав отдельных категорий граждан. Так, законодательство закрепляет дополнительные гарантии для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (инвалидов, несовершеннолетних, семей с детьми и т.д.). Государство разрабатывает целевые программы содействия занятости, создает дополнительные рабочие места и специализированные организации, устанавливает соответствующие квоты.
В этом смысле под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Размеры квот устанавливаются законодательством.
Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Принципы осуществления процедуры квотирования вытекают из определения понятий квотирования. Кроме того, они либо прямо, либо косвенно указаны в законах и подзаконных нормативных правовых актах, регламентирующих отношения в данной сфере деятельности.
В частности, федеральный закон от 9 декабря 2003 года №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в статье 4 закрепляет основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые могут выступать в качестве основных начал процедур квотирования в целом. Законодатель нормативно закрепляет следующие принципы:
Учитывая, что отношения между организаторами и участниками процедур по продаже экспортных и импортных квот являются по своей сути договорными, как это видно из законов и нормативных правовых актов, следовательно, они носят гражданско-правовой характер и на них распространяется действие принципов гражданского законодательства.
К числу принципов осуществления процедур квотирования можно отнести такие гражданско-правовые принципы как равенство сторон, свобода договора, автономия воли субъектов и иные принципы гражданского законодательства.
Принцип равенства сторон означает равноправие участников процедур на продажу экспортных и импортных квот. Данное положение находит свое отражение не только в Гражданском кодексе Российской Федерации, но и в Федеральном законе №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Принцип свободы договора и автономии воли заключается в праве участника процедуры квотирования участвовать в аукционе по продаже квот на условиях, определяемых государством и по их результатам заключать контракт на поставку продукции или оказания каких-либо услуг.
Правовые основания процедур квотирования основываются на нормах Конституции РФ, ряде федеральных законов и подзаконных нормативноправовых актах.
При правовом регулировании процедур квотирования учитываются конституционные положения о том, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17);
«Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37);
«В ведении Российской Федерации находятся:
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство;
Среди федеральных законов, прежде всего, следует назвать закон от 3 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов». Государственный бюджет принимается сроком на три года. В нем указываются основные статьи доходов и расходов Российской Федерации. Кроме того, государственный бюджет строится с учетом квот, действующих на территории Российской Федерации. К примеру, невозможно сформировать полноценный бюджет, не учитывая квоты на экспортируемые и импортируемые на территорию РФ товары.
Непосредственно регулируют процедуры квотирования федеральные законы: от 8 декабря 2003 года №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов» и некоторые другие.
Среди подзаконных актов необходимо назвать постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации». Этот нормативно-правовой акт детально регламентирует процедуры проведения конкурсов и аукционов по продаже квот.
Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 года №1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в таможенный союз в рамках ЕврАЗЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы».
Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2008 года №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Субъекты и стадии процедуры квотирования
Правовое положение субъектов квотирования и стадии этой процедуры рассмотрим на примере квотирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из этой нормы можно сделать вывод о том, что с одной стороны субъектами процедуры квотирования могут любые российские хозяйствующие субъекты вне зависимости от форм собственности и организационно-правового построения, т.е. это могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, изъявившие желания участвовать в конкурсе или аукционе по продаже экспортных или импортных квот.
С другой стороны субъектом процедуры квотирования является в соответствии с законодательством Правительство Российской Федерации и иные уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации, применительно к рассматриваемому вопросу, осуществляет следующие полномочия, связанные с процедурами квотирования:
Среди федеральных органов исполнительной власти необходимо отметить два министерства, которые выступают в качестве субъектов процедуры квотирования.
Это Министерство промышленности и торговли РФ в соответствии с Положением о нем выполняет функции «по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации»
Министерство экономического развития РФ в соответствии с Положением о нем осуществляет функции, направленные на «подготовку в отношении проектов нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, включая внешнеэкономическую деятельность, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, заключений, в которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности».
Прежде чем дать характеристику стадий процедуры квотирования необходимо остановиться на общих условиях рассмотрения этих административных дел:
Процедура квотирования состоит из следующих стадий:
Характеристику стадий процедуры квотирования рассмотрим на примере проведения конкурсов и аукционов при продаже экспортных и импортных квот, которые регламентируются постановлением Правительства Российской федерации от 31 октября 1996 года №1299.
Стадия возбуждения процедуры квотирования.
Способ размещения экспортных или импортных квот определяется Правительством Российской Федерации при принятии решения о введении количественных ограничений экспорта и импорта. Он может проводиться в виде конкурса или аукциона.
Законодательство о процедурах квотирования и размещения государственных заказов предусматривает два режима осуществления процедур квотирования и размещения государственных заказов. Данные режимы указаны в ст. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года №1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензировании эксперта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации». В соответствии с положениями указанного нормативного акта продажа квот осуществляется посредством открытых конкурсов и закрытых конкурсов.
При открытом режиме осуществления процедур квотирования к участию в конкурсе привлекаются как отечественные, так и зарубежные производители. Данный режим считается наиболее приемлемым, так как участвует большее количество производителей, что в большей мере обеспечивает принцип состязательности и позволяет сделать наиболее выгодный выбор.
Уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.
Закрытый режим осуществления процедур квотирования и размещения государственных заказов характеризуется тем, что к участию в конкурсе допускаются только российские производители или участники внешнеторговой деятельности.
Данный режим осуществления процедур квотирования применяется в целях обеспечения экономической и оборонной безопасности государства. Он позволяет не допустить иностранных производителей к сведениям, составляющим государственную тайну, и обеспечить протекционизм в отношении российских производителей и участников внешнеторговой деятельности.
Организация проведения конкурсов и аукционов возлагается на комиссию, которая принимает решение о форме проведения конкурса или аукциона.
Организация и порядок проведения конкурса включают в себя следующие этапы:
График проведения конкурса, номенклатура товаров и объем квот определяются комиссией.
Объявление о проведении конкурса публикуется комиссией в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.
Объявление о проведении конкурса должно содержать следующие сведения:
При проведении закрытого конкурса его потенциальным участникам рассылаются официальные приглашения по почте или факсимильной связью.
Аукционная продажа квот производится российскими товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Комиссия информирует биржи об установленных Правительством Российской Федерации общих квотах, предназначенных для продажи.
Объявление о проведении аукциона должно быть сделано биржей не менее чем за 30 дней до его проведения.
Стадия проведение конкурса или аукциона квотирования.
Эта стадия состоит из следующих этапов:
Датой проведения конкурса или аукциона является дата, указанная в объявлении, опубликованном комиссией в средствах массовой информации (для открытого конкурса), либо дата, указанная в официальном приглашении, рассылаемом участнику конкурса по почте или факсимильной связью (для закрытого конкурса).
Комиссия может принимать решение о продлении срока представления конкурсных предложений, которое распространяется на всех участников конкурса.
Конкурсные предложения от участников принимаются только в опечатанных двойных конвертах. Во внешнем конверте содержится сопроводительное письмо с приложением банковской гарантии или платежного документа. Действующая банковская гарантия или платежный документ, подтверждают внесение участником конкурса на специальный счет Министерства промышленности и торговли Российской Федерации безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающего выполнение условий конкурса. Размер задатка определяется комиссией по предложению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации.
Во внутренний конверт вкладывается конкурсное предложение. Конкурсные предложения должны храниться в специальном сейфе.
Внешний конверт регистрируется комиссией с указанием даты и времени получения.
Конкурсная документация включает: инструкцию по проведению конкурса; техническую часть документации; коммерческую часть документации; типовое соглашение между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и победителем конкурса об условиях и порядке реализации квоты.
Инструкция по проведению конкурса предусматривает порядок подготовки и приема конкурсных предложений, их оценки, получения конкурсной документации, вскрытия конвертов, объявления результатов конкурса и проведения переговоров с победителем конкурса.
Техническая часть конкурсной документации представляет собой спецификацию товара, квота на который предлагается участникам конкурса.
Коммерческая часть конкурсной документации включает сведения в отношении:
Конкурсные предложения кроме конкурсной документации должны включать следующие документы и информацию об участнике конкурса:
Предварительная квалификация представляет собой отбор претендентов для участия в открытом конкурсе, обладающих опытом практической работы и возможностями эффективного экспорта или импорта товара, выставляемого на открытый конкурс. Предварительная квалификация проводится в соответствии с положением, утверждаемым комиссией.
К участию в конкурсе не допускаются следующие претенденты:
Решение об отказе в допуске к участию в конкурсе принимается комиссией.
Полученные после открытия конкурса конкурсные предложения не рассматриваются. Участники конкурса не могут вносить изменения по своей инициативе во внесенные ими конкурсные предложения или отзывать их не позднее чем за 3 дня до начала работы комиссии.
Срок рассмотрения конкурсных предложений определяется комиссией с момента вскрытия конвертов. При рассмотрении предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяется наличие необходимых документов и правильность их оформления.
Оценка конкурсных предложений проводится в течение срока, определенного комиссией. Участники конкурса или их представители не могут присутствовать при оценке конкурсных предложений. В ходе оценки комиссия имеет право вызывать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения.
Комиссия может привлекать для оценки конкурсных предложений консультантов. Ими могут быть организация или отдельные специалисты, привлекаемые комиссией для методического обеспечения конкурса или аукциона, подготовки конкурсной документации, проведения систематизации и предварительного анализа конкурсных предложений.
Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не сообщается лицам, не имеющим отношения к процедуре оценки. Члены
Комиссии и консультанты несут ответственность за разглашение этой информации.
Проведение аукциона по продаже квот должно соответствовать следующим правилам:
Кроме того, биржи обязаны не разглашать коммерческую тайну участников аукциона; направлять в комиссию и предоставлять участникам аукциона достоверную информацию о проведении аукциона; до начала торгов утвердить правила их проведения и направить их в комиссию.
Нарушение этих правил является основанием для признания аукциона несостоявшимся. Квоты, проданные на аукционе, который признан комиссией несостоявшимся, считаются неиспользованными и размещаются для их последующей продажи.
Комиссия исходя из специфики товара, выставляемого на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства Российской Федерации и другие аналогичные причины) может определять круг участников внешнеторговой деятельности, допускаемых к аукциону.
На основании поступивших заявок и оценки эффективности ранее проведенных биржами аукционов комиссия определяет объемы квот для аукционной продажи на биржах, устанавливает стартовую цену лотов, информирует заинтересованные биржи о выделенных им для продажи квотах и одновременно доводит эти сведения до уполномоченных Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствующих регионах.
Аукционная продажа квот осуществляется в течение срока, указанного комиссией при доведении квот до бирж. При организации и проведении аукционов биржи обязаны представлять в комиссию график проведения аукционов и протоколы об их результатах, которые направляются также Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службе.
В случае если выставленные на аукцион лоты не были реализованы, комиссия совместно с биржей не позднее чем за 1 месяц до истечения срока действия квоты анализирует причины данной ситуации и принимает решение по ее исправлению.
Стадия принятия решения о распределении квот.
По итогам рассмотрения представленных предложений комиссия отдает предпочтение участникам внешнеторговой деятельности, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для Российской Федерации экономических условиях. В результате оценки комиссия расставляет претендентов по степени соответствия конкурсных предложений критериям, содержащимся в конкурсной документации, и определяет победителя конкурса. Решение Комиссии оформляется в виде протокола.
В протоколе указываются: наименование победителя конкурса; состав комиссии; результаты голосования; сводная таблица конкурсных предложений участников конкурса; сроки подписания соглашения с победителем конкурса. Протокол подлежит утверждению председателем комиссии.
Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются:
Комиссия не возвращает победителю задаток в случае, если он откажется заключить соглашение на условиях, изложенных в конкурсном предложении.
Издержки по организации и проведению конкурса, а также услуги консультантов оплачиваются из средств, внесенных участниками конкурса за приобретенную конкурсную документацию.
Конкурс считается несостоявшимся, если:
Комиссия не принимает претензий от участников конкурса и не несет имущественной или иной юридической ответственности перед ними при объявлении конкурса несостоявшимся. В этих случаях задаток возвращается участникам конкурса.
Комиссия в срок не позднее 5 дней с даты определения победителя конкурса направляет в его адрес уведомление, которое является официальным приглашением к подписанию соглашения между ним и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Если в ходе переговоров комиссии с победителем конкурса он выдвигает неприемлемые условия, комиссия вправе начать переговоры с участником, занявшим последующее место.
Выписка из протокола о победителе конкурса является документом, подтверждающим его права на оформление лицензии на занятие соответствующим видом деятельности. Комиссия не обязана мотивировать свой выбор перед участниками конкурса.
После проведения конкурса Комиссия возвращает задаток его участникам (за исключением победителя). Задаток возвращается в течение установленного комиссией срока с момента объявления победителя конкурса, но этот срок не может превышать 5 банковских дней.
Задаток победителя конкурса засчитывается в счет исполнения обязательств по заключаемому между ним и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соглашению об условиях и порядке реализации квоты.
Победитель аукциона и руководство биржи подписывают в день проведения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победителю аукционной продажи квот Министерство промышленности и торговли Российской Федерации через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота в срок не более 10 банковских дней со дня проведения торгов. По истечении этого срока лот выставляется для повторной аукционной продажи.
Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться. При повторной аукционной продаже срок действия сертификата не изменяется. В случае утери сертификатов их дубликаты не выдаются. Владелец сертификата имеет право передавать его для повторной аукционной продажи, сдав его организатору аукциона, на котором он был приобретен.
Контроль за правильностью проведения повторной аукционной продажи сертификатов возлагается на биржи, которые информируют комиссию о переразмещении квот.
Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании полученного им сертификата и заявления экспортера или импортера на один вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Выданные лицензии не подлежат передаче другим лицам. Комиссия может рекомендовать условия осуществления экспортных или импортных операций по реализованным на аукционе квотам.
Стадия исполнения принятого решения о распределении квот состоит в возможности победителя конкурса или аукциона осуществлять экспорт или импорт продукции, представляющей экономический интерес для Российской Федерации, в установленных квотой сроках и соответствующих объемах.
Понятие, правовые основания и принципы процедуры размещения государственного заказа
Государственный заказ следует рассматривать в двух аспектах:
В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44, который вступает в действие с 1 января 2014 года, направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, в части, касающейся:
В тоже время этот федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Кроме того, отдельные особенности правового регулирования отношений могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275- ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере реализации государственного заказа.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере закупок. Данные правовые акты должны соответствовать федеральным нормативным правовым актам.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральным законодательством, то применяются правила международного договора.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Федеральный закон нормативно закрепляет основные принципы в сфере закупок, рассмотрим их более подробно.
Принципы открытости и прозрачности подразумевает, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Кроме того, информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Принцип обеспечения конкуренции предполагает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона №44, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Принцип профессионализма заказчика направлен на установление правовых барьеров для предотвращения проникновения в сферу государственных заказов разного рода мошенников. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принцип стимулирования инноваций предполагает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Принцип единства контрактной системы в сфере закупок основывается на единых подходах, предусмотренных законодательством и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок предусматривает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами.
Субъекты и стадии процедуры размещения государственного заказа
Кроме того, к субъектам процедуры контрактной системы закупок могут быть отнесены другие лица и организации.
Стадии размещения государственных заказов
Процедура размещения государственных заказов складывается из следующих стадий:
Рассмотрим эти стадии подробнее. Стадия возбуждение дела о закупке товаров, работ или услуг начинается с планирование закупок. Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
В планы закупок включаются согласно статьи 17 федерального закона от 5 апреля 2013 года №44 включаются подробные данные, характеризующие цели закупок, наименование объектов, объемы их финансирования и другие данные, перечень которых закреплен нормативно.
Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (три года), федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, заказчик разрабатывает план-график проведения конкурсных закупок.
Утвержденные планы закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 федерального закона №44 (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Следующий этап стадии возбуждения дела заключается в извещении о времени и месте проведения открытого конкурса, которое размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Важным этапом первой стадии является подача заявок на участие в открытом конкурсе. Заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, перечень которой нормативно закреплен в законе.
Каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в открытом конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.
Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).
Прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся.
Стадия рассмотрения дела о размещении государственного или муниципального заказа и принятие решения.
Процедура закупок товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд осуществляется, как правило, путем открытого конкурса.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Правительство Российской Федерации вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками.
Для проведения конкурса заказчик создает комиссию по осуществлению закупок. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе или открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Комиссия ведет протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом, который подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии.
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям федерального закона. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Протокол о результатах рассмотрения заявок и признании победителя размещается в единой информационной системе.
Стадия исполнение решения по размещению государственного или муниципального заказа.
Существо этой стадии состоит в заключение контракта по результатам конкурса. Контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями федерального закона.
Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком в соответствии с гражданским законодательством и федеральным законом №44, в том числе:
Стадия обжалования решения о размещении государственного или муниципального заказа является факультативной. Любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, установленном главой 6 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, которая обеспечивает:
1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы в сфере закупок;
2) контроль за соответствием:
а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
б) информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;
в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков, информации, содержащейся в документации о закупках;
д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;
3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных законом;
4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Подводя итог изложенному материалу необходимо подчеркнуть, что процедура квотирование на основе внутреннего государственного регулирования применяется для сбалансирования поставок и платежных балансов, с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, Российской Федерации для достижения взаимовыгодных договоренностей на переговорах, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
Кроме того, квотирование применяется государством также в социальной сфере, при этом преследует цели обеспечения конституционных прав отдельных категорий граждан.
Государственный заказ согласно федеральному закону от 5 апреля 2013 года №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направлен на удовлетворение потребностей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.