Омовение что это
Омовение что это
Полное омовение
Гусль – полное омовение, то есть под понятием «гусль» в исламе понимают ритуальное купание с полным мытьем всего тела человека, не оставляя сухих мест.
Всевышний Аллах указал своим рабам способ, каким следует совершать полное омовение, в Священной Книге Коран в суре «Трапеза» 6 аят. Описывая гусль, который совершают перед намазом, в Коране приводится такое описание:
«. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны«.
*Вторую часть видео урока о большом омовении вы можете посмотреть после бесплатной регистрации в школе «Медина».
Когда полное омовение обязательно?
Существуют определенные случаи, когда гусль является обязательным. К таким случаям относятся:
Состояние «джунуб», когда произошла половая близость, даже если она была неполноценной и мужчина и женщина лишь соприкоснулись половыми органами;
После оргазма, если выделилась у мужчины сперма, а у женщины аналогичная жидкость, но сам половой акт как таковой не состоялся. Это состояние требует полного омовения как в случае, если все это произошло в состоянии бодрствования, так и если выделение произошло во сне;
После окончания менструаций у женщины;
Состояние женщины по окончании послеродового кровотечения или выделений, которые происходят после выкидышей;
Также проводится полное омовение тела покойного.
Что нельзя делать человеку без полного омовения?
Если человек не совершил гусль, то ему запрещено делать намаз, также он не должен входить в мечеть и пребывать в ней, если только вхождение в мечеть не связано с большой необходимостью или проходом через нее для совершения полного омовения в душе при мечети.
Запрет или харам без полного омовения налагается также на то, чтобы сделать садждатилават (земной поклон во время чтения определенных аятов Корана) и шукр (благодарственный земной поклон), однако существует и противоположное мнение на этот счет.
Если человек после перечисленных ситуаций не совершил полное омовение, то он не может прикасаться к Священной Книге Коран, что-нибудь читать по нему, даже если это чтение наизусть.
Запрещено совершать семикратный обход вокруг Каабы или таваф.
Без полного омовения женщинам запрещено вступать в половую связь со своим мужем после периода менструации и послеродового кровотечения.
Основы полного омовения
Гусль состоит из нескольких обязательных составных частей или арканов.
Перед омовением нужно мысленно сделать намерение (фарз). Важным условием для совершения полного омовения является то, что вода должна омыть все тело человека так, чтобы не осталось ни одного сухого участка на теле. Просто намочить все участки тела будет недостаточно: волосы необходимо омыть до корней, вымыть места под ногтями, и никакие участки тела на должны быть закрыты от воды каким-нибудь изолятором вроде лака для ногтей.
До того, как верующий начнет ритуальное купание, он должен удалить с себя все нечистоты или наджаса. Полное омовение для женщин означает, что вода должна омыть и те места аврата, которые выявляются только во время сидения.
Отличие для мужчин и женщин
Полное омовение для мужчин является таким же как и для женщин, отличия заключаются только в мытье волос. Если мужчинам полагается полностью намочить свои волосы, какой бы длины они ни были и в любом состоянии, то женщинам разрешается намочить только корни волос, но корни следует намочить обязательно, иначе гусль будет считаться недействительным. Это разрешается делать, если волосы у женщины заплетены в косу, но если волосы у женщины распущены, то ей также следует волосы намочить полностью.
Обязательные действия
Согласно мнению группы богословов, если хотя бы одно из обязательных действий не будет выполнено, то полное омовение будет считаться недействительным.
Это такие обязательные действия:
Один раз промыть нос (по мнению шафиитов и маликитов не обязательно);
Один раз омыть все тело так, чтобы ни одного сухого места на нем не осталось.
Только выполнение всех этих действий делает действительным гусль, и если мусульманин не может совершить полное омовение полноценно вследствие нехватки времени или недостаточного количества воды, то он может ограничиться именно этими действиями.
Порядок
Гусль производится в таком порядке:
Намерение совершить полное омовение и очиститься должно присутствовать в сердце верующего мусульманина;
Произнесение «Бисмил-лях», что означает «Начинаю с именем Бога»;
Мытье половых органов;
Малое омовение или вуду;
Троекратное омовение всего тела, которое выполняется следующим образом: начинают с головы, затем омывают правое плечо, после него – левое плечо, и далее также продолжают омывать все тело справа налево. Полное омовение для мужчин включает в себя промывание пупка, всего волосяного покрова на теле мужчины, и всех участков мужского тела, к которым возможен доступ.
Желательные действия
Во время полного омовения к желательным действия (сунна) относятся:
Когда полное омовение желательно?
Желательно совершить ритуальное купание (сунна) в следующих случаях:
Порицаемые действия
Читать какую-нибудь молитву во время ритуального купания порицается. Также мусульманин и мусульманка должны обеспечить себе место для совершения омовения, закрытое от посторонних глаз, чтобы берущего гусль не увидели другие чужие люди (за исключением супруга или супруги). Если полное омовение совершается на природе, то необходимо закрыть место совершения какой-либо непрозрачной пленкой или другой вещью.
Нежелательно совершать полное омовение в местах где присутствует наджас.
Считается ли купание в ванной, бассейне или море полным омовением?
Для верующего мусульманина возможно сочетать гусль с ежедневными гигиеническими процедурами – с принятием ванны, душа, однако необходимо помнить о намерении совершить полное ритуальное омовение, как исламской части поклонения, а не просто принять ванну или помыться.
Полное омовение будет считаться совершенным, если мусульманин прополоскал рот и нос, а затем вошел в водоем, где вымыл все свое тело. Однако согласно другому мнению, в частности шафииты и маликиты, обязательными действиями являются только намерение и промывание всех наружных частей тела, сюда не входит полоскание рта и носа.
Если нет доступа ко всем частям тела?
Если на теле человека есть предметы, которые невозможно безвредно убрать, например, гипс, то такие участки протираются водой. Нет необходимости снимать гипс раньше определенного времени.
Во время болезни или в определенных обстоятельствах. Тайаммум
Более подробно о тайаммуме, его условиях и как его правильно совершать смотрите в видео лекции приведенной ниже.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Как брать гусль (полное омовение) по сунне
Доказательством обязательности полного омовения являются слова Всевышнего в Коране:»وإِنْ كُنْتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا» – «И если на вас оказалось полное омовение то очищайтесь». Сура аль-Маида, аят 6.
Что накладывает на человека полное омовение
Причин, по которым обязательно совершение полного омовения для совершеннолетнего, вменяемого мусульманина (мужчина или женщина), шесть:
Если на одном человеке оказалось несколько причин накладывающих полное омовение (например, близость с женщиной и извержение спермы и т.п.) то достаточно одного полного омовения.
Фарды полного омовения
Обязательным является вымыть все тело один раз, т.е. вода должна омыть все части тела, включая волосы, ногти и т.п., добраться до всех щелей и складок. Начинать омовение можно с любой части тела. Если есть борода или усы, то обязательно, чтобы вода проникла к коже под ними и омыла их.
Полоскание полости рта и носа также является обязательным действием при полном омовении.
Сунны полного омовения
Желательными действиями при полном омовении являютя:
Также желательными, но по степени важности уступающими перечисленным выше действиям является следующее:
Нежелательные действия (макрух) при полном омовении
Макрухом при совершении полного омовения является:
Что запрещается и является грехом при отсутствии полного омовения
Запретными для не омывшегося человека, при появлении причин, которые обязывают его сделать полное омовение является:
Т.е. все то, что не разрешается при отсутствии малого омовения. Плюс добавляется еще ряд запретов:
Что касается держания поста, как обязательного, так и желательного, то это не запрещается при отсутствии полного омовения.
Видео
Значение слова «омовение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОМОВЕ’НИЕ, я, ср. (книжн. устар.). Действие по глаг. омыть-омывать в 1 знач. Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку. Л. Тлстй. О. ног перед молитвой у мусульман.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
омове́ние
1. книжн. устар. действие по значению гл. омывать, омыть
2. книжн. устар. результат такого действия
3. религ. в мусульманстве обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой
4. религ. в христианстве в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый архиереем (по евангельскому сказанию об Иисусе Христе, на Тайной вечере омывшем ноги своим ученикам)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гребённый (прилагательное):
Омовение в иудаизме, христианстве и исламе
Омовение во всех монотеистических религиях- важный ритуал при обращении, взывание к Творцу. И тело, и душа должны быть чистыми. В чем же различие омовение у иудеев, христиан и мусульман?
Еврейская традиция являет собой три вида омовения: полное погружение в воду, погружение в воду рук и ног и очищение лишь рук.
Полное очищение должно происходить при:
1. прикосновении к мертвецу (и человек и животное);
2. нахождении под одной крышей с мертвецом;
5. при зараженности проказой или гонореей.
В состоянии нечистоты человек не может посещать Храм, молиться и изучать Тору. Для очищения верующему необходимо окунуться в Микву, водный резервуар для очищения (около 120 галлонов). В наши дни эта традиция соблюдается в большинстве ортодоксальными иудеями. В консервативном иудаизме практики являются нормативными, с некоторыми допусками и исключениями, а в реформистском иудаизме они не требуются. Миряне погружаются в воду за день до Йом Киппур и часто делают это перед тремя праздниками паломничества и перед Рош ха-Шана. Сейчас в Микву принято окунаться при предстоящей свадьбе, после семяизвержения и менструации, а также в Микву окунают посуду, принадлежавшую неевреям, при котором использованные сосуды очищаются для удаления некошерной пищи. В Микве очищаются ортодоксальные евреи перед шаббатом и некоторые хасиды перед утренней молитвой каждый день. В Израиле на сегодняшний день можно увидеть множество со вкусом оформленных Микв.
Полное погружение также стало частью церемонии обращения в иудаизм. Есть версия о том, что после разрушения Храма или вскоре после этого законы нечистотах и очищениях были приостановлены. Причина в том, что пепел красной телицы, необходимый для ритуала очищения, стал более недоступным. Речь идет о корове, которую Всевышний предначертал принести в жертву (яркую, желтую, без отметин и изъянов- сура «Аль- Бакара, Коран (67-71 аяты) и в Мишне трактат Пара («Корова») в последнем разделе Мишны (Техарот). По этой версии, все теперь считаются ритуально «нечистыми».
Этот второй тип омовения был обязательным требованием для священников перед тем, как принять участие в Храмовой службе (Бывший. 30:17 и сл.).
1. после пробуждения;
2. перед молитвой;
3. после выхода из туалета;
4. после прикосновения к обуви или к интимным частям тела;
5. после выхода с кладбища (Ташбах 276; Sh. Ar., OḤ 4:18);
6. прикосновения к животным и насекомым;
7. Нетилат ядаим («Поднимая руки») очищение происходит с благословением перед употреблением хлеба во время еды;
8. после трапезы;
9. после мочеиспускания или дефекации;
10. после стрижки волос или ногтей.
Для очищения рук необходимо опустить их до запястья в сосуд с водой или залить обе руки водой из сосуда с широким горлом, кромка которого должна быть неповрежденной.
Омовение в христианстве
По источникам New World Encyclopedia «Ablution», христианское омовение относится к практике удаления грехов, болезней или земных омрачений с помощью ритуального омовения или практики использования ритуального омовения как части церемонии по устранению греха или болезни:
Крещение: данный тип очищения является символом возрождения человека в качестве члена христианской церкви или мистического тела Христа. Благословение: тело человека окропляется святой водой. Также очищение применяется при экзорцизме, для очищения души от злых духов.
Члены некоторых общин также омывают ноги по примеру Иисуса в Евангелии от Иоанна. Во время римско-католической и англо-католической мессы священник совершает омовение, ополаскивая руки вином и водой после акта причастия.
Очищение мусульман делится на два вида: вуду и гусль. Вуду- частичное омовение, которое должно происходить после похода в туалет (берется истинджа), при выделении гноя или крови, выделений из половых органов, при потере сознания, после сна, а также сунной считается очищение после гнева, умопомрачения, злословия, если такое происходит. При малом омовении совершаются следующие действия:
1. постановка намерения.
2. умывание лица.
4. вытирание головы.
5. вытирая ступни до щиколоток.
Это что касается обязательных действий. Сунной считаются полоскание рта, носа, мытье рук до локтей, протирание ушей. А также мустахабом (рекомендуемыми) действиями являются: произнесение «С именем Аллаха»- «Бисмилля», чистка зубов, выполнение каждого действия три раза, чтение шахады после омовения.
Второй вид очищения- гусль. Гусль берется при:
2. после менструации, родовых кровотечений.
3. выход семени, даже если это случилось не из-за полового акта.
4. перед вхождением в состояние ихрам
А также желательно совершить гусль при:
1. перед пятничным намазом
2. перед входом в состояние ихрама
3. перед праздничными молитвами: Ураза и Курбан- байрам
4. в день стояния на Арафа
Для совершения гусля необходимо:
1. намерение очиститься и произнесения «Бисмилля»
2. вымыть руки, а после половые органы
3. совершить вуду
В общем, Коран советует мусульманам сохранять высокие стандарты гигиены. В связи с этим, во многих восточных странах в туалетных комнатах установлены водные шланги или кумганы с водой, для того, чтобы человек мог подмыться (вместо использования туалетной бумаги). Это омовение необходимо для поддержания ритуальной чистоты, хотя использование туалетной бумаги допустимо, когда человек не может мыться.
Также в Коране сообщается:
«…Поистине, Аллах любит тех, которые обращаются к Нему с раскаянием, и тех, которые содержат себя в чистоте» (смысл 222 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»).
ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала
Полное омовение тела
Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.
Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т.п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.
Передал имам аль-Бухарий в своем сборнике о том, что Абу Саляма сказал: «Я спросил ‘Аишу, засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). ‘Аиша ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.
Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухарий: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О, Абу Хурайра, воистину, верующий не становится наджасой».
Однако следует отметить, что очень рекомендуется искупаться сразу же после осквернения, и чем быстрее это сделаете, тем лучше.
Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:
1. После выделения спермы. Его признаки:
— удовольствие при выделении;
— запах свежего теста, если сперма еще не засохла;
— запах яичного белка, если сперма засохла;
— толчкообразное выделение с напором.
2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.
3. После смерти человека.
4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.
5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).
6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и, после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.
Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.
Примечание: Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения (см. на стр. 19). Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны (см. на стр. 28).
Обязательные действия купания
Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:
1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (‘ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть ее заново вместе с намерением.
2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.
Примечание: Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.
Желательные действия купания
Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:
1. обращение лицом в сторону Киблы;
2. произнесение: «Исти‘азы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Нежелательно (макрух) не произносить эти слова перед полным омовением;
3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытье ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;
4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;
5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;
6. мытье тела с протиранием;
7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;
8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);
9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).
Тому, кто моется полностью обнаженным, при раздевании желательно сказать:
بِسْمِ اللهِ الََّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ
«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»
(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.
Из книги «Намаз —
опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Омовение
Гусль и тахарат как символы очищения в исламе
Омовение
Можно ли входить в мечеть без гусля
Мусульмане могут посещать мечети не только для совершения намаза (например, чтобы дать садака или посетить уроки религии). Насколько обязательно в этом случае делать омовение?
Протирание носков при омовении – допустимо или нет
Отвечаем на один из самых дискуссионных вопросов y мусульман
Наджаса в исламе: виды нечистот и способы устранения
Если нечистоты попадут на тело, одежду или место поклонения, мусульманин должен устранить их перед молитвой. В противном случае намаз будет признан недействительным.
Виды воды для омовения
Шариат допускает несколько видов водных источников, с помощью которых можно очиститься от наджаса и скверны.
Таяммум – очищение землёй
Что делать в ситуациях, когда для совершения тахарата нет воды?
Порядок омовения умершего и его захоронения
Шариат предписывает по возможности придать земле умершего в день его смерти до заката
Омовение в исламе: гусль, тахарат, порядок их совершения
В исламе ритуальное очищение совершается верующими как минимум несколько раз за день.
Омовение
Омове́ние — в некоторых религиях символическое очищение при помощи воды.
Содержание
В иудаизме
Омовение в иудаизме (англ.)
В христианстве
В индуизме
Ритуальное омовение является частью обрядов индуизма, см. Пуджа, Абхишека.
В буддизме
В исламе
В исламе ритуальное омовение (тахарат) предшествует молитве и следует за запретным деянием. Различают два вида омовения:
Примечания
Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.ПолезноеСмотреть что такое «Омовение» в других словарях:ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. омыть омывать в 1 знач. «Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку.» Л.Толстой. Омовение ног перед молитвой у мусульман. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова омовение — обмывание, мытье, омывание, обряд, абдест Словарь русских синонимов. омовение сущ. • купание Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, см. обмывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый… … Толковый словарь Ожегова Омовение — Означает очищение, инициацию. В алхимическом Великом Опыте душа очищается через омовение, изменяя цвета от черного, через серый, до белого. В буддизме омовение в ходе инициации монаха означают смывание с себя мирского прошлого. В христианстве… … Словарь символов Омовение — О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Рядом со скинией располагался умывальник, предназнач. исключит. для этой цели (Исх 29:4; 30:18 и след.).… … Библейская энциклопедия Брокгауза Омовение — ♦ (ENG ablutions) (лат. ablutio очищение) в римско католической традиции ритуал омовения потира и др. сосудов для вина и воды перед евхаристией. Общепринято также омовение пальцев и потира после евхаристии. В настоящее время термин не… … Вестминстерский словарь теологических терминов омовение — ОМОВЕНИЕ1, я, ср Обряд обмывания ног, существующий в некоторых христианских сектах (пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.), основанный на евангельском рассказе о том, как Иисус Христос во время Тайной вечери омыл ноги своим ученикам.… … Толковый словарь русских существительных Омовение ног — ученикам (Псковская икона, XVI век) Омовение ног описанное в Евангелии омовение ног апостолов, которое совершил Иисус Христ … Википедия Омовение ног ученикам — (Псковская икона, XVI век) Омовение ног описанное в Евангелии омовенение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной вечерией. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских деноминаций. Содержание 1 Происхождение … Википедия Как и когда надо совершать полное омовение (гусль)?Полное омовение (гусль) – это мытье всего тела, совершаемое таким образом, чтобы не осталось ни одного сухого места. Гусль обязательно совершать в следующих случаях:1. В состоянии джунуб, которое возникает в случаях половой близости (даже если только половые органы соприкоснулись) и выделении спермы у мужчин и аналогичной жидкости у женщин (даже если не было полового акта), как в состоянии бодрствования, так и во сне 2. После завершения менструации и послеродового кровотечения у женщин Желательно совершать полное омовение перед пятничной (джум‘а) и праздничными молитвами-намазами. Что нельзя делать без полного омовения (гусль)?Обязательные действия (фард) полного омовенияВ Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения полного омовения (гусль), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6 При невыполнении хотя бы одного из обязательных действий полное омовение считается недействительным. 1. Полоскание рта – 1 раз 2. Промывание носа – 1 раз 3. Омовение всего тела так, чтобы на теле не осталось ни одного сухого места – 1 раз Выполнение этих обязательных действий делает гусль действительным, поэтому в затруднительных ситуациях (нехватка воды, времени и др.) ими можно ограничиться. Если человек, промоет рот и нос, а затем войдет в водоем (бассейн, озеро, море и т.д.) и вымоет все тело, то он совершит полное омовение (гусль). Желательные действия полного омовенияКогда вы готовы совершить гусль, подтвердите про себя это намерение. Затем скажите: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». После этого: 1. Совершите вуду (малое омовение), но без мытья ног, поскольку лучше омыть их в самом конце 2. Омойте половые органы 3. Полейте воду на голову и помойте ее. По желанию можно использовать шампунь 4. Помойте все тело, начиная с правой стороны и заканчивая левой. Старайтесь при этом протирать рукой промываемые части тела. Не должно остаться ни одного сухого места величиной даже с кончик иглы Желательно мыть каждую часть тела по три раза, но можно ограничиться и одним разом. Важно: при совершении полного омовения (гусль) следует не забыть вымыть пупок, уши, корни волос, отверстия от проколов для сережек. Нежелательно:Во время совершения полного омовения (гусль) нежелательно поворачиваться в сторону Киблы, разговаривать без необходимости и читать мольбы-дуа. ОмовениеИ мужчины, и женщины, собирающиеся совершить намаз, обязаны выполнить малое омовение (вуду), а для того чтобы войти в состояние ритуальной чистоты после половой близости или поллюции, необходимо совершить полное омовение (гусль), то есть очистить всё тело. Это является обязательным условием. Также для женщин после окончания периода послеродового очищения и критических дней гусль является фардом. Порядок тахарата перед намазом Тыльной стороной трёх влажных пальцев рук, исключая большой и указательный, провести по шее сзади (фото 10). Проведение мокрыми руками по всей голове является сунной. Это именуется полным масхом (обтиранием) головы. Полный масх: намочить руки, отвести большие и указательные пальцы, при этом остальные три пальца каждой руки плотно сомкнуть вместе и внутренней стороной положить на верхнюю часть лба, где начинаются волосы (сомкнутые пальцы одной руки касаются сомкнутых пальцев другой руки), затем провести этими сомкнутыми пальцами по голове до затылка, где кончаются волосы (большой и указательный пальцы при этом не участвуют, при обратном движении провести ладонями по боковым сторонам головы. После этого указательными пальцами обтереть уши изнутри, а большими пальцами сверху вниз потереть за ушами. Затем тыльной стороной остальных трёх сомкнутых пальцев каждой руки провести сзади шеи (горло не обтирается). Обстоятельства, нарушающие тахарат (малое омовение) Бритьё, стрижка волос и ногтей не нарушает ритуальной чистоты, равно как выделение крови в количестве меньшем, чем количество выплёвываемой слюны. Порядок совершения гусль Согласно сунне, полное омовение совершается в следующем порядке: Во время омовения всё тело протирать рукой для того, чтобы на теле не осталось ни одного места, на которое бы не попала вода, включая пупок и ушные проходы. Условия и порядок выполнения Таяммума Мусульманину разрешается совершать таяммум в следующих случаях: Если вы носите кольца, при совершении таяммума необходимо снять или сдвинуть их на пальцах и протереть место под ними. Масх по поверхности хуффа Как мужчинам, так и женщинам разрешается делать масх (проводить мокрыми руками) по кожаным носкам, именуемой «мест» или «хуфф». Для этого необходимо соблюдать следующие условия: Масх по защищенной и незащищенной ране Иллюстрации к выполнению тахаратаУсловия полного омовенияВ каких случаях необходимо выполнить полное омовение?Полное обязательное омовение – это ритуальное купание. Его следует совершать: 1. Мужчинам и женщинам после полового акта, даже если он не был завершён. 2. Мужчинам и женщинам после оргазма, независимо от того, где, как и при каких обстоятельствах это произошло. 3. Женщинам после очищения от менструации. 4. Женщинам после очищения от послеродовых или послевыкидышных выделений. 5. Также необходимо полностью обмывать тело покойного. Что запрещается делать тому, кто обязан совершить полное омовение?Без обязательного полного омовения тела после его нарушения по изложенным выше причинам запрещено (харам): совершать намаз, делать суждатилавата и шукру, прикасаться к Корану и носить его, читать что-либо из Корана (по книге или наизусть), совершать таваф (семикратный обход Каабы) и находиться внутри мечети. Женщинам при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях всё это запрещено с момента начала этих выделений. Кроме того, при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях женщинам запрещено соблюдать пост. Но по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если женщина ещё не искупалась. В такие периоды супругам запрещено вступать в половой контакт, мужу нельзя прикасаться к телу жены без преграды между пупком и коленями. Жена также обязана запретить мужу делать это. Только после очищения от менструации или послеродовых и послевыкидышных выделений и совершения обязательного полного омовения снимаются все запреты, связанные с этими периодами. Без обязательного полного омовения тела после его нарушения нежелательно кушать, пить что-либо, спать. Нежелательно также повторно вступать в близость с женой, не совершив предварительно малое омовение. Каковы обязательные составные части (арканы) полного омовения?Для того чтобы полное омовение считалось действительным, необходимо, во-первых, сделать вначале омовения намерение мысленно (это фарз) и языком (это суннат), то есть необходимо иметь намерение совершить обязательное полное омовение: «Я намереваюсь совершить обязательное (фарз) полное омовение тела». При этом необходимо связать намерение с первой омываемой частью на теле купающегося. Во-вторых, вода должна омыть всё тело, не оставив ни малейшей точки (то есть вода должна обтекать всё тело, все его части, недостаточно просто намочить тело или отдельные его части). В частности, при купании должны быть омыты и волосы до корней, и места под ногтями, на теле не должно быть изолятора, который мешает соприкосновению воды с телом, например лака на ногтях. До начала ритуального купания с тела необходимо удалить нечистоты (наджаса). У женщин вода обязательно должна попадать в те места аврата, которые выявляются при сидении. Желательные действия (сунны) полного омовения.Желательных действий омовения 12: поворачивание к Кибле; мытьё обеих рук; совершение вначале малого омовения (как для намаза); предварительное очищение складок тела, куда вода поступает трудно; удаление нечисти заранее; литьё воды сначала на голову, затем на правый бок, затем на левый; протирание рукой везде; повторение всего этого трижды; воды должно быть не менее трёх литров; если купаетесь после семяизвержения, то до купания следует справить малую нужду; чтение д‘а после купания (того, которое читают после малого омовения). При каких обстоятельствах желательно (сунна) искупаться?Купание желательно совершить в следующих семнадцати случаях: для пятничной молитвы; для обеих праздничных молитв; в каждую ночь месяца Рамазан; для намаза прошения дождя; для намаза солнечного и лунного затмений; после того как обмыл покойника; для неверующего после принятия Ислама; для сумасшедшего после того, как пришёл в себя; потерявшему сознание после того, как пришёл в себя; для одевания ихрама; для того, чтобы войти в Мекку; для стояния на горе Арафа; для ночёвки в долине Муздалифа; для бросания камней в джамарате; для совершения обхода вокруг Каабы. Тайны мусульманского омовенияОмовение в жизни мусульманина имеет огромное значение. Верующий стремится быть постоянно в омовении, поскольку это является богослужением. Омовение также способствует увеличению удела и защите от бед. О других особенностях омовения с точки зрения науки читайте в нашем материале.– В чем секрет рекомендации об использовании в омовении только холодной воды, если это не вредит здоровью? (то есть, если молящийся не болен простудными заболеваниями)? – Мы знаем, что все, что имеет отношение к обязательным и рекомендуемым вопросам в Исламе в том числе, к омовению и намазу, направлено на поддержание и на повышение работоспособности. Давно известно, как на организм действует тепло – вызывает расслабление мышц, понижение артериального давления, снижение активности обменных процессов и, соответственно, снижение умственной и физической работоспособности. – Есть рекомендация, чтобы после омовения не вытирали те части тела, которые указаны в известном аяте суры «Аль-Маидат». Как Вы думаете, с чем это может быть связано? – После омовения действительно не рекомендуют вытирать омытые части тела. И, слава Аллаху, что такая рекомендация есть. Из физики мы знаем, что с любой поверхности, откуда идет испарение выделяется холод. Соответственно сигналы от холодовых рецепторов продолжают поступать в мозг до тех пор, пока не высохнут омытые части тела. По времени это приблизительно равно времени совершения всего намаза, включая даже и азкары. Пока идут сигналы в КБП (см. схему У. Пенфильда), центры, находящиеся в ней, будут в активном функциональном состоянии, что обеспечивает контроль разума не только над нашими инстинктами, но и над формированием мысли. А это одна из гарантий отдаленности от греховных мыслей и поступков. – После семяизвержения предписано искупаться, а перед купанием сделать омовение, которое начинается с полоскания ротовой и носовой полостей. Есть этому научное толкование? Но так как тело в целом расслаблено и не в состоянии адекватно реагировать на внешние раздражители, в том числе и на термические, омовение и полоскание глотки и носа подготавливает организм к купанию. Ведь вода может быть и холодная. – Считаете ли вы, что в намазе и омовении все научно открыто? – В этом плане работы непочатый край. Когда смотрим с Махачкалы на гору Тарки-Тау, у нас такое ощущение, что видим вершину мира. Но достигнув вершины Тарки-Тау, понимаем, что это высота с трудом тянет даже на уровень первой ступени мировых высот. – Какой вывод вытекает из сказанного? Главное не успокаиваться на достигнутом. Наука еще откроет много интересного в этой области. С пожеланием успехов от всей души с удовольствием уступаю дорогу к вершинам науки молодому поколению. – Как мог Пророк Мухаммад ﷺ знать обо всем этом? – Однозначно, что ни приборы, ни уровень науки тогда не позволяли узнать все это, и, безо всякого сомнения, все знания он получил от Всевышнего. Иначе он никак не мог бы на 14 веков опередить современную науку. Это все поражает учёных и все больше деятелей науки, не боясь, открыто принимают Ислам. На вопросы отвечал Магомед Магомедов, декан медико-профилактического факультета ДГМА, доктор медицинских наук. Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях! Обязательные части омовенияОбязательные части омовенияТазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знанийЗащита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдуновЛечение преждевременного семяизверженияВиды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодияО слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)О величии и достоинствах знания и ученыхС именем Аллаха Милостивого, Милосердного Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! У омовения есть обязательные действия и основы на которых основывается его суть и не совершение которых в соответствии с шариа‘том делает омовение недействительным. Ниже следует его разъяснение: 1. Намерение Намерение – это желание совершить действие угодное Аллаху, следуя Его указанию. Это – деяние сердца и произнесение его не имеет никакого отношения к намерению и не является узаконенным в шариате. То, что намерение является обязательным деянием, показывает следующий хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Каждое действие основано на намерении, и каждому достанется то, что он намеревался обрести … ». Этот хадис передали аль-Бухари 1, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43. 2. Обмывание лица один раз Это обмывание водой лица от вершины лба до нижней части челюстей, и от одного уха до другого. 3. Обмывание рук до локтей Следует также помыть локти, поскольку подобным образом поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не оставлял это действие. 4. Обтирание головы Это означает обтирать голову влажной рукой. Не достаточно просто положить руку на голову или коснуться головы влажным пальцем, к тому же слова Всевышнего:«… и обтирайте свои головы …» не означают, что нужно обтирать всю голову, а означает, что обтирание части головы достаточно для выполнения этого условия. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал голову тремя различными способами: а) обтирание всей головы. В хадисе, который передается со слов ‘Абдуллаха ибн Зайда сообщается:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер всю свою голову руками. Он начал обтирать с передней части головы, пока не достиг затылка и затем провел руками в обратном направлении, пока не достиг места, с которого начал». Этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу Дауд 118, ат-Тирмизи 28, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434. б) обтирание чалмы[1] Передают, что ‘Амр ибн Умаййа, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал чалму и кожаные носки/хуффайн/». Этот хадис передали Ахмад 4/139, аль-Бухари 205 и Ибн Маджах. Передают со слов Биляла, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Обтирайте кожаные носки и аль-химар[2]». Этот хадис передал Ахмад 6/12. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, однажды сказал:«Аллах не очистит того, кто не считает обтирание чалмы очищением». Большое количество хадисов на эту тему передали аль-Бухари, Муслим и другие имамы. Также сообщается, что многие ученые поступали в соответствии с этим. в) обтирание передней части головы и чалмы. Аль Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, обтер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки». Этот хадис передал Муслим 274. Тем не менее, нет сильных хадисов указывающих на то, что он обтирал часть головы, хотя требование аята внешне и похоже на то, что мы приводим (в качестве довода). Однако, недостаточно просто обтереть волосы выступающие с головы, подобием чего (являются) косички. 5. Обмывание ног со щиколотками Это (действие) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было подтверждено в непрерывных /мутаватир/ сообщениях о его действиях и высказываниях. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отстал от нас в одном из наших поездок и догнал нас после того, как мы задержали послеполуденную молитву /’аср/. Мы начали совершать омовение и протёрли по ногам. (Увидев это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во весь голос сказал:«Горе щиколоткам от огня!», повторив это два или три раза». Этот хадис передали аль-Бухари 163, Муслим 241, Абу Дауд 97, ан-Насаи 1/78, Ибн Маджах 450. ‘Абдуррахман ибн Аби Лейла сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были едины во мнении, что ноги нужно мыть с щиколотками». Напомним, что вышеупомянутые обязательные действия приводятся в Коране в 6 аяте суры «аль-Маида»:«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток». 6. Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения Это (следует делать) из-за того, что Всевышний Аллах упомянул в аяте обязательные части омовения в определенном порядке. Он также отделил ноги от рук, – хотя все они должны быть вымыты, – от головы, которая должна быть только обтерта. Арабы не разделяют подобные вещи, если нет в этом какой либо пользы, а в данном случае эта польза – порядок. Аллах облегчил им омовение, чтобы они постигали его. Шестой аят суры «аль-Маида» объясняет то, что является обязательным и также это соответствует достоверному хадису пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Начинайте с того, с чего начал Аллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение придерживаться этой последовательности как одному из принципов омовения, и нет сообщения о том, что он, да благословит его Аллах и приветствует, когда-либо отходил от этого принципа. Омовение – это поклонение и в вопросах поклонения нет места для чего-нибудь другого кроме выполнения того, что является предписанным в том виде, как это выполнял пророк, да благословит его Аллах и приветствует. [1] Чалма (тюрк.) – у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде полотнища легкой ткани, многократно обмотанного вокруг головы, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. Прим. пер. [2] В тексте хадиса употреблено слово «химар» что означает то, чем покрывают голову, вроде чалмы и подобные вещи. Прим. пер. И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров! Омовение малое (вудуъ) и большое (гусль)Условия малого омовения
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды. 2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела. 3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды. 4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей. 5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения. 6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна). 7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений. 8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза. Обязательные действия (арканы) омовенияАрканами, то есть обязательными элементами омовения, являются: 1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица. Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу. Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно. Желательные действия (сунны) омовенияДля увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты. С намерением выполнить сунны омовения желательно: Нежелательные действия при совершении омовенияНежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются: 1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды. Когда желательно обновить омовениеОбновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится. Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовенияВ омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается. Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовениеНарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы). Омовение с макияжемОтвет: Макияж и нанесение лака на ногти относятся к украшениям. Если это сделано после омовения, то омовение не нарушается из-за этого и намаз считается действительным. Но если это всё было сделано до омовения (был нанесён макияж, лак на ногти) и препятствует соприкасанию воды с телом или ногтями (а лак для ногтей не пропускает воду), то омовение не засчитывается и, следовательно, намаз тоже. Если же макияж не препятствует соприкасанию воды с телом и цвет воды при омовении не меняется, то в этом случае омовение и намаз засчитываются. Также надо девушкам знать, что в макияже нельзя выходить на улицу и демонстрировать свою красоту перед чужими мужчинами. Аллах лучше знает. Полное омовение телаПолное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание. Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т.п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза. Передал имам аль-Бухарий в своем сборнике о том, что Абу Саляма сказал: «Я спросил ‘Аишу, засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). ‘Аиша ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате. Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухарий: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О, Абу Хурайра, воистину, верующий не становится наджасой». Однако следует отметить, что очень рекомендуется искупаться сразу же после осквернения, и чем быстрее это сделаете, тем лучше. Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:1. После выделения спермы. Его признаки: — удовольствие при выделении; — запах свежего теста, если сперма еще не засохла; — запах яичного белка, если сперма засохла; — толчкообразное выделение с напором. 2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище. 3. После смерти человека. 4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины. 5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода). 6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и, после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться. Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется«большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети. Примечание: Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения (см. на стр. 19). Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны (см. на стр. 28). Частичное омовение телаВсевышний Аллах в священном Коране сказал: يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно)». Знайте, что частичное омовение тела (вузуъ) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий дается вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны. Условия частичного омовенияУсловиями частичного омовения тела являются: 1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды. 2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела. 3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды. 4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела. 5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения. 6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами). Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы (Истихаза – кровотечение из матки женщины при болезни), совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия: 1. Ждать наступления времени совершения намаза. 2. Подмываться. 3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо, обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу. 4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение. 5. После омовения необходимо сразу совершить намаз. Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой. Порядок совершения частичного омовения 1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза. 2. Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза. 3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузуъ) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной). При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду» («ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия. أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ «Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh». (Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)). В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы. 4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза. 5. После этого обязательно один раз, но рекомендуется три раза помыть руки, включая локти. Сначала моем правую руку, а затем левую. 6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью. 7. Рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны. 8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу. Рекомендуется же мыть их три раза, начиная с правой ноги. На этом омовение завершается. Обязательные действия частичного омовенияИз описанных выше действий частичного омовения тела, обязательными являются шесть: 1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением. 2. Полное мытье лица, от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), ее достаточно помыть поверхностно. 3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно. 4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы. 5. Мытье ног, включая щиколотки. 6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности. Обстоятельства, нарушающие частичное омовениеЧастичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства: 1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела. 2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены или молочная сестра). Прикасаться преднамеренно к коже чужой женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести, семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки). 3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо. 4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз». Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор. Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом». Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его. Желательные действия частичного омовенияЖелательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются: 1. сидеть лицом к Каабе; 2. произнести: «Исти‘азу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения; 3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые); 4. чистить зубы сиваком (веточки и корни дерева арак); 5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост; 6. мыть лицо за его границами; 7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен); 8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно. 9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду; 10. протирать между пальцами рук и ног; 11. промывать густую бороду до корней волос; 12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую); 13. троекратно промывать каждую моющуюся часть; 14. мыть с протиранием; 15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий; 16. не расходовать сверх меры воду; 17. выпить немного из оставшейся после омовения воды; 18. после омовения побрызгать немного воды ниже пояса; 19. после совершения омовения рекомендуется произнести «Шахаду» и специальную мольбу. Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершенные (во время между двумя намазами) малые грехи». Нежелательные действия частичного омовенияНежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются: 1. омовение частей тела более или менее трех раз; 2. мытье в начале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую); 3. встряхивание воды с частей тела; 4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости; 5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости; 6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах); 7. ведение посторонних разговоров при омовении; 8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги; 9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь; 10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза; 11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения). Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram. Что портит омовениеЧто нарушает омовение (тахарат или абдез или вудуу), об этом можно судить только на основании текстов из Корана или Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в которых есть тому подтверждение. Таким же подтверждением может быть наличие единогласного мнения ученых по этому вопросу. Существует целый ряд вещей или поступков, когда люди считают, что нарушается омовение, но в действительности это не так. Прикосновение к женщинеО подобных случаях, которые могут нарушить ритуальную чистоту, сказано в аяте четвертой суры Священного Корана, где написаны слова «…и если вы дотронулись до женщин» (сура Ан-Ниса (Женщины), 43-й аят). По мнению ибн Аббаса, подразумевается под этими словами именно половая близость, а не просто соприкосновение, поскольку в арабском языке слова «ва ин ляямэстум» употребляются именно в этом значении. Испускание газовПо словам имама аль-Багауи, человек не должен прерывать молитву, если у него есть какие-то сомнения и он не вполне уверен, что омовение его нарушено. Болезненные выделенияЧеловек, страдающий хроническими выделениями по причине болезней, таких, как простатит или недержание мочи, или это могут быть выделения крови в результате каких-то хронических кровотечений, не должен переживать относительно того, что такие выделения могут нарушить его ритуальную чистоту. В хадисе от Фатимы бинт Аби Хубайш рассказывается, как она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и задала ему вопрос о том, что у нее истихада (хронические кровотечения), от которых очиститься она не может, и следует ли ей оставить молитву, нарушают ли такие кровотечения ее ритуальную чистоту. Посланник Аллаха ﷺ ответил, что эти кровотечения не являются менструацией, а являются кровотечениями из сосудов. Женщина должна воздерживаться от молитвы во время менструации, а по ее окончании она должна совершить полное омовение и совершать малое омовение перед каждой молитвой, если у нее имеются хронические выделения, тоже касаемо недержания мочи. Прикосновения к чужим половым органам или анальному отверстиюПриводятся по этому вопросу слова Всевышнего Аллаха в суре «Муминун» о том, что верующие, которые свои половые органы (фурудж) оберегают от всех посторонних, кроме супругов и невольниц, преуспели. Толкования о том, что анальное отверстие можно причислить к половым органам, нет ни в одном источнике. В половом акте с женщиной анальное отверстие не применяется, в нем участвуют только половые органы. В пользу того, что считать анальное отверстие половым органом нельзя, говорит Имам ибн Хазм, который сказал, что не является правильным называть анальное отверстие половым органом. Об этом написано и в словарях по арабскому языку. Из всего сказанного можно сделать вывод, что прикосновение к анальному отверстию или половому органу супруга не будет считаться как нарушение омовения, также как и прикосновение к своему половому органу или прикосновение к половым органам своих детей при их подмывании. Указаний в Коране и сунне на эту тему никаких нет, поэтому нет и иджма, то есть единого на это мнения. Нарушает ли омовение сопровождение носилок или купание умершего?Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ отмечал, что те, кто купал тело умершего, должны и сами искупаться после, как и те, кто нес носилки с телом умершего. Но это не обязательное повеление Пророка Мухаммада ﷺ, а желательное, как это следует из других хадисов, где сказано, что нет на верующих такой обязанности, как совершение омовения поле того, как искупаешь тело мертвого, поскольку нечистыми мертвые не являются, поэтому мусульманину достаточно помыть руки после купания тела умершего или несения носилок. Верующие могут выбирать для себя приемлемое действие на свое усмотрение: как свидетельствовал ибн Умар, в его время мусульмане после того, как купали мертвых, совершали полное омовение, если кто считал нужным, а кто не желал этого, тот не совершал. По словам имама аль-Хаттаби, он не может назвать ни одного факиха, который был обязывал мусульман совершать полное омовение или гусль, если они несли умершего. Из этого он делал вывод, что в хадисе такое веление относится к разряду желательных. Прикосновение к нечистотамНе существует никаких указаний на то, что прикосновение человека к нечистотам нарушает омовение, и в данном случае ученые едины в своем мнении. Но также ученые придерживаются единого мнения в том, что следует удалить наджасу с одежды и тела. Выход воздуха из половых органов у женщиныОтносительно того, является ли нарушением ритуальной чистоты выход воздуха из половых органов человека, мнение также не разнится: такой выход воздуха случается преимущественно у женщин, и это не является нарушением ритуальной чистоты. Того же мнения придерживается Шейх ибн Усаймин, который сказал, что здесь речь не идет о газах, которые выходят из анального отверстия и портят воздух, а значит его не следует считать нарушившим омовение. Кровопускание или выход крови из-за порезаУпоминая кровотечения или кровопускания, которые происходят не из половых органов, то необходимо знать, что омовения такие кровотечения также не нарушают. Приводится случай, рассказанный Джабиром ибн Абдуллахом, когда во врем молитвы одного ансара ранили сразу три раза, но молиться он не прекратил, хоть и истекал кровью. Имам аш-Шаукани не сомневается в том, что об этом происшествии был проинформирован Посланник Аллаха ﷺ, и поскольку он ﷺ никак не прокомментировал необходимости совершения малого омовения с кровотечением, то нет ничего сомнительного в этом вопросе: кровотечение не из половых органов ритуальную чистоту не нарушает. Шейх Альбани придерживался такого же мнения. Кровь при таких кровотечениях нечистотой (наджасом) не является. О кровопусканиях было сказано ибн Умаром, что человек, который совершает кровопускание, омовение совершать не обязан, и ему достаточно только просто омыть то место, где произошло кровопускание. Разногласия ученых в вопросе выхода кровиХанафиты считают, что из-за «выхода текущей крови» следует совершить малое омовение: если вдруг из носа во время молитвы потекла кровь, то молящему следует удалиться, совершить тахарат и только потом присоединиться к намазу снова. Но их мнение относится только к текущей крови, поскольку они отмечают, что если речь идет об одной или двух каплях, то омовение совершать не требуется. Нет достоверных хадисов, которые бы обосновывали это мнение, но есть другие хадисы, поэтому в религиозной практике это может применяться. Шафииты считают, что в случае кровотечения не нарушается ритуальная чистота, и в качестве обоснования своего мнения они указывают хадис, в котором рассказано, как Посланник Аллаха ﷺ делал кровопускание, а затем приступил к молитве, не совершив малого омовения, но места, которые были испачканы кровью, Посланник Аллаха ﷺ промыл. Мнение ученых единогласно в том, что если кровотечение внутреннее, то оно не нарушает ритуальной чистоты. Также не нарушается омовение, если кровь течет у кого-то другого или у животного, а мусульманин просто испачкался в этой крови, испортил одежду – ему следует смыть со своего тела и одежды следы этой крови, чтобы восстановить каноническую чистоту. Нарушает ли смех, сплетни и сквернословие омовение и молитву?Довольно распространено мнение, что смех в молитве нарушает молитву, и оно основано на том, что в хадисе от Абу аль-Алии сказано, что, когда мимо Посланника Аллаха ﷺ проходил слепой человек, а Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники в это время совершали молитву и проходивший мимо человек упал, то кое-кто из сподвижников Пророка ﷺ засмеялся, но Посланник Аллаха ﷺ повелел тем, кто из сподвижников засмеялся, возобновить молитву и прекратить смех. Эта история приводится в слабом хадисе. Вопрос о смехе в молитве задавали Джабиру, и он отвечал тогда, что из-за смеха омовение брать повторно не нужно, но молитву следует повторить. Также приводится хадис, в котором сказано, что намима и гиба, то есть сплетни и сквернословие могут нарушить ритуальную чистоту, но хадис, в котором говорится об этом, недостоверный. Это не отменяет того, что и сквернословие, и сплетни являются греховными деяниями, и поэтому мусульманин не должен их совершать. Рвота и отрыжкаСуществует также мнение, что отрыжка или рвота нарушают ритуальную чистоту, но такая точка зрения должна основываться на доказательствах и обоснованиях, но имам Абу Бакр ас-Сан‘ани и аш-Шаукани говорили о том, что таких доказательств нет. Существует хадис, в котором рассказано о том, что следует прервать молитву после отрыжки, рвоты, а также после мази, то есть выделения прозрачной жидкости, и что следует после этого совершить омовение: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение», то этот хадис не является достоверным. Достоверным является лишь хадис, переданный от Ма ‘ дана, в котором Абу ад-Дарда сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ после того, как у него случилась рвота, совершил омовение. Ма‘дан рассказал об этом Саубану, на что Саубан подтвердил это, поскольку сам поливал Посланнику Аллаха ﷺ воду, когда Пророк ﷺ совершал тахарат. В хадисе ничего не сказано о том, что совершать омовение является обязательным после рвоты, Посланник Аллаха ﷺ этого не повелел, а лишь совершил это сам, то есть такое действие желательно, но не обязательно. Снятие носков, стрижка ногтей и волос, взгляд на аурат человекаНа тему того, является ли нарушением омовения снятие носков или стрижка ногтей и волос, авторитетно то мнение, что те, кто совершили все эти действия, омовение совершать не должны. Это мнение является единогласным, и было подтверждено также словами имама ибн аль-Мунзира. Это касается и того, когда мусульманин берет масх на носки, а затем снимает носки, но при этом оставаясь в состоянии ритуальной чистоты. Такое снятие носков не портит тахарат. Есть также мнение относительно того, нарушает ли омовение взгляд на аурат человека или нет, и также единогласно считают ученые, что это если мусульманин взглянул на аурат человека, то это его ритуальной чистоты не нарушило. Но мусульманин не должен забывать о том, что взгляд на аурат незнакомца является грехом.
|