Пленэр что это такое
Пленэр что это такое
Значение слова «пленэр»
[От франц. plein air — открытый воздух]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пленэ́р
1. живописная техника изображения объектов при естественном свете в естественных условиях
2. встреча, съезд художников, работающих в пленэрном стиле, выставка их работ ◆ Второй международный пленэр по художественной ковке.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: юмореска — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «пленэр»
Синонимы к слову «пленэр»
Предложения со словом «пленэр»
Цитаты из русской классики со словом «пленэр»
Сочетаемость слова «пленэр»
Понятия со словом «пленэр»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «пленэр»
Сверху за резвящимися на пленэре племянниками зорко приглядывали малоподвижные дядюшки.
Помню холсты, картонки, запах краски и любимые папины пленэры.
Первый пленэр состоялся на следующее утро на берегу моря в 5:30.
Синонимы к слову «пленэр»
Ассоциации к слову «пленэр»
Сочетаемость слова «пленэр»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Пленэр
Литература: О. А. Лясковская, Пленэр в русской живописи XIX в., М., 1966.
(франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.
О. Ренуар. «Железнодорожный мост в Шату». 1891 г.
По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
К. Коро. «Утро в окрестностях Бове». 1865 г.
В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.
Полезное
Смотреть что такое «Пленэр» в других словарях:
ПЛЕНЭР — [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка
пленэр — пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 • живопись (41) • плене … Словарь синонимов
ПЛЕНЭР — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия
ПЛЕНЭР — (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
ПЛЕНЭР — «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино
Пленэр — (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Пленэр — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пленэр — «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия
Что такое пленэр, подробно разбираем художественный термин
Слово «Пленэр» сегодня является исключительно художественным термином. Оно имеет французское происхождение и дословно переводится, как «открытый воздух» (plein air). Пленэр – это отражение в картине богатства красок и разнообразия естественного освещения, которые дают окружающая атмосфера и солнечный свет.
Сама техника написания картин на природе, вне художественной мастерской, при естественном освещении также называется пленэром. Эта техника характеризуется правдивостью передачи всего богатства натуры в естественных условиях. В отличие от студийной живописи, ставшей уже традиционной, пленэр позволяет художнику передать малейшее изменение цвета натуры.
Для работы на открытом воздухе вполне приемлемы любые техники живописи, однако каждая из них имеет свои особенности и, прежде всего, это связано с тем, что время работы мастера ограничено. Он не может себе позволить скорректировать наброски в мастерской. Картина должна быть закончена «здесь и сейчас», иначе результат будет совершенно иным, так как смена освещения сыграет определяющую роль в цветопередаче.
Особенности пленэра
Не каждый начинающий живописец сможет освоить технику пленэра в кратчайшие сроки, так как она считается достаточно сложной. В течение светового дня окружающая среда, дающая освещенность, постоянно меняется, пополняя реальную картину новыми цветовыми оттенками. При переменной облачности солнечный свет периодически делает акценты на светлых красках, но как только солнце спрячется за облако, эти объекты словно уходят на второй план.
При выборе видов красок для пленэра у художника не возникает никаких ограничений. В ход идут как акриловые, так и акварельные или масляные краски. Основная его задача заключается не в подборе красок. Для правдивой передачи красоты натуры необходимо учитывать сезон, время суток, погоду и ряд других нюансов.
Можно заметить, что большинство пленэрных работ отличаются небольшими размерами рисунка.
Это вполне объяснимо особенностью техники, ведь художник должен взять с собой все необходимые материалы, добраться к месту работы, определить наиболее подходящий ракурс, для чего порой нужно занять позицию в труднодоступном месте.
Традиционно под пленером подразумевался один из видов живописной техники, но с течением времени это понятие несколько расширилось. Самое главное – рисование должно вестись на природе, под открытым небом, и совершенно не важно, будет ли это рисование красками или карандашами.
Художник может применять и дополнительные инструменты (маркеры, графические планшеты).
Термин «пленэр» вошел и в лексикон фотографов, которые любят «охотиться» на природе за живописными кадрами.
Основная цель техники пленэра состоит в том, чтобы не просто передать природную красоту, но и «вдохнуть жизнь» в картину, показав динамичность пейзажа, его непостоянство. Многие художники считают, что простые карандаши могут отразить это движение, передать изменение освещенности и правильно показать игру света и тени, однако именно краски предоставляют гораздо больше возможностей и упрощают работу мастера.
Для новичков рекомендуется работать с масляными красками. Соответственно, они должны запастись всеми материалами для работы с данным типом красок.
Живопись масляными красками традиционно считается достаточно простой, так как художник получает возможность накладывать мазки друг на друга и даже перекрывать темные тона светлыми.
Слои масляной краски отличаются плотностью и густотой. Если мазки накладывать пастозно, то можно на картине сформировать текстуру. Для пленэрной техники это один из излюбленных художниками прием, который добавляет любому пейзажу объема и жизненной свежести.
Однако и акварель не уходит на второй план, а в современном искусстве пользуется огромной популярностью. Акварельные краски отлично передают легкость и прозрачность тонов, а их замысловатые подтеки и вливания могут создать интересные визуальные эффекты, которые встречаются в живой природе. Помимо этого у акварели есть один существенный плюс – высокая скорость высыхания.
Это значит, что художник уже в конце трудового дня увидит реальный результат своей работы.
Работая на пленэре, художник обязан уметь чувствовать натуру, передавать цвета, которые в природе выражены гораздо более ярко, нежели в мастерской. В цветопередаче участвует не только солнце, но и небо, трава, земля и другие предметы окружающей среды. Все тела способны отражать свет.
Одни это делают в большей степени, а другие – в меньшей. Особенно выразительной считается игра рефлексов на телах со светлыми поверхностями. Именно поэтому художник на пленэре берет за ориентир такие тела.
Если в мастерской он может обозначить форму предмета игрой света и тени, то здесь тени нет вообще. Есть только рефлексы, закон формирования которых является основной работы художников-пленэристов.
Для начинающих художников есть несколько полезных советов. Так, к примеру, в первые дни рекомендуется заниматься короткими этюдами на непродолжительных сеансах. Нужно научиться быстро и энергично работать, чтобы почувствовать все возможности ярких красок.
Художники эти занятия называют так: «Необходимо расписаться». Далее рекомендуется попрактиковаться на постановках, в которых наблюдается изобилие света. Затем тот же этюд выполняется «против света». Только так художник может познать все возможности освещения.
Следующий тип пленэра – постановка в лучах пробивающегося сквозь листву деревьев света. Примером может служить молодая девушка в белом одеянии, стоящая в тени деревьев. За счет того, что сквозь крону проникает солнечный цвет, в ее кружеве могут наблюдаться нехарактерные оттенки: зеленые, голубые, фиолетовые. Светлая одежда девушки будет являться центром.
Данный прием уже можно назвать сложным, так как освещение динамично меняется. За счет шевеления кроны области света и тени быстрой сменяют друг друга. Такие пленэры выполняются в несколько сеансов, так как художник не переписывает картину после смены света и тени, а ожидает повтор освещения.
Большой интерес вызывают пленэры при вечернем свете. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, продолжительность сеанса достаточно маленькая. Во-вторых, тела, освещенные заходящим солнцем, приобретают новые оттенки, переливаясь оранжевыми бликами и создавая новые рефлексы. Если сами тела становятся бронзовыми или золотистыми, то их тени синеют.
Таким образом, вечерние композиции требуют от художника особого видения, а также умения преобразовывать палитру.
При ненастной погоде художники не отказываются от проявления творчества, поэтому пленэры в ненастье достаточно часто встречаются в личной коллекции любого мастера. Они примечательны тем, что пишутся в рассеянном свете. Зато у такой обстановки есть несомненные плюсы.
Один из них состоит в том, что освещенность существенно не меняется на протяжении длительного времени, а это означает, что художник может работать спокойно, уделяя внимание моделировке форм предметов.
Важнейшая особенность пленэра – необходимость передачи многообразия солнечного света и освещения атмосферы.
Художник должен обладать техникой «a la prima» (то есть, завершения картины до того момента, пока краски еще не засохли). Ярким примером пленэра стали работы художников-импрессионистов. Именно они возвели этюд в статус полноценной самостоятельной картины.
Импрессионисты часто пренебрегали существовавшие академические правила живописи и создали свой собственный метод, передающий их впечатления от окружающего мира. Метод этот сводился к применению чистых красок и рефлексии, наблюдаемых на поверхностях предметов. Сегодня пленэр является неотъемлемой частью живописи с натуры.
История пленэра
Официально история пленэра начала свое развитие около 200 лет назад, но методика уходит своими корнями во время расцвета Раннего Возрождения, то есть, в начало XV века. Именно в эпоху Возрождения в Европе набирает популярность пейзажный жанр. Художники зачастую уезжали из своих домов, чтобы творить, создавая сочные и реалистичные картины.
Но картину не завершали на природе, а лишь делали основные ее наброски, формируя основную композицию. Лишь вернувшись в свою мастерскую, художник дорабатывал свое произведение. Он писал картину по сделанным зарисовкам, а также по памяти или на основе собственных ощущений. Подобный метод был актуальным еще как минимум 300 лет, вплоть до того времени, как в Европе наступила эпоха романтизма.
Пленэрная живопись в современном ее понимании зародилась в Англии только к началу XIX века.
В любом источнике указано, что ее родоначальниками являются выдающиеся художники Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Они были первыми, кто вопреки устоявшимся традициям начал писать картины на природе от начала и до конца. Первая пленэрная картина Констебля «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд» была написана в 1815 году.
Нововведения английских художников общество восприняло с определенной прохладой, однако уже в 1824 году на выставке в Париже картины, выполненные в технике пленэр, приобрели ошеломительный успех. Надо отдать должное, французские любители художественного искусства поддержали новое течение.
Ярым поклонником техники пленэр выступил Камиль Коро, после чего к нему присоединились Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Дюпре и многие другие представители известной в то время Барбизонской школы.
На развитие популярности техники пленэра оказало непосредственное влияние усовершенствование или изобретение новых материалов. После 40-х годов 19 века наладилось промышленное производство красок в тюбиках. Они были удобны в применении, поэтому художник под открытым небом работал в более приемлемых условиях.
Пленэр приобрел популярность и в Италии. В 1860 году группа художников объединилась в течение, которое было известно, как «Макьяоли». Членами группы стали такие художники, как Телемако Синьорини, Джованни Фаттори, Джузеппе Аббати. Любовь к пленэру у них возникла на фоне страстной борьбы с академизмом. Они считали, что искусство приемлет творческие импровизации, а не просто подчиняется строгим ранее сформулированным законам.
Определенный вклад в развитие пленэрной живописи внес знаменитый Клод Моне. Как было уже указано ранее, многие импрессионисты заинтересовались данной техникой живописи. К их числу можно отнести таких художников, как Камиль Писарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль.
Уже к концу XIX века арт-сообщества сторонников пленэрной живописи появились во многих западных странах. Подавляющее большинство членов сообщества являлись импрессионистами и работали с пейзажем. Крупнейшие школы, объединившие в себе любителей пленэра, — Школа реки Гудзон (США), Ньюлинская школа (Англия), Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников (Германия).
В России пленэрная живопись также нашла своих последователей. К их числу можно отнести Исаака Левитана, Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.
Популярность живописи на «открытом воздухе» не была пиковой. Она не спадала на протяжении всего двадцатого столетия. Мастера, работающие в самых разных художественных направлениях, широко использовали приемы рисования естественной натуры.
В настоящее время во всех художественных школах ведется обучение работы на природе. Именно благодаря пленэру были изобретены специальные краски в тубах и более удобные мольберты, планшеты и этюдники.
Простые секреты рисования на пленэре
Невозможно научиться рисованию методом прочтения статей. Для того, чтобы стать художником, нужно изучать теоретические вопросы и практиковаться под руководством опытных наставников.
Не спорим, есть самородки, обладающие природным талантом, однако задатки нужно развивать.
Зато в статье опытные мастера делятся секретами с начинающими художниками. Их советы позволяют в более короткие сроки освоить ту или иную технику.
Техника пленэра тоже обладает своими секретами, которые, хоть и не сложны, зато далеко не очевидны.
Подготовка к работе
После того, как вы выбрали красочное место, на котором хочется творить, следует его хорошенько изучить. Походите вокруг, оцените разные панорамы и выберите себе оптимальный ракурс.
Даже на одном месте сидя и стоя художник видит по-разному. Если есть возможность, то сделайте наброски на каждой позиции.
Не нужно заботиться о форме. Она может быть и не совсем правильной.
Важнее на пленэре передать контраст оттенков, а также правильные пропорции. Окончательно решите вопросы относительно целесообразности крупного плана, панорамного вида или общего вида.
Работа с естественным светом
Игра света создает для художника, работающего на пленэре, большую трудность. Было бы неплохо, если бы естественный свет падал на холст, но при этом он не был бы слишком ярким.
Однозначно такие условия создаст только похожий ясный денек. Чрезмерное количество света, падающего под прямым углом к холсту, искажает реальную яркость красок. Если картина на открытом воздухе будет казаться контрастной, то в помещении некоторые тона вовсе сольются, а остальные усреднятся. Все-таки рекомендуется холст отвернуть от солнца.
В пасмурную погоду для работы может быть мало света. Тень дерева или навес – прекрасное место положения художника для рисования, но не всегда можно найти такие места. Частично проблему решает зонт или шезлонг.
Минус состоит в том, что они слишком громоздкие, и к тому же не могут устоять перед порывами сильного ветра.
Единой теории для освещения нет, поэтому мастера рекомендуют к данной проблеме подходить творчески. Холодный свет от облачного неба доставляет художнику определенные проблемы. Он словно прячет тона, в то время как солнечный свет — более мягкий и подчеркивает элементы композиции. Холодный свет хорошо подходит для городских пейзажей.
Выбор сюжета
Оказывается, не так просто выбрать, что писать на пленэре. Вариантов здесь предостаточно: деревья и прочая растительность, камни, песчаные карьеры, здания, горы. И чем больше вариантов стоит перед художником, тем дольше он будет выбирать, теряя время с кистью в руке.
Если есть опыт работы с натюрмортом, то в данном случае он может пригодиться. Бывалый художник не выбирает вид натуры. Для него главным «персонажем» является динамика света.
Например, если он увидит красивый камень или изящное дерево, однако эти объекты не оказывают никакого влияния на выразительность света, то они не пройдут «кастинг».
За одну только форму настоящий художник натуру не оценит.
Где писать картины
Если вы решили заняться пленэром, вышли из дома, но не можете решить, где найти ту природную красоту, которая побуждает к творению, то придется воспользоваться чужими идеями. Прекрасным решением будет посещение парков. Например, Наталья Ковалева сделала пленэр в городе Выборге.
Парки отдыха красивы в любое время года. В них так много чудесных видов. Стоит только захотеть их увидеть. Отправитесь в автопутешествие. Как только вы выедете за город, вашему вниманию предстанут поля, реки, луга, красивое небо, закат.
Посетите пляж. Там вы найдете множество решений для работ с водой. Это не только теки и озера. В водной тематике могут присутствовать утесы, дюны, горы и пещеры. Наконец, найдите единомышленников.
Наверняка в вашем городе есть группы любителей пленэра, о которых вы не знаете. Полезно их поиск начать с соцсетей.
Пленэр — восхитительное и яркое искусство живописи на природе
Пленэр (от французского plein air — «открытый воздух») — это техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. Пленэр, в отличие от традиционной студийной живописи, позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.
Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним.
Особенности пленэра
Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности.
Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.
Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.
История пленэра
История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.
Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.
По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.
Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — «Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд».
Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы:
В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.
В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.
Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet). А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:
К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю. Примерами таких объединений могут послужить:
В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:
На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров — Дэвид Хокни (David Hockney).
В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.
Известные художники-пленэристы
Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания в нашей статье заслуживают такие мастера:
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим возможность принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины и рисунки, написанные в сложных техниках, у современных художников без посредников.
Живые краски пленэра
Камиль Писсарро «Утренний солнечный свет на снегу. Эраньи» (слева), «Городской парк в Понтуазе».
История пленэра
Практика рисования на природе выработалась через внимание художников к живому миру. За пределами мастерских они видели предмет интереса в его естественном освещении и во всем сиянии жизни. Никакая лампа не сравнится с солнцем по равномерности распространения его лучей.
Камиль Писсарро «Бульвар-де-Фоссе, Понтуаз».
Первые волны рисования на пленэре, еще мало похожего на то, что мы представляем под этим названием сейчас, прокатились по творческой среде итальянских мастеров эпохи Возрождения. Это время отмечено интересом к науке и исследованиям в области ботаники у живописцев.
Клод Моне «Жанна-Маргарита Лекадр в саду».
Настоящий расцвет работы под открытым воздухом мы наблюдаем в картинах Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро. Их творчество пропитано живостью красок и неудержимостью манеры импрессионистов. Живописцами этого направления выработались основные принципы рисования на природе. Они вводят понятие в активный лексикон творческих людей повсюду.
За ними и другие художники вышли на пленэр. Время рубежа XIX и XX столетий наполнено свежим, летним и весенним, осенним и зимним, воздухом. Он веет с полотен И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. А. Серова.
Пьер Огюст Ренуар «Сена в Шату» (слева). Константин Алексеевич Коровин «Осень».
В чем секрет пленэра?
Занятие с выходным этюдником не похоже на обычное в классе. Удобнее всего проводить ученический пленэр летом или в конце весны, потому что солнце светит до самого вечера. Каждый может выбрать материал, которым будет работать: акварельная краска, масло, пастель или гуашь. В этом мастер свободен, как и в выборе предмета изображения. Изгиб реки, распускающийся цветок, девушка на лавочке в парке или ротонда на набережной – все, что покажется интересным.
Исаак Левитан «Над вечным покоем».
Внимательно нужно подготовиться к выходу. В момент вдохновения все необходимое должно быть под рукой: от бумаги разного формата и карандаша, до кисточек нескольких размеров, емкости с водой и клейкой ленты, чтобы закрепить лист.
Исаак Левитан «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники».
Пленэр подразумевает быструю работу. День в природе никогда не повторяется дважды, и оттенок неба на следующее утро всегда будет немного отличаться. Поэтому, школа пленэра учит делать моментальный список с окружающей действительности в том неповторимом состоянии, в котором она находится именно сейчас. Лампа в мастерской неизменна, натюрморт никуда сам не уйдет – условия совсем иные.
Клод Моне «Антиб утром».
Эта особенность ведет к тому, что на воздухе нет возможности до мельчайших подробностей прорабатывать детали. Так называемые этюды отражают общую картину. Они ловят сочетания красок, изгибы архитектурных форм под навесом листвы соседних деревьев, особый румянец на щеках разгоряченных людей.
Поль Сезанн «Гарданна» 1885-86 (слева), «Вид на залив из Эстака».
С другой стороны, один и тот же пейзаж можно изображать бесчисленное количество раз и всегда по-новому. Этим увлекался Моне, возвращаясь к стогам сена. Кроме того, пленэр во многом связан, это нам подсказали импрессионисты (название направления от «impression» – «впечатление»), с личным впечатлением, ощущением. Оно возникает неожиданно и его легко упустить. Поэтому нужно спешить изобразить то, что почувствовали.
Камиль Коро «Пейзаж с рекой в Голландии».
Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с кипарисами».
Иван Иванович Шишкин «Ручей в берёзовом лесу» 1883.
Ждем вас на пленэре!
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Пленэр что это такое
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Характерным в рисовании на пленэре, является освещение, совершенно иное, чем в закрытом помещении.
Пленер появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.
Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление).
Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи.
В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Работа на пленэре: 8 необходимых рекомендаций!
Ignacio de Leon y Escosura. El patio del artista 1875
1. Выбор места расположения
Располагайтесь в тенёчке! Это обязательное условие.
Работа, написанная на ярком солнце, в помещении будет выглядеть тёмной. А вы, работая на солнце, испортите своё зрение.
2. Необходимость головного убора
Кроме того, даже в тени, одевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком. Это сфокусирует вас на пейзаже, даст видеть его отчетливее.
Подробнее о выборе места и чистоте живописи пленэрного этюда:
Georges d’Espagnat. Woman painting in the Open Air. 1912-14
3. Этюдник
Для работы на пленэре художник использует специальный этюдник. Но его отсутствие — не повод отказывать себе в удовольствии писать пейзажи.
Всегда можно удобно расположиться, имея низкий складной стульчик и планшетик. Краски при этом кладутся на землю, планшет — на колени, а палитру — в нерабочую руку. Всё получается!
4. Скорость работы
Пишите быстро. Иначе глаз быстро привыкает, «замыливается» и не видит нюансов.
Широкими мазками проложите основные цветовые отношения: небо-земля (вода), кроны деревьев дальнего и переднего плана (свет и тень). Это нужно сделать в первые 15 минут работы.
Иногда уже на этом можно остановиться, для этюда больше и не надо, остальное можно дописать дома.
Fernand Allard-L’Olivier. Le Jardin de L’artiste
5. Перерывы в рисовании
Если работаете больше часа — делайте перерыв, чтобы отвлечься, дать глазу отдохнуть и увидеть всё опять свежим взглядом.
6. Формат работ
Размер этюдов лучше брать небольшой – от 10х15 см до альбомного формата. Больший размер потребует большего времени и красок.
И потом, как говорил И. Левитан: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало».
Летний пейзаж: ВИДЕО этюд с пленэра
John Singer Sargent. Claude Monet Painting by the Edge of a Wood, 1885
7. Постоянно сравнивайте
В процессе работы постоянно сравнивайте разные участки этюда по тону и цвету.
Чтобы хорошо видеть тональные отношения иногда смотрите на натуру расфокусированным взглядом — так детали исчезают, и тон объектов виден лучше.
8. Детальность этюда
В завершении этюда пропишите первый план более детально. Это придаст пейзажу глубину, а картине — законченность.
Сделайте репост статьи в лентах своих соцсетей! Мне приятно, когда мой труд не напрасен:)
Пленэр
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Возникновение
Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й пол. XIX — начале XX века пленэрной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.
Интересные факты
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Пленэр» в других словарях:
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы… … Художественная энциклопедия
ПЛЕНЭР — [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка
пленэр — пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 • живопись (41) • плене … Словарь синонимов
ПЛЕНЭР — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия
ПЛЕНЭР — (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
ПЛЕНЭР — «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино
Пленэр — (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Пленэр — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия
Пленэр что это такое
Продолжаем рубрику «Художественные термины» для самых любознательных начинающих художников. Сегодня расскажем, что такое пленэр.
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — создание картины при естественном солнечном свете на открытом воздухе. Благодаря такому освещению художник передает всё богатство природных цветов и окружающей атмосферы.
Пленэр появился в Англии в начале 19 века благодаря художникам Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.
Рисовать на пленэре особенно нравилось французским импрессионистам таким, как Клод Моне, Жан-Батист Камиль Коро, Камиль Писсарро и Пьер-Огюст Ренуар.
Камиль Писсарро – Гайд-парк, Лондон
В России во 2-й половине 19 — начале 20 века пленэрной живописью успешно занимлись Владимир Серов, Исаак Левитан, Василий Поленов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
В художественных школах обучение пленэру – один из основных элементов изучения живописи с натуры и проводится в тёплое время года.
Пленэр воспитывает тонкость вкуса и тренирует память, вырабатывает навык реалистичного переложения видимого пространства на бумагу.
Камиль Писсарро – Пейзаж. Церковь и ферма в Эраньи 1895
Захотелось отправиться на пленэр? Вот, что вам понадобится:
— Планшет для хранения бумаги или альбомом с жесткой подкладкой и удобным креплением;
— небольшой набор материалов для рисования (краски, карандаши, пастель, фломастеры или что-то другое)
Клод Оскар Моне – Banks of the Seine at Jeufosse, Autumn 1884
Интересные факты и забавные истории, которые случились с известными художниками на пленэре.
1. Клод Моне создал себе специальную передвижную художественную студию на лодке. Благодаря этому он плавал по Сене, вставал на якорь в живописных местах и рисовал оба берега реки одновременно.
2. Один из великих французских пейзажистов Камиль Коро обожал рисовать рано утром, чтобы запечатлеть на века просыпающуюся природу. Для этого он выходил из дома уже в 3-4 утра. Его современники шутили, что оценить реалистичность его работ не просто, ведь надо самому очень рано встать.
3. Император Александр II очень ценил творчество Ивана Шишкина и часто приглашал его в Царскую Беловежскую пущу для написания картин.
Не смотря на то, что Ивана Ивановича принимали там как важную особу, управляющий Беловежской Пущей везде следовал за ним и просил убирать с этюдов изображения засохших деревьев. Служащий опасался обвинений в плохом управлении лесом.
4. С Огюстом Ренуаром однажды произошла такая история. В 1870 году он неудачно выбрал место для пленэра и оказался между двух враждующих лагерей солдат. Солдаты-коммунары приняли его за шпиона, который снимает карту местности. Ренуару повезло, знакомый офицер вступился за него, иначе художника арестовали бы за шпионаж.
5. Поль Сезанн, как и многие творческие люди, негативно реагировал, когда его отвлекают от любимого рисования. Из-за этого он чуть было не лишился прибыльного заказа. Дело было так. Поль Сезан творил на пленэре, и в это время к нему подъехали двое всадников. Художник не знал, что это были знаменитые любители живописи и коллекционеры того времени бароны Кошены, отец и сын. Поль Сезанн прогнал незваных зрителей, и в будущем им пришлось заново искать общий язык.
Особенности пленэрной живописи: как подготовиться к пленэру
Содержание
Что такое пленэр, особенности техники
Дословно «пленэр» переводится с французского языка как «открытый воздух». Техника заключается в написании картин на природе. Этот вид живописи дарит художникам возможность раскрыться, максимально точно передать буйство окружающих красок. Главная особенность пленэра в том, что живописец должен успеть поймать момент. Дорабатывать картину в мастерской нежелательно, ведь она будет уже не такой живой, потеряет свою изюминку. Цель пленэрной живописи – до мельчайших подробностей передать красоту окружающей природы.
Если вы решили постигнуть данный вид живописи, готовьтесь, что сразу это может не получиться. Техника довольно сложная, ведь в течение дня меняется освещенность, пейзаж постоянно пополняется новыми оттенками, тенями и т.п. Пока светит солнце, в картине преобладают одни краски, как только солнце закрывается тучей, яркие оттенки пропадают.
Зачастую пленэрные рисунки имеют небольшие размеры. Этому есть логичное объяснение. Ведь иногда художник в поисках красивых видов вынужден располагаться в труднодоступных местах. А тащить на гору или в чащу леса большой мольберт и холст тяжело и неудобно.
СОВЕТ! Новичкам лучше писать пленэрные картины масляными красками, поскольку с ними проще работать. Мазки хорошо ложатся друг на друга, слои получаются густыми и плотными. Светлыми тонами можно перекрывать темные.
Более опытные пленэристы используют в работе акварель, которая позволяет передавать легкость тонов. Благодаря подтекам краски на картине создаются необычные эффекты. Главное преимущество акварели – быстрое высыхание.
Некоторые художники предпочитают писать картины при вечернем освещении. Это еще сложнее, ведь времени на создание пленэра остается меньше. Тела и предметы в лучах заходящего солнца выглядят иначе, приобретают новые блики и оттенки.
Также живописцы не боятся выходить на природу в плохую погоду. В коллекции каждого заядлого пленэриста есть картины, написанные в ненастье. Их главная особенность – рассеянный свет.
Работа на пленэре позволяет очистить взгляд: художник начинает лучше различать оттенки. Можно писать один и тот же пейзаж много раз, но картина всегда будет получаться разной. Ведь каждый раз по-другому будет светить солнце, падать тени, дуть ветер и т.д. Пленэр во многом зависит от личных ощущений художника. Он должен успеть запечатлеть то, что увидел и почувствовал.
История пленэрной живописи
Первые упоминания о данной технике датируются началом XV века – эпохой Раннего Возрождения. Тогда начали набирать популярность пейзажи. В поисках вдохновения художники выезжали на природу, делали наброски. Вернувшись домой, они продолжали создавать картины, воспроизводя в памяти увиденные пейзажи.
Пленэр как отдельный вид изобразительного искусства зародился в начале XIX века. Изобретение пленэрной живописи приписывают двум британцам – Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Они первыми стали заканчивать свои картины на свежем воздухе, не дорабатывая их в мастерской. В Англии к такой технике отнеслись скептически, зато парижские живописцы приняли ее на «ура». Популярность пленэра во Франции стала активно расти.
Когда стали выпускать краски в тюбиках, количество пленэристов возросло. В конце XIX века начали появляться сообщества ярых поклонников пленэра. Некоторые из них работали в стиле импрессионизма. Популярность этого вида живописи распространилась на многие страны, включая Россию. Пленэрные картины создавали Исаак Левитан, Валентин Серов и другие русские выдающиеся художники.
Не теряет актуальности пленэрная живопись и сегодня. Многие современные художественные школы организуют курсы пленэра. Группы выходят на улицу, рисуют пейзажи. Профессиональные живописцы, собираясь на природу, в поход, на велопрогулку, обязательно берут с собой холст и краски. Ведь никогда не знаешь, где и когда наткнешься на красивый пейзаж, который захочется увековечить в картине.
Советы начинающим пленэристам
Постигнуть эту технику непросто. Даже если вы прочтете массу статей по пленэрной живописи, это не сделает вас профессиональным пленэристом. Нужно много и долго практиковаться. Но некоторые советы и хитрости позволят вам быстрее освоиться в пленэрной живописи.
1. Многое зависит от того, как и где вы расположитесь. Фотографу для красивого снимка нужно выбрать ракурс, а художнику – подобрать освещение. Лучше размещаться в тенистых местах, чтобы на объекты падали солнечные лучи. Если же вы расположитесь на солнце, а изображаемые объекты окажутся в тени, это испортит и картину, и ваше зрение.
2. Следующий совет не похож на художественный: «Обязательно надевайте шляпу с полями или кепку с козырьком!» Это нужно не только, чтобы защититься от палящего солнца. Благодаря ограниченному обзору, вам будет легче сфокусироваться на объектах.
3. Приобретите этюдник, он значительно упрощает создание пленэров.
4. Пленэрные картины нужно писать очень быстро. Сначала наносите на холст основные цвета широкими мазками. К примеру, изобразите небо, землю, крупные объекты. Затем переходите к детализации картины.
5. Делайте перерывы в работе как минимум каждый час. Благодаря короткому отдыху вы будете смотреть на пейзаж по-новому, а глаза не будут уставать.
6. Начинайте с небольших пленэров. Рекомендуемый размер 10х15 см.
7. Не забывайте регулярно сравнивать тона и цвета объектов. Периодически смотрите на пейзаж, не фокусируясь на нем. Это позволит четче увидеть цветовые оттенки.
8. Завершая пленэр, снова оцените первый план, внесите в него мелкие детали. Это позволит сделать картину живой и законченной.
Как подготовиться к пленэру
Собираясь на пленэр, вы должны определиться, какого результата хотите добиться. Четко сформулируйте цель, можете даже записать ее на бумаге. Готовясь к пленэру, вам следует точно понимать, зачем вы туда идете.
Поставив перед собой цель, переходите к выбору места. При возможности сначала просто посетите то место, где планируете творить. Сходите туда в разное время дня, в разную погоду. Оцените, как падает свет, выберите ракурс. Подумайте, что нужно взять с собой, чтобы работать было удобнее. Может там есть лавочка, а может нужно взять складной стульчик.
Не забывайте, что погода бывает непредсказуемой. Если прогноз обещает солнечный день, это не значит, что неожиданно не поднимется ветер или не начнется дождь. Возьмите с собой на пленэр теплую одежду и зонт на случай непогоды. Также захватите прищепки для фиксации бумаги на планшете. Помните, что при рисовании красками, вы можете испачкать одежду. Надевайте то, что вам не жалко.
Не расстраивайтесь, если с первого раза красивая картина у вас не получится. У каждого свои возможности. Первый пленэр позволит вам оценить, как быстро вы работаете, что у вас вызывает трудности. Может два часа на свежем воздухе для вас – непосильная работа.
Особое внимание следует уделить выбору материалов. Для начала работайте тем, чем вам удобнее всего. Неважно что это будет: карандаши, акрил, масляные краски и т.п. Если вы еще точно не определились, в какой технике будете работать, соберите следующий набор:
СОВЕТ! Если вы планируете работать акварелью или гуашью, возьмите с собой воду, чтобы разводить краски и мыть кисти.
Также подумайте, на чем вы будете творить. Проще всего взять с собой холст. Если планируете писать на бумаге, подберите жесткую подложку, к примеру, планшет или специальную доску. Желательно использовать плотную бумагу. Обращайте внимание и на ее фактуру. Для работы тушью подходит гладкая бумага. Собираетесь писать пастелью – используйте фактурную бумагу.
НА ЗАМЕТКУ! Не забывайте о важных мелочах. Обязательно захватите питье и какой-нибудь перекус. Чтобы вытереть руки от краски, пригодятся влажные салфетки.
Если вы понимаете, что не успеете закончить картину на свежем воздухе, сфотографируйте пейзаж. А дома дорисуйте пленэр, глядя на фото.
У пленэрной живописи много поклонников. Ведь ничто больше не дарит столько вдохновения как природа. Работая на пленэре, кажется, что время остановилось. Вы остаетесь один на один с выбранным пейзажем, а все другое перестает существовать. Рисование на свежем воздухе откроет перед вами новые возможности, обогатит с профессиональной стороны.
Пленэр что это такое
Весна уже почти, а лето ещё не. Но рисовать на пленэре уже можно. Рассказываем, как это сделать и почему пленэр — это классно.
Плюсы пленэрного пейзажа
Автор фото: Кирилл ’Фарке’ Корнилов. Источник: @farkeone
Вот несколько особенностей пленэра, которые порадуют любого художника.
Леонардо да Винчи
Оборудование
Для работы на открытом воздухе возьмите раскладной стул, несколько мягких карандашей (или любые другие инструменты, которыми вы хотите рисовать) и альбом для рисования с бумагой хорошего качества. Если у вас нет альбома, вы можете прикрепить несколько листов к доске клейкой лентой (листы размером 38×28 см подойдут как нельзя лучше).
В небольшую сумку положите также бутылку воды, несколько тканевых или бумажных салфеток, чтобы вытирать руки, и что-нибудь поесть, чтобы восстановить силы.
Самое важное правило
Автор фото: akrylova_art. Источник: @akrylova_art
Труднее всего найти подходящее место. В отличие от натюрморта, где все расставлено по вкусу художника, или портрета, когда можно в любую минуту попросить модель, скажем, опереться на одну руку, изменить что-то в пейзаже не в наших силах; приходится искать идеальный вид.
Будете плутать и искать что-то более интересное, а в итоге вернетесь обратно. Так бывает каждый раз. Первый вид всегда лучший.
Подготовка
Выбрав место, которое кажется вам многообещающим, походите в разных направлениях, глядя на выбранную панораму с разных точек зрения (к примеру, можно присесть на землю или встать на возвышение).
Естественный свет: проблемы и решения
Автор фото: Александра Трофимова. Источник: @ alexandratro__
Большую трудность на пленэре представляет свет.
Каждый сеанс на пленэре — импровизационная задача, и решать ее надо творчески.
Свет облачного неба создает стабильно холодное освещение, но сложен для работы на пленэре. В отличие от солнечного света, который хорошо подчеркивает основные элементы, он равномерный и не дает выразительного контраста. Если пейзаж залит светом облачного неба, лучше подчеркнуть его. Пусть эффект спокойного свечения не так выразителен, но в нем есть своя привлекательность. Особенно выигрышно он смотрится в городских пейзажах.
Отзыв художника
Барбара Дженике — сторонник пленэрной живописи: «Регулярная живопись с натуры научила меня понимать, как на самом деле падает свет и ложатся тени в пейзаже. Камера с ее погрешностями неспособна правильно передавать светотени. Собираясь писать по фотографии, я обычно предварительно обрабатываю ее в Photoshop, чтобы она выглядела максимально приближенно к пейзажу, как я его помню».
Выбор сюжета
Еще одна трудность для художника на пленэре — выбор, что писать. При таком количестве вариантов — прекрасные деревья, живописные камни, интересные здания, динамичные горы и пр. — легко растеряться и застыть столбом с кистью в руке, не находя решения. Тут приходит на помощь опыт работы с натюрмортом.
Автор фото: Мария Ланина. Источник: @lani_mari
Чтобы не метаться между вариантами, бывалый натюрмортист ищет динамику света и делает его главным персонажем. Тогда выбор сужается. Как бы ни были интересны дерево или камень, они не пройдут отбор, если ничего не добавят к выразительности света. Одной «интересности» недостаточно; живописцу нужно подчеркнуть динамику света.
Отзыв художника
Кристин Бэйл — прекрасный пейзажист, предпочитает писать с натуры. Главным для себя художник считает «понимание того, как свет работает в картине». Ей кажется, что пленэр — «лучшая студия для изучения света». Выбирая вид для картины, Кристин прислушивается к своему внутреннему голосу. Главное — «правильно переданное настроение, а не фотографическая точность».
Куда идти
Ни дня без кисти
Если раньше вы не писали в этом жанре, возможно, вам интересно, куда лучше отправиться на пленэр или где сделать хорошие фотографии для работы в студии. Вот несколько идей.
Отзыв художника
«Живопись на пленэре — серьезное испытание. Но если картина получится удачной, вы испытаете с чем не сравнимое удовольствие. Это вы поймете сразу по тому, как вам удалось передать освещение и как тона облаков, неба, воды и суши дополняют друг друга», — рассказывает Рэндалл Когберн. Он полагает, что благодаря частым занятиям живописью научился «наблюдать, смешивать краску, класть мазок — и повторять это снова».
Коронный прием
Отвернитесь и нагнитесь. Это отличный прием для работы на пленэре. Взгляните на ваш пейзаж с необычного ракурса — вверх ногами и снизу вверх. Иногда это как раз тот угол зрения, который сразу подскажет вам, чего не хватает картине. Чтобы не стать объектом насмешек (а также, возможно, потерять равновесие), можно для начала перевернуть саму картину вверх ногами.
Автор фото: Юлия. Источник: @vodicapy
Трудности
Самая распространенная проблема — преодолеть стеснение. Вам придется перебороть дискомфорт от того, что вы рисуете на виду у прохожих или любопытных детей. Не беспокойтесь: вы познакомитесь и с интересными людьми!
Погода тоже может создать неудобства. Одевайтесь сообразно времени года: носите удобную обувь, головной убор и берите с собой большой зонт нейтрального цвета, чтобы создать тень или укрыться от дождя. В плохую погоду можно работать даже из машины, где вы надежно защищены от дождя, ветра и холода.
Преодоление усталости
В живописи обустройство места на пленэре — самое утомительное занятие. Приходится тащить оборудование до места, отваживать чересчур общительных прохожих, предусмотреть, чтобы ничего не сдуло ветром. Из-за этого начинающий художник иногда воздевает руки к небу и ретируется в студию. Тут выходи один: терпеть. Да, поверьте — результат стоит этих трудностей.
ПЛЕНЭР
Литература: О. А. Лясковская, Пленэр в русской живописи XIX в., М., 1966.
(франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской.В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.
О. Ренуар. «Железнодорожный мост в Шату». 1891 г.
По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
К. Коро. «Утро в окрестностях Бове». 1865 г.
В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.
ПЛЕНЭР
Полезное
Смотреть что такое «ПЛЕНЭР» в других словарях:
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы… … Художественная энциклопедия
пленэр — пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 • живопись (41) • плене … Словарь синонимов
ПЛЕНЭР — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия
ПЛЕНЭР — (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
ПЛЕНЭР — «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино
Пленэр — (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Пленэр — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пленэр — «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия
Пленэр
Смотреть что такое «Пленэр» в других словарях:
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы… … Художественная энциклопедия
ПЛЕНЭР — [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка
пленэр — пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 • живопись (41) • плене … Словарь синонимов
ПЛЕНЭР — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия
ПЛЕНЭР — (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
ПЛЕНЭР — «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино
Пленэр — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пленэр — «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия
Пленэр
Смотреть что такое «Пленэр» в других словарях:
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы… … Художественная энциклопедия
ПЛЕНЭР — [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка
пленэр — пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 • живопись (41) • плене … Словарь синонимов
ПЛЕНЭР — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия
ПЛЕНЭР — (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
ПЛЕНЭР — «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино
Пленэр — (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Пленэр — (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пленэр — «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия
Пленэрная живопись
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Возникновение
Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале ХХ вв. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.
Интересные факты
Благодаря пленэру краски стали изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Пленэрная живопись» в других словарях:
Die schönsten Franzosen kommen aus New York — Плакат выставки на фасаде универмага «Kaufhaus des Westens» «Die schönsten Franzosen kommen aus New York» («Самые красивые французы из Нью Йорка») название выставки, которая проходила в Берлине с 1 июня по 7 октября 2007 г. Под рабочим названием… … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы… … Художественная энциклопедия
Словенский импрессионизм — Словенский импрессионизм художественное течение, существовавшее в Словении в 1900 е годы. Главными его представителями были Рихард Якопич, Матия Яма, Иван Грохар и Матей Стернен, организовавшие «Свободное сообщество группы художников Сава» … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
Поленов Василий Дмитриевич — (1844 1927), живописец, народный художник Республики (1926). Сын Д. В. Поленова, брат Е. Д. Поленовой. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, передавал тихую поэзию скромных уголков русский природы, добивался свежести колорита и… … Энциклопедический словарь
Таулов — Фритс (Thaulow, Frits) 1847, Кристиания, ныне Осло 1906, Волендам, Голландия. Норвежский живописец. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1870 1872) и Карлсруэ (Германия) у Х. Гуде (1872 1875). В 1875 1880 работал во Франции, испытал сильное … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
Развитие реалистического искусства после 1848 г. — В 50 е и 60 е годы некоторые художники старшего романтического поколения еще продолжали работать, но в целом романтическое направление после революции 1848 г. уступило место широко развившемуся реализму. Быть может, никогда в истории французского … Всемирная история. Энциклопедия
Левитан Исаак Ильич — (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894).… … Энциклопедический словарь
Воронежское художественное училище — Воронежское художественное училище художественное училище в Воронеже Содержание 1 История 2 Специальности 3 Учеб … Википедия
Пленэр: 9 советов для художников
Школа CG LAB приглашает всех желающих на художественную прогулку и расскажет, какие моменты стоит учитывать, чтобы процесс принёс максимум удовольствия.
Чем пленэрная живопись отличается от создания стадиков дома?
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на воздухе») подразумевает создание картин на природе. Самое важное в данном занятии, что вы не только работаете с живой натурой, у которой всегда будет преимущество перед фотографией за счёт объёма, но и наблюдаете, а затем рисуете объекты в их естественном освещении. Эту особенность не могут заменить даже самые продуманные студии с дотошно выстроенной светотенью, на природе вы получаете действительно уникальный и полезный опыт скетчинга, несравнимый с любым другим.
Итак, 9 советов от школы CG LAB для плэнера:
1. Присматривайтесь к разным местам и объектам
Вы можете это сделать во время прогулки в магазин или в своём путешествии по городу. Отмечайте для себя особенно интересные точки: памятники, скверы, парки, домики и так далее. Пусть, когда вы решите, что сегодняшний день подойдёт для художественного замысла, у вас будет выбор хотя бы из нескольких мест, в которые можно направиться.
2. Подумайте, готовы ли вы столкнуться с любопытствующими
Если вы выбираете для работы парк для прогулок или любое другое людное место, то будьте уверены, что некоторые люди заинтересуются вашей деятельностью и захотят если не пообщаться, то постоять рядом и посмотреть, как вы рисуете. Многих этот момент может существенно напрягать, так что если в вашу задачу не входит раздача визиток (на случай, если кто-то захочет воспользоваться вашими услугами художника) или непринуждённое общение, то лучше всего выбрать куда более уединённое место или подумать о поездке за город для пленэра. Однако, если сердце велит вам вопреки всему рисовать, скажем, оживлённую улицу, то можете попробовать сосредоточиться на процессе творчества, надев наушники. Некоторых прохожих этот факт всё равно не остановит, но большинство постесняется отвлечь и предпочтёт не заводить разговор.
3. Что брать с собой на пленэр?
Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что именно и как вы будете рисовать. Безусловно, вы можете обойтись планшетом, на котором уже есть всё необходимое, и тогда вам понадобится только раскладной стульчик, чтобы устроиться поудобнее. Если же вы отдадите предпочтение традиционным средствам изобразительного искусства, то помимо него в набор пленэрного художника входит мольберт (который можно заменить обычной доской или альбомом), несколько видов мягких карандашей, ластик и/или клячка и материалы, которые вы выбрали для зарисовки. Обычно ими становятся карандаши, акварель или масляные краски, но современный творческий человек может вполне обойтись маркерами (наши обзоры маркеров POSCA, Топ 9 лайнеров и маркеров, Топ 5 скетчбуков, Необычные товары для художников). В общем, осталось определиться лично вам, с чем именно хочется поработать!
Важно: помимо перечисленного обязательно возьмите с собой воду, еду для восстановления сил, влажные салфетки и головной убор.
Важно: помимо перечисленного обязательно возьмите с собой воду, еду для восстановления сил, влажные салфетки и головной убор.
Eytan Zana на пленэре — в темной коробке у него цифровые, а не традиционные инструменты!
Выдержка из нашей статьи о Eytan Zana и его опыте цифровых плэнеров:
«Я думаю, мало кто так делает, но очень круто использовать свои рисунки с плэнеров в своих концепт артах, ведь у тебя есть готовая сцена с уникальным освещением, которое еще никто не видел! Ведь ты вышел на улицу, и что-то удивительное произошло с облаками, на небе необычайные лучи света… Каждый раз, когда я выхожу на улицу, я вижу что-то, что еще никогда не видел до этого. И можно просто взять и воспользоваться этим в своем концепте, и это автоматически сделает твою работу выдающейся, потому что это будет невероятно уникально и не похоже на все остальное. К тому же правильно нарисовано, потому что, черт возьми, ты видел это своими собственными глазами.»
Цифровые пленеры Eytan Zana — нарисовано рядом с Getty Villa
4. Учтите, что вы будете ограничены во времени
Освещение склонно быстро меняться, так что, если вы выбрали подходящий объект, не раздумывайте долго — садитесь и приступайте к работе. Хорошей идеей будет сделать фотографию до того, как вы начали рисовать. Это не то же самое, что работа с живым объектом, но такой фокус позволит вам закончить работу дома и сделать её более точной.
5. Делайте наброски с разных ракурсов
То, что освещение меняется, одновременно является и плюсом, и минусом, когда дело касается практики. Негативный аспект очевиден: мы не сможем уделить работе столько времени, сколько захотим; а вот положительный заключается в том, что временное ограничение и перемена рабочей области даёт нам возможность практиковаться быстро и не раздумывая очень долго.
6. Проблемы естественного света
7. Рисуйте от общего к частному
Это довольно распространённое правило касается почти любого вида рисования, и пленэр не будет исключением. Начните работу большой кистью и крупными цветовыми пятнами, не пытайтесь начать с деталей, чтобы потом не переделывать их и не терять время.
8. Найдите и добавьте в работу недостающий элемент
Во-первых, дайте себе немного передохнуть и отвернитесь от работы: мозгу нужно немного времени, чтобы перезагрузиться и оценить творческий порыв с новыми силами. Во-вторых, немного сместите собственный ракурс: возможно, вы заметите падающие на воду блики или поймаете нужное освещение облаков, которое захотите использовать в работе. Не бойтесь сделать это, так как ваша работа не должна быть стопроцентно точной, ведь мы занимаемся не фотографией, а живописью.
Ещё один интересный способ: перевернуть собственную работу вверх ногами. Это поможет вам взглянуть на неё с новой стороны во всех смыслах слова.
Работы, выполненные гуашью. Источник pinterest
9. Вы наблюдаете перемены, но должны оставаться неподвижным
Статью подготовила Наталия Иванова специально для Школы CG LAB.
Редактор Лина Сидорова.
Пленэрная живопись
работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.
Пленэр (от французского en plein air — в переводе с французского «на открытом воздухе». Художники знают, что живопись на пленэре — это не просто красивый образ, романтическая игра слов, а вполне определенный термин, обозначающий как живописную технику, так и непосредственный её результат. Пленэрная живопись обладает той свежестью, той силой передачи мгновенного, переменчивого, мимолетного, которой нет у пейзажистов, работающих только в мастерской по этюдам, зарисовкам с натуры или по памяти.
Казалось бы, художники испокон веков писали предметы с натуры, при естественном свете и в естественных условиях. Тем не менее, само понятие появилось сравнительно недавно: по существу, принципы пленэра получили распространение лишь в первой половине XIX века.
Только работая на «открытом воздухе», пленэре, можно живо и полно передать «открытые» проявления жизни: особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в начале XIX века английский художник Джон Констебль писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но все же картины дописывались и дорабатывались в мастерской. Только через полвека в полной мере на открытом воздухе стали работать мастера барбизонской школы, Камиль Коро и другие художники.
Общение с природой, постоянный контакт с ней в процессе работы обостряют взгляд живописцев-пленэристов, делают их чуткими к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. А главное — в этой непосредственной близости к природе художник вступает в теснейшее общение с ней.
По-настоящему пленэрная живопись раскрылась в работах французских импрессионистов: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и другие. В 1891 году К. Моне вступил на пленэре в настоящее соревнование с природой. По тем временам это был смелый и рискованный эксперимент. Так родилась серия «Тополя», написанная на берегу реки Эпт.
Мастер работал одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть колорит и освещение, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник одну за одной создавал картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие, дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
Раскрыв секрет особого зрительного эффекта, который получается при наложении рядом друг с другом мазков чистого, несмешанного цвета, импрессионисты добились в своих пейзажах редкой солнечности, яркости, свежести. До импрессионистов моменту наложения красок на холст предшествовало смешение их на палитре.
Например, для получения определенного “теплого” желтого цвета на палитру накладывалась желтая, коричневая, красная краски и смешивались. Импрессионисты для получения такого же цвета все составляющие его цвета накладывали на холст чистыми мазками. В результате с определенного, продиктованного художником расстояния они смешивались “в глазу” у зрителя. Тем самым снимая условность ровного, среднего тона. Возьмем, к примеру, пейзаж последователя импрессионистов Альбера Марке “Порт Гонфлер”.
Альбер Марке “Порт Гонфлер”
Марке был великолепным маринистом — художником любившим и умевшим писать море, — его пейзаж полон жизни.В нем ощущение влажного морского воздуха, чистоты, как бы “умытого” неба, свежесть красок. Марке удалось в самой композиции этого небольшого полотна, в расположении бегущих парусников передать ту извечность движения. Сама поверхность воды, гладкая, как стекло, отражающая лучи утреннего солнца, превращается в узор серовато-голубых, белых и желтых пятен, точно передающих цвет моря на рассвете. Пейзаж Марке не претендует на философские обобщения, но в нем есть обаяние самой жизни. Зритель перед картинами Марке чувствует себя как перед широко распахнутым окном.
В России во второй половине XIX – начале XX веков на пленэре работали такие выдающиеся живописцы как Валентин Серов, Василий Поленов,Исаак Левитан, Константин Коровин, Игорь Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от затяжного зимнего сна.
На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник обнаружил и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой аскетичный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.