Векторы как решать
Векторы как решать
Операции над векторами и их свойства: сложение и умножение
Прежде чем приступить к тематике статьи, напомним основные понятия.
Вектор – отрезок прямой, характеризующийся численным значением и направлением. Вектор обозначается строчной латинской буквой со стрелкой сверху. При наличии конкретных точек границ обозначение вектора выглядит как две прописные латинские буквы (маркирующие границы вектора) также со стрелкой сверху.
Нулевой вектор – любая точка плоскости, обозначается как нуль со стрелкой сверху.
Длина вектора – величина, равная или большая нуля, определяющая длину отрезка, составляющего вектор.
Коллинеарные векторы – лежащие на одной прямой или на параллельных прямых. Не выполняющие это условие векторы называют неколлинеарными.
Сложение двух векторов
Геометрически сложение векторов выглядит так:
— для неколлинеарных векторов:
— для коллинеарных (сонаправленных или противоположнонаправленных) векторов:
Сложение нескольких векторов
Взяв за основу описанную выше схему, мы получаем возможность произвести операцию сложения векторов в количестве более 2: поочередно прибавляя каждый последующий вектор.
Геометрически оно выглядит следующим образом:
Умножение вектора на число
Геометрически результат умножения в соответствии с указанными выше правилами будет выглядеть следующим образом:
Свойства операций над векторами
Описанным выше операциям над векторами присущи свойства, некоторые из которых очевидны, а прочие можно обосновать геометрически.
Свойства коммутативности и ассоциативности дают возможность складывать векторы в произвольном порядке.
Перечисленные свойства операций позволяют осуществлять необходимые преобразования векторно-числовых выражений аналогично привычным числовым. Рассмотрим это на примере.
Векторы на ЕГЭ по математике. Действия над векторами
Стандартное определение: «Вектор — это направленный отрезок». Обычно этим и ограничиваются знания выпускника о векторах. Кому нужны какие-то «направленные отрезки»?
А в самом деле, что такое векторы и зачем они?
Прогноз погоды. «Ветер северо-западный, скорость 18 метров в секунду». Согласитесь, имеет значение и направление ветра (откуда он дует), и модуль (то есть абсолютная величина) его скорости.
Величины, не имеющие направления, называются скалярными. Масса, работа, электрический заряд никуда не направлены. Они характеризуются лишь числовым значением — «сколько килограмм» или «сколько джоулей».
Физические величины, имеющие не только абсолютное значение, но и направление, называются векторными.
Вы помните, что физические величины обозначают буквами, латинскими или греческими. Стрелочка над буквой показывает, что величина является векторной:
Теперь понятно, почему вектор — это направленный отрезок. Обратите внимание, конец вектора — там, где стрелочка. Длиной вектора называется длина этого отрезка. Обозначается: или
До сих пор мы работали со скалярными величинами, по правилам арифметики и элементарной алгебры. Векторы — новое понятие. Это другой класс математических объектов. Для них свои правила.
Когда-то мы и о числах ничего не знали. Знакомство с ними началось в младших классах. Оказалось, что числа можно сравнивать друг с другом, складывать, вычитать, умножать и делить. Мы узнали, что есть число единица и число ноль.
Теперь мы знакомимся с векторами.
Понятия «больше» и «меньше» для векторов не существует — ведь направления их могут быть разными. Сравнивать можно только длины векторов.
Если координаты вектора заданы, его длина находится по формуле
Сложение векторов
Для сложения векторов есть два способа.
Помните басню про лебедя, рака и щуку? Они очень старались, но так и не сдвинули воз с места. Ведь векторная сумма сил, приложенных ими к возу, была равна нулю.
По тому же правилу можно сложить и несколько векторов. Пристраиваем их один за другим, а затем соединяем начало первого с концом последнего.
При сложении векторов и
получаем:
Вычитание векторов
Вектор направлен противоположно вектору
. Длины векторов
и
равны.
Теперь понятно, что такое вычитание векторов. Разность векторов и
— это сумма вектора
и вектора
.
Умножение вектора на число
При умножении вектора на число k получается вектор, длина которого в k раз отличается от длины
. Он сонаправлен с вектором
, если k больше нуля, и направлен противоположно
, если k меньше нуля.
Скалярное произведение векторов
Векторы можно умножать не только на числа, но и друг на друга.
Скалярным произведением векторов называется произведение длин векторов на косинус угла между ними.
Обратите внимание — перемножили два вектора, а получился скаляр, то есть число. Например, в физике механическая работа равна скалярному произведению двух векторов — силы и перемещения:
Если векторы перпендикулярны, их скалярное произведение равно нулю.
А вот так скалярное произведение выражается через координаты векторов и
:
Из формулы для скалярного произведения можно найти угол между векторами:
Эта формула особенно удобна в стереометрии. Например, в задаче 14 Профильного ЕГЭ по математике нужно найти угол между скрещивающимися прямыми или между прямой и плоскостью. Часто векторным методом задача 14 решается в несколько раз быстрее, чем классическим.
В школьной программе по математике изучают только скалярное произведение векторов.
Оказывается, кроме скалярного, есть еще и векторное произведение, когда в результате умножения двух векторов получается вектор. Кто сдает ЕГЭ по физике, знает, что такое сила Лоренца и сила Ампера. В формулы для нахождения этих сил входят именно векторные произведения.
Векторы — полезнейший математический инструмент. В этом вы убедитесь на первом курсе.
Онлайн-курс «Математика 10+11 100 баллов»
— Теория: учебник Анны Малковой + 70 ч. видеоразборов.
— 144 ч. мастер-классов: 8 онлайн мастер-классов с Анной Малковой в месяц.
— Тренажер для отработки задач ЕГЭ (800+ задач): автоматическая + ручная проверки.
— Связь с Анной Малковой (чаты и почта).
— 9 репетиционных ЕГЭ: ежемесячно.
— Контроль: страница личных достижений учащегося, отчеты родителям.
— Личный кабинет.
Векторы для чайников. Действия с векторами.
Координаты вектора. Простейшие задачи с векторами
Наконец-то у меня добрались руки до обширной и долгожданной темы аналитической геометрии. Сначала немного о данном разделе высшей математики…. Наверняка вам сейчас вспомнился курс школьной геометрии с многочисленными теоремами, их доказательствами, чертежами и т.д. Что скрывать, нелюбимый и часто малопонятный предмет для значительной доли учеников. Аналитическая геометрия, как ни странно, может показаться более интересной и доступной. Что означает прилагательное «аналитическая»? На ум сразу приходят два штампованных математических оборота: «графический метод решения» и «аналитический метод решения». Графический метод, понятно, связан с построением графиков, чертежей. Аналитический же метод предполагает решение задач преимущественно посредством алгебраических действий. В этой связи алгоритм решений практически всех задач аналитической геометрии прост и прозрачен, зачастую достаточно аккуратно применить нужные формулы – и ответ готов! Нет, конечно, совсем без чертежей тут не обойдется, к тому же для лучшего понимания материала я постараюсь приводить их сверх необходимости.
Открываемый курс уроков по геометрии не претендует на теоретическую полноту, он ориентирован на решение практических задач. Я включу в свои лекции только то, что с моей точки зрения, является важным в практическом плане. Если вам необходима более полная справка по какому-либо подразделу, рекомендую следующую вполне доступную литературу:
1) Вещь, с которой, без шуток, знакомо несколько поколений: Школьный учебник по геометрии, авторы – Л.С. Атанасян и Компания. Сия вешалка школьной раздевалки уже выдержала 20 (!) переизданий, что, конечно, не является пределом.
2) Геометрия в 2 томах. Авторы Л.С. Атанасян, Базылев В.Т. Это литература для высшей школы, вам потребуется первый том. Из моего поля зрения могут выпадать редко встречающиеся задачи, и учебное пособие окажет неоценимую помощь.
Из инструментальных средств предлагаю собственную разработку – программный комплекс по аналитической геометрии, который значительно упростит жизнь и сэкономит массу времени.
Предполагается, что читатель знаком с базовыми геометрическими понятиями и фигурами: точка, прямая, плоскость, треугольник, параллелограмм, параллелепипед, куб и т.д. Желательно помнить некоторые теоремы, хотя бы теорему Пифагора, привет второгодникам)
А сейчас мы последовательно рассмотрим: понятие вектора, действия с векторами, координаты вектора. Далее рекомендую прочитать важнейшую статью Скалярное произведение векторов, а также Линейная (не) зависимость векторов. Базис векторов и Векторное и смешанное произведение векторов. Не лишней будет и локальная задача – Деление отрезка в данном отношении. На основе вышеуказанной информации можно освоить уравнение прямой на плоскости с простейшими примерами решений, что позволит научиться решать задачи по геометрии. Также полезны следующие статьи: Уравнение плоскости в пространстве, Уравнения прямой в пространстве, Основные задачи на прямую и плоскость, другие разделы аналитической геометрии. Естественно, попутно будут рассматриваться типовые задания.
Более того, по материалам сайта создана книга!
. да, это свершилось! – освойте азы теории и научитесь решать в кратчайшие сроки! Спасибо за поддержку проекта.
Понятие вектора. Свободный вектор
Сначала повторим школьное определение вектора. Вектором называется направленный отрезок, для которого указано его начало и конец:
В данном случае началом отрезка является точка , концом отрезка – точка
. Сам вектор обозначен через
. Направление имеет существенное значение, если переставить стрелку в другой конец отрезка, то получится вектор
, и это уже совершенно другой вектор. Понятие вектора удобно отождествлять с движением физического тела: согласитесь, зайти в двери института или выйти из дверей института – это совершенно разные вещи.
Отдельные точки плоскости, пространства удобно считать так называемым нулевым вектором . У такого вектора конец и начало совпадают.
. Примечание: Здесь и далее можете считать, что векторы лежат в одной плоскости или можете считать, что они расположены в пространстве – суть излагаемого материала справедлива и для плоскости и для пространства.
Обозначения: Многие сразу обратили внимание на палочку без стрелочки в обозначении и сказали, там же вверху еще стрелку ставят! Верно, можно записать со стрелкой:
, но допустима и запись
, которую я буду использовать в дальнейшем. Почему? Видимо, такая привычка сложилась из практических соображений, слишком разнокалиберными и мохнатыми получались мои стрелки в школе и ВУЗе. В учебной литературе иногда вообще не заморачиваются клинописью, а выделяют буквы жирным шрифтом:
, подразумевая тем самым, что это вектор.
То была стилистика, а сейчас о способах записи векторов:
1) Векторы можно записать двумя большими латинскими буквами:
и так далее. При этом первая буква обязательно обозначает точку-начало вектора, а вторая буква – точку-конец вектора.
2) Векторы также записывают маленькими латинскими буквами:
В частности, наш вектор
можно для краткости переобозначить маленькой латинской буквой
.
Длиной или модулем ненулевого вектора называется длина отрезка
. Длина нулевого вектора
равна нулю. Логично.
Длина вектора обозначается знаком модуля: ,
Как находить длину вектора мы узнаем (или повторим, для кого как) чуть позже.
То были элементарные сведения о векторе, знакомые всем школьникам. В аналитической же геометрии рассматривается так называемый свободный вектор.
Если совсем просто – вектор можно отложить от любой точки:
Такие векторы мы привыкли называть равными (определение равных векторов будет дано ниже), но чисто с математической точки зрения это ОДИН И ТОТ ЖЕ ВЕКТОР или свободный вектор. Почему свободный? Потому что в ходе решения задач вы можете «пристроить» тот или иной «школьный» вектор в ЛЮБУЮ, нужную вам точку плоскости или пространства. Это очень крутое свойство! Представьте направленный отрезок произвольной длины и направления – его можно «клонировать» бесконечное количество раз и в любой точке пространства, по сути, он существует ВЕЗДЕ. Есть такая студенческая присказка: Каждому лектору в ж**у по вектору. Ведь не просто остроумная рифма, всё почти корректно – направленный отрезок можно пристроить и туда. Но не спешите радоваться, чаще страдают сами студенты =)
Итак, свободный вектор – это множество одинаковых направленных отрезков. Школьное определение вектора, данное в начале параграфа: «Вектором называется направленный отрезок…», подразумевает конкретный направленный отрезок, взятый из данного множества, который привязан к определённой точке плоскости или пространства.
Далее, если не оговаривается иное, речь пойдёт только о свободных векторах.
Действия с векторами. Коллинеарность векторов
В школьном курсе геометрии рассматривается ряд действий и правил с векторами: сложение по правилу треугольника, сложение по правилу параллелограмма, правило разности векторов, умножения вектора на число, скалярное произведение векторов и др. Для затравки повторим два правила, которые особенно актуальны для решения задач аналитической геометрии.
Правило сложения векторов по правилу треугольников
Рассмотрим два произвольных ненулевых вектора и
:
Требуется найти сумму данных векторов. В силу того, что все векторы считаются свободными, отложим вектор от конца вектора
:
Суммой векторов и
является вектор
. Для лучшего понимания правила в него целесообразно вложить физический смысл: пусть некоторое тело совершило путь по вектору
, а затем по вектору
. Тогда сумма векторов
представляет собой вектор результирующего перемещения
с началом в точке отправления и концом в точке прибытия. Аналогичное правило формулируется для суммы любого количества векторов. Как говорится, тело может пройти свой путь сильно поддатым по зигзагу, а может и на автопилоте – по результирующему вектору суммы.
Кстати, если вектор отложить от начала вектора
, то получится эквивалентное правило параллелограмма сложения векторов.
Умножение вектора на число
Сначала о коллинеарности векторов. Два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Грубо говоря, речь идёт о параллельных векторах. Но применительно к ним всегда используют прилагательное «коллинеарные».
Представьте два коллинеарных вектора. Если стрелки данных векторов направлены в одинаковом направлении, то такие векторы называются сонаправленными. Если стрелки смотрят в разные стороны, то векторы будут противоположно направлены.
Обозначения: коллинеарность векторов записывают привычным значком параллельности: , при этом возможна детализация:
(векторы сонаправлены) или
(векторы направлены противоположно).
Произведением ненулевого вектора на число
является такой вектор
, длина которого равна
, причём векторы
и
сонаправлены при
и противоположно направлены при
.
Правило умножения вектора на число легче понять с помощью рисунка:
Разбираемся более детально:
1) Направление. Если множитель отрицательный, то вектор меняет направление на противоположное.
2) Длина. Если множитель заключен в пределах или
, то длина вектора уменьшается. Так, длина вектора
в два раза меньше длины вектора
. Если множитель
по модулю больше единицы, то длина вектора увеличивается в
раз.
3) Обратите внимание, что все векторы коллинеарны, при этом один вектор выражен через другой, например, . Обратное тоже справедливо: если один вектор можно выразить через другой, то такие векторы обязательно коллинеарны. Таким образом: если мы умножаем вектор на число, то получится коллинеарный (по отношению к исходному) вектор.
4) Векторы сонаправлены. Векторы
и
также сонаправлены. Любой вектор первой группы противоположно направлен по отношению к любому вектору второй группы.
Какие векторы являются равными?
Два вектора равны, если они сонаправлены и имеют одинаковую длину. Заметьте, что сонаправленность подразумевает коллинеарность векторов. Определение будет неточным (избыточным), если сказать: «Два вектора равны, если они коллинеарны, сонаправлены и имеют одинаковую длину».
С точки зрения понятия свободного вектора, равные векторы – это один и тот же вектор, о чём уже шла речь в предыдущем параграфе.
Координаты вектора на плоскости и в пространстве
Первым пунктом рассмотрим векторы на плоскости. Изобразим декартову прямоугольную систему координат и от начала координат отложим единичные векторы и
:
Векторы и
ортогональны. Ортогональны = Перпендикулярны. Рекомендую потихоньку привыкать к терминам: вместо параллельности и перпендикулярности используем соответственно слова коллинеарность и ортогональность.
Обозначение: ортогональность векторов записывают привычным значком перпендикулярности, например: .
Рассматриваемые векторы называют координатными векторами или ортами. Данные векторы образуют базис на плоскости. Что такое базис, думаю, интуитивно многим понятно, более подробную информацию можно найти в статье Линейная (не) зависимость векторов. Базис векторов. Простыми словами, базис и начало координат задают всю систему – это своеобразный фундамент, на котором кипит полная и насыщенная геометрическая жизнь.
Иногда построенный базис называют ортонормированным базисом плоскости: «орто» – потому что координатные векторы ортогональны, прилагательное «нормированный» означает единичный, т.е. длины векторов базиса равны единице.
Обозначение: базис обычно записывают в круглых скобках, внутри которых в строгой последовательности перечисляются базисные векторы, например: . Координатные векторы нельзя переставлять местами.
Любой вектор плоскости единственным образом выражается в виде:
, где
– числа, которые называются координатами вектора в данном базисе. А само выражение
называется разложением вектора
по базису
.
! ВСЕМ настоятельно рекомендую прочитать ВСЁ!
Начнем с первой буквы алфавита: . По чертежу хорошо видно, что при разложении вектора по базису используются только что рассмотренные:
1) правило умножения вектора на число: и
;
2) сложение векторов по правилу треугольника: .
А теперь мысленно отложите вектор от любой другой точки плоскости. Совершенно очевидно, что его разложение
будет «неотступно следовать за ним». Вот она, свобода вектора – вектор «всё носит при себе». Это свойство, разумеется, справедливо для любого вектора. Забавно, что сами базисные (свободные) векторы
не обязательно откладывать от начала координат, один можно нарисовать, например, слева внизу, а другой – справа вверху, и от этого ничего не изменится! Правда, делать так не нужно, поскольку преподаватель тоже проявит оригинальность и нарисует вам «зачтено» в неожиданном месте.
Векторы ,
иллюстрируют в точности правило умножения вектора на число, вектор
сонаправлен с базисным вектором
, вектор
направлен противоположно по отношению к базисному вектору
. У данных векторов одна из координат равна нулю, дотошно можно записать так:
А базисные векторы, к слову, так: (по сути, они выражаются сами через себя).
И, наконец: ,
. Кстати, что такое вычитание векторов, и почему я не рассказал о правиле вычитания? Где-то в линейной алгебре, уже не помню где, я отмечал, что вычитание – это частный случай сложения. Так, разложения векторов «дэ» и «е» преспокойно записываются в виде суммы:
,
. Проследите по чертежу, как чётко в этих ситуациях работает старое доброе сложение векторов по правилу треугольника.
Рассмотренное разложение вида иногда называют разложением вектора в системе орт (т.е. в системе единичных векторов). Но это не единственный способ записи вектора, распространён следующий вариант:
Или со знаком равенства:
Сами базисные векторы записываются так: и
То есть, в круглых скобках указываются координаты вектора. В практических задачах используются все три варианта записи.
Сомневался, говорить ли, но всё-таки скажу: координаты векторов переставлять нельзя. Строго на первом месте записываем координату, которая соответствует единичному вектору , строго на втором месте записываем координату, которая соответствует единичному вектору
. Действительно,
и
– это ведь два разных вектора.
С координатами на плоскости разобрались. Теперь рассмотрим векторы в трехмерном пространстве, здесь практически всё так же! Только добавится ещё одна координата. Трехмерные чертежи выполнять тяжко, поэтому ограничусь одним вектором, который для простоты отложу от начала координат:
Перед вами ортонормированный базис трехмерного пространства и прямоугольная система координат, единичные векторы
данного базиса попарно ортогональны:
и
. Ось
наклонена под углом 45 градусов только для того, чтобы складывалось визуальное впечатление пространства. О том, как правильно выполнять плоские и трехмерные чертежи на клетчатой бумаге, читайте в самом начале методички Графики и свойства функций.
Любой вектор трехмерного пространства можно единственным способом разложить по ортонормированному базису
:
, где
– координаты вектора
(числа) в данном базисе.
Пример с картинки: . Давайте посмотрим, как здесь работают правила действий с векторами. Во-первых, умножение вектора на число:
(красная стрелка),
(зеленая стрелка) и
(малиновая стрелка). Во-вторых, перед вами пример сложения нескольких, в данном случае трёх, векторов:
. Вектор суммы
начинается в исходной точке отправления (начало вектора
) и утыкается в итоговую точку прибытия (конец вектора
).
Все векторы трехмерного пространства, естественно, тоже свободны, попробуйте мысленно отложить вектор от любой другой точки, и вы поймёте, что его разложение
«останется при нём».
Аналогично плоскому случаю, помимо записи широко используются версии со скобками:
либо
.
Если в разложении отсутствует один (или два) координатных вектора, то вместо них ставятся нули. Примеры:
вектор (дотошно
) – запишем
;
вектор (дотошно
) – запишем
;
вектор (дотошно
) – запишем
.
Базисные векторы записываются следующим образом:
Вот, пожалуй, и все минимальные теоретические знания, необходимые для решения задач аналитической геометрии. Возможно многовато терминов и определений, поэтому чайникам рекомендую перечитать и осмыслить данную информацию ещё раз. Да и любому читателю будет полезно время от времени обращаться к базовому уроку для лучшего усвоения материала. Коллинеарность, ортогональность, ортонормированный базис, разложение вектора – эти и другие понятия будут часто использоваться в дальнейшем. Отмечу, что материалов сайта недостаточно для сдачи теоретического зачета, коллоквиума по геометрии, так как все теоремы (к тому же без доказательств) я аккуратно шифрую – в ущерб научному стилю изложения, но плюсом к вашему пониманию предмета. Для получения обстоятельной теоретической справки прошу следовать на поклон к профессору Атанасяну.
А мы переходим к практической части:
Простейшие задачи аналитической геометрии.
Действия с векторами в координатах
Задания, которые будут рассмотрены, крайне желательно научиться решать на полном автомате, а формулы запомнить наизусть, даже специально не запоминать, сами запомнятся =) Это весьма важно, поскольку на простейших элементарных примерах базируются другие задачи аналитической геометрии, и будет досадно тратить дополнительное время на поедание пешек. Не нужно застёгивать верхние пуговицы на рубашке, многие вещи знакомы вам со школы.
Изложение материала пойдет параллельным курсом – и для плоскости, и для пространства. По той причине, что все формулы… сами увидите.
Как найти вектор по двум точкам?
Если даны две точки плоскости и
, то вектор
имеет следующие координаты:
Если даны две точки пространства и
, то вектор
имеет следующие координаты:
То есть, из координат конца вектора нужно вычесть соответствующие координаты начала вектора.
Задание: Для тех же точек запишите формулы нахождения координат вектора . Формулы в конце урока.
Даны две точки плоскости и
. Найти координаты вектора
Решение: по соответствующей формуле:
Как вариант, можно было использовать следующую запись:
Эстеты решат и так:
Лично я привык к первой версии записи.
Ответ:
По условию не требовалось строить чертежа (что характерно для задач аналитической геометрии), но в целях пояснения некоторых моментов чайникам, не поленюсь:
Обязательно нужно понимать различие между координатами точек и координатами векторов:
Координаты точек – это обычные координаты в прямоугольной системе координат. Откладывать точки на координатной плоскости, думаю, все умеют ещё с 5-6 класса. Каждая точка обладает строгим местом на плоскости, и перемещать их куда-либо нельзя.
Координаты же вектора – это его разложение по базису , в данном случае
. Любой вектор является свободным, поэтому при желании или необходимости мы легко можем отложить его от какой-нибудь другой точки плоскости (во избежание путаницы переобозначив, например, через
). Интересно, что для векторов можно вообще не строить оси, прямоугольную систему координат, нужен лишь базис, в данном случае ортонормированный базис плоскости
.
Записи координат точек и координат векторов вроде бы схожи: , а смысл координат абсолютно разный, и вам следует хорошо понимать эту разницу. Данное отличие, разумеется, справедливо и для пространства.
Дамы и господа, набиваем руку:
а) Даны точки и
. Найти векторы
и
.
б) Даны точки и
. Найти векторы
и
.
в) Даны точки и
. Найти векторы
и
.
г) Даны точки . Найти векторы
.
Пожалуй, достаточно. Это примеры для самостоятельного решения, постарайтесь ими не пренебрегать, окупится ;-). Чертежи делать не нужно. Решения и ответы в конце урока.
Что важно при решении задач аналитической геометрии? Важно быть ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМ, чтобы не допустить мастерскую ошибку «два плюс два равно нулю». Сразу извиняюсь, если где ошибся =)
Как найти длину отрезка?
Длина, как уже отмечалось, обозначается знаком модуля.
Если даны две точки плоскости и
, то длину отрезка
можно вычислить по формуле
Если даны две точки пространства и
, то длину отрезка
можно вычислить по формуле
Примечание: Формулы останутся корректными, если переставить местами соответствующие координаты: и
, но более стандартен первый вариант
Даны точки и
. Найти длину отрезка
.
Решение: по соответствующей формуле:
Ответ:
Для наглядности выполню чертёж
Отрезок – это не вектор, и перемещать его куда-либо, конечно, нельзя. Кроме того, если вы выполните чертеж в масштабе: 1 ед. = 1 см (две тетрадные клетки), то полученный ответ
можно проверить обычной линейкой, непосредственно измерив длину отрезка.
Да, решение короткое, но в нём есть ещё пара важных моментов, которые хотелось бы пояснить:
Во-первых, в ответе ставим размерность: «единицы». В условии не сказано, ЧТО это, миллиметры, сантиметры, метры или километры. Поэтому математически грамотным решением будет общая формулировка: «единицы» – сокращенно «ед.».
Во-вторых, повторим школьный материал, который полезен не только для рассмотренной задачи:
Обратите внимание на важный технический приём – вынесение множителя из-под корня. В результате вычислений у нас получился результат и хороший математический стиль предполагает вынесение множителя из-под корня (если это возможно). Подробнее процесс выглядит так:
. Конечно, оставить ответ в виде
не будет ошибкой – но недочетом-то уж точно и весомым аргументом для придирки со стороны преподавателя.
Вот другие распространенные случаи:
Нередко под корнем получается достаточно большое число, например . Как быть в таких случаях? На калькуляторе проверяем, делится ли число на 4:
. Да, разделилось нацело, таким образом:
. А может быть, число
ещё раз удастся разделить на 4?
. Таким образом:
. У числа
последняя цифра нечетная, поэтому разделить в третий раз на 4 явно не удастся. Пробуем поделить на девять:
. В результате:
Готово.
Вывод: если под корнем получается неизвлекаемое нацело число, то пытаемся вынести множитель из-под корня – на калькуляторе проверяем, делится ли число на: 4, 9, 16, 25, 36, 49 и т.д.
В ходе решения различных задач корни встречаются часто, всегда пытайтесь извлекать множители из-под корня во избежание более низкой оценки да ненужных заморочек с доработкой ваших решений по замечанию преподавателя.
Давайте заодно повторим возведение корней в квадрат и другие степени:
Правила действий со степенями в общем виде можно найти в школьном учебнике по алгебре, но, думаю, из приведённых примеров всё или почти всё уже ясно.
Задание для самостоятельного решения с отрезком в пространстве:
Даны точки и
. Найти длину отрезка
.
Решение и ответ в конце урока.
Как найти длину вектора?
Если дан вектор плоскости , то его длина вычисляется по формуле
.
Если дан вектор пространства , то его длина вычисляется по формуле
.
Данные формулы (как и формулы длины отрезка) легко выводятся с помощью небезызвестной теоремы Пифагора.
Даны точки и
. Найти длину вектора
.
Я взял те же точки, что и в Примере 3.
Решение: Сначала найдём вектор :
По формуле вычислим длину вектора:
Ответ:
Не забываем указывать размерность – «единицы»! Всегда ли, кстати, нужно рассчитывать приближенное значение (в данном примере 8,94), если этого не требуется в условии? С моей точки зрения, лишним не будет, отсутствие приближенного значения тянет на придирку. Округление целесообразно проводить до 2-3 знаков после запятой.
Выполним чертеж к задаче:
В чём принципиальное отличие от Примера 3? Отличие состоит в том, что здесь речь идёт о векторе, а не об отрезке. Вектор можно переместить в любую точку плоскости, при этом его лучше переобозначить, например, через .
А в чём сходство Примера 3 и Примера 5? Геометрически очевидно, что длина отрезка равна длине вектора
. Так же очевидно, что длина вектора
будет такой же. По итогу:
Задачу 3 можно было решить и вторым способом, повторю условие: Даны точки и
. Найти длину отрезка
.
Вместо применения формулы , поступаем так:
1) Находим вектор .
2) А теперь ссылаемся на то, что длина отрезка равна длине вектора
:
Этот способ широко практикуется в ходе решений задач аналитической геометрии.
Вышесказанное справедливо и для пространственного случая
а) Даны точки и
. Найти длину вектора
.
б) Даны векторы ,
,
и
. Найти их длины.
Решения и ответы в конце урока.
Действия с векторами в координатах
В первой части урока мы рассматривали правила сложения векторов и умножения вектора на число. Но рассматривали их с принципиально-графической точки зрения. Посмотрим, как данные правила работают аналитически – когда заданы координаты векторов:
1) Правило сложения векторов. Рассмотрим два вектора плоскости и
. Для того, чтобы сложить векторы, нужно сложить их соответствующие координаты:
. Как просто. На всякий случай запишу частный случай – формулу разности векторов:
. Аналогичное правило справедливо для суммы любого количества векторов, добавим например, вектор
и найдём сумму трёх векторов:
Если речь идёт о векторах в пространстве, то всё точно так же, только добавится дополнительная координата. Если даны векторы , то их суммой является вектор
.
2) Правило умножения вектора на число. Ещё проще! Для того чтобы вектор умножить на число
, нужно каждую координату данного вектора умножить на число
:
.
Для пространственного вектора правило такое же:
Приведённые факты строго доказываются в курсе аналитической геометрии.
Примечание: Данные правила справедливы не только для ортонормированных базисов ,
но и для произвольного аффинного базиса плоскости или пространства. Более подробно о базисах читайте в статье Линейная (не) зависимость векторов. Базис векторов.
Даны векторы и
. Найти
и
Решение чисто аналитическое:
Ответ:
Чертеж в подобных задачах строить не надо, тем не менее, геометрическая демонстрация будет весьма полезной. Если считать, что векторы заданы в ортонормированном базисе , то графическое решение задачи будет таким:
Коль скоро речь идет только о векторах в ортонормированном базисе, то оси рисовать не обязательно. Достаточно начертить базисные векторы, причём, где угодно. Ну, и координатную сетку для удобства. Строго говоря, ранее я допустил небольшой огрех – в некоторых чертежах урока тоже можно было не чертить декартову прямоугольную систему координат. Векторам она не нужна, им нужен базис. Впрочем, лучше всегда рисуйте, а то напугаете всех своими знаниями =)
Как видите, графический способ решения привёл к тем же результатам, что и аналитический способ решения. Ещё раз заметьте свободу векторов: любую из трёх «конструкций» можно переместить в любую точку плоскости.
Для векторов в пространстве можно провести аналогичные выкладки. Но там чертежи строить значительно сложнее, поэтому ограничусь аналитическим решением (на практике, собственно, бОльшего и не надо):
Даны векторы и
. Найти
и
Решение: Для действий с векторами справедлив обычный алгебраический приоритет: сначала умножаем, потом складываем:
Ответ:
И в заключение занятный пример с векторами на плоскости:
Даны векторы . Найти
и
Это задача для самостоятельного решения.
Какой вывод? Многие задачи аналитической геометрии прозрачны и просты, главное, не допустить вычислительных ошибок. Следующие рекомендуемые к изучению уроки:
Это, так скажем, вектор-минимум студента =)
Любите векторы, и векторы полюбят вас!
Решения и ответы:
Задание: ,
Пример 2: Решение:
а)
б)
в)
г)
Пример 4: Решение:
По соответствующей формуле: и
Ответ:
Пример 6: и
а) Решение: найдём вектор :
Вычислим длину вектора:
Ответ:
б) Решение:
Вычислим длины векторов:
Пример 9: Решение:
Примечание: Перед выполнением действий можно предварительно раскрыть скобки:
Ответ:
Автор: Емелин Александр
(Переход на главную страницу)
«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам
Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,
cкидкa 17% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-xr4ys
Векторная алгебра — основные понятия с примерами решения и образцами выполнения
Вектором называется направленный отрезок. Вектор обозначается либо символом (
— точка начала,
— точка конца вектора), либо
. В математике обычно рассматриваются свободные векторы, то есть векторы, точка приложения которых может быть выбрана произвольно.
2. Длиной (модулем) вектора называется длина отрезка
. Модуль вектора обозначается
.
3.Вектор называется единичным, если его длина равна «1»; единичный вектор направления вектора
называется ортом вектора
и определяется по формуле
.
4. Вектор называется нулевым, если его начало и конец совпадают ; любое направление можно считать направлением нулевого вектора.
5. Векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых. Коллинеарность векторов обозначается: . Необходимым и достаточным условием коллинеарности векторов
и
является существование такого числа
, что
.
6. Два вектора называются равными, если они коллинеарны, имеют одинаковую длину и направление.
7. Вектор называется противоположным вектору
, если модули их равны, а направления противоположны.
8. Векторы называются компланарными, если они лежат в одной плоскости или в параллельных плоскостях.
Для решения задач необходимо уметь выполнять линейные операции над вектором в геометрической форме, то есть над вектором, как над
направленным отрезком: сложение, вычитание векторов и умножение вектора на число.
9. Сложение двух векторов можно выполнить по правилу параллелограмма (рис. 1) или по правилу треугольника (рис. 2).
При сложении более двух векторов, лежащих в одной плоскости, используется правило «замыкающей линии многоугольника» (рис. 3).
При сложении трех некомпланарных векторов удобно пользоваться правилом «параллелепипеда» (рис. 4).
10. Действие вычитания двух векторов связано с действием сложения (рис.5).
Разностью двух векторов называется вектор, проведенный из конца вычитаемого в конец уменьшаемого. Заметим, что разностью является вектор, служащий второй диагональю параллелограмма.
Разность можно также представить в виде сложения с противоположным вектором (рис. 6).
11. Произведением вектора на число
называется вектор
, который имеет :
12. Для решения задач полезно знать также следующие законы и свойства:
Примеры задач решаемых с применением векторной алгебры
Задача:
Пусть даны точки
1) Найти координаты векторов
2) Написать разложение этих векторов по базису
3) Найти длины этих векторов
4) Найти скалярное произведение
5) Найти угол между векторами и
.
6) Найти разложение вектора по базису
и
Решение:
1) Вычислим координаты векторов и
(нужно из координат точки его конца вычесть координаты его начала):
, аналогично,
и
2)
4) Для вычисления угла между векторами воспользуемся формулой:
5) Разложить вектор по векторам
и
— это значит представить вектор
в виде линейной комбинации векторов
и
, т. е.
, где
. Имеем
, но у равных векторов соответственно равны координаты, следовательно, получим систему, из которой найдем
и
.
Задача:
а). Даны векторы и
в некотором базисе. Показать, что векторы
образуют базис и найти координаты вектора
в этом базисе.
Решение:
Три вектора образуют базис, если .
Найдем координаты вектора в базисе
и
.
Два вектора равны, если их соответствующие координаты равны.
Решим систему методом Крамера:
Ответ: .
Задача:
Даны координаты вершин тетраэдра
и
. Найти: 1) координаты точки пересечения медиан треугольника
; 2) уравнение прямой, проходящей через вершину
параллельно медиане, проведенной из вершины
треугольника
; 3) координаты точки, симметричной точке
относительно плоскости
. Сделать чертёж.
Решение:
1) Найдем координаты т. середины отрезка
(рис. 16):
Точка пересечения медиан треугольника делит медиану
в отношении
, считая от вершины
. Найдем координаты точки
:
2) Найдем направляющий вектор прямой . Уравнение прямой, проходящей через вершину
параллельно прямой
:
3) Найдем уравнение плоскости :
Найдем каноническое уравнение прямой, перпендикулярной плоскости и проходящей через т.
:
. Запишем каноническое уравнение прямой в параметрическом виде:
.
Найдем координаты точки пересечения плоскости
и найденной прямой:
Координаты точки симметричной точке
относительно плоскости
—
.
Ответ: 1) координаты точки пересечения медиан уравнение прямой
; 3) координаты симметричном точки
.
На этой странице размещён краткий курс лекций по высшей математике для заочников с теорией, формулами и примерами решения задач:
Возможно вам будут полезны эти страницы:
Векторная алгебра — решение заданий и задач по всем темам с вычислением
Понятие вектора. Линейные операции над векторами
1°. Любые две точки пространства, если они упорядочены (например, А является первой, а В — второй точкой), определяют отрезок вместе с выбранным направлением (а именно, от A к В). Направленный отрезок называется вектором. Вектор с началом в A и концом в В обозначается
или
Длина вектора, обозначаемая
, АВ или
а, называется также модулем вектора. Чтобы найти координаты вектора, нужно из координат конца вектора вычесть одноименные координаты начала:
Тогда длина вектора найдется так:
Векторы, расположенные на одной прямой или на параллельных прямых, называются коллинеарными.
Два вектора называются равными, если они коллинеарны, имеют одинаковые модули и направления. В этом случае пишут
Равные векторы имеют равные координаты.
Векторы называются противоположными, если они коллинеарны, имеют одинаковые длины и противоположные направления:
Вектор называется нулевым, если его модуль равен нулю, и обозначается
2°. Линейными называются действия сложения, вычитания векторов и умножения вектора на число.
1.Если начало совмещено с концом
то начало
совпадает с началом
а конец — с концом
(рис. 3.1).
2.Если начала векторов совмещены, то начало
совпадает с концом
, а конец
совпадает с концом
(рис. 3.2).
3.При умножении вектора на число (скаляр)
длина вектора умножается на
, а направление сохраняется, если
и изменяется на противоположное, если
(рис. 3.3).
Вектор называется ортом, или единичным вектором вектора
его длина равна единице:
3°. Запись ci — означает, что вектор
имеет координаты
или
разложен по базису
— орты осей Ох, Оу и Oz пространственной системы координат Oxyz). При этом
4°. Числа называются направляющими косинусами вектора
— углы между вектором
и координатными осями Ох, Оу, Oz соответственно. Единичный вектор
— орт вектора
. Для любого вектора справедливо:
5°. Линейные операции над векторами, которые заданы своими координатами, определяются так: пусть тогда
Следовательно, при сложении векторов складываются их соответствующие координаты, а при умножении вектора на число умножаются на число все координаты вектора.
6°. Необходимое и достаточное условие коллинеарности векторов , устанавливаемое равенством
может быть записано соотношениями
из которых следует пропорциональность их координат:
Если один из членов какого-нибудь из этих отношений равен нулю, то и второй член того же отношения должен быть нулем. Геометрически это значит, что в этом случае оба вектора перпендикулярны соответствующей координатной оси (например, если то векторы
).
7°. Система векторов называется линейно независимой, если равенство
( — действительные числа) возможно только при
Если же равенство (1) возможно при некотором нетривиальном наборе
то система этих векторов называется линейно зависимой. Любой вектор линейно зависимой системы линейно выражается через остальные.
Примеры с решениями
Пример:
Доказать, что треугольник с вершинами в точках A(1,2), B(2,5), С(3,4) прямоугольный.
Решение:
Построим векторы, совпадающие со сторонами треугольника (см. п. 1°): (рис. 3.4).
Найдем длины сторон:
Нетрудно видеть, что Следовательно, треугольник ABC прямоугольный с гипотенузой
и катетами
Пример:
Решение:
Составим векторы-стороны с целью обнаружения коллинеарности векторов (в трапеции ВС || AD) (рис. 3.5):
Имеем значит, ABCD — трапеция.
Пример:
Найти орт и направляющие косинусы вектора
Решение:
Имеем В соответствии с п. 3°, 4°
и направляющие косинусы вектора
причем
Пример:
Определить точку В, которая является концом вектора , если его начало совпадает с точкой
Решение:
Пусть точка В имеет координаты B(x,y,z) (рис. 3.6). Тогда координа- ^ ты вектора (п. 1°)
Пример:
Вектор разложить по векторам
Решение:
Необходимо найти такие числа х, у, z, что т.е.
Имея в виду, что при сложении векторов складываются их координаты и равные векторы имеют равные координаты, приходим к системе уравнений
Ответ.
Пример:
Показать, что система векторов
линейно независима.
Решение:
В данном случае равенство (1) имеет вид , или
Отсюда получаем систему уравнений
из которой следует, что Это подтверждает линейную независимость данных векторов.
Пример:
Показать, что система векторов
линейно зависима.
Решение:
Равенство (1) равносильно системе уравнений
Она имеет ненулевое решение, например, Таким образом,
Отсюда видно, что
т.е. вектор
линейно выражается через
Очевидно, что
можно выразить через
— через
Скалярное произведение векторов
1°. Скалярным произведением двух ненулевых векторов а и b называется число, равное произведению их длин на косинус угла между ними:
Из (рис. 3.7) имеем
(
— проекция вектора
на направление вектора
).
Итак,
т.е. скалярное произведение векторов равно сумме произведений одноименных координат этих векторов.
При этом если же
, т. е.
поскольку cos 90° = 0 (условие перпендикулярности двух векторов).
3°. Из определения скалярного произведения следует формула для вычисления угла между двумя векторами:
Примеры с решениями
Пример:
Перпендикулярны ли векторы если
Решение:
Условие перпендикулярности векторов (п. 2°) в нашем случае
Пример:
Найти проекцию вектора на направление вектора
Решение:
Имеем (п. 1°). Подставив сюда выражение для
из п. 3°, получим
Ответ
Пример:
Зная векторы, совпадающие с двумя сторонами: и
найти внутренние углы треугольника ABC.
Решение:
При помощи таблиц находим Для нахождения других углов нам понадобится вектор
который является суммой
:
поэтому
Ответ. 123° 10′, 19°29′, 37°21′.
Пример:
Найти координаты вектора если
где
и
Решение:
На рис. 3.9 имеем Из условий перпендикулярности векторов (п. 2°) имеем
Положим
Условие задачи перепишем в виде Рис. 3.9 системы
Векторное произведение векторов
1°. Векторы приведенные к одному началу, образуют правую (левую) тройку при условии: если смотреть из конца вектора
на плоскость векторов
то кратчайший поворот от
совершается против (по) часовой стрелки (рис. 3.10).
2°. Векторным произведением ненулевых векторов называется вектор
, обозначаемый
удовлетворяющий следующим трем условиям.
1) вектор
перпендикулярен плоскости векторов
2) Вектор направлен так, что векторы
образуют правую тройку.
3) т.е. его длина численно равна площади параллелограмма, построенного на векторах
(рис. 3.11), таким образом,
Если векторы коллинеарны, то под
понимается нулевой вектор:
3°. Если известны координаты векторов-сомножителей то для отыскания координат векторного произведения служит формула
в которой определитель следует разложить по элементам первой строки.
Примеры с решениями
Пример:
Найти площадь треугольника, вершины которого находятся в точках А(1,2,3), В<3,2,1), С(1,0,1).
Решение:
Найдем координаты векторов Определим координаты векторного произведения
(рис. 3.12):
Найдем длину этого вектора, которая равна численно площади параллелограмма S (п. 2°): Площадь треугольника
равна
Пример:
Построить параллелограмм на векторах и
вычислить его площадь и высоту, опущенную на
.
Сделаем чертеж (рис. 3.13). Имеем Отдельно вычисляем векторное произведение:
Смешанное произведение векторов
1°. Смешанным произведением трех ненулевых векторов называется число, равное скалярному произведению двух векторов, один из которых — векторное произведение
, а другой — вектор
. Обозначение:
Если
образуют правую тройку, то
Если
образуют левую тройку, то
Модуль смешанного произведения векторов равен объему параллелепипеда (рис. 3.14), построенного на этих векторах,
Условие
равносильно тому, что векторы
расположены в одной плоскости, т.е. компланарны. Имеет место равенство
Объем тетраэдра с вершинами в точках
можно вычислить по формуле
где
2°. Условие равносильно условию линейной независимости
, а тогда любой вектор
линейно выражается через них, т. е.
Для определения х, у, z следует решить соответствующую систему линейных уравнений
Примеры с решениями
Пример:
Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах
Решение:
Искомый объем Поскольку
Пример:
В точках 0(0,0,0), А(5,2,0), В(2,5,0) и С(1,2,4) находятся вершины пирамиды. Вычислить ее объем, площадь грани ABC и высоту пирамиды, опущенную на эту грань.
Решение:
1) Сделаем схематический чертеж (рис. 3.15).
2) Введем векторы .Объем пирамиды ОАВС (тетраэда) равен
3) Площадь грани ABC
4) Объем пирамиды отсюда
Ответ.
Основные понятия векторной алгебры
Прямоугольные декартовы координаты
Координатная ось
Пусть на плоскости или в пространстве задана произвольная прямая L: Ясно, что по этой прямой L сы можем перемещаться в oднoм из двух противоположных направлений. Выбор любого (одного) из этих направлений будем называть ориентацией прямой L.
Оnределение:
Пусть М — произвольная точка оси . Поставим этой точке в соответствие число х по следующему прав илу: х равно расстоюiию между точками О и М, взятому со знаком плюс или со знаком минус н зависимости от того, совпадает ли направление движения от точки О к точке М с заданным направлением или противоположно ему (рис. 3).
Оnределение:
Ось с точкой начала отсчета О и масштабными отрезками а называется координатной осью, а число х, вычисляемое по указанному правилу, называется координатой точки М. Обозначение: М (х).
Прямоугольные декартовы координаты на плоскости
Пусть П — произвольная плоскость. Возьмем на ней некоторую точку О и проведем через эту точку взаимно перпендикулярные прямые L 1 и L 2. Зададим на каждой из nрямых L 1 и L 2 ориентацию и выберем единый масштабный отрезок а. Тогда эти прямые nревратятся в координатные оси с общей точкой отсчета О (рис. 4).
Назовем одну из координатных осей осью абсцисс (осью Ох), друrую —осью ординат (осью Оу) (рис. 5). Точка О называется началом координат. Пусть М — произвольная точка плоскости П (рис. 6). Проведем через точку М прямые, перпендикулярные координатным осям, и поставим ей в соответствие упорядоченную пару чисел (х, у) по следующему nравилу:
Числа х и у называются прямоугольными декартовыми при этом х называется ее абсциссой, а у — ординатой. координатами точки М; Обозначение: М(х, у). Чтобы кратко охарактеризовать описанную конструкцию, говорят, что на плоскости П задана прямоугольная декартова система координат Ох у. Координатные оси разбивают плоскость на четыре части, называемые четвертями или квадрантами. На рисунке и в таблице показано, как эти квадранты нумеруются (рис. 7).
Замечание:
Масштабные от резки на координатных осях могут быть и разной длины. В этом случае координатная система называется просто прямоугольной.
Прямоугольные декартовы координаты в пространстве
Назовем одну из этих осей осью абсцисс (осью Ох), вторую — осью ординат (осью Оу) и третью — осью аппликат (осью Oz) (рис. 9). Точка О называется началом координат. Пусть М — nроизвольная точка (рис. 10). Проведем через точку М nлоскости, перпендикулярные координатным осям, и поставим ей в соответстnие упорядоченную тройку чисел (х, у, z) по следующему правилу:
Числа х, у и z называются прямоугольными декартовыми координатами точки М; при этом х называется абсциссой точки М, у — ее ординатой, а z —аппликатой. Обозначение: М(х, у, z). Таким образом, в пространстве введена прямоугольная декартова система координат.
Оnределение:
Плоскость, проходящая через любую пару координатных осей, называется координатной плоскостью.
Рассмотрим прямоугольный треугольник ∆MM1M2 (pиc. l l). По теореме Пифагора
Замечание:
Расстояние между точками в пространстве вычисляется по следующей формуле
Задача:
Написать уравнение окружности радиуса т с центром в точке Р(а, b).
Пусть М(х, у) — точка окружности (рис. 12). Это означает, что |M P| = r. Заменим |M P|его выражением
и возведем обе части полученного равенства в квадрат:
Задача:
Перенесем второй корень в правую часть
Возводя обе части в квадрат, после простых преобразований получим
С целью дальнейших упрощений вновь возводим обе части в квадрат. В результате nриходим к равенству
Деление отрезка в данном отношении:
то из последних двух соотношений получаем, что
Задача:
где х’ и у’ — координаты второго конца М’ медианы М3 М’. Так как М’ — середина отрезка М1М2, то
Полученные соотношения позволяют выразить координаты z и у центра тяжести М треугольника ∆М1М2М3 через координаты его вершин:
Замечание:
Полярные координаты
Предположим, что задана точка О, ось .содержащая точку О, и масштабный отрезок (эталон длины) (рис. 16).
Точка О называется полюсом, — полярной осью.
Ясно, чтоЕсли точка М совпадаете полюсом, то считаем г = 0; полярный угол φ в этом случае не определен.
Таким образом, на плоскости можно задать еще одну координатную систему — полярную.
Прямоугольную декартову систему координат Оху будем называть согласованной с заданной полярной, если начало координат 0(0, 0) — полюс, ось Ох — полярная ось, а ось Оу составляете осью Ох угол, равный. Тогда
(рис.18). В свою очередь
Пример:
Пусть R > О — заданное число. Множество точек плоскости, полярные координаты (г,
Определители 2-го и 3-го порядков
Определителем второго порядка называется число
Обозначение:
Тем самым, для вычисления определителя второго порядка нужно из произведения а11, а22 элементов главной диагонали вычесть произведение а12, а21 элементов его побочной диагонали (рис. 20).
Пример:
По правилу (1) имеем
С определителями второго порядка мы встречаемся уже при отыскании решения системы двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными
Решая эту систему методом исключения неизвестных при условии, что
Пусгь теперь даны девять чисел aij (i = I, 2, 3; j = I, 2, 3).
Определителем третьего порядка называется число, обозначаемое символом
и вычисляемое по следующему правилу:
Первый индекс i элемента aij указывает номер строки, в которой он расположен, а второй индекс j — номер столбца.
Чтобы разобраться с распределением знаков в правой части формулы (2), обратим внимание на следующее: произведение элементов а11, а22, а33 главной диагонали входит в формулу со своим знаком, также как и произведение а11, а22, а33 и а11, а22, а33 элементов, расположенных в вершинах треугольников, основания которых параллельны главной диагонали (рис. 21); с другой стороны, произведение а13, а22, а31 элементов побочной диагонали, а также произведения а12, а21, а33 и а11, а23, а32 — с противоположным знаком (рис.22). Такой подход к вычислению определителя третьего порядка называется правилом треугольника.
Пример:
Применяя правило треугольника, находим
Установим некоторые свойства определителей 3-го порядка, легко проверяемые при помощи разложений (1) и (2).
Свойство:
Величина определителя не изменится, если все его строки заменить его столбцами с теми же номерами
Свойство:
При перестановке любых двух строк (или любых двух столбцов) определителя он изменяет свой знак на противоположный.
Свойство:
Общий множитель всех элементов одной строки (или одного столбца) определителя можно вынести за знак определителя
Следующие три свойства определителя вытекают из свойств 1-3. Впрочем, в их справедливости можно убедиться и непосредственно, пользуясь формулами (1) и (2).
Свойство:
Если определитель имеет две равные строки (или дна равных столбца), то он равен нулю.
Свойство:
Если все элементы некоторой строки (или некоторого столбца) равны нулю, то и сам определитель равен нулю.
Свойство:
Если соответствующие элементы двух строк (или двух столбцов) пропорциональны, то определитель равен нулю.
Укажем еще один способ вычисления определителя 3-го порядка
Минором Mij элемента aij определителя ∆ называется определитель, получаемый изданного путем вычеркивания элементов i-й строки и j-ro столбца, на пересечении которых находится этот элемент. Например, минором элемента a23 будет определитель
Алгебраическим дополнением элемента Aij называется минор Mij — этого элемента, взятый со своим знаком, если сумма i + j номеров строки и столбца, на пересечении которых расположен элемент aij, есть число четное, и с противоположным знаком, если это число нечетное:
Теорема:
Определитель равен сумме произведений элементов любой его строки (любого его столбца) на их алгебраические дополнения, так что имеют место следующие равенства
Покажем, например, что
Пользуясь формулой (2), получаем, что
Пример:
Раскладывая определитель по элементам 1-ой строки, получим
Понятия связанного и свободного векторов
Рассмотрим две точки А и В. По соединяющему их отрезку можно перемещаться в любом из двух противоположных направлений. Если считать, например, точку А начальной, а точку В конечной, то тогда получаем направленный отрезок АВ, в другом случае — направленный отрезок В А. Направленные отрезки часто называют связанными или закрепленными векторами. На чертеже заданное направление указывается стрелкой (рис. 1).
В случае, когда начальная и конечная точки совпадают, А = В, связанный вектор называется нулевым.
Определение:
Будем говорить, что связанные векторы АВ и CD равны, если середины отрезков AD и ВС совпадают (рис. 2).
Обозначение:
Заметим, что в случае, когда точки А, В, С и D не лежат на одной прямой, это равносильно тому, что четырехугольник ABCD — параллелограмм. Ясно, что равные связанные векторы имеют равные длины.
Пример:
Рассмотрим квадрат и выберем векторы, как указано на рис.3. Векторы АВ и DC равны, а векторы ВС и DA не равны.
Укажем некоторые свойства равных связанных векторов:
Пусть АВ — заданный связанный вектор и С — произвольная точка. Ясно, что, опираясь на определение, всегда можно построить точку D так, чтобы
CD = АВ.
Тем самым, от каждой точки можно отложить связанный вектор, равный исходному (рис. 5).
Мы будем рассматривать свободные векторы, т. е. такие векторы, начальную точку которых можно выбирать произвольно, или, что то же самое, которые можно произвольно переносить параллельно самим себе. Ясно, что свободный вектор однозначно определяется заданием связанного вектора АВ.
Если в качестве начальных выбирать лишь те точки, которые лежат на прямой, определяемой заданным (ненулевым) связанным вектором, то мы приходим к понятию скользящего вектора (рис. 6).
Связанные и скользящие векторы широко используются в теоретической механике.
Для обозначен ия свободных векторов будем пользоваться полужирными строчными латинскими буквами — а, b, с,… ; нулевой вектор обозначается через 0.
Пусть заданы вектор а и точка А. Существует ровно одна точка В, для которой
= а
(рис.7). Операция построения связанного вектора АВ, для которого выполняется это равенство, называется откладыванием свободного вектора а от точки А.
Заметим, что связанные векторы, получаемые в результате описанной операции откладывания, равны между собой и, значит, имеют одинаковую дли ну. Это позволяет ввести длину свободного вектора а, которую мы будем обозначать символом |а. Длина нулевого вектора равна нулю. Если а = b, то |а| = |b; обратное неверно.
Линейные операции над векторами
Сложение векторов
Пусть заданы два вектора а и b. Возьмем какую-нибудь точку О и отложим от нее вектор a: = а. От полученной точки А отложим вектор b:
= b. Полученный в результате вектор
называется суммой векторов а и b и обозначается через a + b (рис. 8). Этот способ построения суммы векторов называется правилом треугольника.
Нетрудно заметить, что сложение векторов коммутативно, т. е. для любых векторов а и b справедливо равенство
а + b = b + а
Если отложить векторы а и 1» от обшей точки О и построить на них как на сторонах параллелограмм, то вектор , идущий из общего начала О в противоположную вершину параллелограмма, будет их суммой а + b (или b +а) (рис. 10). Этот способ построения суммы векторов называется правилом параллелограмма.
Пусть заданы три вектора, например, a, b и с. Отложим от произвольной точки О вектор a: = а; от полученной точки А отложим вектор b:
= b; отточки В — вектор с:
= с (рис. 11). По определению суммы
— а + b и
= (а + b) + с (рис. 12). С другой стороны, АС = b + с и, значит, ОС = а + (Ь + с) (рис. 13). Тем самым, для любых векторов a, b и с выполняется равенство
(а +b) + с = а + (b + с),
т. е. сложение векторов ассоциативно. Опуская скобки, можно говорить о сумме трех векторов и записывать ее так:
а + b + с.
Аналогично определяется сумма любого числа векторов: это есть вектор, который замыкает ломаную, построенную из заданных векторов. На рис. 14 показан», как построить сумму семи векторов:
Приведенный способ сложения произвольного числа векторов называется правилом замыкающего ломаную.
Пример:
Найти сумму векторов, идущих из центра правильного шестиугольника в его вершины.
По правилу замыкающего ломаную получаем
Умножение вектора на число
Определение:
Свободные векторы а и b называются коллинеарными, если определяющие их связанные векторы лежат на параллельных или на совпадающих прямых (рис. 16).
Обозначение: а||b.
Замечание:
Из определения следует, что если хотя бы один из векторов a и b нулевой, то они коллинеарны.
Если отложить коллинеарные векторы а и b от обшей точки О, = n,
= Ь, то точки О, А н В будут лежать на одной прямой. При этом возможны два случая: точки А и В располагаются на этой прямой: 1) по одну сторону от точки О, 2) по разные стороны (рис. 17). В первом случае векторы а и b называются одинаково направленными, а во втором — противоположно направленными.
Если векторы имеют равные длины и одинаково направлены, то они равны. Пусть а — вектор, λ — вещественное число.
Определение:
Произведением вектора а на число λ называется вектор b такой, что
2) векторы а и b одинаково (соответственно, противоположно) направлены, если λ > 0 (соответственно, λ
(здесь λ и μ — любые действительные числа, а и Ь — произвольные векторы).
Определение:
Вектор, длина которого равна единице, называется единичным вектором, или ортом, и обозначается а° (читается: а с нуликом), |а°| = 1.
Если а ≠ 0, то вектор
есть единичный вектор (орт) направления вектора а (рис. 18).
Координаты и компоненты вектора
Выберем в пространстве прямоугольную декартову систему координат. Обозначим через i, j, к единичные векторы (орты) положительных направлений осей Ox, Оу, Oz (рис. 19). Рассмотрим произвольный вектор п, начало которого лежит в начале координат О, а конец — в точке А. Проведем через точку А плоскости, перпендикулярные осям Ох, Оу и Oz. Эти плоскости пересекут координатные оси в точках Р, Q и R соответственно. Из рис. 20 видно, что
Векторы коллинеарны соответственно единичным векторам i, j, k,
поэтому найдутся числа х, у, z такие, что
а = xi + yj + zk. (2)
Формула (2) называется разложением вектора а по векторам i, j, к. Указанным способом всякий вектор может быть разложен по векторам i, j, k.
Векторы i, j, к попарно ортогональны, и их длины равны единице. Тройку i, j, k называют ортонормированным (координатным) базисом (ортобазисом).
Можно показать, что для каждого вектора а разложение (2) по базису i, j, к единственно, т. е. коэффициенты х, у, z в разложении вектора а по векторам i, j, к определены однозначно. Эти коэффициенты называются координатами вектора а. Они совпадают с координатами х, у, z точки А — конца вектора а. Мы пишем в этом случае
а = <х, y,z>.
Эта запись означает, что свободный вектор а однозначно задастся упорядоченной тройкой своих координат. Векторы xi, yj, zk, сумма которых равна вектору а, называются компонентами вектора а.
Из вышеизложенного следует, что два вектора а = < х1, у1, z1 > и b = <х2, у2, z2> равны тогда и только тогда, когда соответственно равны их координаты, т. е.
Радиус-вектором точки М(х,у, z) называется вектор г = xi + yj + zk, идущий из начала координат О в точку М (рис. 21).
Линейные операции над векторами в координатах
— при сложении векторов их координаты попарно складываются. Аналогично получаем
— при умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число.
Пусть а = < х1, у1, z1>, b = < х2, у2, z2 > — коллинеарные векторы, причем b ≠ 0. Тогда а = μb, т.е.
Обратно, если выполняются соотношения (3), то а = μb, т. е. векторы a и b коллинеарны.
Таким образом, векторы а и b коллинеарны тогда и только тогда, когда их координаты пропорциональны.
Пример:
— координаты вектора М\Мг равны разностям одноименных координат конечной М2 и начальной М\ точек этого вектора.
Проекция вектора на ось
Рассмотрим на оси l ненулевой направленный отрезок АВ (рис.23). Величиной направленного отрезка АВ на оси l называется число, равное длине отрезка АВ, взятой со знаком «+», если направление отрезка АВ совпадаете направлением оси l, и со знаком «-», если эти направления противоположны.
Рассмотрим теперь произвольный вектор , определяемый связанным вектором АВ. Опуская из его начала и конца перпендикуляры на заданную ось l, построим на ней направленный отрезок CD (рис. 24).
Определение:
Проекцией вектора на ось l называется величина направленного отрезка CD, построенного указанным выше способом.
Обозначение:
Основные свойства проекций
Скалярное произведение векторов
Пусть имеем два вектора a и b.
Определение:
Скалярным произведением вектора а на вектор b называется число, обозначаемое символом (а, b) и определяемое равенством
(1)
где φ, или в иной записи (), есть угол между векторами а и b (рис. 27 а).
Заметив, что |b| cos φ есть проекция вектора b на направление вектора а, можем написать
(рис. 27 б) и, аналогично,’ (2)
(рис. 27 в), т.е. скалярное произведение двух векторов равно длине одного из них, помноженной на проекцию на него другого вектора. В случае, если один из векторов а или b — нулевой, будем считать, что
(a, b) = 0.
Свойства скалярного произведения
Это следует из формулы (1), определяющей скалярное произведение.
Поскольку направление нулевого вектора не определено, мы можем его считать ортогональным любому вектору. Поэтому указанное свойство скалярного произведения можно сформулировать так:
2. Скалярное произведение коммутативно:
(а, b) = (b, а).
Справедливость утверждения вытекает из формулы (I), если учесть четность функции cos φ: cos(- φ) = cos φ.
3. Скалярное произведение обладает распределительным свойством относительно сложения:
(а + b, с) = (а, с) + (b, c).
4. Числовой множитель А можно выносить за знак скалярного произведения
(λа, b) = (а, λb) = λ (а, b).
поскольку при λ > 0 углы () и (λ
) равны (рис.28).
Аналогично рассматривается случай λ
Замечание:
В общeм случае (а, b)c ≠ a(b, c).
Скалярное произведение векторов, заданных координатами
Пусть векторы а и b заданы своими координатами в ортонормированном базисе i, j, k:
Рассмотрим скалярное произведение векторов а и b:
Пользуясь распределительным свойством скалярного произведения, находим
То есть, если векторы а и b заданы своими координатами в ортонормированном базисе, то их скалярное произведение равно сумме произведений одноименных координат.
Пример:
Найти скалярное произведение векторов n = 4i — 2j + k и b = 6i + 3j + 2k.
(a, b) = 4 • 6 + (-2) • 3 + 1 • 2 = 20.
Скалярное произведение вектора на себя называется скалярным квадратом:
(а, а) = а 2 .
Применяя формулу (4) при b = а, найдем (5)
С другой стороны,
так что из (5) следует, что (6)
— в ортонормированном базисе длина вектора равна квадратному корню из суммы квадратов его координат.
Косинус угла между векторами. Направляющие косинусы
Согласно определению
(а, b) = |а| • |b| • cos φ,
где φ — у гол между векторами а и b. Из этой формулы получаем
(7)
(предполагается, что векторы а и b — ненулевые).
Пример:
или, в координатной записи, (9)
где а есть угол, образованный вектором я с осью Ох. Аналогично получаем формулы
Формулы (9)-(11) определяют направляющие косинусы вектора а, т. е. косинусы углов, образуемых вектором n с осями координат (рис. 29).
Пример:
Найти координаты единичного вектора n°. По условию | n°| = 1. Пусть n° = zi+ yj+ zk. Тогда
Таким образом, координатами единичного вектора являются косинусы углов, образованных этим вектором с осями координат:
Пример:
Пусть единичный вектор n° ортогонален оси z:
(рис. 30). Тогда его координаты г и у соответственно равны
x=cos φ, y = sin φ.
Векторное произведение векторов
Определение:
Векторным произведением вектора а на вектор b называется вектор, обозначаемый символом [a, b] (или a х b), такой, что
1) длина вектора [а, b] равна |а| • |Ь| • sin φ, где φ — угол между векторами а и b (рис.31);
2) вектор [а, b] перпендикулярен векторам а и b, т.е. перпендикулярен плоскости этих векторов;
3) вектор [а, Ь] направлен так, что из конца этого вектора кратчайший поворот от л к Ь виден происходящим против часовой стрелки (рис. 32).
Иными словами, векторы я, b и [a, b] образуют правую тройку векторов, т.е. расположены так, как большой, указательный и средний пальцы правой руки. В случае, если векторы a и b коллинеарны, будем считать, что [a, b] = 0.
По определению длина векторного произведения (1)
численно равна площади параллелограмма (рис.33), построенного на перемножаемых векторах a и b как на сторонах:
|[a, b]| = .
Свойства векторного произведения
Это легко получить из того, что |[a, b]| = |a| • |b| • sin φ.
Если считать нулевой вектор коллинеарным любому вектору, то условие коллинеарности векторов a и b можно выразить так
2. Векторное произведение антикоммутативно, т. е. всегда (2)
В самом деле, векторы [а, b] и [b, а] имеют одинаковую длину и коллинеарны. Направления же этих векторов противоположны, так как из конца вектора [a, b] кратчайший поворот от a к b будет виден происходящим против часовой стрелки, а из конца вектора [b, a] — почасовой стрелке (рис. 34).
3. Векторное произведение обладает распределительным свойством по отношению к сложению
4. Числовой множитель λ можно выносить за знак векторного произведения
Векторное произведение векторов, заданных координатами
Пусть векторы a и b заданы своими координатами в базисе i,j, k: а = < х1, у1, z1>, b = < х2, у2, z2 >. Пользуясь распределительным свойством векторного произведения, находим (3)
Выпишем векторные произведения координатных ортов (рис. 35):
Поэтому для векторного произведения векторов a и b получаем из формулы (3) следующее выражение (4)
Формулу (4) можно записать в символической, легко запоминающейся форме, если воспользоваться определителем 3-го порядка: (5)
Разлагая этот определитель по элементам 1-й строки, получим (4). Примеры:
Искомая площадь = |[а, b]. Поэтому находим
2. Найти площадь треугольника ОАВ (рис.36).
Ясно, что площадь S∆ треугольника ОАВ равна половине площади S параллелограмма О АС В. Вычисляя векторное произведение [a, b] векторов a= и b =
, получаем
Замечание:
Векторное произведение не ассоциативно, т.е. равенство [[а, b], с] = [а, b,с]] в общем случае неверно. Например, при а = i, b = j. c= j имеем
Смешанное произведение векторов
Пусть имеем три вектора а, b и с. Перемножим векторы а и b векторно. В результате получим вектор [а, b). Умножим его скалярно на вектор с:
([a, b], с).
Число ([а, b], с) называется смешанным произведением векторов а, b, с и обозначается символом (а, b, с).
Геометрический смысл смешанного произведения
Отложим векторы а, b и с от общей точки О (рис. 37). Если все четыре точки О, А, В, С лежат в одной плоскости (векторы a, b и с называются в этом случае компланарными), то смешанное произведение ([а, b], с) = 0. Это следует из того, что вектор [а, b] перпендикулярен плоскости, в которой лежат векторы а и b, а значит, и вектору с.
Если же точки О, А, В, С не лежат в одной плоскости (векторы a, b и с некомпланарны), построим на ребрах OA, OB и ОС параллелепипед (рис. 38 а). По определению векторного произведения имеем
где — площадь параллелограмма OADB, а с — единичный вектор, перпендикулярный векторам а и b и такой, что тройка а, b, с — правая, т. е. векторы a, b и с расположены соответственно как большой, указательный и средний пальцы правой руки (рис. 38 6).
Умножая обе части последнего равенства справа скалярно на вектор с, получаем, что
Число ргe с равно высоте h построенного параллелепипеда, взятого со знаком « + », если угол ip между векторами с и с острый (тройка а, b, с — правая), и со знаком «-», если угол — тупой (тройка а, b, с — левая), так что
Еще раз подчеркнем, что смешанное произведение векторов равно нулю тогда и только тогда, когда перемножаемые векторы а, b, с компланарны:
Смешанное произведение в координатах
Пусть векторы а, b, с заданы своими координатами в базисе i, j, k:
Найдем выражение для их смешанного произведения (а, b, с). Имеем
— смешанное произведение векторов, заданных своими координатами в базисе i, j, k, равно определителю третьего порядка, строки которого составлены соответственно из координат первого, второго и третьего из перемножаемых векторов.
Пример:
Проверить, компланарны ли векторы
Рассматриваемые векторы будут компланарны или некомпланарны в зависимости от того, будет равен нулю или нет определитель
Разлагая его по элементам первой строки, получим
Двойное векторное произведение
Двойное векторное произведение [а, [b, с]] представляет собой вектор, перпендикулярный к векторам а и [b, с]. Поэтому он лежит в плоскости векторов b и с и может быть разложен по этим векторам. Можно показать, что справедлива формула
[а, [b, с]] = b(а, с) — с(а, b).
Решение заданий и задач по предметам:
Дополнительные лекции по высшей математике:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института