зачем историю мцыри автор излагает в форме исповеди героя

Чем отличается интонация повествования об истории героя от исповеди Мцыри? Что значит слово «Исповедь»? Что отстаивает в своей исповеди Мцыри?

Каковы история судьбы Мцыри и его характер? Что делал, что видел и о чём вспоминал герой на воле? О чём тоскует он и печалиться? Почему не желал Мцыри «Помощи людской»?Какова его битва с барсом и как бы оценили Мцыри-борца? Как вы понимаете сравнение «. В тюрьме воспитанный цветок» и в чём смысл этого сравнения? На что надеется Мцыри? О чём просит Мцыри в конце исповеди? В чём смысл сравнений Мцыри жизни в монастыре и на воле?
3.Какую роль играют в поэме картин кавказской природы и какие литературные приёмы помогли автору показать их?

Интонация повествования об истории героя спокойная, размеренная. С началом монолога Мцыри интонации поэмы резко меняются. В речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («. А душу можно ль рассказать?»), ритм становится постепенно всё более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод. Знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточиями. Всё это передаёт взволнованность, мечты и страдания героя.
Исповедь — 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.
Мцыри — послушник в монастыре. В монастыре слово «исповедь» привычно употребляется в первом значении, но рассказ Мцыри назвать такой исповедью нельзя. Он не кается в грехах, не сожалеет о произошедшем, но счастлив тем, что прожил эти дни на свободе. Он отстаивает своё право на полноту впечатлений, на возможность самому выбирать свою судьбу, не подчиняясь заведённым кем-то порядкам. Он заявляет, что отказаться от чего-либо можно, только познав его, поэтому монахи знали, что теряли и что приобретали, когда удалялись от мира. Себя же юноша чувствует обделённым и протестует против этого.

События, о которых рассказывается в стихотворении, происходят во время Кавказской войны. Мцыри родился в горном ауле; будучи ещё совсем маленьким ребёнком, попал в плен к русскому генералу. Вероятно, генерал надеялся устроить жизнь мальчика, зная природное мужество горцев. Но ребёнок тяжело заболел, отказывался от пищи, не желая принимать её от врагов, и был отдан генералом в один из горных монастырей Грузии. Монахи вылечили малыша, и он остался жить среди них, со временем превратившись в задумчивого молчаливого юношу. Накануне принятия монашеского обета в сильную грозу он бежал из монастыря, с особенной остротой ощутив ненормальность своего затворнического положения. Сильное потрясение от столь решительного шага и новых, неизведанных впечатлений частично пробудило его детскую память. Он захотел добраться до родных мест, которые находились далеко в горах. Людей он дичился и не ждал от них ничего доброго, а грузинкой, за которой он тайком наблюдал, он любовался, сам не понимая, что его волнует и никак не соотнося её с остальными людьми. Обступающая его дикая природа раскрылась ему всей своей красой, обновлённые нервным подъёмом чувства восхищались ею, он сам чувствовал себя диким зверем, растворённым в природе («Но страх не сжал души моей:/Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей»). Обходя людей, он заблудился, в глубине леса на звериной тропе столкнулся с барсом и вступил с ним в поединок. Он не испугался и не попытался убежать, настолько велико было его воодушевление. В отчаянной борьбе с хищником Мцыри вышел победителем, в этой борьбе он сам был хищником, жаждущим проверить свои силы. Он был изранен и ужаснулся, когда понял, что его блуждания незаметно привели его обратно к монастырю. Он понял, что его попытка добраться до дома была обречена на неудачу («Да, заслужил я жребий мой!»), но нисколько не пожалел об этом, потому что испытал гораздо больше, нежели за всю предшествующую жизнь («Увы! — за несколько минут/Между крутых и тёмных скал,/Где я в ребячестве играл, /Я б рай и вечность променял. »).
Мцыри проявил страстную решимость. Монастырский уклад не воспитал в нём смирения. Он чуял в себе огромные силы и не верил в помощь людей, потому что люди увезли его из родного аула, а другие воспитывали по своей мерке, ограничивая проявления его могучего духа. Он не видел добра от посторонних людей, поэтому и не желал «помощи людской», надеясь только на свои силы.
Сравнение «в тюрьме воспитанный цветок» означает восприятие юношей своей прошлой жизни в монастыре. Конечно, он не был в тюрьме в буквальном смысле этого слова, да и монастырь, скорее всего, не отличался особой строгостью, но там за него принимались решения, там негде было проявить себя сильному энергичному духу. Монастырь, таким образом, действительно был тюрьмой для его молодых сил и жажды жизни.
Мцыри печалит, что умирать ему приходится вдалеке от родной земли, и надеется лишь на то, что, умирая, он получит возможность ещё раз поглядеть на снежные пики Кавказа. Он просит похоронить его на этом месте, тогда его душа успокоится и уйдёт на небо, никого не проклиная.
Сравнивая жизнь в монастыре и на воле, Мцыри хочет объяснить огромную разницу между полноценной жизнью с ее опасностями и превратностями, и заранее заданным, закрытым от внешних воздействий существованием в монастыре. Он называет монастырь тюрьмой, потому что удалиться от мира можно только тогда, когда исчерпал его для себя, — для Мцыри же мир неведом и кажется безграничным.

Источник

Почему М.Ю. Лермонтов избрал для поэмы «Мцыри» форму исповеди?

Чем любовная лирика А.С. Пушкина отличается от лирики М.Ю. Лермонтова?

М.Ю. Лермонтов объединил в одном произведении два жанра — оду и скорбную элегию.

Какова роль вставных эпизодов в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Вставные эпизоды: встреча с грузинкой вводит мотив любви, но свобода герою дороже; песня рыбки вводит мотив призрачности и обманчивости красоты.

Почему М.Ю. Лермонтов избрал для поэмы «Мцыри» форму исповеди?

Форма исповеди дает возможность передать чувства и пере­живания героя не в пересказе, а непосредственно, то есть позво­ляет придать большую эмоциональность и экспрессивность со­бытиям, что глубже раскрывает внутренний мир героя.

Почему в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дума» субъ­ективное «я» заменяется «мы»?

М.Ю. Лермонтов стремится создать образ не отдельного чело­века, а целого поколения, которое нравственно опустошено, лишено сильных чувств.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Поэт не отделяет себя от своего поколения, определяющими чертами которого является бездействие, равнодушие, безверие.

В чем заключается смысл названия романа М.Ю. Лермон­това «Герой нашего времени»?

М.Ю. Лермонтов задумал показать типичность судьбы молодого человека 30-х годов XIX века. В предисловии к роману он писал: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно порт­рет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В названии ощути­ма ирония — вот каких героев порождает больное общество!

Какова проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Можно выделить три круга проблем:

социальные — судьба «лишнего» человека в условиях реакции 30-х годов XIX века;

психологические — противоречие в душе героя между стрем­лением к действию и отсутствием идеала и цели, противоречия в характере между нежеланием героя делать зло и объективно становящимся источником зла;

философские — проблема свободы личности, проблема жиз­ни и смерти, проблема рока.

С какой целью одни и те же события в романе М.Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» рассказываются то в воспри­ятии Максима Максимыча, то «издателя», то даются из дневни­ка Печорина?

Изображение какого-то события с разных точек зрения по­зволяет полнее и глубже высветить характер Печорина. Герой дан через народное сознание (Максим Максимыч), через близкую авторской точку зрения (издатель), через самоанализ и исповедь (дневник самого Печорина). Образ Печорина создается путем перекрестной характеристики.

Источник

Почему и для чего исповедуется Мцыри?

Ученые спорят: “Мцыри” или “Демон” – последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан “Демон” (начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году).

Поэма “Мцыри” появилась в 1840 году. Тема поэмы “Мцыри” – любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине. Основной идейный пафос ее – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного

Для человека, рожденного свободным, любые оковы несут в себе гибель.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет.

Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…

Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря – символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри – это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину – одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе. Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой: “О, я как брат обняться с бурей был бы рад”. В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми.

Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации – в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри – схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей.

Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…

Противоречивость образа Мцыри в пафосе жизнеутверждения при обреченности на гибель. С одной стороны, в Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста.

С другой стороны, герой романтической поэмы Лермонтова необычен тем, что перед нами человек, не бегущий от мира людей, а, наоборот, открытый миру и людям. Он стремится найти родственную душу, но не находит ее среди людей. Этот вольнолюбивый герой близок к природе, но единение с природой приводит к борьбе с ней.

Мцыри – абсолютно положительный герой, наделенный могучим духом, жаждой борьбы, физической подвижностью, и при этом “он страшно бледен был и худ” “и слаб и гибок, как тростник”.

Подробная психологическая обрисовка внутреннего облика Мцыри, изображение обстоятельств, сформировавших его характер, – все это реалистические тенденции поэмы. Образ Мцыри – художественное обобщение. В нем воплотилось недовольство прогрессивных людей самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе.

Но образ Мцыри стал и упреком этому же поколению 30-х годов, которое “вянет без борьбы”.

Related posts:

Источник

Почему М. Ю. Лермонтов избрал для поэмы “Мцыри” форму исповеди?

Чем любовная лирика А. С. Пушкина отличается от лирики М. Ю. Лермонтова?

Любовь у А. С. Пушкина – это “чудное мгновенье”, радость, свет; женщина – мадонна. Герой А. С. Пушкина, даже отвергнутый, желает любимой счастья, пусть и с другим. Любовь М. Ю. Лермонтова окрашена драматизмом, неудовлетворенностью, претензиями к любимой, не способной понять героя.

В чем заключается жанровое своеобразие стихотворения М. Ю.

М. Ю. Лермонтов объединил в одном произведении два жанра – оду и скорбную элегию.

Какова роль вставных эпизодов в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”?

Вставные эпизоды: встреча с грузинкой вводит мотив любви, но свобода герою дороже; песня рыбки вводит мотив призрачности и обманчивости красоты.

Почему М. Ю. Лермонтов избрал для поэмы “Мцыри” форму исповеди?

Форма исповеди дает возможность передать чувства и пере­живания героя не в пересказе, а непосредственно, то есть позво­ляет придать большую эмоциональность и экспрессивность со­бытиям,

Почему в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” субъ­ективное “я” заменяется “мы”?

М. Ю. Лермонтов стремится создать образ не отдельного чело­века, а целого поколения, которое нравственно опустошено, лишено сильных чувств.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Поэт не отделяет себя от своего поколения, определяющими чертами которого является бездействие, равнодушие, безверие.

В чем заключается смысл названия романа М. Ю. Лермон­това “Герой нашего времени”?

М. Ю. Лермонтов задумал показать типичность судьбы молодого человека 30-х годов XIX века. В предисловии к роману он писал: “Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно порт­рет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. В названии ощути­ма ирония – вот каких героев порождает больное общество!

Какова проблематика романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”?

Можно выделить три круга проблем:

социальные – судьба “лишнего” человека в условиях реакции 30-х годов XIX века;

психологические – противоречие в душе героя между стрем­лением к действию и отсутствием идеала и цели, противоречия в характере между нежеланием героя делать зло и объективно становящимся источником зла;

философские – проблема свободы личности, проблема жиз­ни и смерти, проблема рока.

С какой целью одни и те же события в романе М. Ю. Лер­монтова “Герой нашего времени” рассказываются то в воспри­ятии Максима Максимыча, то “издателя”, то даются из дневни­ка Печорина?

Изображение какого-то события с разных точек зрения по­зволяет полнее и глубже высветить характер Печорина. Герой дан через народное сознание (Максим Максимыч), через близкую авторской точку зрения (издатель), через самоанализ и исповедь (дневник самого Печорина). Образ Печорина создается путем перекрестной характеристики.

Related posts:

Источник

Какова роль монолога-исповеди в поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри? (ЕГЭ по литературе)

Еще в 1831 году у М. Ю. Лермонтова появляется идея написать записки молодого монаха. В 1837 на Кавказе после знакомства со старым горцем, услышанная от него история становится основой сюжета будущего произведения. Исповедь в поэме является откровенным признанием, нежели раскаянием в грехах. Роль монолога-исповеди заключается в том, что все эти три дня побега юноши воспринимаются субъективно, понять их можно только через чувства Мцыри.

За короткий, казалось бы, временной отрезок герой познает этот мир, пытается наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем некоторые люди за всю жизнь. Сначала, оказавшись за стенами монастыря, он будто заново рождается и первое, что он видит это красота природы:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев.

М. Ю. Лермонтов пишет: «Широкий лоб его рассек… / Он застонал, как человек,». И тут видна связь с природой, с помощью сравнения автор предает родство животного и юноши. Зверь и человек здесь оба прекрасны, достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны.

Мцыри- романтическая личность, его внутренняя сущность слишком свободолюбива и не может противостоять своей природе. Пережитые им эмоции и чувства способен передать только он, поэтому М. Ю. Лермонтов произведение строит в форме монолога-исповеди главного героя.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *