зачем менять форму представления информации
Тест по информатике Систематизация информации. Поиск информации для 5 класса
Тест по информатике Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам для 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 9 заданий с выбором ответа.
1 вариант
1. Какое понятие не является синонимом систематизации информации?
1) упорядочивание
2) сортировка
3) группировка
4) накопление
2. Может ли компьютер отсортировать письма в электронной почте по дате?
3. Можно ли сгруппировать письма в электронной почте по содержанию письма?
4. Миша разложил все свои учебники в новый шкаф, где на каждой полке стояли учебники по разным предметам. К какому виду обработки информации относится действие Миши?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
5. Маша нашла в словаре нужное слово. К какому виду обработки информации относится действие Маши?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
6. Миша помог бабушке рассчитать стоимость электроэнергии за ноябрь. К какому виду обработки информации относится действие Миши?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
7. Перед докладом Маша записала все данные наблюдения за погодой в таблицу. К какому виду обработки информации относится действие Маши?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
8. На уроке математики решили следующую задачу: 15 х (3 + 2) = 45 + 30. Было ли выполнено преобразование информации по заданным правилам?
9. Зачем менять форму представления информации?
1) для удобства восприятия информации
2) для красоты
3) оба ответа верны
2 вариант
1. Какое понятие является синонимом понятия «систематизировать информацию»?
1) поиск
2) перевод текста на иностранный язык
3) группировать данные
4) накопление
2. Может ли компьютер упорядочить письма в электронной почте по фамилии отправителя?
3. Можно ли сгруппировать письма в электронной почте по теме письма?
4. Маша нашла свои фотографии. К какому виду обработки информации относится её действие?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
5. Маша рассчитала общую стоимость подарков для класса. К какому виду обработки информации относится действие Маши?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
6. Миша перевёл на немецкий язык слово «программа». К какому виду обработки информации относится действие Миши?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
7. Миша подготовил презентацию работы, используя рисунки и чертежи. К какому виду обработки информации относится действие Миши?
1) поиск
2) систематизация
3) изменение формы представления
4) преобразование по заданным правилам
9. Зачем выполнять систематизацию информации?
1) для удобства восприятия информации
2) для удобства поиска информации
3) оба ответа верны
Ответы на тест по информатике Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам для 5 класса
1 вариант
1-4
2-1
3-2
4-2
5-1
6-4
7-3
8-1
9-1
2 вариант
1-3
2-1
3-1
4-1
5-4
6-3
7-3
8-1
9-3
Изменение формы представления информации. Наглядные формы представления информации
12. Изменение формы представления информации.
Наглядные формы представления информации. (5 кл)
Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий, магнитофонных кассет. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Но как в них разобраться?
В первую очередь, все эти вещи могут быть разделены по определённым признакам на группы. Например, фотографии — отдельно, книги — отдельно, кассеты — тоже отдельно. Это деление по признаку «форма представления информации».
В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2010 года) и новые (изданные в 2010 году и позднее).
Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и так далее). Систематизированы по темам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и так далее.
Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, то есть размещается в определённом порядке (упорядочивается). Чаще всего используются следующие виды сортировки:
• по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);
• по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);
• в хронологической последовательности (по дате и времени).
Например, в алфавитном порядке составляется список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.
Ещё один важный вид обработки информации — поиск. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Поиск информации — это и обращение в справочную службу (09) для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку — это тоже поиск информации.
Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Так, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.
Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации — телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет. Если информация в хранилище систематизирована, то её поиск осуществляется достаточно быстро.
Важным видом обработки информации является изменение формы её представления. Мы изменяли форму представления информации, когда занимались её кодированием. На уроках математики, отмечая на координатном луче точки, вы изменяете форму представления информации с числовой на графическую. Осуществляя на уроках иностранного языка перевод слов, предложений и текстов, вы также изменяете форму представления информации. С текстовой на графическую изменяется форма представления информации, когда вы рисуете иллюстрации к произведениям, изучаемым на уроках литературы. Если идёт ремонт дороги, и проезд по ней временно закрыт, то сообщать об этом водителям можно словами «Проезд запрещён», а можно поставить дорожный знак, имеющий такой же смысл.
Следует понимать, что выбор формы представления информации зависит от цели, ради которой это представление осуществляется. Изменение формы представления информации — это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.
Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно — с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм. Иллюстрации помогают читателю очень быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.
Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы, карты, планы. Примером схем являются схемы предложений, используемые на уроках русского языка, логические схемы программного обеспечения и устройств компьютера, построенные на предыдущих уроках. Примеры карт – технологическая карта изготовления мягкой игрушки, карта Московского метрополитена, карта местности, план этажа школы.
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме. Возьмём для изображения одного года жизни отрезок длиной 1 миллиметр. С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 миллиметрам соответственно:
Вместо отрезков можно нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 20 И 60. Получим более наглядную столбчатую диаграмму.
Ещё один вид диаграммы – круговая.
Таблица – еще одна простая и удобная форма представления информации. Переход от текстовой формы представления инфомрации к табличной часто помогает решить достаточно трудные задачи, систематизировать информацию. В виде таблицы мы записываем календарь, расписание уроков, расписание движения поездов, и др.
Кодирование как изменение формы представления информации
Урок 26. Информатика 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Кодирование как изменение формы представления информации»
На сегодняшнем уроке мы познакомимся ещё с одним важным видом обработки информации ‒ изменением её формы представления, кодированием. На прошлых занятиях мы уже встречались с кодированием информации.
Система условных знаков для представления информации называется кодом.
А представление информации с помощью какого-либо кода называется кодированием.
Мы научились кодировать графическое изображение с помощью чисел на Декартовой системе координат, а значит изменять его форму представления. Изначально информация была представлена в виде рисунка, а мы закодировали ее и представили в числовой форме.
При написании изложения мы получаем аудиальную (звуковую) информацию из уст учителя, затем кодируем ее и представляем в текстовом виде.
Изменение формы информации с текстовой на графическую, происходит при рисовании иллюстраций с изображением сказочных героев к прочитанным произведениям.
Переводя текст с иностранного языка на русский, мы тоже занимаемся изменением формы представления информации. В этом примере изначально информация была представлена на английском языке, а мы, зная перевод слов, можно сказать код, представили её в другой форме, более нам привычной.
Можно сделать вывод, что изменение формы представления информации ‒ это переход от одной формы информации к другой.
Рассмотрим такую ситуацию. Продуктовый магазин закрылся на переучёт. Посетители заходит в магазин, а продавец им сообщает: «Магазин закрыт. У нас переучёт!». Как вы считаете, удобна ли такая форма преставления информации?
Конечно, такая форма представления информации неудобна и для продавца магазина и для покупателей, желающих приобрести продукты. Вот если информация о переучёте была представлена в текстовой форме, на табличке, то такой способ представления не задерживал бы продавца, и был более удобен для восприятия покупателями.
Цель кодирования информации – это изменение её для улучшения восприятия, обработки, хранения и передачи.
Например, специальный шрифт для слепых, созданный французским изобретателем Луи Брайлем применяется для кодировки информации при написании книг. Издаются такие книги для слепых людей. Информация закодирована с помощью рельефных знаков, выдавленных на бумаге. Проводя по бумаге кончиками пальцев и осязая эти знаки, слепой человек получает информацию, то есть может читать.
Почтовый индекс – один из примеров кодирования информации. С помощь шести цифр индекса кодируется информация о районе, в который следует доставить письмо. Индекс указывается на конверте в специально отведённом для этого месте и облегчает сортировку и передачу писем.
А вся информация в компьютере закодирована с помощью двух цифр: нуля и единицы. То есть используется двоичная знаковая система. Каждый символ, который вводится с клавиатуры, кодируется цепочкой из восьми нулей или единиц.
А правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков. Эти знаки представлены в виде наглядных символических рисунков. Каждый такой знак имеет определённый смысл и управляет участниками дорожного движения.
На этом занятии мы узнали, что изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения и передачи.
Зачем менять форму представления информации
Обработка (преобразование) информации — это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными.
В результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.
Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную. Это правило может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.
Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.
Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой. Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
Обработка информации – это:
· представление и преобразование информации из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;
· процесс интерпретации (осмысления) данных;
· процесс преобразования к виду, удобному для передачи или восприятия (кодирование, декодирование и т.д.);
· процесс преднамеренного искажения или изменения структуры данных, изменение числовых значений данных и т.д.
Обработка информации заключается в различных преобразованиях самой информации или формы ее представления:
— извлечение новой информации из данной путем логических рассуждений, например, раскрытие преступления по собранным уликам
— изменение формы представления информации, например, перевод текста с одного языка на другой или шифровка (кодирование) текста;
— сортировка информации, например, упорядочение списка фамилий по алфавиту;
— поиск информации, например, поиск телефона в телефонной книге или поиск иностранного слова в словаре.
Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам. Примерами таких преобразований могут служить: замена одной буквы на другую в тексте; замена нулей на единицы, а единиц на нули в последовательности битов; сложение двух чисел, когда из информации, представляющей слагаемые, получается результат – сумма.
Слова «Обработка информации», таким образом, вовсе не подразумевают восприятие информации или ее осмысление. Компьютер – всего лишь машина и способна только к технической, машинной обработке информации.
Конечно, технические преобразования информации обычно производятся с целью достижения некоторого осмысленного эффекта. Например, если в тексте восклицательный знак заменить на вопросительный, то это будет соответствовать и некоторому смысловому изменению. Однако сама замена восклицательного знака на вопросительный носит технический характер и может быть произведена в любом тексте:
Это правда! à Это правда?
Обработка информации на ЭВМ обычно состоит в выполнении огромного количества такого рода элементарных, технических операций.
Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?
Такую систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком».
Изменение формы представления информации
Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий, дисков. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Но как в них разобраться?
В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2000 года) и новые (изданные в 2000 году и позднее).
Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и так далее). Систематизированы по темам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и так далее.
Пример. Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее) можно систематизировать различными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) объекты и природные объекты. Последние, в свою очередь, можно разделить на неживые и живые объекты и так далее.
Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, то есть размещается в определённом порядке (упорядочивается).
Чаще всего используются следующие виды сортировки:
• по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);
• по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);
• в хронологической последовательности (по дате и времени).
Ещё один важный вид обработки информации — поиск . Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Поиск информации это и обращение в справочную службу (09) для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку это тоже поиск информации.
Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Так, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.
Если информация в хранилище систематизирована, то её поиск осуществляется достаточно быстро.
Кодирование как изменение формы представления информации
Важным видом обработки информации является изменение формы её представления. Мы изменяли форму представления информации, когда занимались её кодирование м. На уроках математики, отмечая на координатном луче точки, вы изменяете форму представления информации с числовой на графическую. Осуществляя на уроках иностранного языка перевод слов, предложений и текстов, вы также изменяете форму представления информации. С текстовой на графическую изменяется форма представления информации, когда вы рисуете иллюстрации к произведениям, изучаемым на уроках литературы.
Если идёт ремонт дороги, и проезд по ней временно закрыт, то сообщать об этом водителям можно словами «Проезд запрещён», а можно поставить дорожный знак, имеющий такой же смысл. В первом случае на месте ремонтных работ должны день и ночь дежурить люди, а во втором — просто стоит дорожный знак. Это гораздо удобнее.
Следует понимать, что выбор формы представления информации зависит от цели, ради которой это представление осуществляется.
Изменение формы представления информации переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.
Самое главное
Обработка информации , связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
Вопросы и задания
1. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите примеры.
2. Приведите примеры информации, отсортированной:
а) по алфавиту;
б) в порядке убывания;
в) в хронологической последовательности.
3. Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.
4. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.
5. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.
1) Солнце, воздух, ветер, почва;
2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд;
3) стол, стул, диван, шкаф;
4) автомобиль, самолёт, стул, стол;
5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;
б) кот, собака, корова, кролик;
7) сантиметр, дециметр, метр, километр:
8) сандалии, валенки, туфли, сапоги;
9) весна, река, рука, яблоня:
10) приставка, корень, суффикс, окончание;
11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;
12) глагол, существительное, прилагательное, место- именне;
13) отрезок, круг, квадрат, треугольник;
14) сканер, клавиатура, мышь, джойстик;
15) хранение, передача, обработка.
6. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.
1) 2, 3, 6, 7, 11;
2) 18, 12, 3, 29, 45, 28;
3) 10, 20, 30, 36, 40, 50;
4) 72, 62, 52. 45, 32, 82;
5) 24, 29, 22, 37, 25, 28;
6) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
7. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.
№ | Государство | Столица |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.
№ | Столица | Государство |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
8. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой.
1492 г. Создание первого компьютера.
1961 г. Создание первого отечественного компьютера.
1957 г. Открытие радиосвязи.
1916 г. Первый полет человека в космос.
1951 г. Принятие христианства на Руси.
988 г. Первое упоминание в летописи о Москве.
1895 г. Начало Великой Отечественной войны.
1941 г. Запуск первого искусственного спутника Земли.
1147 г. Открытие Колумбом Америки.
Перепишите события в хронологической последовательности.
Босова Л. Л., Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса Л. Л. Босова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 192 с. : ил.