зачем нам мирный договор с японией
Мир не будет прежним: зачем Японии декларация 1956 года
Предложение президента России Владимира Путина заключить мирный договор с Японией без предварительных условий, сделанное на сентябрьском Восточном экономическом форуме во Владивостоке, побудило Токио выдвинуть встречную инициативу. На встрече в Сингапуре премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил активизировать переговоры по территориальному вопросу на основе Совместной декларации 1956 года. Очевидно, что появление этой идеи было продиктовано стремлением Токио подтвердить действенность территориальной статьи подписанного почти 62 года назад документа. Политолог Виктор Кузьминков специально для «Известий» разбирался, насколько это возможно.
Никому не нужно
По сути, мирный договор сегодня не нужен ни России, ни Японии. Согласно международному праву, он заключается для прекращения состояния войны между государствами. Состояние войны между СССР и Японией было прекращено в декабре 1956 года вступлением в силу Совместной декларации. В этом же документе стороны выразили согласие продолжать переговоры о заключении мирного договора, однако тогда никто не предполагал, что его подписание затянется на десятки лет.
Мирный договор нужен Японии только для того, чтобы под этим предлогом добиться территориальных уступок со стороны России. В Совместной декларации было зафиксировано согласие Советского Союза передать Японии острова Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. Вместе с тем, важно отметить тот факт, что это отвечало изначальной позиции правительства Японии по восстановлению отношений с СССР. В ходе переговоров в Москве токийская делегация согласилась: таким образом территориальный вопрос в отношениях между странами окончательно закрывается.
Вид на город Курильск на острове Итуруп
Однако уже через полгода после подписания документа новый премьер-министр Нобусукэ Киси (кстати, дед Синдзо Абэ) заявил, что Япония будет добиваться «возвращения» четырех островов, включая Итуруп и Кунашир. Фактически нарушив договоренности Совместной декларации, кабинет Киси взял курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США, итогом которого стало подписание нового американо-японского договора безопасности. Согласно нему Япония, оставаясь более слабым партнером, брала обязательство участвовать в военной стратегии США на Дальнем Востоке. Очевидно, что острие нового альянса было направлено против соседних с Японией государств — прежде всего, СССР.
Заключение договора безопасности и отказ Японии от заключения мирного соглашения с СССР на условиях Совместной декларации 1956 года сделали невозможным осуществление обещания о передаче островов. Складывавшаяся обстановка и интересы национальной безопасности вынудили советское правительство внести определенные коррективы в отношении обязательств по Совместной декларации — они были изложены в трех памятных записках, направленных в Токио в январе–апреле 1960-го. Суть их сводилась к тому, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между Москвой и Токио острова Хабомаи и Шикотан будут переданы согласно условиям Совместной декларации.
Миф о взаимозависимости
Ситуация с тех пор кардинально не поменялась — в Японии по-прежнему располагаются около ста американских военных баз и объектов. Несмотря на заверения в миролюбии и дружеском отношении, Токио поддерживает антироссийские инициативы США и их европейских союзников: присоединяется к санкциям, подписывает документы «большой семерки» с обвинениями в адрес Москвы, соглашается предоставить территорию для размещения элементов американской глобальной системы ПРО, закупает новейшие истребители-бомбардировщики и участвует в учениях НАТО в Балтийском море в непосредственной близости от берегов России.
В этой связи обещания Абэ не размещать американские военные объекты на островах в случае их гипотетической передачи Токио представляются неубедительными. Согласно упомянутому выше договору безопасности, военные гарантии со стороны США с соответствующими обязательствами Японии распространяются на всю ее территорию.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ
Учитывая коренное изменение обстоятельств с момента подписания Совместной декларации, а также двойственность и непостоянство позиции Токио, российская сторона неоднозначно трактует и сам термин «передача» — он, по ее мнению, необязательно означает передачу суверенитета. Более того, российские официальные лица уже не раз заявляли о нетождественности мирного договора и территориального вопроса.
В свою очередь, предложение Абэ взять за основу Совместную декларацию также не означает изменение официальной позиции Токио в отношении заключения мирного договора, согласно которой он может быть заключен только после решения вопроса о принадлежности четырех островов.
Выстраивание всеобъемлющих отношений с Японией является одним из приоритетов внешней политики России. Однако заключение мирного договора, обремененного территориальными претензиями Японии, к числу таких приоритетов не относится. Следует подчеркнуть: отсутствие классических мирных договоров с КНР и Республикой Корея никак не тормозит развитие отношений Токио с этими важнейшими для него партнерами. Этот факт подтверждает необходимость освободиться от мифа о взаимозависимости наличия мирного договора с масштабами экономического сотрудничества. Такой связи нет и на близкую и среднесрочную перспективу не предвидится.
Зачем Японии нужен «мирный договор»
22 января в Москве прошли переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ.
Не секрет, что в Японии есть силы, которые требуют все Курильские острова и ещё Южный Сахалин. Есть те, кто хочет получить только Южные Курилы, и лишь незначительное меньшинство соглашается на два острова — Шикотан и Хабомаи, о которых шла речь в Декларации 1956 года, когда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев пообещал передать эти острова Японии после подписания мирного договора.
А сегодня японцы заявляют, что они подпишут мирный договор только после решения вопроса об их суверенитете над всеми четырьмя островами, а именно: Хабомаи, Шикотаном, Кунаширом и Итурупом. При этом надо иметь в виду, что когда Хрущёв соглашался на передачу двух островов, он считал, что это будет дружественный дар Японии, поэтому там и было написано не «возвращение», а «передача»! Японцы же везде пишут «возвращение» (!), но возвращение — это, по сути дела, пересмотр итогов Второй Мировой войны, ибо возвращать можно только чужое, а эти острова входили в состав СССР на законных основаниях.
К тому же Хрущёв хотел этим даром подвигнуть Японию к тому, чтобы она стала миролюбивым, нейтральным государством. Но уже в январе 1960 года правительство Японии заключило военный союз с США, позволяющий использовать территорию японского государства для размещения американских военных баз и других объектов. Естественно, Советский Союз не мог позволить, чтобы американцы получили дополнительную территорию и акваторию для усиления своей группировки, нацеленной на СССР и КНР. 27 января 1960 года японскому правительству была направлена памятная записка, в которой было чётко заявлено, что к вопросу о судьбе Хабомаи и Шикотана можно будет вернуться только после вывода всех иностранных войск из Японии.
Неудивительно, что японские националистические организации регулярно устраивают «шабаши» перед посольством России в Токио, российскими консульствами в Саппоро, Ниигате, Осаке, перед торговыми представительствами, представительством ИТАР-ТАСС и т.д. Особую активность они проявляют 7 февраля, в День северных территорий, ежегодно отмечаемый в Японии с 1981 года. В этот день чёрные автобусы с громкоговорителями окружают наше посольство, оглашая весь посольский квартал пропагандистскими лозунгами. На бортах их белыми иероглифами написано: «Незамедлительно вернуть все Курильские острова до Камчатки и Южный Сахалин!»
Но в переговорах с Японией многие считают более важной не проблему территорий, а вопрос об усилении экономического сотрудничества между нашими странами. При этом как-то забывают, что Япония — страна, которая, пусть в меньшей степени, чем США и другие, но всё же объявила и не собирается снимать с России экономические и иные санкции. Более того, американские войска до сих пор находятся на территории Японии, где США сейчас разворачивают новые системы ПРО под видом обороны от КНДР, в действительности направленные на Китай и Россию. Кроме того, с согласия американцев восстанавливаются японская армия, флот, авиация, хотя это грубо нарушает Конституцию Японии.
В экономическом плане эта страна переживает далеко не лучшие времена. Конкурентноспособность её товаров падает: то, что производят японцы, гораздо дешевле научились делать в Китае, Корее, странах Юго-Восточной Азии. И японцы просто будут вынуждены развивать экономическое сотрудничество с Россией, без всякого мирного договора, ведь они уже приняли в мае 2016 года план, согласно которому, например, уже были построены теплицы в Приморье, где на химии, гидропонике, а не в грунте, выращиваются японские помидоры — красивые, но невкусные.
Из всего сказанного ясно, что мирный договор нужен Японии только для того, чтобы вписать в него «возвращение» Курильских островов.
Илл. Regnum
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Что даст России мирный договор с Японией?
Шаг вбок
Россия предложила Японии подписать мирный договор до конца этого года.
Источник: РИА «Новости»
В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Москва была готова рассмотреть возможность передачи Хабомаи и Шикотана после заключения мирного соглашения, что касается двух других островов — Кунашира и Итурупа, то они в декларации не рассматривались.
До мирного договора так дело и не дошло, все последующие переговоры ни к чему не привели, поскольку Япония претендовала на передачу всех четырех островов.
Возможно ли подписание договора?
Поскольку Япония на сегодняшний день не готова менять свою традиционную позицию в решении территориального спора, о подписании мирного договора говорить рано, считает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Кристина Вода. Под мирным договором японская и российская стороны понимают достаточно разные вещи, говорит она.
Позиция японской стороны остается прежней, она не менялась на протяжении длительного времени. Токио считает, что мирному договору должно предшествовать решение территориального спора, с передачей, возращением всех четырех островов.
«Россия такую позицию не принимает, ссылаясь на Декларацию 1956 года, которая предусматривала возможную передачу двух островов, — Шикотан и Хабомаи, как жест доброй, в случае подписания мирного договора, воли. Несмотря на активную деятельность японского премьера на российском направлении и развитие доверительных отношений между ним и президентом России, каких-то подвижек в этой позиции сделано не было. Поэтому говорить о подписании договора в ближайшей перспективе, учитывая существующую позицию японской стороны, наверное, преждевременно. Сейчас идут лишь переговоры о совместной хозяйственной деятельности на этих четырех островах», — говорит Вода.
Зачем России нужен мирный договор?
России нужен такой договор, чтобы установить более тесные экономические отношения. Долгое время японские власти рассматривали в отношении России принцип нераздельности политики и экономики как основную линию. Сейчас представители двух стран активно обсуждают возможности совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах. В ходе переговоров стороны условились организовать приезд третьей миссии японского бизнеса на Южные Курильские острова.
Рамки юридической деятельности пока не определены. Российская сторона говорит, что японские инвесторы должны работать на островах по российскому законодательству, но для японской стороны это означает признание российского суверенитета, и они пока этого не признают. Поэтому вопрос, как будут строиться такие отношения в вопросах суверенитета, сторонам еще предстоит решить.
научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН
Россия никогда раньше не выдвигала временных рамок для заключения мирного договора. Однако японский премьер, который намерен переизбраться на третий срок, заявляет, что проблема принадлежности четырех островов остается его основной задачей на этом посту.
По мнению доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой востоковедения МГИМОДмитрия Стрельцова, Россия на самом деле должна подписать не мирный договор по итогам Второй мировой войны, а договор о мире и дружбе, аналогичный тому, который Япония заключила с Китаем в 1978 году.
Такой договор предусматривает обязательства двух сторон в вопросах развития взаимоотношений на основе принципов мирного сосуществования, уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга.
«Мирный договор очень важен для двух стран как основополагающий документ, который заложит прочную юридическую основу под развитие в дальнейшем наших отношений. Безусловно, отсутствие такого договора между странами, которые были противниками в ходе Второй мировой войны, ненормальное явление. Но между нашими странами на самом деле нужен не мирный договор, а договор о мире и дружбе, который не был бы привязан к итогам Второй мировой войны. По итогам войны у нас с Японией нет никаких разногласий за исключением вопроса о линии прохождения границы. Все прочие вопросы решены в Декларации 1956 года, в соответствии с которой между нашими странами нет никаких взаимных претензий. Что касается территориального вопроса, то сейчас нет никаких признаков, что мы достигнем компромисса, а сводить все к мирному договору неправильно. Так мы льем воду на мельницу японской стороны, которая утверждает, что у нас есть территориальная проблема. Я считаю, что есть проблема прохождения границ, то есть демаркации границ, которую совершенно не обязательно решать с помощью мирного договора. Но рамочный большой документ, договор о мире, дружбе и добрососедстве нам нужен. Пока у нас такого основополагающего документа нет», — говорит Стрельцов.
Проблема заключения мирного договора между Россией и Японией
Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.
Основным препятствием на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).
Курильские острова — архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов. В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на карту.
Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.
7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.
В 1875 году был заключен новый Трактат, согласно которому Россия уступала Японии острова от Урупа до Шумшу. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.
С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.
В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.
11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.
2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу. На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией. Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).
Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.
19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.
Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.
После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.
Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате Второй мировой войны и как таковой вообще не существует.
В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.
После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости «преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого» и «скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса», чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.
В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.
Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.
По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.
В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предлагает президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.
В феврале 2017 года при МИД Японии был создан совет по совместной экономической деятельности. Осуществление совместных проектов рассматривается по таким направлениям, как марикультура, тепличное хозяйство, туризм, ветроэнергетика и переработка мусора. Согласно договоренности, эта деятельность не должна нарушать юридические позиции обеих стран.
Эксперты оценили переговоры по мирному договору с Японией после слов Путина на ВЭФ
Переговоры о Фоме и Ереме
По словам главы российского государства, Москва никогда не отказывалась от диалога по этой проблеме, но именно в Токио постоянно меняют условия.
Москва и Токио после Второй мировой войны так и не подписали мирный договор по итогам Второй мировой войны. Камень преткновения — разный подход к вопросу о принадлежности южных Курильских островов, которые СССР включил в свой состав в результате победы в войне 2 сентября 1945 года. В Японии острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу Хабомаи считают своими «северными территориями», Россия же не признает сам факт территориального спора
В 1956 году была подписана Московская декларация, которая юридически прекратила состояние войны между государствами, а СССР, «идя навстречу пожеланиям Японии», соглашался передать ей два острова, но лишь после подписания мирного договора.
Путин также отметил, что внесенная в 2020 году поправка в 67 статью Конституции России о неотчуждаемости территорий подтвердила, что Южные Курилы — навсегда будут оставаться частью российского государства. Было также объявлено, что на Курильских островах будет создан «беспрецедентный налоговый режим» как для российского, так и для иностранного бизнеса, который будет освобожден от налогов на 10 лет.
По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, перспектив заключения мирного договора между Россией и Японией в обозримом будущем нет, так как позиции сторон противоположные.
Базовая позиция Японии состоит, в том, что мирный договор может быть подписан только на основе решения «проблемы принадлежности северных островов», говорит руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. Он напоминает, что даже предыдущий японский премьер-министр Синдзо Абэ, который считался сторонником развития отношений с Россией, никогда не говорил о возможном отказе от претензий хотя бы на два острова.
«Без получения Южных Курил в той или иной форме мирный договор Япония подписывать не будет. Россия же не ведет переговоры о территориях, а ведет переговоры о мире. И чтобы его вести, Япония должна полностью признать итоги Второй мировой войны, в том числе законность российского владения Южными Курилами. Получается, что мы им про Фому, а они нам про Ерему», — объясняет патовость ситуации эксперт.
С такой точкой зрения согласен научный сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН Владимир Нелидов.
«Слова Путина о нонсенсе — это не шаг навстречу Японии, а, скорее, дипломатический жест, похожий на предложение трехлетней давности заключить договор без предварительных условий. Это можно расценивать и как давление или упрек японцам, что это вы не хотите мирный договор, а мы хотим, так что ваша вина.
Но в целом Россия не готова идти ни на какие уступки Японии, для который вариант мирного договора без ничего взамен неприемлем», — объясняет он.
С точки зрения Кистанова, заключение мирного договора спустя 76 лет после войны едва ли может что-либо принципиально поменять в отношениях двух государств.
«Торговля идет, политический диалог существует, люди ездят. России, по большому счету, мирный договор не нужен», — убежден японовед.
Козырь в архиве
Путин в своем выступлении также указал, что с территории Японии исходят угрозы безопасности для России. Так, Токио отказывается давать какие-либо гарантии, что силы США не будут размещены вблизи российских границ. Президент добавил, что Москва готова защищаться от угрозы размещения американских ракет на территории Японии.
Заявления президента РФ стали продолжением тенденции последнего месяца, когда российские ведомства разоблачают несостоятельность позиции Токио по Второй мировой войне. Так, накануне официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила, что «Япония до сих пор не признала сложившуюся историческую реальность вокруг причин и результатов» этого конфликта.
По мнению японоведа Кистанова, критическая риторика официальных российских лиц по отношению к Японии связана с тем, что отношения России с Западом в целом ухудшаются.
При этом Россия вовсе не единственная страна, которая в политических спорах с Японией апеллирует к историческим аргументам, говорит Нелидов.
«Этим пользуются многие ее соседи, например, Южная Корея по больным темам «женщин для утешения» (сексуальные рабыни, которые обслуживали солдат и офицеров Императорской армии Японии в оккупированных странах — «Газета.Ru») и каторжного труда корейских рабочих. Мотивация понятна — раз Япония не желает заключать мир на российских условиях, то можно продемонстрировать свое моральное превосходство», — говорит эксперт.
По мнению Нелидова, рассуждения Москвы об итогах Второй мировой войны больше обращены на российскую аудиторию, чем на японскую. Он аргументирует это тем, что у Токио в целом абсолютно иная трактовка тех событий.
«Японцы просто не совсем понимают, о чем идет речь под термином «пересмотр результатов Второй мировой». Это для нас Курилы по ее итогам вошли в состав России. А Токио вообще считает, что Вторая мировая закончилась не 2 сентября 1945 года, а 15 августа, когда было сделано объявление о капитуляции. По этой логике, Курилы были захвачены уже после окончания войны. Можно долго спорить, обоснована ли такая позиция, но у них своя правда. И в любом случае напряжение между странами растет», — заключает Нелидов.