зачем нужна особая декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений план
Зачем нужна особенная Декларация прав культуры при наличии многих 10-ов различных
Для чего нужна особенная Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени страны вроде бы оберегающих культурные, исторические, научные и остальные ценности? Дело в том, что культура не ограничивается монументами культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единичное целое с культурой наука. Театр это не только отдельные постановки, желая бы и взятые в целом. Искусство это не совокупность памятников культуры, как и история не совокупа документов о прошедшем. Ювелирные изделия не сочиняют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных творений искусства, свидетельствах истории либо научных открытиях, но и оборонять права на их существование, безопасность, доступность как для профессионалов, так и для всех интересующихся. Мы обязаны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) инфы, отстаивать точность инфы о культурных ценностях (повторяю и научных в одинаковой ступени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных? Особенной заботой обязаны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении страны либо отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.Наша повинность поддерживать и совершенствовать культурный климат как более благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и инфы обязана быть построена так, чтоб содействовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов их государственного личика, их языка и фольклора.
Культура она ведь глобальная, не закрытая, а конкретно открытая эстетическая система Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. Так, литература и искусство зарубежных государств воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтоб этот процесс шёл постоянно. И это одна из целей Декларации прав культуры.Нам нечего побаиваться всемирного взора на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются закладом справедливости и демократии, условием предотвращения интернациональных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. (Д.С. Лихачёв)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите главные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из их.
С2. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два изъясненья идеи автора: культура не ограничивается монументами культуры и истории.
С3. Какие учреждения культуры, по мнению автора, обязаны быть окружены особенной заботой? Растолкуйте почему.
С4. Д.С. Лихачёв отмечает, что наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. На образце трёх определенных деятелей культуры (или произведений, достижений) поясните мысль творца (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
С5. Создатель считает, что система образования и информации обязана содействовать развитию национальных культур. Используя факты публичной жизни и обществоведческие знания, укажите две определенные меры для реализации этой идеи и коротко поясните сущность каждой меры.
С6. Используя обществоведческие познания и собственный социальный опыт, приведите два разъясненья идеи творца о том, что культурное сотрудничество является условием предотвращения интернациональных и межэтнических конфликтов. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! ОЧЕНЬ Безотлагательно!
С1.
— значение Декларации прав культуры: культура не ограничивается монументами культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единичное целое с культурой наука
— доли культуры и их значение
— Декларация прав культуры как заступник культуры необходимо не только заботиться о сохранности отдельных творений искусства, свидетельствах истории либо научных открытиях, но и оборонять права на их существование
— Повинность человека: поддерживать и улучшать культурный климат как более благосклонный для сохранения и развития всех форм культуры.
— Что есть культура? Культура она ведь всемирная, не закрытая, а конкретно открытая эстетическая система
С2.
Культура не только в памятниках культуры, истории, не только в театре либо на концерте.
Культура это также люди, страны и народы.
Культура общенародная, международная и надгосударственная.
С3.
оборонять права на существование творений искусства и научных открытий, их безопасность, их доступность для всех. Поэтому что творения искусства и научные открытия без всеобщей доступности и без их гласности делают маленькой вклад в развитие культуры.
С4.
Самое знаменитое Федор Достоевский Преступление и наказание стали долею не только русской, но также глобальной философии, поставив на повестку денька вопрос о том, кто мы такие?
Энди Уорхол как необыкновенный художник современности дозволил миру узреть уникальность, красу и стиль в обыкновенных предметах.
Коко Шанель как деятель искусства моды перевернула представление о моде во всем мире.
С5.
Меры:
— межкультурное общение в образовательных учреждениях (проведение фестивалей разных культур)
— Новостные источники обязаны передавать информацию не только с Отчизны, но также со всех точек мира.
— культурное сотрудничество соединяет различные народы и культуры, а противоречия нередко появляются из-за невежества и неведений.
— культурное сотрудничество прагматично, а конфликты всегда имеет чувственный нрав, потому прагматизм исключает конфликты.
Ответ: 4. 54. Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные
Комментарий:
54. Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные, исторические, научные и прочие ценности?
Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как
не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр – это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство –
это не совокупность памятников культуры, как и история не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.
Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся. Мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю – и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи,
традиционные религии и т. д.
Наша обязанность – поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов – их национального лица, их языка и фольклора.
Культура – она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система… Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций… Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. Так, литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы
этот процесс шёл беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.
Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1. Причины необходимости особой Декларация прав культуры:
а) культура не ограничивается памятниками культуры и истории;
б) защита права на существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях;
в) особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.
2. Поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры – обязанность каждого из нас.
3. Культура – открытая эстетическая система.
2. Какие учреждения культуры, по мнению автора, должны быть окружены особой заботой? Объясните почему.
Ответ:
По мнению автора «особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.».
3. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что культурное сотрудничество является условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов.
Ответ:
1. Обмены художественными выставками дают максимально полное представление о классическом культурном наследии различных народов.
2. Расширение контактов между музеями, архивами и библиотеками между странами в способствует обмену специалистами, информационными материалами и копиями документов, а также использования в научных интересах музейных и библиотечных фондов.
3. Международные контакты в сфере науки, образования и искусства способствуют расширению представлений о культуре, образе жизни, духовном мире людей разных стран, способствует росту взаимопонимания между народами.
4. Автор считает, что система образования и информации должна способствовать развитию национальных культур. Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите две конкретные меры для реализации этой идеи и кратко поясните сущность каждой меры.
Ответ:
1)систематическое и последовательное включение в учебный процесс материалов страноведческого характера, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа (изучение истории и культуры своего народа и своеобразные стороны в культуре народов, проживающих в данном регионе).
5. Д.С. Лихачёв отмечает, что «наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру». На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) поясните мысль автора (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
Ответ:
ü Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793-1856) создал теорию неэвкли-довской геометрии.
ü Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературу. Он заложил основу двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-этического жанра.
ü Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843-1920). Он исследовал явление фотосинтеза, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.
6. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора: «…культура не ограничивается памятниками культуры и истории».
Ответ:
Автор имел ввиду, что культура это и:
ü защита права на существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях;
ü поддержка и совершенствование культурного климата как наиболее благоприятного для сохранения и развития всех форм культуры.
55. Верны ли следующие суждения о современном образовании?
А. Современное образование предполагает создание условий для самореализации личности.
Б. Содержание образования должно обеспечивать формирование у учащихся современной
Вариант 9
Часть 1.
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Ответами к заданиям 2–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при
Нация, страта, референдум, производство, федерация
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2. Глобальная продовольственная проблема проявляется в
1) угрозе третьей мировой войны
2) отсталости развивающихся стран
3) истощении природных ресурсов
4) загрязнении окружающей среды
Верны ли следующие суждения о свободе?
А. Свобода человека — это возможность делать абсолютно всё, что захочется.
Б. Одно из проявлений свободы — возможность делать выбор, учитывая свои интересы и предпочтения.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
К объектам материальной культуры относится
2) роман-эпопея «Война и мир»
3) стиральная машина
4) семейный традиции
Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?
А. Патриотизм проявляется в любви к Родине.
Б. Гражданственность связана с выполнением гражданских обязанностей.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Дарье пришло сообщение в социальной сети от подруги Ксении: «Привет, нужна твоя помощь! Ты можешь занять мне 4000 до завтра? Вот номер карты: 567».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Дарьи. Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Какой признак характеризуем традиционную экономику?
1) натуральное хозяйство
2) товарной производство
3) директивное ценообразование
4) многообразие форм собственности
Цена глазированного сырка — 40 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство накопления
3) средство платежа
Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика включает производство, обмен, потребление и распределение материальных благ и услуг.
Б. Экономика влияет на другие сферы общественной жизни.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека — это
1) социальная мобильность
4) социальная стратификация
Верны ли следующие суждения о этнических общностях?
А. Племя — это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Б. Племена, народность и нации — это виды этносов.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Характер взаимодействия составных частей государства, центральных и местных органов власти определяет
2) форма административно-территориального устройства
3) форма политического режима
4) форма территории
Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. Для тоталитарного государства характерны выборы на альтернативной основе.
Б. В демократическом государстве господствует единственная идеология.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Б) право на честь и достоинство
Г) право на свободу творчества
Д) право на частную собственность
Какая отрасль права регулирует отношения между обществом и государством?
Что отличает Конституцию РФ от других правовых актов?
1) защита государством
2) высшая юридическая сила
3) обязательность для исполнения
4) формальная определенность
Верны ли следующие суждения о государственной власти РФ?
А. Федеральное Собрание РФ состоит из верхней и нижней палат.
Б. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
На уроке обществознания учитель рассказывал про политические режимы. Он охарактеризовал тоталитарный и демократический режимы. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) государственный контроль над частной жизнью граждан
2) создание государством правовых норм
3) защита прав и свобод человека и гражданина
4) наказания за нарушение общественного порядка
Заполните пропуск в таблице.
Искусство | Форма (область) культуры, которая представляет собой творческое воспроизведение окружающей действительности в художественных образах и эстетическое отношение к ней. |
. | Процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями. |
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные, исторические, научные и прочие ценности?
Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр – это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство – это не совокупность памятников культуры, как и история не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.
Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся. Мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю – и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.
Наша обязанность – поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов – их национального лица, их языка и фольклора.
Культура – она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система… Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций… Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. Так, литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы этот процесс шёл беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.
Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) Чем ограничивается культура.
2) Защита права на существование, безопасность, доступность культуры
3) Поддержание и совершенствование культурного климата – обязанность каждого.
4) Культура как открытая эстетическая система.
5) Диалог культур как залог справедливости и демократии.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
Используя текст, дайте два объяснения мысли автора: «…культура не ограничивается памятниками культуры и истории». Какие учреждения культуры, по мнению автора, должны быть окружены особой заботой?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
— «мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю – и научных в равной степени).» (наука – это тоже форма культура)
— заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д. (традиции, обычаи, религии и т.п. — это тоже формы культуры)
2) По мнению автора «особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.».
Д.С. Лихачёв отмечает, что «наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру». На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) поясните мысль автора (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) Романы Достоевского, Толстого переведены на многие языки мира. Они стали классикой не только русской, но и мировой литературы.
2) Великий химик Ломоносов создал периодическую таблицу химических элементов, которая используется во всём мире.
3) Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка. н заложил основу двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-этического жанра.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что культурное сотрудничество является условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) Диалог культур позволяет изучить быт, историю и жизнь в других странах, научиться уважать их традиции, что снижает риск международных и межэтнических конфликтов и способствует росту взаимопонимания между народами.
2) Обмены различными выставками произведений искусства дают максимально полное представление о классическом культурном наследии различных народов.
3) Диалог культур способствует обмену специалистами и сближению народов.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)
Мир Культуры
Мир ЛЮБВИ, КРАСОТЫ И ЗНАНИЯ
Декларация прав культуры. Д.С. Лихачев
1 сентября 1995 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов Дмитрий Сергеевич Лихачев представил общественности проект Декларации прав культуры. По мысли ученого, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества. Логичным представлялось обсудить эту идею с интеллигенцией Санкт-Петербурга и выйти в международное сообщество с инициативой принятия Декларации от имени Санкт-Петербурга (как известно, это единственный российский город, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия).
По предложению Университета при правительстве Санкт-Петербурга была создана общественная комиссия по доработке идей «Декларации прав культуры» с тем, чтобы городское правительство передало одобренный им вариант проекта на рассмотрение Президенту России и далее — в ЮНЕСКО. В состав комиссии вошли видные представители научной и культурной элиты Петербурга, деятели литературы и искусства — О. В. Басилашвили, Я. А. Гордин, Д. А. Гранин, В. В. Знаменов, М. С. Каган, А. А. Мыльников, М. Б. Пиотровский, В. Е. Триодин и др. Сам же текст шлифовался и оттачивался группой ученых Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. В результате под научным руководством Д. С. Лихачева был подготовлен итоговый документ.
В проекте Декларации впервые сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, малых этносов, так и государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла.
В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, то есть культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе. Документ обращен к международному сообществу. А так как субъектом международного права является государство, то именно государства должны стать гарантами взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества.
Интересно, что в Декларации Д. С. Лихачев дает свое, альтернативное видение глобализации — как процесса, движимого в первую очередь не экономическими, а культурными интересами мирового сообщества. Глобализацию неверно понимать как экспансию крупных корпораций, переток кадров и сырьевых ресурсов. Человечеством должна быть выстроена концепция глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс между великими культурами и культурами малых этносов.
Декларация прошла апробацию на различных российских общественных форумах и получила одобрение научной и творческой интеллигенции страны. Министерство иностранных дел РФ добилось отражения ряда ее положений в принятых ЮНЕСКО Декларации о культурном разнообразии (2003 г.) и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.). На повестке дня — работа над ее целостным принятием мировым сообществом.
Д. С. Лихачев: Декларация прав культуры и ее международное значение
Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десятков различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурные, исторические, научные и прочие ценности?
Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр — это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство — это не совокупность памятников культуры, как и история — не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.
Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся. Мы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю — и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных и обладающих государственной властью? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства или отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.
Наша обязанность — поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов — их национального лица, их языка и фольклора.
Культура — она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система. Сколько десятилетий нашу культуру, нашу науку старались отгородить от всего мира «железным занавесом». Ничего не вышло. Она пережила странные, уродующие ее, деформирующие процессы, но выстояла. От народа скрывали истинные шедевры литературы и искусства — Булгакова, Платонова, Набокова, Пильняка, Ахматову, Кандинского, Шагала, Малевича… Но не скрыть их в мире современных коммуникаций. Произведения этих авторов становились достоянием зарубежья и оттуда, признанные и прославленные, возвращались на Родину. Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру, стали катализатором общественной и духовной жизни. Так литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы этот процесс шел беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.
Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
Именно поэтому государство, как подчеркивается в Декларации прав культуры, обязано:
Д. С. Лихачев: Декларация прав культуры (проект идей)
Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и тому подобное, но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.
Живая культура не может быть исчерпана списками, каталогами, описаниями и т. д. Она составляет определенную ценность и целостность в своей совокупности, в которую входят как произведения и явления первого разряда, так и второстепенного свойства, кроме обычаев и навыков явно вредных для окружающих.
Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.
I. Права культуры и государства
Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры как таковой лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.
Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культурным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого, проживающего на любой территории.
Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества произведений культуры.
«Самоокупаемая» культура является такой культурой, которая оказывается материально и духовно полезной в целом, воздействует положительно на общество, поднимая его нравственность и умственный потенциал людей.
II. Права культуры на сохранность
Культура всех стран любого уровня, если только она является подлинной культурой, а не псевдокультурой (что в случае необходимости устанавливается экспертами ЮНЕСКО), имеет право на сохранность, строго инспектируемую как местными организациями, так и единым для всех стран высшим учреждением при ЮНЕСКО. Этот орган со своим независимым штатом инспекторов, своими юридическими полномочиями по единым для всех стран статьям, сможет привлекать к судебной ответственности виновников нарушений сохранности (уничтожения или искажения) произведений культуры или нанесения различного рода ущерба для учреждений культуры и ее положения в обществе.
Учитывая, что культура больше всего терпит ущерб от военных действий, мы вновь подтверждаем полную правомочность «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 года и настаиваем на неукоснительном соблюдении ее требований всеми государствами, в том числе и вновь образованными.
Ввиду того что памятникам культуры очень часто наносится ущерб при реставрационных работах, в дополнение к существующим правилам (в частности, так называемой «Венецианской хартии») считать необходимым постоянные совещания по основным вопросам реставрации и международные консультации реставраторов, особенно если памятник создан не в той стране, где он находится в настоящее время.
К реставрации особо значительных памятников (список которых должен быть серьезно расширен по сравнению с существующими) необходимо допускать лишь реставраторов, имеющих международные дипломы высшей категории, выданные соответствующей организацией при ЮНЕСКО.
Ансамбли памятников культуры, созданные как единое целое (алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки и коллекции, представляющие собой эстетическое или историческое целое и имеющие общечеловеческое значение); не должны разъединяться при продажах и различных перемещениях.
Исторические города (список которых необходимо значительно расширить и утвердить ЮНЕСКО) должны иметь право на сохранение не только своего центра, но также окраин и окрестностей, которые зачастую представляют собой историческую ценность (для России это: Петербург с его окраинами, дворцовыми городами и селениями; Новгород с окружающими его монастырями и церквами; Москва с подмосковными усадьбами и т. п.).
Охраняемый исторический облик наиболее ценных городов определяется планировкой, высотой (не выше, скажем, Зимнего дворца в Петербурге) зданий, их средними габаритами, окраской фасадов, допустимостью того или иного стиля в городе и т. п.
Исторический облик наиболее ценных исторических городов определяется понятием «облик города», согласно с введенными в свое время в науку определениями в работах И. М. Гревса и Н. П. Анциферова.
Понятие ценного ландшафта определяется не только историческими событиями, произошедшими на этих местах (в России — битвы: Полтавская, Куликовская, Бородинская, Сталинградская, Курская, Севастопольская оборона), но и памятью художнической (плес на Волге, связанный с именем Левитана, гора Св. Виктории, памятная работами Сезанна и т. п.).
III. Права культуры на доступность
Доступ к ознакомлению и изучению произведений культуры должен быть открыт для каждого человека (кроме, разумеется, потенциальных злоумышленников, вопрос о которых должен быть рассмотрен соответствующими комиссиями).
Открытость («гласность») произведений должна касаться находящихся как в государственном, так и в частном владении. Невозможность обозрения тех или иных книг, акварелей, рисунков и прочего должна решаться компетентными комиссиями и сами решения эти не могут быть тайными.
Все произведения культуры должны быть доступны для бесплатного обозрения в назначаемые владельцами дни не реже двух раз в год. Особый статус для обозрения предоставляется учащимся, пенсионерам, ученым.
Особо ценным собраниям необходимы полные каталоги. Финансовая поддержка в их составлении и печатании осуществляется государством или благотворителями (с соответствующим сокращением налогов для последних).
Под полными каталогами разумеются научные описания произведений, находящихся как в экспозиции, так и в запасниках. Сведения о малых собраниях или отдельных произведениях, хранящихся в частных руках, могут печататься в прессе (научной или популярной).
Произведения культуры (археологические, живописные, прикладного искусства и т. д.) должны иметь стабильное местопребывание и только по особым причинам, исключительно культурного характера, могут менять его; причины должны быть рассмотрены в ЮНЕСКО.
Декларация прав культуры (окончательный вариант)
Генеральная конференция ЮНЕСКО
— рассматривая культуру как главный источник гуманизации человеческой истории,
— считая, что культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражая его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечества,
— понимая, что диалог культур обеспечивает взаимопонимание между народами, выявление духовной уникальности каждого из них,
— полагая, что сохранение и развитие культуры каждого народа должно стать делом всего мирового сообщества,
— осознавая, что культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека,
— учитывая, что культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов ХХ столетия,
— рассматривая культурное развитие и культурную солидарность в совокупности с экономической и политической интеграцией современного мирового сообщества как залог толерантности, взаимопонимания и демократии, условие предотвращения войн и насилия,
— исходя из того, что реализация ценностей демократического устройства жизни и прав человека в значительной мере определяется уровнем культурного развития общества,
— принимая во внимание, что утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации,
— констатируя, что в условиях ускорения цивилизационных процессов под угрозой оказывается целостность культур различных народов мира,
— выражая озабоченность усиливающейся экспансией антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, угрожающих самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом,
— полагая, что продуманная и целенаправленная политика государства в области культуры способна обеспечить сохранение и гармоничное развитие культуры каждого народа, наладить взаимодействие и продуктивный диалог между нациями,
— осознавая необходимость выработки национальных и международных мер по защите культуры,
— исходя из международных актов, затрагивающих вопросы культуры, в первую очередь, статьи 27 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами», преамбулы Устава ЮНЕСКО, утверждающего, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира,
— учитывая результаты и рекомендации ряда международных научных и научно-практических форумов, конференций и симпозиумов по вопросам охраны культурно-исторического наследия и развития культуры,
— желая дополнить и расширить ряд принципов и норм международной регламентации в области культуры, сформулированных в этих документах, уточнить и расширить сферу их действия,
— провозглашает настоящую Декларацию прав культуры:
В настоящей Декларации под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура включает в себя:
а) Культурно-историческое наследие как форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью);
б) Социальные институты и культурные процессы, порождающие и воспроизводящие духовные и материальные ценности (наука, образование, религия, профессиональное искусство и любительское творчество, традиционная народная культура, просветительская, культурно-досуговая деятельность и т. д.);
в) Инфраструктуру культуры как систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни).
Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.
Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобыт ности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.
Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.
Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.
Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;
в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
г) способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации;
д) брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации;
е) осуществлять финансовую и организационную поддержку в издании полных каталогов музейных фондов, а также особо ценных малых собраний и отдельных произведений, хранящихся в частных руках;
ж) использовать для реставрации особо значительных памятников истории и культуры специалистов, имеющих международные дипломы высшей категории;
з) привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурную ценность;
и) выявлять, учитывать и охранять составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности;
к) не допускать разрушения созданных как единое целое исторических центров, ансамблей памятников истории и культуры, имеющих общечеловеческое значение (здания, алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки, коллекции и т. д.);
л) обеспечивать стабильное местопребывание произведений культуры, имеющих национальное и общемировое значение, и допускать их перемещение только по особым причинам исключительно культурного характера;
м) сохранять исторические поселения как единое культурное и стилевое целое.
Как субъект права государство обязано:
а) обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры;
б) создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры;
в) обеспечивать свободный доступ к памятникам, произведениям и предметам культуры, вне зависимости от того, в чьем владении они находятся;
г) законодательно гарантировать выполнение воли жертвователей произведений и предметов культуры (как прижизненно, так и посмертно), имеющих общечеловеческую ценность;
д) не допускать ущемления права граждан пользоваться своим языком, который является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого;
е) обеспечивать возможность получения среднего и высшего образования на родном языке представителям национальных меньшинств в местах их компактного проживания.
Как субъект власти государство обязано:
а) рассматривать культуру как основу духовной безопасности народа, как базовую предпосылку и критерий выработки моделей общественных преобразований;
б) считать главной целью национальной культурной политики создание системы экономических, правовых и иных условий, способствующих спасению, сохранению и развитию культуры как духовной основы существования народа и предпосылки воплощения личностного потенциала каждого гражданина;
в) создавать условия для развития науки как важнейшего интеллектуального и духовного ресурса нации;
г) всесторонне поддерживать систему образования как ведущего социального института, обеспечивающего приобщение человека к отечественной и мировой культуре;
д) вырабатывать механизмы противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом;
е) обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей;
ж) поощрять создание материальной базы, отвечающей задачам культурной политики, развивать и укреплять сеть культурных и художественных учреждений как в крупных центрах, так и в небольших городах и сельской местности;
з) поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия для развития благотворительности в сфере культуры (включая налоговую политику);
и) стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры;
к) осуществлять государственную политику в области подготовки компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры;
л) обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и информировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного здоровья нации утраты даже отдельных ее явлений и объектов.
Как субъект международного права государство обязано:
а) способствовать установлению международных контактов и сотрудничества в области сохранения и развития культурных богатств, поощрять распространение культурных ценностей, благоприятствующих укреплению мира и безопасности;
б) участвовать в международном сотрудничестве с целью возвращения незаконно вывезенных с территории того или иного государства культурных ценностей;
в) неукоснительно соблюдать требования «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 года, поскольку основной ущерб культура несет от военных действий;
г) осуществлять международное культурное сотрудничество на основе признания права культуры каждого народа и этноса на самобытность и целостность.
Для обеспечения выполнения положений Декларации при ЮНЕСКО по решению Генеральной конференции учреждается комиссия по соблюдению прав культуры, действующая на основе положения, выработанного Исполнительным советом.