зачет аванса пропорционально выполненным работам как прописать в договоре
Размеры авансовых платежей при заключении госконтрактов
Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала
При заключении договора стороны определяют условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на предварительную оплату товара установлено гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен внести плату в срок, определенный договором, а если такой срок договором не определен – в разумный срок после возникновения обязательства.
В статье расскажем, какой размер авансов вправе установить бюджетное учреждение здравоохранения при заключении госконтрактов по закупкам товаров, работ, услуг.
Размеры авансов в 2020 году.
Большое количество государственных (муниципальных) медицинских учреждений имеет статус бюджетных. Такие учреждения в своей деятельности руководствуются правилами, установленными для соответствующих получателей бюджетных средств нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это предусмотрено, например, ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Так, федеральные бюджетные учреждения вправе включать в договоры условия об авансовых платежах с учетом требований, введенных постановлениями Правительства РФ № 1803[1], 1496[1] Однако эти документы следует применять с учетом поправок, внесенных в них Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 630[1], которое вступило в силу 11.05.2020.
Например, Постановление Правительства РФ № 1803 было дополнено п. 5(1) и 5(2). Из них следует, что главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели при заключении контрактов в 2020 году вправе установить авансовые платежи в размере 50% суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в предусмотренном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год. Исключение составляют случаи, если иные предельные размеры авансовых платежей для таких договоров не утверждены федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 630 до 31.12.2020 включительно было приостановлено действие некоторых норм п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта):
о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а»);
о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б»).
Также приостановлено действие п. 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут устанавливать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.
С учетом перечисленных изменений и в зависимости от предмета договора (контракта) размеры авансовых платежей могут составлять от 50 до 100%. Для наглядности приведем их в таблице.
Размер авансового платежа
Контракты, в которых разрешено указывать лимитированный размер авансового платежа
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета
До 50% с правом последующего авансирования до 70%
Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего аванс госконтракт после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином
Договоры (госконтракты) о выполнении НИОКР, направленные на импортозамещение технологической продукции
Договоры (госконтракты) с казначейским сопровождением авансовых платежей, за исключение договоров на проведение НИОКР
об оказании услуг связи;
о подписке на печатные издания и об их приобретении;
об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки;
об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
о проведении мероприятий по тушению пожаров;
аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);
ОСАГО владельцев транспортных средств;
страхования ответственности владельца опасного объекта;
о лечении граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)
К вышеперечисленному необходимо добавить, что согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ[4] установленный договором (контрактом) размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Данная поправка действует в течение 2020 года.
Учет авансовых платежей.
По общим правилам для расчетов с контрагентами применяется счет 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (п. 254 Инструкции № 157н[5]), который тесно связан со счетом 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением по условиям заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).
Операции по этому счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический бюджетный учет авансов расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).
Рассмотрим пример по отражению в учете расчетов по авансовым платежам.
Больница (бюджетное учреждение) заключила договор на поставку медицинских тонометров на сумму 30 000 руб. Поставщику (коммерческой организации) в мае в соответствии с договором была перечислена предоплата в размере 50% от суммы договора. В этом же месяце приборы были поставлены и осуществлен полный расчет с поставщиком. Закупка произведена за счет средств ОМС.
Тонометр является медицинским прибором для измерения давления. Срок его полезного использования составляет более года. Данное обстоятельство позволяет учитывать прибор в составе основных средств. В соответствии с положениями порядков № 85н[6], 209н[7] расходы учреждения на приобретение основных средств отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Расчеты по аванс госконтракт выплатам в рамках заключенного договора на поставку медицинских приборов учитываются на счете 7 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств». Данное имущество принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной (фактической) стоимости и отражается на счете 7 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».
На основании Инструкции № 174н[8] рассмотренные операции будут отражены в учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен поставщику аванс в
размере 50%
Зачет аванса пропорционально выполненным работам как прописать в договоре
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Подрядчик согласно государственному контракту, заключаемому в порядке закупки у единственного контрагента и предусматривающему поэтапное выполнение работ, предлагает указать в проекте контракта размер аванса «до 30%», а по факту будет выбирать 15% по каждому этапу.
Правомерно ли это? Каким образом должна зачитываться сумма выплаченного аванса в дальнейшем?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер аванса по каждому этапу исполнения контракта указывается в самом контракте и (или) графике оплаты по нему в определенном числе процентов цены такого этапа. Суммы выплаченного по этапу аванса вычитается из цены такого этапа при оплате фактического его выполнения, после приемки данного этапа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как провести аванс и зачет в БУ и НУ
При заключении договора на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) его стороны могут предусмотреть как и предварительную (полную или частичную) оплату, так и последующую.
Точно также, если это не разовая сделка, предварительная оплата может быть зачтена при поступлении товара (принятия результата работ, оказания услуги) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не в полном размере, а только частично. Остальная сумма аванса будет подлежать зачету при следующей поставке товара (передаче результата работ, оказания следующей услуги).
Такой порядок зачета предварительной оплаты при исполнении договора будет применяться при отражении данного факта хозяйственной деятельности как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения (в том числе и учета НДС).
Налоговый кодекс не дает какого-либо особенного толкования таким терминам, как «предварительная оплата», «зачет предварительной оплаты», «задолженность» и пр.
Следовательно, в полном соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ, при исчислении и учете всех налогов понимать и применять их надо точно также, как и в регистрах бухгалтерского учета. Не следует уподобляться некоторым особенно «грамотным» юристам, которые любят выстраивать навороченные схемы по оптимизации налогов, руководствуясь принципом «раз в Налоговом кодексе об этом не сказано, то. »
Если в Налоговом кодексе об этом не сказано, то упоминается (с очень большой вероятностью) в Гражданском кодексе, в других кодексах либо законодательных актах
Поэтому не следует давать волю фантазии, а всего лишь внимательно изучать действующее законодательство, и ничего более.
Кстати, частно поднимается тема о том, что зачет предоплаты в бухгалтерском учете отражается якобы иначе, чем при учете НДС.
Так вот, ничего подобного.
Например, при заключении договора поставки стороны пришли к соглашению, что покупатель предварительно должен выплатить поставщику аванс в установленном размере. При поступлении первой партии товара к зачету принимается только 75% стоимости поступившего товара. Остальные 25% покупатель должен оплатить по отдельному счету не позднее 5 рабочих дней со дня поступления этой партии.
Порядок оплаты следующих отгрузок будет аналогичен: — 75% стоимости засчитывается авансом, остальные 25% — оплачиваются по отдельно выставленному счету.
Допустим, что величина аванса согласована сторонами в размере 24 млн. руб.
Получивший его поставщик обязан включить эту сумму в базу по начислению НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ) на дату зачисления средств на расчетный счет и «вытащить» из нее налог в сумме 4 млн. руб. (24 млн. руб. : 120% х 20%). Далее он также обязан выписать «авансовый» счет-фактуру (по правилам п. 5.1 ст. 169 НК РФ), зарегистрировать его в книге продаж текущего налогового периода (то бишь квартала) и отправить покупателю.
Покупатель полученный счет-фактуру имеет право зарегистрировать в книге покупок и указанный в нем НДС (те самые 4 млн. руб.) принять к вычету. Если он этим правом не воспользуется, то, согласно довольно многочисленным (но весьма спорным, по нашему мнению) письмам Минфина России, перенести его на следующий налоговый период не сможет.
В установленный договором срок поставщик отгружает первую партию товара на сумму, допустим, 16 млн. руб.,плюс НДС 3,2 млн. руб.
И опять, как и при получении аванса, он обязан включить стоимость отгруженного (реализованного) товара в облагаемую базу по НДС и начислить сумму налога (3,2 млн. руб.). Выписанный счет-фактура на реализацию товара (по правилам п. 5 ст. 169 НК РФ) регистрируется в книге продаж (также в обязательном порядке) и отправляется покупателю.
По условиям договора к зачету в счет предоплаты принимаются не все 19,2 млн. руб. а только три четверти этой суммы, то есть 14.4 млн. руб. Следовательно, и к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ) поставщик имеет право принять только 2,4 млн. руб. налога на добавленную стоимость. Именно на эту сумму он может зарегистрировать свой «авансовый» счет-фактуру в книге покупок текущего периода.
Таким образом, по данной отгрузке база по НДС вырастет на 800 тыс. руб., а кредиторская задолженность перед покупателем составит 9,6 млн. руб.
Вдобавок возникает дебиторка покупателя на сумму 4,8 млн. руб., которую тот должен погасить в установленный договором срок.
Покупатель, получивший и оприходовавший товар на 16 млн. руб. имеет право (п. 1 ст. 172 НК РФ) принять к вычету указанный в счете-фактуре НДС (3,2 млн. руб.) к вычету. Использовать его он может как в периоде получения товара (полностью или частично), так и в следующие три года (п 1.1 ст. 172 НК РФ).
Одновременно он обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС от аванса в сумме 2,4 млн. руб. (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). И он будет должен зарегистрировать полученный ранее от поставщика «авансовый» счет-фактуру в книге продаж текущего периода в этой сумме.
После получения товара дебиторская задолженность поставщика уменьшается на сумму зачета (на 14,4 млн. руб.), и становится равной 9,6 млн. руб. (как и кредиторка у поставщика). Плюс к этому возникает кредиторка перед поставщиком на 4,8 млн. руб.
Цифры взаиморасчетов между покупателем и поставщиком совпадают (и должны совпадать при нормальном учете) с точностью до копейки. Кредиторка одного равна дебиторке другого и наоборот.
А вот данные в декларациях по НДС могут и различаться.
Обязанностью по начислению (восстановлению) налога ни поставщик, ни покупатель манкировать не могут.
Но свое право на принятие вычета по приобретенным товарам покупатель может использовать как сразу (и в полном объеме), так и позже (и по частям). То есть сумма налога на добавленную стоимость, начисленная поставщиком при отгрузке товара, может быть больше, чем величина налога, принятая к вычету покупателем при его оприходовании.
Налог с аванса, принятый к вычету поставщиком при проведении зачета, должен обязательно совпадать с налогом, восстановленным покупателем.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Зачет аванса пропорционально выполненным работам как прописать в договоре
Письмо Министерства финансов РФ № 07-01-12/4833 от 06.02.2015
Аналитический учет авансов по договору подряда
Ответ, данный министерством, никакого отношения к заданному вопросу не имеет. Между тем вопрос заслуживает внимания.
Пояснения к ответу министерства
Финансисты сообщают: обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. Эта позиция не встречает возражений – она соответствует статье 4 Закона № 402-ФЗ. В ней установлено, что законодательство РФ о бухгалтерском учете включает все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты. Однако как применить эту норму к приказам Минстроя России – авторы комментируемого письма не разъяснили. Из содержания приказов не усматривается, на основании каких федеральных законов они приняты.
Названные приказы Минстроя адресованы высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, которые являются получателями субсидий из федерального бюджета, но никак не подрядчикам строительства. Такие органы обязаны представлять в Минстрой справки по форме КС-3, удостоверяющие освоение бюджетных средств.
Приказами № 11/пр и №298/пр подрядчики не руководствуются. Они действуют на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно статье 34 (п. 11, п. 13) данного закона:
При исполнении контрактов подрядчики будут оформлять документацию в соответствии с установленными в них требованиями, а вовсе не в соответствии с Приказами № 11/пр и №298/пр. И если контракт обязывает подрядчика ежемесячно представлять справки КС-3, то это условие он обязан выполнить невзирая на всеобщую необязательность унифицированных форм. Аналогичные разъяснения мы обнаружим в письме Минфина России от 11.12.2014 № 02-06-05/64022. В нем сообщается: если условиями контрактов с государственными (муниципальными) учреждениями предусмотрено представление форм первичных документов установленной формы, то обязанность соблюдения такой формы является неотъемлемой частью контракта.
Назначение справки КС-3
Обязанность по составлению справок по форме КС-3 может быть установлена любым договором подряда (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Постановлением Госкомстата России, утвердившим форму КС-3, ее назначение раскрывается не в полной мере. В нем лишь сообщается, что она «применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы». Впрочем, такая формулировка не вполне корректна – правильнее говорить о расчетах между заказчиком и подрядчиком строительства (п. 2 ст. 861 ГК РФ).
Справка КС-3 фиксирует стоимость работ с начала выполнения договора – нарастающим итогом, а также за последний отчетный период (как правило, это календарный месяц). Эта форма применяется по договорам длительного характера в целях их равномерного финансирования. Причем до завершения работ по договору в целом, то есть до передачи заказчику результата работ, оплата на основании таких справок является предварительной, то есть представляет собой авансы по договору.
Договор подряда может предусматривать выплату подрядчику аванса до начала работ. При дальнейшей оплате выполненных работ первоначальный аванс распределяется пропорционально выполнению. При этом такие суммы уменьшают текущие платежи, причитающиеся подрядчику на основании актов КС-2. Соответствующий порядок оплаты закрепляют в договоре (п. 1 ст. 746 ГК РФ).
Проиллюстрируем эти рассуждения примером (расчеты по НДС усложняют картину, поэтому мы их не затрагиваем).
Пример 1. ООО «Монолит» заключило договор подряда ценой 600 000 руб. (без НДС, т.к. применяет «упрощенку») со сроком исполнения 5 месяцев. Аванс до начала работ – 20 % цены. Договор предусматривает ежемесячное составление актов КС-2 и их оплату с зачетом первоначально выплаченного аванса.
Первоначальный аванс составил 120 000 руб. (600 000 руб. х 20 %). За 1-й месяц выполнено работ на сумму 200 000 руб. (согласно КС-2 № 1), что составляет 33 % (200 000 руб. : 600 000 руб. х 100 %) общего объема работ по договору. Следовательно, в составе первоначального аванса отработано 39 600 руб. (120 000 руб. х 33 %). В результате зачета этой суммы в оплату выполненных работ к доплате за 1-й месяц причитается 160 400 руб. (200 000 – 39 600). На эту сумму бухгалтер «Монолита выставил счет заказчику. После его оплаты совокупная сумма аванса достигнет 280 400 руб. (120 000 + 160 400).
«Госкомстатовская» форма КС-3 не предусматривает отражения суммы первоначально выданного аванса и суммы, уменьшающей текущее обязательство (за отчетный период) по оплате. Однако в справку можно включить дополнительные строки. На практике подрядчики так и поступают.
Приведенный пример иллюстрирует по сути «двухуровневую» систему авансов. Первоначальный, неотработанный аванс выплачивается в твердой сумме. В дальнейшем этот аванс в соответствующей доле уменьшает обязательства по оплате выполненных работ на протяжении срока договора. Причем работы за каждый месяц подлежат оплате исходя из фактически выполненных объемов, заранее неизвестных.
Пример 2. На условиях примера 1 учетные записи с использованием вышеозначенных субсчетов будут иметь вид:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62.2.Н
– 120 000 руб. – поступил неотработанный аванс;
ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка по мере готовности»
– 200 000 руб. – отражено обязательство заказчика по оплате выполненных работ (на основании КС-2 за первый месяц);
ДЕБЕТ 62.2.Н КРЕДИТ 62.2.В
– 39 600 руб. – списан отработанный аванс (произведен частичный зачет неотработанного аванса);
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62.2.В
160 400 руб. – произведена доплата за выполненные работы.
Завершающие проводки по договору будут выглядеть так:
ДЕБЕТ 62.1 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 600 000 руб. – заказчику передан результат работ (на основании итогового акта);
ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 62.1
– 600 000 руб. – отражено завершение договора (закрытие этапов);
ДЕБЕТ 62.2.В КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка по мере готовности»
– 600 000 руб. – сторнируются объемы, отражающие промежуточное выполнение.
Как видно, вопрос, заданный министерству, имел под собой экономическое основание.
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.