зачет это форма контроля
Зачет как особая форма контроля знаний
Разделы: Химия
Важным звеном в учебно–воспитательном процессе является проверка и оценка знаний, умений и навыков. Контроль знаний обеспечивает обратную связь “ученик-учитель”, а также оперативную корректировку учебного процесса. От этого зависит результат учебной деятельности учащихся, воспитывается положительная мотивация обучения, правильная самооценка, чувство ответственности перед коллективом.
В своей педагогической практике я часто использую зачёты как особую форму организации контроля знаний, умений, навыков обучающихся. Зачёты позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить пробелы в знаниях, организовать корректировку обучения для предотвращения неуспеваемости, способствуют выработке системы знаний как основы развития школьников.
Зачёт, как контроль, выполняет образовательную, воспитательную, развивающую функции. При организации работы в группе учащиеся анализируют ответы товарищей, дополняют и исправляют их. Так лучше усваивается материал, совершенствуются знания, т.е. прослеживается образовательная функция. При подготовке к зачёту у учащихся формируется чувство ответственности, дисциплинированности, т.е. проявляются воспитательные функции зачёта. Развивающая функция выражается в формировании устойчивого внимания, памяти, самоконтроля и самооценки.
В своей работе я применяю разные типы зачётов – тематические, по нескольким темам программы, итоговые на одном или двух уроках, во внеурочное время, а также в виде зачётной недели в конце полугодия или года. Например, зачёты целесообразны по важным темам в 8 классе: “Первоначальные химические понятия”, “Основные классы неорганических соединений”, “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”; в 9 классе: “Электролитическая диссоциация”, “Неметаллы”, “Металлы”; в 10 классе “Углеводороды”, “Кислородсодержащие органические соединения”; в 11 классе – итоговые зачёты по курсу общей химии.
Формы проведения зачётов разнообразны и зависят от возраста, подготовленности, индивидуальных особенностей учащихся. В нашей школе применяются разные формы зачёта.
1. Зачёт по типу экзамена, при котором учащиеся отвечают членам комиссии по билетам, составленным из вопросов темы, письменно или устно.
2. Групповой зачёт, при котором группы получают задания и каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, а остальные исправляют, дополняют и оценивают ответ товарища.
3. Зачёт с использованием ИКТ гарантирует объективную, спокойную обстановку и экономию времени.
4. Зачёт по типу КВН позволяет использовать элементы игры, например, химическое лото, химический лабиринт, химическая эстафета, химический бой, блицтурнир т. д. Они делают зачёты более интересными и увлекательными для учащихся.
5. Зачёт-карусель проводится поэтапно по вопросам разных тем, при котором обучающиеся работают по индивидуальным зачётным листам и получают общую итоговую оценку.
6. Зачёт по маршруту помогает решать комбинированные задания, при котором группы получают “маршрут движения” и в соответствии с ним сдают зачёт, переходя от одной станции к другой.
7. Зачёт-аукцион позволяет получить более полную, насыщенную фактами, примерами информацию по мировоззренческим проблемам, основным теоретическим вопросам курса. Определённую сумму баллов за ответ получает ученик, последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.
На подготовительном этапе учитель отбирает тему, определяет форму зачёта, определяет методику его проведения на основе цели, задач обучения, содержания, форм, методов и средств достижения цели с учётом подготовки учащихся, особенности коллектива.
Какова роль учителя на зачёте? Думается, что в разных ситуациях он может выполнять роль наблюдателя, эксперта, советчика, члена комиссии. Эту роль определяет сам учитель.
Перед зачётом проводится предварительная работа с учащимися. Учитель сообщает ученикам тему и срок зачёта, знакомит с содержанием зачёта. При изучении темы к зачёту учитель составляет план работы, памятки-алгоритмы, вопросы, задачи, упражнения для
выполнения самостоятельной работы дифференцированного характера.
При подготовке к зачёту отрабатываются разные виды деятельности: работа с компьютером, оценка своей работы и работы товарищей по группе; проведение коллективного обсуждения вопросов темы. Проводятся самостоятельные работы для углубления, расширения знаний учащихся, формирования умений и навыков, развития логического, творческого мышления. Большое значение имеет проведение семинара или урока по обобщению, систематизации знаний, умений, навыков, облегчающих подготовку к зачёту. В процессе изучения темы составляется технологическая карта, в которую выставляются оценки за разные виды учебной деятельности и отмечается индивидуальная работа с учащимися.
Образец технологической карты
Я должен (на) знать или уметь | Самооценка | Оценка консультанта | Общая оценка группы | Оценка учителя | Домашнее задание |
Например, как можно организовать зачёт по маршруту при изучении темы “Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений” в 8 классе.
Подведение итогов: жюри суммирует баллы и объявляет их перед классом, отмечает лучших учащихся, обращает внимание на недостатки.
Итак, зачёт как особая форма контроля позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков учащихся. При этом учащиеся получают возможность лучше усвоить материал и подготовиться к экзаменам, к учебной работе в вузе.
2. Е. А. Кошелева. Совершенствование методики проверки знаний и умений учащихся. – М.: Педагогика, 1990.
Чем отличается зачет от экзамена и дифференцированного зачета
Первый культурный шок, который абитуриенты получают от учебы в университете и колледже, случается на сессии, когда им приходится сдавать зачеты и экзамены раздельно. Если в школе все предметы сдавались примерно одинаково (контрольные работы и устные ответы с оценками), то теперь все сложно.
На нашем телеграм-канале вы найдете массу советов о том, как сдавать зачеты, экзамены и даже готовиться к защите диплома. Но теперь давайте попробуем разобраться, в чем же разница между зачетами, дифференцированными зачетами и экзаменами.
Зачет, экзамен, диф.зачет: термины
Чтобы понимать, чем отличается зачет от экзамена в институте, нужно знать терминологию.
Зачет – это форма проверки знаний по конкретному предмету, по результатам которой студенту выставляется один из двух видов отметок: «зачет» или «не зачет».
Дифференцированный зачет – это форма контроля в основном для оценки учебной и производственной практики, но может проводиться и для оценки знаний по другим предметам. Единственное, чем дифференцированный зачет отличается от обычного – выставление студенту оценки.
Экзамен – это форма проверки знаний студента по теме или знанию предмета в целом, в конце которой студенту выставляется отметка по общеустановленной шкале (от 0 до 5 или до 10 – а зависимости от страны и общепринятой системы оценок).
Теперь давайте более конкретно поговорим об отличиях одного вида проверки знаний от другого.
Зачет и экзамен: в чем разница?
И зачет, и экзамен могут проходить как в устной, так и в письменной форме – ее будет определять преподаватель.
Основное отличие экзамена от зачета состоит в том, что экзамен уже входит в сессию, а зачет ей предшествует. Неделя (или чуть больше) зачетов ожидает студентов как раз перед наступлением официальной экзаменационной сессии.
Зачет – это промежуточная проверка знаний и своеобразной допуск учащихся к сдаче сессии.
Преимущество зачетов состоит в том, что в итоге студент получает «зачет» или «не зачет». Мелкие нюансы не сильно влияют на общее решение. Экзамен же оценивают по пяти- или десятибалльной шкале (в зависимости от страны и типа учебного заведения). И каждый неправильный или не до конца правильный ответ может влиять на итоговую отметку.
Те, кто учился в университете, знают: консультации назначают только для подготовки к экзаменам. Для сдачи зачетов студент пользуется только собственными силами.
Еще одно важное преимущество зачетов в том, что при хорошей посещаемости и прочих условиях преподавателя по некоторым предметам можно получить зачет «автоматом» – то есть без необходимости его сдавать на общих основаниях. Для этого преподаватель предлагает студентам определенные условия (например, выполнить особое задание – решить задачу, сдать реферат и т.д.).
Чаще всего преподаватели предлагают выставить «автомат» по экзамену только в том случае, если студент проявил хорошую активность во время семестра и не претендует на высокий балл. Если он хочет получить хорошую отметку, придется сдавать на общих основаниях
Для экзамена сдача «автоматом» – не столь распространенное явление, хотя тоже встречается. Но тут есть свои нюансы. Так как это испытание входит в официальную экзаменационную неделю, на экзамен студенту в любом случае придется явиться. Только сам студент может дать преподавателю зачетную книжку в руки, чтобы тот выставил отметку – вот чем экзамен отличается от зачета в вузе.
Есть и еще один нюанс, чем отличается зачет от экзамена в университете: зачет охватывает темы в рамках пройденного семестра. Экзамен же может включать вопросы как семестра, так и предыдущих семестров, в течение которых изучали дисциплину. Поэтому подготовиться к экзамену намного сложнее, чем к стандартному зачету.
Нужно осознавать важность экзаменов: оценки влияют не только на получение стипендии, но и идут в диплом.
Сессия и зачет: в чем разница?
Некоторые абитуриенты не понимают, чем отличается сессия от экзамена и зачета.
Зачет – промежуточная проверка знаний и допуск к сессии.
Экзамен – единица сессии, которая состоит из нескольких экзаменов.
Сессия – период сдачи экзаменов и иных видов проверок знаний.
Деканат тщательно планирует расписание зачетов и экзаменов. Но если несколько зачетов в день – ситуация вполне допустимая и приемлемая, то несколько экзаменов ставить в один день нельзя.
Зачет | Экзамен |
Ставят в начало сессии | Является непосредственной частью сессии |
Часто оценку выставляют на основании текущей успеваемости, рефератов или курсовых | Для оценки знаний используют билеты с вопросами |
Можно получить «автомат» в случае регулярного посещения пар и хорошей успеваемости | Получить «автомат» практически нереально (особенно хорошую оценку) |
Нет балльной системы оценок | Отметки выставляют по шкале от единицы до пятерки или до десяти (в зависимости от страны) |
Результат заносят в ведомость | Итог отражают в дипломе |
Охватывает темы, пройденные в течение семестра | Требует повторения всего изученного материала |
Без проведения консультаций | Преподаватели дают предварительные разъяснения по вопросам |
Может быть несколько в день | В течение суток организуется не больше одного испытания |
Зачет и дифференцированный зачет: в чем разница?
Разница между зачетом и дифференцированным зачетом не так уж велика. Основное отличие дифзачета в том, что по результатам его сдачи преподаватель выставляет студенту оценку, а не «зачет»/«не зачет».
В отличие от обычного зачета дифференцированный влияет на размер начисленной стипендии, что автоматически приравнивает его по значимости к экзамену.
Но чем в этом случае зачет с оценкой отличается от экзамена? Во время экзамена студент отвечает по заданному вопросу, и дополнительные ему задают только в случае сомнений или необходимости повысить оценку. В рамках дифференцированного зачета преподаватель имеет право задавать вопросы по всем пройденным материалам в рамках дисциплины.
Это также главное отличие зачета от дифференцированного зачета. Хоть во время зачета студент редко тянет определенный билет, ему все же предлагают отвечать на определенный вопрос, а не «гоняют» по всему курсу.
На самом деле, разница между зачетом и экзаменом не так и велика. Дело в том, что оценка по обоим испытаниям учитывается в дипломе и влияет на размер стипендии
Но иногда отличие зачета с оценкой от экзамена все же есть. В зависимости от требований и целей преподавателя, этот вид оценки знаний может быть промежуточным испытанием.
Например, преподаватель может поставить дифзачет в конце первого семестра, чтобы проверить степень усвоения пройденного материала. А потом, в конце года поставить по этому же предмету экзамен. В этом случае дифзачет преследует многочисленные цели:
Рассматривая дифзачет и экзамен, стоит помнить, что экзамен может принимать любой преподаватель (даже тот, которого студент раньше в глаза не видел). Дифзачет же может принимать лишь тот, кто читал курс лекций и проводил семинары по дисциплине.
В зависимости от формы сдачи дифзачета (устная или письменная) преподаватель огласит оценку либо в день сдачи (при устном) или через оговоренный срок (при письменном). В любом случае студент должен узнать оценку до сдачи ведомости в деканат, чтобы у него была возможность оспорить ее и исправить (или уточнить причины именно такой оценки).
Чаще всего дифференцированный зачет назначают после прохождения студенческой практики (учебной или производственной).
Если вы собираетесь поступать, знание этих особенностей во многом поможет быстрее адаптироваться и даже косвенно повлиять на свою успеваемость. Ну а пока наслаждайтесь первыми днями в университете. А если возникнут вопросы по учебе, сервис студенческой помощи с радостью поможет.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Зачет как форма контроля в системе профессионального образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Зачет как форма контроля
Зачет – это одна из форм проверки знаний учащихся в вузах и сузах, которая предполагает вместо выставления отметки, применяемой на экзамене, проставления отметки о сдаче /не сдаче зачета, т. е. в ведомость и зачетную книжку ставят только пометку об успешном прохождении либо не прохождении испытания по той или иной учебной дисциплине.
В учебно-воспитательном процессе проверка и оценка знаний – один из важных этапов. Контролем знаний обеспечивается обратная связь «ученик-учитель», а также может быть оперативно скорректирован учебный процесс. Это все оказывает влияние на результаты учебной деятельности учеников, воспитывая положительную мотивацию учения, правильную самооценку и чувство ответственности перед всем коллективом.
Зачет помогает объективно оценить результаты учебной деятельности каждого учащегося, своевременно выявить проблем в знаниях и организовать корректировку обучения, чтобы предотвратить неуспеваемость, помогает выработать систему знаний в качестве основы развития школьника.
Зачет, как форма контроля, выполняет несколько функций: образовательную, воспитательную и развивающую. Во время организации работы в группе ученики анализируют ответы своих товарищей, могут дополнять и исправлять их. Это способствует лучшему усвоению материала, совершенствованию знаний, то есть можно отследить образовательную функцию.
Во время подготовки к зачету, у учащихся идет формирование чувства ответственности и дисциплинированности, то есть проявляется воспитательная функция зачета. Развивающая функция выражена формированием устойчивого внимания, памяти, самоконтроля и самооценки.
Формы проведения зачета
Формы проведения зачетов могут быть самыми разными в зависимости от возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей учеников. Например:
Готовые работы на аналогичную тему
На этапе подготовки учитель выбирает тему, определяет по какой форме будет проходить зачет, определяет методику его ведения в соответствии с целями и задачами обучения, содержание, формы, методы и средства достижения цели, учитывая уровень подготовки учащихся и особенности коллектива.
Учитель на зачете может быть наблюдателем, экспертом, советчиком, членом комиссии.
Перед зачетом с учащимися проводят предварительную работу – им сообщается тема и срок зачета, их знакомят с содержанием зачета. При изучении зачетной темы, составляется план работы, памятка-алгоритм, вопросы, задачи и упражнения для выполнения самостоятельной дифференцированной работы.
Во время подготовки к зачету отрабатывают различные типы деятельности:
Проводятся самостоятельные работы, чтобы углубить и расширить знания учеников, сформировать умения и навыки, развить логическое и творческое мышление.
Большое значение отводится проведению семинара или урока обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, которые облегчат процесс подготовки к зачету. При изучении той или иной темы, составляют технологическую карту, в которую ставят отметки за разные типы учебной деятельности и отмечают индивидуальную работу с учениками.
Технологическая карта может содержать следующие разделы:
Например, можно организовать зачет по маршруту после окончания изучения темы «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» в 8 классе.
Чтобы провести такой урок, класс разбивают на 6 групп, столы расставляют таким образом, чтобы каждая группа на определенном этапе находилась на своем месте. Капитаны команд перед уроком получают маршрутные листы. За каждым столом для работы детям отводят 5 минут. Оценку выполнению заданий дает жюри с старшеклассников. Со звонком дети заходят в класс и занимают стол, указанный в маршрутном листе первым.
Жюри суммирует все баллы и объявляет их классу, отмечая лучших учеников, обращая внимание на недостатки.
Таким образом, зачет в качестве особой формы контроля дает возможность выявить уровень знаний, умений и навыков учеников. При этом ученики получают возможность более полно усвоить материал и подготовиться к экзамену и учебной работе в вузе.
Зачет – как один из основных видов контроля знаний учащихся старших классов
Разделы: Математика
Из года в год, жизнь диктует новые требования нашим ученикам, нашим выпускникам. Переходя с моими учениками из класса в класс, я стараюсь реально оценивать требования предъявляемые им при сдаче ЕГЭ и со стороны тех учебных заведений, в которых они будут продолжать своё образование. Эти факторы, и те, что будут перечислены ниже, повлияли на выбор актуальной темы, над которой я сейчас и работаю: “Зачет как один из основных видов контроля знаний учащихся старших классов”.
Обоснование приоритета, проведения контроля знаний учащихся старших классов в виде зачетов
Наряду, с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.
Школа закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны уметь самостоятельно применять теоретические знания, овладевать навыками и умениями самообразования, стремиться к продолжению своего образования. Для решения этой задачи используются многие пути.
Задачи обучения должны решаться комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
Существующая в школе практика проведения зачетов даёт возможность оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме.
Зачетная система и совершенствование учебного процесса
Уточним само понятие “зачетная система”.
Зачеты составляют главное в зачетной системе, её ядро, но не исчерпывают её. Зачетная система характеризуется следующими признаками:
а) программный материал по предмету делится на определённое число зачетных разделов;
б) каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся;
в) проверка знаний и умений, учащихся по зачетному разделу осуществляется путём проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на уроке;
г) каждому зачету предшествует специальная, целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней работы;
д) зачеты проводятся в специально отведенное для этого расписанием учебных занятий время.
При обычном режиме школьного обучающего процесса одним из существенных недостатков урока является чрезмерная затрата времени (в среднем до 40%) на опрос и проверку домашнего заданий, ответы на затруднения, возникшие при выполнении домашнего задания, при незначительной затрате времени на закреплении, тренировку и инструктаж к домашней работе. Здесь же, можно сократить время на проверку домашнего задания и опрос, сочетая их с подготовительным повторением в начале урока, либо с закреплением материала.
В результате уроки принимают более целостный характер, все звенья направляются на решение одних и тех же образовательных и воспитательных задач. Возникла возможность более разнообразно и рационально строить систему уроков, выросла доля вводных и повторительно-обобщающих уроков, семинаров, уроков изучения нового материала, уроков обучения приёмам самостоятельной работы.
Соотношение зачетов и текущей проверки знаний
В условиях зачетной системы текущая проверка знаний учащихся решает несколько задач:
а) выявляет подготовленность к изучению нового материала;
б) способствует установлению связей между новым и ранее изучавшимся материалом;
в) выявляет усвоение учащимися материала урока;
г) стимулирует систематическую домашнюю работу учащихся.
В ходе текущей проверки учащимся предлагаются вопросы и задания таких типов, которые будут использоваться на зачете по данному разделу
Практика показывает, что обойтись без домашнего задания нельзя, и, прежде всего потому, что формирование умений самостоятельной работы возможно в том случае, если учащиеся могут работать без непосредственной помощи учителя.
а) выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачетного раздела;
б) проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачетного раздела;
в) способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по сдаваемому разделу;
г) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Подготовка к зачетам
В широком смысле под подготовкой к зачету понимается вся система уроков, консультаций, домашних заданий. Направленность этой подготовки обеспечивается постановкой на уроках познавательных проблем, раскрывающих главное содержание раздела.
При подготовке к зачетам важную роль играют вводно-повторительные уроки. На них разъясняется цель обучения, требования, наиболее важные пути подхода к самостоятельному анализу изучаемого материала.
На протяжении всех уроков по зачетному разделу проводится систематизация и обобщение знаний. Разъяснение и закрепление на уроке нового материала в определенной последовательности помогает учащимся лучше понять логику предмета. По мере изучения нового материала учитель называет примерные вопросы, которые будут предложены на зачете, разъясняет, какие задания и упражнения следует выполнить дома, предупреждает учащихся о возможных трудностях.
Зачету обязательно должен предшествовать повторительно-обобщающий урок по данному разделу. Он может быть направлен либо преимущественно на систематизацию и обобщение всего изученного материала, либо на его осмысление с какой-то новой точки зрения. Но в обоих случаях в поле зрения учащихся находится материал всего раздела. Заключительные уроки по зачетному разделу программы, посвященные повторению пройденного, наиболее эффективны в том случае, если в ходе изучения нового материала учитель проводит учащихся через ряд “промежуточных обобщений”, готовя их к обобщающей работе более высокого уровня.
Можно рассматривать различные вариации построения схем проведения таких уроков, например, при подготовке к зачету по теме: “Логарифмы. Основные свойства. График логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств” (см. Приложение1).
При подготовке к зачету проводятся индивидуальные консультации по содержанию учебного предмета. Здесь учитель восполняет пробелы, возникающие, у отдельных учащихся, как следствие недостаточной подготовленности к усвоению учебного материала. Большую роль здесь играют “Вопросы подготовки к зачету”, в которых указываются темы заданий, предлагаемых на зачете, характерные примеры и упражнения по зачетному разделу.
В Приложении2 предлагается перечень вопросов при подготовке к зачету по тригонометрии по теме: “Тригонометрические функции числового аргумента”.
В Приложении3 представлен один из вариантов зачета по теме: “Тригонометрические функции числового аргумента”.
Как можно видеть, вопросы полностью отражают содержание зачета.
Ученик, добросовестно выполнивший данные задания и не встретивший затруднений, может быть уверен в успешной сдаче зачета. Данные вопросы предлагаются за неделю до проведения зачета.
Зачеты по тригонометрическим темам всегда вызывают у детей определённые трудности. Связано это, конечно же, с рядом причин, но, пожалуй, главной является то, что этой темой заканчивается курс основной школы, при прохождении которой уже все нацелены на подготовку к экзаменам, надеясь на то, что тому, кто пойдёт учиться дальше, придется ей вплотную заниматься, а таких, увы, становиться всё меньше. Приходя же в 10 класс, по воле судьбы, учащиеся не успевают восполнить пробелы, поэтому в слабых классах результаты этих зачетов весьма невысоки. Если же ребенок осознанно идет к продолжению обучения, то весь материал по данной теме, усвоив в 9 классе, придя в 10 класс, он системно повторяет, добавляет новые знания, связанные с функциями, и успешно пишет зачеты.
Методика проведения зачетов
Принимая зачеты, учитель получает информацию не только о качестве знаний отдельных учащихся, но и о том, как усвоен материал классом в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены учениками, над, чем следует дополнительно поработать, какими умениями ученики пока не смогли овладеть. Поэтому отбираются вопросы, которые в совокупности охватывают все основное содержание зачетного раздела, при решении которых, можно видеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного раздела.
Индивидуализация зачета педагогически целесообразна, так как создает благоприятные условия для развития учащихся. Она может осуществляться по видам работы на зачете, по трудности вопросов и заданий и по объёму учебного материала, знание которого проверяется.
Важно разработать для зачетов систему вопросов, различающихся уровнем трудности. Не всегда удаётся точно определить трудность вопроса. Но всё-таки, такая система вопросов позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ученика и развивать его самостоятельность, постепенно повышая уровень трудности вопросов на уроках и зачетах.
В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:
а) письменный зачет;
в) комбинированный зачет;
г) домашняя зачетная работа.
Письменный зачет должен удовлетворять требованиям:
1. Задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме.
2. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий).
3. Задания должны быть рассчитаны на учащихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Критерий оценки зависит от набора заданий, которые выполняются учеником, и от их количества.
4. Могут входить вопросы теоретического характера (вывод формул, доказательство теорем и др.).
Устный зачет целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.
Комбинированный зачет наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением задач.
Типы комбинированного зачета:
1) устно-письменный зачет;
2) устно-практический зачет.
Домашние зачетные работы учащиеся выполняют по ходу изучения в классе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает больший по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ученика (исследование функции).
Я применила данный вид работы при изучении темы “Исследование функции и построение её графика” в 10 классе. Поскольку проведение контрольной работы, которая включала бы в себя все важные вопросы данной темы, потребовала бы затраты не одного урока и даже не двух, я предлагаю выполнить эту контрольную работу дома. Её выполнение требует от ребят исследовательской работы, использование справочного материала, серьезной систематизации полученных знаний. В связи с тем, что теме “Функции” в программе старших классов уделяется большое внимание, ребятам предлагается контрольная работа двух уровней (см. Приложение4), содержащая задания различной степени сложности в зависимости от их подготовки.
Отслеживаются результаты зачетов, контрольных работ, самостоятельных работ, индивидуальной работы с помощью ЗАЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ.
Зачетно-технологическая карта составляется по каждой, из проходимой тем. Согласно теме в неё вносятся необходимые умения и навыки. После любой текущей проверки в неё заносятся достигнутые результаты. Эти результаты оцениваются по десятибальной шкале:
Сначала подсчитывается общее количество баллов за работу. Потом подводиться общий рейтинг по предмету. Это то же позволяет стимулировать активность учащихся. Показывает уровень приобретённых умений и навыков, указывая, над чем, необходимо ещё поработать перед очередной работой по данной теме. Сюда же записываются темы, выносимые на самообразование, определяются сроки, вид контроля.
Положительные и отрицательные аспекты проведения зачётов
Введение зачетной системы оказало положительное влияние на отношение учащихся к учебе. Многие ученики убедились в том, что они могут овладевать большим по объёму, сложным материалом, могут научиться решать задачи, казавшиеся ранее недоступными.
Понимая значимость образования, можно подвести некоторые итоги.
1. Проведение зачетов даёт возможность оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме, указать на пробелы, дать возможность их устранить.
2. Повысилось качество знаний по дисциплине, т. е. учащиеся осознали необходимость не стихийного выполнения домашнего задания, а системного, т. к. от уровня проработки типичных заданий дома, зависит уровень восприятия нового материала на следующем уроке. Плюс к этому, в процессе самоподготовки всплывают пробелы в знаниях, как наследство от прежних недоработок, которые требуют дополнительной работы дома, а порой и разъяснений со стороны учителя.
5. Работа на зачетах в строго регламентированных временных рамках, заставляет учеников ценить предоставленное время, сразу включаться в работу. На зачетах нет времени на раскачку, на разговоры, на подсказки. Зачеты составлены таким образом, что для того, что бы получить максимальный бал, ученик должен выложиться полностью, показав тем самым, что его предварительная работа была очень серьёзной.
Это качество является неотъемлемой частью успеха при сдаче ЕГЭ, при поступлении в высшее учебное заведение (где, экзамены в виде тестирования), при написании контрольных работ на вступительных экзаменах в ВУЗах.
Конечно же, проведение зачетов имеет и недостатки:
1. Подбор детей в классах, тем более в обычных школах, очень неоднозначен, год на год не приходиться. Поэтому, не всегда качество знаний может достигать хороших результатов. Подчас, ученики очень инертны, не желают усложнять себе жизнь. Особенно это заметно, когда происходит смена учителя, естественно и смена требований.
2. Сложно для детей со слабо развитыми вычислительными навыками, для детей не склонных к восприятию математики. Хотя в зачетах и предусмотрены различные критерии оценки.
3. Проведение зачетов и несовершенство в составлении расписания уроков, приводит детей к перегрузкам.