зачет взносов в фсс в счет пособий в 2020 году

С 1 января уплата страховых взносов производится без уменьшения на сумму расходов на выплату пособий

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459 с 1 января 2020 года Удмуртская Республика включена в состав регионов, на территории которых реализуется пилотный проект по выплате пособий органами Фонда социального страхования Российской Федерации (пилотный проект «Прямые выплаты») в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

С 1 января 2020 года Удмуртская Республика перешла на прямые выплаты из Фонда социального страхования. Этот проект предполагает, что выплата ряда социальных пособий (пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) будет осуществляться застрахованным лицам не через работодателя, а напрямую территориальными органами ФСС России.

До 1 января 2020 года работодатели уплачивали страховые взносы в ФСС за вычетом расходов на выплату пособий своим сотрудникам. По новым правилам уплата страховых взносов в ФСС с 1 января 2020 будет осуществляться в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату вышеперечисленных пособий.

Начиная с исчисления страховых взносов за январь 2020 года, плательщики страховых взносов обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в полном объеме без уменьшения на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Расчеты по страховым взносам за периоды с 1 января 2020 года (начиная с расчетов за 1 квартал 2020 года) страхователи заполняют с учетом перехода на прямые выплаты из Фонда социального страхования:

зачет взносов в фсс в счет пособий в 2020 годув поле 002 «Признак выплат» Приложения 2 к разделу 1 расчета по страховым взносам указывается код «1», что означает прямые выплаты пособий органом ФСС (за периоды 2017, 2018 и 2019 годов плательщики указывали признак «2», означающий зачетную систему);

зачет взносов в фсс в счет пособий в 2020 годув строках 070 и 080 приложения 2 к разделу 1 расчета по страховым взносам (суммы произведенных и возмещенных ФСС расходов на выплату страхового обеспечения) проставляются нули. Исключение составляют случаи, когда по строке 080 отражаются суммы возмещенных ФСС расходов за периоды, истекшие до 1 января 2020 года (то есть за 2017, 2018 и 2019 годы), поступившие страхователю на его расчетный счет после 1 января 2020 года;

При этом начиная с отчетного периода первый квартал 2020 года, расчеты по страховым взносам представляются по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@».

Если сумма расходов превышает общую сумму исчисленных страховых взносов:

Исходя из положений пункта 9 статьи 431 Налогового кодекса РФ, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Поэтому если по итогам 2019 года у плательщика страховых взносов по состоянию на 1 января 2020 года сформировалось превышение расходов над суммой начисленных страховых взносов он вправе обратиться в отделение ФСС за возмещением сложившегося перерасхода или зачесть сумму превышения в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В случае зачета суммы превышения произведенных расходов в счет предстоящих платежей, плательщику страховых взносов необходимо ежемесячно контролировать сумму имеющегося перерасхода в целях недопущения формирования задолженности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Актуальная информация размещена на сайте отделения Фонда в разделе «Прямые выплаты».

Адрес:
426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 24

(3412) 60-70-70 (центр телефонного обслуживания)

(3412) 60-70-80 (приемная)

Источник

Нельзя зачесть остатки по выплаченным в 2020 году пособиям

Если у организации или ИП на 1 января остались незаявленные к зачету остатки выплаченных пособий, зачесть их в 2021 году нельзя. Но вернуть свои деньги можно. Просто с 2021 года работает только механизм возмещения.

До 1 января 2021 компании выплачивали пособия работникам, а затем потраченные суммы зачитывали либо возмещали через ФСС. Зачетный механизм с 2021 года не работает.

Расходы на сумму выплаченных больничных, декретных и детских пособий уменьшались страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно пункту 2 статьи 431 НК РФ. Если сумма выплаченных пособий оказывалась больше суммы взносов к уплате, разницу зачитывали в счет предстоящих платежей либо возмещали на основании заявления и документов компании.

У многих на 31 декабря 2020 года могли остаться суммы выплаченных пособий, которые бухгалтерия по объективным причинам не смогла предъявить к зачету в счет уплаты взносов. Таким образом, у компании образовалась переплата по страховым взносам.

С 1 января 2021 года почти все пособия работникам выплачивает ФСС напрямую. Зачесть переплату после перехода на прямые выплаты в 2021 году нельзя. Переплату можно вернуть.

Чтобы разобраться с остатками 2020 года, нужно обратиться за возмещением в территориальное отделение ФСС по месту регистрации организации или ИП.

Документы для возмещения денежных средств через ФСС

Пакет документов, который нужно подать на возмещение выплат по больничным листам, остался таким же, как он был в 2020 году. Он утвержден приказом Минздравсоцразвития от 04.12.2009 № 951н.

Перечень документов на возмещение средств через ФСС по выплаченным пособиям

В законодательстве не установлены сроки, в течение которых компания должна обратится за возмещением. Подать документы в фонд для возмещения можно в любой период по окончании отчетного квартала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Как вернуть «переплату» по расходам на социальное страхование, образовавшуюся в 2020 году?

Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 2021 года все субъекты РФ перешли на механизм прямых выплаты из средств ФСС. То есть пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия по социальному страхованию выплачивает не работодатель с дальнейшим зачетом выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный механизм страхователей могла образоваться «переплата» по социальным выплатам. Можно ли ее вернуть, вы узнаете из статьи.

В 2012 году на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект «Прямые выплаты из средств ФСС» (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294). Изначально в нем участвовали два региона. Впоследствии – вплоть до 2020 года – к пилотному проекту ежегодно присоединялись все новые и новые участники. Последними в 2021 году на указанный механизм перешли следующие субъекты РФ: Краснодарский, Пермский края, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

На практике возможна ситуация, когда на дату перехода на механизм прямых выплат из средств ФСС (в частности, на 1 января 2021 года) у учреждения осталась «переплата» по страховым взносам за счет превышения размера пособий, которые ФСС не успел зачесть в счет уплаты страховых взносов. Можно ли ее вернуть или зачесть?

По общим правилам зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и страховых взносов осуществляется согласно ст. 78 НК РФ. Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по данному взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном названной статьей (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика). Той же статьей установлены сроки, в которые осуществляется зачет (возврат) налогов, страховых взносов

А могут ли применяться положения ст. 78 НК РФ, если возврату подлежит не сумма излишне уплаченных страховых взносов (перечисленных в бюджет), а разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Аналогичный вопрос анализировался в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 № 15АП-9671/2021 по делу № А32-16337/2020. Приведем спорную ситуацию и решение судей по ней в качестве примера.

В расчетный период в организации были произведены расходы на обязательное социальное страхование на сумму 1 564 099 руб., начислены страховые взносы на сумму 426 298 руб. В результате образовалась «переплата» по страховым взносам по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 137 801 руб. Причем образовалась она не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Суд пришел к выводу, что порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, установленный ст. 78 НК РФ, распространяется только на случаи, когда переплата образовалась в результате уплаты в фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рассматриваемом случае переплата по страховым взносам в том смысле, который предусмотрен ст. 78 НК РФ, у организации не возникла.

Согласно п. 9 ст. 431 НК РФ (действовал до 31 декабря 2020 года), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федеральным законом № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган ФСС выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть:

либо зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования;

либо возмещена территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 255-ФЗ.

Ключевой вывод: излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) могут быть признаны зачисленные на счета соответствующего бюджета (фонда) денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды. Разница, образовавшаяся не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных организацией расходов на выплату страхового обеспечения, переплатой по смыслу ст. 78 НК РФ не является.

В мае 2021 года ФНС выпустила письмо (Письмо от 26.05.2021 № БС-4-11/7258@) об уменьшении страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы расходов на выплату страхового обеспечения при переходе на прямые выплаты. В частности, в письме разъясняется, что выплаты застрахованным лицам (пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) осуществляются территориальными органами ФСС, и страховые взносы, исчисленные с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц начиная с 1 января 2021 года, не могут быть уменьшены работодателями, перешедшими с указанной даты на механизм «Прямые выплаты из средств ФСС», на суммы расходов на выплату страхового обеспечения.

При этом переход на осуществление выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС не повлиял на порядок отражения в карточках расчета с бюджетом (в налоговом органе) сумм страховых взносов, начисленных к уменьшению. Операция начисления (уменьшения), содержащая сумму расходов, превышающих общую сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2021 года, произведенных плательщиком страховых взносов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отраженных в расчете по страховым взносам за периоды до названной даты, учитывается в налоговом органе в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по данному виду страхования по общеустановленным правилам.

То есть это первый возможный вариант зачет налоговым органом «переплаты» по страховым взносам в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования.

Для возврата «переплаты» (второй возможный вариант разрешения ситуации) необходимо обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением и подтверждающими документами.

Перечень документов для возмещения расходов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н:

1) заявление (формы заявления и двух его приложений приведены в Письме ФСС РФ от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029) о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения с двумя приложениями, а именно:

справкой-расчетом, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения;

расшифровкой расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

2) копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, листка нетрудоспособности);

3) другие документы по запросу ФСС.

(должность руководителя
(заместителя руководителя)
органа контроля за уплатой
страховых взносов, Ф. И. О.)

Заявление
о выделении необходимых средств на выплату
страхового обеспечения

(полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица)

регистрационный номер в органе контроля

за уплатой страховых взносов ______________________________________________________________,

код подчиненности _______________________________________________________________________,

адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) / адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица ______________________________ ________________________________________________________________________,

в соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» просит выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме _____________________________ руб.

путем перечисления денежных средств на счет страхователя

№ ______________________________ в банке _______________________________

(полное наименование банка)

ИНН _______________ КПП __________________ корр/счет __________________

БИК ________________ ОКТМО ______________ № лицевого счета *

(наименование финансового органа)

_________________________________________ ___________ ______________ ____________________

(должность руководителя (подпись) (Ф. И. О.) (контактный телефон) организации (обособленного подразделения)) **

_____________________
(Ф. И. О.)

__________________
(контактный телефон)

Место печати страхователя

Законный или уполномоченный представитель страхователя

_____________________
(Ф. И. О.)

__________________
(контактный телефон)

Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя страхователя ________________________________________________________________________________________

Документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя ________________________________________________________________________________________

Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) и Расшифровка расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) страхователем представлены

_____________________
(Ф. И. О.)

* Заполняется организацией, имеющей лицевой счет в органах Федерального казначейства.
** Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).
*** Заполняется при наличии главного бухгалтера.

Приложение 1
к Заявлению о выделении
необходимых средств на выплату
страхового обеспечения

Справка-расчет,
представляемая при обращении за выделением средств
на выплату страхового обеспечения

Источник

Переход на систему прямых выплат пособий в 2020 году: что надо знать бухгалтеру

зачет взносов в фсс в счет пособий в 2020 году

С 1 июля 2020 года к проекту по выплатам пособий напрямую из ФСС присоединились еще 8 регионов нашей страны. Таким образом, эксперимент распространился уже на 77 субъектов РФ. Вячеслав Шинкарев, эксперт по расчету заработной платы, страховых взносов и НДФЛ проекта «Контур.Зарплата» рассказывает, что надо предусмотреть участникам системы прямых выплат и как упросить работу по начислению пособий с помощью электронных больничных.

Чем система прямых выплат отличается от зачетной

Зачетная система

Рассмотрим, как действует эта система на примере пособия по временной нетрудоспособности. По окончании болезни работник приносит в бухгалтерию или кадровую службу больничный лист (или передает сведения об электронном листке нетрудоспособности). Работодатель вносит данные из бюллетеня в учетную систему, делает расчет в течение 10 дней и переводит пособие в ближайший день выплаты заработной платы. По желанию работодателя больничные можно перечислить отдельной суммой до дня выплаты зарплаты.

Информацию о выплаченном пособии по нетрудоспособности организация передает в ФСС. Если сумма пособия оказалась больше, чем сумма страховых взносов, работодатель может либо обратиться в Фонд за возмещением этой разницы, либо оставить «долг ФСС» на следующие месяцы календарного года (в следующем месяце он сможет уменьшить страховые взносы на сумму этой разницы). Если же величина пособия меньше, чем размер взносов в ФСС, фонд засчитывает сумму, потраченную на социальное страхование, а организация переводит сумму взносов за вычетом суммы пособия. Поэтому система и называется зачетной: работодатель платит в ФСС страховые взносы за минусом тех сумм, которые перечислил сотрудникам по больничным листам. Обратите внимание: речь идет о той части пособия, которая должна финансироваться за счет средств ФСС. Первые три дня больничных, которые оплачивает работодатель, в расчете не участвуют.

Система прямых выплат

Формы документов, необходимых для назначения и выплаты пособий в рамках пилотного проекта, утверждены приказами ФСС от 24.11 17 № 578 и 579.

В системе прямых выплат работник представляет все документы, необходимые для назначения пособия, в свою организацию. Но ответственность за перечисление выплат лежит на Фонде социального страхования. Работодатель не позднее 5 календарных дней должен представить в ФСС документы и расчет суммы пособия. Выполнить этот расчет можно в любой учетной программе или онлайн-сервисе.

Фонд обрабатывает полученные документы и не позднее 10 дней переводит деньги непосредственно работнику. Это может быть почтовый перевод, перечисление на счет в банке или на карту «Мир». (Также см. «Выплата пособий: срок обязательного перехода на карты «Мир» продлен»). Информацию о том, куда надо перечислять пособие, организация передает в ФСС вместе с пакетом документов.

Если Фонд обнаружит нестыковки или отсутствие подтверждающих документов, он должен в течение 5 рабочих дней направить запрос в организацию. У нее есть 5 рабочих дней, чтобы представить корректные данные.

Непосредственно застрахованному лицу ФСС выплачивает:

ВНИМАНИЕ

Для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет достаточно один раз передать в ФСС необходимые документы и расчет. Получать от сотрудников повторные заявления не надо. Выплаты будут перечисляться с 1 по 15 число месяца, следующего за расчетным (например, сумма за июнь должна прийти с 1 по 15 июля).

Страхователю ФСС возмещает:

Работодатель не может уменьшить сумму страховых взносов на указанные выплаты. ФСС именно возмещает эти деньги. Чтобы их получить, организация должна обратиться в фонд.

ВАЖНО

В пилотных регионах действует особый порядок возмещения затрат на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения лиц, занятых на работах с вредными или опасными факторами. Особенности установлены постановлением № 294, а форма заявления на возмещение расходов утверждена приказом Минздравсоцразвития от 11.07.11 № 709н.

Плюсы и минусы прямых выплат

Принципиальное отличие зачетной системы от эксперимента ФСС по прямым выплатам заключается в том, что в рамках пилотного проекта оплата пособий не зависит от того, перечисляет ли организация страховые взносы. Также неважно, есть ли деньги на ее расчетном счете: выплаты производит ФСС. Главное, что должен сделать работодатель из пилотного региона — своевременно представить пакет необходимых документов. Данные должны быть переданы в течение 5 календарных дней после того, как сотрудник принес документы в свою организацию.

Фонд, в свою очередь, имеет оперативную информацию по периодам нетрудоспособности и выплатам.

Работодатели, которые недавно перешли на прямые выплаты или сделают это в июле, оценят преимущества проекта: не надо изыскивать средства на выплату пособий и отражать эти суммы в отчетности. Главная сложность — большой объем дополнительной работы по обработке заявлений и формированию реестров. Количество операций увеличивается в разы, если работодатель не пользуется электронными больничными.

На каждый вид пособия работник заполняет форму заявления, которая состоит из 7 листов. При этом половина из них может остаться пустой. Заявление надо распечатать для каждого больничного листа. Работодатель должен хранить заявления, в том числе по уволенным работникам, и предъявить по требованию ФСС. В проекте изменений в приказ № 578 есть предложение формировать заявления только из заполненных полей, то есть работы будет меньше, но все же это достаточно объемная задача.

Также участники пилотного проекта должны составлять три вида реестров для следующих выплат:

Они формируются в печатном или в электронном виде. Печатные формы все разные. Электронные, в зависимости от учетной программы, можно передать одним файлом или сгруппировать по типам пособия.

И здесь бухгалтер столкнется с еще одной сложностью: печатные формы реестров огромны — в них включено до 47 столбцов. Поэтому, даже если в организации небольшой штат сотрудников, вести реестры в электронном виде гораздо удобнее.

ВНИМАНИЕ

Если численность работников страхователя составляет 25 или более человек, то реестр получателей пособий можно сдать только в электронной форме. Работодатели с меньшим числом сотрудников вправе передать реестр на бумажном носителе (лично или по почте) или направить в электронной форме.

Уменьшить количество операций по оформлению реестров помогут электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН).

Как электронные больничные облегчают работу бухгалтера

Из бумажных больничных листов все данные нужно переносить в реестр вручную. Тем же, кто перешел на систему ЭЛН, проще — в этом случае программа сама внесет в реестр сведения из электронных листков нетрудоспособности. Вероятно, в будущем ФСС упростит механизм заполнения реестра при использовании электронных больничных. Предполагается, что достаточно будет ввести номер ЭЛН и данные для расчета пособия. В случае с бумажными больничными ручной ввод сведений в реестр сохранится.

Напомним, что возможность заменить бумажный больничный на электронную версию документа появилась с июля 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ ). Подробнее о том, что такое ЭЛН, как его получить и использовать, см. «Электронный больничный лист в 2019-2020 годах». Если организация планирует начать работу с электронными листками нетрудоспособности, ей необходимы:

Сертификат электронной подписи. Чтобы получать электронные больничные с сайта ФСС, достаточно одного сертификата — на юридическое лицо. А чтобы отправлять заполненные больничные, необходимы три подписи:

Можно обойтись одним сертификатов. В этом случае нужно составить внутренний документ и доверенность, которая дает право подписывать ЭЛН сертификатом, выданным на определенного человека или организацию.

Средства криптозащиты информации. Выбор средств защиты зависит не от желания руководителя или бухгалтера организации. Его определяет выданный организации сертификат электронной подписи.

Сервис ФСС по работе с ЭЛН. Этот сервис предусматривает две возможности. Первая — скачать электронный больничный лист. Для этого необходимо указать в сервисе СНИЛС работника, номер электронного листка нетрудоспособности, регистрационный номер организации. После того больничный лист нужно обработать в кадровой и бухгалтерской программе (заполнить табель, выполнить расчет суммы больничного). Вторая возможность — отправить в ФСС результаты расчета (то есть ту часть ЭЛН, которую заполняет страхователь).

Часто работодатели сетуют на то, что сервис ФСС не позволяет скачивать сразу все ЭЛН по организации. В фонде объясняют это заявительным характером больничного (сотрудник может не предъявить его работодателю). В ближайшем будущем ФСС планирует ввести подписку на оповещения по выданным электронным больничным. То есть страхователь будет получат извещения о том, что по такому-то СНИЛС выписан, продлен или закрыт больничный лист. Для этого организация должна подключиться к системе электронного документооборота через спецоператора. Пока сервис подписки работает в тестовом режиме.

Очевидны преимущества электронных больничных: у кадровиков нет проблем с хранением и учетом бумажных форм, электронные больничные невозможно подделать, а кроме того, всем участникам взаимодействия доступны сведения о периодах нетрудоспособности, полученных ЭЛН и выплаченных пособиях. Информация хранится в системе ФСС и может запрашиваться страхователем неоднократно. А самое главное — переход на электронные больничные существенно упрощает формирование реестров, исключает ручной ввод данных и минимизирует риск ошибок.

Некоторые бухгалтерские решения, например «Контур.Зарплата», обеспечивают взаимодействие работодателей с ФСС по электронным больничным листам непосредственно из программы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *