заикание причины формы заикания комплексный подход к преодолению заикания
Заикание у детей
Причины, симптомы
и методы коррекции
Содержание статьи:
Что такое заикание?
Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Основные причины заикания у детей
Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.
Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:
Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.
Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.
«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»
Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.
Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.
Симптомы логоневроза
Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:
Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.
Формы и типы заикания у детей
Формально принято выделять две формы заикания:
Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.
По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.
Заикание классифицируется и по степени тяжести:
Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜
Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?
Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.
Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.
Полезные упражнения:
Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.
Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.
Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.
Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.
Занятия с логопедом
Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:
Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.
Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:
Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.
Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.
Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.
Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!
Вы научитесь:
1. дифференцировать итерации и истинное заикание;
2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.
3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;
4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.
Заикание причины формы заикания комплексный подход к преодолению заикания
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата.
Статья:
В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный подход, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий. Необходимость именно комплексного воздействия объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-то частный «изолированный» дефект, а сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка. Естественно, что такое сложное расстройство не может быть преодолено за счет использования каких-то отдельных приемов – здесь необходимо воздействие на весь организм в целом, начиная с раннего возраста.
В нашем дошкольном учреждении функционирует группа для детей с заиканием. Эти дети требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна. Поддержка личности такого ребенка выступает в коррекционной работе на первый план.
Комплексный метод, включает в себя различные медико-педагогические мероприятия:
Коррекционные логопедические занятия с учителем – логопедом.
Музыкотерапия – использование музыки в оздоровительных целях.
Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием движений.
Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее и физическое оздоровление и коррекцию в двигательной сфере.
Логоритмотерапия – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.
Сказкотерапия – постановка лечебных спектаклей.
Куклотерапия – использование различных видов театра для коррекции речи, снятия болезненной фиксации на дефекте.
Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами.
Получение позитивных результатов – следствие партнерского продуктивного контакта и принципа межпрофессиональной деятельности специалистов и педагогов, осуществляющих реабилитационную работу. С каждым из этих специалистов имеется перспективный план по взаимодействию.
Приемы компенсации речевых расстройств в работе с детьми с ТНР в первую очередь базируются на положениях гуманной педагогики. Гуманизация специального образования предполагает, прежде всего, уважение к личности каждого ребенка с проблемами развития. Особенно принципы гуманного отношения к ребенку актуальны в работе с заикающимися дошкольниками. Ведь в первую очередь у таких детей необходимо «наладить» душевный комфорт, а только потом приступать непосредственно к коррекции заикания.
Для психического здоровья таких детей важна благоприятная среда, в которой его любят и понимают, не позволяют грубого обращения, где не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Работать с такими детьми интересно, но в тоже время очень трудно. Ведь кроме основного речевого нарушения у большинства детей присутствуют различного рода невротические проявления. Рассеять тревогу, создать вокруг ребенка теплую и спокойную атмосферу – первое условие, как для профилактики, так и для лечения заикания. Ведь страшно не само заикание, страшно, когда оно патологически изменяет личность ребенка. Поэтому, чтобы процесс воспитания, развития и коррекции стал продуктивным, мы следуем принципам личностно-гуманного подхода к каждому ребенку. Это главное укрепляющее средство.
В каждом человеке, а в ребенке тем более, живет стремление сообщить миру о своих достижениях, мыслях, чувствах, отношении к происходящему. А такой ли ребенок с заиканием?
Речь заикающегося ребенка в большинстве случаев, нормально развивается, дети свободно излагают свои мысли, общаются с взрослыми и сверстниками. Это происходит до тех пор, пока они не столкнутся с травмирующей ситуацией и не осознают свой речевой дефект. И формула знаю как, умею, и хочу общаться, сразу ломается. «Я – не такой, как все, я не могу говорить, как другие дети, а значит, и не буду». И у ребенка с заиканием постепенно нарушается коммуникативная функция.
Что такое заикание?
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата.
Сам факт существования речевых судорог приводит к целому ряду речевых и личностных нарушений, что вынуждает заикающихся во время речи одновременно думать о том, что сказать, как сказать. Речь для ребенка становится тяжким трудом, и ставит его перед необходимостью как быстрее передать хотя бы элементарное содержание высказывания; тут не до позы, взгляда, мимики, жеста.
Повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс компенсации речевого дефекта, предупредить появление рецидивов, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации – задача педагогов, медиков, всех работающих с такими детьми.
А учиться и лечиться такой ребенок будет с увлечением и охотой только тогда, когда его вовлекают в интересную и разнообразную деятельность. Такой интересной деятельностью для ребенка является игра. Игра управляет развитием, в ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. С этой целью в моем кабинете создана развивающая Лого среда, которая помогает превратить трудный процесс коррекционной работы в занимательную игру. Лого среда оформлена в виде кукольных персонажей из знакомых детских мультфильмов: «Простоквашино», «Путешествие в Тили-мили-трямдию» и др. Эти персонажи позволяют быстрее вступить в контакт с ребенком с речевой патологией, создать атмосферу сказочности, быстро развернуть с ребенком любую коррекционную и театрализованную деятельность.
Радость жизни ребенок ощущает, если во время игры царит духовная общность между логопедом и воспитанником. Эта общность и достигается через развивающее воздействие Лого среды.
Длительный процесс компенсации речевого дефекта требует ненасильственных методов управления. И здесь опять выручает его «Величество Игра». Ведь методика Г.А. Волковой, которую использую в работе, так и называется «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». В ходе игр-занятий подбираю разнообразные игровые упражнения, речевые игры, в том числе и игры-драматизации.
Эти игры подтолкнули меня к использованию в «лечении» заикания элементов куклотерапии. Куклы в работе с дошкольниками всегда играли немаловажную роль. А если у ребенка еще и различные невротические проявления, заикание, нарушение дыхания, темпа речи и др., то здесь кукла является и средством коррекции этих нарушений. Упорядоченность и согласованность движений руки и речи обусловлено применение в коррекции заикания ручных кукол. «Уже один вид веселого человечка, который оживает на глазах зрителей, вызывает большой интерес, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению» [3, 99].
Когда дети научились работать с куклой, пришло время непосредственно, самим войти в образ. Это очень сложно для детей, как в эмоциональном, так и в психологическом плане, т.к. кукла и ширма – это некая защита для ребенка от зрителя, и отсутствие таковой как бы обнажает его, оставляет один на один со зрителем, дает колоссальную психоэмоциональную нагрузку. Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребенка достаточно долго и доставляют ему много волнений.
За ширмой, но без занавеса.
Театр в темных очках.
В игре с куклой все внимание ребенка теперь уже концентрируется на руке и на кукле, таким образом, снимается болезненная фиксация на речи. Напряжение с органов артикуляции переходит на руку. Рука ребенка напряжена и дрожит, а речь льется спокойно без пароксизмов заикания. Особенности ручных кукол позволяют широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Даю куклу в руки ребенка, с ее помощью в игровой форме обучаю детей игровой технике, незаметно исправляя запинки в речи.
Действенным приемом коррекции заикания является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – основана на использовании связи слова, музыки и движения. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Основными составляющими логопедической ритмики являются:
Различного рода ходьба, прыжки, бег под музыку
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 31 год.
Определение болезни. Причины заболевания
Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).
Причины развития заикания у детей
Причины заикания делятся на две группы:
Факторы риска развития заикания у детей
Предрасполагающие причины заикания:
Провоцирующие причины заикания:
К неблагоприятным условиям относятся:
Причины развития заикания у взрослых
Симптомы заикания
Основные признаки заикания — частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.
Заиканию также характерны:
Патогенез заикания
Анатомия и физиология речи при заикании
В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.
Механизм развития заикания
При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:
Классификация и стадии развития заикания
Формы заикания
Виды заикания по форме судорог:
Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:
В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:
Виды заикания по течению:
Стадии развития заикания
Первая стадия [17] [24] [26] :
Вторая стадия [21] :
Третья стадия [25] [26] [27] :
Четвёртая стадия [10] [22] [24] :
Осложнения заикания
Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :
Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :
Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.
Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:
Диагностика заикания
К какому врачу обращаться
Нейрофизиологические обследования
Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):
Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.
С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).
Лечение заикания
В каком возрасте лучше начать лечение у детей
Лечить заикание нужно начать сразу после постановки диагноза.
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.
Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.
Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других методик лечения заикания:
Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.
Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.
Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.
Устранение заикания у дошкольников
У детей заикание проходит само по себе, даже без лечения. В данном случае следует уменьшить нагрузку на речевой аппарат малыша, а также время от времени посещать специалистов, которые проконтролируют развитие речи в динамике.
Устранение заикания у подростков и взрослых
Чем старше становится ребёнок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддаётся коррекции с большим трудом. Основная цель лечения — обучить навыкам релаксации и умению сохранять позитивный настрой, поддерживать постоянную уверенность в себе и своих силах, использовать методики по повышению самооценки.
Взрослый человек часто уже адаптировался к собственным речевым особенностям либо научился их контролировать. Главной задачей лечения заикания является уменьшение стресса, т. к. на его фоне заикание может усиливаться.
Новые методики для лечения заикания
Примеры устройств и компьютерных программ для лечения заикания:
Прогноз. Профилактика
Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.
Тактика поведения родителей при заикании у ребёнка
Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил: