закл акт сбсе 1975
Хельсинский акт (СБСЕ)
Консультации перед подписанием
Впервые идея о создании общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе была озвучена в марте 1969 года. Случилось это на встрече руководителей стран Варшавского договора, которая проходила в Будапеште. Такая идея казалась труднореализуемой, хотя очередной Совет НАТО в апреле 1969 года, который проходил в Вашингтоне, идею обсуждал и назвал её возможной. В дальнейшем в июне 1969 года Брежнев на международном совещании коммунистических партий вновь подтвердил необходимость выработки единой европейской системы безопасности, а через месяц с аналогичным заявлением выступил Министр иностранных дел СССР, Громыко.
Посредником между капиталистическими и социалистическими странами решила выступить Финляндия. Поэтому уже в мае 1969 года президент Финляндии Урхо Кекконен направил ноты всем руководителям европейских государств, призывая их выработать единую систему европейская безопасности. Страны социалистического лагеря идею поддержали, а капиталистические страны согласились участвовать в переговорах только при условии, что к ним будут допущены также Соединённые Штаты Америки и Канада. В итоге их требования были удовлетворено.
Хельсинский акт продвигался очень тяжело. Предстояло решить множество противоречий. Более того, само совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе заняло большой период времени и его можно разделить на 3 важных этапа:
В итоге после завершения трёх этапов 1 августа 1975 года был подписан Заключительный акт СБСЕ.
Основные положения документа
Хельсинский акт 1975 года это объёмные документ, который состоит из трех разделов:
Выстраивание отношений между странами
Данный раздел заключительного хельсинкского акта СБСЕ 1975 года состоял из десяти пунктов:
В этом разделе акта были прописаны меры по укреплению взаимного доверия в вопросах безопасности и разоружения. В частности оговаривалось, что все страны должны предупреждать друг друга о любых армейских учениях, а также о любых масштабных маневрах и передвижениях армии. Также именно в хельсинском заключительном акте было впервые прописано условие об обмене военными наблюдателями.
Второй раздел акта
В данном разделе заключительного акта СБСЕ 1975 года описывались вопросы так или иначе касающиеся нескольких направлений:
В качестве областей науки и техники, которым нужно было уделить первостепенное внимание в развитии, были выделены следующие направления: сельское хозяйство, использование ресурсов, энергия, транспортная техника, химия, физика, океанография, метеорология, сейсмология, исследование вечной мерзлоты, жизнь в условиях холода, электронно-вычислительная техника, информационные технологии, космические исследования, медицина, здравоохранение, экология.
Кто подписывал акт
Заключительный акт длительное время подготавливался, поэтому встреча на высшем уровне в конце июля 1975 года в Хельсинки зафиксировала, зафиксированные ранее соглашения. Ниже приведена таблица, в которой указаны страны и их представители, которые поставили свою подпись под Хельсинкским заключительным актом СБСЕ.
Наиболее важные вопросы хельсинкского акта
Сам факт того, что с момента провозглашения идеи о необходимости выработки единой системы европейской безопасности до подписания соглашений прошло более 5-ти лет говорит о том, что между странами существовали большие разногласия. Это естественно, поскольку хельсинский заключительный акт это первая попытка юридического оформления взаимоотношений между социалистическими и капиталистическими странами. Подробнее об этом далее, но сейчас важно отметить, что при обсуждении хельсинкских соглашений был целый ряд вопросов, по которым возникали острые противоречия, прежде всего, между СССР и США:
Советская делегация на подписании акта
Советская делегация в Хельсинки на подписании заключительного акта была представлена:
2 августа советская делегация в полном составе вернулась в Москву.
Историческое значение
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года является безусловным успехом. Как минимум об этом говорит факт того, что этот документ (с правками разумеет) актуален и по сей день. Прежде всего это был успех закрепления и разграничения сфер влияния в Европе. Очень важно отметить, что несмотря на достигнутые успехи, хельсинский заключительный акт всех проблем и всех разногласий между социалистическими и капиталистическими странами не решал. Тем не менее этот акт сводил к минимуму вероятность того, что европейские страны в решении своих политических задач будут прибегать к военной силе.
Если говорить военным языком, то в 1975 году в Хельсинки был подписан пакт о ненападении в Европе. Гарантами этого выступили 4 государства: СССР, США, Великобритания и Франция.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.
Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.
Кроме того, документ включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три «корзины» — три измерения безопасности:
— военно-политическое измерение — согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);
— экономико-экологическое измерение — анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;
— человеческое измерение — политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.
Юридическая природа Хельсинкского Заключительного акта с начала его разработки была неоднозначно оценена юристами-международниками, а также представителями государств-участников. Вопрос статуса Хельсинкского Заключительного акта стал предметом доктринальных исследований юристов и политологов, мнения которых разделились. Некоторые ученые и исследователи считают, что в нем содержатся не юридические обязательства, а политические договоренности; другие утверждают, что он представляет собой договор особого рода (sui generis); третьи полагают, что документ носит смешанный характер, то есть содержит как политические договоренности, так и целый ряд юридически обязательных положений.
Заключительный акт Хельсинкского совещания стал кульминацией процесса разрядки напряженности: 35 стран договорились о политическом и экономическом сотрудничестве, а также обязались соблюдать права человека.
Гельмут Шмидт и Эрих Хонеккер подписывают Заключительный акт Хельсинкского совещания
От конфронтации к сотрудничеству
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)
1 августа 1975 года после двух лет переговоров был, наконец, подписан Заключительный акт Хельсинкского совещания, в котором европейским странам гарантировались неизменность границ, территориальная целостность, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и равноправие суверенитетов. Кроме того, в документе было зафиксировано обязательство уважать право народов на самоопределение и права человека, в том числе свободу слова, свободу совести и свободу убеждений.
То, что выглядело сухим текстом договора, в действительности стало политическим переломом на европейском континенте: период конфронтации сменился периодом сотрудничества.
Экс-канцлер ФРГ Гельмут Шмидт
Впервые после окончания Второй мировой войны западные страны признали существующие в Европе границы. Это касалось и спорной германо-польской границы по рекам Одер и Нейсе, которую незадолго до этого правительство ФРГ, сформированное социал-демократами и либералами из СвДП, признало, подписав соответствующий договор с Варшавой. Восточноевропейские страны считали особенно важной именно эту часть Заключительного акта. Западноевропейские же государства делали основной упор на соблюдении прав человека в странах Восточного блока. Документ в целом способствовал разрядке напряженности. На следующий день после подписания документа, как было решено в Хельсинки, текст договора должен был быть опубликован во всех странах, участвовавших в Совещании.
Несмотря на все попытки властей в некоторых странах Восточного блока подавить деятельность правозащитных движений, Заключительный акт Хельсинкского совещания стал важнейшим документом на пути к преодолению раскола европейского континента. Выступая с инициативой начать процесс разрядки напряженности, восточноевропейские страны рассчитывали, прежде всего, добиться гарантий собственной территориальной целостности, но именно этот процесс в период с 1975 по 1990 годы в значительной степени способствовал краху Восточного блока.
Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Анатолий Иванов
Редактор: Вячеслав Юрин
Как Хельсинский акт стал эпитафией СССР
Сегодня исполняется 43 года с момента подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который в Москве рассматривали как залог нерушимости границ в Европе, признания и мирного сосуществования с Западом, но который оказался приглашением на похороны СССР и всего советского блока
Столь желаемое Москвой Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе стартовало 3 июля 1973 года в Хельсинки и завершилось в столице Финляндии 1 августа 1975 года подписанием лидерами 35 стран Хельсинского акта. Он может считаться торжеством советской дипломатии и одновременно. эпитафией на могиле СССР и всего возглавлявшегося им «социалистического содружества» в Европе.
Советский лидер Леонид Брежнев был уверен, что решил основные международные проблемы, особенно в Европе, подписав Хельсинский акт, — через 16 лет его страны не стало. Фото: www.globallookpress.com
Этот документ был призван легитимизировать внутренне ощущавшее свою неполноценность советское руководство в глазах Запада, подтвердить и обеспечить нерушимость границ в послевоенной Европе, стать основой разрядки напряженности в мире и международного экономического и культурного сотрудничества. Его подписали, в частности, такие уже давно не существующие страны, как СССР, Югославия, Чехословакия, Германская Демократическая Республика (ГДР), и такие лидеры, как президент Румынии Николае Чаушеску и первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германия (СЕПГ) Эрих Хонеккер. Первого после последовавшего в результате путча лжесуда расстреляли впоследствии вместе с супругой. Второй, отсидев недолго в немецкой тюрьме после отстранения от власти и депортации из ельцинской России, отправился как частное лицо умирать от рака к дочери в далекое Чили.
Победа, затем крах
К этому привели генетически связанные с Хельсинки концепции «общеевропейского дома» и «нового мышления», которые стали также прикрытием для разложившейся советской номенклатуры в деле ликвидации СССР. Объединившись с уголовниками-«теневиками» и псевдокоммунистической этнократией в союзных республиках, эта сформировавшаяся благодаря главным образом отрицательному отбору, жаждущая обогащения «элита» согласились на геополитическую катастрофу страны, превращение ее в полуколонию Запада, чтобы присвоить ее несметные богатства и «общенародную» собственность.
О чем шла речь
Очередная тщетная попытка договориться с «партнерами», хотя и была обставлена с невероятной помпой, опять оказалась игрой в одни ворота и улицей с односторонним движением. Это прекрасно видно по декларации принципов, которыми государства-участники, в числе которых были и США, обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Государства-участники подрядились уважать «суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу и политическую независимость».
Кто-то вспомнил об этом, когда Запад уничтожал Югославию, бомбил Сербию, чтобы оторвать от нее Косово? Об этом вспомнили, только когда Крым по итогам референдума воссоединился с Россией, правопреемницей СССР, частью которого он являлся, как и ранее Российской империи.
Государства-участники обязались воздерживаться от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом. Прекрасно. Это положение, если забыть о Балканах, вроде бы соблюдается, но только по форме: фактически этих целей уже давно добиваются путем «оранжевых революций», госпереворотов, «майданов».
Давайте вместе горько посмеемся с учетом знания того, что произошло после Хельсинки, над пунктом «нерушимость границ»: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».
Кроме того, государства-участники обязались уважать «территориальную целостность» друг друга и разрешать споры между собой «мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».
Президент США Джеральд Форд был в числе подписантов положения о «невмешательстве во внутренние дела»: «Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений».
Обещавшие в Хельсинки не вмешиваться во внутренние дела других государств только этим и занимаются. Фото: www.globallookpress.com
США таким образом «гарантировали», что будут «при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету».
Расскажите об этом очередному хозяину Белого дома, а также тем его предшественникам, которые буднично «меняли режимы» в других странах, поддерживали террористов в Косово.
Улица с односторонним движением
При этом США похоронили детант с СССР в 1979 году, когда советское руководство поддержало одну из сторон в гражданском конфликте в Афганистане, угодив в умело расставленную Вашингтоном ловушку. Западные страны вместе с СССР обязались также «воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности, или подрывной, или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника». Чтобы потом финансировать, вооружать террористов и принимать «беженцев» из захваченной головорезами Чечни.
Как и любой международный документ, Хельсинский акт был компромиссом, но только для Москвы, так как только она и ее сателлиты серьезно отнеслись к его подписанию. СССР в числе других обязался, в частности, «уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений», а также «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод». И подставился по полной программе. Это США можно было послать в 1978 году свой спецназ в Гайану и уничтожить почти тысячу якобы массово «отравившихся» членов американской социальной секты «Храм народов», стремившихся перебраться в СССР, не вызывая практически никакой критики.
Зато Москву за «инакомыслящих» и «диссидентов», в том числе чисто фарсовых персонажей вроде «рабочего Дремлюги», имели по полной программе, хотя тех не столько преследовали, сколько делали им для Запада репутации, куда они потом в основном и перекочевали.
Массовая резня спецназом почти тысячи «инакомыслящих» американцев в 1978 году в латиноамериканской Гайане не оставила ни малейшего пятнышка на репутации США как защитнике «прав человека». Фото: www.globallookpress.com
В документе также шла речь о мерах военного доверия, разоружении, сотрудничестве в области экономики, науки и техники, окружающей среды, развитии торговли, поощрении деловых контактов, улучшении условий деятельности предприятий, фирм и банков в сфере внешней торговли. Ни слова о санкциях. Там говорилось о развитии туризма, контактах между людьми, воссоединении семей, молодежных встречах, улучшении распространения и обмена информацией, хотя имелась в виду, прежде всего, пропаганда, сотрудничестве в области культуры и проч.
Что получили?
Все это фразы и слова, от которых после почти полувека остался пустой звук. Главное — в другом. Одного из двух лагерей, встретившегося с другим в Хельсинки, теперь нет. И это прямое следствие Хельсинского акта.
Входившие в него страны были либо уничтожены вовсе, распавшись на более мелкие государства. Как Югославия — в жутких конвульсиях. Или Чехословакия — вполне мирно. Либо были аннексированы более крупными странами, как ГДР ФРГ. Или урезаны территориально и ослаблены, как Россия, существовавшая тогда в виде СССР. Либо страны исчезнувшего социалистического лагеря стали самыми оголтелыми членами сохранившегося и расширившегося за их счет.
Делаем выводы
Главная мораль и вывод, которые приходится сделать сегодня, в день очередной годовщины подписания Хельсинского акта, заключается в том, что договоры и соглашения живут ровно столько, пока их участники являются сильными, если и пока их подписантов гипнотизируют фразы, напрочь лишенные на самом деле какого-либо реального содержания. Сейчас снова раздаются призывы к оставшейся без союзников и территориально ужавшейся России «договориться» с «партнерами». Теоретически это возможно, но следует повторить, что Запад считает любые договоренности с ним формальностью, если за ними не стоит сила и державная готовность всеми способами защищать свои интересы.
СССР-Россия угодила в ловушку Хельсинского акта во многом потому, что сама хотела обманываться, мечтала о «конвергенции», «новом мышлении». Была готова ради хороших отношений с Западом, чтобы заработать право продавать туда газ, идти на тайные сделки и договоренности вроде поддержки своим авторитетом фейковой «Лунной программы» США, вставляя для этого, в том числе, палки в развитие собственной космической отрасли. В результате вместо стабильности и нерушимости границ Москву и ее союзников ожидало совершенно иное.
Потому что лидеры СССР и стран Варшавского договора сели играть в карты с профессиональными шулерами, в сговоре с которыми находилась к тому же часть их собственных советников. Именно так, например, обстояло дело с начавшим впадать в маразм советским лидером Леонидом Брежневым. Последняя четверть века просто обязана избавить Россию от иллюзий конструктивно договориться о чем-то с Западом. О Хельсинском акте полезно вспомнить сегодня только потому, чтобы снова не наступить на те же самые грабли.
Закл акт сбсе 1975
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года Высокими Представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.
Во время начального и заключительного этапов Совещания перед его участниками в качестве почетного гостя выступил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В ходе второго этапа Совещания внесли свои вклады Генеральный директор ЮНЕСКО и Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН.
Во время заседаний второго этапа Совещания были сделаны также вклады по различным пунктам повестки дня представителями следующих неучаствующих средиземноморских государств: Алжирской Народной Демократической Республики, Арабской Республики Египет, Израиля, Королевства Марокко, Сирийской Арабской Республики, Тунисской Республики.
Вдохновляемые политической волей, в интересах народов, к улучшению и активизации их отношений, содействию в Европе миру, безопасности, справедливости и сотрудничеству, сближению между ними, а также с другими государствами мира,
Преисполненные решимости в этой связи придать полную действительность результатам Совещания и обеспечить использование плодов, вытекающих из этих результатов, между их государствами и во всей Европе и тем самым расширять, углублять и сделать поступательным и прочным процесс разрядки,
Высокие Представители государств-участников торжественно приняли следующее:
Вопросы, относящиеся к безопасности
в Европе
Подтверждая свою цель содействия улучшению отношений между ними и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность;
Убежденные в необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, и в том, что претворение в жизнь результатов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе будет одним из крупнейших вкладов в этот процесс;
Считая, что солидарность между народами, как и общность стремления государств-участников к достижению целей, как они выдвинуты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, должны вести к развитию лучших и более тесных отношений между ними во всех областях и, таким образом, к преодолению противостояния, проистекающего из характера их отношений в прошлом, и к лучшему взаимопониманию;
Памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания изыскивать, полностью принимая во внимание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов, возможности объединять их усилия с тем, чтобы преодолевать недоверие и укреплять доверие, разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в интересах человечества;
Признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую заинтересованность в развитии сотрудничества во всей Европе и между собой, и выражая свое намерение предпринимать соответственно усилия;
Признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов;
а) Декларация принципов, которыми государства-участники
будут руководствоваться во взаимных отношениях
Подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливости и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества;
Признавая, что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате опыта прошлого;
Подтверждая, в соответствии с их членством в Организации Объединенных Наций и в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, свою полную и активную поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами;
Выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю действовать, в применении этих принципов, в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций;
Заявляют о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях:
I. Суверенное равенство, уважение прав,
присущих суверенитету
Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.
В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет.
II. Неприменение силы или угрозы силой
Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.
Соответственно, государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника.
Равным образом, они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях об любых актов репрессалий с помощью силы.
Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.
III. Нерушимость границ
Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.
Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.
IV. Территориальная целостность государств
Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников.
В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.
Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.
V. Мирное урегулирование споров
Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.
Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.
В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами.
В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.
Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.
VI. Невмешательство во внутренние дела
Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений.
Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства-участника.
Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.
Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника.
VII. Уважение прав человека и основных свобод,
включая свободу мысли, совести, религии и убеждений
Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.
В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести.
Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возможность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области.
Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.
Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их.
Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними.
В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обязанности, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны.
VIII. Равноправие и право народов распоряжаться
своей судьбой
Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.
Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.
Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа.
IX. Сотрудничество между государствами
Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства.
Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.
Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества.
Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это определено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народов.
X. Добросовестное выполнение обязательств
по международному праву
Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.
При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обязательства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному соглашению, преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей 103 Устава ООН.
Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.
Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми.
Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа, «Добросовестное выполнение обязательств по международному праву», отмечают, что настоящая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответствующих договоров и других соглашений и договоренностей.