заключая письменный договор с феодалом изгой становился
Какие три из названных терминов обозначали категории людей зависимых от крупных земледельцев в Древней Руси?
Какие три из названных терминов обозначали категории людей зависимых от крупных земледельцев в Древней Руси.
Помогите пожалуйста а) тиун б) рядович в) инок г) закуп д) холоп е) волхв.
Что или кто является лишним в ряду?
Что или кто является лишним в ряду?
Лишнее выпишите и дайте краткое обоснование.
А)Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир.
Б)Холоп, рядович, тысяцкий, челядин, закуп.
Дам 20 баллов?
Соотнесите древнерусский термин и его объяснение : 1) Смерд 2) Закуп 3) Рядович 4) Холоп А) человек, попавший в полную зависимость от господина, раб.
Б) человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина.
В) разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой он отрабатывали на поле у человека, ссудившего его деньгами.
Что лишнеезакупырядовичистрельцыхолопы?
Какие из этих категорий населения «Русская Правда» относила к зависимым?
Какие из этих категорий населения «Русская Правда» относила к зависимым?
Почему не был заключен мировой договор между СССР и Японией?
Почему не был заключен мировой договор между СССР и Японией?
Что такое вотчина, холопы, челядь, смерды, закуды, рядовичи?
Что такое вотчина, холопы, челядь, смерды, закуды, рядовичи.
Установите соответствие между термином и его объяснением?
Установите соответствие между термином и его объяснением.
1) былины а) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу)
2) вече б) натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов
3) дань в) величественные песни, прославляющие богатырей
4) закуп г) человек, который заключил договор, согласившись работать и жить у господина на определённых условиях
5) рядович д) народное собрание на Руси.
Назовите население древней руси близкое по своему положению к рабам1)холопы2)смерды3)рядовичи4)закупы?
Назовите население древней руси близкое по своему положению к рабам
Город где в конце XVII в?
Город где в конце XVII в.
Был заключен мирный договор между россией и китаем.
Что такое рядовичи, смерды, закупы, холопы, чередь?
Что такое рядовичи, смерды, закупы, холопы, чередь?
Капитализм (рыночная экономика, свободное предпринимательство) — экономическая система, доминирующая в Западном мире после крушения феодализма.
. Оборона крепости Гетман Станислав Жолкевский, непосредственно руководивший польской армией, был человеком весьма здравого ума, поэтому выступал против войны, с Русским государством. Гетман считал, что она не соответствует интересам Речи Посполитой..
У́ния — союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом. Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно.
Союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом. Унияпредставляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом.
Конечно же отношение плохое так как испанские конкистадор безжалостно убивали и ограбляли индейцев вывозили с континета золото и привозили в Европу.
34жаттығу Еңбек етсең ерінбей, тояды қарның тіленбей. Күшіңе сенбе, адал ісіңе сен. Астық қырманға жөнелтілді. Қорыққанға қос көрінер.
1658,Разряды зависимых крестьян Древней Руси — кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика
Закупы как категория древнерусского населения
Б. Д. Греков назвал вопрос о закупах одним из самых беспокойных в историографии Древней Руси. Ведь письменные памятники, которые содержат слово «закуп» довольно малочисленны. Например, он совсем не встречается в летописях. О закупах нам приходится судить только по тем материалам, которые имеются в Пространной Правде – основном и главном источнике в изучении так называемого закупшичества.
Само наличие определённого законодательства о закупах, которое было объединено в «Уставе о закупах» склоняет нас к выводу о значительном распространении в данный период закупничества, а также о его существенной ведущей роли в образе жизни барского подворья в двенадцатом веке.
Закуп свода законов «Русская правда» выступает с определёнными социальными и экономическими признаками. Однако, прежде чем разбираться в их существе необходимо уяснить, что закупом называли там недавнего смерда, то есть свободного крестьянина-общинника, лишённого из-за разорения средств производства, вынужденный экономической необходимостью искать покровительства и защиты у господина. Однако и данное утверждение нельзя признать удовлетворительным в полной мере, так как оно не вносит ясности и прозрачности в предзакупное положение бывшего раннее общинника. На самом же деле, в какой именно мере был разорён крестьянин – настолько ли, что он в данном пошатнувшемся состоянии сохранил крестьянский социально-экономический статус самостоятельного производителя? Данный вопрос имеет принципиальное значение и так называемый «Устав о закупах» может помочь нам в его разрешении.
Также не менее интересно и то обстоятельство, что в Русской правде закуп запечатлён утратившим всякую связь с существующей крестьянской общиной, членом которой он когда то был. Во всём Уложении не встречается ни одного намёка на любой контакт закупа с сельской общиной. Здесь он фигурирует в качестве человека, который подчиняется только одному господину.
Следовательно, до того как закуп стал таковым он полностью потерял общину, выпав из неё по каким-либо причинам. Какое было его имущество в тот самый момент? Чтобы получить ответ, давайте обратимся к Пространной Правде. Итак, в пятьдесят седьмой статье говорится, что закупа снабжает инвентарём хозяин.
Таким образом, можно предположить, что на момент становления закупом человек не имел ничего.
История Киевской Руси интересна и уникальна. В частности, слои населения в ней были не похожи на европейские. В статье мы ответим на вопрос: «Закуп — это кто?» Итак, все население Древней Руси делилось на две большие категории: свободные и зависимые люди. Первая категория включала в себя аристократическую верхушку общества (князья, бояре), служилую (дружинники) и торговую (купечество). Вторая категория была более сложной по своей структуре, и в ней можно выделить две основные социальные группы: личнозависимые или рабы. К ним относились холопы, которые, в отличие от античности, были не классическими, а патриархальными рабами, и люди, экономически зависимые, — это закупы и рядовичи, а также смерды.
Хлебопашец вольный
Слово «смерд» известно историкам из «Русской Правды» и следующих за ней законодательных актов. Выдающиеся историки (М.Н.Тихомиров, Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков) пытались установить место этой группы в древнерусской общественной структуре, и в основном им это удалось.
Согласно общепринятому мнению, смерд – дееспособный крестьянин-землевладелец. Историки полагают, что изначально так именовали полноправного члена сельской крестьянской общины, а по мере развития феодальных отношений понятие было перенесено на крестьянина, чьим сюзереном выступало непосредственно государство (в лице князя или боярской республики, как в Новгороде). Он был подсуден князю, нес в его пользу повинности и платежи. Смерд был собственником своего имущества и передавал его по наследству, но исключительно сыновьям. При отсутствии таковых наследником становился князь, обязанный из наследства выдать содержание незамужним дочерям покойного. Но подобная практика в эпоху феодализма существовала и для высших сословий – там тоже наследником мог стать сеньор.
Свод законов «Русская Правда»
Об этих двух категориях экономически зависимого населения повествует один, но очень важный исторический источник — «Русская Правда». Он представляет собой комплекс древних норм письменного права, который оформлялся в течение нескольких столетий, начиная с XI века. В нем же есть ответ на вопрос: «Закуп — это кто?» Первым эти законы записал в бытность новгородским князем. Потом дополнил после занятия великокняжеского стола в Киеве. Затем его дети, князья Ярославичи, и внук, Владимир Мономах, внесли свою лепту в «Русскую Правду».
Наиболее детально свод законов регламентирует положение закупов, в значительно меньшей степени — рядовичей. Он же определяет, что закуп — это зависимая категория населения. В тех и других есть как общие черты, так и отличия.
Особенности уголовной ответственности
Однако можно слышать и утверждение, что смерд – зависимый человек, равный холопу (лично зависимому слуге). Сторонники этой точки зрения апеллируют к словосочетанию «смердии холопы», имеющемуся в «Правде Ярославичей». В соответствующей статье за убийство просто холопа и «смердеевого холопа» назначается одинаковая вира в 5 гривень.
Однако большинство историков не согласны с таким толкованием. Ими предложено две альтернативные версии. Первая гласит, что данная статья указывает на то, что смерды тоже могли (наравне с феодалами) владеть холопами, и компенсацию ущерба получали наравне со знатью. Вторая же утверждает, что термин указывает на род работ, выполняемых холопом для хозяина. Обычно холоп был дворовым слугой, но некоторые занимались и сельским хозяйством. Таких и могли называть «смердии холопы», то есть те, что по занятию ближе к смердам.
Факт, что ответственность за нанесение ущерба смерду или его убийства в законодательстве Древней Руси была ниже, чем по отношению к «людям», то есть однозначно свободным незнатным личностям. Но труд земледельца тогда вообще ценился невысоко.
Категории населения их положение
Киевский князь — правящая верхушка общества.
Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.
Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.
Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.
Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.
Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.
Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.
Временно обязаны
Смерд также мог переходить в другие категории временно. Для таких случаев существовали отдельные термины. Так, смерд, взявший у феодала в долг, становился «закупом» («купа» – долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядовичем» («ряд» – договор). Закупы и рядовичи ограничивались в правах, в частности, не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но это длилось, пока не был выплачен долг или выполнена работа. Затем рядович или закуп вновь становился смердом. Законы охраняли некоторые их права (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).
Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».
Свободные и несвободные
Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)
Права смердов
Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.
После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.
Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).
Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.
Защита прав закупа
Если какое-либо из прав нарушалось, он мог прибежать на княжеский двор и заявить о несоблюдении закона. Данная привилегия защиты в княжеском суде подчеркивала, что закуп — это бывший свободный человек, который, отработав купу, имел возможность вернуть свой прежний социальный статус. Ему также давалось право свидетельствовать в суде по так называемому малому иску, т. е. не очень серьезным делам. Никакая другая категория зависимого населения этого делать не могла.
Разряды холопов
Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».
Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.
В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.
Группы населения в Киевской Руси
Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде».
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Отрывок, характеризующий Закупы
– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас… – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает. Как хотелось бы увидеть всё это.
– А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла.
– Думаю – нет… – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же…
– Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?!
– Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю… Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было… Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него…
– Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла.
– Ещё как можно, милая… Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.
Заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).
Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской правде» хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом, однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.
История. 6 класс
Сеньоры и вассалы
Необходимо запомнить
Средневековое европейское общество
Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе европейских государств стоял монарх (единоличный правитель) – король, либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.
К IX–X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на которой работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не вовремя сданный оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.
Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.
Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.
Феодальная иерархия – иерархия светских феодалов, то есть своеобразная ступенчатая лестница «чинов». На верхней ступени располагался король, считавшийся вассалом Бога, ниже – графы и герцоги, вассалы короля, далее бароны, бывшие вассалами герцогов и графов, а в самом низу были вассалы баронов – простые рыцари, не имевшие своих вассалов.
С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.
Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.
Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежали луга, леса, озёра, реки.
Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.
Заключая письменный договор с феодалом изгой становился
Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ |