заключение договора перевозки груза морским транспортом подтверждается

Заключение договора перевозки груза морским транспортом подтверждается

Статья 8. Заключение договора перевозки груза

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 8

С 01.01.2022 в ч. 1 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

С 01.01.2022 ч. 2 ст. 8 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

3. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, указанного в части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 8 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо указать в транспортной накладной регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о таких документах) содержатся в государственных информационных системах.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.

Источник

Статья 115 КТМ РФ. Определение и виды договора морской перевозки груза (действующая редакция)

2. Договор морской перевозки груза может быть заключен:

1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);

2) без такого условия.

3. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

4. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи.

5. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

Комментарий к ст. 115 КТМ РФ

а) лицо, которое выступает как сторона договора морской перевозки груза;

б) любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени (в связи с договором морской перевозки груза).

Заключить договор морской перевозки грузоотправитель может от своего имени либо через своего полномочного представителя. Одно и то же лицо может быть грузоотправителем и грузополучателем. Такая ситуация возможна в договорах купли-продажи товара на условии FOB.

— не знало и не могло знать, что в отношении этого документа имеются возражения или притязания со стороны какого-либо лица;

— без злоупотребления правом.

Держатель товарораспорядительного документа считается добросовестным, пока не установлено обратное. Презумпция добросовестности установлена законом (п. 3 ст. 10 ГК РФ). Добросовестность держателя требуется ко времени приобретения документа в свое владение.

Держателем товарораспорядительного документа могут быть грузоотправитель, грузополучатель и любой возможный промежуточный держатель. Держателем может выступать агент любого из этих лиц, действующий от своего собственного имени.

О недобросовестном держателе говорят в тех случаях, когда товарораспорядительный документ приобретен безвозмездно либо когда приобретатель документа знал или по обстоятельствам дела должен был знать о юридических недостатках своих прав на такой документ.

Согласно Конвенции о морской перевозке договор морской перевозки означает любой договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой; однако договор, охватывающий перевозку морем, а также перевозку каким-либо иным способом, рассматривается как договор морской перевозки для целей Конвенции лишь в той степени, в какой он относится к перевозке морем.

Объектом обязательства по перевозке грузов являются перевозимые перевозчиками грузы. Если материальным объектом обязательства по перевозке является перевозимый груз, то в качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только перевозку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Договор перевозки груза является двусторонним. Упомянутый в определении получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует (кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем). Поэтому перевозку груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Право получателя (т.е. третьего лица) требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя (ст. 224 ГК РФ). В договоре перевозки этот товар предстает в качестве груза, но права и обязанности, связанные с его приемкой, возникают у получателя не из договора перевозки, а в силу соответствующих указаний норм транспортного законодательства при условии признания получателем своего вещного права на доставленный перевозчиком груз с намерением им воспользоваться.

Договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии с п. 2 ст. 789 ГК РФ является публичным (ст. 426 ГК РФ). Поэтому, согласно ГК РФ, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, должен публиковаться. Отсутствие или неполнота таких публикаций не могут влиять на права пользователей транспортных услуг.

Договор перевозки относится к числу сделок, для которых необходима письменная форма их совершения. В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Различают договоры перевозки во внутреннем и международном сообщении. Особенности международных перевозок обусловлены тем, что они, как правило, выполняются с пересечением государственной границы и регулируются положениями международных договоров в области транспорта. Перевозки между портами внутри страны на морском транспорте называются каботажем (ст. 4 КТМ РФ).

Кокин А.С. Международная морская перевозка грузов: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007.

С целью обеспечения достоверности и полноты информации о грузах, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке (опасных веществах в упакованном виде, крупногабаритных, тяжеловесных и металлогрузах, лесных грузах), грузоотправитель должен поручить разработку информации о грузе признанной организации. Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.

Для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими наибольшую опасность при морской транспортировке (опасными веществами в упакованном виде, крупногабаритными, тяжеловесными и металлогрузами, лесными грузами), капитан судна представляет капитану порта информацию о грузе и документ о его безопасной укладке и креплении, выданные признанной организацией.

Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части: исправности тары и упаковки; наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент; отсутствия течи жидких грузов в таре; соответствия тары нормативным документам; наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей; отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой; отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.

При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:

а) возможность его смещения под воздействием качки;

б) опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);

в) возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;

г) выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;

д) необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.

По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:

а) обладающие агрессивными свойствами;

б) подверженные воздействию агрессивных факторов;

Тара грузовых мест массой брутто 1 тонна и более должна иметь приспособления (обуха, рымы, гаки, стропы и т.п.) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов на судне. Прочность указанных приспособлений должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при морской транспортировке. Подъемные приспособления не должны выступать за наружные поверхности тары.

При обнаружении недостатков, связанных с опасностью утраты, порчи или повреждения груза и/или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

По механической модели смещения все виды смещающихся грузов классифицируются следующим образом:

а) абсолютно твердое тело (контейнеры, ролл-трейлеры, крупногабаритные и другие так называемые грузовые места);

б) сплошная связно-сыпучая среда (навалочные и зерно);

в) дискретная структура (пакеты, металлопрокат, чугун в чушках, металлолом и др.).

Грузы, а именно: подвижная техника (автомобили, ролл-трейлеры и т.д.), железнодорожные вагоны, контейнеры, платформы, поддоны, съемные цистерны, близкие к состоянию абсолютно твердого тела, находятся на судне под действием сил, не зависящих от свойств самого груза.

В зависимости от используемой системы крепления такие грузы подразделяются на:

Грузы, состоящие из отдельных более или менее крупных и однородных частиц (зерновые и навалочные), образуют сплошную связно-сыпучую среду с постоянными или закономерно и непрерывно изменяющимися физическими и механическими свойствами. Условия смещения в такой среде зависят от прочностных свойств груза, определяемых по специальным методикам.

Нестандартизированные грузы разделяются на две группы:

б) структурообразующие грузы.

Груз на судне должен быть размещен исходя из следующих условий:

а) рационального использования грузовместимости помещений и грузоподъемности судна;

б) совместимости и сохранности груза в процессе перевозки;

в) сохранения местной и общей прочности судна;

г) обеспечения необходимой посадки и остойчивости в течение всего рейса;

д) обеспечения обзора поверхности моря с места управления судном;

е) обеспечения несмещаемости груза под воздействием качки;

ж) возможности использования береговых перегрузочных средств и беспрепятственной выгрузки и погрузки в промежуточных портах захода.

Запрещается совместная перевозка в одном грузовом помещении грузов:

а) пачкающих, пылящих и боящихся загрязнений;

б) выделяющих влагу, например, в процессе испарений, и боящихся подмочки или сырости;

в) издающих запахи и воспринимающих их;

г) выделяющих ядовитые газы и пищевых продуктов;

д) носителей карантинных объектов и подверженных их воздействию;

е) требующих в процессе перевозки различных тепло- и влаговентиляционных режимов.

Соблюдение местной прочности, задаваемой в судовой документации в виде допустимой удельной нагрузки на перекрытие, может определяться:

а) максимальной допустимой высотой штабеля груза по формуле:

Источник

Статья 67 КВВТ РФ. Договор перевозки груза (действующая редакция)

1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

4. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.

Комментарий к ст. 67 КВВТ РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи, по сути, дается легальное определение договора перевозки груза внутренним водным транспортом. Договор перевозки груза представляет собой обязательство, в рамках которого перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В настоящее время содержащееся в настоящей статье понятие договора фактически повторяет определение договора перевозки груза в рамках современного гражданского законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Котухов С.А., Бирюкова Т.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (постатейный) / Под ред. С.Ю. Морозова. М., 2015.

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.

По своей правовой природе договор перевозки в рамках настоящего кодекса является реальным, так как считается заключенным только в момент принятия перевозчиком груза и выдачи правоподтверждающего документа на груз.

Заключаемый договор носит возмездный характер. Размер провозной платы устанавливается сторонами с учетом особенностей, установленных ст. 6 КВВТ (см. комментарий к ст. 6).

Пример: как следует из материалов дела о взыскании задолженности за перевозку груза речным транспортом, истец, заявляя требования, указал, что в провозную плату подлежит включение стоимости дополнительных работ (не включенных в провозную плату) в связи с применением дополнительной буксирной тяги для прохождения затруднительных участков реки гружеными судами. В ходе рассмотрения дела было установлено, что истец в навигацию 2015 г. (в июле 2015 г.) осуществил перевозку груза ответчика по реке Яна на основании поданных заявок на перевозку груза в соответствии с п. 2 комментируемой статьи по предъявлении груза без составления договора перевозки; по результатам перевозки у сторон возникли разногласия по размеру провозной платы. Суд в удовлетворении требования отказал, поскольку расходы на вспомогательный флот (буксир) включены в тарифы, утвержденные уполномоченным органом, и являются составной частью провозной платы (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф02-8104/2016 по делу N А58-869/2016).

Особенности правового статуса сторон договора перевозки на внутреннем водном транспорте позволяют сделать вывод также о публичном характере данного договора. Перевозчиком выступает судовладелец, непосредственно имеющий лицензию на осуществление данной деятельности. При этом грузоотправителем может выступать как физическое лицо в рамках перевозки груза для личных (бытовых нужд), так и юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Публичный характер договора обязывает перевозчика заключать соответствующие договоры без оказания каких-либо предпочтений в заключении договора. Публичность договора позволяет в случае возникшей необходимости использовать возможность принудительного заключения договора.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет документы, подтверждающие факт заключения договора перевозки груза внутренним водным транспортом.

К таким документам относят транспортную накладную, а также оформленные на ее основании дорожную ведомость и квитанцию о приеме груза.

Закрепление в комментируемой статье данного положения согласуется с требованием п. 2 ст. 785 ГК о том, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Аналогичные нормы содержат и иные транспортные кодексы и уставы.

Статья 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

Согласно ст. 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. Кн. 4. 910 с.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Иркутской области исходил из недоказанности истцом факта перевозки груза. Суд указал, что представленный истцом акт от 18 октября 2011 г., подписанный со стороны ответчика неуполномоченным лицом, сам по себе, в отсутствие транспортной накладной или оформленных на ее основании дорожной ведомости и квитанции о приеме груза для перевозки, не является документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке грузов истцом ответчику. Суд кассационной инстанции подчеркнул, что транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и, по сути, представляет собой письменную форму этого договора. Однако в материалы дела истцом не представлены документы, перечисленные в КВВТ как правоподтверждающие перевозку. В удовлетворении требования было отказано, поскольку истцом не доказан факт перевозки груза (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2013 г. по делу N А19-1366/2013).

Здесь важно отметить позицию Пленума Верховного Суда, отраженную в п. 20 Постановления от 26 июня 2018 г. N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»: отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Если таких доказательств будет недостаточно, суд сможет признать договор незаключенным или недействительным.

Пример: как следует из материалов дела ООО «ТрансРыбПром» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к ООО «Сонико-Чумикан» с иском о взыскании задолженности за перевозку груза и процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд, рассматривая дело, установил, что документы, представленные организацией в качестве подтверждения заключения договора на перевозку (накладная и дорожная ведомость), составлены после принятия груза к перевозке, а квитанция о приеме груза к перевозке отсутствует. Суд, отказав в удовлетворении требования истца, пояснил, что в случае отсутствия документов, подтверждающих фактическое исполнение перевозчиком в пользу отправителя обязательств по перевозке груза, а также документов, позволяющих определить массу груза, сроки и стоимость перевозки, договор перевозки является незаключенным (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2011 г. N Ф03-9363/2010 по делу N А73-14097/2009).

Коносаментом является ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки.

Коносамент выполняет три основные функции:

— является свидетельством заключения договора перевозки;

— является распиской в получении груза перевозчиком;

— является товарораспорядительным документом (ценной бумагой).

После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Товарораспорядительный характер коносамента заключается в возможности смены собственника груза путем передачи коносамента, пока груз плывет в порт назначения.

Детальное правовое регулирование использования коносамента изложено в § 3 гл. VIII КТМ. При применении коносамента в перевозках внутренним водным транспортом нормативные правила должны применяться по аналогии закона.

3. Согласно п. 2 комментируемой статьи транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки должны быть составлены в соответствии с требованиями правил перевозок грузов.

В п. 3 комментируемой статьи это правило детализируется: формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

Как уже отмечалось в комментарии к предыдущей статье, в настоящее время в российском законодательстве такие правила отсутствуют. Правила перевозок грузов (ч. 1), утв. Департаментом речного транспорта Минтранса 1 января 1994 г., были отменены Приказом Минтранса от 14 декабря 2004 г. N 44.

Имеется только проект Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, разработанный Минтрансом в 2017 г. Поэтому следует руководствоваться предписаниями относительно порядка перевозки грузов на внутреннем водном транспорте, которые содержатся в законодательстве и международных договорах РФ (подробнее см. комментарий к ст. 66).

URL: https://regulation.gov.ru/p/67678 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Письмом ФНС от 21 августа 2009 г. N ШС-22-3/660@ направлены систематизированные материалы по документированию операций при транспортировке товаров. В приложении 1.4 приведены документы, оформляемые при погрузке товара в речной транспорт. Используются следующие документы:

4. В с п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза как всего судна полностью, так и его части (отдельных помещений). Такой договор называется договором фрахтования.

Действительно, в действующем КТМ чартер подразделяется на два вида: тайм-чартер и бербоут-чартер. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. Бербоут-чартер представляет собой договор фрахтования судна без экипажа, в рамках которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211).

В КВВТ такого подразделения не производится и используется терминология ГК.

Пример: суд отказал во взыскании задолженности по договору фрахтования за оказанные услуги по доставке оборудования и техники, поскольку истец не доказал размер провозной платы за перевозку грузов по предъявленным дорожным ведомостям, кроме того, ответчик представил платежные поручения, подтверждающие произведенные истцу оплаты. Суд, разрешая спор, дал правовую оценку договору по перевозке оборудования и техники от 1 июля 2008 г., придя к выводу о его юридической незаключенности, поскольку данный договор не позволяет установить, что волеизъявление сторон было направлено на установление отношений фрахтования.

Так, в п. 1.1 договора, определяющего его предмет, предусмотрено, что истец обязуется доставить на накатных судах вверенный ему отправителем (ответчиком по делу) груз. Подобное формулирование предмета подпадает под определение обязанности перевозчика по договору перевозки (доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения, ст. 785 ГК), тогда как существенным условием договора фрахтования является не доставка груза, а предоставление всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов (ст. 787 ГК).

В п. 3.2 договора установлено, что ответчик оплачивает до начала оказания услуг, указанных в п. 1.1 договора, 50% размера оплаты за перевозки. В п. 3.1 договора тоже использован термин плата за перевозки, а не за фрахт. Стороны и в преамбуле договора и в его реквизитах названы перевозчиком и отправителем, а не фрахтовщиком и фрахтователем (ст. 787 ГК). Сам договор поименован как перевозка оборудования и техники.

При таких обстоятельствах одного лишь указания в п. 3.1 договора на расчет за перевозку (термины: фрахт, чартер отсутствуют) одной баржи с техникой на линии Варандей-Усинск для квалификации договора перевозки оборудования и техники от 1 июня 2008 г. как согласовывающего по предмету именно отношения фрахтования при наличии противоречий с вышеуказанными пунктами договора недостаточно. В связи с этим договор перевозки оборудования и техники от 1 июля 2008 г. не может быть признан юридически заключенным (ст. 432, 787 ГК). Таким образом, каждая дорожная ведомость, предъявленная в иске, представляет собой самостоятельный договор перевозки, заключенный в порядке п. 2 ст. 785 ГК (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2009 г. N 09АП-17819/2009-ГК по делу N А40-92425/08-102-893).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *