заключение договора с аварийно спасательной службой на опо
Ростехнадзор разъясняет: О необходимости заключения договора на обслуживание ОПО с профессиональными аварийно-спасательными службами
Необходимо ли заключать договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или аварийно-спасательными формированиями, если организация эксплуатирует опасный производственный объект IV класса опасности, в состав которого входят исключительно только подъемные сооружения (краны автомобильные самоходные)?
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Указанная норма не содержит исключений, следовательно, любая организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор на обслуживание вне зависимости от класса опасности.
Ростехнадзор разъясняет: О необходимости заключения договора на обслуживание ОПО с профессиональными аварийно-спасательными службами
Необходимо ли заключать договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или аварийно-спасательными формированиями, если организация эксплуатирует опасный производственный объект IV класса опасности, в состав которого входят исключительно только подъемные сооружения (краны автомобильные самоходные)?
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Указанная норма не содержит исключений, следовательно, любая организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор на обслуживание вне зависимости от класса опасности.
Ростехнадзор разъясняет: Профессиональные аварийно-спасательные службы, формирования (до 2021 г.)
Вопрос:
ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» эксплуатирует изотермический резервуар для сжиженных атмосферных газов Т36 V 60К-Р2 (сосуд, работающий под давлением); среда — жидкий кислород, максимальное количество опасного вещества О2 составляет 6869 кг. Опасный производственный объект (ОПО), на котором эксплуатируют данный сосуд, зарегистрирован в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора как объект III класса опасности.
В настоящее время ведется работа по получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Волжско-Окское управление Ростехнадзора в ответ на предоставленные нами лицензионные материалы сообщило, что отсутствуют сведения о согласовании плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии с » Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730; не представлены копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
С данными замечаниями Ростехнадзора мы не согласны. В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) «планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах». ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» эксплуатирует ОПО III класса опасности (используют оборудование, работающее под избыточным давлением более 0.07 МПа), а по количеству опасного вещества ОПО относится к объектам IVкласса опасности.
Мы считаем, что отсутствуют основания для разработки, согласования и заключения с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоров на обслуживание. Прошу дать разъяснения по данному вопросу со ссылкой на нормативные документы.
Д.А. Сметанин, менеджер по подготовке к эксплуатации и содержанию ОПО ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород»
На вопрос отвечает и.о. начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев:
Согласно статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО возложена на организацию, эксплуатирующую ОПО. Функцию планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО реализуют путем составления эксплуатирующими организациями плана мероприятий локализации и ликвидации последствий аварий.
Согласно п. 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Порядок лицензирования, лицензионные требования и условия установлены » Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов II и III классов опасности (далее — Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г № 492. В соответствии с подпунктом «р» п. 5 Положения одно из лицензионных требований к лицензиату — наличие, в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ, договоров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала лицензиата.
Таким образом, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями, способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработанным организацией.
Вопрос от 13.10.2017г.:
При осуществлении каких видов деятельности на ОПО в обязательном порядке должны создаваться собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования»
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
Вопрос от 13.10.2017г.:
Просим дать разъяснения, если по законодательству организация не обязана создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, но имеет в своем штате такое формирование, зачем ей создавать нештатное аварийно-спасательное формирование?
Ответ: Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с п. 4 приказа №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» от 21.12.2005г. организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. А также согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.
Вопрос от 13.10.2017г.:
Нужна ли аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования и аттестация членов нештатного аварийно-спасательного формирования, если задачи и функции этого формирования, определенные руководством организации, являются вспомогательными и непосредственно в ликвидации аварии данное формирование не участвует»
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.
Вопрос от 01.03.2018:
Каким образом создать с минимальными требованиями внештатное аварийно-спасательное формирование в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, если весь персонал состоит из 5 сменных операторов котельной, 2 слесарей и мастера, при этом операторы – женщины, слесари – пенсионеры? В ПЛА участвуют до приезда профессионального АСФ.
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ внештатные АСФ должны создаваться в организациях, эксплуатирующих ОПО, в случаях предусмотренных данным законом или другими нормативными правовыми актами.
Требований в области ПБ о создании внештатного АСФ на ОПО III класса опасности, которым является газовая котельная, нет.
В разработанном в вашей организации плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии должны быть указаны действия работников до прибытия профессионального АСФ, исходя из конкретных обстоятельств, а также обязанностей и возможностей конкретных работников. Формировать из этих работников внештатное АСФ с разработкой соответствующих внутренних нормативных документов нет необходимости.
Вопрос от 25.07.2018:
В управление поступило обращение по вопросу необходимости создания газоспасательной службы (далее ГСС) на металлургическом предприятии?
Также сообщаем, что согласно п. 1692 вышеуказанных федеральных норм и правил, требования безопасности в газовом хозяйстве металлургических предприятий и производств распространяются, в том числе на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты газового хозяйства металлургических и коксохимических предприятий и производств, связанные с подготовкой, транспортировкой и потреблением природного газа.
Таким образом, необходимость создания собственной газоспасательной службы или заключение договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями носит обязательный характер.
Вопрос от 30.01.2019:
Существует ли необходимость заключения договора с аварийно-спасательными формированиями при IV классе ОПО (на балансе тепловые сети Р боле 0,07МПа, Т более 115С)?
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Из вышеизложенного следует, что требование о заключении договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями распространяется на все опасные производственные объекты, независимо от их класса опасности.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Договор на обслуживание
Основными задачами аварийно-спасательного формирования в рамках договора являются:
ПМЛЛА разрабатывается согласно Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. №730 «Об утверждении положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах». После разработки, он будет согласован с Руководителем ПАСФ.
Приказ МЧС РФ №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) на территории Российской Федерации» от 28.12.2004 описывает то, как должен быть разработан ПЛАРН и предполагает, что ПЛАРН будет согласовываться с ПАСФ, даже если ПАСФ не производила его разработку.
Ст. 9.1. КОАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа:
За грубые нарушения:
Объекты, для которых может быть интересно сотрудничество
К категории опасных производственных объектов в соответствии с федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-фз «о промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся объекты, на которых:
В соответствии с пунктом 1 ст.13 Федерального закона от 22 августа 1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях.
В свою очередь, в планах по локализации и ликвидации аварийных ситуаций должны быть отражены все виды аварий и происшествий, которые могут произойти на объекте в результате опасной производственной деятельности.
ПАСФ «АСС НГТЭК», находясь в круглосуточном оперативном дежурстве систематически отрабатывает на учебно-тренировочных занятиях все возможные действия по ликвидации любых аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на обслуживаемом опасном производственном объекте.
Заключая договор на обслуживание с ПАСФ «АСС НГТЭК» Вы можете быть уверены в высочайшем уровне безопасности и обслуживания объекта.
Договор с АСФ на обслуживание опасных производственных объектов (ОПО)
Согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997, всем владельцам и арендаторам опасных производственных объектов, следует заключать договор на обслуживание с аварийно-спасательным формированием или службой. Данные подразделения оказывают помощь населению и предприятиям, если возникают чрезвычайные ситуации, аварии и катастрофы. В штате аварийно-спасательного формирования должны работать специалисты, которые обладают соответствующим опытом. Выезжая на объект, они берут с собой необходимые материалы, оборудование, спецтехнику.
Договор с АСФ на обслуживание ОПО подразумевает готовность формирования оперативно реагировать на поступающие сигналы опасности. Выезжая на вызов, специалисты принимают необходимые меры: эвакуируют с объекта людей и ликвидируют источник опасности, тушат пожары, если таковые имеются, а также заботятся о том, чтобы последствия происшествия не нанесли вред окружающей среде.
Работаем по всей территории Российской Федерации.
Гарантируем выполнение заявок точно в срок.
Вы получите полные сведения о пожарной безопасности объекта.
У нас работают квалифицированные эксперты с аккредитацией МЧС.
Наши сотрудники оснащены самым современным оборудованием.
Вы будете уверены в стабильности вашего бизнеса.
ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР С АСФ
Договор на аварийно спасательные работы при ЧС на ОПО
После крупного пожара, который произошел в Москве на строительном рынке «Синдика», было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя Генерального директора предприятия. Данное лицо заключило фиктивный договор на обслуживание с АСФ и ДПО, которые не имели возможности должного реагирования на чрезвычайную ситуацию. Было установлено, что формирование не имело необходимого оборудования и техники, для выполнения аварийно-спасательных работ, хотя было аттестовано на их проведение. Одновременно с этим, заместитель Генерального директора вступил в халатный сговор с руководителем АСФ и заключил договор на формальных основаниях. После начала чрезвычайной ситуации ни АСФ ни добровольная пожарная охрана не смогли ни локализовать не предотвратить происшествие, прибыли на место только тогда, когда пожар полным ходом ликвидировался силами Федеральной пожарной службы.
Эксплуатация и обслуживание ОПО
Аварийно-спасательные формирования, прежде чем оказывать услуги предприятиям, должны пройти процедуру аттестации. Она позволяет подтвердить квалификацию спасателей и получить разрешение на работу. Процедура аттестации не делает различий между объектами, на которых могут потребоваться аварийно-спасательные работы. Однако в зависимости от деятельности предприятия, условий работы, ликвидационные меры и специфика применяемых средств может отличаться.
В период с 1997 по 2011 годы существовали «Квалификационные требования» к формированиям и там перечислялось 42 вида работ, которые проводятся АСФ. Некоторые из них, в свою очередь, были поделены на пункты. Таким образом, всего существовало 46 видов работ. В настоящее время эти требования упразднены и существует 8 пунктов работ, которые оказывают специалисты согласно договору на обслуживание с аварийно-спасательным формированием. Среди них:
Обслуживание опасных производственных объектов
Ошибочно мнение, что опасными являются объекты, которые располагаются исключительно на производствах. Любое юридическое лицо, которое имеет в собственности или аренде (эксплуатирует) ОПО, обязано заключать договор с АСФ. Основной перечень можно найти на сайте Ростехнадзора, поэтому ниже мы приведем на понятном русском языке перечень тех объектов, о которых нет данных в открытом доступе и подробное описание к ним (именно с этими объектами, как правило, бывают неприятности в следствие отсутствия договора):
1. Топливно-энергетический комплекс.
1.1.Участок магистрального газопровода (к данной категории относятся не только участки, расположенные на предприятиях или в черте населенного пункта, газопровод в СНТ, ДНТ, ГСК и ТСЖ также является опасным объектом и подлежит обслуживанию);
1.2. Котельная, газовый котел, база хранения газа, газонаполнительный пункт, резервуар, в том числе передвижная (автомобильная) цистерна, межпоселковая сеть газоснабжения, система теплоснабжения (в том числе в котеджных поселках);
1.3. Участок трубопровода теплосети, электросети, дизельная подстанция, площадка трансформатороной подстанции;
2. Различные отрасли промышленности.
2.1. Участки по добыче торфа, угля (в.т.ч. шахта, гидрошахта, участок отвала пород (при этом места переработки, погрузки-разгрузки также являются ОПО);
2.2. Рудник, прииск, карьер (добыча полезных ископаемых, недр или драгоценных металлов, в том числе открытым и подземным способом добычи);
2.3. Участок добычи сырья, дробильно-сортировочная площадка, участки всех видов строительства;
2.4. Склад взрывчатых материалов, полигон и площадки их погрузки/разгрузки;
2.5. Участок ведения буровых работ, устройство скважин, компрессорная площадка (в том числе работы на акватории вод);
2.6. Участки геофизических работ;
3. Химическая промышленность.
3.1. Цех, участок, площадка производства и переработки, база товарно-сырьевая, склад готовой продукции, склад ГСМ, АЗС, отдельно расположенный резервуар;
3.2. Холодильная установка, площадка производства спирта;
3.3. Производство, переработка, погрузка-разгрузка цветных металлов, отравляющих, взрывоопасных, легковоспломеняющихся веществ;
4.Другие объекты, не включенные в перечисленный список.
4.1. Объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры;
4.2. Объекты хранения, переработки и использования растительного сырья.
В данном перечне приведены только спорные объекты, которые являются предметом судебных разбирательств и привлечения к ответственности руководителей организаций. Полный перечень опасных производственных объектов, которые обязаны заключать договор на обслуживание с аварийно-спасательными формированиями, содержится в нормативных документах.
Аварийно-спасательное обслуживание ОПО
На сегодняшний день, большинство аварийно-спасательных формирований создаются формально, именно для заключения договоров и получения прибыли, при этом они не имеют элементарного оснащения и штата сотрудников. Перед тем, как заключить договор на обслуживание, руководству предприятия необходимо удостовериться в том, что АСФ/НАСФ/АСС готовы к реагированию на чрезвычайные ситуации. Предложения заключить договор формально, по заниженной цене, влекут серьезные последствия, причем отвечать за данные действия будет не АСФ, а руководитель предприятия/организации.
Формирование должно разработать план, который учитывает все особенности чрезвычайной ситуации на конкретном объекте. Если потребуется, специалисты должны провести эвакуацию персонала и пострадавших при помощи наиболее подходящих транспортных средств. Подписать договор с аварийно-спасательным формированием можно на любой срок, начиная от года и далее. В этом документе будут перечислены все услуги, которые будут оказывать спасатели.
Ответственность за отсутствие договора с АСФ
Иногда организации, которые ведут работы на опасном производственном объекте, игнорируют необходимость заключения соглашения со спасательной структурой или надеются обойтись собственными силами. Чем грозит такая ситуация, кроме штрафов, которые придётся заплатить за отсутствие договора на обслуживание? Прежде всего, стоит рассмотреть возможность того, что предприятие будет лишено лицензии на проведение работ в условиях повышенной опасности. Такой вариант может стать реальностью после нескольких проверок, если контролирующие органы поймут, что штрафные санкции в отношении ответственного лица не привели к желаемому результату. А именно — к заключению договора с профессиональной аварийно-спасательной службой.
Лишение лицензии грозит остановкой работ и, соответственно, потерей прибыли. Чтобы возобновить деятельность, придётся потратить некоторое время, выдержать очередные проверки и, в конечном итоге, всё-таки заключить договор. Однако и остановка работ — не самое страшное, что может случиться при отсутствии соглашения на обслуживание объекта. Самым фатальным последствием станет чрезвычайная ситуация и результаты, к которым она приведёт. Если помощь не будет оказана своевременно, это приведёт к человеческим жертвам, масштабным разрушениям и значительному ущербу окружающей среде. Пожалуй, говорить о том, чем такое происшествие обернётся для ответственных лиц и владельца, либо арендатора ОПО, излишне. Тогда как, подписав договор на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой на любой удобный срок, можно свести описанные выше риски к минимуму.
Более того, обслуживая предприятие, сотрудники АСФ смогут принять участие в правильной организации работы систем безопасности и подскажут, как минимизировать вероятность возникновения чрезвычайной ситуации. Специалисты, в деталях знающие нормы, стандарты и требования к безопасности, сумеют оптимизировать работу предприятия. Их помощь позволит не допустить возникновения ЧС. А это гораздо легче, чем потом избавляться от последствий аварии.