заключение договора с физическим лицом по 223 фз

Заключение контракта по 223-ФЗ как физ. Лицо

Правильно ли я понимаю, что:

2) Не нарушаю ли я какие-либо законы, заключая сразу несколько контрактов на малые суммы (заказчику для заключения контрактов на сумму более 100 тыс. руб. требуется объявлять конкурс, поэтому работа разбита на несколько контрактов, содержание работ в каждом из которых незначительно отличается)?

3) Смогу ли я по содержанию договора определить, что он заключается именно по 223-ФЗ, и что все страховые взносы будут заказчиком уплачены? Чтобы удостовериться, что все прошло именно по указанной процедуре и в дальнейшем у меня не будет проблем с законом.

4) На что еще следует обратить внимание при регистрации договора, какие могут быть подводные камни?

Спасибо всем за ответы. Возникло 2 дополнительных уточнения:

1) Правильно ли я понимаю, что в данной ситуации договор скорее всего будет оформлен как «договор подряда» или «договор возмездного оказания услуг»?

2) Насколько я понимаю, в договоре порядок оплаты может быть прописан любой, т.е. необязательно на банковский счет? Таким образом, я смогу получить деньги в кассе предприятия. Не хотелось бы иметь лишних вопросов в банке, т.к. туда практически одновременно поступят несколько равных сумм, по сути не оформленных как «зарплата».

Александр, добрый день.

Пусть организация удерживает НДФЛ с вас и платит страховые взносы, но систематическое занятие деятельностью с извлечением прибыли налоговая может расценить как предпринимательскую, поэтому риски есть (ст. 2 ГК РФ).

После получения выплат от заказчика мне не придется подавать налоговую декларацию? В настоящее время трудоустроен на полную ставку в другом месте, не может в связи с этим возникнуть проблем?
Александр

Декларацию подавать не нужно (ст. 229 НК РФ). Хотя вы трудоустроены, вы можете зарегистрироваться в качестве ИП, чтобы избежать привлечения к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ:

КоАП РФ, Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Не нарушаю ли я какие-либо законы, заключая сразу несколько контрактов на малые суммы (заказчику для заключения контрактов на сумму более 100 тыс. руб. требуется объявлять конкурс, поэтому работа разбита на несколько контрактов, содержание работ в каждом из которых незначительно отличается)?
Александр

Вы не нарушаете, а вот организация несет риски, поскольку исходя из последней судебной практики дробление договоров (контрактов) является незаконным (такие договоры может оспорить прокуратура, подав иск о признании договора недействительной сделкой).

За нарушение при выборе способа определения поставщика предусмотрена ответственность для заказчика по ч. 2 ст.7.29 КоАП.

1) В данном случае заказчик выступает налоговым агентом — удерживает НДФЛ, а также платит страховые взносы? Таким образом, мне не стоит беспокоиться о том, что
Александр

Александр, добрый вечер! Да

впоследствии меня могут привлечь к ответственности за незаконное предпринимательство (т.к. я получаю деньги за работу без регистрации ИП)
Александр

вообще это не связанные вещи — уплата НДФЛ и осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП, но тут вопрос в том что не особо это и нужно если НДФЛ и страховые уплачиваются, с ИП на УСН налогов выйдет меньше, а так если выручка не превысит 2250 тыс. за три года то по административке ст. 14.1 КоАП штраф 1000 руб. но тут вообще вопрос является ли ваша деятельность предпринимательской в принципе

2) Не нарушаю ли я какие-либо законы, заключая сразу несколько контрактов на малые суммы (заказчику для заключения контрактов на сумму более 100 тыс. руб. требуется объявлять конкурс, поэтому работа разбита на несколько контрактов, содержание работ в каждом из которых незначительно отличается)?
Александр

если речь о 223-ФЗ то в законе критерии четкие заключения контракта с
единственным поставщиком, в отличие от 44-ФЗ не прописаны, это должно
быть отражено в положении о закупках. Но ив 44-ФЗ если аналогии
проводить ограничений именно на количество закупок не было (только
ограничение на общую сумму за год по такому основанию)

3) Смогу ли я по содержанию договора определить, что он заключается именно по 223-ФЗ, и что все страховые взносы будут заказчиком уплачены? Чтобы удостовериться, что все прошло именно по указанной процедуре и в дальнейшем у меня не будет проблем с законом.
Александр

В дополнение к Алексею выдержка из решения УФАС Красноярского края по делу № 90-16-15 (по 44 фз, но подход по 223-фз такой же). Заказчик должен оценивать указанные риски.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 100 тыс. руб. каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.
Принимая во внимание тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, Комиссия приходит к выводу о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях их заключения с единственным поставщиком. Указанное дробление не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать необходимость проведения аукциона при осуществлении закупки на сумму свыше 100 тыс. руб.

Источник

Как физическому лицу стать поставщиком?

Некоторые госзаказы могут выполнять самые обычные люди, потому что заказчикам нужны разные товары и услуги с небольшими бюджетами. Бывает так, что заказчики публикуют закупку на сумму, которая не интересна ИП или юридическому лицу. В результате заявок нет и закупка признается несостоявшейся. Как раз в таких процедурах могут участвовать физические лица.

Какие закупки подойдут физическим лицам?

заключение договора с физическим лицом по 223 фз

Найти контракт можно почти в любой сфере. В основном это товары, работы и услуги на 100-300 тысяч рублей. Вот неполный список вариантов:

В каких случаях доступ к закупке будет закрыт?

Закон 44-ФЗ не допускает участников:

Заказчик может ограничить круг участников:

Что нужно для участия в закупках?

Документы

Электронная подпись и регистрация в ЕИС

Без регистрации не обойтись и «физикам», и «юрикам».

Финансовое обеспечение заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств

Только для конкурса и электронного аукциона. Подробнее об обеспечении мы писали здесь. Для участия в электронных закупках физлицу нужно открыть спецсчет.

Рекомендации участникам

Рассчитывайте стоимость услуг с учетом налогов и взносов

При расчете стоимости услуг нужно учитывать, что с цены контракта будут удержаны выплаты. Как минимум НДФЛ (13%).

Если поставщик оказывает услуги, заказчик выплачивает за него страховые взносы в пенсионный фонд. В случае закупки товаров страховые взносы не выплачиваются. В фонд социального страхования взносы не отчисляются ни в том, ни в другом случае.

Внимательно читайте документацию

Это поможет точно оценить объем и сроки работ, а затем подготовить заявку, которая точно соответствует запросам заказчика.

Задавайте вопросы, собирайте информацию

Найдите закупки, которые уже проводил заказчик. Это поможет оценить его добросовестность. У вас есть право подавать заказчику запросы на разъяснения документации.

Можно задавать вопросы более опытным участникам или экспертному сообществу в интернете. Например, нашему эксперту. Или обратиться к специалистам по сопровождению, если это вам это будет выгодно.

Какие есть риски?

Есть риск получить штраф «за незаконную предпринимательскую деятельность». Но повод оштрафовать появляется, когда:

Грань, когда обычная работа признается предпринимательской деятельностью, очень тонкая. Разовые случаи продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ для разных госзаказчиков под этот риск не попадают.

Мы рекомендуем перейти в статус самозанятых или ИП, чтобы участвовать в торгах постоянно и сэкономить на НДФЛ. Мы писали подробнее об участии самозанятых в закупках.

Ответим на вопросы

Источник

Заключение договора по 223‑ФЗ: правовые основы

заключение договора с физическим лицом по 223 фз

эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив

Читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

заключение договора с физическим лицом по 223 фзКомментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Рамочный договор по 223-ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Источник

Участие в закупках физических лиц без статуса ИП.

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

заключение договора с физическим лицом по 223 фз

Закупочное законодательство предоставляет возможность участия в закупках автономных учреждений не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам без статуса ИП. Рассмотрим различные аспекты участия таких лиц в закупках и заключения с ними договоров.

КОГДА ДОПУСКАТЬ ДО УЧАСТИЯ, А КОГДА – НЕТ.

Как известно, один из принципов осуществления закупок в рамках Закона № 223-ФЗ – отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Следовательно, изначальный запрет для физического лица без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с ним только из-за того, что это лицо – не юридическое и не ИП, станет нарушением данного принципа. Причем физические лица без статуса ИП вправе выступать и в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, конкурса, аукциона или запроса предложений), и в роли единственных подрядчиков или исполнителей (но не поставщиков – об этом далее).

Отметим, что норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, все же находит свое отражение и в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками, куда она просто переписывается.

Но существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обосновано. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). А значит, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров.

В отношении отдельных видов деятельности тоже могут существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы. Например, специалист, занимающийся кадастровой деятельностью (кадастровый инженер), вправе осуществлять ее либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.

А вот когда производится закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, участие в закупке физлиц без статуса ИП вполне возможно. Гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей (гл. 37 – 39 ГК РФ). Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды (гл. 34 ГК РФ) – например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство.

Для сравнения отметим: в федеральном законодательстве о контрактной системе, которое считается более «строгим», нежели Закон № 223-ФЗ, возможность участия физических лиц без статуса ИП в закупках тоже прописана – и даже более четко. Как и в Законе № 223-ФЗ, в Законе № 44-ФЗ указанные лица входят в число участников закупок. Кроме того, здесь говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с физлицом в части налоговых особенностей, в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) фигурируют отдельные пункты, касающиеся заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода или гида) (п. 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, находит отражение в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками.

Конечно, вряд ли можно ожидать, что физические лица без статуса ИП станут проявлять какую-то большую активность в участии в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц. В частности, сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт производственного цеха. Кроме того, названным лицам, вероятно, труднее нести необходимые для участия в закупке издержки – предоставлять обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т. д.

Однако в тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований. Ну а если данное лицо еще и одержит победу в торгах, заказчик неминуемо должен будет заключить с ним договор. Хотя на практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении заказчиками закупок у единственного подрядчика (исполнителя). Участие же таких лиц в закупках, проводимых конкурентными способами, и тем более победа в них – явление гораздо более редкое.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА.

При заключении договора с физическим лицом без статуса ИП заказчику нужно обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, необходимо предусмотреть осуществление заказчиком функции налогового агента в отношении НДФЛ: 13% для налоговых резидентов РФ и в отдельных случаях – 30% для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ). Согласно налоговому законодательству налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ, а на заказчиков – российские организации, в результате оформления отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, в данном случае как раз и возложена функция налогового агента (п. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 226 НК РФ). Примечательно, что в федеральном законодательстве о контрактной системе для аналогичного случая существует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким же образом можно поступать и заказчикам, работающим по Закону № 223-ФЗ. Положение об уменьшении оплаты на размер налогового платежа в случае заключения договора с физлицом без статуса ИП необходимо закрепить в договоре, а при использовании конкурентных способов закупки и в документации о ней (в силу п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг). Если же в составе документации размещается проект договора, названное положение нужно указать и здесь. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что заказчик не может заранее знать, будет среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП или нет, а само физлицо, принимая решение об участии в закупке, должно иметь представление о том, что размер предлагаемой им цены договора будет уменьшен на сумму налогового платежа.

В случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований.

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег оно и должно получить от заказчика. Оно не будет учитывать, что заказчику еще необходимо нести расходы по уплате НДФЛ и страховых взносов. Поэтому чтобы у заказчика, определившего в качестве победителя торгов физлицо, не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – понести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены договора, рекомендуем в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы. А при заключении договора в нем необходимо прописывать сумму выплаты с НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов. Соответствующее положение должно быть и в проекте договора.

Если же закупка осуществляется у единственного подрядчика или исполнителя, здесь, как правило, сначала физическое лицо без статуса ИП, с кем заказчик ведет прямые переговоры, обозначает ту сумму выплаты, которую хочет получить «на руки», а затем уже заказчик в своем расчете «добавляет» к данной сумме НДФЛ и страховые взносы, определяя итоговую «цену вопроса», которую придется заплатить как самому физлицу, так и государству для привлечения данного лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. В этом случае обычно все обходится без неприятных для сторон неожиданностей.

Важно отметить, что в отношении физических лиц, занимающихся частной практикой, существуют свои особенности заключения договоров. Данные лица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в силу налогового законодательства самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ) – как и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 430 НК РФ). К названным лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов, адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты, граждан, занимающихся народной медициной, арбитражных управляющих, оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления этой деятельности), частных детективов, патентных поверенных. Если закупка проводится в отношении названных видов деятельности, на заказчика не возлагаются обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ФИЗЛИЦА.

Надо учесть аспект, связанный с обработкой персональных данных физического лица без статуса ИП, с которым заключается договор. Согласно федеральному законодательству персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой таких данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом лицо, осуществляющее обработку данных, является оператором. Обработка личных данных допускается лишь в определенных случаях, к числу которых относятся ситуации, когда имеется согласие гражданина на обработку его персональных данных, осуществляется обработка персональной информации, подлежащей опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, либо когда обработка необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (пп. 1, 2, 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Подписание договора с физлицом без статуса ИП в рамках Закона № 223-ФЗ влечет дополнительные административные издержки для заказчика по сравнению с заключением договора с юрлицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно требованиям федерального законодательства заказчик вносит в реестр договоров (ведется Федеральным казначейством) установленные сведения, которые в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП содержат в том числе персональные данные этого лица – фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства и ИНН. Таким образом, указанное действие относится к понятию «обработка персональных данных» (посредством размещения личной информации в реестре договоров доступ к ней предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора. Получать согласие субъекта персональных данных на их обработку здесь не требуется, поскольку данная ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может быть отнесена и к случаям, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в силу федерального закона.

Однако существует и противоположное мнение. В частности, если рассматривать реестр договоров как «общедоступный источник персональных данных», личные сведения о физлице могут размещаться здесь только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 8 Закона № 152-ФЗ). И тогда для соблюдения обозначенного положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие своего письменного согласия на обработку персональных данных. Подобного мнения придерживаются, например, Минфин и Минэкономразвития.

Поэтому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с единственным подрядчиком (исполнителем) или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре договоров. Отметим: если договор заключается на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (а именно такие на практике чаще всего подписываются с физлицами без статуса ИП), у заказчика нет обязанности размещать сведения об этих договорах в реестре. Следовательно, никаких дополнительных условий, связанных с темой персональных данных, тут вообще не возникает.

ФИЗЛИЦО – НЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.

Договоры, заключаемые заказчиками с физическими лицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у единственного подрядчика или исполнителя), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики осуществляют у субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку физлица к названным субъектам не относятся. Иными словами, за счет договоров с этими лицами заказчику не удастся «нарастить» фактический объем целевых закупок у малых и средних предпринимателей до уровня, требуемого соответствующим нормативным правовым актом (см. сноску 16 к настоящей статье).

Нельзя не признать, что подписание договора с физическим лицом без статуса ИП в рамках Закона № 223-ФЗ влечет дополнительные административные издержки для заказчика по сравнению с заключением договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако, как уже говорилось ранее, заказчик не вправе необоснованно ограничивать участие физлиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами вполне укладывается в существующее правовое поле при условии соблюдения установленных требований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *