заключение договора в исламе
Новое в блогах
Коран о договорах
Договоры, обязательства, соглашения, обеты, обещания и клятвы являются инструментами, призванными регулировать отношения между людьми. Современная жизнь не мыслима без таких механизмов, ведь в противном случае в обществе может наступить полнейшая анархия. Но есть и другая сторона медали. Все перечисленные «регуляторы» отношений могут быть несправедливыми, т.к. возможно их устройство в угоду чьих либо интересов. Подобные вещи неприемлемы для, верного Богу, человека. Обратимся к Писанию Бога на тему договоров, обязательств, соглашений, обещаний, клятв и обетов. В начале рассмотрим их арабские эквиваленты, сказанные в Коране. Слово договор звучит как «миисаакун», обязательство как «а,хада», соглашение как «,укуудун», обет как «нузуурун, назрун», клятва как «йаминун, аймаанун, хальфун», обещание «уа,дун» Все верующие люди понимают, что сказанное Богом идет на пользу человека. Исходя из такого понимания, истинно верующий старается придерживаться предписанием Всевышнего.
(Верующие) которые верно выполняют обязательства (данные) Богу и не нарушают договор (с Ним). (13:20)
А просьба Авраама о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Бога, он отрекся от него. Воистину, Авраам был смиренным, выдержанным. (9:114)
Ведь Бог знает о том, что вы тратите или даете обет. А мракобесам нет помощников. (2:270)
. те, кто, дав обязательства, выполняют их, терпеливы (во всем): в беде, во вреде и во время нужды. Это те, которые правдивы, они осмотрительны. (2:177)
О вы, которые уверовали! Будьте верны в соглашениях. (5:1)
Потом пусть они покончат со своею неопрятностью и полностью выполнят свои обеты и пусть обойдут кругом древнего дома (Каабы). (22:29)
Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается. (76:7)
В то же время люди подвержены ошибкам и слабостям. Вот во избежание их, Бог оставил нам предостережения. Эти предостережения касаются разных обстоятельств, и разумный человек непременно найдет для себя страховку для себя от ошибки.
И как вы можете отбирать это, когда вы сошлись друг с другом, и они взяли с вас суровый договор? (4:21)
Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обязательствам, ибо за обязательства вас призовут к ответу. (17:34)
Не продавайте данные Богу обязательства за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Бога, если бы вы только знали! (16:95)
Не делайте Бога предметом ваших клятв о том, что вы благочестивы и осмотрительны. Улучшайте отношения людей друг с другом. Ведь Бог Слышащий, Знающий. (2:224)
Бог не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Бог разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны. (5:89)
Поступить так лучше для того, чтобы они принесли истинное свидетельство или устрашились того, что другие клятвы будут принесены после их клятв. Остерегайтесь (гнева) Бога и слушайте! Бог не наставляет на правильный путь людей отклоняющихся. (5:108)
Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити. Вы обращаете свои клятвы в средство обмана, когда одни из вас оказываются сильнее и многочисленнее других. Таким образом, Бог подвергает вас испытанию. А в День воскресения Он непременно разъяснит вам то, в чем вы расходились во мнениях. (16:92)
Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла, а не то вы вкусите зло за то, что сбивали других с пути Бога, и вам будут уготованы великие мучения. (16:94)
Что же касается тех, которые обвиняют в неверности своих жен, не имея свидетелей, кроме самих себя, то заменой свидетелей для кого-либо из них служат четыре клятвы Богом в том, что он, воистину, говорит правду, а также пятая клятва в том, что да проклянет его Бог, если он лжет. (24:6-7)
К сожалению, нарушение взятых на себя обязательств, обещаний и т.п. даже у официальных лиц, наряду с обывателями, встречается не редко. Подобные вещи происходят вследствие безнаказанности, что приводит человека к лицемерию. Однако Создатель всего сущего не шутит с человечеством.
Поразило их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили взятое перед Богом обязательство, и за то, что они (считали) ложью (знамения Бога). (9:77)
Скажи: «Думали ли вы о своих участниках, к которым вы взываете помимо Бога? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они являются совладельцами небес?» Или же Мы даровали им Писание, ясным доказательством от Него? О нет! Обещания мракобесов друг другу являются всего лишь обольщением. (35:40)
И вот говорят лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: «То, что обещал нам Бог и Его посланник, только обман!» (33:12)
. Те, кто нарушает взятое перед Богом обязательство и разъединяет то, что повелел Бог им связывать, и сеет порчу на земле, проигравшие. (2:26-27)
Они сказали: «Коснется нас огонь только на несколько дней». Ответь: «Разве вы взяли с Бога обязательство и (Бог) не нарушит своего обязательства? Или вы наговариваете на Бога то, чего не знаете?» (2:80)
Неужели каждый раз, когда они заключают обязательство, часть из них отказывается от него? Да! Большинство их не верует. (2:100)
Воистину, тем, которые продают обязательство с Богом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Бог не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания. (3:77)
Те, которые уверовали, скажут: «Неужели это – те, которые приносили величайшие клятвы именем Бога о том, что они были с вами?» Тщетны были их деяния, и они оказались потерпевшими убыток. (5:53)
Видел ли ты тех, которые дружат с людьми, на которых разгневался Бог? Они не относятся ни к вам, ни к ним. Они дают ложные клятвы. Бог приготовил для них тяжкие мучения. Воистину, скверно то, что они совершают! Они сделали свои клятвы щитом и сбили других с пути Бога. Им уготованы унизительные мучения. (58:14-16)
Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты – Посланник Бога». Бог знает, что ты – Его посланник, и Бог свидетельствует, что лицемеры являются лжецами. Они сделали свои клятвы щитом и сбили других с пути Бога. Воистину, скверно то, что они совершают! (63:1-2)
Кому выгодно состояние лицемерия и отрицания истины? Однозначно врагу людей Иблису. Этот неутомимый противник человека без промедления использует его отрицательные качества для претворения своих планов в жизнь. Основой же его действий является нарушение своих обещаний.
Когда дело свершится, ослушник (шайтан) скажет: «Воистину, обещание Бога было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я свободен от того, что ранее вы сделали меня причастным (Богу)». Воистину, мракобесам уготованы мучительные страдания. (14:22)
Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства, и детей, и давай им обещания. Воистину, обещания ослушника (шайтана) – всего лишь обольщение. (17:64)
Ослушник (шайтан) обещает (людям) и соблазняет их. Но его обещания не что иное, как обольщение. (4:120)
Итогом всего описанного материала является серьезное отношение к своим словам действиям. Если каждый из простых граждан и власть держащих, будет руководствоваться предписанием Бога в жизни, то Господь непременно возвысит это общество и даст его народу мудрость и силу.
Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Как известно, Ислам охватывает все стороны жизни человека, в том числе – экономические. Несмотря на то, что мусульманин должен готовиться к Судному Дню и стремиться оказаться среди преуспевших с помощью покорности Всевышнему и поклонения Ему, нельзя забывать и о нашей мирской жизни, о том, что человек – наместник на этой земле, поэтому ему необходимо взращивать её и созидать на ней. Всевышний Аллах сказал: «Посредством того, что даровал тебе Аллах, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (Сура «Аль-Касас», 77). Более того, усердия человека в мирской жизни при соблюдении границ и законов Аллаха и при наличии правильного намерения становятся поклонением.
Кроме того, религия Всевышнего рассматривает мусульманина как частичку общества, принимающего активное участие в развитии отношений между его членами. Поэтому мы можем видеть, например, в книгах по фикху (исламскому праву) в разделе торговых отношений главу «Совместная деятельность». В Шариате существует множество видов ведения совместного бизнеса, рассмотрим в своих статьях некоторые из них, являющиеся наиболее актуальными сегодня на наш взгляд.
Один из способов ведения бизнеса по Исламу – это «мудараба», о чем более подробно мы расскажем в этой статье, в конце которой приведём примерный образец договора.
1. Определение мударабы
Некоторые мусульманские ученые еще называют этот вид участия в бизнесе термином «кырад». По определению, Мудараба – это вид долевого участия в бизнесе, когда одна из сторон предоставляет капитал (чаще всего это деньги, но если капиталом являются не деньги, то вид капитала должен быть оценён в денежном эквиваленте на момент договора), а другая сторона ведет предпринимательскую деятельность с этим капиталом за определённую часть прибыли, измеряемой в долевой пропорции (процентами или долями).
2. Религиозный статус мударабы
Мудараба – дозволенный по Исламу вид коммерческой деятельности, что подтверждается единогласным мнением учёных, в том числе и сподвижников (разногласие существует лишь по некоторым условиям мударабы).
Кроме того, мудараба представляет собой свободный вид договора («джаиз»), то есть любая из сторон может расторгнуть договор в любое время, если это расторжение не навредит другой стороне.
3. Основы и условия мударабы
Основы мударабы:
1. Формальная часть договора: предложение одной из сторон и принятие этого предложения другой стороной.
2. Стороны договора: лица, которым разрешается по Шариату вести коммерческие операции – совершеннолетние, благоразумные и умеющие распоряжаться своим имуществом. Первая сторона – это вкладчик (собственник капитала), а вторая сторона – предприниматель (он принимает имущество и управляет им в коммерческой деятельности).
3. Капитал: основными условиями капитала являются следующие моменты:
а) капитал должен представлять собой деньги (если вносится другое имущество, как, например: недвижимость, товар и т.д., то он должен быть оценен в денежном эквиваленте в момент подписания договора о совместном бизнесе);
б) необходимо знать точную сумму, которая вносится в бизнес;
в) капитал должен быть наличным (т.е. нельзя вносить долги);
г) собственник капитала не должен препятствовать управляющему, который ведёт предпринимательскую деятельность, в его управлении (то есть предприниматель должен иметь возможность свободно зарабатывать), но может поставить условия, в соответствии с которыми собственник разрешает использование своих денег.
4. Прибыль:
а) доля прибыли каждой из сторон должна быть известной при подписании договора;
б) обе стороны должны совместно делить прибыль в соответствии с условиями, указанными в договоре, то есть ни одна из сторон не имеет права забирать полностью всю прибыль;
в) распределение прибыли должно происходить между обеими сторонами в долевой пропорции (как например: половина на половину, или четверть и три четверти, или треть и две трети и т.д.) или в процентном отношении (как например: 50% — 50%, или 70% — 30% и т.д.) в соответствии с тем, как договорились между собой. Таким образом, нельзя оговаривать долю прибыли предпринимателю в виде определённой суммы (деньгами, как например: 1000 рублей или товаром, как например: одна из машин), т.к. в таком случае он становится наёмным работником и не имеет никакого отношения к совместному бизнесу. Кроме того, возникает риск, что одна из сторон получит прибыль сполна, а другая не получит ничего, а это есть несправедливость. Также нельзя оговаривать одной из сторон долю прибыли в виде доли и определённой суммы, как например: 50% плюс 1000 рублей.
Распределение прибыли происходит после вычета всех издержек, то есть из чистой прибыли совместного бизнеса. Таким образом, капитал, вложенный собственником в самом начале, не участвует в распределении. Время распределения обоюдно оговаривается между обеими сторонами в договоре.
Что касается убытка, то до момента распределения прибыли или до расторжения договора любой убыток вычитывается из общей прибыли. В том случае, если убыток превышает общую прибыль, то убыток вычитывается как из прибыли, так и из вложенного капитала.
В случае полного убытка, учёные единогласны в том, что убыток несёт только собственник капитала. Работающий с этим капиталом управляющий несёт убыток в том, что он ничего не получает за свою работу, тем самым он теряет своё время и усердия. Таким образом, предприниматель не возмещает убыток капитала из своих денег, при условии, что он не нарушал условий договора и не проявлял небрежности в работе.
Таким образом, лицо, которое внесло капитал, теряет деньги, а предприниматель, участвовавший в деле, теряет время и усердие.
5. Предпринимательская деятельность:
Деятельность должна быть разрешённой Шариатом (халяль), нельзя участвовать в запретных видах бизнеса (торговля запретными Шариатом вещами: спиртным, музыкальными инструментами и т.д., участие в ростовщичестве «риба»).
Также собственник капитала не должен ограничивать предпринимателя в его деятельности, тем самым не давая ему зарабатывать, если он не поставил соответствующих условий в договоре (как например, говоря ему: не работай с такой-то фирмой или с такой-то страной, не имея шариатского обоснования своим ограничениям).
о совместной деятельности Мудараба
номер договора: _________ «___»_______20___г.
После ознакомления с видом деятельности Мудараба, с его основами и условиями, обязуемся вести деятельность в соответствии с установленными Шариатом нормами, согласно условий и обязательств, нижеупомянутых в договоре.
1. СТОРОНЫ ДОГОВОРА:
1.1 Первая сторона, которая вносит капитал, именуемая в дальнейшем «ВКЛАДЧИК», представлена в лице:
________________________________________________________
(Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)
1.2 Вторая сторона, которая принимает капитал для ведения предпринимательской деятельности, именуемая в дальнейшем «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ», представлена в лице:
_____________________________________________________________
(Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА:
2.1 Вкладчик обязуется передать предпринимателю для ведения совместного бизнеса Мудараба в качестве капитала сумму в размере _____________________________________________рублей в следующий срок: _____________________________ на срок (сделку) ______________________________________
2.2 Предприниматель обязуется начать предпринимательскую деятельность, соответствующую нормам Шариата, с момента принятия капитала от вкладчика и вести предпринимательскую деятельность с деньгами вкладчика до срока, установленного настоящим договором.
3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН.
3.1 Вкладчик обязуется не вмешиваться в предпринимательскую деятельность предпринимателя и не препятствовать его деятельности.
3.2 Каждая из сторон имеет право расторгнуть договор, если это расторжение не навредит другой стороне.
3.3 Капитал вкладчика является доверенным имуществом в руках предпринимателя, так что предприниматель не может его использовать в личных целях, растрачивать и подвергать опасности потери.
3.4 Предприниматель не должен проявлять халатность в отношении капитала.
3.5 Предприниматель не имеет право брать капитал от другого лица и вести параллельную деятельность без ведома вкладчика.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ.
4.1 Распределение касается чистой прибыли после вычета всех необходимых во время ведения предпринимательской деятельности издержек.
4.2 Распределение не затрагивает капитал.
4.3 Сроки распределения чистой прибыли (в конце каждого месяца по солнечному календарю, после очередной сделки, через три месяца и т.д.): _______________________________________________
4.4 Распределение чистой прибыли между вкладчиком и предпринимателем происходит следующим образом: Вкладчик: _________________ %
5. УБЫТОК.
5.1 Убыток до распределения прибыли или до расторжения договора о совместном бизнесе вычитывается из прибыли. В случае убытка, превышающего прибыль, вычитывается из всей прибыли и капитала.
5.2 Вкладчик полностью несёт убыток капитала.
5.3 В случае убытка предприниматель теряет только своё время и труд и не несёт убыток капитала, если предприниматель не нарушал условий договора и не проявил небрежности.
5.4 Спорные моменты. Для разрешения спорных моментов в процессе участия в совместном бизнесе каждая из сторон выбирает человека, разбирающегося в Шариате.
Со стороны вкладчика: ________________________
Со стороны предпринимателя:_____________________
Эти два человека выбирают в свою очередь третье лицо.
5.5 Обе стороны (вкладчик и предприниматель) обязаны согласиться с единогласным решением или решением большинства этих трёх судей, если их решение не противоречит Шариату.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.
(В этом пункте можно прописывать дополнительные условия каждой из сторон, например, такие:
— можно ли досрочно прекращать договор и требовать вернуть деньги?
— общая ли это мудараба или специальная? Если второе, то указать, в какие виды недопустимо вложение денег
7 Договор вступает в силу с момента его подписания.
8 Договор составлен в двух экземплярах, один экземпляр остаётся у вкладчика, другой экземпляр остаётся у предпринимателя.
9 При подписании договора присутствовали вкладчик, предприниматель и два свидетеля:
9.1 Вкладчик: _______________________подпись_________
9.2 Предприниматель: ________________________________подпись__________
9.3 Свидетель 1: ___________________________________подпись________
9.4 Свидетель 2: ________________________________
Дата: ____________________
Соблюдение договоров
Доверие людей друг к другу является одним из самых лучших богатств человеческого общества. Многие даже говорят, что самый действенный фактор, удерживающий общество от разложения на отдельные части, заключен именно в существовании доверия среди людей. Доверие налаживает добрые отношения и прочные связи между людьми, доверие помогает им в их общественной и личной жизни, доверие содействует тому, чтобы деятельность общества была более плодотворной. Договора, соглашения, обещания и клятвы призваны подчеркнуть и подтвердить наличие между членами общества доверия друг к другу. Но если настанет время, когда среди людей распространятся нарушение обещаний и несоблюдение договоров, то от богатства, коим является доверие, не останется ни малейшего следа. И тогда общество, внешне кажущееся хорошо организованным, на самом деле превратится в группу подозрительных одиночек, не питающих по отношению друг к другу ни малейшего доверия. И после этого эти они утратят свою былую силу и влияние.
Соблюдение договоров и обещаний по праву можно отнести к основному условию общественной жизни человечества. Без них невозможны никакие нормальные отношения, их отсутствие помешает нормальному функционированию общества, а уж тем более его развитию. Отсутствие доверия и несоблюдение договоров в конце концов способны завести людей в положение, когда каждый из них будет считать окружающих врагами и недоброжелателями. В исламских документальных источниках, коими являются Коран и хадисы от безгрешных предводителей мусульманской общины, данная тема рассмотрена самым подробным образом. Божественные предписания повелевают людям быть стойкими в своих договорах, соглашениях, обещаниях, клятвах, обетах. А их несоблюдение и разрывание считается одним из величайших грехов. Некоторые исследователи считают, что Ислам придает соблюдению договоров столь большое значение, равное которому удостаивалась редкая тема. И в этом нет ничего удивительного. Ведь отсутствие доверия в обществе способно вызвать огромную беду, влекущую за собой еще более страшные трудности.
Хадисы о соблюдении договоров
1. В известном хадисе от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказано: «Тот, кто верует в Аллаха и в наступление Дня суда, должен соблюдать данные им обещания». (Аль-кафи)
2. В одном из писем, включенном в сборник «Нахдж аль-балага», Имам Али (да будет мир с ним) обращается к Малику Аштару со следующими словами, назначая его наместником Египта:«Люди едины в том, что договора следует соблюдать. А ведь обязались соблюдать их даже многобожники, поскольку понимали негативные последствия их нарушения, что уж говорить о мусульманах. Так что не нарушай данного обещания и не преступай заключенных договоров…Остерегайся обещать людям, а затем выполнять обратное (нарушить обещанное). Нарушение обещаний навлекает гнев Аллаха и людей, как сказал Аллах Всевышний: «Ненавистно пред Аллахом то, что вы говорите, но не соблюдаете». (Сура «Ряды», аят 3)
3. В следующем хадисе от Имама Садыка (да будет мир с ним), упомянутом в сборнике «Аль-кафи», сказано: «Обещание верующего, данное им брату по вере, подобно обету, хотя и не имеет искупления. Если кто-либо нарушит свое обещание, то он пойдет против Аллаха и этим заслужит Его гнев. Это и есть слова Аллаха: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?» (Сура «Ряды» аят 2)
4. Однажды Имам Али сказал: «Воистину, Аллах не примет чего-либо, кроме благих деяний, совершенных Его рабами. И Он не примет чего-либо, кроме соблюдения условий и договоров».(Сафина аль-бихар)
5. Посланник Аллаха говорил: «Нет религии у человека, который не соблюдает договоров и обещаний». (Бихар аль-анвар) Также необходимо отметить, что соблюдение договоров и обещаний является такой темой, к которой одинаково относятся все люди, независимо от того, мусульманами они называются или нет. Более того, соблюдение договоров относится к правам человека, а не просто к правам брата по вере. То есть, если мусульманин дал какое-либо обещание иноверцу или заключил с ним договор, то он должен будет соблюсти его.
6. Имам Садык наставлял своих последователей: «Всевышний и Всеблагой Аллах не позволил никому из людей противиться трем вещам. Он не позволил поступать вероломно в отношении отданного на хранение, независимо от того, кто отдал это на хранение – праведник или грешник. Он не позволил нарушать договор, независимо от того, с кем он был заключен – с праведником или грешником. Он не позволил плохо обходиться с родителями, независимо от того, родители праведники или грешники». (Аль-кафи)
В одном из хадисов от Имама Али говорится, что даже если договор не скрепится устно или письменно, а будет заключен жестами, то и в этом случае нужно будет соблюсти его.
7. Посланник Аллаха сказал: «В День суда наиболее приближенным ко мне будет тот из вас, кто обладает следующими качествами. Он наиболее правдивый и он лучше других бережет отданное ему на хранение. Он наиболее соблюдающий данные им договора и обещания. Он обладает наилучшей нравственностью и он наиболее близок к людям». (Аль-амали)
8. Однажды Имаму Садыку сообщили, что некий человек убежден в истинности руководства имамов из пророческого рода, но он врет, когда говорит. А если он даст какое-либо обещание, то не исполнит его. Если же посчитать его надежным, то он поступит вероломно. Каково его положение? Имам ответил: «Он находится в самой близости к неверию, хотя он и не является неверным». (Аль-кафи)