заключение гюлистанского мирного договора

Гюлистанский мирный договор 1813 года: причины, итоги и последствия для Кавказа

Предпосылки к началу большой войны

К XIX столетию Кавказ был ослаблен постоянными вторжениями Ирана и Турции. Ситуация эта сформировалась еще в 16 столетии, когда обе страны соперничали за право присоединения к себе новых территорий. В то время Россия наращивала силы и завершала период становления централизованной государственности. Уже были присоединены Астраханское и Казанское ханства, устанавливались первые деловые и экономические отношения с правителями Кавказа.

Иван Грозный построил в 1567 году несколько крепостей на Тереке. Это позволяло укреплять связи между Русским государством и народами Северного Кавказа, однако вызвало напряженность в отношениях России с Ираном и Турцией. Они никак не могли позволить русским упрочить свои позиции на Кавказе. Персидские и турецкие правители требовали от московского царя снести построенные крепости, но безрезультатно.

Турция мечтала полностью подчинить себе Дагестан и сделать весь Северный Кавказ своим. Это ей не удалось благодаря русским войскам, которые отражали все наступления крымских войск. Россия была заинтересована в том, чтобы самой укрепиться здесь, таким образом, не позволяла сделать это Турции.

заключение гюлистанского мирного договора

Следующее столетие ознаменовалось еще большей напряженностью. Турция и Иран (Персия) старались подчинить Северный Кавказ себе, одновременно соперничая между собой и усиливая давление на горцев. Турки стремились привлечь местных ханов на свою сторону и вытеснить с этих земель Иран. То же самое делал и иранский шах Аббас. Населению Дагестана приходилось трудно в такой ситуации. Поэтому кавказские ханы не раз просили северного соседа прийти к ним на помощь.

Россия снова начала усиливать свое влияние на юге. Первый царь из династии Романовых Михаил в 1614 году принял просьбу о подданстве сразу нескольких дагестанских правителей – кумыкских, эрпелинского, аварского, казикумухского. Все они просили Россию принять их земли под свою защиту. Михаил Романов откликнулся на этот призыв.

Окончательное закрепление России на Кавказе

Русские крепости на Тереке были еще усилены и надежно перекрыли недругам доступ в Закавказье. Дагестан вздохнул свободнее и еще больше укрепился в правильности выбранного решения в пользу России. В XVII столетии еще несколько дагестанских феодалов попросились под крыло русского царя. В обмен на защиту и подданство они обязались охранять русских купцов, служить в русских войсках. Ханы, осуществлявшие свои обязанности, получали от государственной казны жалованье.

XVIII век – это очередной этап активизации Турции на кавказских землях. Она решила, что настала пора изменить ситуацию в свою пользу. Турецкий султан обвинил кабардинцев в том, что они отошли от устоев ислама, и потребовал подчинения. В дело вступил и Крымский каганат, стараясь привлечь на свою сторону кумыкских ханов.

На тот момент Персия была ослаблена сильным экономическим кризисом, что оказалось на руку Турции. Турки готовились к вторжению на территории Азербайджана и Грузии, не пропуская Россию к Черному морю. Однако Петр I, который в то время уже правил Российским государством, в 1722 году совершил свой знаменитый Каспийский поход. В Дербенте он принял подданство еще нескольких дагестанских князей. На протяжении всего столетия России пришлось выдержать еще не одну стычку с Турцией и оправившимся Ираном.

К началу ХIХ века на Северном Кавказе снова усилили свои действия иранцы и турки. Но к тому времени Дагестан был уже полностью российским, восточные части Грузии также присоединились к России. Все первое десятилетие нового века оказалось очень сложным для страны и для Закавказья. Оно закончилось подписанием в 1812 году Бухарестского мира между Россией и Турцией. Иран же был вынужден подписать в следующем году знаменитый Гюлистанский мирный договор с Россией.

Содержание и итоги Гюлистанского мирного договора

Последняя русско-персидская война длилась с 1804 по 1813 год. Таким образом, Гюлистанский мирный договор 1813 года поставил точку в споре между Россией и Ираном. Само соглашение было подписано в небольшой деревушке Гюлистан в Карабахе 12 октября. Посредником в переговорах был сэр Гор Оусли, английский дипломат. Свои подписи под документом поставили генерал-лейтенант Николай Ртищев и мирза Абул-Хасан-хан.

Мирный договор России с Ираном стал окончанием территориальных разногласий между двумя странами. Персия на тот момент была окончательно деморализована, поскольку ее войска понесли полный разгром, а наследник персидского престола чуть не оказался в плену у русских.

Договор включал 11 статей, которые последовательно гласили:

заключение гюлистанского мирного договора

Стоит отметить, что население Дагестана далеко не сразу узнало о подписании этого договора. Тем не менее, кавказские народы приветствовали такое событие. Ведь местную экономику очень сильно подорвала русско-иранская война, поэтому мирный договор оказался очень своевременным.

Значение мирного договора в истории России

Соглашение смогло регламентировать многие вопросы, которые до этого момента существенно осложняли взаимоотношения России, Персии и Закавказья – во многом это касалось торговли. Теперь купцы той и другой страны получили возможность свободно торговать на обеих территориях. К положительным итогам договора можно отнести и четкое перечисление тех кавказских областей, которые законодательно отошли к России. Это:

После того как Гюлистанский мирный договор был подписан, персидские нашествия на Северный Кавказ прекратились, а Россия смогла постепенно собрать ханства воедино и покончить с раздробленностью. В Закавказье на несколько десятилетий воцарился мир. Но, впереди были еще большие потрясения. О них расскажем в следующих статьях.

Источник

Гюлистанский мирный договор 1813 года

Содержание

Гюлистанский мирный договор 1813 года [ править ]

Во имя Господа Всемогущего.

Его Императорское Величество Всепресветлейший и Державнейший Великий Государь Император и Самодержец Всероссийский и его Величество Падишах, Обладатель и Повелитель Персидского Государства; по Высокомонаршей любви Своей к обоюдным Их подданным, имея искреннее взаимное желание положить конец бедствиям войны, сердцу Их противной, и восстановить на прочном основании твердый мир и добрую соседственную дружбу, существовавшую издревле между Империею Всероссийскою и Персидским Государством, рассудили за благо назначить для сего праведного и спасительного дела Полномочными Своими: Его Величество Император Всероссийский, Превосходительного Николая Ртищева, Своего Генерал-Лейтенанта, Главнокомандующего войсками в Грузии и на Кавказской линии, главноуправ­ляющего по гражданской части в губерниях Астраханской, Кавказской и в Грузии и всеми пограничными здешнего края делами, командующего военной Каспийской флотилией и кава­лера орденов Св. Александра Невского, Св. Анны 1-й степени, Св. великомученика и победоносца Георгия 4-го класса и имею­щего золотую шпагу с надписью «За храбрость», А Его Величество Шах Персидский, Своего Высокостепенного и Высокопочтенного Мирзу Абуль Хассан-хана, бывшего чрезвычайным посланником при Дворах Турецком и Английском, избранного между Персидскими Начальниками, ближайшего Чиновника своего Государя, Советника Тайных дел Высочайшего Персидского Двора, происходящего из Визирской фамилии, Хана второго класса при Дворе, Персидском и имеющего от своего Государя отличную милость, состоящую в кинжале, и сабле, бриллиантами украшенных, в шалевом платье и лошадином уборе, осыпанным бриллиантами; вследствие чего, Мы вышепоимянованные уполномоченные съехавшись Карабахского владения в урочище Гюлистане при речке Зейве и по размене полномочий, рассмотрев каждый со своей стороны все касающиеся до постановляемого нами от имени Великих наших Государей мира и дружбы, в силу данной нам власти и Высочайших полномочий постановили и утвердили на вечные времена следующие статьи:

Ст. I. [ править ]

Вражда и несогласия, существовавшие доселе между Российскою Империею и Персидским Государством, прекращаются отныне впредь сим трактатом, и да будет вечный мир, дружба и доброе согласие между Его Императорским Величеством Самодержцем Всероссийским и Его Величеством Шахом Персидским, Их наследниками и преемниками Престолов, и обоюдными их Высокими Державами.

Ст. II. [ править ]

Поелику чрез предварительные сношения между двумя Высокими Державами, взаимно соглашенось уже, чтобы постановить мир на основании Status quo ad presentem, то есть, дабы каждая сторона осталась при владении теми землями, Ханствами и владениями, какие ныне находятся в совершенной их власти; то границею между Империею Всероссийскою и Персидским Государством, от сего времени впредь, да будет следующая черта: начиная от урочища Одина-Базара прямою чертою чрез Муганскую степь до Едибулукского брода на реке Аракс, оттоль вверх по Араксу до впадения в оную речки Капанакчая, далее же правою стороною речки Капанакчая до хребта Мигринских гор и оттуда продолжая черту межами Ханств: Карабагского и Нахичеванского хребтом Алазерских гор до урочища Даралагеза, где соединяются межи Ханств: Карабагского, Нахичеванского, Ереванского и части Елисаветпольского округа, (бывшего Ганжинского Ханства) потом, от сего места межею, отделяющею Ереванское Ханство от земель Елисаветпольской округи, так же Шамшадильской и Казахской до урочища Эшок-Мейдана; и от оного хребтом гор по течению правой стороны речки и дороги Гимзачимана по хребту уже Бамбакских гор до угла межи Шурагельской; от сего же угла до верху снеговой горы Алагеза, а отсель, по хребту гор межею Шурагельскою, между Мастарасом и Артиком до речки Арпачая. Впрочем, как Талышинское владение в продолжении войны переходило из рук в руки, то границы сего Ханства со стороны Зинзелей и Ардавиля, для большей верности, определены будут по заключении и ратификации сего Трактата избранными с обеих сторон Комиссарами со взаимного согласия, кои под руководством Главнокомандующих с обеих сторон сделают верное и подробное описание земель, деревень и ущелий, также рек, гор, озер и урочищ, кои до настоящего времени находятся в действительной власти каждой стороны и тогда определится черта границ Талышинского Ханства на основании Status quo presentem, таким образом, чтобы каждая сторона осталась при своем владении. Равным образом и в вышеупомянутых границах, ежели что перейдет за черту той или другой стороны, то по разобрании Комиссарами обеих Высоких Держав, каждая сторона, на основании Status quo ad presentem, доставить удовлетворение.

Ст. III. [ править ]

Его Шахское Величество, в доказательство искренней приязни Своей к Его Величеству Императору Всероссийскому, сим торжественно признает, как за Себя, так и за Высоких Преемников Персидского Престола, принадлежащими в собственность Российской Империи Ханствы: Карабагское и Ганжинское, обращенное, ныне в провинцию под названием Елисаветпольской; так же Ханствы: Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышенское с теми землями сего Ханства, кои ныне состоят во власти Российской Империи. При том весь Дагестан, Грузию с Шурагельскою провинциею, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию, равным образом все владения и земли, находящиеся между постановленную ныне границею и Кавказскою линиею, с прикосновенными к сей последней и к Каспийскому морю землями и народами.

Ст. IV. [ править ]

Его Величество Император Всероссийский, в оказание взаимной приязненности своей к Его Величеству Шаху Персидскому, и в доказательство искреннего желания Своего видеть в Персии, сем соседнем Ему Государстве, самодержавие и господственную власть на прочном основании, сим торжественно за Себя и Преемников Своих обещает тому из сыновей Персидского Шаха, который от него назначен будет Наследником Персидского Государства, оказывать помощь в случае надобности, дабы никакие внешние неприятели не могли мешаться в дела Персидского Государства и дабы, помощью Высочайшего Российского Двора, Персидский Двор был подкрепляем. Впрочем, если по делам Персидского Государства произойдут споры между Шахскими сыновьями: то Российская Империя не войдет в оные до того времени, пока владеющий тогда Шах не будет просить об оной.

Ст. V. [ править ]

Российским купеческим судам, по прежнему обычаю предоставляется право плавать у берегов Каспийского моря и приставать к оным; при чем со стороны Персиян должна быть подаваема дружественная помощь во время кораблекрушения. Сие же самое право предоставляется и Персидским купеческим судам по прежнему обычаю плавать по Каспийскому морю и приставать к берегам Российским, где взаимно, в случае кораблекрушения, должно быть оказываемо Персиянам всякое пособие. В рассуждении же военных судов: то как прежде войны, так равно и во время мира и всегда Российский военный флаг один существовал на Каспийском море; то в сем уважений и теперь предоставляется ему прежнее право с тем, что кроме Российской Державы, никакая другая держава не может иметь на Каспийском море военного флага.

Ст. VI. [ править ]

Всех пленных обоих сторон, взятых в сражении, или обывателей, захваченных в плен Христиан и других законов, следует отпустить сроком в три месяца после заключения и подписания Трактата, снабдив с каждой стороны продовольствием и дорожными издержками до Караклиса, где пограничные Начальники, для принятия пленных, взаимно между собою снесутся. Бежавшим же своевольно, или по преступлениям предоставляется свобода возвратиться в Отечество свое всем, кои добровольно того пожелают, а кто не пожелает возвратиться, какой бы наши ни был, тех не принуждать. При том бежавшим с обоих сторон даруется амнистия или прошение.

Ст. VII. [ править ]

Сверх всего вышесказанного Его Величество Император Всероссийский и Его Величество Шах Персидский соизволяют, чтобы взаимные Высоких Дворов Их Министры или Посланники, посылаемые в случае надобности, в резиденции к Их Величествам принимаемы были соответственно званию их и важности дел им порученных; а определяемые от них, по прежним примерам, где за нужное рассудится, в городах для покровительства торговли Агенты или Консулы, кои не имели бы при себе свиты более десяти человек, пользовались бы, как доверенные чиновники, приличным званию их уважением и почестями, с предписанием, не только их отнюдь не обижать, но в обидах обоих сторон подданным, по представлению их, делать праведный суд, и доставлять обиженным праведное удовлетворение.

Ст. VIII. [ править ]

Что касается до торговых сношений, между обоюдными подданными Их Величеств, кои будут иметь от своих Правительств, или пограничных Начальников, от Правительства постановленных, письменные виды в доказательство, что они подлинно купцы, подданные Российские или Персидские, дозволено будет ездить сухим путем и морем свободно в оба Высокодоговаривающиеся Государства, жить в оных, сколько кто пожелает, и купечество отправлять, также и обратный выезд иметь без всякого задержания. Товары, привозимые в Персию из мест, Российской Империи принадлежащих, и взаимно из Персии в оные вывозимые, продавать и на другие товары менять. В спорах, случающихся между купцами обеих Высоких Держав, в долгах и других жалобах ведаться обыкновенным порядком, относясь к Консулу или Агенту, а где оного не будет, то к местному Начальнику, которые и обязаны, рассмотрев просьбы их по сущей справедливости, сами ли делать, или требует через кого следует, должное удовлетворение и отнюдь не допускать, чтобы им оказана была какая либо обида и притеснение.

Купцам Российским подданным, приехавшим в Персию, свободно будет ездить оттуда с товарами и в другие Государства, дружественные с Персией, если пожелают; на что для свободного пропуска Персидское Правительство не оставить снабжать их надлежащими паспортами, и что также взаимно соблюдаемо будет Российским Правительством в рассуждении Персидских купцов, кои пожелают через Россию по торговым делам своим отправиться в другие Государства, дружественные с Россией.

В смертном же случае кого-либо из Российских подданных В Персию заехавших, или на жительстве находившихся, пожитки их и иное имение движимое и недвижимое, как принадлежащее подданным дружественной Державы, первое без удержания и утайки отдавать на законном основании с расписками их товарищам или родственникам, а последнее позволять тем родственникам продавать, кому они захотят, по, их желанию и в их пользу, как сие всегда делается в Российской Империи в во всех просвещенных Государствах, не взирая какой бы кто Державы ни был.

Ст. IX. [ править ]

Пошлин с товаров, Российскими купцами привозимых в Персидские города или порты, взимать не более пяти процентов со ста, не требуя оных вторично, куда бы те купцы с тем товаром своим не ехали, и столько же с вывозимых оттуда Персидских товаров, а более никаких сборов, податей, налогов и пошлин, ни под каким предлогом и вымыслом не требовать, каковые пошлины и на таком же основании, взаимно должны быть единожды взыскиваемы и с Персидских товаров, привозимых Персидскими подданными в Российские города или порты, так как и с вывозимых.

Ст. Х. [ править ]

По привозе товаров на берег или в порт, либо сухим путем в пограничные города обеих договаривающихся Держав, предоставляется свобода обоюдному купечеству продавать свои товары и другие покупать, или на мену получать, не спрашивая на то позволения от Таможенных Правителей или откупщиков, коих долг есть смотреть, чтобы торговля имела беспрепятственное обращение и чтобы исправно взыскиваемы были узаконенные пошлины в казну с продавца или с покупщика, по добровольному их в том условию.

Ст. XI. [ править ]

По подписании сего Трактата, уполномоченные обеих Высоких Держав взаимно и без отлагательства отправлять во все места надлежащее о сем известие и повеления о немедленном всюду прекращении военных действий.

Настоящий Трактат вечного мира, в двух равногласных экземплярах с Персидским переводом писанный и вышеозначенными обеих Высоких договаривающихся сторон Уполномоченными подписанный, печатями их утвержденный и взаимно ими размененный иметь быть со стороны Его Величества Императора Всероссийского и со стороны Его Величества Шаха Персидского утвержден и ратификован торжественными Ратификациями за подписаниями своеручными Их Величество.

Доставление же оных ратификованных сего Трактата экземпляров иметь последовать взаимно присылкою от Высоких сих Дворов к вышесказанным их Уполномоченным сроком через три месяца.

Заключен в российском лагере Карабагскаго владения в урочище Гюлистан при речке Зейве в лето от Рождества Хри­стова 1813, месяца Октября 12 дня, а по персидскому исчислению 1228, месяца, Шавалла 29 дня.

Сепаратный акт. [ править ]

Так как уполномоченными обеих высоких держав постановлен трактат и положено, дабы по заключении мира и подписании для дружбы и согласия были отправлены послы, то посланник, имеющий отправиться от высочайшего персидского двора с поздравлением к высочайшему российскому двору, повеленные ему от своего шаха просьбы представит на волю великого императора. Главнокомандующий же российский обещает по возможности употребить старание о просьбах Персии. В удостоверение чего подписали и печатями своими утвердили в российском лагере в урочище Гюлистан при речке Зейве 1813 г. октября 12-го дня:

Уполномоченный и Главнокомандующий в Грузии Николай Ртищев (М. П.) Уполномоченный от Высокославного Государства Персидскаго Мирза Абуль Хасан-хан (М. П.)

Источник

Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив

заключение гюлистанского мирного договора

(Политический доклад)

Введение

Военная кампания русско-персидской войны 1804-1813 годов

Результаты

Гюлистанский мирный договор юридически оформил результаты русско-персидской войны 1804-1813 годов, вызванной решением Александра I в 1801 году присоединить Восточную Грузию к России.
Ещё в результате Персидского похода 1722-1723 годов Россия присоединила часть Дагестана и Азербайджана, однако ввиду обострения отношений России с Турцией русское правительство, руководствуясь фактором союзных отношений с Персией, отказалось от занятых территорий в Дагестане и Азербайджане. В конце 18 века. Иран, поддерживаемый Великобританией и Францией, сделал попытку захватить Грузию – вторжение Ага Мохаммед-хана в 1795 году, на что Россия ответила Персидским походом генерал-полковника графа В.А.Зубова в 1796 году. В 1801 году к России добровольно присоединилась основная территория Грузии (Картли и Кахети), затем Мегрелия (1803), Имерети и Гурия
(1804). Для укрепления своих позиций в Закавказье царское правительство в 1803 году начало продвижение на Восток. В 1804 году под руководством генерала П.Д. Цицианова было занято Гянджинское ханство, что привело к русско-иранской войне 1804-1813 годов. В мае 1805 года Иран предъявил России ультиматум, требуя вывода русских войск из Закавказья, а в июне начал военные действия.
Военная кампания проходила при полном доминировании российской армии на поле боя. Нужно отдать должное российским солдатам и офицерам, которые находясь за сотни вёрст от тыловых районов Империи, смогли совершить казалось бы невозможное – сотни русских солдат, очень редко тысячи, громили многократно превосходящие силы противника. Цена победы – 1.500 погибших солдат и офицеров.
В это же время Россия была вынуждена одновременно вести боевые действия и на других направлениях:
• 1806-1812 гг. – против Турции, потери составили 22.000 человек;
• 1808-1809 гг. – против Швеции, потери составили 8.000 человек;
• 1812 – против Франции, потери составили 115.000 человек (только регулярной армии),
• 1813-1814 гг. – участие в Европейском походе, потери составили 120.000 человек.

Стратегия «дальнего сдерживания»

Коммуникации

Проблема коммуникаций для обеспечения группировки войск в Закавказье так и не была решена – даже во времена СССР: военно-грузинская дорога имеет ограниченные возможности для переброски войск и грузов, зимой почти не проходима; Транскавказская магистраль, построенная в 70-е годы 20 века, несколько улучшила сообщение с тыловыми районами, но и она имеет слишком много уязвимых мест.

Военно-политическое значение Гюлистанского мира

Гюлистанский договор, по сути, юридически впервые обозначил контуры максимального распространения российского влияния в Закавказье, позволяющего при этом обеспечить относительно прочный мир с Персией и Турцией. Осуществление столь полномасштабного военно-политического проекта продвижения на юго-восток объективно требовало своего идеологического обоснования и обеспечения, причем не столько в глазах европейской общественности, сколько самого российского общества, не желавшего дальнейшего продолжения эскалации российско-иранского и российско-турецкого вооруженного противостояния. Тем более что в отношении Закавказья использование появившейся еще в 15 веке политико-религиозной концепции государственно-правового правопреемства Византийской и Российской империй, не могла стать контекстом внешней политики. Кроме присоединенной к России максимально ослабленной христианской Грузии, утративших государственность и разбросанных по территории Закавказья армян, опираться при выстраивании политики геополитической гегемонии на христианский фактор было сложно. Стратегической задачей российского правительства являлось превращение Грузии в надежный военно-политический плацдарм, способный укрепить позиции России в Закавказье. Предполагалось также вывести народы Закавказья из – под влияния Турции и Ирана. Кругом там была исламская ойкумена. Именно она могла стать – при определенных обстоятельствах и условиях – плацдармом для потенциального реванша в адрес России со стороны, прежде всего, Османской империи.
Мусульмане с начала 14 столетия традиционно проживали в регионах Среднего и Нижнего Поволжья и Северного Кавказа, ранее вошедших в состав России, а поэтому османские власти, претендовали на установление над ними своего не только религиозного, но и административного верховенства. Неслучайно в текст Кучук-Кайнарджийского мирного договора от 10 (21) июля 1774 года в качестве специальной юридической нормы международного права был особо закреплен отказ турецкого султана от административно-политического руководства татарами крымскими, кубанскими, астраханскими, казанскими, волжскими, а также ногаями, черкесами и другими мусульманскими народами России.

Структура доминирования

Поэтому все последующие войны между Россией и Османской империей, захватившие и Закавказье, имели характер не только вооруженной борьбы за спорные сопредельные территории или торгово-экономические преференции, но и несли на себе отпечаток борьбы за религиозное доминирование и идеологическое господство в регионе Кавказа и Черного моря. Поэтому Гюлистанский мир 1813 года с Персией имел промежуточный характер, рубежом, после которого Россия либо должна была готовить новый договор о возвращении Персии завоеванных ханств, либо окончательно определяться с характером своих геополитических интересов и устремлений в регионе Закавказья.
Более того, русские власти в присоединённых по Гюлистанскому миру ханствах столкнулись с множественными проблемами. Ханства вошли в состав Российской империи добровольно, предпочтя русское подданство персидскому господству. Но многочисленным и постоянно враждующим друг с другом племенам оказалось совсем не просто жить в составе
европейского государства. Для русской администрации, в свою очередь, было непросто разобраться в тонкостях межплеменных отношений местного населения. Положение усугублялось и тем обстоятельством, что вскоре новые геополитические интересы России в Закавказье стали обуславливаться больше фактором военно-стратегической безопасности, когда вновь присоединенные земли становились площадкой для предстоящих сражений с Персией и Османской империей. Это накладывало заметный отпечаток на неизбежные административно-территориальные преобразования в Закавказье, которые выстраивались по логике эшелонированной обороны. В результате появилась идея закрепления
России на естественных границах Кавказа по реке Аракс (на востоке) и реке Чорох (за западе), за выход на рубежи которых Россия после Гюлистанского мира вынуждена была вступить в ряд войн с Персией и Османской империей.
Новый конфликт с Персией был заложен в тексте самого Гюлистанского договора, который провозглашал «постановить мир на основании status quo ad presentem, то есть, «дабы каждая сторона осталась при владении теми землями, ханствами и владениями, какие ныне находятся в совершенной их власти». Правда, существовал и другой сценарий. Его предлагал генерал Паскевич, который предлагал расчленить Персию на несколько частей. Именно в этом просматриваются особенности формирования Закавказья в качестве самостоятельного субрегиона, его специальное юридическое оформление и последующая пространственная локализация от других районов Российской империи. Такая ситуация – геополитическая неопределенность – оставалась законсервированной вплоть до начала Первой мировой войны. Начиная с 1813 – вплоть до 1914 года – военно-политическое противостояние в Закавказье приобретало всеобъемлющий характер, но не с Персией, а уже Османской империей.
Что касается Персии, то Гюлистанский мир означал для нее тот стратегический рубеж, за которым маячил горизонт утраты влияния над целым рядом областей, составляющих сегодня территорию, именуемую ныне Азербайджан. Желание вернуть условный Азербайджан под своё господство оставалось той самой идеей, которая оказывала заметное влияние на персидскую политику в последующие годы. Так происходит завязка исторических событий с современной политикой, которая станет определяющей в ближайшие десятилетия.
В то же время, абсолютно очевидно, что значение этого направления в Санкт-Петербурге в 1813 г. явно было недооценено. И Персия и Турция обеспечивали кратчайший выход в район Средиземноморья – центру экономического и политического взаимодействия европейской и азиатской цивилизаций, и возможность оказания непосредственного влияния на экономику и политику не только Европы, но и Африки и Ближнего Востока.
Многочисленные войны в Европе, в которых Россия приняла участие в конце 18 и начале 19 века, сводились к ведению тяжелейших кровопролитных сражений с армиями или равными русской по численности и вооружению или зачастую ее по этим показателям превосходящими, расходованию значительных материальных и финансовых затрат и огромным потерям среди личного состава. Но результаты этих войн наибольшим способом использовались не Россией, а другими европейскими монархиями и странами.

Российский Ближний Восток

Политические интриги и междинастийные распри, которые всегда были свойственны европейским государствам, как правило развивались слишком быстро для менталитета российской власти, и Россия почти всегда подключалась к этим процессам на завершающих этапах, в качестве грубой военной силы, которую сразу же по выполнению «работы» в этой же Европе никто не желал видеть.
Если взять на себя смелость и предположить, что если бы численность закавказской группировки русских войск в 19 веке была увеличена хотя бы в 5-10 раз, то кто знает – какой была бы конфигурация границ Российской империи к середине 19 века? Контроль за стратегически важными районами и торговыми коммуникациями Ближнего Востока наибольшим образом отвечал политическим, экономическим и военным интересам России.
Но в 1813 году Россия явно была не готова к дальнейшему продвижению на юг и нуждалась в длительной передышке для наведения порядка на уже присоединённых территориях.
Инициатива английской стороны о заключении мирного договора между Тегераном и Санкт-Петербургом, судя по дальнейшим событиям, преследовала собственную стратегическую цель – сохранение правящих династий Персии и Турции, находящихся под полным контролем Лондона.Тактическое «отступление» – подписание мирного договора, ратификация которого с самого начала была маловероятной, исключало дальнейшее продвижение русской армии вглубь Персии, но ничем не ограничивало политические манёвры Британии.
Вопрос следующей попытки вытеснения России из Закавказья руками либо турок, либо тех же персов, либо посредством поддержкой «народно-освободительного» движения коренных народов Кавказа, – ни у кого не мог вызывать сомнений и зависел только от внешнеполитической конъюнктуры. И очередная такая попытка была предпринята в июле 1826 года – вскоре после неудачной попытки восстания декабристов в декабре 1825 года, с тем же результатом для персов, оплаченная кровью ещё 1500 русских солдат и офицеров.

Современный аспект

Стратегия

Стратегической целью «закавказской политики» России следует считать недопущение усиления позиций нерегиональных держав на Кавказе. В то же время направление внешней политики России в этом регионе мира нельзя рассматривать изолированно, поскольку она определяется множеством факторов, порожденных особенностью двусторонних и многосторонних отношений в семиугольнике: Азербайджан – Иран – Россия – США – Турция – Армения – Грузия. Однако внешнеполитические усилия российской стороны по поиску даже среди граничащих с нами стран политических партнёров для содействия реализации своих национальных интересов зачастую напоминают телодвижения человека, замученного педикулёзом.
За последние 5 лет, среди тех, кого поддержала Россия в борьбе за высшие посты государства, только на постсоветском пространстве были все, кто угодно – от ставленников криминально-олигархических кругов и людей с криминальным прошлым, до откровенных сторонников наших политических оппонентов.
Для политиков-«однодневок», в последнее время процветавших в российской политике, такой подход вполне приемлем: пока разберутся, что и почему, он уже сменит ещё несколько постов. Ордена и другие материальные стимулы уже будут получены, а спрашивать за прошлые провалы и самое главное их признавать у нас как-то не принято. Это «идеология саранчи». Это путь к внутреннему противостоянию, исходу мозгов и денег за границу и краху идеи о светлом будущем наших детей. Поэтому, учитывая геополитическую ситуацию в регионе, проблемы на Кавказе, Россия обречена на то, чтобы выступать в роли главного игрока, использовать любые (желательно дипломатические) средства – для укрепления своего влияния в регионе.
Кто противостоит России в Закавказье? Прежде всего, американцы, для себя исповедующие идеологию «большого общего дома», ориентированную на серьёзную ответственность поколений друг перед другом. Для вншнего же мира, особенно для Старого Света, США предлагают тиражный продукт «арабских / исламских революций» и «(не)управляемого хаоса». Кто за последние десятилетия более всех преуспел в плане построения столь циничного и мощного государства, способного бросить вызов гегемонии Америки во всем мире? Китайская Народная Республика, черпающая свои силы не столько в
коммунистической идеологии, сколько в проверенной тысячелетиями китайской модели восприятия окружающего мира, умении выделять главное и консолидировать нацию, а также в конфуцианстве.
Бурное наследие прошлых веков обеспечило существование практически на каждом континенте и стратегически важном регионе критически важных, как правило спорных, территориальных или национальных образований, оформившихся в государственные образования контроль над которыми позволяет оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику одновременно не одного государства, а целого ряда государств, исторически завязанных на этот «гордиев узел». Таким образом, вся проблема реализации собственных интересов в подобных регионах сводится к обеспечению своего присутствия в этих критических точках и недопущению их разрешения мирными, а тем более и военными способами. Такой подход активно используется оппонентами российского влияния в Закавказье и в юго-восточной Европе.
В отличие от глобальных игроков на мировой шахматной доске, Россия прямо заинтересована в политическом признании суверенитетов этих новейших государств. Абхазия, Южная Осетия, а следом Нагорный Карабах (Арцах) и Приднестровье – те суверенные новейшие государства, которые готовы прочными якорями держать Закавказье и юго-восточную Европу в российском военно-политическом пространстве.
Очень интересное складывается окружение вокруг России: «Китайский Дракон» под боком, «Британский лев», постоянно рыскающий у наших границ, мечтающий о возрождении былого величия, «Американский дядюшка Сэм» со своим глобальным интересом и мы в роли пока ещё Большого Бурого Медведя, явно не успевающего своевременно реагировать на столь быстрые изменения окружающей действительности.
Косово и Курдистан – уже реалии сегодняшних дней. Ноу-хау современной политической борьбы за геополитическое пространство заключается не в прямой оккупации стран, тотальном опутывании континентов сетью военных баз или продвижении откровенно марионеточных политиков. В информационный век идет глобальная борьба за ментальность людей. В этом смысле Россия пока еще имеет неоспоримое преимущество перед оппонентами не только в постсоветском пространстве. Важно грамотно распорядиться этим бонусом, доставшимся нам от отцов-основателей Российской Империи.

Политический ландшафт Закавказья

Россия в 19 веке пришла в Закавказье во многом ради обеспечения мира на Кавказе. Есть ли смысл сегодня пассивно ждать пока очередной широкомасштабный всекавказский конфликт ударит по российским национальным интересам? Тем более, что сегодняшнее военное присутствие российских войск на территории одной из потенциально противоборствующих сторон лишает Россию пространства для политического манёвра и делает ее заложницей политических амбиций закавказских политиков.
Какой политический ландшафт на сегодня вырисовывается в Закавказье? Вытеснению России из региона, которой без малого два десятилетия не без успеха занимались США и Евросоюз, впервые противостоит возрастающая российская активность. Есть основания говорить, что после августовской войны 2008 года отступление России сменилось обратным
ходом: расширением её присутствия в Закавказье.
Это проявило себя в признании Россией суверенитетов Абхазии и Южной Осетии, заключении с ними военных договоров и соглашений об охране границ, создании российских военных баз на их территории и укреплении безопасности двух новых независимых кавказских государств, в ограничении возможностей для новых вооружённых поползновений с грузинской стороны и общем ослаблении международных позиций Грузии – западного протеже на Кавказе и Закавказье. Существенны также, более интенсивные посреднические усилия России в карабахском урегулировании, договорённость с Арменией о продлении сроков действия военной базы в Гюмри до 2044 года при сохранении условно хороших отношений с Азербайджаном и Турцией. Расклад сил выглядит по-новому, благоприятнее для России, чем два-три года назад. Едва ли не главное теперь для России – закрепиться на новых позициях. Иначе говоря, быстро и успешно проведя миротворческую войну 2008 года, выиграть мир, что во многих отношениях сложнее.
При этом, стоит отметить, что в настоящее время исключительно своеобразная обстановка складывается в треугольнике Азербайджан – Россия – Армения. У России умеренно хорошие отношения с обоими государствами, конфликтующими между собой. С Арменией – это союзнические отношения, с Азербайджаном – пока еще сохраняется стратегическое партнёрство. Для России сейчас решающее дело – обеспечение условий стабильности и мира в Закавказье. В то же время обстановка на этом направлении не без участия извне накаляется и не исключены негативные сценарии развития событий. При этом,
в связи с ситуацией, складывающейся вокруг Ирана, следует признать, что в неблагоприятном русле развития армяно-азербайджанского конфликта объективно заинтересованы США, т.к. в этой ситуации может возникнуть обоснованный предлог для ввода своих миротворцев на территорию Нагорно-Карабахской республики с целью обеспечить в будущем постоянное присутствие своих воинских контингентов у границ с Ираном в рамках подготовки возможной широкомасштабной агрессии западной коалиции в Иран.
Устремления США в отношении Ирана в большей степени связаны с их попыткой обезопасить своего стратегического союзника в Ближневосточном регионе – Израиль. Не в последнюю очередь США не дает покоя отсутствие их контроля за добычей и транспонировкой энергоносителей, которыми богат регион.

Азербайджан

Настораживает и то, что Азербайджан все больше попадает под влияние США и Турции, при очень непростых взаимоотношениях с Ираном. Историю с закрытием Габалинской РЛС кроме как оскорблением для России назвать нельзя. Зона ответственности этой станции раннего предупреждения о ракетном нападении была привязана к рельефу местности и
направлена на район Персидского залива. Баку, как показали переговоры о статусе этого объекта, не интересовали российские деньги за аренду территории или соображения экологической безопасности. Была поставлена задача – убрать российское военное присутствие с территории Азербайджана и она тотчас же была исполнена.

Грузия

Грузия откровенно использует Россию для решения внутренних социально-экономических проблем. Фантомные боли в русском политическом сознании не позволяют трезво оценить реальное положение вещей. В чем резон оказания прямой экономической помощи государству, которое не скрывает своей стратегической ориентации на ЕС и НАТО? Кому и
зачем помогаем? Кому вообще в мире нужны были грузинские вина и сельскохозяйственная продукция, кроме как внутреннему российскому рынку. Но ведь после «отрезвления» отношений между нашими странами в 2008 году возникший дефицит этих товаров был в основном с успехом восполнен отечественным производителем. Как на нем отразится
возвращение грузинской продукции?

Абхазия и Южная Осетия

Зачем России за счет отказа в развитии отечественному производителю экономически поддерживать Грузию, а не наладить нормальный системный режим инфраструктурной помощи Абхазии и Южной Осетии. За прошедшие пять лет эти новейшие государства могли бы стать эталоном развития для всего региона. Однако до сих пор, несмотря на миллиардные ассигнования из российского бюджета, Россия не может административно справиться с этой задачей.

Армения

Армения – единственное государство Закавказья, не имеющее независимого выхода к морскому побережью, находящееся в окружении недружественных соседей. Не секрет, что на сегодняшний день Армения является единственным закавказским государством, формально декларирующим укрепление и развитие всесторонних отношений с Российской Федерацией в качестве основного приоритета своей внешней политики. Но насколько искренни эти заверения? Не попытка ли это использовать российский фактор в качестве элемента сдерживания в очень непростом противостоянии Еревана с Баку и
Анкарой?

Нагорно-Карабахская республика (НКР)

НКР сегодня является реальным состоявшимся государством и все больше становится самостоятельным региональным игроком, несмотря на резкое недовольство этим фактом в Ереване. Вероятность попытки со стороны официального Баку вернуть территорию Нагорного Карабаха силой по-прежнему сохраняется. Эта вероятность подпитывается отсутствием официального признания суверенитета НКР со стороны Армении. Тем самым сохраняя конфликтную повестку в Армяно-Азербайджанских отношениях.
Попытка очередного военного «аншлюса» грозит превращением в зону глобального конфликта не только Закавказья, но и российского Северного Кавказа. Политические пути урегулирования конфликта, в принципе, давно известны, но их озвучивание станет последним днём личной политической карьеры для любого армянского или азербайджанского политика. Тем временем дальнейшая милитаризация региона становится опасной и для российской стороны.

Заключение

Международный Институт Новейших Государств
Москва,
май 2013 г.

Публикуется по: Современное значение Гюлистанского мирного договора. – М.: Международный Институт Новейших Государств,Книжный мир, 2013.

Использована иллюстрация: «Территориальные приобретения России в 1774-1829 гг.» (Артур Цуциев «Атлас этнополитической истории Кавказа» Издательство «Европа» 2006 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *