заключение и сопровождение договоров
Юридическое сопровождение договоров. Порядок заключения договора
Сопровождение договоров – это деятельность, направленная на оказание услуг правового характера в процессе заключения сделок и их выполнения.
Роль договора
Договор – это соглашение, порождающее права и обязанности у его участников. Без него нет никакой экономической деятельности. Ведь даже создание предприятия – это уже сделка. Вся деятельность предпринимателя строится на непрерывной цепи договоров и обязательств. Отсюда и возникает потребность обеспечить себя квалифицированной помощью.
Среди юристов бытует мнение, что договор готовится в первую очередь для будущего судебного разбирательства. И уделять ему минимум внимания недопустимо. По этой причине сопровождение договоров продолжает развиваться в качестве отдельного направления в юридической сфере.
К кому обращаться
Имеется два варианта:
Первый способ считается более дорогим. Ведь юристу, как работнику, надо платить зарплату. Второй способ признан более дешевым, но оплата производится регулярно, независимо от объема оказанной помощи и сложности дел. Он подходит для индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшой доход.
Компании, имеющие своих юристов, обращаются за подобными услугами, если возникает потребность в специалистах узкого профиля. Например, право интеллектуальной собственности считается сложным предметом, и разбираются в нем как раз такого рода юристы.
Сопровождение договоров специализированными фирмами постепенно набирает обороты.
Форма работы в крупных компаниях
Среднее предприятие берет на работу хотя бы одного юриста. Если численность сотрудников превышает сотню, то специалистов берут не менее двух. Почему?
Один следит за выполнением трудового законодательства, второй занимается сопровождением договоров. Представительство в суде обеспечивается тем, чья зона ответственности затрагивается.
Сейчас в государственных организациях наблюдается тенденция выделять одного сотрудника, который занимается исключительно контрактами в рамках госзаказов. Вся остальная работа ложится на других специалистов. Подобное происходит и в частных организациях.
Специализация сотрудников по отдельным видам деятельности делает их работу более эффективной. Человек, занимаясь лишь сделками, имеет возможность оттачивать свое мастерство. Неудивительно, что в холдингах и других крупных организациях существуют отделы сопровождения договоров, где каждый юрист выполняет определенную часть работы с ними.
Процедура заключения соглашения
Порядок заключения договора представлен в нескольких вариантах:
Сделки с некоторыми видами имущества подлежат регистрации.
Договор в устной форме заключаются путем передачи имущества или оказания услуги в обмен на деньги. Подтверждением проведения сделки служит квитанция и иные документы.
Документ сшивается, на нем ставятся печати и подписи сторон или их представителей.
Аналогичным образом выглядит соглашение, заверенное у нотариуса. Разница в том, что текст распечатывается на специальном защищенном бланке, и вдобавок к реквизитам сторон ставится заверяющая подпись нотариуса и его печать. Подписывается и заверяется, естественно, уже согласованный текст договора.
Порядок заключения соглашения может выглядеть иначе. Потенциальному клиенту отправляется предложение в виде проекта договора. Ему остается поставить свою подпись на готовом документе, и направить его отправителю, оставив себе второй экземпляр.
Лицо, получившее предложение, вправе предложить свои коррективы, путем составления протокола разногласий.
Если не удается разрешить спор, в суд подается иск, чтобы обязать вторую сторону заключить договор в редакции, указанной в иске.
Что включается в сопровождение
Предприниматели обращаются с разными вопросами, если их объединить, получается примерно следующий перечень:
Таким образом, заключение и сопровождение договоров представляет собой серьезный объем работы.
Работа с проектом
Почему так важно юридическое сопровождение договоров на начальном этапе?
Закон дает сторонам свободу в формировании условий соглашения. Но она имеет границы, и их нарушение приводит к негативным последствиям. Одни заключаются в том, что соглашение признается незаконным полностью или частично, и теряется право требовать что-либо с контрагента. Другие заключаются в санкциях со стороны государства. В частности, налоговая служба накладывает штрафы.
Несбалансированность условий договора приводит к тому, что одна сторона имеет чрезмерное преимущество. Соглашение тем самым приобретает кабальный характер.
Прекращение подписанного соглашения или изменение его условий разрешено по обоюдному согласию. Его отсутствие оставляет сделку в силе. Единственный, кто вправе внести изменения лишь по своей воле – суд по иску одной из сторон.
Помощь в переговорах
Она заключается в предложении вариантов, которые бы устроили другую сторону. Особенно если речь идет о единственном поставщике, например, монополисте в области поставок электроэнергии.
Знание закона и технических нюансов положительно сказывается на позиции переговорщика.
Как описывалось выше, заключение договора представляет собой длительную процедуру с составлением большого объема документации, если общение сводится к переписке или на кону серьезные суммы.
Анализ уже имеющегося соглашения
Специалист по сопровождению договоров дает советы и касательно договора, который уже подписан. В чем они могут заключаться?
Если документ несправедливый и служит источником убытков, в первую очередь отыскиваются возможности досрочного прекращения договора. Они связаны с нарушениями, допущенными второй стороной.
Соглашения действуют определенное время, и чтобы не продлевать его действие, требуется в оговоренное время заявить об отказе. Правильность формулировок важна не менее своевременности.
Некоторые категории сделок, в частности по оказанию услуг, разрешается расторгать по заявлению потребителя. Если же оснований нет, остается ждать момента, когда появится право отказаться от договора.
Наблюдение за исполнением
Судебный иск о взыскании за нарушение договора должен быть обоснован, и задача юриста собрать документы и правильно оформить претензии контрагенту. Без их предварительного направления подавляющая часть дел в системе арбитража не открывается.
Споры об исполнении договора решаются исходя из предоставленных материалов. Если их недостаточно или имеются неточности в оформлении, в иске отказывают частично или полностью.
Если удалось добиться положительного решения в суде, процедура его исполнения не менее ответственный и сложный этап.
С чем сталкиваются взыскатели:
Клиенты просят оказать как полный пакет услуг, так и отдельные из них. Причины в их потребностях и финансовых ресурсах, которые у них имеются.
Стоимость сопровождения договора зависит от того, какой объем работ просит выполнить заказчик и от региона. В столицах суммы выше, а в других областях ниже. Фирма или отдельный специалист выбирают собственную политику, но разница цен в одной местности невелика.
Заключение и сопровождение договоров
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций (утв. решением Правления Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 4 декабря 2017 г. (протокол № 138, раздел III))
I. Общие положения
1.2. Подготовка, визирование, подписание, регистрация, изменение, расторжение, хранение и изъятие договоров финансовой организации осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также внутренними регулятивными документами и решениями органов управления Агентства.
1.3. Действие Порядка не распространяется на договоры, заключаемые между финансовой организацией и Агентством, договоры, заключаемые между финансовой организацией и Центральным банком Российской Федерации, договоры, заключаемые при передаче активов и обязательств в ходе ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций, а также на договоры по передаче обязанности негосударственного пенсионного фонда по выплате пожизненно назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.
Особенности подготовки, визирования, подписания, регистрации, исполнения, расторжения, хранения и изъятия договоров, заключаемых между финансовой организацией и Агентством, устанавливаются внутренними регулятивными документами Агентства, определяющими порядок заключения соответствующих договоров.
II. Принятие решения о заключении договора
2.1. Договоры, за исключением указанных в пункте 2.2 Порядка, заключаются на основании решения Представителя, если их цена на момент заключения не превышает лимит, предусмотренный доверенностью Представителя.
Договор, цена которого превышает указанный лимит, заключается по согласованию с заместителем Генерального директора Агентства, курирующим структурное подразделение, к компетенции которого относится предмет договора.
2) договоров (дополнительных соглашений), связанных с изменением условий кредитования, в том числе обеспечительных договоров (если сумма ссудной задолженности (без учета начисленных процентов и штрафных санкций) превышает 1 млн руб.);
3) соглашений об отступном, заключаемых с кредиторами финансовой организации, представившими заявление о согласии на погашение своих требований путем предоставления отступного.
Решение о заключении указанных договоров (дополнительных соглашений) принимается заместителем Генерального директора Агентства или руководителем дирекции, курирующим структурное подразделение Агентства, к компетенции которого относится предмет договора, или лицом, его замещающим, с учетом рекомендаций Комиссии.
Рассмотрение Комиссией и решения заместителя Генерального директора или руководителя дирекции о заключении дополнительного соглашения к договору, предусмотренному подпунктом 1 пункта 2.2 Порядка, не требуется, если им не предусматривается увеличение цены договора.
2.3. После принятия решения о заключении договора (дополнительного соглашения) согласно пункту 2.2 Порядка Представитель включает сумму по договору в смету расходов, которая подлежит согласованию с собранием (комитетом) кредиторов финансовой организации.
Если собранием (комитетом) кредиторов финансовой организации принято решение о заключении договора (дополнительного соглашения) с иной организацией, Представитель согласовывает этот вопрос с Комиссией.
В случае несогласия с принятым собранием (комитетом) кредиторов финансовой организации решением Представитель по согласованию с Комиссией заключает договор (дополнительное соглашение) в соответствии с данным ранее поручением заместителя Генерального директора Агентства.
2.4. В случае если расходы на оплату услуг (абонентская плата) привлеченной специализированной организации предусмотрены в достаточном объеме в смете расходов финансовой организации, утвержденной собранием (комитетом) кредиторов, вынесение вопроса о согласовании расходов на оплату услуг по договору с привлеченной специализированной организацией на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов финансовой организации не требуется.
III. Порядок подготовки, визирования, подписания, расторжения, хранения и изъятия договоров
3.1. Проекты типовых договоров подготавливаются Представителем по формам типовых договоров, установленным в Приложениях 1-30 к Порядку. Перечень типовых договоров, а также структурных подразделений Агентства, ответственных за их согласование, приведен в Приложении 31 к Порядку.
В случае если в типовую форму договора, установленную в Приложениях 1-30 к Порядку, вносятся изменения, проект такого договора разрабатывается структурным подразделением Агентства, ответственным за согласование типового договора в соответствии с Приложением 31 к Порядку.
В случае если договор не предусмотрен Приложением 31 к Порядку, проект такого договора разрабатывается Представителем или по его мотивированному запросу структурными подразделениями Агентства в соответствии с их компетенцией.
3.2. Текст договора должен содержать предмет договора, его существенные условия, права и обязанности сторон, цену договора, порядок расчетов, ответственность сторон за нарушение условий договора, порядок разрешения споров и расторжения договора, срок действия, реквизиты и иные положения, вытекающие из существа складывающихся правоотношений.
3.3. Договоры об оказании услуг, указанные в подпункте 1 пункта 2.2 Порядка (за исключением договоров о передаче документов на хранение), предусматривающие обработку персональных данных, должны содержать обязательства сторон осуществить данную обработку в порядке, предусмотренном Положением о требованиях, предъявляемых к организации обработки и защиты персональных данных специализированными организациями в связи с оказанием ими услуг ликвидируемым кредитным организациям, утвержденным решением Правления Агентства от 3 апреля 2014 г. (протокол № 40), и иными внутренними регулятивными документами Агентства, определяющими требования к организации обработки и защиты персональных данных.
3.4. В договоре, заключаемом финансовой организацией с физическим лицом, предусматривающем обработку персональных данных, должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться данным лицом, цели обработки персональных данных, указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке.
3.4.1. Договоры, заключаемые финансовой организацией с физическим лицом, должны содержать следующие данные в отношении физического лица: дату рождения, паспортные данные, адрес регистрации, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), контактный телефон.
3.5. В случае передачи привлеченной специализированной организации (специалисту) для обслуживания/использования соответствующих электронных баз данных по договору также заключается дополнительное соглашение, содержащее порядок передачи, защиты, возврата, уничтожения электронных баз данных.
Проект указанного дополнительного соглашения передается Представителем в Департамент информационных технологий для визирования.
3.6. Договор, предусматривающий передачу информации, составляющей банковскую, служебную или коммерческую тайну, должен содержать обязательства сторон о нераспространении указанной информации, а также устанавливать ответственность за ее неправомерное разглашение.
3.7. Договор, предусматривающий обмен конфиденциальной информацией по каналам связи (доступ к программам, папкам), должен содержать следующие условия:
— для обмена информацией в электронном виде и/или для доступа к ресурсам финансовой организации финансовая организация предоставляет специализированной организации возможность организации и использования канала связи, защищенного сертифицированными средствами. Финансовая организация организует доступ к своим ресурсам, используя технологии терминального доступа;
— приобретение технических средств для организации канала связи со стороны специализированной организации, их настройка и обслуживание организуются специализированной организацией;
— технические средства специализированной организации, подключенные к используемому каналу связи, должны отвечать следующим требованиям:
а) на указанных технических средствах должно быть установлено, задействовано и обновлено до актуального состояния антивирусное программное обеспечение;
б) технические средства должны не иметь доступа к публичным ресурсам сети Интернет, либо быть отделены от них сертифицированным межсетевым экраном, исключающим одновременный доступ к ним и к ресурсам финансовой организации;
— специализированная организация обязана утвердить и предоставить финансовой организации списки работников, имеющих полномочия для работы с передаваемой в электронном виде информацией и/или для доступа к ресурсам финансовой организации, обо всех изменениях такого списка своевременно уведомлять финансовую организацию. С каждым работником из этого списка должно быть заключено соглашение о конфиденциальности;
— финансовая организация вправе проводить проверки выполнения специализированной организацией указанных в настоящем пункте требований. В случае выявления нарушения указанных требований действие соответствующего договора приостанавливается до момента устранения нарушения специализированной организацией.
3.8. Проекты типовых договоров визируются уполномоченными лицами структурных подразделений Агентства, ответственных за согласование типовых договоров в соответствии с Приложением 31 к Порядку. Срок согласования структурным подразделением проекта типового договора составляет не более 5 рабочих дней.
Вместе с проектом нетипового договора передаются все сопутствующие ему документы, в том числе следующие документы контрагента:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор со стороны контрагента;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица);
3) иные документы, предусмотренные Порядком, а также дополнительно запрашиваемые документы и сведения.
Правовая экспертиза проекта нетипового договора, типового договора в случае внесения изменений в типовые формы, проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента передачи его на визирование со всеми сопутствующими ему документами.
Проект типового договора правовую экспертизу в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта, не проходит.
Положения абзаца девятого настоящего пункта распространяются также на типовые формы договоров, заключаемых финансовыми организациями, установленные иными регулятивными документами Агентства.
В случае последующих изменений в сведениях об указанных лицах соответствующее структурное подразделение направляет в ДЛКО и ДЛФО данную информацию.
3.11. Проект договора после его визирования в порядке, установленном пунктами 3.8, 3.9 Порядка, передается Представителю.
3.12. Проект договора может быть направлен на согласование контрагенту только после его визирования и проведения правовой экспертизы в случаях, предусмотренных Порядком.
В случае внесения контрагентом каких-либо изменений в согласованный проект договора, он подлежит повторному визированию в порядке, предусмотренном пунктами 3.8, 3.9 Порядка.
3.13. Проект договора готовится в количестве экземпляров, равном числу сторон договора. В случае нотариального удостоверения договора и (или) его регистрации (представления) в уполномоченные органы дополнительно готовится необходимое количество экземпляров.
3.14. Договоры и приложения к ним подписываются Представителем или иным уполномоченным им лицом, а также руководителем или иным уполномоченным лицом контрагента по договору на каждом листе и на последнем листе удостоверяются печатью финансовой организации и контрагента (при ее наличии).
Лицом, ответственным за подписание договора, может быть назначен работник структурного подразделения Агентства, на которое в соответствии с Порядком возлагается согласование соответствующего договора.
В случае прошивки договора подписи Представителя или иного уполномоченного им лица, а также руководителя или иного уполномоченного лица контрагента по договору ставятся на последнем листе. На обороте последнего листа каждого экземпляра договора в месте сшивания наклеивается бирка с указанием количества листов по форме: «Прошито, пронумеровано и скреплено печатью ______ л.». Бирка скрепляется расшифрованной подписью Представителя или иного уполномоченного им лица и печатью финансовой организации.
3.15. После заключения договора Представитель обеспечивает передачу его на регистрацию.
Регистрация договоров, заключаемых финансовыми организациями, расположенными за пределами г. Москвы и Московской области, по решению Представителя осуществляется по месту нахождения финансовой организации либо общим отделом ДСЛП в течение 1 рабочего дня с момента передачи их на регистрацию.
При регистрации каждому договору присваивается порядковый регистрационный номер.
В случае проставления номера договора контрагентом самостоятельный порядковый регистрационный номер проставляется после номера контрагента.
Датой регистрации договора является дата, проставляемая последней подписывающей стороной. По решению Представителя датой регистрации договора может быть принята дата, ранее проставленная финансовой организацией или контрагентом по договору.
При регистрации дополнительных соглашений к договору им присваивается порядковый номер и в регистрационном учете делается связка с соответствующим договором.
После заключения и регистрации договора Представитель уведомляет о факте его заключения подразделение Агентства, к компетенции которого относится предмет договора.
3.17. Внесение любых изменений и дополнений в договор, в том числе изменения реквизитов сторон для перечисления денежных средств, оформляется дополнительным соглашением к договору.
3.18. Сопровождение договора после его заключения обеспечивает Представитель, а в случаях, предусмотренных Порядком, иные лица.
При поступлении мотивированного запроса от Представителя и по согласованию с руководителем соответствующего структурного подразделения лицом, ответственным за сопровождение договора, является работник структурного подразделения Агентства, на которое в соответствии с Порядком возлагается согласование соответствующего договора.
В этих целях лица, обеспечивающие сопровождение договора:
а) осуществляют взаимодействие с контрагентом по договору по вопросам его исполнения;
б) обеспечивают контроль за соблюдением сроков и иных условий исполнения обязательств по договору;
в) обеспечивают подготовку документов, необходимых для проведения расчетов по договору;
г) принимают иные меры по обеспечению надлежащего исполнения договора.
3.19. Экземпляр договора с визами лиц, ответственных за его подготовку и согласование, а также сопутствующие ему документы хранятся у Представителя или уполномоченного им лица в соответствии с порядком, установленным внутренними регулятивными документами Агентства.
3.20. Изъятие (выемка) договоров и (или) сопутствующих им документов уполномоченными государственными органами может производиться на основании мотивированных постановлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При изъятии (выемке) договоров и (или) сопутствующих им документов присутствует Представитель либо уполномоченное им лицо.
Уполномоченное Представителем лицо с разрешения представителей государственного органа, производящего изъятие документов, осуществляет копирование документов с указанием даты изъятия (выемки).
При изъятии договоров и (или) сопутствующих им документов составляется акт либо протокол об изъятии (выемке) документов, подписываемый представителем государственного органа, производящего изъятие (выемку), и Представителем.
В случае изъятия (выемки) оригинала договора и (или) сопутствующих ему документов на их место помещаются копии изъятого договора (документа) и акт об изъятии (выемке).
3.21. Договор расторгается по соглашению сторон или путем одностороннего отказа от его исполнения в случаях и порядке, предусмотренных договором, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Решение о расторжении договора со стороны финансовой организации принимает Представитель, если иное не предусмотрено Порядком.
IV. Особенности порядка подготовки, визирования и сопровождения договоров, обеспечивающих функционирование финансовой организации
4.1. Для целей Порядка под договорами, обеспечивающими функционирование финансовой организации, понимаются договоры о проведении работ (оказании услуг) с привлеченными специализированными организациями (за исключением договоров об оказании услуг в ходе реализации имущества), и договоры, связанные с эксплуатацией и коммунальным обслуживанием недвижимого имущества финансовой организации.
Представитель вправе назначить лицо, ответственное за составление и ведение Реестра. В этом случае Представитель направляет заявку в ДЛФО или ДЛКО о предоставлении доступа указанному лицу к Подсистеме.
4.3. Для подготовки проектов договоров, обеспечивающих функционирование финансовой организации, используются следующие типовые формы договоров:
2) договор аренды основных средств (движимого имущества) (Приложение 2 к Порядку);
4) договор об оказании услуг по оценке (Приложение 4 к Порядку);
5) договор об оказании услуг по утилизации имущества (Приложение 5 к Порядку);
6) договор хранения имущества (Приложение 6 к Порядку);
7) договор о транспортном обслуживании (Приложение 7 к Порядку);
8) договор о передаче документов на хранение (Приложение 8 к Порядку);
9) договор о проведении работ по упорядочению архивных документов (для кредитных организаций) (Приложение 9 к Порядку);
10) договор о проведении актуарного оценивания (для негосударственных пенсионных фондов) (Приложение 10 к Порядку);
11) договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и реестра требований кредиторов (для кредитных организаций) (Приложение 11 к Порядку);
12) договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (для кредитных организаций) (Приложение 12 к Порядку);
13) договор об оказании услуг, связанных с установлением и подтверждением прав финансовой организации на ценные бумаги (Приложение 13 к Порядку);
14) соглашение об оказании юридической помощи (для кредитных организаций) (Приложение 14 к Порядку);
15) договор об оказании юридических услуг (для кредитных организаций) (Приложение 15 к Порядку);
16) договор об оказании юридических услуг по сопровождению исполнительного производства (для кредитных организаций) (Приложение 16 к Порядку);
17) договор об оказании услуг в области информационных технологий (Приложение 17 к Порядку);
18) договор об оказании услуг по выявлению обстоятельств банкротства и признаков преднамеренного банкротства кредитной организации (для кредитных организаций) (Приложение 18 к Порядку).
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются и визируются ДУА.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктами 5, 6, 7 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются и визируются ДРА.
4.6. Проекты типовых договоров, предусмотренных подпунктами 8-10 пункта 4.3 Порядка (Приложения 8-10 к Порядку), визируются ДСЛП.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктами 8-10 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются и визируются ДСЛП.
4.7. Проекты типовых договоров, предусмотренных подпунктами 11-12 пункта 4.3 Порядка (Приложения 11-12 к Порядку), визируются ДЛКО.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктами 11-12 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются и визируются ДЛКО.
4.8. Проекты типовых договоров, предусмотренных подпунктом 13 пункта 4.3 Порядка (Приложение 13 к Порядку), визируются ДЛФО или ДЛКО в соответствии с их компетенцией.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктом 13 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются и визируются ДЛФО или ДЛКО в соответствии с их компетенцией.
4.9. Проекты типовых договоров, предусмотренных подпунктами 14-15 пункта 4.3 Порядка (Приложения 14-15 к Порядку), визируются ДЛКО и ЮД.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктами 14-15 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются ЮД и визируются ЮД и ДЛКО.
Представитель направляет в ДБЗИ для проверки анкеты и сведения о наличии (отсутствии) личной заинтересованности по отношению к ликвидируемой кредитной организации, являющиеся приложениями к указанным типовым договорам, заполненные лицами, которых привлеченная специализированная организация привлекает для оказания юридических услуг ликвидируемой кредитной организации. После проверки анкеты и сведения о наличии (отсутствии) личной заинтересованности возвращаются Представителю.
4.10. Проекты типовых договоров, предусмотренных подпунктом 16 пункта 4.3 Порядка (Приложение 16 к Порядку), визируются ДЛКО и ЮД.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктом 16 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются ЮД и визируются ДЛКО и ЮД.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктом 17 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются и визируются ДИТ.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных подпунктом 18 пункта 4.3 Порядка, разрабатываются и визируются ЭАД.
Представитель направляет в ДБЗИ для проверки анкеты и сведения о наличии (отсутствии) личной заинтересованности по отношению к ликвидируемой кредитной организации, являющиеся приложениями к указанным типовым договорам, заполненные лицами, которых привлеченная специализированная организация привлекает для оказания юридических услуг ликвидируемой кредитной организации. После проверки анкеты и сведения о наличии (отсутствии) личной заинтересованности возвращаются Представителю.
Контроль за соблюдением сроков и иных условий исполнения обязательств по договору осуществляется в порядке, указанном в пункте 3.18 Порядка.
4.14. В случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договоров, их исполнение должно подтверждаться отчетными документами.
4.15. Отчетными документами, подтверждающими исполнение (частичное исполнение) договоров, обеспечивающих функционирование финансовой организации, являются акты приема-передачи имущества (товаров), акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), а также при наличии соответствующих условий в договоре отчеты о выполненных работах (оказанных услугах) и прилагаемые к ним документы, в том числе письменные заключения.
4.16. В акте, подтверждающем выполнение работ (оказание услуг), указываются дата и номер договора, дата подписания акта, дается краткая характеристика выполненных работ (оказанных услуг) и отражается их соответствие либо несоответствие условиям договора, а также стоимость выполненных работ (оказанных услуг) и период времени, в течение которого выполнялись работы (были оказаны услуги).
Стоимость выполненных работ (оказанных услуг) указывается отдельной строкой с учетом налоговых платежей. В случаях, когда операции по реализации товаров, работ, услуг не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в акте делается ссылка на соответствующую правовую норму.
4.17. Акты, подтверждающие исполнение (частичное исполнение) договоров, заключенных с привлеченными специализированными организациями, согласовываются работниками структурных подразделений Агентства, на которые в соответствии с настоящим Порядком возлагается согласование соответствующего договора, и подписываются Представителем.
Иные отчетные документы, подтверждающие исполнение (частичное исполнение) договоров, согласовываются и подписываются Представителем.
4.18. Отчеты исполнителей о выполненных работах (оказанных услугах) и сопровождающие их документы должны содержать наименование и другие индивидуальные признаки исполнителей, позволяющие определить представленные документы как исходящие от них. Содержание отчета должно отвечать целям и предмету договора.
4.19. Подписанные акты передаются Представителем в ДБУиО, привлеченную специализированную организацию, работнику финансовой организации, осуществляющим ведение бухгалтерского учета в финансовой организации, и хранятся в документах дня.
4.20. Отчеты, а также сопровождающие их документы о выполненных работах (оказанных услугах) хранятся вместе с оригиналами договоров.
V. Особенности порядка подготовки, визирования, сопровождения и расторжения договоров, заключаемых в ходе реализации имущества
5.1. Порядок заключения договоров в ходе реализации имущества финансовой организации устанавливается внутренними регулятивными документами Агентства, определяющими порядок реализации имущества финансовых организаций.
5.2. Для подготовки проектов договоров, заключаемых в ходе реализации имущества финансовой организации, используются следующие типовые формы договоров:
1) договор о предоставлении доступа к информационным и технологическим ресурсам электронной торговой площадки и обеспечении проведения торгов (Приложение 19 к Порядку);
2) договор купли-продажи объекта недвижимого имущества (Приложение 20 к Порядку);
3) договор купли-продажи ценных бумаг (акций, облигаций) (Приложение 21 к Порядку);
4) договор купли-продажи векселей (Приложение 22 к Порядку);
5) договор купли-продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (Приложение 23 к Порядку);
6) договор уступки прав требования (цессии) (Приложение 24 к Порядку);
7) договор купли-продажи транспортного средства (Приложение 25 к Порядку);
8) договор купли-продажи имущества балансовой стоимостью более 100 000 руб. (Приложение 26 к Порядку);
9) договор купли-продажи имущества балансовой стоимостью менее 100 000 руб. (Приложение 27 к Порядку);
10) договор купли-продажи закладной (Приложение 28 к Порядку);
11) агентский договор на организацию и проведение торгов в электронной форме (Приложение 29 к Порядку);
12) договор купли-продажи ценных бумаг (инвестиционных паев) (Приложение 30 к Порядку).
5.3. Проекты типовых договоров, указанных в пункте 5.2 Порядка, визируются ДРА.
В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.1 Порядка, проекты нетиповых договоров, предусмотренных пунктом 5.2 Порядка, разрабатываются и визируются ДРА и впоследствии проходят правовую экспертизу без проверки документов контрагента, указанных в пункте 3.9 Порядка.
5.5. Ответственным за передачу имущества финансовой организации в соответствии с договорами, указанными в подпунктах 2-11, 13 пункта 5.2 Порядка, является Представитель.
5.8. В случае реализации имущества финансовой организации, требующего снятия существующих ограничений и обременений, а также их перерегистрации Представитель назначает в этих целях ответственное лицо и выдает ему соответствующую доверенность.
5.9. Договоры, заключаемые в ходе реализации имущества финансовой организации, хранятся у Представителя.
5.10. В случае расторжения договора купли-продажи имущества финансовой организации возврат покупателю денежных средств, уплаченных по договору, осуществляется после заключения дополнительного соглашения к договору на основании распоряжения Представителя о перечислении денежных средств.
VI. Особенности порядка подготовки, визирования и сопровождения кредитных договоров и договоров, обеспечивающих исполнение обязательств
6.2. Проекты договоров, связанных с изменением условий кредитования, проходят правовую экспертизу. Для проведения правовой экспертизы данных договоров Представитель передает лицам, указанным в пункте 3.9 Порядка, копии протоколов (выписки из протоколов) заседания Комиссии и (при наличии) собрания (комитета) кредиторов финансовой организации.
6.3. Взаимодействие с контрагентами по договорам, связанным с изменением условий кредитования, Представитель осуществляет лично либо в этих целях передает оригиналы указанных договоров по акту приема-передачи работникам финансовой организации или привлеченной специализированной организации, обеспечивающим работу с активами финансовой организации.
6.4. Сопровождение договоров, связанных с изменением условий кредитования, осуществляется Представителем или уполномоченным им лицом.
6.5. Представитель путем привлечения работников финансовой организации, специализированных организаций или ЮД обеспечивает правовую поддержку для заключения в судах мировых соглашений.
6.6. В целях осуществления претензионно-исковой работы по договорам, связанным с изменением условий кредитования, Представитель передает их копии или по акту приема-передачи оригиналы лицу, обеспечивающему правовое сопровождение ликвидационных процедур в финансовой организации.
VII. Особенности порядка подготовки, визирования, сопровождения, хранения и расторжения трудовых договоров
7.1. В ходе ликвидационной процедуры Представитель изменяет и расторгает трудовые договоры, заключает срочные трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, и законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В реестр трудовых договоров включаются действующие на дату составления указанного реестра и вновь заключаемые Представителем трудовые договоры.
7.3. Проекты трудовых договоров разрабатываются и визируются ДСЛП и передаются Представителю.
7.4. Содержание трудового договора должно соответствовать статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, где изложены обязательные условия трудового договора, такие как место работы, трудовая функция (работа в должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работнику работы), дата начала работы и срок действия срочного трудового договора, условия оплаты труда работника, указание на заключение договора в связи с введением в отношении финансовой организации ликвидационной процедуры.
Трудовые договоры хранятся в документах по личному составу финансовой организации.
Расторжение трудового договора осуществляется на основании приказа Представителя.
После подписания приказа о расторжении трудового договора Представитель передает его лицу, ответственному за организацию кадровой работы в финансовой организации, для исполнения (ознакомления работника с приказом, внесения записи о прекращении трудового договора в трудовую книжку увольняемого работника).
Копия приказа о расторжении трудового договора направляется Представителем в ДБУиО, привлеченную специализированную организацию, работнику финансовой организации, осуществляющим ведение бухгалтерского учета в финансовой организации, для осуществления расчетов.
Приказы о расторжении трудовых договоров хранятся в документах по личному составу финансовой организации.
Обзор документа
Урегулированы вопросы заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций.
Решение о заключении перечисленных договоров (допсоглашений) принимается заместителем Генерального директора Агентства или руководителем дирекции, курирующим структурное подразделение Агентства, к компетенции которого относится предмет договора, или лицом, его замещающим, с учетом рекомендаций Комиссии по оперативным вопросам конкурсного производства (ликвидации).
Определено содержание конкретных процедур.
Закреплены особенности подготовки, визирования, подписания, расторжения, хранения и изъятия договоров.