заключение комиссии по служебной проверке образец
Акт служебного расследования на предприятии
Акт служебного расследования на предприятии, доступный для скачивания на нашем сайте, является одним из элементов проведения определенных законом мер при возникновении нерядовых ситуаций в организации. Обычно к мелким дисциплинарным проступкам он не имеет отношения.
В каких случаях проводится служебное расследование
Вообще, неприятную ситуацию служебного расследования может инициировать работодатель при малейших своих подозрениях на какое-либо отклонение. Чаще всего служебные расследования возникают в следующих отклоняющихся от нормальной работы случаях:
Естественно, это далеко не все причины, побуждающие к проведению расследования. Но большая часть случаев в них вписывается. Некоторые из ситуаций подробно описаны в существующем законодательстве. Например, 247 статья Трудового кодекса посвящена действиям работодателя, если ему был нанесен ущерб.
Без чего акт служебного расследования невозможно составить
Одним из обязательных условий для законности предпринимаемых работодателем действий является создание комиссии. Опыт и образование членов комиссии должны быть достаточными для того, чтобы принять какое-либо здравое и справедливое решение по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, комиссия должна состоять минимум из трех человек. Но ни один из них прямо или косвенно не должен быть виновником. Например, если служебное расследование ведется по факту недостачи, то бухгалтера в нее не могут включить.
Для того чтобы его действия имели законную силу, работодатель обязан издать отдельный приказ, в котором эта комиссия созывается. Также назначается ее председатель.
Что устанавливает созданная комиссия
После того как состав комиссии утвержден, она приступает к выполнению своих обязанностей. В частности, она вправе в письменной форме попросить дать виновного в каком-либо проступке пояснения относительно своих действия.
Но стоит иметь в виду, что сотрудник может (и имеет на это право) уклониться или отказаться от дачи каких-либо показаний. В таком случае комиссия составляет акт об отказе. Его должны подписать все члены комиссии.
Помимо этого, комиссия собирает документы о произошедшем. Ими могут являться акты замеров измерительного оборудования, акты инвентаризации с выявленной недостачей, служебные записки от других сотрудников организации, которые были очевидцами случившегося и пр.
Акт служебного расследования на предприятии будет при этом заключительным документом. Он включает в себя все фактические данные, выжимку необходимых ссылок из нормативных актов, а также выводы комиссии относительно виновности или невиновности определенного лица или группы лиц.
Составные части документа
Формулировки в теле документа будут зависеть от специфики сферы работы предприятия, а также от вида нарушения. В любом случае заполняющему акт необходимо придерживаться делового тона, не быть голословным. Для того чтобы бумага имела вес, в ней должны приводиться точные и достоверные данные.
Начинается акт стандартно: с указания реквизитов предприятия. Обычно его печатают на бланке организации. В середине находится наименование документа, ниже – город и дата составления.
Основная часть приложенного примера заполнения акта содержит:
Принципиально важным и обязательным моментом в акте является наличие приложений. Именно на эту документацию ссылается в тексте акта комиссия. Копии документов должны прикладываться к нему и служить той базой, на которой комиссия сформировала выводы.
В конце акта подписываются все члены комиссии, а также сотрудник, в отношении которого проводилось расследование. Последний имеет право быть ознакомленным со всей прилагаемой и относящейся к делу документацией.
Сроки
Всего на проведение расследования выделяется не больше одного месяца. Если следствие затягивается, то это будет прямым нарушением 192 статьи Трудового кодекса. Кроме тех случаев, когда главный обвиняемый находится в отпуске или не посещает работу по причине болезни. Но даже такие отсрочки конечны. Максимальный их срок – 6 месяцев.
Некоторые части содержания акта служебного расследования составителю можно менять по своему усмотрению, так как точный вид этой бумаги централизованно не закреплен. Главное, чтобы бланк документа значился в учетной политике предприятия, отвечал своему функционалу и требованиям к оформлению официальных документов.
Образец приказа о служебном расследовании в отношении работника
Служебные расследования на предприятиях встречаются не так уж и редко. Толчком к этой процедуре служит отдельный документ под названием «Приказ о проведении служебного расследования», написанный в результате возникновения в организации какой-либо нештатной ситуации.
Что может стать причиной для расследования
Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:
Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.
Порядок проведения расследования
При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.
Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.
В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:
В комиссию может входить и руководитель компании.
Результаты расследования
После проведения расследования комиссия в специальном акте выносит свое решение, которое в случае доказательств виновности сотрудника служит основанием для назначения ему дисциплинарного наказания.
Обычно в таких случаях наказание наступает в виде выговора или даже увольнения, редко кому удается отделаться замечанием. Кроме того, сотрудник может понести и материальную ответственность (если были доказаны факты умышленной порчи имущества предприятия).
В особых ситуациях внутреннее расследование может послужить основанием к возбуждению административного или даже уголовного дела, а также привести к подаче против виновника гражданского иска.
Кто пишет приказ
Непосредственно составлением приказа занимается секретарь организации, либо тот сотрудник, который является полномочным представителем руководителя. При этом сам приказ всегда пишется от лица директора компании и обязательно должен быть заверен его подписью (в случае его отсутствия на рабочем месте – заместителем, действующим по доверенности).
Основание для приказа
Любой приказ должен иметь под собой какое-либо основание. В данном случае в роли него выступает докладная записка или представление от начальника отдела/руководителя подразделения, в котором обнаружилось нарушение. В приказе нужно обязательно указывать ссылку на данный документ.
Как составить приказ
На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).
Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:
Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2016 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.
Как оформить приказ
Приказ пишется в единственном экземпляре. Он может быть составлен как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, в печатном или рукописном виде (всё это роли не играет). Однако он обязательно должен содержать в себе подписи:
Образец приказа
Затем располагается основная часть приказа.
Как проходит служебная проверка сотрудников
Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.
Что представляет собой служебная проверка?
Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.
ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.
Законодательное обоснование
В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.
В каких случаях проводится проверка?
Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:
К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.
ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.
Базовые задачи расследования
Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:
К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.
Порядок осуществления служебной проверки
ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.
Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:
Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.
Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.
ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.
Права и обязанности участников комиссии
У участников комиссии есть следующие права:
У участников комиссии также есть обязанности:
Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.
Права предположительно виновного лица
Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:
Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.
ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.
Заключительная часть служебной проверки
В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:
К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.
Заключение комиссии по служебной проверке образец
5. Оформление результатов служебной проверки
5.2. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) основания проведения служебной проверки;
2) состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);
4) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
5) заключение о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) гражданского служащего состава дисциплинарного проступка, тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень вины гражданского служащего;
6) выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
7) предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины;
8) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
5.3. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается председателем комиссии, членами комиссии, участвовавшими в проверке, и представляется руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата) для принятия соответствующего решения.
5.4. Председатель и члены комиссии несут ответственность за объективность представляемой информации, обоснованность выводов и предложений по результатам проверки.
5.5. В случае если участник служебной проверки не согласен с выводами и (или) содержанием заключения (отдельной его части), он вправе изложить свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к заключению.
5.6. Время нахождения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности в указанный срок не включаются.
5.7. По решению руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата), заверенная копия заключения может быть направлена в заинтересованные структурные подразделения Росстата (территориальные органы Росстата и (или) их структурные подразделения) для сведения.
5.8. Председатель комиссии (член комиссии по поручению председателя комиссии) не позднее трех рабочих дней со дня принятого руководителем Росстата (руководителем территориального органа Росстата) соответствующего решения знакомит гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, и если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, под роспись на заключении с проставлением даты ознакомления.
5.9. В случае если служебная проверка проводилась комиссией центрального аппарата Росстата в отношении гражданского служащего территориального органа Росстата (по письменному заявлению гражданского служащего), письменное заключение с другими материалами служебной проверки не позднее трех рабочих дней со дня окончания служебной проверки направляются руководителю этого территориального органа для ознакомления гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, после чего должны быть незамедлительно возвращены в центральный аппарат Росстата.
5.10. При невозможности или в случае отказа гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением, от подписи в заключении или от проставления даты ознакомления, составляется соответствующий акт (приложение N 3), который приобщается к материалам служебной проверки, а копия заключения направляется по месту постоянной (временной) регистрации гражданского служащего заказным письмом с уведомлением о вручении.
5.11. Подготовка проекта приказа Росстата (территориального органа Росстата) о применении дисциплинарного взыскания осуществляется в установленном порядке Кадровой службой (структурному подразделению территориального органа Росстата, в ведении которого находятся вопросы государственной гражданской службы и кадров).
5.12. В приказе о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершение им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона.
5.13. Копии приказов Росстата (территориального органа Росстата) о проведении служебной проверки, о временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о применении дисциплинарного взыскания, о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения (в случае его применения), письменное заключение приобщаются к личному делу гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка.
5.14. В случае если служебная проверка проводилась в отношении (по письменным заявлениям) нескольких гражданских служащих, письменное заключение оформляется в соответствующем количестве экземпляров.
5.15. Материалы служебной проверки постранично нумеруются и формируются в номенклатурное дело, к которому приобщаются:
1) копия приказа Росстата (территориального органа Росстата) о назначении служебной проверки;
2) документы (или их копии), содержащие сведения, послужившие поводом для назначения проверки;
3) объяснения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и иных лиц;
4) акт об отказе гражданского служащего давать письменные объяснения (при наличии);
5) акт об отказе гражданского служащего от ознакомления с заключением; от подписи в заключении; от проставления даты ознакомления с заключением по результатам служебной проверки (при наличии);
6) другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам;
7) заключение служебной проверки, копия которого (по письменному заявлению которого) приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась;
8) копия приказа Росстата (территориального органа Росстата) о применении дисциплинарного взыскания (при наличии).
Сформированное дело хранится в Кадровой службе (в структурном подразделении территориального органа Росстата, в ведении которого находятся вопросы государственной гражданской службы и кадров) в течение срока, определяемого номенклатурой дел, после чего уничтожается установленным порядком.
Об изменении формулировки в заключении служебной проверки
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2015 г. N 26-КГ15-63
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 г. гражданское дело по иску Нагадиева И.Ю. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия об изменении формулировки в заключении служебной проверки
по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Точиева М.А. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 января 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Марьяна Г.В. и Точиева М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Не согласившись с заключением служебной проверки в части признания телесных повреждений полученными в период прохождения службы, Нагадиев И.Ю. просил признать его незаконным, установить факт получения травмы при исполнении служебных обязанностей, обязать МВД по Республике Ингушетия признать полученную травму связанной с исполнением служебных обязанностей, что необходимо истцу для получения возмещения вреда здоровью.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 октября 2014 г. исковые требования Нагадиева И.Ю. удовлетворены. Установлен факт получения травмы Нагадиевым И.Ю. при исполнении служебных обязанностей. Заключение служебной проверки от 15 февраля 2014 г. по факту получения Нагадиевым И.Ю. травмы признано незаконным. На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность признать полученную Нагадиевым И.Ю. травму в связи с исполнением служебных обязанностей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 января 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия Точиева М.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы МВД по Республике Ингушетия судьей Верховного Суда Российской Федерации 3 августа 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С. от 9 ноября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Нагадиев И.Ю. и его представитель Даурбеков Б.М., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. От представителя Нагадиева И.Ю. по доверенности Даурбекова Б.М. поступили письменные возражения на доводы кассационной жалобы. На основании ст. 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Заключением служебной проверки по факту получения травмы сотрудником полиции Нагадиевым И.Ю. установлено, что 12 октября 2012 г. около 10 час. 20 мин. последний, возвращаясь на своем автомобиле после суточного дежурства к месту проживания в района, в связи с неисправностью радиатора автомобиля направился в магазин, где, спускаясь по ступенькам железной лестницы, споткнулся и упал вниз, ударившись головой об асфальт, в результате чего получил травму. В период с 12 октября по 6 ноября 2012 г. истец проходил лечение в травматологическом отделении Ингушской республиканской клинической больницы.
Заключением служебной проверки от 15 февраля 2013 г. травма Нагадиева И.Ю. признана полученной в период прохождения службы в органах внутренних дел.
По результатам освидетельствования Нагадиева И.Ю. военно-врачебной комиссией медико-санитарной части МВД по Республике Ингушетия от 1 апреля 2013 г. вынесено заключение о болезни с формулировкой «заболевание получено в период военной службы».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Нагадиева И.Ю., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Нагадиев И.Ю. 12 октября 2012 г. получил травму при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем признал незаконным заключение служебной проверки от 15 февраля 2012 г., в ходе которой было установлено, что травма получена Нагадиевым И.Ю. в период прохождения службы. При этом суд первой инстанции, в подтверждение данного вывода, сослался на то, что в момент получения травмы истец следовал со службы домой, в связи с чем, по мнению суда первой инстанции, имеются основания для возложения на ответчика обязанности признать травму Нагадиева И.Ю. полученной в связи с исполнением служебных обязанностей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может признать вынесенные судебные постановления законными, поскольку выводы судебных инстанций о незаконности заключения служебной проверки и признания факта получения истцом травмы в связи с исполнением служебных обязанностей сделаны с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без установления всех юридически значимых обстоятельств, в отсутствие каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о получении истцом травмы при исполнении служебных обязанностей и опровергающих выводы служебной проверки.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 4 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Служебной проверкой установлен факт получения Нагадиевым И.Ю. телесных повреждений в период прохождения службы в органах внутренних дел. Поскольку Нагадиевым И.Ю. оспаривались выводы служебной проверки и обстоятельства получения им травмы, то обстоятельства ее получения при исполнении служебных обязанностей подлежали доказыванию истцом в силу положений ст. 56 ГПК РФ.
В то же время из материалов дела следует, что Нагадиев И.Ю., обратившись в суд с указанным исковым заявлением, в судебные заседания суда первой инстанции не являлся, судом ни разу не опрашивался об обстоятельствах происшествия, как не опрашивались и иные сотрудники, с которыми, как следует из заключения служебной проверки, находился Нагадиев И.Ю. 12 октября 2012 г. при получении травмы.
Суд первой инстанции, в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, без исследования фактических обстоятельств проведения служебной проверки, по существу, переоценил результаты служебной проверки и сделал свое заключение без достаточных на то оснований.
Ввиду изложенного выводы суда о признании недействительным заключения служебной проверки от 15 февраля 2013 г. Судебная коллегия признает незаконными.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных постановлений не принято во внимание, что причинную связь телесных повреждений сотрудника органов внутренних дел с исполнением служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 нового Положения о военно-врачебной экспертизе), может устанавливать лишь военно-врачебная комиссия.
В силу пп. «г» п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе от 25 февраля 2003 г. N 123 определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов возлагается на военно-врачебные комиссии.
Пунктом 41 указанного Положения установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» и «военная травма». Данный перечень является исчерпывающим.
При этом следует отметить, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой «военная травма» свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах).
Формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции «заболевание получено в период военной службы» приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует и если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) ( абзац третий пп. «б» п. 41 Положения).
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья ( п. 43 Положения).
Под формулировку «военная травма» подпадают телесные повреждения, полученные сотрудником полиции в связи с осуществлением служебной деятельности.
Согласно п. 354 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), при установлении причинной связи увечья, заболевания ВВК выносит заключение на основании справки о травме и (или) заключения служебной проверки об обстоятельствах получения увечья, заболевания, а также первичных медицинских документов, составленных на момент получения увечья, заболевания.
В справке о травме на основании материалов служебной проверки указываются обстоятельства, при которых сотрудник получил увечье, и его связь с исполнением служебных обязанностей.
Справка о травме или заключение служебной проверки выдается руководством органа внутренних дел (командиром воинской части) сотруднику, военнослужащему, гражданину, призванному на военные сборы ( п. 355 Инструкции).
Таким образом, право определять категорию годности к военной службе, равно как и устанавливать причинно-следственную связь полученного сотрудником органов внутренних дел увечья с формулировкой «военная травма» принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии. Заключение, вынесенное военно-врачебной комиссией, в отношении гражданина может быть обжаловано им согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Поскольку установление причинно-следственной связи полученного увечья сотрудником органов внутренних дел с формулировкой «военная травма», то есть при исполнении служебных обязанностей, возложено нормативными предписаниями исключительно на военно-врачебные комиссии, самостоятельные выводы судебных инстанций о признании травмы Нагадиева И.Ю., полученной при исполнении им служебных обязанностей, вопреки заключению военно-врачебной комиссии медико-санитарной части МВД по Республике Ингушетия от 1 апреля 2013 г., являются неправомерными, как нарушающие нормы материального права, регулирующие возникшие спорные отношения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов МВД по Республике Ингушетия, что, согласно ст. 387 ГПК РФ, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Нагадиева И.Ю. к МВД по Республике Ингушетия, не передавая дело на новое рассмотрение, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для их удовлетворения.
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 октября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 января 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Нагадиева И.Ю. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным заключения служебной проверки в части признания телесных повреждений полученными в период прохождения службы, установить факт получения травмы при исполнении служебных обязанностей, возложении обязанности признать травму, полученную Нагадиевым И.Ю., связанной с исполнением служебных обязанностей.