заключение первого торгового договора с византией
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
В середине IX в. на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство, вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути «из варяг в греки» объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующее положение крупные города Новгород и Киев. С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть, скрепившая новое государство, активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен. Постепенно руссы осваивали процедуру заключения устных соглашений о прекращении военных действий, утвердилась процедура обмена пленными. Развивая внешнеполитические связи, они вступили в контакт не только с окружающими племенами тюркского и угро-финского происхождения, но и с Византийской империей, хазарами, германцами, франками и даже с далеким Арабским халифатом. Начальным событием в истории древнерусской дипломатии принято считать заключение руссами первого известного нам договора «мира и любви» после удачного похода на Византию в 860 г., рассказала кандидат исторических наук Людмила Трофимова.
Это был стереотипный договор такого рода, который довольно часто заключался с окружающими Византийскую империю народами. Некоторые исследователи считают, что одной из статей договора (кроме обычных в таких случаях положений о перемирии и торговых отношениях) могло стать положение о принятии Русью христианской веры. Есть и мнение о том, что такое крещение южной Руси состоялось именно в 60-е гг. IX в. Однако подтвердить или опровергнуть такое предположение невозможно из-за отсутствия источников, считает Людмила Трофимова.
Исходя из геополитических последствий договора, можно предполагать, что в нем были зафиксированы следующие положения:
И тем не менее это соглашение является своеобразным дипломатическим признанием древней Руси. По словам кандидата исторических наук Людмилы Трофимовой, оно связано с так называемым «Аскольдовым крещением», когда незначительная часть руссов попала под влияние христианства.
Договор был расторгнут, по-видимому, в 882 г., после военного переворота в Киеве и последующего обострения русско-византийских отношений, приведших к победоносному походу князя Олега на Царьград в 907 г. Русь переняла опыт заключения подобных договоров и уже в конце IX в. заключила ряд соглашений «мира и любви» с уграми и скандинавами. Дружественные отношения сложились с Болгарским царством. С княжением Олега связано значительное усиление древнерусского государства. Продолжалось объединение восточнославянских племен вокруг пути «из варяг в греки». Под влияние Киева попали древляне, были освобождены от хазарской дани северяне и радимичи. Успешна была война с племенем сулян. В 907 г. объединенное войско славян напало на Царьград. Применив военную хитрость, Олег вынудил византийцев сдаться, рассказала Людмила Трофимова.
Согласно договору, отмечает Василий Осипович Ключевский, князь Олег потребовал «укладов» на русские города Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие города, «по тем бо городом седяху велиции князи, под Олгом суще».
Полномасштабный мирный договор был подписан в 911 г. и показал качественный скачок развития русской дипломатии. Фактически этот договор является международным признанием Киевского государства, а князя Игоря наряду с Олегом можно смело назвать первыми русскими дипломатами, считает кандидат исторических наук Дмитрий Лисейцев.
Состав делегации руссов отразил тогдашнее государственное устройство Руси: послы выступали от имени великого князя, светлого боярства и всего русского народа. Договор впервые был зафиксирован в грамотах, написанных на греческом и русском языках. Сам порядок принятия договора свидетельствует о том, что Русь умело использовала опыт предыдущих веков как русской, так и зарубежной дипломатии.
Николай Михайлович Карамзин писал: «В знак победы Герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим. Договор представляет нам Россиян уже не дикими варварами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий; имеют свои законы, утверждающие безопасность, личную собственность, право наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и внешнюю».
Во время похода русских дружин на Восток в 912-913 гг. были достигнуты соглашения с печенегами и Хазарским каганатом о проходе русского войска по Волге на Каспий.
Неудовлетворенные результатом похода 944 года, многие русские и скандинавские воины устремились на Каспий. Начался Восточный поход русско-скандинавского войска под руководством Свенельда. В ходе него удалось на некоторое время закрепиться на южных берегах Каспийского моря. Руссы вступили в дипломатические отношения с арабскими государствами и местным населением, что позволило им некоторое время удерживать занятые территории.
С середины X в. прочные контакты установились не только с восточными, но и с западными народами, говорит кандидат исторических наук Дмитрий Лисейцев.
В период правления Ольги Русь добилась некоторых внешнеполитических успехов. Русское посольство во главе с княгиней побывало в Византии и провело там переговоры по широкому кругу вопросов. В частности, по словам Д. Лисейцева, были достигнуты соглашения о титулатуре русских князей.
До посольства Ольги в официальных документах правители Руси удостаивались титула «светлость», что соответствовало невысокому, по тем временам, месту в иерархической лестнице.
К 60-м годам X в. сложились предпосылки выхода Руси на широкую мировую арену. К тому времени Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Европы.
С комментариями историков, кандидатов исторических наук Людмилы Трофимовой и Дмитрия Лисейцева можно ознакомиться в аудиофайле.
Приход к власти Вещего Олега. Первый договор Руси с Византией
Как Олегу удалось объединить два самых главных центра восточных славян и каким образом он смог заключить договор с Византией?
Как и в случае с Рюриком, основными письменными источниками о Вещем Олеге являются летописи: «Повесть временных лет» и «Новгородская первая летопись», однако данные в них разнятся.
В «Повести временных лет» написано, что Рюрик, передал свое княжество родственнику Олегу, а также «отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал». Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается.
В то время как в «Новгородской первой летописи» сообщается, что Олег был воеводой при Игоре и никакого отношения к Рюрику не имел. Эти сведения противоречат русско-византийскому договору от 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени.
Татищев в своей работе «История Российская» со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его братом жены Рюрика, Ефанды.
Общепринятой версией считается, биография Олега описанная в «Повести временных лет» и дальнейшее повествование будет основано именно на ней.
После смерти Рюрика в 879 году, Новгородский престол по праву наследования должен перейти к его сыну Игорю Рюриковичу.
Но поскольку на тот момент Игорю был всего один год, регентом совсем юного Игоря был назначен шурин Рюрика – Олег.
В 882 году, согласно летописи, Олег присоединяет Смоленск и Любеч к своим владениям.
Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.
И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира
После захвата города, Олег перенёс столицу в Киев, так как город имел удобное расположение, тем самым объединив два главных центра восточных славян. Именно по этой причине некоторые считают Олега основателем Древнерусского государства, а не Рюрика.
На Киеве Олег не остановился и продолжил расширять территории Древнерусского государства, в 883 году он подчинил Киеву древлян, в 884 году северян, в 885 году радимичей.
Под властью Олега оказался почти весь путь «из варяг в греки».
После окончательного образования Древнерусского государства, князю Олегу нужно было утвердиться на международной арене и наладить торговлю. В 907 году, согласно «Повести временных лет», он решил следовать по уже протоптанной тропинке, пойти войной на Византию, во главе которой был император Лев VI Философ.
Ввиду того, что руссы до этого уже совершали набеги на Византию, это показалось ему отличной идеей. Тем более что, столица Византии — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное. Константинополь являлся одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки».
Вещий Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:
Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».
В летописи утверждается о 2 тысячах кораблей, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако в тексте Новгородской первой летописи описывается далеко не 2 тысячи, а 100-200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль…»)*.
*Но историки предпочитают избегать трактовки этой неясной фразы летописца 11 века.
Спустившись по Днепру, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья Черного моря.
Лев VI Философ узнав о приближении огромного войска приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив «Золотой Рог», вручив таким образом варягам возможность грабить пригороды Константинополя.
Подобные действия византийцев были оправданы тем, что уже несколько веков этот приём позволял не пускать суда противника для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жесткие штурмы.
Затем в летописном описании похода начинаются легенды:
Увидев цепи, Олег придумал легендарную тактическую хитрость — поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю.
Конечно же, многие историки вышеописанное подвергают большому сомнению.
Цитирую:
«Это откуда же вдруг взялась такая прорва колёс, способных выдержать огромный вес? Что было использовано в качество осей? Чтобы вдруг в новом, незнакомом месте раздобыть, а вернее, изготовить нужное количество прочных колёс и всё прочее, необходимое для реконструкции кораблей в буера, нужно время и масса материала…»
Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял.
Очень часто именно этот эпизод используют в качестве одной из причин, почему Олега прозвали Вещим.
Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь
После чего, греки были вынуждены дать войску Олега на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на уключину*, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Но по какой-то причине Новгород не вошел в список городов.
Помимо всего вышеизложенного, на Византийцев была наложена постоянная дань и заключен торговый договор. Который регулировал присутствие и торговлю русских купцов в Византии.
В знак своей победы, Олег повесил легендарный щит на вратах Царьграда, приказал сшить грекам паруса из шёлка.
Описанных в «Повести временных лет»
Историк А.Г. Кузьмин предположил, что изначально в «Повести временных лет» конец правления Олега датировался 907 годом, но при сравнении с датой договора 911 года, датировку изменили, из-за этого возникло 2 летописные статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега.
Достоверная дата смерти князя Олега неизвестна.
В «Повести временных лет» утверждается о 912 году, тем временем как в Новгородской первой летописи указывается на 922 год.
Историк А.А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега по «Повести временных лет» совпадает с годом смерти византийского императора Льва VI Философа — оба умерли в 912 году. Возможно летописец зная, что они были современниками, решил приурочить завершение их правлений к одной дате.
Такое же подозрительное совпадение между датами смерти князя Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I Лакапина.
В соответствии с наиболее популярной версией, причина его смерти — укус змеи, выползшей из черепа его коня. Эта версия присутствует как и в «Повести временных лет», так и в Новгородской первой летописи.
Ещё до похода на Царьград, Волхвы предсказали Олегу, что умрёт он от своего любимого коня.
Этот день в истории: 911 год — заключен русско-византийский договор
2 сентября 911 года в Константинополе между Киевской Русью и Византийской империей был заключен международный договор, который регулировал русско-византийские отношения.
Этот один из самых ранних известных дипломатических документов в истории России был составлен на двух языках — на греческом (не сохранился) и на старославянском. Он сохранился в позднейших списках древнерусских летописей, в частности, в «Повести временных лет» и является древнейшим письменным источником русского права.
С стороны Руси договор заключал князь Олегом вместе с подчиненными ему светлыми и великими князьями и великими боярами, которых представляли 15 послов. Византию при заключении договора представляли сразу три императора: Лев VI, его брат Александр, и сын Льва Константин.
Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.
Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И ещё допускалась возможность найма русских на императорскую военную службу.
Как отмечают историки, данный договор дошел до нас полностью со всей основной договорной структурой и указанием точной даты («месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420»).
Этот договор является памятником прочных экономических, политических и культурных связей древнерусского государства с Византией и имеет большую научную ценность. Благодаря подобным юридическим документам возможно установить уровень правосознания и правовой мысли в IX—X вв.
2 сентября 911 г. был заключен первый международный договор между Русью и Византией
После военного удара Руси по Византийской империи в 907 году и заключения между русами и греками общеполитического межгосударственного соглашения в отношениях между двумя державами наступила пауза в четыре года. Затем в летописи сообщается, что князь Олег послал своих мужей «построити мира и положити ряд» между двумя государствами и излагается сам текст соглашения. Договор 911 года дошёл до нас полностью со всей основной договорной структурой: с начальной формулой, заключительной клятвой и датой. После текста соглашения, летописец сообщает, что ромейский император Лев VI почтил русское посольство, одарил его богатыми дарами, организовал экскурсию по храмам и палатам, а затем отпустил на Русскую землю с «честию великой». Послы прибыв в Киев поведали великому князю «речи» императоров (в этот момент правил император Лев VI, а его соправителями были – сын Константин и брат Александр) и рассказали о сотворении мира и принятии ряда-договора.
По мнению ряда исследователей договора (в том числе А. Н. Сахарова), это обычный межгосударственный договор. В нём есть две стороны: «Русь» и «Греки», или «Русь» и «хрестианы». Кроме того, он является типичным соглашением «мира и любви»: его общеполитическая часть повторяет договора 860 и 907 гг. Первая статья соглашения посвящена проблеме мира, обе стороны клянутся сохранять и соблюдать «любовь непревратну и непостыжну» (мирные отношения). Фактически договор подтверждает прежние «словесные» (или в основном словесные) подобные соглашения.
Договор 907 г. явился не только соглашением «мира и любви», но и «рядом», который решал конкретные проблемы взаимоотношений двух держав и их подданных в политической и экономических сферах. Статьи договора говорят о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них; об ответственности за убийство, и имущественной ответственности за него; об ответственности за умышленное избиение, воровство и грабеж. Регламентируется порядок помощи «гостям»-купцам обеих держав во время их плавания, помощи тем, кто потерпел кораблекрушение, порядок выкупа пленников – русов и греков. Восьмая статья говорит о союзной помощи Византии со стороны Руси и порядке службы русов в армии императора. Следующие статьи посвящены порядку выкупа любых других пленников (не русов и греков); возвращению бежавшей или похищенной челяди; практике наследования имущества умерших в Византии русов; о порядке русской торговле в Византийской империи; об ответственности за долги и неуплату долга.
Ряд статей содержат только обязательства греческой стороны. В частности, византийские обязательства прослеживаются там, где идет речь о непременном возвращении убежавшего или украденного русского челядина. Кроме того, византийцы обязывались возвращать на Русь имущество умерших в империи русских подданных, если умерший не сделал на этот счет каких-либо распоряжений. Обязательства греческой стороны относятся и к статье о разрешении русам служить в византийской армии. Кроме того, эта же статья указывает на военный союз Руси и Византии: сообщается, что в случае войны греков с каким-либо противником русы могут оказать империи военную помощь. Есть мнение, что подобное соглашение было заключено устно как в 860 г., так и в 907 г. Военную поддержку со стороны Русского государства греческая сторона оплачивала золотом в виде дани и политико-экономическими льготами. Византия была заинтересована в военной помощи Руси против арабов. Эти союзные отношение были нарушены примерно в 930-х годах.
Договор был заключён 2 сентября 911 года на двух языках — на греческом (не сохранился) и на старославянском. Сохранился в позднейших списках древнерусских летописей, в частности, в «Повести временных лет». Древнейший письменный источник русского права; содержит нормы Закона Русского. Копии с находящихся в императорской канцелярии в Константинополе.
Основные положения
Для упрощения восприятия приведём основные пункты договора в изложении С. М. Соловьёва [1] С. М. Соловьёв, «История Российская» :
Текст договора
Текст договора приводится Повестью Временных Лет в следующем виде:
Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.
А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.
Об этом: если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.
Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится (на грабеж) и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере.
Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову.
Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем (на греческий берег) мы, русские. И когда приходим (мы, русские) в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то (мы, греки) пропустим с честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию.
Об этих: если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если, действительно, окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, — все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше.
Если же будет набор в войско и эти (русские) захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет.
Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны (пленные христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, — все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.
Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, — возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, — тем самым не будет признан правым.
И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его.
О русских торгующих.
О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.
В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях — Царя вашего и своею рукою, — скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира.
Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420″. [2] Повесть Верменных Лет