заключение сан францисского мирного договора с японией

Всё о Японии

заключение сан францисского мирного договора с японией

Обсуждение условий мира между странами-победительницами и Японией заняло 6 лет. Итогом работы западных дипломатов, занимавшихся разработкой условий мира, стал Сан-Францисский договор, созданный на базе англо-американского проекта. Поскольку его положения были отвергнуты советской стороной, заключение мира между Москвой и Токио было отложено ещё на 5 лет.

Предыстория

Условия будущего советско-японского мирного договора были оговорены лидерами «большой тройки» ещё до того, как СССР и Япония начали воевать друг против друга. В начале 1945 года в Ялте три державы заключили следующее соглашение: СССР вступает в войну с Японией через 2-3 месяца после разгрома Германии, за участие в боевых действиях к территории Советского Союза будут присоединены острова Курильской гряды и южная часть Сахалина. Сталин объяснил последнее условие тем, что советские граждане должны знать, за что воюют.

После поражения во Второй Мировой войне Япония была оккупирована войсками союзников. В отличие от Германии, Япония не была поделена на оккупационные зоны. Официальным главнокомандующим оккупационными войсками стал американский генерал Макартур. Поскольку советская сторона не согласилась отдавать под командование американца своих бойцов, фактически, на территории Японии проводилась сугубо американская политика.

Западные державы организовали суд над японскими военными преступниками, участвовали в разработке демократической конституции, а затем занялись восстановлением развитием экономики, культурной жизни и т. д. Хотя ключевую роль на японских островах играли представители США, Америка не могла проводить свою политику, игнорируя общественное мнение и позиции своих бывших союзников. Поэтому ялтинское соглашение было выполнено в полном объёме: в начале 1946 года японцы провели репатриацию своих граждан с потерянных территорий, а СССР издал указ о том, что данные острова отныне – собственность Советского Союза.

Несмотря на благополучное разрешение вопроса о статусе оговорённых территорий, отношения между Москвой и Вашингтоном постепенно накаливались. Американцев крайне беспокоила подходившая к концу гражданская война в Китае, где с каждым днём становилась всё очевиднее победа коммунистов. Опасаясь усиления влияния Советского Союза на Дальнем Востоке, США предприняли ряд мер.

Подготовка Сан-Францисского мирного договора

Летом 1945 года в Берлине страны-победительницы заключили соглашение, по которому все мирные договора со странами «оси» должны были подготавливаться и подписываться при обязательном участии пяти министров иностранных дел:

По мнению авторов данного соглашения, такое условие позволило бы в будущем избежать заключения сепаратного мира.

В 1947 Соединённые штаты объявили, что не считают Совет пяти министров достаточно компетентным органом для подготовки мирного договора с Японией. Вместо этого США предложили поручить разработку соглашения Дальневосточному комитету, состоящему из 11 стран и базирующемуся в Вашингтоне. Советский Союз пытался оспорить это предложение, ссылаясь на заключённые ранее дипломатические соглашения, однако, власти США предпочитали игнорировать эти апелляции.

Конфликт между СССР и США по поводу мира с Японией разгорался на фоне усиливающейся «холодной войны». В этом противостоянии Токио предпочитал поддерживать Америку и даже предложил Вашингтону заключить военный союз.

В 1950 году вспыхнула Корейская война, которая стала ещё одним поводом для сближения Америки и Японии. В свою очередь, Советский Союз стал развивать отношения с КНР, и в том же году две державы подписали договор о дружбе и сотрудничестве. В Токио выехал А. Даллес, в задачи которого, помимо разработки условий мира, также входило налаживание военного сотрудничества с Японией. Вскоре появился проект договора, составленный правительством США без предварительного обсуждения с СССР и Китаем. В следующем году договор был опубликован, и его обсуждение началось на специально созданной конференции в Сан-Франциско.

Условия Сан-Францисского мирного договора

заключение сан францисского мирного договора с японией

На конференции присутствовали представители 52 стран, большинство из которых не воевало с Японией. В то же время США намеренно не пригласили в Сан-Франциско представителей от Монголии, КНР, Вьетнама и Кореи, невзирая на то, что эти государства пострадали от японской агрессии и сделали свой вклад в победу на дальневосточном фронте.

В законченном виде договор включал в себя следующие условия:

Документ был подписан 48 странами. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Громыко категорически отказался признавать договор. Во время произнесения своей речи, он предложил внести в него пункт, который бы запрещал размещать в Японии иностранные военные базы. Также Громыко подчеркнул, что в документе не содержится никаких условий относительно демилитаризации Японии и демократизации её политики, вопрос же о репарациях пострадавшим от японской агрессии странам предлагается решать в двустороннем порядке без вмешательства международных организаций, что является явной уступкой по отношению к Токио. Однако эти замечания остались проигнорированными.

Кроме того, документ содержал ещё одну хитрость, которая не осталась незамеченной. Хотя договор признавал потерю Японией прав на ряд территорий, в нём ничего не сообщалось о том, что указанные острова будут переданы Советскому Союзу и КНР.

В результате, СССР, а также поддержавшие позицию Громыко представители Польши и Чехословакии не стали подписывать предложенный им проект.

По мнению советских и азиатских дипломатов, Сан-Францисский договор не способствовал тому, чтобы в будущем Япония перешла к мирной внешней политике. Условия договора позволяли Токио снова начать наращивание военного контингента и выступить против своих соседей совместно с армиями западных держав.

Последствия

Практически одновременно с подписанием мирного договора, США и Япония заключили двустороннее соглашение о размещении в Японии американских вооружённых сил. Согласно официальному заявлению Вашингтона, американские военные должны защищать мир и безопасность в Тихоокеанском регионе, поэтому их присутствие там необходимо. Сразу после этого США распустили Дальневосточную Комиссию.

В свою очередь, японцы отказались от какого-либо экономического и научного сотрудничества с Советским Союзом. Это опрометчивое решение позже вызвало недовольство среди японских бизнесменов и промышленников.

Таким образом, СССР и Япония ещё несколько лет формально оставались в состоянии войны друг с другом, вплоть до подписания Советско-Японской декларации 1956 года.

Источник

Заключение сан францисского мирного договора с японией

8 сентября в городе Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией, который подытожил результаты Второй Мировой войны и заложил основание нового баланса сил в Азии и в мире. Мирный договор с Японией подписали 49 государств, но он не был подписан, такими государствами как Монголия (МНР), Китай (КНР), СССР, Вьетнам (ДРВ), Индия и Бирма, которые внесли существенный вклад в победе над Японией.

заключение сан францисского мирного договора с японией

С самого начала США сделали всё, чтобы СССР никак не мог изменить договор в соответствии со своими интересами в ходе заседания конференции. Текст договора был подготовлен Великобританией и США, а его условия были заранее обговорены США и их союзниками. На мирную конференцию в Сан-Франциско были приглашены страны, выбранные США, большинство из которых лишь формально участвовали в войне с Японией и нужны были для создания большинства, лояльного США. Такие страны как МНР, ДРВ (Вьетнам), Китай, КНДР вообще не были приглашены в Сан-Франциско. Поэтому в ходе конференции предложения и поправки СССР к тексту договора даже не были поставлены на обсуждение. Тогда первый заместитель министра иностранных дел СССР (а в будущем – один из самых талантливых министров иностранных дел за всю историю России) Андрей Андреевич Громыко назвал это соглашение сепаратной сделкой между Японией и США. По заявлению А. А. Громыко данный договор может спровоцировать новые конфликты, так как в нём не указано, в чью пользу Япония отказывается от указанных территорий. Также он резко осудил пункт договора, дающий возможность размещения на территории Японии по договорённости военных баз других государств, так как вероятно догадывался, базы какой страны там будут расположены.

заключение сан францисского мирного договора с японией

Сам Сан-Францисский мирный договор состоял из 7 разделов и, в совокупности, включал в себя 27 статей: мир, территория, безопасность, политические и экономические постановления, претензии и собственность, разрешение споров, заключительные постановления. По условиям мирного договора в Сан-Франциско 1951 года:

1) Япония признавала утрату своего суверенитета над Тайванем и Пескадорскими островами, Парасельскими островами и островами Спратли, над Курилами и Южным Сахалином и над Кореей (на территории которой образовались два независимых государства). Также она передавала острова Рюкю (Нансей, Окинава) под опеку США.

2) Япония признавала все решения Дальневосточного военного трибунала по военным преступлениям как внутри, так и вне Японии

3) Япония получила право на индивидуальную самооборону и право заключать соглашения о коллективной безопасности

4) Все иностранные оккупационные войска должны были быть выведены из Японии в течение 90 дней с момента подписания договора. Однако в договоре оговаривалась возможность размещения или сохранения иностранных вооруженных сил на японской территории по двусторонним или многосторонним соглашениям Японии с другими государствами

5) Япония приняла обязательства, изложенные в Статье 2 Устава Организации Объединенных Наций

6) Япония отказалась от всех своих интересов, прав и привилегий в Китае, закреплённых в Пекинском протоколе от 7 декабря 1901года

заключение сан францисского мирного договора с японией

Таким образом, США сделали всё, чтобы Япония никогда не вернулась к своему милитаристскому прошлому. Однако уже полным ходом шла Холодная война, и, с потерей Китая, Вашингтон отчаянно нуждался в союзнике в Восточной Азии. Поэтому одной из главных целей, которые преследовали США на конференции в Сан-Франциско, стало желание США превратить Японию в союзное государство. Поэтому через несколько часов был подписан Японо-американский договор (о гарантии) безопасности, который был результатом компромисса между Японией и США. Ещё ранее американская оккупационная администрация Макартура в Японии составила для Японии Конституцию, по которой Япония не имела право создавать армию и объявлять войну какому-либо государству. Для обороны страны от внешних врагов создавались Силы Самообороны. По договору о безопасности, подписанному в Сан-Франциско, Япония получала гарантии безопасности от США, на её территории располагались американские военные подразделения и военные базы, а американский «ядерный зонтик» должен был защищать Японию от любой ядерной атаки. В обмен на нахождение американских военных баз на своей территории, Япония добилась от США прекращения оккупации и передачи власти собственно японскому правительству. Таким образом, США получили союзника в Восточной Азии, и одновременно исключили возможность повторной милитаризации Японии. Также, разместив свои военные базы на территории Японии, США исключили возможность присоединения Японии к коммунистическому блоку. Определённые выгоды от размещения американских военных баз получила и Япония: с этого времени ей не приходилось тратить огромные средства на содержание собственной армии, что явилось одной из причин дальнейшего интенсивного роста её экономики.

заключение сан францисского мирного договора с японией

При обсуждении Договора Сан-Франциско в сенате США была принята резолюция, содержавшая следующую оговорку:

«Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении.»[1]

Подписание Сан-Францисского мирного договора и американо-японского договора о безопасности в 1951 году заложило основу американской архитектуры безопасности в Тихоокеанском регионе. Благодаря гибкой, продуманной политике и союзу с Японией, США по сей день имеют огромное влияние в динамично развивающемся Тихоокеанском регионе, что значительно укрепляет их положение в мире.

Комментарии

Простите пожалуйста, что я с вами спорю 🙂

Алексей, судя по этой фразе, Вы, действительно, многому научились у Андрея Андреевича 🙂

Не менее спорны и его достижения, касемые статуса СССР в ООН. Цитирую Alexey Klitin:

В защиту Громыко могу сказать лишь то, что своей работоспособностью он выгодно отличался от немощного большинства высшего круга номенклатуры эпохи «застоя». Но в сущности, он был министром в такой период советской истории, когда ресурсы, стоявшие за нашей дипломатией, просто, гарантировали определенный уровень влияния.

Извините что так долго не отвечал.

Денис Сергеевич, если вам всё ещё интересно что я отвечу на ваш комментарий про вето, то вот.
Я считаю, что благодаря вето СССР получил определённый уровень защиты от западных стран, которые легально никак (в большинстве случаев) не могли надавить на нашу страну и диктовать ей свои условия. Я согласен, что может показаться глупым, что после войны СССР часто так часто использовал вето. Но я думаю, что он делал это от безысходности. В Ген Ассамблеи, в Совбезе у США было много сторонников. Некоторые как Великобритания и Франция являлись основными союзниками США, некоторым, как Тайваню, Америка оказывала значительную финансовую, военную и др. помощь, а голоса некоторых (в основном стран третьего мира) она просто покупала. Исследование Гарвардского университета в 2006 году показало, что Цитата:

Источник

Сан‑Францисский мирный договор (договор с Японией о прекращении войны)

Сан‑Францисский мирный договор – договор о прекращении состояния войны между Японией и 48 другими подписавшими его государствами, был подписан 8 сентября 1951 года на Сан‑Францисской мирной конференции (4-8 сентября 1951 года).

Из участвовавших в конференции государств договор не подписали СССР, Польша и Чехословакия. Страны, не участвовавшие в конференции: Бирма, Индия, Китай, Югославия.

Поэтому состояние войны между ними и Японией прекращено не было.

Договор был разработан на основе англо‑американского проекта.

Глава советской делегации на конференции Андрей Громыко отметил, что англо‑американский проект неудовлетворителен, так как не обеспечивает мира, безопасности и демократического развития Японии, и предложил поправки и восемь новых статей. В них предусматривалось разрешение территориальных вопросов в точном соответствии с существующими международными соглашениями; признание Японией суверенитета Китайской Народной Республики (КНР) над Маньчжурией, островами Тайвань, Пэнхуледао и др., суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами; вывод с территории Японии оккупационных войск в течение 90 дней после подписания договора и запрещение создания там иностранных военных баз и др. Поскольку эти предложения не были поставлены на обсуждение, Советский Союз и поддержавшие его Польша и Чехословакия отказались от подписания Сан‑Францисского мирного договора.

По договору Япония признала независимость Кореи и решения Совета Безопасности ООН о бывших японских подмандатных территориях, отказалась от всяких претензий на Тайвань, острова Пэнхуледао, Парасельские и Спратли, «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов», суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому мирному договору 1905 года. Однако в договоре умалчивалось о возвращении этих территорий СССР и КНР, что нарушало их законные права. Вопреки согласованным ранее решениям санкционировалась передача под управление США японских островов Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес Вела, Маркус и Дайто. Американские войска оставались в Японии на неопределенный срок. Не предусматривались ограничения японских вооруженных сил, демократизации жизни страны и запрещения милитаристских организаций. Договор обязывал Японию уплатить репарации, но не определял их размеров. Странам, понесшим ущерб в результате японской агрессии, предоставлялось урегулировать вопрос о своих претензиях к Японии путем двусторонних переговоров.

Одновременно с подписанием Сан‑Францисского мирного договора США заключили с Японией так называемый «Договор безопасности», согласно которому Япония предоставляла США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи нее (статья 1). Декларировалось, что эти силы могут быть использованы для поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке и обеспечения безопасности Японии, а также и для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии. 28 февраля 1952 года между двумя странами было подписано «Административное соглашение», определившее условия размещения американских войск на японской территории.

28 апреля 1952 года Сан‑Францисский мирный договор, «Договор безопасности» и «Административное соглашение» вступили в силу. Одновременно США односторонним актом объявили о роспуске Дальневосточной комиссии (была создана для выработки согласованных решений с целью обеспечить выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции, подписанной 2 сентября 1945 года; включала представителей Австралии, Великобритании, Индии, Китая, СССР, США, Франции и др.) и Союзного совета для Японии (консультативный орган при американском главнокомандующем союзными оккупационными войсками в Японии по вопросам осуществления условий капитуляции, оккупации и контроля над Японией).

Особенностью отношений России и Японии на современном этапе является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании. Между Москвой и Токио ведутся соответствующие переговоры.

Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда). По данному вопросу стороны занимают противоположные позиции.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва, 8 т., 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Сан-Францисский мирный договор

заключение сан францисского мирного договора с японией

Сан-Францисский мирный договор — договор о прекращении состояния войны между Японией и 48 другими подписавшими его государствами.

Подписан 8 сентября 1951 года на Сан-Францисской мирной конференции (4-8 сентября 1951 года), вступил в силу 28 апреля 1952 года.

Несмотря на требование СССР, на конференцию не были приглашены Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам. Индия и Бирма, не согласные с американо-английским проектом мирного договора, не приняли в ней участия.

Поэтому состояние войны между ними и Японией прекращено не было.

Договор был разработан на основе англо-американского проекта.

По договору Япония признала независимость Кореи и решения Совета Безопасности ООН о бывших японских подмандатных территориях, отказалась от всяких претензий на Тайвань, острова Пэнхуледао, Парасельские и Спратли, «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому мирному договору 1905 года». Однако в договоре умалчивалось о возвращении этих территорий СССР и КНР, что нарушало их законные права.

Вопреки согласованным ранее решениям санкционировалась передача под управление США японских островов Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес Вела, Маркус и Дайто.

Американские войска оставались в Японии на неопределенный срок.

Не предусматривались ограничения японских вооруженных сил, демократизации жизни страны и запрещения милитаристских организаций.

Договор обязывал Японию уплатить репарации, но не определял их размеров. Странам, понесшим ущерб в результате японской агрессии, предоставлялось урегулировать вопрос о своих претензиях к Японии путем двусторонних переговоров.

Глава советской делегации на конференции Андрей Громыко отметил, что американо-английский проект мирного договора не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к мирному договору с Японией, так как не обеспечивает мира, безопасности и демократического развития Японии. Советская делегация предложила свои поправки в проект договора. В них предусматривалось признание Японией суверенитета Китайской Народной Республики (КНР) над Маньчжурией, островами Тайвань, Пэнхуледао и др., суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами; вывод с территории Японии оккупационных войск в течение 90 дней после подписания договора и запрещение создания там иностранных военных баз и др.

СССР также предложил внести в проект договора статью о том, что Япония обязуется не вступать ни в какие коалиции или военные союзы.

Поскольку эти предложения не были поставлены на обсуждение, Советский Союз и поддержавшие его Польша и Чехословакия отказались от подписания Сан-Францисского мирного договора.

Одновременно с подписанием Сан-Францисского мирного договора США заключили с Японией так называемый «Договор безопасности», согласно которому Япония предоставляла США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи нее (статья 1). Декларировалось, что эти силы могут быть использованы для поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке и обеспечения безопасности Японии, а также и для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии.

28 февраля 1952 года между двумя странами было подписано «Административное соглашение», определившее условия размещения американских войск на японской территории.

28 апреля 1952 года Сан-Францисский мирный договор, «Договор безопасности» и «Административное соглашение» вступили в силу.

Одновременно США односторонним актом объявили о роспуске Дальневосточной комиссии (была создана для выработки согласованных решений с целью обеспечить выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции, подписанной 2 сентября 1945 года; включала представителей Австралии, Великобритании, Индии, Китая, СССР, США, Франции и др.) и Союзного совета для Японии (консультативный орган при американском главнокомандующем союзными оккупационными войсками в Японии по вопросам осуществления условий капитуляции, оккупации и контроля над Японией.

Между Россией и Японией по-прежнему не заключен мирный договор, хотя состояние войны было прекращено и еще в 1956 году восстановлены нормальные дипломатические отношения. Отягощающим фактором российско-японских отношений является продолжающееся со стороны Токио выдвижение необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда). Между Москвой и Токио ведутся соответствующие переговоры.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Москва. Воениздат, 2004. В 8 томах)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Ошибка Сталина: почему СССР не подписал мирный договор с Японией

«Мина» из Сан-Франциско

70 лет назад произошло событие, результаты которого до сих пор аукаются руководству нашей страны проблемами на международном уровне. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско состоялась церемония подписания мирного договора между государствами-победителями и побежденной во Второй мировой Японией. Однако представитель СССР так и не завизировал этот документ. Почему Россия предпочла остаться формально в состоянии войны со своим дальневосточным соседом, объяснил историк-востоковед.

заключение сан францисского мирного договора с японией

Сан-Франциско, 8 сентября 1951 г. Госсекретарь США Дин Ачесон подписывает мирный договор. Фото: ru.wikipedia.org

— Сан-Францисский договор в международно-правовой сфере стоит особо, — сразу же подчеркнул директор Центра анализа проблем геополитики, войн и военной истории Анатолий Иванько. — Инициировавшие его появление США меньше всего руководствовались соображениями об установлении мира на Дальнем Востоке. Американцев заботила иная цель: подготовка к новой мировой войне. Поэтому для них было важно создать там линию своего оперативно-стратегического влияния на страны этого региона, прежде всего Китай и СССР. Линия эта тянулась от Алеутских островов на севере к Японии и далее, в «подбрюшье» Юго-Восточной Азии. Американское руководство предполагало со временем включить в нее и Южные Курилы.

Игра в «американку»

— На мирную конференцию в Сан-Франциско были созваны выбранные США страны, большинство из которых лишь формально участвовали в войне с Японией и нужны были для создания большинства, лояльного Штатам. Зато оппозиционно настроенные по отношению к Америке государства — Китай, Монголию, Демократическую Республику Вьетнам, КНДР — вообще не пригласили. Еще несколько стран отказались прислать своих представителей — Индия, Бирма…

Главный итоговый документ конференции — мирный договор — готовился без участия Советского Союза, хотя межправительственная комиссия для этого была создана еще на встрече глав стран-союзниц в Потсдаме летом 1945-го. Но теперь Вашингтон делал все, чтобы Москва не могла изменить договор в соответствии со своими интересами. Янки «рулили процессом», игнорируя не устраивающие их предложения, выдвинутые делегациями других стран, в первую очередь СССР. Один из самых вопиющих примеров тому: поправки Советского Союза к тексту договора даже не ставились на обсуждение.

Возглавлявший советскую делегацию 1-й замминистра иностранных дел Андрей Громыко назвал это сепаратной сделкой между Японией и США. По его заявлению, основной документ, для подписания которого собрались делегации, в том виде, в каком его предложили американцы, может спровоцировать новые международные конфликты. Такая «мина замедленного действия» появилась из-за того, что в тексте договора не указано конкретно, в чью пользу Япония отказывается от перечисленных в документе отчуждаемых у нее по итогам войны территорий. В этом списке фигурировали и Курилы.

Также Громыко резко осудил пункт, дающий возможность другим государствам по договоренности с руководством Японии размещать на ее территории свои военные базы. Наш дипломат прекрасно понимал, какая конкретно страна может в реальных условиях воспользоваться этим положением мирного договора.

— Проблема статуса южной части Курильских островов обязана своим появлением и столь долгим существованием именно проамериканскому Сан-Францисскому договору, подытожившему результаты Второй мировой на дальневосточном театре военных действий?

— «Курильская проблема» возникла вовсе не как результат той войны. На самом деле она «синтезирована» позднее в Сан-Франциско, осенью 1951-го. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть «Материалы Токийского трибунала над главными японскими военными преступниками». На судебном процессе, проходившем в 1946–1948 гг., видные японские юристы, защищавшие подсудимых, не поднимали вопроса о Курильских островах и не ставили под сомнение правомерность их передачи СССР. Напротив, в своей заключительной речи признавали: «Если Япония была побеждена в войне, вся нация должна испытывать на себе последствия этого. Она должна в зависимости от обязательств платить репарации, или возместить ущерб, или должна быть лишена своей территории».

Поражение в войне и полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие Страны восходящего солнца. В 1945-м в Японии высадились войска США, установив там оккупационный режим.

Примерно до весны 1947-го политика оккупационных властей была направлена на то, чтобы воспрепятствовать быстрому восстановлению военного потенциала своего недавнего противника — Японии. Второй этап — с 1948 по 1951 г. — связан с осуществлением глобальной доктрины американского империализма — «сдерживания коммунизма» (фактически СССР и Китая). Провозглашенная президентом Трумэном в середине 1947-го, эта доктрина предусматривала использование Японии как военного плацдарма США на Тихом океане и превращение ее в основного военного союзника на Дальнем Востоке.

К слову сказать, многозначительное «совпадение». В тот же день, когда был подписан Сан-Францисский договор (буквально через 6 часов после церемонии подписания), заключено отдельное японо-американское соглашение о гарантиях безопасности. Оно закрепило на будущее возможность присутствия американских войск и военных баз на территории Японии.

заключение сан францисского мирного договора с японией

Забыть про генерала Макартура!

— Тогда, 70 лет назад, наши дипломаты уже понимали все «отложенные эффекты» заключения мирного договора именно в американской редакции?

— Не только дипломаты, но и высшее руководство СССР прекрасно представляло себе, что предложенный американцами текст Сан-Францисского договора обеспечивает международно-правовую базу для подготовки к новой мировой войне, закладывает фундамент территориальных споров между многими государствами Тихоокеанского бассейна. В том числе подталкивает отношения Японии и России к постоянной конфронтации на грани военного столкновения.

— Советская сторона видела возможность избежать столь негативных последствий?

— Я уже упоминал, что наша делегация предложила ряд поправок к первоначальному тексту статей договора. Среди важнейших — обязательное упоминание о признании Японией полного суверенитета СССР и КНР над перешедшими к ним в соответствии с договоренностями членов антигитлеровской коалиции территориями: для китайцев это Тайвань, Пескадорские и Парасельские острова, а для Советского Союза — Курильские острова и Южный Сахалин.

Увы, данные поправки были проигнорированы организаторами конференции. В то же время американские авторы текста договора не могли вовсе не учитывать Ялтинское и Потсдамское соглашения. В текст договора включено положение о том, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин… суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Включая этот пункт в текст договора, американцы отнюдь не стремились «удовлетворить претензии Советского Союза», как об этом договорились в Ялте. По поводу истинного отношения американской стороны к послевоенным приобретениям СССР на Дальнем Востоке красноречиво говорит резолюция, принятая сенатом США во время предварительного обсуждения Сан-Францисского договора. В ней есть оговорка: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».

Еще одна из держав-победительниц — Англия — на предварительном этапе подготовки мирного договора выступала с куда более справедливых по отношению к нашей стране позиций. 12 марта 1951 года британское посольство направило Госдепартаменту США меморандум, где указывалось: «В соответствии с Ялтинским соглашением, подписанным 11 февраля 1945 г., Япония должна уступить Советскому Союзу Южный Сахалин и Курильские острова».

Американцы поспешили нейтрализовать данное предложение. Их ответ англичанам гласил: «США считают, что точное определение пределов Курильских островов должно стать предметом двустороннего соглашения между японским и советским правительствами или должно быть юридически установлено Международным судом».

Следует подчеркнуть, что использованный американцами тезис о необходимости уточнения пределов Курильских островов противоречил изданному 29 января 1946 года меморандуму главнокомандующего войсками союзных держав генерала Макартура японскому императорскому правительству. В нем со всей определенностью указывалось, что «из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе группа островов Хабомаи… а также остров Шикотан». Однако пять лет спустя для закрепления Японии на проамериканских антисоветских позициях Вашингтон был готов предать забвению в том числе и этот основополагающий документ.

«Табу» «отца народов»

— Итак, в сентябре 1951-го для подписания был предложен американский вариант мирного договора?

— Да, представители заокеанской державы поставили других участников перед фактом: вот таким будет этот мирный договор, подписывайте!

— И советская сторона…

— …отказалась. Сталин не разрешил Громыко поставить подпись от имени Правительства СССР под этим текстом мирного договора с Японией.

— Какими причинами можно объяснить запрет? Не была ли это чисто эмоциональная реакция хозяина Кремля, привыкшего к абсолютной власти, на «самовольство» и несговорчивость зарубежных партнеров?

— Для руководителя государства проявление эмоций в подобной ситуации невозможно. Если бы на данном документе появилась подпись полномочного представителя советской стороны, это означало бы, что СССР принимает в том числе и уже упомянутую резолюцию Госдепа о непризнании за Россией «никаких ее прав и претензий на любые довоенные территории». А данная формулировка имела на самом деле куда более глубокий смысл: таким образом американская сторона на официальном уровне пыталась узаконить положение, что Россия не играла ведущей роли в победе союзников во Второй мировой, а война в Европе — лишь эпизод глобальных сражений, которые вели США на Тихом океане и других театрах военных действий.

Положение о признании суверенитета СССР над Курильскими островами и южной частью Сахалина являлось для руководства нашей страны принципиальным еще и потому, что в свое время именно это условие было главным при согласовании вопроса о вступления России в войну с Японией. Сталин на встрече с лидерами США и Англии сказал недвусмысленно: «Русский народ должен знать, за что он будет воевать».

Теперь, в 1951-м, видя, куда «поворачивают руль» лидеры недавних стран-союзниц, советский вождь наверняка испытывал гнев. Для него такое поведение бывших «товарищей по оружию» стало ударом, если не политической оплеухой. Оно перечеркивало логику вступления в войну с Японией как акта обеспечения безопасности дальневосточных рубежей страны и ликвидации опасного очага новых войн и вооруженных конфликтов. С другой стороны, сводились на нет все усилия Сталина по созданию мер коллективного сопротивления фашизму — антигитлеровской коалиции трех ведущих держав мира: СССР, США и Британии как залога послевоенного глобального мироустройства и гарантии недопущения новых войн.

Еще один важный момент, который наверняка повлиял на решение Сталина по Сан-Францисскому договору. В случае его подписания СССР потерял бы многих своих сторонников на мировой арене, таких как Китай, ДРВ, Монголия.

— Советский Союз был единственным государством — участником Сан-Францисской конференции, которое не подписало ее итоговый документ?

— Его отказались визировать также представители Чехословакии и Польши. Другие участники, делегированные 48 странами союзнической коалиции, утвердили своими подписями мирный договор.

— Соотношение «подписантов» и «неподписантов» впечатляет…

— Не забывайте, что были еще не приглашенные и не захотевшие приехать на конференцию. В их числе такие крупнейшие страны, как Индия и Китай.

— Это уточнение только добавляет оснований назвать Сан-Францисский мирный договор сепаратным.

— Американцы таким его и задумывали. К заключению именно сепаратного договора подталкивали их события военно-политического характера, складывавшиеся в то время в северо-западной части Тихого океана. Прежде всего победа коммунистов в Китае и война, разгоревшаяся в Корее. В небе этой страны, которая долгое время была объектом агрессии японцев, авиации США, воевавшей за «южан», противостояли советские летчики-асы, защищавшие «северян», а на сухопутье на них стороне воевала китайская пехота. Именно здесь, в Корее, оформилось послевоенное противостояние трех тихоокеанских держав: СССР, КНР и США, продолжающееся по сей день.

К этому же времени конфронтация между бывшими главными союзниками по антигитлеровской коалиции достигла наивысшего накала. СССР оказался по одну, а США и Великобритания — по другую сторону баррикад. Для России было, безусловно, важно окончательно решить территориальный вопрос в отношениях с Японией, но, по мнению сталинского руководства, еще важнее казалось «использовать Сан-Францисскую мирную конференцию для разоблачения политики Соединенных Штатов и разъяснения мировой общественности позиции Советского Союза».

— Долгосрочным перспективам налаживания международных отношений предпочли сиюминутный эффект? Это было ошибкой?

— По прошествии времени и сообразуясь с реалиями современного мира, возникает вопрос: если советская делегация все-таки приняла участие в Сан-Францисской конференции, то не разумнее было бы поставить подпись под американским проектом договора? Это позволило бы укрепить позицию СССР (следовательно, и современной России) по проблеме «спорных» территорий.

На мой взгляд, какими бы мотивами ни руководствовалось тогдашнее руководство СССР, отказываясь от подписания итогового документа конференции в Сан-Франциско, это был крупный просчет советской дипломатии.

Сан-Францисский мирный договор сыграл решающую роль для провоцирования или эскалации многих пограничных проблем. В сферу действия его положений попали огромные территории от Курильских островов до Антарктики и от Микронезии до островов Спратли. Однако документ не определил ни то, кому эти территории в конечном счете перейдут, ни их четкие границы. Тем самым были созданы предпосылки для появления многочисленных нерешенных проблем региона, уже вызвавших за прошедшие с тех пор 70 лет многочисленные международные конфликты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *