закон компенсации вывел кто в психологии
Компенсация (психология) – что это, примеры из жизни
Компенсация в психологии рассматривается как один из видов психологической защиты. Недостатки есть у каждого человека и это факт. Но кто-то умеет с ними мириться, а кто-то включает компенсацию. Этот процесс позволяет заменить недостатки и вызванное ими чувство неполноценности чем-то другим. Так, например, невысокие мужчины покупают большие машины или строят отношения с высокими девушками, пытаясь таким образом возвыситься в своих глазах и в глазах окружающих. Приносит ли это чувство удовлетворения? Действительно ли компенсация защищает психику от психологических травм и негативных эмоций?
Компенсация — что это
В психологии компенсация — это один из методов психологической защиты, при котором человек чем-то заменяет недостатки. Они бывают трех видов:
В отношении каждого из перечисленных видов недостатков требуется компенсация. Интересно, что связана она может быть и с самим недостатком, и с замещающими его стремлениями. В первом случае в пример можно привести параолимпийцев, а во втором — слепых музыкантов и т.д.
Первым о механизмах компенсации заговорил Альфред Адлер. По его словам, компенсация неполноценности — это нормальное явление в жизни каждого человека. Неполноценность, как считал Адлер, бывает трех типов:
Зигмунд Фрейд был не согласен со словами Адлера. Он говорил, что не всегда неполноценность лишает человека счастливой жизни. В пример он приводил людей, которые даже при отсутствии каких-либо частей тела, или, например, зрения, не теряли уверенности в себе, не чувствовали себя ущемленными или обиженными судьбой. Фрейд считал, что легче найти того, кто склонен к нарциссизму, чем тех, кто считает себя неполноценным человеком.
Пытаясь возразить, Адлер утверждал, что комплекс неполноценности является лишь идеей, способной объяснить протекающие в организме психологические процессы. О фактической полноценности говорить здесь не приходится, потому что она относительна. У каждого отдельного человека, народа и культуры понятие полноценной личности может меняться.
По сути, неполноценность — это так называемый мотиватор, который побуждает нас к действию, активирует процесс компенсации.
Компенсация бывает прямой и косвенной. Первая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Вторая же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.
В психологии существуют еще такие виды компенсации:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Реальная
Что такое реальная компенсация в психологии? Это способность адаптироваться к новым условиям жизни. Она касается тех людей, которые раньше считали себя неполноценными, но потом смогли справиться со своими недостатками и сейчас ведут нормальную жизнь.
Альфред Адлер выделил ряд условий, необходимых для активации компенсации такого типа:
Адлер был уверен, что такой вид компенсации случается практически у всех людей, которые в той или иной мере столкнулись с комплексом неполноценности.
Гиперкомпенсация
Представляет собой повышенное внимание к недостаточно развитой способности или слабой части тела, усиленное их развитие. Сюда также относится работа с другими органами и способностями, тренировки которых помогут добиться успеха.
Так, например, человек, испытывающий трудности в общении с окружающими людьми, в качестве компенсации может углубиться в изучение языков или каких-то наук. Таким способом он заменит свой недостаток и станет гением.
Псевдокомпенсация
В случае с этим видом компенсация происходит не за счет того, что человек направляет усилия на собственное развитие, а за счет манипулирования другими людьми.
Причины возникновения псевдокомпенсации назвал Адлер:
Существует несколько способов проявления псевдокомпенсации:
Получается, что от того, какой вид компенсации выберет человек, зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь. Псевдокомпенсация ни к чему хорошему точно не приведет. Гиперкомпенсация, наоборот, поможет добиться успеха.
Компенсация как вид психологической защиты
Как и при других видах психологической защиты, задача компенсации — защитить психику от влияния негативных эмоций. Она берет начало еще в детстве, когда ребенок понимает, что нужно делать для того, чтобы стать полноценным в глазах других, получить одобрение. Так, например, многим внушают, что их будут любить и уважать только в том случае, если они станут богатыми. Это побуждает повзрослевших детей все свои силы и возможности направлять на зарабатывание денег.
Если рассматривать компенсацию как механизм психологической защиты, то можно сказать, что она — бегство от проблем. Компенсируя свои недостатки, человек пытается уйти от реальности. Он не хочет выяснить, почему ему плохо живется в нынешних обстоятельствах.
Большую роль в этом вопросе играет мнение большинства. Многие из нас привыкли с ним соглашаться. И это не удивительно, поскольку людей, которые по-другому смотрят на вещи, часто считают психами. Со временем человек начинает думать о себе так же. В этот момент включается компенсация, побуждающая бороться с мнимой неполноценностью.
С одной стороны, может показаться, что компенсация действительно помогает. Но с другой — она заставляет человека жить так, как того хочет общество, а не он сам. Все нормально до тех пор, пока он маскирует или компенсирует свои недостатки, неполноценность. Но как только они выходят наружу, возникает сильное напряжение.
Примеры компенсации
Самый простой и понятный пример компенсации связан, как бы это смешно ни звучало, с едой. Когда человек не употребляет какие-то определенные продукты, например, сидя на диете, организм требует заменить их чем-то другим, тем, где есть нужные ему полезные вещества. Так, если вы сильно хотите мороженого — вам не хватает кальция и триптофана. Получить их можно из куриного мяса, кролика или индейки. Непреодолимое желание съесть шоколадку говорит о дефиците магния. Восполнить его можно с помощью гречки, кедровых орешков, листьев салата.
Перейдем к примерам, связанным с людьми. Представьте худенького мальчика-подростка. Из-за его внешности над ним смеются. Но он не бросается в спортзал для того, чтобы подкачаться. Вместо этого он занимается тем, что у него получается лучше всего, — игрой в шахматы. И он обязательно достигнет успеха в этом направлении. Но физические недостатки все равно будут о себе напоминать, что в конечном итоге приведет к развитию неврозов.
Возьмем того же хиленького подростка. В прошлом примере речь шла о компенсации. Если включится гиперкомпенсация, он направит все свои силы на устранение недостатка, будет усиленно заниматься спортом, борьбой, чтобы потом отомстить тем, кто его дразнил и обижал.
Компенсация — это случаи, когда вместо того, чтобы наладить взаимоотношения с окружающими, человек заводит собаку. Домашний питомец — это, конечно, хорошо. Но если общаться только с ним, то со временем можно утратить навыки общения с людьми и так и остаться в одиночестве.
Еще один пример компенсации — карьера. Она заменяет и семью, и развлечения, и друзей. Отчасти в этом есть своя польза. Человек добивается успеха и признания в обществе. Но посмотрите с другой стороны. Со временем организм трудоголиков просто устает. Да и никакая работа и карьера не подарят ощущение настоящего счастья.
Заключение
Как и все механизмы психологической защиты, компенсация в психологии имеет определенную пользу. Она помогает справиться с чувством собственной неполноценности, заменив недостатки достоинствами или успехами. Но иногда она представляет собой простое бегство от реальности и проблем. К тому же, часто это просто попытка жить по правилам, навязанным обществом, забывая о своих желаниях и потребностях. Поэтому учитесь жить с недостатками. Развивайте в себе способность адаптироваться к новым условиям. Только так вы сможете вести полноценную жизнь.
Психология управления: закон компенсации
Законы психологии управления действуют вне зависимости от внешних условий, как естественная составляющая управленческого процесса. Таких законов — несколько. Каждый имеет значение для успешного руководства. Предметом этой статьи является закон компенсации.
Компенсация выступает дополнительным усилием в деятельности человека. В психологии представляет собой защитный механизм, срабатывающий как бессознательное стремление преодолеть существующие недостатки и те, которые личность себе только вообразила. Защитный механизм является психологическим процессом, необходимым для смягчения либо полного снятия негативных состояний: напряжения, переживаний, тревожности, когда происходит конфликт личности с внешними условиями. Само понятие ввёл З. Фрейд в 1894 году в одной из своих работ, посвященной нейропсихозам. В пределах адаптационных теорий компенсация рассматривается как средство «восстановления нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса» [3, С. 271].
Компенсация как вид защитного психологического механизма
Компенсация — один из самых сложных механизмов психологической защиты. Автором теории выступает австрийский психолог и психиатр А. Адлер. Учёный отметил, что некоторые органы человека функционируют лучше, чем остальные. Либо же — какие-то развиты слабее прочих и больше подвергаются болезням. Используя закон компенсации, можно разработать уязвимое место и таким образом устранить дефект. Когда несовершенное за счёт усилий становится совершенным (или лучше, чем до того), это называется «суперкомпенсация». Законом компенсации человек обычно пользуется осознанно — таково отличие данного закона от прочих. Цель компенсации состоит в том, чтобы уменьшить ощущение неполноценности, эмоционального опустошения. Например, занятия спортом или танцами для человека с инвалидностью являются компенсацией. Компенсаторное поведение личности принимает разные формы: социально приемлемую, если некто с определёнными особенностями, например, с синдромом Дауна, становится моделью. Социально неприемлемую — если свою физическую слабость личность «компенсирует» жестоким обращением с еще более слабыми.
К настоящему времени единая классификация психологических защитных механизмов отсутствует. При этом они делятся на проективные и дефинзивные (начиная с сублимации):
Цель проективных защитных механизмов — в том, чтобы необходимая информация была донесена до сознания личности. Дефинзивные механизмы действуют так, что информация может быть искажена.
Закон компенсации и психика
Человек ощущает психологическую неполноценность, если считает, что у него отсутствуют какие-либо качества (навыки). Когда он начинает развивать то, чем раньше не обладал, начинается процесс гиперкомпенсации. Он может быть опасен тем, что происходит излишнее замещение имеющегося недостатка или дисфункции. Например, человек с небольшой массой тела сутками истощает себя нагрузками в тренажерном зале, игнорируя прогулки на свежем воздухе и полноценный сон. От этого его состояние может ухудшиться, так как чрезмерная компенсация провоцирует новые отклонения и приводит к нестабильному психологическому состоянию. Случается, что механизм психологической защиты срабатывает неадекватно: личность не способна переключиться на более позитивное состояние либо деятельность. Тогда патологическое негативное состояние «перекрывается» употреблением алкоголя, конфликтностью, формами фанатизма, перекладыванием ответственности за происходящее на другого человека.
В психологии также существует понятие «псевдокомпенсация» либо — «ложная компенсация». Когда запускается этот процесс, на определенное время негативные компенсируются отвлечением на положительные явления, а затем наступает декомпенсация: противоположная компенсации, когда происходит повторное нарушение восстановленного состояния психики.
Суть компенсаторного поведения в управлении
Психология управления как раздел практической психологии изучает законы психологии управления, которые проявляются во взаимодействии, в межличностных отношениях и в групповом общении и действуют, как и любой закон. В основу управления персоналом должны быть заложены такие принципы, как методичность и психологичность [1, С. 4]. В философии развитие характеризуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [3, С. 561]. Следствием этих перемен становится качественно новое состояние объекта. Так и компенсационное изменение личности становится результатом развития.
Если человек развивает качество или признак, изначально хорошо развитые у него, это и называется компенсацией. Компенсация делится на прямую и косвенную. Прямая компенсация — процесс, в котором человек стремится к успешности в сфере, где ощущает определённую неуверенность и недостаток. Косвенная компенсация предполагает, что успех достигается в иной, новой области. Использование закона компенсации свойственно взрослой и зрелой личности. Этот вид психологической защиты наиболее распространён в профессиональной среде: компенсаторное поведение присуще людям, которые нацелены на достижение конкретного статуса. Статус является одной из потребностей личности, потому что труд человека на производстве многомотивирован, и человек стремится к удовлетворению на работе не только своих экономических потребностей [2, С. 297-309].
Предназначение компенсаторного поведения — помочь личности сохранить самооценку на нормальном уровне. Чтобы этого добиться, следует учиться переключать свое внимание с недостатка либо негативного опыта на уже развитые качества, на опыт, который вызывает ассоциации с позитивными эмоциями. Если компенсаторный механизм развит очень хорошо, даже отрицательный опыт может побудить человека к саморазвитию, многогранному процессу формирования личности.
Натан Ротшильд однажды сказал: «кто владеет информацией — тот владеет миром». Уже сейчас у вас есть все, чтобы начать: информация, вера, действие. Будьте твердо уверены в своих возможностях — и получите результат. Будьте собой, то есть — личностью: управляйте событиями, используйте свои возможности. Уходите от бесполезной критики себя и других. Поймите, какие ценности значимы именно для вас, отстаивайте их. Записывайте цели, которые ставите перед собой. Действуйте в настоящем времени, соблюдая семь принципов достижения успеха: 1) не бойтесь поступить правильно; 2) рассчитывайте на себя: 3) проявляйте честность; 4) прислушивайтесь к разуму; 5) сохраняйте спокойствие; 6) не делайте акцент на ошибки других; 7) сделайте своей стратегией успех.
Список использованных источников:
Автор: Глущенко Екатерина Николаевна (филолог, автор-составитель статей).
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Психология управления: закон компенсации
Законы психологии управления действуют вне зависимости от внешних условий, как естественная составляющая управленческого процесса. Таких законов — несколько. Каждый имеет значение для успешного руководства. Предметом этой статьи является закон компенсации.
Компенсация выступает дополнительным усилием в деятельности человека. В психологии представляет собой защитный механизм, срабатывающий как бессознательное стремление преодолеть существующие недостатки и те, которые личность себе только вообразила. Защитный механизм является психологическим процессом, необходимым для смягчения либо полного снятия негативных состояний: напряжения, переживаний, тревожности, когда происходит конфликт личности с внешними условиями. Само понятие ввёл З. Фрейд в 1894 году в одной из своих работ, посвященной нейропсихозам. В пределах адаптационных теорий компенсация рассматривается как средство «восстановления нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса» [3, С. 271].
Компенсация как вид защитного психологического механизма
Компенсация — один из самых сложных механизмов психологической защиты. Автором теории выступает австрийский психолог и психиатр А. Адлер. Учёный отметил, что некоторые органы человека функционируют лучше, чем остальные. Либо же — какие-то развиты слабее прочих и больше подвергаются болезням. Используя закон компенсации, можно разработать уязвимое место и таким образом устранить дефект. Когда несовершенное за счёт усилий становится совершенным (или лучше, чем до того), это называется «суперкомпенсация». Законом компенсации человек обычно пользуется осознанно — таково отличие данного закона от прочих. Цель компенсации состоит в том, чтобы уменьшить ощущение неполноценности, эмоционального опустошения. Например, занятия спортом или танцами для человека с инвалидностью являются компенсацией. Компенсаторное поведение личности принимает разные формы: социально приемлемую, если некто с определёнными особенностями, например, с синдромом Дауна, становится моделью. Социально неприемлемую — если свою физическую слабость личность «компенсирует» жестоким обращением с еще более слабыми.
К настоящему времени единая классификация психологических защитных механизмов отсутствует.
При этом они делятся на проективные и дефинзивные (начиная с сублимации):
Цель проективных защитных механизмов — в том, чтобы необходимая информация была донесена до сознания личности. Дефинзивные механизмы действуют так, что информация может быть искажена.
Закон компенсации и психика
Человек ощущает психологическую неполноценность, если считает, что у него отсутствуют какие-либо качества (навыки). Когда он начинает развивать то, чем раньше не обладал, начинается процесс гиперкомпенсации. Он может быть опасен тем, что происходит излишнее замещение имеющегося недостатка или дисфункции. Например, человек с небольшой массой тела сутками истощает себя нагрузками в тренажерном зале, игнорируя прогулки на свежем воздухе и полноценный сон. От этого его состояние может ухудшиться, так как чрезмерная компенсация провоцирует новые отклонения и приводит к нестабильному психологическому состоянию. Случается, что механизм психологической защиты срабатывает неадекватно: личность не способна переключиться на более позитивное состояние либо деятельность. Тогда патологическое негативное состояние «перекрывается» употреблением алкоголя, конфликтностью, формами фанатизма, перекладыванием ответственности за происходящее на другого человека.
В психологии также существует понятие «псевдокомпенсация» либо — «ложная компенсация». Когда запускается этот процесс, на определенное время негативные компенсируются отвлечением на положительные явления, а затем наступает декомпенсация: противоположная компенсации, когда происходит повторное нарушение восстановленного состояния психики.
Суть компенсаторного поведения в управлении
Психология управления как раздел практической психологии изучает законы психологии управления, которые проявляются во взаимодействии, в межличностных отношениях и в групповом общении и действуют, как и любой закон. В основу управления персоналом должны быть заложены такие принципы, как методичность и психологичность [1, С. 4]. В философии развитие характеризуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [3, С. 561]. Следствием этих перемен становится качественно новое состояние объекта. Так и компенсационное изменение личности становится результатом развития.
Если человек развивает качество или признак, изначально хорошо развитые у него, это и называется компенсацией. Компенсация делится на прямую и косвенную. Прямая компенсация — процесс, в котором человек стремится к успешности в сфере, где ощущает определённую неуверенность и недостаток. Косвенная компенсация предполагает, что успех достигается в иной, новой области. Использование закона компенсации свойственно взрослой и зрелой личности. Этот вид психологической защиты наиболее распространён в профессиональной среде: компенсаторное поведение присуще людям, которые нацелены на достижение конкретного статуса. Статус является одной из потребностей личности, потому что труд человека на производстве многомотивирован, и человек стремится к удовлетворению на работе не только своих экономических потребностей [2, С. 297-309].
Предназначение компенсаторного поведения — помочь личности сохранить самооценку на нормальном уровне. Чтобы этого добиться, следует учиться переключать свое внимание с недостатка либо негативного опыта на уже развитые качества, на опыт, который вызывает ассоциации с позитивными эмоциями. Если компенсаторный механизм развит очень хорошо, даже отрицательный опыт может побудить человека к саморазвитию, многогранному процессу формирования личности.
Натан Ротшильд однажды сказал: «кто владеет информацией — тот владеет миром». Уже сейчас у вас есть все, чтобы начать: информация, вера, действие. Будьте твердо уверены в своих возможностях — и получите результат. Будьте собой, то есть — личностью: управляйте событиями, используйте свои возможности. Уходите от бесполезной критики себя и других. Поймите, какие ценности значимы именно для вас, отстаивайте их. Записывайте цели, которые ставите перед собой. Действуйте в настоящем времени, соблюдая семь принципов достижения успеха: 1) не бойтесь поступить правильно; 2) рассчитывайте на себя: 3) проявляйте честность; 4) прислушивайтесь к разуму; 5) сохраняйте спокойствие; 6) не делайте акцент на ошибки других; 7) сделайте своей стратегией успех.
Список использованных источников:
1. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом : практикум : учеб. пособие / Т. Ю. Базаров. М. : Юнити, 2009. — 238 с.
2. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: 1990.
3. Философский энциклопедический словарь. М., 1994.
Автор: Глущенко Екатерина Николаевна (филолог, автор-составитель статей).
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Психология | Psychology
7.9K постов 43.5K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Про самооценку в целом и типы её «заниженности»
Раз уж начали мы с самооценки и тема эта была тепло встречена читателями – открываем серию постов про самооценку, механизмы её работы, разные неочевидные её проявления и последствия. Чтобы в итоге прийти к способам работы с ней.
Данный текст станет своеобразным введением к теме самооценки.
Все вроде бы в курсе, что самооценка – это что-то очень важное. Из каждого утюга мы слышим, что все наши беды от заниженной самооценки, что надо только поверить в себя, полюбить себя и тогда-то мы преисполнимся сил, ресурсов, горы свернём и достигнем всего желаемого.
Однако, как это часто бывает, некая общая (пусть вроде бы и общеизвестная) истина не всегда хорошо стыкуется в сознании отдельно взятого человека с действительностью.
Где конкретно в его жизни себя проявляет заниженная самооценка? Как понять, что она занижена и как определить, какие из имеющихся проблем ей порождены?
Самооценка – это базовая психическая категория, основы которой формируются ещё в раннем детстве. «Базовее» её только категория «мир безопасен – мир враждебен», которая тоже имеет судьбоносное влияние на нашу жизнь, но требует отдельного разбора. Самооценка влияет на то, как человек позиционирует себя в мире и среди людей, как воспринимает себя, свои силы и возможности, как реагирует на свои успехи и неудачи, по какой модели строит близкие связи (дружбу и отношения), как распределяет акценты и приоритеты в жизни, каким ценностям следует, а также как он себя ставит в учебных\рабочих коллективах. Короче говоря, самооценка сказывается практически на всех наших взаимодействиях с обществом и всех предустановках такого взаимодействия. Подробнее я всё это постараюсь осветить в следующих постах.
Что же насчет «неконкурентного» типа и почему я назвал его «обреченным»?
«Неконкурентные» тоже могут ревновать, но воспринимают это скорее с обреченностью и педалированием разрыва отношений, в отличие от «конкурентных», отвечающих агрессивной борьбой.
И те, и другие в подростковом возрасте обрастают комплексами, но там, где «конкурентные» в ответ на низкий рост, недостаточно большой половой член (у мальчиков) или маленькую грудь, кривые ноги, лишний вес, непривлекательную внешность (у девочек), развивают какую-то бурную компенсирующую или маскирующую деятельность, «неконкуретные» просто тихо себя ненавидят. Пинают и гнобят своего внутреннего «Ребенка» даже сильнее, чем это могли бы делать иные насмешники и недоброжелатели.
Там, где «конкурентные» отрицают свои недостатки и агрессивно отторгают критику своих возможностей, «неконкурентные» не замечают ничего, кроме своих недостатков, да ещё и сверху кучу мнимых недостатков навыдумывают.
Одни активно компенсируют, другие обреченно сдаются. Надеюсь, закономерность ясна.
Спасибо за внимание, берегите самооценку смолоду, до свидания.)