закон о бухгалтерском учете молдова
Закон о бухгалтерском учете молдова
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон частично перелагает Директиву 2006/43/ЕС Европейского Парламента и Совета от 17 мая 2006 года о проведении обязательного аудита годовой и консолидированной отчетности, вносящую изменения в Директивы Совета 78/660/ЕЕС и 83/349/ЕЕС и отменяющую Директиву Совета 84/253/ЕЕС (документ распространяется на Европейское экономическое пространство), опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 157/87 от 9 июня 2006 года.
Статья 49
(1) Настоящий закон вступает в силу 1 января 2019 года.
(2) Положения настоящего закона, относящиеся к деятельности Совета по публичному надзору за аудитом (статьи 36–38), вводятся в действие 1 сентября 2018 года.
(3) Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу Закон об аудиторской деятельности № 61/2007 (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., № 72–75, ст. 230), с последующими изменениями и дополнениями, за исключением положений статей 31–34, относящихся к деятельности Совета по надзору за аудиторской деятельностью, которые утрачивают силу 1 сентября 2018 года.
Статья 50
(1) Правительству в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего закона:
a) представить Парламенту соответствующие проекты законов для приведения законодательства в соответствие с настоящим законом;
b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.
c) в отступление от положений части (2) статьи 39 настоящего закона утвердить первый бюджет Совета.
[Ст.50 ч.(1), пкт.c) введен ПМО27 от 26.01.18, MO27-32/26.01.18 стр.8]
(2) Министерству финансов со дня вступления в силу настоящего закона передать Совету по публичному надзору за аудитом:
a) Государственный реестр аудиторов и Государственный реестр аудиторских обществ, аудиторов–индивидуальных предпринимателей;
b) учетные данные стажеров в аудиторской деятельности;
c) учетные данные претендентов на допуск к квалификационному экзамену.
(3) Совет по надзору за аудиторской деятельностью реорганизуется путем преобразования в Совет по публичному надзору за аудитом, который является преемником его прав и обязанностей.
(4) В отступление от положений статьи 38 настоящего закона и в обеспечение процесса создания Совета по публичному надзору за аудитом, первого директора Совета по публичному надзору за аудитом назначить на конкурсной основе на трехлетний срок Министерству финансов, не применяя к нему требования являться непрактикующим аудитором.
(5) До разработки нормативных актов Советом по публичному надзору за аудитом действующие нормативные акты в области аудита применяются в той мере, в какой они не противоречат настоящему закону.
(6) Для проведения аудита в соответствии с настоящим законом субъекты аудита, имеющие действующую лицензию на проведение аудита, выданную Лицензионной палатой, обязаны зарегистрироваться в соответствии со статьей 9 без уплаты единого регистрационного платежа, каковой подлежит выплате по истечении срока действия лицензии.
(7) В течение двух лет со дня вступления в силу настоящего закона для получения квалификационного сертификата аудитора финансовых организаций и аудитора профессиональных участников небанковского финансового рынка аудиторы сдают экзамены и получают соответствующие квалификационные сертификаты в Национальном банке Молдовы и в Национальной комиссии по финансовому рынку.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 27 апреля 2007 года №113-XVI
О бухгалтерском учете
(В редакции Законов Республики Молдова от 17.12.2009 №108-XVIII, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 23.12.2011 г. №267, 11.07.2012 г. №178, 23.12.2013 г. №324, 17.06.2016 г. №138, 07.07.2016 г. №160, 30.03.2017 г. №54)
(По всему тексту Закона слова «Информационная служба финансовых отчетов» заменены словами «Служба финансовых отчетов» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель закона
Цель настоящего закона состоит в установлении правовой базы, единых требований и механизма регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Молдова.
Статья 2. Область применения
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 23.12.2011 г. №267, 23.12.2013 г. №324, 17.06.2016 г. №138)
Статья 3. Основные понятия
(1) В целях настоящего закона следующие понятия означают:
(2) Понятия, используемые в настоящем законе и не предусмотренные в части (1), содержатся в стандартах бухгалтерского учета, а также в других нормативных актах, утвержденных в соответствии с пунктом а) части (2) статьи 11.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324)
Статья 4. Применение стандартов бухгалтерского учета
(1) Субъект публичного интереса ведет бухгалтерский учет и составляет финансовые отчеты в соответствии с МСФО.
Закон о бухгалтерском учете молдова
Примечание: По всему тексту закона слова «Информационная служба финансовых отчетов» заменить словами «Служба финансовых отчетов» в соответствующем падеже; согласно ЗП324 от 23.12.13, МО320-321/31.12.13 ст.871; в силу с 01.01.14
Парламент принимает настоящий органический закон.
и представления финансовых отчетов
(1) Крестьянские хозяйства, индивидуальные предприниматели до их регистрации в качестве плательщиков НДС и физические лица, оказывающие профессиональные услуги, согласно методическим указаниям, утвержденным Министерством финансов, организуют и ведут бухгалтерский учет на основе простой системы учета без представления финансовых отчетов.
(2) Бухгалтерский учет на основе системы учета путем двойной записи с представлением упрощенных финансовых отчетов организуют и ведут субъекты, которые соответствуют следующим критериям за предыдущий отчетный период:
a ) среднесписочная численность работников не превышает 9 человек;
b ) доходы от продаж не превышают 3 миллионов леев; и
c ) общая бухгалтерская (балансовая) стоимость активов на дату составления отчета не превышает 3 миллионов леев.
(3) Бухгалтерский учет на основе системы учета путем двойной записи с представлением полных финансовых отчетов организуют и ведут субъекты, отличные от указанных в частях (1) и (2), в том числе:
a) субъекты, в уставном капитале которых доля собственника (пайщика, участника, акционера) – юридического лица, не являющегося субъектом сектора малых и средних предприятий, превышает 35 процентов;
b) трастовые компании;
c) субъекты, импортирующие подакцизные товары;
d ) микрофинансовые организации, ссудо-сберегательные ассоциации и другие участники небанковского финансового рынка;
e) обменные валютные кассы и ломбарды;
f) субъекты сферы игорного бизнеса.
(4) Публичные учреждения и субъекты публичного интереса организуют и ведут бухгалтерский учет на основе системы учета путем двойной записи.
(5) В отступление от положений частей (2) и (3) некоммерческие организации, за исключением ссудо-сберегательных ассоциаций и негосударственных пенсионных фондов, организуют и ведут бухгалтерский учет на основе системы учета путем двойной записи с представлением финансовых отчетов согласно методическим рекомендациям, утвержденным Министерством финансов.
(6) Субъект, имеющий право использовать простую систему бухгалтерского учета, может применять систему бухгалтерского учета путем двойной записи. Субъект, имеющий право представлять упрощенные финансовые отчеты, может представлять полные финансовые отчеты.
(7) Финансовые отчеты публичных учреждений включают формы, установленные Министерством финансов.
(8) Структура финансовых отчетов, порядок оценки и признания их элементов устанавливаются стандартами бухгалтерского учета.
a ) полными финансовыми отчетами; или
b) упрощенными финансовыми отчетами.
[Cт.29 ч.(2) в редакции ЗП324 от 23.12.13, МО320-321/31.12.13 ст.871; в силу с 01.01.14]
(2 1 ) Полные финансовые отчеты включают:
b) отчет о прибыли и убытках;
c) отчет об изменениях собственного капитала;
d) отчет о движении наличных денежных средств;
e) примечания к финансовым отчетам.
[Cт.29 ч.(2 1 ) введена ЗП324 от 23.12.13, МО320-321/31.12.13 ст.871; в силу с 01.01.14]
(2 2 ) Упрощенные финансовые отчеты включают:
b) отчет о прибыли и убытках;
c) пояснительную записку.
[Cт.29 ч.(2 2 ) введена ЗП324 от 23.12.13, МО320-321/31.12.13 ст.871; в силу с 01.01.14]
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 15 декабря 2017 года №287
О бухгалтерском учете и финансовой отчетности
(В редакции Законов Республики Молдова от 30.11.2018 г. №302, 27.02.2020 г. №23, 16.12.2020 г. №257)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий закон устанавливает основную нормативную базу, общие принципы и требования и механизм регулирования в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Молдова.
Статья 2. Область применения
Настоящий закон применяется к следующим категориям зарегистрированных в Республике Молдова лиц (далее – субъекты):
a) юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы;
b) органы/учреждения, за исключением бюджетных органов/учреждений;
c) постоянные представительства и филиалы субъектов-нерезидентов;
d) некоммерческие организации и представительства субъектов-нерезидентов;
e) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением обладателей предпринимательских патентов;
f) физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность в сфере правосудия (нотариусы, адвокаты, судебные исполнители, медиаторы, авторизованные управляющие), и учрежденные ими бюро, а также индивидуальные кабинеты семейных врачей.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.11.2018 г. №302)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Основные понятия
(1) В целях настоящего закона следующие основные понятия означают:
бухгалтерский учет – комплексная система сбора, идентификации, группировки, обработки, отражения, обобщения и представления информации об элементах бухгалтерского учета;
кассовый метод учета – метод бухгалтерского учета, в соответствии с которым элементы бухгалтерского учета признаются по мере получения/выплаты денежных средств или компенсации в другой форме;
управленческий учет – система сбора, отражения, обработки и передачи информации для планирования, контроля и анализа деятельности субъекта с целью составления внутренних отчетов для принятия управленческих решений;
финансовый учет – система сбора, отражения, обработки и обобщения информации о наличии и движении активов, собственного капитала, обязательств, доходов и расходов с целью составления финансовых отчетов;
бухгалтерский учет путем двойной записи – отражение экономических фактов путем двойной записи с применением счетов бухгалтерского учета и составлением финансовых отчетов;
простая система бухгалтерского учета – одностороннее отражение экономических фактов по методу «приход-расход», без применения счетов бухгалтерского учета и составления финансовых отчетов;
Публичный депозитарий финансовой отчетности – единая интегрированная система сбора, хранения, обобщения, анализа и опубликования финансовой отчетности, отчета руководства и аудиторского заключения субъектов;
первичный документ – документальное подтверждение, удостоверяющее совершение экономических фактов или дающее право на их осуществление (совершение); доказывает совершение события;
двойная запись – метод отражения экономического факта, по крайней мере, в дебете одного счета и в кредите другого счета одной и той же суммой;
элементы бухгалтерского учета – активы, собственный капитал, обязательства, доходы, затраты, расходы и экономические факты субъекта;
ассоциированный субъект – субъект, в котором другой субъект имеет долевое участие и оказывает существенное влияние на его финансовые и операционные политики, не являясь ни дочерним предприятием, ни участником совместных обязательств;
субъект публичного интереса – субъект, ценные бумаги которого допущены к торгам на регулируемом рынке; банк, страховщик (перестраховщик)/страховое общество; организация коллективного инвестирования в ценные бумаги со статусом юридического лица; крупный субъект, являющийся государственным предприятием или акционерным обществом, в уставном капитале которого доля государства превышает 50 процентов;
предприятие из области лесопользования – предприятие, осуществляющее деятельность по эксплуатации леса;
предприятие добывающей промышленности – субъект, осуществляющий деятельность по разведке, поиску, вскрытию, разработке и/или добыче угля, сырой нефти, природного газа, рудных ископаемых, камня, песка, глины, торфа и/или соли;
дочернее предприятие – субъект, полностью или частично контролируемый материнским предприятием;
материнское предприятие – субъект, контролирующий одно или несколько дочерних предприятий;
аффилированные субъекты – субъекты внутри одной группы;
оценка – метод определения стоимостного размера элементов бухгалтерского учета;
экономический факт – сделка, операция, событие, которые изменили или могут изменить активы, собственный капитал, обязательства, доходы, затраты и/или расходы субъекта;
группа – материнское предприятие в совокупности со всеми его дочерними предприятиями;
долевое участие – права одного субъекта в рамках другого, превышающие 20 процентов уставного капитала последнего, целью которых является содействие деятельности субъекта, обладающего соответствующими правами посредством установления долгосрочных стратегических связей;
инвентаризация – метод контроля и документального установления наличия активов, собственного капитала и обязательств, принадлежащих и/или находящихся во временном распоряжении субъекта;
Общий план счетов бухгалтерского учета – нормативный акт, устанавливающий перечень счетов бухгалтерского учета, их характеристику и порядок их применения;
признание – отражение в бухгалтерском учете и представление в финансовых отчетах элемента бухгалтерского учета, соответствующего определению и удовлетворяющего критериям признания, установленным стандартами бухгалтерского учета;
бухгалтерские регистры – регистры, предназначенные для группировки, систематизации, отражения и обобщения информации о наличии и движении элементов бухгалтерского учета, отраженных в первичных документах;
финансовые отчеты – комплект отчетов, характеризующих финансовое положение и финансовые результаты, иная относящаяся к деятельности субъекта информация за отчетный период;
стандарты бухгалтерского учета – Международные стандарты финансовой отчетности и Национальные стандарты бухгалтерского учета;
Международные стандарты финансовой отчетности – стандарты и интерпретации, изданные Советом по Международным стандартам бухгалтерского учета, принятые для применения в Республике Молдова (далее – МСФО);
Национальные стандарты бухгалтерского учета – нормативные акты, разработанные на основе Директивы 2013/34/ЕС Европейского Парламента и Совета и МСФО и утвержденные Министерством финансов (далее – НСБУ);
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 15 декабря 2017 года №287
О бухгалтерском учете и финансовой отчетности
(В редакции Законов Республики Молдова от 30.11.2018 г. №302, 27.02.2020 г. №23, 16.12.2020 г. №257)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий закон устанавливает основную нормативную базу, общие принципы и требования и механизм регулирования в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Молдова.
Статья 2. Область применения
Настоящий закон применяется к следующим категориям зарегистрированных в Республике Молдова лиц (далее – субъекты):
a) юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы;
b) органы/учреждения, за исключением бюджетных органов/учреждений;
c) постоянные представительства и филиалы субъектов-нерезидентов;
d) некоммерческие организации и представительства субъектов-нерезидентов;
e) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением обладателей предпринимательских патентов;
f) физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность в сфере правосудия (нотариусы, адвокаты, судебные исполнители, медиаторы, авторизованные управляющие), и учрежденные ими бюро, а также индивидуальные кабинеты семейных врачей.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.11.2018 г. №302)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Основные понятия
(1) В целях настоящего закона следующие основные понятия означают:
бухгалтерский учет – комплексная система сбора, идентификации, группировки, обработки, отражения, обобщения и представления информации об элементах бухгалтерского учета;
кассовый метод учета – метод бухгалтерского учета, в соответствии с которым элементы бухгалтерского учета признаются по мере получения/выплаты денежных средств или компенсации в другой форме;
управленческий учет – система сбора, отражения, обработки и передачи информации для планирования, контроля и анализа деятельности субъекта с целью составления внутренних отчетов для принятия управленческих решений;
финансовый учет – система сбора, отражения, обработки и обобщения информации о наличии и движении активов, собственного капитала, обязательств, доходов и расходов с целью составления финансовых отчетов;
бухгалтерский учет путем двойной записи – отражение экономических фактов путем двойной записи с применением счетов бухгалтерского учета и составлением финансовых отчетов;
простая система бухгалтерского учета – одностороннее отражение экономических фактов по методу «приход-расход», без применения счетов бухгалтерского учета и составления финансовых отчетов;
Публичный депозитарий финансовой отчетности – единая интегрированная система сбора, хранения, обобщения, анализа и опубликования финансовой отчетности, отчета руководства и аудиторского заключения субъектов;
первичный документ – документальное подтверждение, удостоверяющее совершение экономических фактов или дающее право на их осуществление (совершение); доказывает совершение события;
двойная запись – метод отражения экономического факта, по крайней мере, в дебете одного счета и в кредите другого счета одной и той же суммой;
элементы бухгалтерского учета – активы, собственный капитал, обязательства, доходы, затраты, расходы и экономические факты субъекта;
ассоциированный субъект – субъект, в котором другой субъект имеет долевое участие и оказывает существенное влияние на его финансовые и операционные политики, не являясь ни дочерним предприятием, ни участником совместных обязательств;
субъект публичного интереса – субъект, ценные бумаги которого допущены к торгам на регулируемом рынке; банк, страховщик (перестраховщик)/страховое общество; организация коллективного инвестирования в ценные бумаги со статусом юридического лица; крупный субъект, являющийся государственным предприятием или акционерным обществом, в уставном капитале которого доля государства превышает 50 процентов;
предприятие из области лесопользования – предприятие, осуществляющее деятельность по эксплуатации леса;
предприятие добывающей промышленности – субъект, осуществляющий деятельность по разведке, поиску, вскрытию, разработке и/или добыче угля, сырой нефти, природного газа, рудных ископаемых, камня, песка, глины, торфа и/или соли;
дочернее предприятие – субъект, полностью или частично контролируемый материнским предприятием;
материнское предприятие – субъект, контролирующий одно или несколько дочерних предприятий;
аффилированные субъекты – субъекты внутри одной группы;
оценка – метод определения стоимостного размера элементов бухгалтерского учета;
экономический факт – сделка, операция, событие, которые изменили или могут изменить активы, собственный капитал, обязательства, доходы, затраты и/или расходы субъекта;
группа – материнское предприятие в совокупности со всеми его дочерними предприятиями;
долевое участие – права одного субъекта в рамках другого, превышающие 20 процентов уставного капитала последнего, целью которых является содействие деятельности субъекта, обладающего соответствующими правами посредством установления долгосрочных стратегических связей;
инвентаризация – метод контроля и документального установления наличия активов, собственного капитала и обязательств, принадлежащих и/или находящихся во временном распоряжении субъекта;
Общий план счетов бухгалтерского учета – нормативный акт, устанавливающий перечень счетов бухгалтерского учета, их характеристику и порядок их применения;
признание – отражение в бухгалтерском учете и представление в финансовых отчетах элемента бухгалтерского учета, соответствующего определению и удовлетворяющего критериям признания, установленным стандартами бухгалтерского учета;
бухгалтерские регистры – регистры, предназначенные для группировки, систематизации, отражения и обобщения информации о наличии и движении элементов бухгалтерского учета, отраженных в первичных документах;
финансовые отчеты – комплект отчетов, характеризующих финансовое положение и финансовые результаты, иная относящаяся к деятельности субъекта информация за отчетный период;
стандарты бухгалтерского учета – Международные стандарты финансовой отчетности и Национальные стандарты бухгалтерского учета;
Международные стандарты финансовой отчетности – стандарты и интерпретации, изданные Советом по Международным стандартам бухгалтерского учета, принятые для применения в Республике Молдова (далее – МСФО);
Национальные стандарты бухгалтерского учета – нормативные акты, разработанные на основе Директивы 2013/34/ЕС Европейского Парламента и Совета и МСФО и утвержденные Министерством финансов (далее – НСБУ);
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.