закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

Банки отказываются рассчитывать прожиточный минимум должников для защиты от взыскания

закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

Банкиры не хотят самостоятельно считать сумму прожиточного минимума должника, которую нельзя будет взыскать, и следить за ее изменением — они предлагают переложить эти обязанности на судебных приставов; соответствующее письмо Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в Министерство юстиции, пишут «Ведомости».

С 1 февраля 2022 года вступят в силу поправки в Гражданский процессуальный кодекс и закон об исполнительном производстве: теперь граждане при взыскании долгов или аресте имущества имеют право на сохранение прожиточного минимума; закон дает право должникам обратиться в Федеральную службу судебных приставов и указать банковский счет, с которого нельзя будет списывать такую сумму; определять размер прожиточного минимума должника в соответствии с указанной в постановлении судебного пристава информацией и следить за его изменением предлагается банкам; при этом не уточняется, какую именно информацию о прожиточном минимуме будет предоставлять сам пристав.

В письме НСФР указано, что банки не должны заниматься установлением прожиточного минимума и отслеживанием его изменений — эта деятельность не является профильной для них; также есть риск, что каждая кредитная организация будет по-разному отслеживать уровень прожиточного минимума, что приведет к дополнительным издержкам и тратам на доработку автоматизированных банковских систем. В организации предлагают фиксировать в постановлении судебного пристава определенную в регионе сумму прожиточного минимума на текущий момент для конкретного должника — в этом случае банки смогут гарантировать обеспечение законных интересов должников без проведения дополнительных расчетов; обязанность отслеживать и корректировать размер прожиточного минимума банкиры предлагают также переложить на приставов, которые будут направлять постановления в банки с информацией об изменении величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения и региона проживания должника.

По словам руководителя департамента контроля качества Amulex.ru Нуриды Ибрагимовой, механизм определения уровня прожиточного минимума в исполнительном производстве пока не имеет четкого регулирования, ответственность за достоверность и своевременность расчета должна лежать именно на государственном органе без размытия границ компетенции государства и юридического лица; принятие проекта в текущем виде может привести к большому количеству споров по поводу применения положений о прожиточном минимуме.

Законопроект направлен на защиту граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Источник

При взыскании долгов обязаны оставить прожиточный минимум

Два пенсионера задолжали банку почти 2 млн рублей. Взысканием долга занялись приставы. Они стали удерживать у пенсионеров 50% их доходов каждый месяц. Того, что оставалось после удержания, не хватало даже на продукты и лекарства.

Пенсионеры попросили удерживать только по 20%, но нет. Приставы стояли на своем и навстречу пенсионерам не пошли. Якобы в законе написано, что в счет долга можно удерживать до 50%, а иногда даже 70%.

Пришлось разбираться в суде, но не вышло: первая инстанция пенсионерам отказала, апелляция тоже встала на сторону приставов. За дело взялся Верховный суд.

Что сказал Верховный суд?

Верховный суд изучил все обстоятельства. И выяснил, что дело было так. Пенсионеры действительно были должниками: они не отказывались выплачивать долг. Но платить по полпенсии не могли: оба инвалиды второй группы и нуждаются в лекарствах.

Они отправили своему приставу ходатайство, чтобы уменьшить удержания до 20%. Свою просьбу обосновали нормой гражданского кодекса: при расчете удержаний нужно оставить должнику хотя бы прожиточный минимум.

Судебный пристав нарушил все мыслимые и немыслимые правила: не запросил подтверждения доходов и расходов пенсионеров, не ответил как положено на их ходатайство, проигнорировал принципы законности, уважения чести и достоинства и не учел перечень имущества, на которое нельзя обратить взыскание.

Все эти правила четко прописаны в законах, о них много раз говорил Конституционный суд, их объяснял Пленум Верховного суда. Но ни районный, ни областной суды это почему-то не учли.

В итоге действия пристава признали незаконными, а решения судов отменили. Дело пенсионеров-должников отправили на новое рассмотрение с другим составом судей.

То есть приставы и суды были не правы? Как такое может быть, что все инстанции ошиблись?

Мы не знаем, как такое может быть, но так и было. Это не самая сложная ситуация. Такие дела уже рассматривали раньше, и ничего нового Верховный суд не рассказал. Список имущества, на которое нельзя обратить взыскание, составили не вчера: он закрытый, понятный и действующий.

С приставом всё понятно: он пытается как можно быстрее взыскать долг и закрыть исполнительное производство. Хотя это не дает ему права нарушать установленный законом порядок ответа: на ходатайство положено отвечать постановлением, а не письмом. И его начальству это не дает права игнорировать жалобы.

А вот с судами непонятно: как несколько судей в двух инстанциях умудрились нарушить нормы права и существенно ущемить права истцов на судебную защиту? И почему они проигнорировали разъяснения Конституционного и Верховного судов, которые находятся в открытом доступе? И как такое вообще возможно, что судебные акты потом официально признают незаконными?

Какой лимит при удержании в счет долга? И на что нельзя обращать взыскание по закону?

Из зарплаты, пенсии или других доходов пристав по всем исполнительным листам может удержать максимум 50%. А если долг по алиментам или в счет ущерба из-за преступления, то до 70%.

Но независимо от вида задолженности нельзя обращать взыскание на:

При расчете суммы взыскания пристав обязан учитывать материальное положение должника. Еще приставы могут незаконно списывать деньги со счетов, на которые приходят алименты, пособия или компенсации. Это запрещено и нужно оспаривать.

А если пристав не учел материальное положение и списывает ползарплаты или пенсии? Что нужно делать?

Отправьте приставу ходатайство об уменьшении списаний. Это можно сделать на любом этапе: хоть до первого списания, хоть после десятого. Приложите документы: справку о размере зарплаты или пенсии; подтверждение, что жена не работает или в декрете; что есть дети и сколько их; чеки на покупку лекарств и справки об инвалидности.

Ходатайство должны рассмотреть в течение десяти дней и вынести постановление. Обычное письмо с отказом без разбирательства по существу — это не ответ, а повод для жалобы.

Если ходатайство не помогло и пристав не хочет идти навстречу, можно пожаловаться его начальству. Все жалобы, претензии и просьбы — только письменно и в двух экземплярах. Если и это не спасает, идите в суд. Учитывайте, что суды могут выносить незаконные решения, и, если уверены в своей правоте, обращайтесь в вышестоящие инстанции.

Заранее проконсультируйтесь у юриста, как всё оформить и на что ссылаться в исковом заявлении.

закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

А если нужно взыскать причинённый ущерб за не законное получение денег, по гражданскому делу? Пыталась купить дом в рассрочку, но сделка со стороны продавцов оказалась не законна. Уголовного дела по факту мошенничества добиться пока не получается (с августа 2017г.). Должник с января 2019г. пенсионерка. Многодетная, муж- инвалид 2гр. нигде не работала (заставить не возможно- тунеядка), имущества нет (две машины были оформлены на мужа, продали- доход скрыли). Разумеется полезла к приставам чтобы уменьшить платежи, при этом сначала сняла со счёта более 100 000 руб. (со слов приставов счёт они арестовали?). Долг 126 000 руб. Почему принят закон защищающий права тех кто нарушил права других людей? У меня сын инвалид 1гр. из- за этих любителей халявы остались без жилья и теперь благодаря этому закону (оставлять прожиточный минимум должнику), получается они будут продолжать жить за наш счёт. А у меня и моего сына есть права?? Если на первое место ставить права должников, значит не плохо бы создать какой- то фонд, чтобы можно было возместить нанесённый должником ущерб за счёт средств этого фонда, чтобы и права другой стороны не нарушать, а должник пусть платит в этот фонд, хоть по 100 руб. но разумеется с % и без права списания такого долга. Долги по кредитам и ЖКХ- другая тема.

Источник

Подписан закон о защите доходов должника-гражданина в размере величины прожиточного минимума

29.06.2021 на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Указанными поправками заработной плате и иным доходам должника-гражданина в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации предоставлен исполнительский иммунитет.

Величина прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации подлежит применению в случае превышения ее над величиной прожиточного минимума в целом по стране.

Указанные положения будут отражены в соответствующей статье 446 ГПК РФ, включены также в ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», посвященным принципам исполнительного производства.

Для применения указанной возможности должнику предоставляется право обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума (ч. 141 ст. 30 Закона № 229-ФЗ).

Для этого должнику-гражданину необходимо представить документы, подтверждающие соответствующие доходы и его размеры в подразделение службы приставов, с соблюдением требований к заявлению (ч. 51 ст. 69 Закона № 229-ФЗ).

При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина ему необходимо обратиться в суд с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно, превышающие величину прожиточного минимума (52 ст. 69 Закона № 229-ФЗ).

Устанавливается запрет банкам обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума со счета при указании об этом в постановлении об обращении взыскания судебного пристава-исполнителя (ч. 53 ст. 70 Закона № 229-ФЗ).

В целях учета указанной нормы банк, обслуживающий счет должника, осуществляет самостоятельно расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест (ч. 31 ст. 81 Закона № 229-ФЗ).

Указанные изменения не коснутся исполнительных производств о взыскании алиментов, требований о возмещении вреда, причиненного здоровью, ущерба причиненного преступлением (ч. 31 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Федеральный закон с соответствующими изменениями вступает в силу с 1 февраля 2022 года.

Источник

Не подлежит взысканию

Инициативу внесли в ГД депутаты и сенаторы от «Единой России». В случае окончательного принятия поправок у должника будет в обязательном порядке сохраняться доход в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране. И эту сумму защитят от взыскания за долги. В нынешнем году эта величина на душу населения составляет 12 702 рубля.

закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

Как рассказал журналистам один из авторов документа, первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, гарантированный доход будет не меньше этой суммы. То есть если у задолжавшего гражданина имеются дети, иждивенцы, которые не могут иметь собственных доходов, то гарантированный размер может быть установлен на более высоком уровне.

Как нормы будут работать? Согласно законопроекту, должники смогут обращаться к судебным приставам с заявлением о сохранении ежемесячного дохода в размере не менее прожиточного минимума. В заявлении нужно будет указать реквизиты банковского счета, где лежит неприкосновенная сумма. Банк не сможет обращать на нее взыскание. Конечно, счет можно указывать только один.

О том, что гражданину должны сохранять необходимый минимум для жизни, говорит и Конституция РФ. Но ранее в законах не говорилось о конкретной денежной сумме. Теперь этот «пробел» будет устранен.

закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

Один из авторов законодательной инициативы, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев:

«Это важная социальная инициатива. В настоящее время допускается списание с должников до половины их месячной заработной платы и пенсии. Зачастую банки забирают у людей последнее, оставляя без копейки на существование. И особенно принятие этого закона важно в пандемию, ведь у многих доходы снизились, и пришлось взять кредиты».

Депутат ГД от ЕР Алексей Кобилев:

Источник

Закон о невозможности взыскания долга с пенсии ниже прожиточного минимума

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 101

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение;

18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

(п. 18 введен Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

(п. 19 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *