закон о плане счетов
Закон о плане счетов
Приказом Министерства финансов
от 31 октября 2000 г. N 94н
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н,
от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)
Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)
(см. текст в предыдущей редакции)
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.
Министерство финансов Российской Федерации: Приказ № 94н от 31.10.2000 Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению.
2. Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2001 года. Переход к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организации.
Министр финансов Российской Федерации А.Кудрин
Инструкция | ||
Раздел I. | Внеоборотные активы | Счета 01-09 |
Раздел II. | Производственные запасы | Счета 10-19 |
Раздел III. | Затраты на производство | Счета 20-39 |
Раздел IV. | Готовая продукция и товары | Счета 40-49 |
Раздел V. | Денежные средства | Счета 50-59 |
Раздел VI. | Расчеты | Счета 60-79 |
Раздел VII. | Капитал | Счета 80-89 |
Раздел VIII. | Финансовые результаты | Счета 90-99 |
Забалансовые счета | Счета 001-011 |
Наименование счета | Номер счета | Номер и наименование субсчета |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
Раздел I. Внеоборотные активы | ||
Основные средства | 01 | По видам основных средств |
Амортизация основных средств | 02 | |
Доходные вложения в материальные ценности | 03 | По видам материальных ценностей |
Нематериальные активы | 04 | По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
Амортизация нематериальных активов | 05 | |
. | 06 | |
Оборудование к установке | 07 | |
Вложения во внеоборотные активы | 08 | 1. Приобретение земельных участков 2. Приобретение объектов природопользования 3. Строительство объектов основных средств 4. Приобретение объектов основных средств 5. Приобретение нематериальных активов 6. Перевод молодняка животных в основное стадо 7. Приобретение взрослых животных 8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ |
Отложенные налоговые активы | 09 | |
Раздел II. Производственные запасы | ||
Материалы | 10 | 1. Сырье и материалы 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали 3. Топливо 4. Тара и тарные материалы 5. Запасные части 6. Прочие материалы 7. Материалы, переданные в переработку на сторону 8. Строительные материалы 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации |
Животные на выращивании и откорме | 11 | |
. | 12 | |
. | 13 | |
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей | 14 | |
Заготовление и приобретение материальных ценностей | 15 | |
Отклонение в стоимости материальных ценностей | 16 | |
. | 17 | |
. | 18 | |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 19 | 1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств 2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам 3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам |
Раздел III. Затраты на производство | ||
Основное производство | 20 | |
Полуфабрикаты собственного производства | 21 | |
. | 22 | |
Вспомогательные производства | 23 | |
. | 24 | |
Общепроизводственные расходы | 25 | |
Общехозяйственные расходы | 26 | |
. | 27 | |
Брак в производстве | 28 | |
Обслуживающие производства и хозяйства | 29 | |
. | 30 | |
. | 31 | |
. | 32 | |
. | 33 | |
. | 34 | |
. | 35 | |
. | 36 | |
. | 37 | |
. | 38 | |
. | 39 | |
Раздел IV. Готовая продукция и товары | ||
Выпуск продукции (работ, услуг) | 40 | |
Товары | 41 | 1. Товары на складах 2. Товары в розничной торговле 3. Тара под товаром и порожняя 4. Покупные изделия |
Торговая наценка | 42 | |
Готовая продукция | 43 | |
Расходы на продажу | 44 | |
Товары отгруженные | 45 | |
Выполненные этапы по незавершенным работам | 46 | |
. | 47 | |
. | 48 | |
. | 49 | |
Раздел V. Денежные средства | ||
Касса | 50 | 1. Касса организации 2. Операционная касса 3. Денежные документы |
Расчетные счета | 51 | |
Валютные счета | 52 | |
. | 53 | |
. | 54 | |
Специальные счета в банках | 55 | 1. Аккредитивы 2. Чековые книжки 3. Депозитные счета |
. | 56 | |
Переводы в пути | 57 | |
Финансовые вложения | 58 | 1. Паи и акции 2. Долговые ценные бумаги 3. Предоставленные займы 4. Вклады по договору простого товарищества |
Резервы под обесценение финансовых вложений | 59 | |
Раздел VI. Расчеты | ||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 60 | |
. | 61 | |
Расчеты с покупателями и заказчиками | 62 | |
Резервы по сомнительным долгам | 63 | |
. | 64 | |
. | 65 | |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | 66 | По видам кредитов и займов |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам | 67 | По видам кредитов и займов |
Расчеты по налогам и сборам | 68 | По видам налогов и сборов |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 69 | 1. Расчеты по социальному страхованию 2. Расчеты по пенсионному обеспечению 3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию |
Расчеты с персоналом по оплате труда | 70 | |
Расчеты с подотчетными лицами | 71 | |
. | 72 | |
Расчеты с персоналом по прочим операциям | 73 | 1. Расчеты по предоставленным займам 2. Расчеты по возмещению материального ущерба |
. | 74 | |
Расчеты с учредителями | 75 | 1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал 2. Расчеты по выплате доходов |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 76 | 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию 2. Расчеты по претензиям 3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 4. Расчеты по депонированным суммам |
Отложенные налоговые обязательства | 77 | |
. | 78 | |
Внутрихозяйственные расчеты | 79 | 1. Расчеты по выделенному имуществу 2. Расчеты по текущим операциям 3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом |
Раздел VII. Капитал | ||
Уставный капитал | 80 | |
Собственные акции (доли) | 81 | |
Резервный капитал | 82 | |
Добавочный капитал | 83 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 84 | |
. | 85 | |
Целевое финансирование | 86 | По видам финансирования |
. | 87 | |
. | 88 | |
. | 89 | |
Раздел VIII. Финансовые результаты | ||
Продажи | 90 | 1. Выручка 2. Себестоимость продаж 3. Налог на добавленную стоимость 4. Акцизы 9. Прибыль/убыток от продаж |
Прочие доходы и расходы | 91 | 1. Прочие доходы 2. Прочие расходы 9. Сальдо прочих доходов и расходов |
. | 92 | |
. | 93 | |
Недостачи и потери от порчи ценностей | 94 | |
. | 95 | |
Резервы предстоящих расходов | 96 | По видам резервов |
Расходы будущих периодов | 97 | По видам расходов |
Доходы будущих периодов | 98 | 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов 2. Безвозмездные поступления 3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы 4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей |
Прибыли и убытки | 99 | |
Забалансовые счета | ||
Арендованные основные средства | 001 | |
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | 002 | |
Материалы, принятые в переработку | 003 | |
Товары, принятые на комиссию | 004 | |
Оборудование, принятое для монтажа | 005 | |
Бланки строгой отчетности | 006 | |
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | 007 | |
Обеспечения обязательств и платежей полученные | 008 | |
Обеспечения обязательств и платежей выданные | 009 | |
Износ основных средств | 010 | |
Основные средства, сданные в аренду | 011 |
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
План счетов бухгалтерского учета в 2021 году
В 2021 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.
Кто обязан применять план счетов
План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.
СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП
Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
Структура плана счетов
ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.
Три вида синтетических счетов:
Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.
Принцип работы с планом счетов
Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.
ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.
В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.
Таблица ПСБУ 2021 с расшифровкой
Счета первого порядка (синтетические)
Счета второго порядка (субсчета)
Инструкция к плану счетов бухгалтерского учета
Какие инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета существуют
Российское законодательство предусматривает достаточно много разновидностей инструкций по применению плана счетов бухгалтерского учета.
Так, бухучет в коммерческих фирмах должен вестись согласно плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Данный НПА включает также инструкцию по применению соответствующего плана.
Бухгалтерская деятельность государственных и муниципальных организаций, в свою очередь, должна осуществляться в соответствии с планом, введенным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанный НПА также включает в себя инструкцию по применению плана счетов в бухучете бюджетными организациями.
Кроме того, есть ряд отраслевых инструкций, регламентирующих пользование планом счетов бухучета, а также аналогичные им источники. В частности, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П утвержден план счетов бухучета для банков, а также соответствующие ему правила ведения бухучета.
Как при УСН сформировать учетную политику? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
О чем говорит инструкция, утвержденная приказом № 94н
Рассмотрим основные особенности «коммерческой» инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н.
На базе данного плана организации обязаны формировать собственный рабочий план счетов бухучета. В его структуре должны присутствовать основные синтетические счета, зафиксированные в приказе № 94н.
Что касается субсчетов, а также аналитических счетов, налогоплательщик может задействовать и те, что предложены законодателем, и разработанные самостоятельно.
В качестве одной из ключевых целей инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н, рассматривается установление законодателем типовой схемы корреспонденций между различными синтетическими счетами. То есть фирма, осуществив ту или иную проводку по дебету одного счета, должна без труда найти ей соответствие по кредиту другого имеющегося в рабочем плане счета. Если бухучет организован фирмой в соответствии с инструкцией, то решение данной задачи сложностей не составит.
Минфин России также дает налогоплательщику право дополнять типовую схему корреспонденций собственными связками счетов при условии соблюдения единых подходов к формированию подобных схем, утвержденных указанной выше инструкцией.
Какие НПА корреспондируют с инструкцией из приказа № 94н
Существует ряд нормативно-правовых актов, корреспондирующих с приказом № 94н и утвержденной им инструкцией. Из них наиболее значимы для российского бухгалтера:
1-й источник права устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в РФ в целом. В его юрисдикции — все налогоплательщики.
2-й документ регламентирует ведение бухучета в упрощенном порядке, в том числе в аспекте применения плана счетов, а также инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94 н.
Приказ № 64н содержит положения рекомендательного характера, касающиеся ведения бухучета малыми предприятиями.
Положение по бухгалтерскому учету 1/2008, введенное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, призвано эффективно дополнять вышеперечисленные источники права.
Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. Подготовить его вам поможет образец от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Кто должен использовать инструкцию из приказа № 94н
Рассматриваемый источник права должен по умолчанию применяться всеми организациями, которые в соответствии с законодательством должны вести бухучет методом двойной записи, то есть одновременного фиксирования хозяйственных операций по дебету и кредиту.
Инструкцию из приказа № 94н в соответствии с п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ могут не использовать:
Причина в том, что законодатель позволяет данным субъектам не вести бухучет в принципе.
Формально право не применять инструкцию к плану счетов из приказа № 94н имеют также микропредприятия и НКО, так как они могут не делать в процессе бухучета двойную запись (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Но на практике налогоплательщики не слишком активно пользуются данной преференцией, поскольку законодатель пока не публикует официальных разъяснений, методик и рекомендаций относительно ведения бухучета без двойной записи.
Что нового в инструкции из приказа № 94н
Поправки в приказ № 94н, принятый в 2001 году, вносились всего 3 раза: в 2003 году, 2006-м, а также в ноябре 2010-го. Данный НПА довольно долго не редактировался, и на сегодняшний день в официальных медиа, имеющих отношение к законотворчеству, какие-либо поправки в него не анонсируются. Таким образом, ничего нового за последние несколько лет в приказе № 94н не появилось.
Другое дело — подход законодателя к регулированию бухгалтерской деятельности в бюджетной сфере. Здесь государство практикует менее консервативные подходы. В чем это выражается, рассмотрим ниже.
Бухучет в бюджетной системе: инструкция № 157н к единому плану счетов
Ведение бухучета в бюджетной системе РФ регулируется приказом № 157н. Данным НПА утвержден единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций, а также инструкция к нему. Неофициально она именуется как инструкция № 157н.
В юрисдикции приказа № 157н, а значит, и соответствующей ему инструкции — все организации, тем или иным образом зависящие от бюджета РФ: автономные, казенные, бюджетные (в узком юридическом смысле) учреждения, органы власти, внебюджетные фонды и т.д.
В целях детализации положений приказа № 157н, а также их оптимальной адаптации к специфике отдельных типов российских бюджетных организаций был издан ряд дополнительных НПА:
При этом собственно бухгалтерский учет российский законодатель предписывает вести только бюджетным и автономным структурам. Казенные учреждения обязаны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).
Приказы №№ 174н, 183н и 162н включают отдельные инструкции к планам счетов бухгалтерского либо бюджетного учета. На основе данных НПА в соответствующих учреждениях (бюджетных, автономных, а также казенных) должны приниматься внутренние рабочие планы.
Получается, что на государственные и муниципальные структуры одновременно распространяется юрисдикция 2 официальных инструкций — утвержденной приказом № 157н, а также содержащейся в НПА, который коррелирует с типом учреждения.
Если проводить аналогию между инструкцией № 157н и аналогичной ей «коммерческой», из приказа № 94н, можно обнаружить между их положениями ряд принципиальных сходств.
Например, субъект ведения учета в бюджетной системе России может, как и бизнесы, использовать в дополнение к обязательным синтетическим счетам собственные аналитические счета (абз. 3 п. 1 инструкции № 157н).
Вместе с тем в «бюджетной» инструкции нет схем корреспонденции счетов по дебету и кредиту, как в инструкции для бизнеса. Однако необходимые корреспонденции согласно приказу № 157н предусмотрены приказами №№ 174н, 183н и 162н.
Кроме того, законодатель прямо предписывает бюджетным структурам вести бухучет с использованием двойной записи (п. 3 инструкции № 157н). В «коммерческом» же приказе Минфина двойная запись — причина, обуславливающая задействование соответствующей инструкции, а не следствие.
Эксперты КонсультантПлюс сделалии подборку судебных решений за 2020 и 2021 годы по ошибкам в учете учреждений, за которые оштрафовали главбухов. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в актуальную подборку.
В чем отличие бухгалтерского учета от бюджетного
Выше мы отметили, что приказ № 157н разграничивает бухучет в госструктурах на бюджетный и бухгалтерский. В чем разница между ними?
В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный отчет — это система сбора, регистрации, а также обобщения сведений о состоянии активов и обязательств РФ, субъектов РФ, МО и операций, коррелирующих с соответствующими активами и обязательствами.
Согласно п. 2 ст. 1 и ст. 5 закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет — это формирование систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, а также расходах субъекта.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ проводимые налогоплательщиком операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, должны фиксироваться в рамках раздельного учета. К операциям 2-го типа относятся, в частности, бюджетные ассигнования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
С целью оптимизации раздельного учета, ведение которого предопределено нормами НК РФ, законодатель может классифицировать государственные и муниципальные учреждения как субъекты осуществления преимущественно налогооблагаемых операций либо тех, которые налогом не облагаются. К первым в большей степени относятся автономные и бюджетные организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ), ко вторым — казенные.
Таким образом, в тех структурах, где предполагается извлечение дохода (автономных и бюджетных учреждениях), законодатель предписывает вести классический бухгалтерский учет. В структурах, где бизнес, как правило, не ведется, то есть в казенных учреждениях, осуществляется бюджетный учет.
Выше мы упоминали, что консервативный подход к редактированию положений «коммерческой» инструкции по применению плана счетов заметно контрастирует с политикой законодателя в области регулирования бухучета в российской бюджетной системе.
Данный тезис подтверждается, в частности, внесением в положения инструкции № 157н регулярных корректировок.
Что нового в инструкции из приказа № 157н
Поправки к приказу № 157н в основном заключаются в изменении структуры счетов, содержащихся в едином плане. Последние НПА, посредством которых законодатель редактировал приказ № 157н, а также инструкцию к плану счетов, — приказы Минфина России от 06.08.2015 № 124н, от 01.03.2016 № 16н, от 16.11.2016 № 209н.
Спектр поправок в приказ № 157н достаточно широк:
Подробнее о бюджетном учете читайте в статьях: