закон о рекламе право бай
Листовки в почтовых ящиках, звуковая реклама в транспорте и не только: как на практике будут работать изменения в Закон «О рекламе»
Буклеты со скидками в супермаркетах, листовки с рекламой окон и дверей… Мы, признаться, уже подустали от навязчивой рекламы в почтовых ящиках, которой нет конца и края. А в итоге страдает чистота в подъездах и на придомовой территории. Накопилось множество претензий к навязчивой рекламе и у пассажиров городского транспорта, вынужденных слушать громкие объявления по пути домой. Но, похоже, рекламный рынок ждут изменения – во многом в пользу потребителей, мнение которых учли. После общественного обсуждения депутаты в первом чтении приняли внесение поправок в Закон «О рекламе». В случае их одобрения во втором чтении жильцы смогут отказаться от доставки рекламы в почтовые ящики, а звуковую рекламу в транспорте запретят. Есть еще ряд и других интересных инициатив. Мы узнали, как же будет меняться рекламный рынок страны?
Инициатором поправок в Закон «О рекламе» выступило Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Поправок много – около тридцати. Пожалуй, одна из самых обсуждаемых – запрет спама в почтовых ящиках. Проблема действительно есть. Акции в магазинах, установка окон и дверей, услуги сантехников и плиточников… Наши почтовые ящики переполнены листовками. Их мы находим и на полу в подъезде. Но здесь, скорее, вопрос культуры самих жильцов, которые не в состоянии донести ненужный буклет до урны.
Жалобы от жильцов, недовольных навязчивой рекламой в почтовых ящиках, поступали регулярно. При разработке проекта закона даже рассматривался вопрос о полном запрете такого вида рекламной рассылки. Но в ходе обсуждения все же часть жителей высказались против такой меры. Многим листовки в почтовых ящиках упрощают жизнь. Пожилые люди, например, хотят получать информацию об акциях в супермаркетах, а жители новостроек благодаря листовкам экономят время на поиски исполнителей ремонтных услуг и строительных материалов. В МАРТ постарались учесть интересы обеих сторон.
– Запрета на распространение рекламы таким способом нет, и он не вводится, – расставила точки над «i» начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик. – Это бюджетный вариант продвижения малого и среднего бизнеса, более адресный подход к клиентам. Предложенная нами поправка позволит выстраивать взаимоотношения рекламного рынка с потребителями на основе внимательного и уважительного отношения. Потребитель сможет в любой момент отказаться от рассылки в его почтовый ящик. Рекламодатель и рекламораспространитель будут обязаны прекратить доставку листовок в почтовый ящик по первому требованию его владельца.
Отказаться от ненужных листовок в почтовых ящиках можно несколькими способами. Первый – отправить письма на почтовый или электронный адрес рекламодателя или распространителя. Второй – разместить соответствующую наклейку на своем почтовом шкафу или ящике. Третий – сообщить по телефону о своем несогласии с получением этой рекламы или любым удобным способом. При этом в законопроекте оговаривается, что эта норма не распространяется на печатные СМИ и содержащие рекламу жировки.
Инна Гаврильчик, комментируя вопрос о том, кто и как будет контролировать эту норму, отмечает, что это будут осуществлять местные органы власти на своих территориях и МАРТ:
– Учитывая специфику данной нормы – по обращениям граждан. Если окажется, что после заявления потребителя о нежелании получать рекламу этот же рекламодатель снова направил ему свою листовку, то нарушителю выдадут предписание. За неисполнение предписания (в том числе в случае продолжения нарушения) предусмотрена административная ответственность.
Что касается рекламы, которая приходит на электронную почту или мобильный телефон, порядок ее распространения определен в уже существующем законодательстве. Рассылка разрешена только с согласия абонента. При этом потребитель имеет право в любой момент от нее отказаться.
Вагон и маленькая тележка
Прицепы с рекламой на тентах колесят по нашим дорогам давно. Использовать их в качестве стационарного объекта рекламы предприимчивые граждане смекнули недавно. Пользуясь пробелом в законодательстве, некоторые прицепы с рекламой на борту месяцами и даже годами занимают парковочные места в городе. Прицепы фактически используются как средства наружной рекламы, но платежи за размещение рекламы не вносятся. В ГАИ разводят руками: если такой прицеп припаркован без нарушения ПДД, то и наказывать его владельца не за что.
Гуглю «рекламный прицеп в Минске» и перехожу по ссылкам. Звоню в одну из фирм, которая занимается такими услугами.
– Сам прицеп у нас арендовать нельзя, – объясняет голос на том конце провода. – Это вам нужно обращаться в стороннюю организацию. Мы занимаемся изготовлением непосредственно рекламных тентов. Готовы изготовить мобильный билборд конкретно под ваш прицеп.
Примерно то же самое мне ответили еще в двух фирмах, до которых удалось дозвониться. Получается, большинство рекламных прицепов в городе – дело рук самих ИП. В одной фирме они арендуют прицеп, а в другой заказывают мобильный билборд на него. И вот дешевая реклама готова! Дальше дело за малым: найти людное местечко, припарковать там свой прицеп без нарушений ПДД, чтобы эвакуатор не утянул его на штрафстоянку, и ждать наплыва клиентов…
Если поправки в Закон «О рекламе» будут приняты, то использовать транспортные средства или их прицепы сугубо в качестве рекламных стендов больше не получится.
– Поскольку за рекламу на транспортном средстве платить не нужно, такие предприниматели фактически работают не по правилам рекламного рынка. Они ставят в неравные условия тех, кто на законных основаниях размещает наружную рекламу в городе и платит за это в бюджет. Проектом предусмотрен запрет использования таких прицепов не по назначению. Если такой прицеп будет двигаться по городу в составе автопоезда – вопросов нет. Реклама на транспорте не запрещена.
Еще в документе есть прямой запрет установки на автомобилях дополнительных световых приборов для рекламы. Проще говоря, панель с бегущей строкой уже не поставишь. Контролировать, как соблюдается эта норма, будет МАРТ совместно с местными органами власти и ГАИ.
Транспорт хочет тишины
Бурные дебаты во время общественного обсуждения поправок в закон вызвала звуковая реклама в городском пассажирском транспорте. Громкость, содержание, частота повторения. В МАРТ по этому вопросу обратились около трехсот граждан. Она раздражает возвращающихся с работы пассажиров, которые устали от информационного шума. Во время общественного обсуждения закона большинство потребителей проголосовали за запрет рекламы в транспорте.
Представители бизнеса с такой мерой не согласны. Инна Гаврильчик объяснила, с чем это связано:
– Вопрос на самом деле непростой. Реклама в транспорте очень хорошо таргетирована на целевую аудиторию. Ролики подобраны таким образом, чтобы информировать пассажиров о торговых точках и объектах обслуживания по маршруту следования конкретного автобуса. Это привлекает дополнительных клиентов. А развитие бизнеса – хорошо для экономики. Это и рабочие места, и налоги в бюджет, и так далее. Некоторые владельцы общественного транспорта также выступают против запрета – для них это доход. Однозначно сказать, останется ли предложенная норма о запрете звуковой рекламы в общественном транспорте в проекте закона, пока нельзя. Это будут обсуждать депутаты. Возможно, удастся найти компромисс, например, уменьшить звук такой рекламы.
В законопроекте есть оговорка: социальную рекламу в транспорте хотят оставить со звуком.
На одной из поправок в Закон «О рекламе» настаивала Ассоциация «Федерация хоккея Республики Беларусь». Она касается запрета на распространение рекламы игорных заведений и азартных игр на телевидении и радио с 7 до 22 часов, в зданиях физической культуры и спорта. БФК предложила исключить из этого перечня рекламу букмекерских контор и тотализаторов, поскольку ставки на спорт позволят нашей спортивной индустрии найти новые источники финансирования. В ФХБ рассказали, что они проанализировали роль букмекеров в развитии спорта в других странах. Затем передали аналитическую записку в Министерство спорта и туризма. Там предложения поддержали и передали дальше в Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Министерство по налогам и сборам. Сейчас дело за депутатами. В первом чтении Парламент принял поправки в Закон «О рекламе». Благодаря предлагаемым изменениям в законодательстве можно снизить долю господдержки профессионального спорта и увеличить поступления в бюджет.
Кстати, в российском законодательстве изменения вступили в силу в апреле 2017 года. В результате все крупные спортивные лиги страны-соседки быстро обзавелись партнерами среди букмекеров. В последние годы все большее количество европейских спортивных клубов и объединений также вступают в коммерческие отношения с букмекерскими компаниями. Судите сами: на пяти крупнейших спортивных рынках Европейского союза количество букмекерских компаний, ставших титульными спонсорами спортивных клубов, выросло от одной в сезоне 2002/2003 до двадцати шести в сезоне 2010/2011. Наиболее привлекательный в данном смысле вид спорта – футбол. Например, в 2015 году приблизительно из 100 миллионов евро, вложенных беттинговыми компаниями в спортивную индустрию Великобритании, 80 процентов направлено именно в этот вид спорта.
Сегодня индустрия ставок на спорт – крупный и динамично развивающийся вид экономической деятельности международного масштаба. Наш букмекерский рынок менее развит по сравнению с рынком СНГ и тем более ЕС, однако заинтересованность в сотрудничестве со спортивными клубами у наших букмекеров все же есть. Главным препятствием для такого сотрудничества в ФХБ считают ограничения в рекламе букмекерских компаний. Там поясняют: по сути, данные ограничения имеют действие исключительно в отношении медиапродукта, создаваемого местными, белорусскими, субъектами хозяйствования, в то время как в условиях современного развития телекоммуникаций – интернет, спутниковое телевидение – зрителю не составляет никакого труда потреблять медиапродукт иностранного производства. А вместе с ним и рекламу, сопутствующую этому продукту, в том числе рекламу букмекерских компаний. Она массированно доводится до нашего потребителя, причем совершенно легальными способами. Как результат, спортивные клубы и федерации теряют значительный источник финансирования, который имеют их зарубежные коллеги.
– Мы частично согласились с предложениями по рекламе букмекеров: проектом предусмотрено снятие запрета с размещения такой рекламы на спортивной форме игроков и трансляцию тех спортивных мероприятий, где рекламируются букмекеры, – добавила Инна Гаврильчик. – Что касается телевидения, то реклама букмекеров была разрешена и раньше, но только с 22 часов. Поскольку многие матчи транслируются не только вечером, но и в дневное время, планируется разрешить всплывающие накладки с рекламой букмекеров во время трансляции спортивных программ, независимо от времени суток.
Реклама в мультиках
Еще одна существенная поправка – снять запрет на прерывание рекламой детских телепередач. Предлагается такие передачи, образовательные программы и детские художественные фильмы, если они длятся от 15 до 30 минут, разрешить прерывать рекламой в начале и перед окончанием. Причем рекламный блок не должен превышать 1 минуты. Если общая длительность передачи более 30 минут, то ее можно прерывать, как и в предыдущем случае, плюс дополнительно 1 раз в каждые 30 минут трансляции на период, не превышающий 60 секунд.
– Это была инициатива белорусских телеканалов. Ее поддержало Министерство информации, – комментирует предлагаемую поправку Инна Гаврильчик. – Вместе мы изучили опыт других стран, в которых разрешается прерывать детские программы рекламой. Сошлись на том, что благодаря такой поправке наши телеканалы смогут привлечь дополнительные средства на создание контента.
Естественно, законодатели хотят, чтобы эта реклама соответствовала особенностям детской аудитории. Оговорено, какие товары в таких программах рекламировать нельзя. Это, в частности, лекарства, изделия медицинского назначения или медтехники, биологически активные добавки к пище, лотереи, рекламные игры.
Перемены к лучшему
Многие города столкнулись с проблемой разнородной рекламы, которая портит архитектурный облик. Если поправки будут приняты, местные органы власти смогут устанавливать требования к размеру и другим техническим характеристикам средств наружной рекламы, которые размещаются на проспектах, главных улицах и площадях городов. Перечень этих улиц, проспектов и площадей устанавливает Совмин.
Напоследок Инна Гаврильчик добавила:
– Вопросы рекламы всегда находятся на границе интересов потребителей и бизнеса. Разрабатывая законопроект вместе с заинтересованными сторонами, мы старались найти оптимальные решения, учитывающие, насколько это возможно, интересы и потребителей, и бизнеса.
В первом чтении депутаты проголосовали за этот законопроект, его ждет еще второе чтение.
Инна Горбатенко, «Рэспубліка», 18 октября 2019 г.
Изменения в законодательстве о наружной рекламе — 2021
Подробнее о нововведениях в материале.
1.1. Получение Паспорта средства наружной рекламы
Как и ранее, получение Паспорта средства наружной рекламы будет осуществляться в рамках административной процедуры, проводимой через службу «одно окно»(подп. 9.11.1 п. 9.11 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 3 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 165 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», п. 6 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 9 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497).
Однако есть и ряд новшеств, в частности:
1) установлена отдельная форма заявления на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы (приложение 3 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395, приложение 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497). Она, в отличие от предыдущей, предусматривает, например, необходимость внесения информации:
— о проведении (непроведении) торгов на право размещения средства наружной рекламы и, если они проводились, — дате и номере протокола об их результатах;
— номере и дате прекращения действия Паспорта средства наружной рекламы, который прекратил свое действие по причине проведения в месте размещения средства наружной рекламы работ по застройке, благоустройству территорий, строительству, реконструкции или ремонту зданий (сооружений), иных элементов инфраструктуры, мероприятий по случаю государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, иных мероприятий республиканского или местного значения;
2) скорректирован перечень документов, которые необходимо подать для получения Паспорта средства наружной рекламы. В частности, сейчас не требуется представлять макет наружной рекламы на бумажном носителе в формате А4, выполненный в цвете, или на электронном носителе при размещении (распространении) такой рекламы на электронном табло (абз. 7 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395);
3) установлен срок подачи заявления на получение Паспорта средства наружной рекламы, получаемого по результатам проведения торгов на средство наружной рекламы, размещаемое на недвижимом имуществе. Рекламораспространитель — победитель торгов (лицо, приравненное к победителю торгов) должен это сделать не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения протокола о результатах торгов (ч. 2 п. 6 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
4) изменены сроки проведения административной процедуры по выдаче Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 1). Они приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон о рекламе (ч. 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе, подп. 9.11.1 п. 9.11 Перечня N 156, абз. 11 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 14 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).
Наименование процедуры | По 07.07.2021 включительно | С 08.07.2021 |
Выдача Паспорта средства наружной рекламы | 30 рабочих дней | 15 рабочих дней; 30 рабочих дней — если требуются разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям |
5) изменены сроки действия Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 2) (подп. 9.11.1 п. 9.11 Перечня N 156, абз. 12 — п. 3 приложения 4 к постановлению N 395).
Срок действия Паспорта наружной рекламы | Наименование средства наружной рекламы | Примечание | |
По 07.07.2021 включительно | С 08.07.2021 | ||
не менее 5 лет | не менее 7 лет | Мультимедийные рекламные конструкции, электронные табло | Ранее отдельный срок для данных средств наружной рекламы отсутствовал. Срок для них был такой же, как и для всех технически сложных средств наружной рекламы |
не менее 5 лет | не менее 5 лет | Иные технически сложные средства наружной рекламы (надкрышные рекламные конструкции, средства наружной рекламы на путепроводах (мостах), щиты с площадью рекламного поля 32 кв. метра и более, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля более 50 кв. метров, щиты с внутренней подсветкой, щиты с вращающимися рекламными полями, призматроны, лайтпостеры (световые коробы) с площадью рекламного поля более 2,16 кв. метра, лайтпостеры (световые коробы) в подземных пешеходных переходах, панели с внутренней подсветкой, а также иные средства наружной рекламы, отнесенные к технически сложным средствам наружной рекламы решением местного исполнительного и распорядительного органа), объемно-пространственные рекламные конструкции | Ранее для щитов с внутренней подсветкой и лайтпостеров (световых коробов), размещаемых в подземных пешеходных переходах, срок действия Паспорта средства наружной рекламы мог быть не менее 3 лет |
не менее 3 лет | не менее 3 лет | Лайтпостеры (световые коробы) с площадью рекламного поля до 2,16 кв. метра включительно, за исключением размещаемых в подземных пешеходных переходах, щиты с площадью рекламного поля до 32 кв. метров без внутренней подсветки, пилоны, панели без внутренней подсветки, указатели с внутренней подсветкой, иные средства наружной рекламы, закрепляемые на земельном участке | Сейчас для щитов с внутренней подсветкой и лайтпостеров (световых коробов), размещаемых в подземных пешеходных переходах, срок действия Паспорта средства наружной рекламы должен быть не менее 5 лет |
на срок, определяемый договором | на срок до окончания расположения производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания или осуществления рекламораспространителем деятельности по месту размещения вывески рекламного характера | Вывески рекламного характера | Ранее отдельный срок для данного средства наружной рекламы отсутствовал. Это средство относилось к группе «иные» |
на срок, определяемый договором | на срок не менее 1 года, если иное не определено договором на размещение средства наружной рекламы | Иные средства наружной рекламы |
Дополнительно отметим, что виды средств наружной рекламы установлены в приложении 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395. Их вид указывается в Паспорте (ч. 1 п. 3 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
— специально предназначенного и используемого для размещения (распространения) социальной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов;
— на новом или прежнем месте в связи с прекращением действия ранее выданного разрешения по причине проведения в месте размещения средства наружной рекламы работ по застройке, благоустройству территорий, строительству, реконструкции или ремонту зданий (сооружений), иных элементов инфраструктуры, мероприятий по случаю государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, иных мероприятий республиканского или местного значения.
Ранее плата за оформление Паспорта средства наружной рекламы не взималась при оформлении и выдаче разрешения на размещение технического средства, специально предназначенного и/или используемого исключительно для размещения социальной рекламы (п. 58 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);
7) расширен перечень случаев, когда в выдаче Паспорта средства наружной рекламы будет отказано (п. 17 и 18 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497, п. 15, 18 и 19 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395). Например, решение об отказе в выдаче Паспорта средства наружной рекламы будет принято, если:
— заявление подано рекламораспространителем на выдачу Паспорта средства наружной рекламы, который выдается по результатам проведения торгов, до их проведения или позднее 10 рабочих дней со дня утверждения протокола о результатах торгов (подп. 17.1 п. 17, ч. 2 п. 6 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
— средство наружной рекламы и/или его размещение в заявленном месте не соответствуют установленным требованиям (подп. 17.3 п. 17 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
— рекламораспространителем не выполнено или несвоевременно выполнено задание на разработку проекта привязки (подп. 17.5 п. 17 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
8) предусмотрена выдача дубликата Паспорта средства наружной рекламы в случае его утраты или приведения в негодность. Это будет осуществляться в рамках административной процедуры, предусмотренной абз. 54 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 21 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395). Данная процедура будет осуществляться через службу «одно окно» (абз. 1 — 3 п. 5 приложения 4 к постановлению N 395).
1.2. Продление Паспорта средства наружной рекламы
По-прежнему продление Паспорта средства наружной рекламы будет осуществляться в рамках административной процедуры, проводимой через службу «одно окно»(подп. 9.11.2 п. 9.11 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 23 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 166 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», п. 22 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 39-2 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497).
При этом есть нововведения, в частности:
1) установлена отдельная форма заявления на продление действия разрешения на размещение средства наружной рекламы. Она, в отличие от предыдущей, предусматривает, в частности, необходимость указывать информацию, размещается ли средство наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны (приложение 4 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395, приложение 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497);
2) изменен срок обращения за продлением Паспорта средства наружной рекламы. Теперь это можно будет сделать не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока его действия. В то время как ранее — не позднее чем за 20 дней. При этом по-прежнему обращаться за продлением можно не ранее чем за 2 месяца (ч. 1 п. 24 Положения о средствах наружной рекламы N 1497, п. 22 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
3) скорректирован перечень документов, которые необходимо подать для продления Паспорта средства наружной рекламы. В частности, теперь для этого необходимо будет представлять фотографию средства наружной рекламы в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения размером 9 x 13 сантиметров, выполненную в цвете (абз. 25 — 26 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395);
4) сокращены сроки проведения административной процедуры по продлению действия Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 3). Они приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон о рекламе (ч. 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе, подп. 9.11.2 п. 9.11 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 30 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 25 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).
Наименование процедуры | По 07.07.2021 включительно | С 08.07.2021 |
Продление действия Паспорта средства наружной рекламы | 15 рабочих дней | 5 рабочих дней |
— нарушен срок обращения за продлением Паспорта средства наружной рекламы (п. 23 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
— средство наружной рекламы размещается на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны (подп. 29.1 п. 29 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395);
— средство наружной рекламы размещается с нарушениями установленных требований (подп. 29.2 п. 29 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).
1.3. Переоформление Паспорта средства наружной рекламы
Переоформление Паспорта средства наружной рекламы будет осуществляться, как и ранее, в рамках административной процедуры, проводимой через службу «одно окно» (п. 9.12 Перечня N 156 (в ред. от 25.06.2021), абз. 39 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 167 Перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», п. 31 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).
При этом есть ряд новшеств, в частности:
1) установлена отдельная форма заявления на переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы Она, в отличие от предыдущей, предусматривает, например, необходимость указывать (приложение 5 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 395, приложение 1 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497):
— информацию, размещается ли средство наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны;
— основание для переоформления разрешения;
2) скорректирован перечень документов, которые необходимо подать для переоформления Паспорта средства наружной рекламы. А именно установлено, что (абз. 41 — 44 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395):
— в связи с модернизацией средства наружной рекламы, в результате которой изменяется вид и/или в допустимых размерах площадь рекламного поля средства наружной рекламы, надо представить эскиз средства наружной рекламы в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения, выполненный в цвете на бумажном носителе в формате А4 или на электронном носителе;
— в связи с переходом права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на средство наружной рекламы к другому рекламораспространителю надо представить копию документа, подтверждающего такой переход;
3) изменен срок переоформления Паспорта средства наружной рекламы (см. таблицу 4) (ч. 9 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе, п. 9.12 Перечня N 156, абз. 47 п. 3 приложения 4 к постановлению N 395, п. 36 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).
Наименование процедуры | По 07.07.2021 включительно | С 08.07.2021 |
Переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы | 10 рабочих дней | 5 рабочих дней |
— специально предназначенного и используемого для размещения (распространения) социальной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов;
— по причине изменения формы Паспорта средства наружной рекламы в связи с изменением законодательства.
Ранее плата за переоформление Паспорта средства наружной рекламы не взималась при переоформлении разрешения на размещение технического средства, специально предназначенного и/или используемого исключительно для размещения социальной рекламы (п. 58 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);
5) дополнен перечень оснований для переоформления Паспорта средства наружной рекламы. Теперь он подлежит переоформлению также в случае модернизации средства наружной рекламы, в результате которой изменяется вид средства наружной рекламы и/или в допустимых размерах площадь его рекламного поля. При этом за переоформлением надо будет обращаться не позднее 5 рабочих дней до ее проведения (абз. 4 ч. 1 п. 32, абз. 3 ч. 2 п. 31 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 23 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);
6) закреплено, что переоформление не осуществляется в случаях (ч. 2 п. 32 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):
— изменения наименования или фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) рекламораспространителя, в том числе в результате реорганизации в форме преобразования;
— изменения места нахождения или места жительства (места пребывания) рекламораспространителя;
— модернизации средства наружной рекламы, не влекущей изменения вида средства наружной рекламы и/или площади его рекламного поля.
В данных случаях рекламораспространитель не позднее 1 месяца со дня наступления соответствующего события письменно уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган, который прилагает данное уведомление к ранее выданному разрешению (ч. 3 п. 32 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).
Ранее за рекламораспространителем была закреплена обязанность уведомлять только в случаях изменения его наименования или фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места нахождения или места жительства (места пребывания) (ч. 5 п. 23 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497);
7) установлены случаи, когда в переоформлении Паспорта средства наружной рекламы будет отказано. К ним, например, отнесены случаи, когда (абз. 4 и п. 38 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):
— запланированные изменения средства наружной рекламы не являются модернизацией;
— по результатам модернизации средство наружной рекламы не будет отвечать установленным требованиям.
1.4. Прекращение действия Паспорта средства наружной рекламы
Установлено, что действие Паспорта средства наружной рекламы прекращается (п. 43 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):
— в связи с истечением срока его действия — со дня, следующего за днем истечения;
— на основании акта о прекращении действия разрешения — со дня его составления.
Данный акт будет составляться местным исполнительным и распорядительным органом по установленной форме не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения определенных оснований. К ним, к примеру, относятся (абз. 3 п. 43, подп. 44.2, 44.10 п. 44 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395):
— использование средства наружной рекламы не по назначению.
Ранее были установлены основания аннулирования Паспорта средства наружной рекламы. Ряд из них соответствует основаниям составления акта о прекращении действия разрешения (ч. 1 п. 20 Положения о средствах наружной рекламы N 1497).
Перечень средств наружной рекламы, размещение которых допускается без наличия Паспорта средства наружной рекламы, скорректирован (приложение 2 к постановлению N 395, приложение 10 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497).
Появились новые случаи, когда получение Паспорта средства наружной рекламы не требуется. Например, его не надо получать на средства наружной рекламы, размещаемые:
3) на огороженных территориях открытых физкультурно-спортивных сооружений. Однако получение Паспорта требуется, если средство наружной рекламы размещается (п. 10 приложения 2 к постановлению N 395):
— оператором наружной рекламы;
— на внешних сторонах ограждений территорий открытых физкультурно-спортивных сооружений;
— на здании (сооружении) на высоте более 7 метров либо имеющем опору более 7 метров (флаговых рекламных конструкций);
4) на объектах культурной инфраструктуры или их территориях, если средства наружной рекламы используются для размещения (распространения) наружной рекламы о культурных мероприятиях, экспозициях и размещаются организациями культуры (п. 12 приложения 2 к постановлению N 395);
— на неспециализированные средства наружной рекламы, выполненные в виде строительных сеток, используемых для ограждения строительных объектов;
— средства наружной рекламы, специально предназначенные и используемые для размещения (распространения) социальной рекламы, размещаемые за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов;
— иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв. метра, размещаемые за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, за исключением кронштейнов.
Кроме введения новых случаев, когда получение Паспорта не требуется, введен ряд уточнений. К примеру, теперь получение Паспорта не требуется:
1) на плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 кв. метра, размещаемые за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, размещаемые на расстоянии не более 5 метров от зданий (сооружений), в которых осуществляет деятельность рекламораспространитель или реализуются рекламируемые товары (работы, услуги). Ранее уточнения про место расположения плакатницы отсутствовало (п. 6 приложения 2 к постановлению N 395, п. 5 приложения 10 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497);
2) если средства наружной рекламы размещены не только на зданиях (сооружениях) объектов придорожного сервиса, но и на их территории. Однако при этом средство наружной рекламы должно содержать рекламу об этих объектах, реализуемых в них товарах (работах, услугах) и/или их продавцах (исполнителях) (п. 11 приложения 2 к постановлению N 395, п. 8 приложения 10 к Положению о размещении средства наружной рекламы N 1497);
3) если средства наружной рекламы размещены на огороженной территории рынка и на нем размещена реклама о реализуемых на этих рынках товарах и/или их продавцах. При этом получение Паспорта потребуется, если средства наружной рекламы (п. 9 приложения 2 к постановлению N 395):
— размещаются операторами наружной рекламы;
— размещаются на внешних сторонах ограждений территорий рынков;
— имеют площадь рекламного поля 18 кв. метров и более.
3. Требования к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов
Установлены требования к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов (абз. 2 п. 2 постановления N 395).
Ряд требований соответствует ранее установленным (п. 7 Положения о размещении средства наружной рекламы N 1497, абз. 1 — 6 п. 1 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги). Однако есть и новшества, в частности:
1) установлен запрет на размещение средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, например (абз. 8 — 11 п. 1 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):
на разделительной полосе (в разделительной зоне), над проезжей частью и обочинами автомобильной дороги, улицы, дороги населенного пункта, за исключением растяжек и средств наружной рекламы на путепроводах (мостах), а также случаев размещения средств наружной рекламы в указанных местах по решению Президента Республики Беларусь, Совмина в целях обеспечения национальных интересов;
на дорожном знаке, его опоре или ином техническом средстве организации дорожного движения, за исключением указателя;
на опорах наружного освещения или контактной сети, за исключением средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 2,2 кв. метра;
на расстоянии менее 10 метров от остановочного пункта транспорта общего пользования в пределах участка местности, образуемого от края проезжей части автомобильной дороги, улицы, дороги населенного пункта до линии размещения данного остановочного пункта, за исключением средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 2,2 кв. метра, размещаемого на опоре наружного освещения или контактной сети, и указателя;
2) закреплено, что средства наружной рекламы, размещаемые в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, в том числе Минской кольцевой автомобильной дороги, также не должны закрывать или ограничивать видимость дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения по ходу движения транспортного средства на расстоянии менее 350 метров от них (абз. 1 — 2 п. 2 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги).
Кроме того, в отношении указанных средств наружной рекламы, к примеру, установлен запрет на размещение (абз. 3 — 6 п. 2 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):
— в полосе отвода автомобильной дороги, за исключением средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 2,2 кв. метра, размещаемого на опоре наружного освещения или контактной сети либо в месте организованной стоянки транспортных средств, и указателя;
— на расстоянии менее 200 метров до начала съездов транспортных развязок, мест примыканий или пересечений автомобильных дорог;
— в придорожной полосе (контролируемой зоне) автомобильной дороги с расстоянием видимости менее 350 метров;
3) для средств наружной рекламы, размещаемых в пределах красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, установлено, что они дополнительно не должны (3 п. 3 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):
— закрывать или ограничивать видимость дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения по ходу движения транспортного средства на расстоянии менее 150 метров от них;
— размещаться на расстоянии менее 5 метров от края проезжей части (бордюрного камня) магистральных улиц непрерывного движения категории М либо менее 2 метров от края проезжей части (бордюрного камня) иных улиц, дорог, площадей населенного пункта до ближайшего края отдельно стоящего средства наружной рекламы.
Обратите внимание!
Все указанные средства наружной рекламы должны выдерживать нормативные значения (п. 4 Требований к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы автомобильной дороги):
— ветровой нагрузки;
— снеговой нагрузки;
— вибрационной нагрузки.
4. Проведение торгов на право размещения средства наружной рекламы
1) форму проведения торгов (открытый конкурс и/или аукцион) (п. 3 Положения о порядке проведения торгов);
2) кто может быть организатором торгов в зависимости от места расположения средства наружной рекламы. В частности, это может быть Госкомимущество, местный исполнительный и распорядительный орган (п. 4 Положения о порядке проведения торгов);
3) обязанности организатора торгов. К ним, например, относится принятие решения о проведении торгов и определение их формы, установление начальной цены предмета торгов, а также суммы задатка для участия в торгах, создание комиссии по проведению торгов и др. (п. 5 Положения о порядке проведения торгов);
4) порядок организации проведения торгов, в том числе сроки извещения о проводимых торгах; информация, которую должно содержать извещение; требования к комиссии и ее функции; когда организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов (гл. 2 Положения о порядке проведения торгов);
5) условия участия в торгах. Отметим, что лицо, желающее принять участие в торгах, обязано в срок, указанный в извещении (п. 12 Положения о порядке проведения торгов):
— внести задаток путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет организатора торгов;
— представить заявление по установленной форме и приложить к нему необходимые документы;
— заключить с организатором торгов соглашение.
При подаче организатору торгов документов для участия в торгах и заключении соглашения представляются (п. 15 Положения о порядке проведения торгов):
— физлицом (ИП) — документ, удостоверяющий личность;
— представителем физлица, ИП, юрлица — оригинал документа, подтверждающего его полномочия, и документ, удостоверяющий личность.
Лица, не выполнившие данные условия, к торгам не допускаются (п. 16 Положения о порядке проведения торгов);
6) порядок проведения конкурса. Отметим, что конкурс проводится в день, время и месте, указанные в извещении, путем открытия предложений комиссией. На заседание комиссии с ее согласия могут быть приглашены участники конкурса, специалисты, эксперты, переводчики. Победителем признается участник, предложивший наивысшую цену. Он объявляется председателем комиссии в день вскрытия конвертов. О проведении торгов (конкурса) составляется протокол в двух экземплярах, который должен содержать определенные сведения (п. 21, 25 — 29 Положения о порядке проведения торгов);
7) порядок проведения аукциона. Особенностями данной формы торгов, в частности, является то, что аукцион проводит аукционист, выбранный организатором торгов. Аукцион начинается с оглашения аукционистом правил проведения аукциона, шага аукциона. Шаг аукциона устанавливается аукционистом в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей цены предмета аукциона, названной аукционистом. При этом не допускается продажа предмета аукциона по начальной цене (п. 36 Положения о порядке проведения торгов);
8) порядок расчета с участниками. Отметим, что победитель торгов (лицо, приравненное к победителю торгов) обязан в течение 5 рабочих дней со дня проведения торгов (п. 42, ч. 2 п. 43 Положения о порядке проведения торгов):
— перечислить сумму средств, за которую продан предмет торгов, за вычетом внесенной им суммы задатка (по общему правилу задаток ему не возвращается).
Примечание
Всем остальным участникам торгов задаток подлежит возврату в течение 5 рабочих дней со дня проведения торгов (ч. 1 п. 43 Положения о порядке проведения торгов);
— возместить организатору торгов затраты на их организацию и проведение;
9) случаи аннулирования результатов торгов. Например, к ним относятся отказ или уклонение победителя торгов (лица, приравненного к победителю торгов) в установленный срок от подписания протокола о результатах торгов; перечисления суммы средств, за которую продан предмет торгов; подписания договора (п. 45 Положения о порядке проведения торгов).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex