закон о защите прав обманутых дольщиков
Закон о защите прав обманутых дольщиков
О порядке получения возмещения физическим лицом по требованию о передаче жилого помещения, и (или) машино-места, и (или) нежилого помещения в порядке, установленном статьей 13 (в ред. ФЗ от 13.07.2020 N 202-ФЗ) см. ч. 17 ст. 13 указанного Федерального закона.
Статья 13. Выплата возмещения гражданам
(в ред. Федерального закона от 04.11.2019 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.11.2019 N 359-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О применении ч. 3 ст. 13 (в ред. ФЗ от 13.07.2020 N 202-ФЗ) см. указанный закон.
3. Физическое лицо, которое приобрело право требования о передаче жилого помещения и (или) передаче машино-места и нежилого помещения после признания застройщика банкротом и открытия конкурсного производства, не имеет права на получение возмещения по такому требованию.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 4 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
4.2. Предусмотренная настоящей статьей выплата возмещения осуществляется независимо от вынесения одного из определений арбитражного суда, указанных в пункте 12 статьи 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
(часть 4.2 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Если право требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве находится в залоге, денежные средства, причитающиеся участнику долевого строительства, в размере возмещения, предусмотренного настоящей статьей, перечисляются Фондом на залоговый счет участника долевого строительства, права по которому переданы в залог залогодержателю прав по договору участия в долевом строительстве. При отсутствии информации о реквизитах такого залогового счета Фонд запрашивает ее у сторон договора залога прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве.
(часть 6 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 261-ФЗ)
(часть 7 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
8. В случае осуществления выплат участникам строительства денежные средства, полученные Фондом в качестве удовлетворения требований в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 201.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», должны быть распределены между Фондом и бюджетом субъекта Российской Федерации или публично-правового образования пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании.
(часть 8 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ)
Защита дольщиков: новые правила, вступившие в силу в 2019 году
В среднем от 2 до 6 % дольщиков ежегодно не получают свои объекты в срок, и это создаёт существенную проблему для рынка недвижимости. Защита прав дольщиков, предусмотренные принятым в 2005 г. Законом № 214-ФЗ, оказались недостаточными, поэтому его продолжили совершенствовать. Новые правила призваны защитить права обманутых дольщиков. Переходный период их продлился до июля 2019 г.
Все о нововведениях в закон
О предметах и понятиях
Итак, имеются два основных фигуранта. Первый — застройщик — юридическое лицо, имеющий в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающий денежные средства участников долевого строительства для создания многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения.
Второй — участник долевого строительства — гражданин или юридическое лицо. Совместно они могут строить не только жилые дома, но и гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и другие объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения. Это записано в статье 2 закона.
Здесь же дается четкое определение объекта долевого строительства, то есть того, что в будущем должно стать вашей квартирой, гаражом или местом в подземном паркинге под домом. Это жилое или нежилое помещение, подлежащее передаче дольщику после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав этого дома или объекта недвижимости, строящегося, в том числе, с привлечением денежных средств участника.
Кто такие обманутые дольщики
Для того чтобы покупатель проблемной строящейся недвижимости был признан обманутым дольщиком, необходимы следующие условия:
Обратите внимание: в некоторых случаях даже наличие договора долевого участия в строительстве не может защитить покупателя-дольщика. Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (Закон № 214-ФЗ) не защищает дольщиков, если:
Злоупотребление дольщиками своими привилегиями (например, возможностью одностороннего отказа от договора или получения пени за нарушение срока передачи объекта) может привести к тому, что суд откажет им в защите прав, если будет установлен злонамеренный характер действий.
Проблемы долевого строительства
В сущности, подводные камни становятся понятны каждому, кто тщательно изучает эту схему инвестирования в недвижимость.
Плюсы схемы очевидны: покупатель получает недвижимость на 30–40 % дешевле, чем средняя рыночная цена; застройщик получает средства для возведения объектов недвижимости и канал реализации готового продукта.
К сожалению, такое инвестирование всегда сопряжено с немалыми рисками. Небольшие отсрочки — вполне обычное дело, далеко не всегда график соблюдается досконально. Однако бывает и так, что застройщик специально откладывает завершение строительства или же оттягивает момент ввода жилья в эксплуатацию.
Принятый в 2005 г. Закон № 214-ФЗ ввёл запрет для девелоперов на предпродажу квартир до получения разрешительных документов; обязал девелоперов прописывать в договоре все сроки и неустойки за его неисполнение, а также регистрировать каждый договор долевого участия (ДДУ) в целях исключения двойных продаж.
Однако этого оказалось недостаточно и в закон начали вводить изменения.
Во-первых, жилищное строительство должно быть обособлено от иных видов деятельности с наложением на застройщика ограничений на совершение операций, которые не связаны с реализацией проекта.
Во-вторых, должен соблюдаться принцип «одна компания — одно разрешение на строительство». Одновременно осуществлять строительство с долевым участием по нескольким разрешениям теперь запрещено. При этом крупным застройщикам не удастся делегировать свои функции дочерним структурам для того, чтобы взять на себя выполнение сразу нескольких проектов, потому что опыт работы должен быть не менее 3 лет (хотя бы в качестве генерального подрядчика или заказчика).
В-третьих, деятельность девелопера в обязательном порядке должна сопровождаться назначенной банковской кредитной организацией. Счета компании, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном и том же банке.
В-четвёртых, ужесточаются требования к деловой репутации органов управления девелопера и его участников. Среди учредителей застройщика не могут находиться лица с неснятой или непогашенной судимостью, а также те лица, чья деятельность стала причиной банкротства юридического лица.
Компания обязательно должна получить заключение экспертизы даже для малоэтажных домов, не иметь долгов (кроме целевых кредитов на строительство). В уполномоченной банковской кредитной организации должны быть депонированы средства в размере не менее 10 % от стоимости строительства (своеобразный парашют, который должен защитить и застройщика, и дольщиков в случае затягивания сроков или банкротства).
В-пятых, закон устанавливает лимит расходов девелопера на фонд оплаты труда, оплату услуг банка, услуг управляющей компании, рекламы, коммунальных услуг, услуг связи, аренды. Этот лимит составляет 10 % от проектной стоимости строительства.
Обманутых дольщиков больше не будет
Что стряслось?
В закон о долевом строительстве внесены изменения, которые сделают вложения в новостройки более безопасными.
С 1 января застройщики должны отчислять 1% от стоимости объектов в компенсационный фонд. Если застройщик обанкротится, то дольщику вернут все вложенные деньги. Если застройщику не хватит денег на завершение строительства, ему добавят из фонда.
Делать взносы в фонд обязательно для всех, кто строит многоквартирные дома и другие объекты. Средства фонда находятся под контролем государства.
Все застройщики обязаны публиковать на своих сайтах разрешительную документацию по объекту и фотографии с площадки.
Как было раньше?
Если дольщик покупал квартиру на этапе строительства, он рисковал никогда в нее не въехать. Если застройщик обанкротился, пропал или у него не хватает денег на завершение стройки, дольщики ничего не получали.
По договору долевого строительства продается не квартира, а доля в проекте. Поэтому все риски дольщики делили с застройщиком. Если что-то шло не так, дольщики рисковали вместе с застройщиком. Государство не обязано было достраивать дом, вводить его в эксплуатацию и выдавать разрешения на незаконные объекты.
Например, строительная фирма «Рога и копыта» объявила о строительстве многоквартирного дома. Застройщик установил на участке забор, поставил технику и объявил о распродаже квартир. Покупатели подписывали договоры долевого строительства. Такие договоры можно заключать даже на этапе котлована, когда еще нет квартиры и даже нужного этажа. Через 5 месяцев застройщик объявил о банкротстве, офис закрылся, а директор скрылся за границей. Дольщики обратились в прокуратуру и узнали, что разрешение на строительство не оформлялось, а по этому адресу должна находиться автомойка. Полиция завела уголовное дело о мошенничестве, но никаких выплат дольщики не получили.
Это не первая попытка правительства защитить дольщиков. С 1 января 2014 года застройщиков обязали страховать ответственность перед дольщиками новых проектов. Минстрой признал механизм неэффективным. Эксперты подтвердили, что фактически никакой защиты дольщикам страхование не давало. Государство это понимало, поэтому президент поручил найти другое решение.
Что изменилось?
Федеральный закон №304-ФЗ внес изменения в закон о долевом строительстве. Правительство утвердило порядок формирования компенсационного фонда и объяснило, кому и когда положены выплаты.
Все застройщики, которые получили разрешение на строительство многоквартирного дома и зарегистрировали договор с первым дольщиком проекта после 1 января 2017 года, перечисляют взнос в этот фонд.
Вся сумма перечисляется единовременно, а не с каждого договора. То есть когда договор с первым дольщиком проходит регистрацию, застройщик уже оплатил взнос за весь объект.
Взнос составит 1% от стоимости строительства, которая указана в проектной декларации. За основу берется не та сумма, за которую продаются квартиры, а себестоимость объекта.
А еще закон №304-ФЗ обязал всех застройщиков размещать на сайтах проектную декларацию, разрешения на строительство, шаблоны договоров долевого участия и заключения о соответствии. Раньше эти документы застройщики публиковали по желанию. Дольщики не могли проверить, выдано ли разрешение на строительство, и какой объект на самом деле указан в проектной декларации. Теперь застройщики обязаны раскрывать всю информацию о проекте. Если что-то изменилось, данные на сайте обновляются в течение 5 дней.
На сайте застройщика должны публиковаться фотографии хода строительства. Раньше это был коммерческий ход, теперь — требование закона.
Куда пойдут деньги из фонда?
Средства компенсационного фонда защищены государством.
Минстрой инвестирует их в облигации федерального займа, ипотечные ценные бумаги или разместит на рублевых депозитах в банках с капиталом не менее 25 млрд. руб.
Кому положены выплаты?
Если застройщику не хватит денег, чтобы закончить работы, он получит финансовую помощь из фонда и достроит объект. Если застройщик бросит объект или обанкротится, дольщики получат компенсацию из фонда.
Если дольщик имеет право на выплату, ему вернут все деньги, которые он заплатил по договору долевого строительства.
Заявление на выплату можно получить только до завершения конкурсного производства в отношении застройщика. Если случился форс-мажор, дольщик тяжело заболел или служит в армии, заявление примут позже.
Дольщик получит выплату через 10 дней после того, как предоставит документы.
Какие дома под защитой?
Под защитой фонда только те проекты, по которым дольщики стали заключать договора только в 2017 году. Сам дом могли начать строить когда угодно.
Чтобы понять, выполняет ли застройщик требования закона, проверьте:
А если договор заключен в 2016 году или раньше? Или объект продают дольщикам еще с прошлого года?
Выплаты из фонда получат только те дольщики, которые заключили договор долевого участия в строительстве объекта в 2017 году или позднее.
Если договор заключен в 2016 году, выплата из фонда не положена.
Если договор заключен в 2017 году, но застройщик уже заключал договоры с другими дольщиками в 2016 году или раньше, компенсации тоже не будет. Даже если у проекта есть один дольщик, с которым заключили договор в 2016 году, — всё, он не обязан платить взнос в фонд, и выплаты не положены.
Я могу заключить договор, а потом передумать и получить выплату?
Выплаты из фонда — это защита интересов дольщиков на случай форс-мажора. По желанию компенсацию получить нельзя.
Государство выплачивает возмещение только в тех случаях, когда суд признал застройщика банкротом и открыл конкурсное производство.
Если дольщик просто передумал, вернуть деньги можно только по договоренности с застройщиком в соответствии с договором.
А если я куплю долю в бизнес-центре?
Изменения в закон о долевом участии в строительстве распространяется не только на многоквартирные дома, но и на другие объекты недвижимости.
При соблюдении всех условий дольщики бизнес-центров, складских комплексов и промышленных объектов тоже защищены.
Что мне делать сейчас?
Если вы собираетесь покупать квартиру в строящемся доме, проверьте информацию о застройщике. Если на сайте нет документов и актуальных фотографий объекта, это нарушение закона.
Если застройщик начал продажи в 2017 году, попросите подтверждение оплаты взноса в фонд. Сверьте сумму с проектной декларацией. Если застройщик нарушит закон и не перечислит взнос, а потом обанкротится, государство не поможет.
Взносы в компенсационный фонд — это дополнительные расходы застройщиков. Они будут возмещать их за счет удорожания квартир. Если вы готовы рисковать и не хотите переплачивать, выбирайте объект, за который не нужно платить взносы.
Если вы боялись покупать квартиру в новом доме, теперь не бойтесь. Даже если застройщик обанкротится или пропадет, вы не потеряете деньги.
Это же хорошо, да?
Это хорошо, но с оговорками. Нужно понимать, что деньги, которые дольщики получат в качестве компенсации, появятся не из ниоткуда. Косвенным образом все покупатели новых квартир теперь будут доплачивать тем, кому не повезло с застройщиком.
С другой стороны, деньги будут скапливаться в фонде и зарабатывать. Фонд будет становиться больше.
Три способа получить скидку
Изменения только вступили в силу. Рынок может внести свои коррективы в порядок работы фонда. Буду появляться поправки и уточнения. Исходя из того, что Агентство страхования вкладов под контролем государства все-таки обеспечило защиту средств вкладчиков банков, можно надеяться, что и фонд хорошо себя проявит. Но посмотрим.
А как в других странах?
Права дольщиков нарушаются не только в России. Во всем мире есть недобросовестные застройщики, некачественные объекты, стройки с нарушением технологии и без разрешений.
В разных странах покупателей недвижимости государство старается защищать. Например, в Германии застройщикам по закону запрещено брать предоплату — дольщики платят только за фактически выполненные объемы работ. В Турции надежность застройщика гарантирует членство в Ассоциации строителей. А в Черногории закона о защите дольщиков нет, но брошенных объектов там почти не бывает.
В Европе применяется практика страхования депозитов. Если застройщик или агент пропадает, страховая компания выплачивает возмещение.
Закон о защите прав обманутых дольщиков
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
2. Признать утратившими силу:
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 210 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 10, ст. 977).
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2019 г. N 1192
2. Решение о финансировании, за исключением случая, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил, принимается наблюдательным советом Фонда при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона, в случае, если решением о финансировании предусматривается использование имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований, иного имущества Фонда.
В случае если решением о финансировании предусматривается использование средств компенсационного фонда Фонда, решение о финансировании принимается наблюдательным советом Фонда, за исключением случая, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил.
5. Фонд принимает решение о финансировании на основании:
а) информации, сведений и документов, размещенных в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с требованиями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
б) документов, полученных Фондом от застройщика в ходе осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности такого застройщика в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона;
в) документов застройщика, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика, представленных в соответствии с пунктом 2.3-1 статьи 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсным управляющим;
г) иных документов и информации, полученных Фондом в целях подготовки соответствующего решения.
8. В случае если застройщиком не уплачивались обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд Фонда, решение о финансировании за счет имущества Фонда принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации, в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.
Основанием для рассмотрения Фондом поступивших от субъектов Российской Федерации ходатайств является решение Председателя Правительства Российской Федерации либо по его поручению решение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
9. В случае если решение о финансировании предусматривает финансирование за счет имущественного взноса в имущество Фонда, предоставленного субъектом Российской Федерации, указанное решение принимается на основании заключенного с таким субъектом Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации по типовой форме согласно приложению и при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил. В случае если Фондом заключены указанные в настоящем пункте соглашения с несколькими субъектами Российской Федерации, решения о финансировании принимаются в порядке календарной очередности заключения таких соглашений, если решением Правительства Российской Федерации не установлен иной порядок принятия решения.
10. Принятие Фондом решения о финансировании возможно, если:
а) истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства;
б) конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» проведена инвентаризация имущества застройщика;
в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства);
г) Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, размер денежных средств и сроки, необходимые для завершения строительства указанных объектов. Предусмотренные настоящим подпунктом степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, размер денежных средств и сроки, необходимые для завершения строительства указанных объектов, определяются в заключении по итогам проведенного обследования технического состояния зданий и сооружений или этапа их мониторинга, подготовленном привлеченным Фондом юридическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и имеющих право на осуществление работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений в случаях, если необходимость проведения такого обследования предусмотрена законодательством о градостроительной деятельности;
е) Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом;
13. Фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства, если размер предельной суммы выплат меньше либо равен размеру денежных средств, необходимых для завершения строительства, определенному в соответствии с подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил, и денежных средств, необходимых для погашения требований кредиторов, указанных в подпункте «д» пункта 10 настоящих Правил, за вычетом рыночной стоимости жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, определенной в соответствии с подпунктом «е» пункта 10 настоящих Правил, в отношении которых отсутствуют требования участников строительства.
14. Решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства отдельного многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, в составе жилого комплекса, объектов инфраструктуры принимается также в случае, если завершение строительства указанных объектов незавершенного строительства не может быть осуществлено в срок, не превышающий 3 лет со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 статьи 201.15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
17. В случае если Фонд принимает решение о финансировании, которое предусматривает использование средств компенсационного фонда Фонда, контроль за целевым использованием средств, предоставленных в рамках финансирования мероприятий, осуществляется со дня заключения договора о предоставлении средств до исполнения лицом, которому предоставлены средства, обязательств по договору о предоставлении средств, в том числе обязательств по завершению строительства объекта. Указанный контроль осуществляется правлением Фонда путем утверждения отчетов некоммерческой организации Фонда или фонда субъекта Российской Федерации.
18. В целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры в ходе конкурсного производства, применяемого в деле о банкротстве застройщика, в решении о финансировании может быть также предусмотрено предоставление Фондом такому застройщику целевого займа или заключение Фондом договоров, предусматривающих передачу жилых и нежилых помещений, включая договоры участия в долевом строительстве, в соответствии со статьей 201.8-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В таком решении указывается размер денежных средств, необходимых для финансирования указанных в настоящем пункте мероприятий.
20. В решении о финансировании может содержаться указание о направлении денежных средств на финансирование деятельности и мероприятий, осуществляемых некоммерческой организацией Фонда или фондом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 13.3 Закона. Указанное решение принимается наблюдательным советом Фонда на основании ходатайства жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, которому в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, ходатайства субъекта Российской Федерации о предоставлении финансирования и осуществлении мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, для строительства которых привлекались денежные средства участников долевого строительства, и заключенного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил соглашения с субъектом Российской Федерации. Предусмотренное настоящим пунктом решение о финансировании принимается без учета условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, за исключением предусмотренного подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил условия об определении степени готовности объектов незавершенного строительства и размера денежных средств и сроков, необходимых для завершения строительства указанных объектов.
21. В решении о финансировании может также содержаться указание о направлении денежных средств на иные мероприятия, связанные с предусмотренными частью 1 статьи 13.1 Закона целями, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
г. Москва «___» ____________ 20__ г.
(наименование высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации)
именуемое в дальнейшем высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации, в лице ____________________________
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти
действующего на основании _______________________________________________
(наименование, дата и номер документа, на основании которого
действует должностное лицо)
с одной стороны, и публично-правовая компания «Фонд защиты прав
«Фонд», в лице _________________________________________________________,
действующего на основании ______________________________________________,
(наименование, дата и номер документа, на основании которого
действует должностное лицо)
с другой стороны, в дальнейшем именуемые Сторонами, в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации, ________________________________
(наименование, дата и номер закона субъекта Российской Федерации о
бюджете субъекта Российской Федерации)
(наименование, дата и номер нормативного правового акта высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, устанавливающего правила предоставления субсидии Фонду)
заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
I. Предмет Соглашения
1.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Фонду
из бюджета ______________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
субсидии в форме имущественного взноса __________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
предусмотренные статьей 13.1 Федерального закона «О публично-правовой
несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в
1.1.1. финансирование мероприятий по завершению строительства
объектов незавершенного строительства, а также объектов
инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры,
предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций,
общеобразовательных организаций, поликлиник, объектов транспортной
инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих
подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к
сетям инженерно-технического обеспечения, в целях последующей
безвозмездной передачи указанных объектов инфраструктуры в
инфраструктуры) по перечню согласно приложению N 1 к настоящему
унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме
некоммерческая организация Фонда), либо некоммерческой организацией в
организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской
Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона «Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
1.1.2. погашение требований по текущим платежам, требований
кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся
участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав
застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми
улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, в целях
обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)» возможности передачи
участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений
в многоквартирных домах, строительство которых завершено, или передачи
некоммерческой организации Фонда или фонду субъекта Российской Федерации
прав на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями;
строительства в соответствии со статьей 13 Закона;
1.1.4. погашение расходов в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи
1.1.5. возмещение расходов, понесенных Фондом за счет собственных
денежных средств в соответствии с целями, предусмотренными подпунктами
II. Финансовое обеспечение предоставления субсидии
2.1. Субсидия предоставляется Фонду в соответствии с лимитами
бюджетных обязательств, доведенных до ___________________________________
(наименование получателя средств бюджета субъекта Российской
по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации
(код бюджетной классификации)
на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Соглашения, в размере _______
(______) рублей __ копеек.
III. Условия и порядок предоставления субсидии
3.1. Условием предоставления субсидии является соответствие Фонда на
1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключено настоящее
Соглашение, следующим требованиям:
3.1.1. отсутствие у Фонда неисполненной обязанности по уплате
налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих
уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах
3.1.2. ненахождение Фонда в процессе реорганизации, ликвидации,
3.1.3. отсутствие у Фонда просроченной задолженности по возврату в
(наименование субъекта Российской Федерации)
субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в
соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности
перед бюджетом _________________________________________________________;
(наименование субъекта Российской Федерации)
3.1.4. принятие Фондом решения о финансировании в соответствии с
Правилами принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав
нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2
части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О
строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 сентября 2019 г. N 1192 «Об утверждении Правил принятия
участников долевого строительства» о финансировании или о
нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2
части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О
строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской
3.2. Перечисление субсидии осуществляется
(наименование получателя средств бюджета субъекта Российской
на счет, открытый Фонду в кредитной организации, являющейся
уполномоченным банком в сфере жилищного строительства в соответствии со
статьей 2.1 Федерального закона «О содействии развитию и повышению
эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в
3.3. Для предоставления субсидии Фонд представляет в
(наименование получателя средств бюджета субъекта Российской
3.3.1. заявка на предоставление субсидии, составленная в свободной
форме и подписанная руководителем Фонда или иным уполномоченным лицом
3.3.2. письмо, подписанное руководителем Фонда или иным
уполномоченным лицом, содержащее информацию об отсутствии у Фонда на
основании данных налогового органа неисполненной обязанности по уплате
налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих
уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах, информацию о том, что Фонд не находится в процессе
реорганизации или ликвидации, а также о том, что в отношении Фонда не
введена процедура банкротства;
3.3.3. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица (в
случае, если такое лицо не является единоличным исполнительным органом).
(наименование получателя средств бюджета субъекта Российской
рассматривает заявку и документы, указанные в пункте 3.3 настоящего
Соглашения, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения от
Фонда заявки и документов, проверяет их комплектность и принимает решение
о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии по
одному из следующих оснований:
3.4.1. непредставление (представление не в полном объеме) Фондом
документов, необходимых для предоставления субсидии;
3.4.2. наличие у Фонда на основании данных налогового органа
неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов, которые подлежат уплате в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
3.4.3. Фонд находится в процессе реорганизации или ликвидации, либо
в отношении Фонда введена процедура, применяемая в деле о банкротстве.
3.5. Субсидия перечисляется ________________________________________
(наименование получателя средств бюджета
субъекта Российской Федерации)
на счет Фонда в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня
представления Фондом документов, предусмотренных пунктом 3.3 настоящего
3.6. Фонд не имеет права приобретать за счет средств, полученных из
регионального бюджета в качестве субсидии, иностранную валюту.
3.7. Субсидия предоставляется Фонду при условии согласия Фонда на
осуществление высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового
контроля субъекта Российской Федерации контроля за соблюдения им условий,
целей и порядка предоставления субсидии.
3.8. Значения показателя результативности предоставления субсидии
устанавливаются по форме согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению.
IV. Взаимодействие Сторон
4.1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации обязуется:
4.1.1. обеспечить предоставление субсидии Фонду на цели, указанные в
4.1.2. осуществлять оценку достижения Фондом значений показателя
результативности, установленных в соответствии с пунктом 3.8 настоящего
Соглашения, на основании отчета о достижении значений показателя
результативности предоставления субсидии по форме согласно приложению N 3
к настоящему Соглашению, представленного Фондом в соответствии с
4.1.3. рассматривать предложения, документы и иную информацию,
направленную Фондом, в том числе в соответствии с подпунктом 4.4.1
настоящего Соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня их получения и
уведомлять Фонд о принятом решении;
4.1.4. направлять разъяснения Фонду по вопросам, связанным с
исполнением настоящего Соглашения, не позднее 10 рабочих дней со дня
получения обращения Фонда в соответствии с подпунктом 4.4.2 настоящего
4.1.5. уведомить Фонд об уменьшении в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации ранее доведенных до _______________________
(наименование получателя средств бюджета субъекта Российской
лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии в случае,
если такое уменьшение влечет невозможность исполнения ___________________
(наименование получателя средств бюджета субъекта Российской
обязательств по настоящему Соглашению, в течение 10 рабочих дней
после такого уменьшения;
4.1.6. в случае, указанном в подпункте 4.1.5 настоящего Соглашения,
обеспечивать согласование с Фондом внесения изменений в настоящее
Соглашение, в том числе касающихся размера и (или) сроков предоставления
субсидии, и заключение дополнительного соглашения к настоящему Соглашению
в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Соглашения.
4.2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации вправе:
4.2.1. осуществлять контроль за соблюдением Фондом целей, условий и
порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Соглашением,
путем проведения плановых и внеплановых проверок по месту нахождения
(наименование получателя средств бюджета субъекта
4.2.1.1. отчета о достижении значений показателя результативности
предоставления субсидии по форме, установленной приложением N 3 к
настоящему Соглашению, представленного в соответствии с пунктом 4.3.5
4.2.1.2. иных документов о расходовании субсидии, представленных
Фондом в соответствии с подпунктом 4.3.4 настоящего Соглашения;
4.2.2. в случае установления по итогам проверки, указанной в
подпункте 4.2.1 настоящего Соглашения, факта нарушений Фондом целей,
условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим
Соглашением, а также указания в документах, представленных Фондом в
соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений направлять в
адрес Фонда обоснованное требование о возврате субсидии или ее части;
4.2.3. принимать решение об изменении условий настоящего Соглашения,
в том числе на основании информации и предложений, направленных Фондом в
соответствии с подпунктом 4.4.1 настоящего Соглашения;
4.2.4. принимать в порядке, установленном бюджетным
законодательством Российской Федерации, решение об использовании остатка
субсидии, не использованного на отчетную дату, установленную в приложении
N 2 к настоящему Соглашению, на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего
Соглашения, не позднее 10 рабочих дней после получения от Фонда
документов, обосновывающих потребность в направлении соответствующих
средств на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Соглашения;
4.2.5. запрашивать у Фонда информацию и документы, необходимые для
осуществления контроля за соблюдением Фондом целей, условий и порядка
предоставления субсидии, установленных настоящим Соглашением, в
соответствии с подпунктом 4.2.1 настоящего Соглашения.
4.3.1. использовать субсидию на цели, указанные в пункте 1.1
4.3.2. обеспечить достижение значений показателя результативности
4.3.3. не направлять субсидию на цели, не предусмотренные пунктом
4.3.4. направлять по запросу высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации документы,
необходимые для осуществления им контроля за соблюдением целей, условий и
порядка предоставления субсидии, в соответствии с подпунктом 4.2.1.2
настоящего Соглашения, не позднее 5 рабочих дней со дня получения
4.3.5. представлять высшему исполнительному органу государственной
власти субъекта Российской Федерации отчет о достижении значений
показателя результативности предоставления субсидии в соответствии с
подпунктом 4.1.2 настоящего Соглашения не позднее 10 рабочих дней после
наступления срока достижения показателя результативности, установленного
приложением N 3 к настоящему Соглашению;
4.3.6. возвращать в доход бюджета __________________________________
в срок, установленный в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации, не использованный на отчетную дату, установленную в
приложении N 2 к настоящему Соглашению, остаток перечисленной Фонду
субсидии в случае отсутствия решения высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, указанного в
4.3.7. обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых
высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской
Федерации в соответствии с настоящим Соглашением;
4.3.8. направлять высшему исполнительному органу государственной
власти субъекта Российской Федерации информацию и документы, указанные в
подпункте 4.2.5 настоящего Соглашения, не позднее 10 рабочих дней со дня
получения запроса, направлять информацию о неисполненных обязательствах
Фонда, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и
направлениях использования субсидии не позднее 10 рабочих дней, следующих
за отчетным финансовым годом.
4.4.1. направлять высшему исполнительному органу государственной
власти субъекта Российской Федерации предложения о внесении изменений в
настоящее Соглашение, в том числе в случае необходимости изменения
размера субсидии, с приложением информации, содержащей обоснования данных
4.4.2. обращаться к высшему исполнительному органу государственной
власти субъекта Российской Федерации в целях получения разъяснений в
связи с исполнением настоящего Соглашения.
V. Ответственность Сторон
5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих
обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим
5.2. Стороны не несут ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, если
докажут, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным
вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы или по вине
VI. Заключительные положения
6.1. Споры, возникающие между Сторонами в связи с исполнением
настоящего Соглашения, решаются ими путем проведения переговоров. При
недостижении согласия споры между Сторонами решаются в судебном порядке.
6.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания
лицами, имеющими право действовать от имени каждой из Сторон, и действует
до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему
6.3. Внесение изменений в настоящее Соглашение осуществляется по
инициативе Сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения к
настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.
6.4. Расторжение настоящего Соглашения возможно по соглашению Сторон
или в одностороннем порядке высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации в случае, определенном пунктом 6.5
6.5. Расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации возможно в случае ликвидации Фонда.
6.6. Документы, уведомления, а также иная информация,
предусмотренные настоящим Соглашением, должны направляться Сторонами
заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаться представителем
одной Стороны представителю другой Стороны.
6.7. Настоящее Соглашение заключено Сторонами в форме документа на
бумажном носителе в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из
6.8. Все приложения к настоящему Соглашению являются неотъемлемой
VII. Реквизиты Сторон
Высший исполнительный орган Публично-правовая компания «Фонд
Российской Федерации долевого строительства»
(должность, ф.и.о.) (должность, ф.и.о.)
Перечень
объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, в отношении которых осуществляется финансирование мероприятий по завершению строительства
Обзор документа
Утверждены правила принятия Фондом защиты прав дольщиков решений о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению недостроев.
В решении о финансировании отдельно указывается объем средств из компенсационного фонда и объем средств из имущества Фонда.
Если компенсационного фонда нет, то регион должен передать Фонду необходимый объем средств. Приведена форма соглашения о передаче соответствующего имущественного взноса.
Решение о нецелесообразности финансирования принимается, если сумма выплат гражданам меньше либо равна сумме расходов, необходимых для завершения строительства и погашения требований кредиторов, за вычетом рыночной стоимости жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, в отношении которых отсутствуют требования участников строительства.
Решение о нецелесообразности финансирования для отдельного многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, состоящего из 3 и более блоков, в составе жилого комплекса принимается, если завершение строительства займет более 3 лет.
Правила принятия Фондом решения о финансировании мероприятий и осуществления контроля за использованием предоставленных средств 2017 г. признаны утратившими силу.