закон о защите прав потребителей срок исковой давности
Исковая давность по заявлениям по защите прав потребителей: особенности исчисления срока
Для того чтобы исковое заявление по делу о защите прав потребителей приняли к рассмотрению, лицу следует подать его в определенные сроки.
Исчисление срока исковой давности по подобным делам имеет некоторые особенности.
Какими правовыми нормами регулируется
Сроки исковой давности по делам о защите прав потребителей во многом зависят от предмета предъявляемой претензии к продавцу. Общие сроки исчисления исковой давности по гражданским делам следует искать в положениях Гражданского кодекса.
Но рассматриваемая группа дел имеет свои особенности. Исковая давность в данном случае определяется с учетом положений Закона «О защите прав потребителей». Также истцам стоит учесть судебную практику по данным делам, в частности, вынесенные определения Верховного Суда.
Стоит отметить, что потребитель вправе подать ходатайство для восстановления пропущенных им сроков исковой давности, но для этого у него должно быть веское основание. Например, у него не было возможности обращения в суд из-за болезни.
Как устанавливается срок исковой давности
В отношении споров о защите потребительских прав отправной точкой для отсчета исковой давности является день отказа продавца выполнить поступившие от покупателя требования. Либо это может быть первый день пропуска установленных законом сроков для исполнения требования. Эти выводы можно сделать из рассмотрения ст. 19, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». В сложившейся практике судьи также обычно ориентируются на такой порядок установления сроков по поступившим исковым заявлениям.
Закономерность в данном случае такая: сокращенный срок для подачи претензии (менее 3 лет) сокращает и срок исковой давности.
Все товары и услуги по Закону «О защите прав потребителей» делятся на те, которые имеют гарантийный срок службы, и не имеющие его.
По товарам, на которые установлена гарантия, согласно ст. 18, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать их безвозмездного ремонта, возврата денег, соразмерного уменьшения стоимости, обмена на качественный товар в течение всего гарантийного периода. При получении отказа от продавца потребитель может пожаловаться на него в суд в течение 3 лет с момента получения отказа. То есть сроки исчисляются не с даты покупки, указанной в договоре купли-продажи. Но подать исковое заявление ему необходимо в течение гарантийного периода на товар или срок службы товара, иначе продавец не обязан будет удовлетворять его требования.
На товары без гарантии и срока годности применяются общие правила исковой давности. Такое определение подтверждает позиция Конституционного суда от 2015 года. В отношении товаров без гарантии требование продавцу допускается передать в течение 2 лет, а подать иск – в течение трех лет после отказа от исполнения требования. На товары и услуги с гарантией меньше 2 лет срок для предъявления требований всё равно составляет 2 года.
Таким образом, покупателям стоит помнить, что они могут защитить свои права только в пределах установленного срока исковой давности. В общем случае он составляет три года с того момента, как потребителю стало известно о нарушении своего права или о том, кто именно является нарушителем. Применительно к делам о защите прав потребителей сроки давности начинают исчисляться с того дня, как продавец отказался исполнить требования покупателя или первого дня пропуска сроков для удовлетворения требований потребителя. Но также потребителям следует учитывать претензионные сроки для товаров на гарантии или без нее, которые могут сократить сроки исковой давности.
Действует ли срок исковой давности по искам потребителей?
На так называемые потребительские споры распространяется общий трехгодичный срок исковой давности.
На требования покупателя, связанные с нарушением его прав (в т.ч. отказом или несвоевременным возвратом денег за бракованный товар), распространяется общий срок исковой давности, который составляет три года. При этом отсчет ведется с момента, когда продавцом допущено соответствующее нарушение – покупателю направлен официальный отказ либо истекли установленные законом 10 дней на рассмотрение претензии. При этом от прочих обстоятельств (в т.ч. досудебной экспертизы и возвращения судом искового заявления) не зависит. Поэтому если иск подан за пределами трехлетнего срока, то для того чтобы выиграть дело, продавцу достаточно заявить в суде о применении срока исковой давности.
Именно так и произошло в деле, рассмотренном кассационным судом. Покупатель в 2013 году приобрел в магазине сотовый телефон, который в течение 2014 года неоднократно ломался и ремонтировался в авторизованном сервисном центре. В октябре потребитель, устав от постоянных ремонтов, обратился к продавцу с требованием о возврате денег. Не получив в установленный срок ответа, покупатель передал телефон в экспертную организацию для проведения досудебной экспертизы и в конце 2014 года получил результаты досудебной экспертизы. Однако в суд обращаться не спешил: первое исковое заявление поступило в судебный участок в октябре 2017 года, но было возвращено как неверно оформленное. На исправление ошибок покупателю потребовался еще почти год: правильное заявление попало в суд только в сентябре 2018 года, что дало возможность магазину заявить о пропуске срока исковой давности, а суду это заявление поддержать.
При этом окончательно отказывая покупателю во взыскании денег, кассационный суд согласился с выводами нижестоящих судов о том, что ни болезнь родственников, ни участие покупателя в других судебных процессах, ни проведение досудебной экспертизы, ни тот факт, что первоначальный иск был возвращен судом как неверно оформленный, не являются основаниями для восстановления срока исковой давности.
Документ: Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2020 № 88-548/2020 по делу № 2-2091/2018-209
Судебная защита прав потребителей
Исковая давность по делам в защиту прав потребителей
|
При обращении в суд потребители должны помнить, что их права могут быть защищены только в течение определенного срока, который носит название срок исковой давности.
Срок исковой давности обычно составляет три года.
Если в договоре, заключенном потребителем на покупку товара или выполнение работы, установлен срок исполнения такого договора, то начало срока исковой давности исчисляется именно с этой даты.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления потребителем требования об исполнении обязательства, а если потребитель в этом требовании установил какой-то срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается после окончании такого срока.
В отдельных случаях срок исковой давности может быть сокращен. Так, при возникновении у потребителя претензий качеству работ, выполненных по договору подряда (к примеру, по ремонту квартиры или изготовления мебели на заказ) срок исковой давности составляет всего один год.
Если на работу не установлена гарантия, то срок исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом, даже если в соответствии с условиями договора подряда результат работы принимался потребителем по частям.
В случае если договором подряда гарантийный срок установлен и заявление по поводу недостатков результата работы сделано потребителем в пределах гарантийного срока, то течение срока исковой давности, начинается со дня заявления о недостатках.
В исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности. Для этого потребитель должен предоставить в суд доказательства того, что в последние шесть месяцев срока давности он не мог обратиться в суд по обстоятельствам, связанным с объективными причинами (его тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.).
Сроки по Закону о защите прав потребителей: как их правильно считать?
Неприятно, когда купленная вещь не подошла или быстро сломалась. Вдвойне неприятно, когда вы не можете ее вернуть, потому что медлили и пропустили сроки. А вот если вы обратились к продавцу вовремя, но он нарушает сроки выплаты денег, то можно получить хорошую компенсацию
Сроки по Закону о защите прав потребителей (далее – ЗОЗПП) можно разделить на две группы:
Сроки удовлетворения требований потребителя
Для чего нужно знать об этих сроках? При их нарушении продавцом (изготовителем) начинается начисление неустойки, которую он вам должен будет выплатить. Со временем она может превратиться в солидные суммы.
Например, если продавец взял предоплату за товар и не передал его в срок (такое часто бывает при покупке мебели), то он должен заплатить вам 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП). Или если вы обоснованно предъявили претензию на возврат денег за сломанный товар (что нередко случается при покупке бытовой техники), то после истечения 10 дней продавец обязан заплатить вам 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (п. 1 ст. 23 ЗОЗПП).
Поэтому ищите свою ситуацию:
Сроки предъявления требований потребителем
Почему нужно знать об этих сроках? Если вы их пропустите, то восстановить их уже не удастся, и вы лишитесь возможности реализовать права потребителя.
Как правильно считать сроки – в рабочих или календарных днях?
В некоторых статьях Закона о защите прав потребителей указано, с какого момента считать сроки (например, в ст. 22 ЗОЗПП сказано, что требования потребителя нужно удовлетворить в течение 10 дней со дня их предъявления), а в некоторых статьях прямых указаний нет. Поэтому встает вопрос, как правильно отсчитывать сроки.
Ответ на этот вопрос можно найти в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Он регулирует сроки вместе с Законом о защите прав потребителей, который при этом имеет приоритет.
Сроки по Закону о защите прав потребителей считаются в календарных днях. То есть выходные и праздничные дни также включаются в срок. Об этом говорится в ст. 190 ГК РФ. А в ст. 193 ГК РФ указано исключение: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. То есть если последний день для возврата товара пришелся на воскресенье, его можно вернуть в понедельник. Но лучше так не затягивать. Продавец может настаивать на том, что он в воскресенье работал, ссылаясь на свой режим работы, и что вы пропустили срок возврата товара.
Общее правило: срок начинает течь на следующий день после события, которым определено его начало. Но если в Законе о защите прав потребителей предусмотрен другой порядок, то применяем его. Например, в п. 2 ст. 25 ЗОЗПП указано, что требование о возврате денег подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата товара, т.е. срок начинает течь день в день.
Как применить срок исковой давности по договору оказания услуг
Сроки давности по договорам оказания услуг
Срок исковой давности — период, в течение которого можно защитить нарушенное право в судебном порядке.
Услуги бывают разные. От вида услуги зависит продолжительность срока давности.
По общему правилу срок исковой давности по договору оказания услуг составляет 1 год с момента, когда пострадавшая сторона узнала о нарушении своих прав. Это связано с тем, что к услугам применяются общие положения о подряде и бытовом подряде (ст. 783 ГК РФ), а по таким сделкам установлен годичный срок давности.
Однако нужно учитывать, что иногда к договорам оказания услуг применяется законодательство о защите прав потребителей. Например, когда организация или ИП оказывает услуги физическим лицам (парикмахерские, ремонт телефонов). В этом случае срок исковой давности увеличивается до трех лет.
Срок исковой давности по неоказанной услуге
Если услуга не была оказана, то срок давности начинает исчисляться с того момента, когда она должна была быть оказана. Такой срок установлен в договоре оказания услуг. Если же срок в договоре не прописан, то срок исковой давности начнет течь через 7 дней с момента, когда заказчик предъявит исполнителю требование о сдаче услуг.
Поэтому вам нужно изучить договор оказания услуг, если он составлялся, и посмотреть на срок, в течение которого услуга должна была быть оказана. С этого момента и будет исчисляться исковая давность. Если срок не прописан в договоре или письменный договор не заключался, следует в произвольной форме написать требование исполнителю об оказании услуг. Через 7 дней с момента предъявления требования, если услуга не исполнена, начнет течь срок исковой давности.
Срок исковой давности по оказанной услуге
Если услуга оказана, то срок начинает течь с момента, когда сторона узнала о нарушении своего права. Например, с момента, когда заказчик узнал, что услуга была оказана некачественно, либо с момента, когда исполнитель не получил деньги за услугу, хотя срок оплаты наступил.
Как применить срок давности
В «КонсультантПлюс» есть Готовые решения, в том числе статья «Сроки исковой давности и последствия их пропуска». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Срок исковой давности не применяется автоматически. Исковая давность будет иметь значение только в том случае, если ответчик в суде заявит о ее пропуске. Когда заявляется о пропуске срока исковой давности, ответчик должен доказать, что срок пропущен.
Важно! Получается, что если никто в рамках судебного разбирательства не заявил о том, что срок давности пропущен, срок не будет иметь значения. Однако не стоит надеяться, что ответчик не заявит о пропуске срока.
Заявление о пропуске срока давности может быть составлено в произвольной форме, так как требований к форме в законе нет. Более того, оно может быть заявлено даже устно.
Вне зависимости от того, пропущен срок исковой давности или нет, суд примет исковое заявление. Но если срок пропущен и ответчик заявил об этом, в удовлетворении иска будет отказано. При этом другие обстоятельства суд исследовать не будет — он лишь констатирует в решении, что срок пропущен, и это самостоятельное основание для отказа в удовлетворении иска.
Итоги
Таким образом, срок исковой давности по договорам оказания услуг зависит от того, какая именно сделка заключена. По общему правилу срок давности равен одному году, но в некоторых случаях, например, когда применяется закон о защите прав потребителей, применяется трехлетний срок исковой давности. Давность будет действовать только тогда, когда ответчик заявит о ее пропуске в суде. В этом случае, если срок действительно пропущен, в удовлетворении иска будет отказано.