закон о защите прав потребителей жилищно коммунальных услуг рб 2020
Защитить права потребителей ЖКУ станет проще?
В целях реализации Закона о защите прав потребителей ЖКУ Совмин постановлением № 654 внес изменения в ряд своих постановлений. Изменения вступают в силу 01.01.2021. Рассмотрим изменения, внесенные в постановление № 99 о мерах по реализации указанного Закона.
Внимание!
Теперь основные и дополнительные ЖКУ, оказываемые на конкурентной основе, а также основные ЖКУ по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению и водоотведению (канализации) будут перечислены в приложении 3 к постановлению № 99 вместе с их критериями качества.
Например, определено, что критерии качества текущего ремонта – своевременное устранение выявленных неисправностей элементов зданий, отсутствие претензий со стороны потребителей .
На заметку
В настоящее время действует типовой договор управления общим имуществом, утв. постановлением № 469 .
Приведены в соответствие с Законом о защите прав потребителей ЖКУ некоторые правила проведения независимой проверки (экспертизы) качества ЖКУ либо факта их неоказания. В частности, такая проверка проводится лишь в случае отказа исполнителя в удовлетворении требований потребителя.
Отмечено, что она может проводиться потребителем за свой счет, а также постоянно действующей комиссией местного исполкома либо уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения (далее – комиссия).
На заметку
В соответствии с Положением № 99 независимая проверка проводится после проверки качества ЖКУ исполнителем. При этом в состав комиссии не входят уполномоченные лица по управлению общим имуществом совместного домовладения .
Терминология постановлений Совмина № 1466, 968 приведена в соответствие с Законом о защите прав потребителей ЖКУ.
Могут ли жильцам навязать дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Разбираемся на примерах
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) подразделяются на основные и дополнительные. С первыми все ясно: собственники и наниматели квартир должны их оплачивать в обязательном порядке. А как быть со вторыми?
Что входит в дополнительные ЖКУ
Как сообщается на портале коммунальной грамотности, согласно перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 июня 2016 года № 518, дополнительных жилищно-коммунальных услуг всего пять:
Каждую из этих услуг оказывают потребителю только при условии его добровольного согласия. Стороны подписывают соответствующий договор, пояснили в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ).
– Любой участник совместного домовладения вправе отказаться от получения дополнительных ЖКУ и не оплачивать их. Это предусмотрено п. 3 ст. 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь, а также Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», – уточнили в МГЖХ. – Причем навязать этот договор конкретному хозяину квартиры никто не вправе.
Принуждение к оказанию дополнительных услуг, а также включение платы за них в извещение об оплате за ЖКУ без договора являются нарушением действующего законодательства. Это как ЖЭС, так и ТС, ЖСПК, так как форма извещения единая для всех плательщиков жилищно-коммунальных услуг.
Рассмотрим на конкретных примерах
Предположим, ряд жителей многоквартирного дома или подъезда отказался от техобслуживания ЗПУ (запорно-переговорное устройство). Как итог, у них нет прав пользоваться переговорной трубкой. На других собственниках жилья или квартиросъемщиках это никак не отразится.
Другое дело, если в подъезде постелили грязезащитный коврик. Компания предоставляет покрытия, которые впитывают грязь, влагу, и периодически их меняет. Ходить по коврику будут все – и те, кто оплачивает допуслугу, и те, кто ее проигнорировал.
Есть нюансы и при установке видеонаблюдения. К примеру, жилец отказался от такой услуги, но через месяц обнаружил царапину на своем автомобиле. Транспортное средство паркуется во дворе и находится в радиусе обзора видеокамеры. Используя систему видеонаблюдения можно было бы установить, кто повредил машину. И здесь возникает конфликт интересов: согласятся ли плательщики предоставить доступ к камерам тому, кто ранее отказался оплачивать эту услугу?
С оглядкой на Жилищный кодекс
Таким образом, ст. 166 Жилищного кодекса гласит, что собственники жилья должны провести собрание, определить порядок пользования дополнительными услугами и механизм распределения расходов между собой.
К примеру, если собственники жилья всем подъездом решили установить видеонаблюдение, они должны обратиться в организацию, которая предоставляет такого рода услуги, и заключить договор с каждым из собственников жилья.
Выбор организации для предоставления дополнительной ЖКУ проводят на конкурсной основе. Это позволяет выбрать исполнителя, который готов предоставить услугу за меньшую стоимость, что отразится на кошельках потребителей.
Если жильцы желают улучшить условия проживания, следует обращаться в ЖКХ района как службу заказчика, а членам товариществ собственников и ЖСПК – к председателям правления, уточняют в МГЖХ.
Расходы за дополнительные ЖКУ делят между всеми владельцами недвижимости либо пропорционально доле в праве общей собственности, либо равными частями, либо по количеству проживающих в квартире – решение об этом тоже принимают на общем собрании.
Если участники совместного домовладения не желают получать дополнительные ЖКУ, они могут просто не подписывать договор.
Права потребителя жилищных и коммунальных услуг
Российские семьи тратят на коммуналку около 10% всех доходов.
Но это средние значения. У пенсионеров и одиноких родителей плата за квартиру может составлять половину пенсии или пособия. По данным Росстата, 24% российских семей оплачивают коммунальные услуги с помощью соцподдержки: кто-то платит меньше за счет льгот, кому-то часть оплаты возвращают в виде компенсаций, а кто-то получает субсидии.
Однако право не платить лишнего есть у каждого, оно не зависит от социального статуса и размера зарплаты. Если в трубах еле теплая вода, можно требовать пересчитать плату или отменить ее целиком. Можно поставить счетчики и платить только за то, что реально потратили. И не платить за то, что использовали соседи. Если у квартиры несколько владельцев, счета можно разделить. А капремонт хоть и обязательный, но кое-кто может за него не платить.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права, которые помогут сэкономить на жилищно-коммунальных услугах, — в таблице и удобных карточках. Сохраняйте на память, делитесь с близкими и используйте в жизни.
Получить субсидию, если платите слишком много
Как это работает. Государство устанавливает стандарт расходов на жилищно-коммунальные услуги. Если семья тратит больше этого стандарта, она может получить субсидию. По статистике, такие выплаты получают 5,6% российских семей.
Какие расходы считаются допустимыми, устанавливают субъекты РФ. То есть в разных регионах будут разные значения — например 10, 15 или 20% от семейного дохода. Больше 22% субъекты РФ установить не могут, это федеральный стандарт.
Чтобы назначить субсидию, орган власти сравнивает доходы семьи и расходы на коммуналку. Считают так: складывают все доходы семьи за полгода и делят на шесть. Если человек живет один, возьмут только его личные доходы. Расходы считают за последний месяц. Их оценивают по оплаченным квитанциям за ЖКУ: содержание жилья, холодное и горячее водоснабжение, отопление, вывоз мусора, свет и др.
Если на ЖКУ уходит больше, чем предусмотрено региональным стандартом, назначают субсидию. Можно вернуть все деньги, потраченные на коммуналку, или их часть. Больше реальных затрат на ЖКУ не заплатят.
Обращаться за субсидией нужно в орган, который занимается назначением субсидий по вашему адресу. Обычно они так и называются: «центр субсидий», «отдел субсидий». Возможно, в вашем регионе заявления принимают через МФЦ или госуслуги. Проверьте.
Продлить субсидию без заявления до 1 апреля 2021 года
Как это работает. Субсидию назначают на полгода, потом документы нужно подавать заново. Но в 2020 году из-за коронавируса эти требования отменили. Если срок выплаты субсидии истечет до 1 апреля 2021 года, его автоматически продлят еще на 6 месяцев. Заново подтверждать право на субсидию не придется. Это правило действует с 26 марта.
Через полгода, когда истечет срок выплаты субсидии, в орган, который ее назначил, нужно будет принести документы, подтверждающие реальные расходы на ЖКУ. На это дают 10 рабочих дней. На основании этих документов субсидию пересчитают. Если окажется, что вам недоплатили, — доплатят. Но если выяснится, что субсидию выплатили в большем размере, разницу при продлении с октября по апрель придется вернуть. При продлении субсидии еще на полгода переплату просто засчитают в счет будущих выплат.
Получить льготу на оплату услуг ЖКХ
Как это работает. В федеральных и региональных законах установлены льготы по оплате услуг ЖКХ для разных категорий граждан. По сути, это скидка на жилищно-коммунальные услуги, причем некоторым гражданам их вообще можно не оплачивать. Но лучше уточнить в ближайшей соцзащите, как это происходит: обычно расходы компенсируют, то есть сначала нужно заплатить, а потом вернут деньги или их часть.
Узнать, есть ли у вас льготы на жилищно-коммунальные услуги, можно в ближайшем органе соцзащиты. Еще можно воспользоваться сайтом ЕГИССО — единой государственной системы социального обеспечения. Там есть социальный калькулятор, который поможет узнать о положенных льготах, а также личный кабинет — в нем можно посмотреть, что вам уже назначили.
Получить льготу на капремонт
Как это работает. Капремонт оплачивают все собственники квартир. Но для некоторых граждан закон сделал исключения. Есть региональные льготы, установленные на основе жилищного кодекса, а есть федеральные, для особых категорий граждан.
Региональные льготы. Жилищный кодекс разрешает субъектам РФ вводить льготы на капремонт неработающим пенсионерам. Их могут назначить, если пенсионеры живут одни, а также если все члены семьи пенсионеры или инвалиды и никто не работает. Например, если в квартире живут только супруги-пенсионеры. Пенсионерам компенсируют часть затрат на капремонт. Сколько — зависит от возраста:
Даже если компенсация установлена в размере 100%, не факт, что получится вернуть все уплаченное. Ее рассчитывают исходя из региональной нормы жилой площади на человека для выплаты субсидий. В Саратове, например, для одинокого человека это 38 м². Если у пенсионера в собственности несколько квартир или одна квартира большей площади, компенсируют только взносы, рассчитанные по норме.
Региональные льготы на капремонт — это не скидка, а компенсация. Чтобы ее получить, нужно сначала уплатить все взносы целиком, а потом уже пойти в орган соцзащиты и оформить возврат. Автоматически эта льгота не применяется. Если просто не оплачивать квитанции после 80 лет, могут насчитать долг и взыскать через суд.
Федеральные льготы. Граждане особых льготных категорий платят за капремонт меньше независимо от возраста: это часть их льгот на оплату услуг ЖКХ. Расходы компенсируют инвалидам первой и второй групп, детям-инвалидам, чернобыльцам, героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам и ветеранам боевых действий и членам их семей. Кому-то компенсируют 50% расходов на оплату жилья, кому-то — полностью всю сумму, это зависит от льготной категории.
Что именно получают льготники — скидку или компенсацию, — указано в законе, который устанавливает льготу. Для каждой категории он свой. Инвалиды получают компенсацию, а герои СССР и РФ — освобождение от уплаты. Все это лучше узнать заранее в соцзащите, чтобы понимать, на что рассчитывать.
Кто имеет право на льготы в вашем регионе, лучше уточнить в соцзащите или у регионального оператора капремонта. Субъекты РФ могут вводить дополнительные компенсации, например для малоимущих семей. Все льготы москвичам можно посмотреть на сайте фонда капитального ремонта Москвы.
Закон о защите прав потребителей жилищно коммунальных услуг рб 2020
В соответствии с п.3 Постановления Правительства № 731 от 23.09.2010г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
Право потребителя на коммунальные услуги надлежащего качества
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В случае если коммунальные услуги оказаны вам ненадлежащим образом и прошел срок, в течение которого должны быть приняты меры, а никаких действий не принято, Вам необходимо написать претензию и отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес управляющей организации, товарищества или кооператива.
Претензия составляется следующим образом:
— в правом верхнем углу указываются реквизиты организации (адрес и название), куда Вы обращаетесь, фамилия и инициалы руководителя, если Вы их знаете;
затем указываете, от кого следует претензия, жалоба (Ф.И.О., адрес, по возможности телефон);
— отступив от написанного на одну строку, в центре пишется «ПРЕТЕНЗИЯ», «ЖАЛОБА», далее с новой строки описание проблемы (не рекомендуется излагать текст в большом объеме, постарайтесь уложиться на одной, максимум на двух страницах, четко отразив сущность проблемы и Ваши требования);
-в конце обязательно надо расписаться и указать дату, иначе обращение будет считаться анонимным и рассмотрено не будет;
— весьма выигрышно смотрится обращение, в котором имеются ссылки на законы и иные нормативные правовые акты. Это придаст Вашей претензии или жалобе вес и заставит работников отнестись к рассмотрению поступившего обращения более основательно.
Куда обращаться за защитой нарушенных прав
Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом гражданин, направивший обращение, должен быть в обязательном порядке уведомлен об этом решении.
Злоупотребление правом потребителей жилищно-коммунальных услуг
Николай Витальевич Горелов,
заместитель председателя суда
Минского района
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг потребитель имеет право на надлежащее качество таких услуг; на возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо их оказания с недостатками. Однако иногда предоставленными правами злоупотребляют.
Д. подал исковое заявление к ГП «Ж». В результате нарушения целостности кровельного покрытия жилого дома, в котором проживал Д., произошло залитие канализационной трубы, расположенной в вентшахте за стеной санузла. Ответчик отказался устранить недостатки кровельного покрытия. Поэтому Д. просил суд возложить на ГП «Ж» такую обязанность.
Ответчик исковые требования не признал. По его мнению, истец злоупотреблял своим правом, не допуская работников предприятия к ремонту инженерного оборудования.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Истец был собственником квартиры в жилом доме, находившемся на балансе ответчика. На основании договора на участие собственника квартиры в расходах по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда ответчик принял обязанность выполнять техническое обслуживание и ремонт жилого дома.
В ходе судебного разбирательства комиссия обследовала кровельное покрытие дома и подтвердила его целостность. Суд осмотрел квартиру истца, но следов залития в туалетной комнате и на участке трубы в канализационной муфте не обнаружил. От проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг либо установления факта неоказания жилищно-коммунальных услуг по правилам Положения о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) истец отказался.
Исследованный участок канализационной трубы требовал текущего ремонта — замены канализационного трубопровода и его частей. Д. направляли предписания с просьбой предоставить доступ в квартиру работникам обслуживающей организации. Несмотря на это, Д. доступ не предоставил, в связи с чем ремонт оказался невозможным.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования истца были необоснованными. Невыполнение законных требований ответчика о предоставлении доступа в жилое помещение для ремонта канализационной трубы свидетельствовало о злоупотреблении правом.
Обжалованное решение суда суд апелляционной инстанции оставил без изменений.
К. заявил иск к ГП «Ж», в котором просил суд обязать ответчика произвести перерасчет с учетом фактического потребления воды и взыскать денежную компенсацию морального вреда. Выставляя к оплате сумму за якобы потребленную воду, ответчик необоснованно применил повышающий коэффициент.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Перерасчет платы в случае оказания основных жилищно-коммунальных услуг (к которым относятся и услуги по водоснабжению) с недостатками или их неоказания производится на основании претензионного акта, акта независимой проверки (экспертизы) или судебного постановления.
Перерасчет платы за непредоставленные или предоставленные с недостатками основные жилищно-коммунальные услуги, указанные в акте независимой проверки (экспертизы), производится со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения потребителя о проведении проверки качества жилищно-коммунальной услуги.
Если исполнитель не оказал основную жилищно-коммунальную услугу или оказал ее с недостатками в связи с неправомерными действиями юридического или физического лица, исполнитель имеет право на возмещение суммы выполненного перерасчета платы. Выплачивает возмещение виновное лицо.
В случае неоказания каких-либо основных жилищно-коммунальных услуг или их оказания с перерывами, превышающими 24 ч, перерасчет платы при отсутствии групповых и (или) индивидуальных приборов учета производится на сумму стоимости объема непредоставленных коммунальных услуг. Объем (количество) непредоставленной услуги рассчитывается исходя:
— из норматива ее потребления, утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом;
— количества потребителей (для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), электро-, газоснабжения, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов, пользования лифтом) или общей площади жилых помещений (для отопления);
В соответствии с п. 36-2 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги плату за услуги водоснабжения и водоотведения (канализации) плательщик вносит, исходя из суммарного объема потребленной холодной и горячей воды и установленных тарифов. При начислении платы из суммарного объема потребленной воды исключаются объемы, потребленные на полив огорода, содержание скота, при наличии прибора индивидуального учета расхода воды на эти нужды.
Плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) в жилых домах (жилых и нежилых помещениях), не оснащенных приборами индивидуального учета, взимается с плательщиков исходя из норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат. В соответствии с п. 45, 46 Правил пользования централизованными системами водоснабжения абонент, потребитель обязаны информировать организацию водопроводно-канализационного хозяйства о неисправностях и нарушениях в работе приборов учета, а также о срыве или нарушении целостности пломб.
В случае неинформирования, а также в случае информирования в течение расчетного периода о выявленной потребителем неисправности и нарушении работы приборов учета объем потребленных услуг водоснабжения, водоотведения (канализации) для потребителя является безучетным и определяется и оплачивается в соответствии с законодательством. Для абонента — определяется и оплачивается как при самовольном подключении.
При невозможности вести учет потребляемых абонентом услуг водоснабжения, водоотведения (канализации) по прибору учета (снятие прибора для поверки, прекращение его работы из-за неисправностей и т.д.) количество отпущенной (полученной) воды, принятых (сброшенных) сточных вод определяется по среднему суточному расходу за предыдущие два месяца, когда прибор учета находился в рабочем состоянии.
Указанный порядок расчетов сохраняется до установки исправного прибора учета, но не более двух месяцев. Объем услуг, потребленных абонентом свыше двух месяцев, определяется в соответствии с ч. 1 п. 52 вышеуказанных Правил.
Истец заключил с ответчиком договор на подачу питьевой воды, прием сточных вод и вывоз бытового мусора. При исполнении договора стороны обязались руководствоваться Правилами пользования централизованными системами водоснабжения. Расчет за воду производился согласно показаниям прибора учета. В случае неисправности счетчика или его отсутствия расчет должен производиться по установленным нормам. При отсутствии водосчетчика в течение трех месяцев или его повреждении по вине абонента и неуведомлении об этом водопроводно-канализационного хозяйства расчет за воду должен производиться по предельным нормам потребления. По истечении трехмесячного срока — по сечению вводной трубы.
Истец дважды самостоятельно снимал установленный ему работниками ответчика водосчетчик, в том числе для ремонта. При этом предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в известность не ставил и в указанный период безучетно пользовался водой.
Доводы истца о нарушении его прав как потребителя воды подтверждения не имели. Работники ГП «Ж», начисляя К. оплату за потребленную воду, действовали в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами.
При этом суд учел необходимость неукоснительного соблюдения Директивы N 3 и тот факт, что применение повышающего коэффициента относится к исключительной компетенции водоснабжающей организации.
Доказательства непредоставления услуги водоснабжения К. не представил. Доводы, что он на протяжении трех летних месяцев водой не пользовался, т.к. находился в другом городе, суд признал несостоятельными. Он, кроме прочего, учел, что за перерасчетом указанной суммы истец не обращался.
Поскольку доказательств неправомерности действий жилищно-коммунальной организации в части неоказания услуг водоснабжения либо неправомерного начисления оплаты К. не представил, в удовлетворении исковых требований суд отказал.