закон об авторском праве и смежных правах рб 2019

Изменения в Законе об авторском праве

15 июля 2019 г. подписан Закон N 216-З, который внес изменения в Закон об авторском праве. Цель разработки Закона N 216-З была определена как «… совершенствование норм закона с учетом практики его применения». Стояла задача в первую очередь решить проблему соблюдения авторских прав операторами кабельного телевидения, на которых была возложена обязанность распространения обязательного общедоступного пакета телепрограмм, а также связанных с этим многочисленных исков авторов, требующих взыскания с кабельных операторов компенсации за фактически допускаемые при таком распространении нарушения их прав, которые ставили многих операторов кабельного телевидения на грань разорения. Попутно вносились изменения и дополнения в другие нормы Закона об авторском праве.

Оценивая проделанную работу, можно сказать, что нормы законодательства об авторском праве и смежных правах не подверглись системному пересмотру, поскольку акцент был сделан на решении ряда частных задач. Тем не менее, по ряду вопросов существенно изменилось правовое регулирование.

Наиболее существенные изменения в нормах Закона об авторском праве сводятся к следующему:

— уточнены нормы, посвященные осуществлению личных неимущественных прав авторов;

— расширены возможности свободного использования правомерно обнародованных произведений в социально значимых сферах (обеспечение образовательного процесса; облегчение доступа к произведениям для лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию);

— пересмотрена система договоров, заключаемых при создании и использовании объектов авторского права и смежных прав, а также изменено правовое регулирование отдельных договоров;

— в национальное законодательство введено понятие «открытая лицензия» как специальный упрощенный способ заключения лицензионного договора об использовании объекта авторского права или смежных прав на основании сделанной правообладателем публичной оферты, а также расширены возможности заключения лицензионного договора в устной форме;

— усовершенствовано правовое регулирование деятельности организаций по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами;

— пересмотрены нормы, определяющие особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных авторского права и смежных прав, в т.ч. при распространении телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет.

Подробнее обо всех новациях закона N 216-З читайте в ilex.

Источник

«Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»

13 июня 2019 года принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Законопроект внесен в Палату представителей Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Целью подготовки законопроекта является совершенствование норм Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 года «Об авторском праве и смежных правах» с учетом практики применения, в том числе посредством устранения имеющих место коллизий, пробелов и правовой неопределенности.

Документом предлагается ряд нововведений, обусловленных необходимостью обеспечения разумного баланса интересов правообладателей объектов авторского права и смежных прав и общества в целом, а также требованиями международных договоров Республики Беларусь и современным научно-техническим развитием.

Так, наиболее важными новеллами проекта Закона являются:

конкретизация объема личных неимущественных прав в отношении использования аудиовизуальных произведений (ограничение прав автора на отзыв и на обнародование);

расширение перечня допускаемых случаев свободного использования произведений в гуманитарных целях (в рамках образовательного процесса; с целью обеспечения доступа к ним лиц с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию);

освобождение операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи от гражданско-правовой ответственности в форме выплаты компенсации в связи с осуществлением ими сообщения для всеобщего сведения телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм;

введение понятия «открытая лицензия» как специального упрощенного способа заключения лицензионного договора на основании сделанной правообладателем публичной оферты, возможность заключения лицензионного договора в устной форме;

снижение с десяти до одной базовой величины минимального размера компенсации за нарушение исключительного права на объекты авторского права и смежных прав;

совершенствование системы договоров, заключаемых при создании и использовании объектов авторского права и смежных прав, и правового регулирования отдельных договоров (включение норм об авторском договоре в лицензионный договор);

введение обязанности ежегодного направления в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства 25 процентов от суммы вознаграждения, собранного организацией, управляющей имущественными правами авторов и иных правообладателей на коллективной основе и осуществляющей сбор вознаграждения за воспроизведение произведений и объектов смежных прав в личных целях;

совершенствование механизма коллективного управления имущественными правами.

В ходе работы по подготовке к рассмотрению во втором чтении название законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» изменилось на

«Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»

Текущая стадия: Принят во втором чтении

Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: по образованию, культуре и науке

Ответственный работник Секретариата: Сорока Людмила Владимировна ― советник-консультант отдела по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по образованию, культуре и науке

Источник

Авторское право: интересные факты

В современном мире все больше внимания уделяется защите авторских прав. При этом история авторского права началась достаточно давно и содержит много интересных фактов. Вот некоторые из них.

1. Закон об авторском праве появился впервые в Англии в 1710 году. Он назывался «Статут королевы Анны». Согласно этому закону автор получал право на охрану опубликованного произведения. В частности, закон запрещал тиражировать произведение без согласия его автора в течение 14 лет. По закону автор также имел право продлить этот срок еще на 14 лет.

2. Бернская конвенция 1886 года является ключевым международным соглашением в области авторского права. Последние изменения вносились в нее в 1979 году. Таким образом, уже более 35 лет Бернская конвенция действует без изменений.

3. Многим известен знак копирайта или знак охраны авторского права — ©. Он впервые был опубликован во Всемирной конвенции об авторском праве, которую также называют Женевской конвенцией в 1952 году. Именно в этом документе было предложено использовать © для защиты произведений от незаконного использования, а сам знак предлагалось печатать на каждом экземпляре книги. Таким образом, каждый автор получал возможность защитить свое произведение без лишних формальностей.

На заметку
В настоящий момент главной целью знака © является информирование аудитории о том, что исключительные права на произведение принадлежат тому или иному лицу.

Однако далеко не все знают, что в 2000-х годах появились новый термин «копилефт» и соответствующий знак. Копилефт изображается как перевернутый влево знак копирайта и гарантирует свободу действий. Он возник в противовес знаку © для расширения прав и свобод на тиражирование произведений. Другими словами, каждый пользователь вправе изменять и распространять исходное произведение, обозначенное знаком копилефт, без получения разрешения автора.

4. Чтобы было проще доказать факт плагиата, авторы произведений использовали и используют так называемые копирайтные ловушки. Их суть заключается во включении маленького фрагмента ложной информации, как правило, в карты, энциклопедии, словари и подобные справочные издания. Ведь пойманный нарушитель вряд ли сможет объяснить присутствие ложной записи в своих творениях. При этом для таких ложных фактов на практике придуманы названия. В частности, фиктивные записи на картах могут называться фантомными поселениями, улицами-ловушками, бумажными городами, причудами картографа и пр.

5. В истории есть случай, когда исключительное право на фото произведения искусства было получено по причине финансирования его реставрации. Так, компания Nippon TV получила эксклюзивные права на фотографирование и видеозапись отреставрированных фресок Микеланджело в Сикстинской капелле (реставрация проводилась с 1980 по 1994 год).

На заметку
В настоящий момент срок действия авторских прав истек, но в Ватикане решили продлить запрет на съемку, объяснив это тем, что вспышки фотоаппаратов оказывают негативное влияние на фрески.

6. В России исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Но если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

На заметку
Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.

В Беларуси исключительное право на произведение действует, как правило, в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Какая-либо оговорка о продлении этого срока в связи с созданием произведения в период Великой Отечественной войны отсутствует.

7. Подсветка Эйфелевой башни в Париже — работа современного художника, охраняемая авторским правом. Любой, кто хочет сфотографировать башню после наступления темноты и использовать ее снимки в коммерческих целях, должен получить соответствующее разрешение. Дневные снимки можно делать без ограничений.

8. В Германии фотосъемка блюд в ресторанах и их распространение без получения предварительного разрешения являются нарушением авторских прав шеф-повара. Тщательно приготовленные и сервированные блюда в ресторанах рассматриваются как произведения искусства.

Вместе с тем запрет на фотографирование может распространятся и на совершенно обычные блюда. Это возможно при условии того, что владелец заведения разместил соответствующие уведомления о запрете фотографирования блюд.

Источник

Закон об авторском праве и смежных правах рб 2019

закон об авторском праве и смежных правах рб 2019

Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Электронное судопроизводство по экономическим делам

закон об авторском праве и смежных правах рб 2019

Банк данных судебных постановлений

Образцы документов для обращения в суд

Направить электронное обращение

Расписание заседаний

О свободном использовании объектов авторского права

Являюсь руководителем средства массовой информации. Во избежание нарушения прав авторов и иных правообладателей, убедительно прошу подробно осветить предусмотренные законодательством, регулирующим правоотношения в сфере авторского права, случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав без согласия их авторов (правообладателей) и без выплаты (либо с выплатой) вознаграждения за использование, в том числе в средствах массовой информации.
Все случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав перечислены в Главе 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17.05. 2011 года № 262-З. Их можно разделить на два вида: случаи свободного бесплатного использования (без выплаты вознаграждения за использование) и случаи свободного платного использования (с выплатой вознаграждения за использование).

Так, в соответствии со статьей 32. Свободное использование объектов авторского права и смежных прав

1. В случаях, предусмотренных настоящей главой, допускается использование объектов авторского права и смежных прав без согласия их авторов или иных правообладателей и, если иное не предусмотрено настоящей главой, без выплаты вознаграждения за такое использование (свободное использование).

Если в настоящей главе прямо не предусмотрено иное, случаи свободного использования, предусмотренные для произведений, распространяются также на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.

Во всех случаях свободного использования произведений и исполнений, если иное не предусмотрено настоящей главой, должны соблюдаться личные неимущественные права авторов и исполнителей используемых произведений и исполнений.

2. Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования.

3. Оригиналы произведений изобразительного искусства, оригиналы рукописей произведений писателей, композиторов и ученых могут быть публично показаны лицом, правомерно владеющим оригиналом произведения, а также воспроизведены в каталогах выставок и изданиях, посвященных коллекциям таких произведений, в том числе в случае, когда исключительное право на произведение не перешло к лицу, которое правомерно владеет оригиналом такого произведения.

4. Допускается воспроизведение правомерно обнародованного произведения для целей судопроизводства по гражданским делам, судопроизводства в хозяйственных судах, конституционного судопроизводства, производства по материалам уголовного дела, в рамках деятельности третейского суда, а также в рамках административного процесса.

5. Музыкальное произведение может быть публично исполнено во время религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. При этом указание автора и источника заимствования необязательно.

6. Допускается публичное исполнение произведений непрофессиональными исполнителями и непрофессиональными (самодеятельными) коллективами художественного творчества, в том числе обучающимися, воспитанниками, педагогическими и иными работниками учреждений образования, при условии, что такое использование произведений не преследует цели извлечения прибыли.

7. Фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях.

Свободное использование произведений в средствах массовой информации регулируется статьей 33. Свободное использование произведений в средствах массовой информации.

В соответствии с названной статьей:

1. Правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также произведения того же характера, правомерно переданные в эфир или по кабелю либо правомерно размещенные для всеобщего сведения в глобальной компьютерной сети Интернет, могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, когда такие действия не были специально запрещены автором или иным правообладателем соответствующего произведения.

2. Публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и другие аналогичные произведения могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в том объеме, который оправдан информационной целью.

3. В составе обзоров текущих событий в объеме, оправданном информационной целью, могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом произведения или их части, которые были увидены или услышаны в ходе таких событий.

В силу статьи 34. Воспроизведение произведений для незрячих и слабовидящих лиц

1. Правомерно обнародованные произведения могут быть воспроизведены рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами, обеспечивающими доступ к произведениям для незрячих и слабовидящих лиц. Указанная возможность не распространяется на произведения, специально созданные для соответствующих способов воспроизведения, а также на произведения, воплощенные в фонограммах, и объекты смежных прав.

2. При воспроизведении произведений в соответствии с настоящей статьей на каждом экземпляре произведения должно содержаться прямое указание, что этот экземпляр предназначен для незрячих и слабовидящих лиц. Распространение таких экземпляров произведений должно осуществляться способами, исключающими широкий доступ к ним лиц, для которых эти экземпляры не предназначены.

На основании статьи 35. Воспроизведение произведений и объектов смежных прав в личных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение правомерно опубликованных произведений и объектов смежных прав в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях (для личного использования, без преследования прямо или косвенно коммерческих целей). Такое воспроизведение осуществляется без выплаты вознаграждения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на воспроизведение:

произведений архитектуры в форме зданий или других сооружений;
баз данных или их существенных частей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39 настоящего Закона;

компьютерных программ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39 настоящего Закона;
нотных текстов и книг (полностью) посредством репродуцирования;

аудиовизуального произведения, драматического или музыкально-драматического произведения, произведения хореографии, пантомимы или другого сценарного произведения путем видеозаписи при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствуют лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего видеозапись.

3. За осуществляемое в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, авторы или иные правообладатели таких произведений, а также исполнители и производители фонограмм (их правопреемники) вправе получать вознаграждение.

Вознаграждение выплачивается изготовителями оборудования (аудио- и видеомагнитофонов и другого оборудования) и материальных носителей (пленок, кассет, лазерных дисков, компакт-дисков и иных материальных носителей), обычно используемых для воспроизведения произведений в личных целях, за исключением экспортируемых оборудования и материальных носителей, и импортерами указанных оборудования и материальных носителей, за исключением случая, когда импорт осуществляется физическим лицом в личных целях.

Сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются организацией, управляющей имущественными правами авторов или иных правообладателей на коллективной основе (далее — организация по коллективному управлению имущественными правами), в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Минимальный размер вознаграждения, условия его выплаты и пропорции распределения между авторами или иными правообладателями, а также исполнителями и производителями фонограмм (их правопреемниками) определяются Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 36. Свободное использование произведений в образовательных и исследовательских целях

1. Правомерно обнародованные произведения могут быть использованы с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях образовательного характера в объеме, оправданном образовательной целью.

2. Статьи и иные малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, а также газетах, журналах и других печатных средствах массовой информации, отрывки из правомерно опубликованных литературных и иных произведений могут быть воспроизведены посредством репродуцирования и иного воспроизведения в образовательных и исследовательских целях.

В силу статьи 37. Свободное использование произведений библиотеками и архивами

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения предоставление библиотеками оригиналов или экземпляров правомерно опубликованных произведений во временное безвозмездное пользование. При этом выраженные в электронной форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек, в том числе с использованием локальных компьютерных сетей, а также удаленного доступа, при условии использования технических средств защиты авторского права или смежных прав, исключающих для пользователей возможность создания полных копий этих произведений на бумажном носителе или в электронной форме.

2. Библиотеки и архивы могут осуществлять репродуцирование и иное воспроизведение без цели извлечения прибыли правомерно опубликованных произведений для комплектования библиотечных и архивных фондов, замены утраченных, уничтоженных или ставших непригодными для использования оригиналов или экземпляров произведений.

3. Статьи и иные малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, а также газетах, журналах и других печатных средствах массовой информации, отрывки из правомерно опубликованных литературных и иных произведений могут быть воспроизведены путем репродуцирования и иного воспроизведения без цели извлечения прибыли библиотеками или архивами по запросам физических и юридических лиц в образовательных и исследовательских целях.

На основании статьи 38. Запись произведения, осуществляемая организациями эфирного или кабельного вещания

1. Организация эфирного или кабельного вещания без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты им дополнительного вознаграждения может осуществлять для краткосрочного пользования запись произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир или передачу по кабелю, при условии, что такая запись осуществляется организацией эфирного или кабельного вещания с помощью ее собственного оборудования и для использования в ее собственных передачах.

2. Организация эфирного или кабельного вещания обязана уничтожить такую запись произведения в течение шести месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором или иным правообладателем записанного произведения. Такая запись может быть сохранена организацией эфирного или кабельного вещания без согласия автора или иного правообладателя произведения в архивных целях, если она носит исключительно документальный характер.

Свободное использование произведений в цифровой среде регулируется статьей 39. Свободное использование компьютерных программ и баз данных

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы или базы данных, вправе изготовить копию компьютерной программы или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компьютерной программы или базы данных утерян, уничтожен или стал непригодным для использования. При этом такая копия компьютерной программы или базы данных не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этих компьютерной программы или базы данных перестанет быть правомерным.

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе адаптировать компьютерную программу, то есть настроить компьютерную программу без изменения ее исходного кода исключительно в целях ее функционирования на технических устройствах пользователя и обеспечения совместной работы с другими компьютерными программами, либо внести в компьютерную программу изменения в случае, если компьютерная программа была поставлена вместе с открытым исходным кодом и (или) такому лицу было предоставлено право на ее переработку, а также осуществлять действия, необходимые для функционирования такой программы в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти компьютера (одного компьютера или одного пользователя компьютерной сети), если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем, при условии, что полученная при выполнении указанных действий информация не будет использоваться для создания других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право.

В силу статьи 40. Свободное воспроизведение объектов авторского права или смежных прав в ходе технологических процессов передачи данных

Не требуются получение разрешения автора или иного правообладателя и выплата вознаграждения при воспроизведении объектов авторского права или смежных прав в случае, когда такое воспроизведение является временным и составляет неотъемлемую существенную часть технологического процесса передачи данных, имеющего единственной целью правомерное использование записей объектов авторского права или смежных прав, в том числе их правомерное сообщение для всеобщего сведения.

В соответствии со статьей 41. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя

1. Допускаются без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой им вознаграждения:

Для целей настоящего Закона фонограммы, ставшие доступными для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору, рассматриваются, как если бы они были опубликованы в коммерческих целях.

2. Выплату вознаграждения, предусмотренного частью первой пункта 1 настоящей статьи, осуществляют лица, использующие фонограмму указанными способами.
Сбор, распределение и выплата такого вознаграждения осуществляются организацией по коллективному управлению имущественными правами.

3. Вознаграждение, предусмотренное частью первой пункта 1 настоящей статьи, распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 50 процентов — исполнителям, 50 процентов — производителям фонограмм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *