закон приобретает свою окончательную официальную форму после
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ г. Москва «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
Изменения и поправки
(в ред. Федеральных законов от 22.10.1999 N 185-ФЗ, от 21.10.2011 N 289-ФЗ)
Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года
Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года
Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Статья 5. «Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Статья 7. «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Статья 8. «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Статья 9. Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.
При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Статья 9.1. «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.
На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Статья 10. Признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 13 июля 1990 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст. 93);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 8).
Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Пленум ВС утвердил правила обжалования по гражданским делам
Пленум ВС принял постановления об апелляционном и кассационном производстве по правилам ГПК в судах общей юрисдикции. Пленум научил считать сроки для обжалования и разъяснил последствия их пропуска, рассказал, какие обстоятельства станут основанием для отмены решения, и детализировал правило о высшем юридическом образовании для представителей. Подробности перечисленных разъяснений – в наших традиционных карточках.
Новые постановления Пленума заменяют собой действующие правила 2012 года. Поэтому с сегодняшнего дня перестают действовать Постановление от 19 июня 2012 года № 13 и Постановление от 11 декабря 2012 года № 29.
Два принятых Пленумом Верховного суда постановления основаны на общих принципах. Многие разъяснения, которые даны для апелляционного процесса, появились также и в постановлении о кассационном обжаловании. Мы объединили разбор двух документов в один материал, но вы можете почитать и отдельные тексты для каждого из этапов обжалования, которые мы писали в ходе подготовки постановлений: «Кассация в гражданском процессе: разъяснения Пленума ВС» и «20 правил апелляции по ГПК от Пленума ВС».
Ссылка на итоговые постановления Пленума ВС – в конце материала.
1 Порядок обжалования
ВС напомнил, что районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а городские, областные и верховные суды субъектов – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Апелляционные суды общей юрисдикции слушают дела, которые по первой инстанции изучали городские, областные и верховные суды субъектов.
Обратиться с кассационной жалобой получится только после рассмотрения дела в апелляции. Жаловаться можно на решение суда в целом, на его часть, на дополнительное решение, а также на акты по вопросам о судебных расходах и о порядке и сроках исполнения документа. «Если апелляционная жалоба подана не на решение суда в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу», – подчеркивает Пленум.
2 Сразу в кассацию
В некоторых случаях кассационная инстанция станет второй. Именно туда нужно будет обратиться, например, при обжаловании определения об утверждении мирового соглашения или при оспаривании судебного приказа.
Сразу в кассации нужно обжаловать и определения по делам об оспаривании решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в его выдаче.
3 Кому нужен диплом?
Диплом для участия в суде не потребуется патентным управляющим и арбитражным управляющим, представителям профсоюзов и прокурору. Законные представители тоже не должны предоставлять документ об образовании, как и представители организаций, например, гендиректора. Вместо этого им нужно принести в суд бумагу, подтверждающую их статус.
«Копия документа об образовании или ученой степени должна быть заверена нотариально либо заверена учреждением и организацией, от которых исходит соответствующий документ, организацией, в которой представитель работает, или заверена судьей, в чьем производстве находится дело», – подсказывает ВС.
При этом приносить диплом или его заверенную копию в каждую инстанцию не нужно. Пленум подсказывает, если копия документа уже есть в материалах дела, ее можно не прикладывать к кассации. Суд в таком случае не вправе оставить жалобу без движения.
4 Сроки для апелляции
Пленум напоминает, что подать жалобу на акт первой инстанции можно в месячный срок с момента вынесения решения.
Так, если мотивированное решение составлено 31 июля, то последним днем для подачи жалобы является 31 августа – число, соответствующее дате составления мотивированного решения. Если в следующем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Например, когда мотивировка составлена 31 марта, то последним днем срока станет 30 апреля.
Если последний день срока выпадает на выходной день либо на нерабочий праздничный день, днем окончания такого периода считается следующий за ним первый рабочий день.
5 Сроки для кассации
Для кассации Пленум прописал аналогичное правило – последним днем трехмесячного срока будет считаться тот же день, но через три месяца. Если постановление апелляционной инстанции принято 22 июня 2021 года, то последним днем подачи кассационной жалобы, представления будет считаться 22 сентября 2021 года.
6 Жалоба в Верховный суд
Кассационный суд – не последняя инстанция для обжалования. У участников процесса есть возможность обратиться еще и в Верховный суд. Пленум разъясняет, если в заседании кассационного суда была объявлена только резолютивная часть решения, то трехмесячный срок на обращение ВС все равно нужно считать именно от этого дня. Дата составления «мотивировки» на срок не повлияет.
7 Восстановление сроков
Если заявитель пропустил срок для обжалования – он должен подать ходатайство о его восстановлении вместе с апелляционной или кассационной жалобой.
В случае апелляционного обжалования такое заявление будет рассматриваться в первой инстанции. При этом изучающий его судья должен будет объяснить, почему решил восстановить срок или отказался это делать.
Судья кассационного суда рассматривает такие ходатайства один, без проведения судебного заседания. Просьба о восстановлении процессуального срока может содержаться также непосредственно в кассационной жалобе, подсказывает Пленум.
Судья может удовлетворить заявление о восстановлении срока только в том случае, если обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи кассационной жалобы, «имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу». Для апелляции такого правила не прописали.
8 Жалоба на почте и на сайте суда
Срок на подачу апелляции не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести ее на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.
Если заявитель загрузил жалобу через сайт суда, то время ее подачи будет считаться с момента «поступления в соответствующую информационную систему».
Кроме того, есть и процессуальные причины для восстановления срока. Например, позднее получение копии решения из суда или неучастие в суде первой инстанции, которое произошло по ошибке суда. Нарушение права участников процесса на ознакомление с материалами дела и копирование этих материалов – тоже повод для восстановления срока.
10 Отпуск директора и нехватка денег на юриста
При этом ВС призвал суды не считать уважительной причиной для пропуска срока нахождение директора организации в командировке или в отпуске. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок, как и несвоевременное оформление доверенности вышестоящей организацией.
11 Ошибки с судом
По правилам ГПК, апелляционные и кассационные жалобы нужно подавать через суд, который рассматривал дело в первой инстанции. В противном случае вышестоящие суды должны вернуть жалобу. Но Пленум сделал полезное для ошибшихся заявителей разъяснения. В таких случаях документ не нужно возвращать заявителю – суд должен сам направить его в первую инстанцию для проведения всех необходимых процессуальных действий.
12 Ошибки в жалобе
Пленум в своих разъяснениях закрепил, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции или кассации.
13 Новые доказательства: когда можно, а когда нельзя
По общему правилу, апелляционный суд не исследует новые или дополнительные доказательства по делу. Но Пленум закрепляет право сторон в некоторых случаях все же предоставлять такие доказательства.
Например, это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.
В отличие от апелляции, где возможны варианты, для кассационного производства ВС не оставляет лазеек – новые доказательства в любом случае рассматриваться не будут.
14 Из ГПК в КАС
Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные или кассационные судьи решат, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке административного судопроизводства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам КАС.
15 Решения проверят в полном объеме. Иногда
Пленум закрепил за апелляциями и кассациями право выходить за пределы доводов апелляционной жалобы.
В некоторых случаях апелляция может проверить решение суда первой инстанции в полном объеме – если это «соответствует интересам законности». К таким «интересам» Пленум относит защиту семьи, обеспечение права на жилище, охрану здоровья, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образование, а также необходимость охраны правопорядка.
А если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке – и в апелляции, и в кассации. В таком случае суд должен объяснять, почему он вышел за пределы доводов жалобы.
16 Экономия времени
Многие положения двух постановлений направлены на экономию времени как судей, так и участников процесса.
Если участник спора обжалует какое-либо промежуточное определение суда, например, об отказе в обеспечении иска, то первоначальный процесс не поставят на паузу. Первая инстанция должна выделить только необходимые материалы и направить их в кассацию вместо того, чтобы направлять дело целиком. При этом апелляция и кассация могут потребовать прислать им дополнительные документы или запросить все материалы по делу.
17 Итоги обжалования
Пленум напоминает: итогом удовлетворения апелляционной жалобы должно стать новое решение или определение о прекращении производства по делу. Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается.
В кассации – другие правила. Третья инстанция, напротив, должна принимать новое решение по делу только в случаях, если нижестоящие суды установили «все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства».
Если кассационный суд по итогам рассмотрения жалобы вернет дело на новое рассмотрение, он вместе с этим даст нижестоящему суду указание о том, как нужно применять нормы материального и процессуального права. Такие указания являются обязательными для суда, который будет вновь рассматривать дело.
Постановление Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Постановление Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».
28 июня 2021 года президент подписал закон № 231-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня 2021 года. Но вступит в силу он через год со дня опубликования — 29 июня 2022 года.
Расскажу, что изменится для обычных владельцев.
Добавили новые понятия
К тому же не было понятий спускового и ударного механизмов и четкого определения, что означает «переделка оружия».
Еще в закон вводится несколько новых понятий.
Изменения касаются и владельцев арбалетов и луков: установка элементов, меняющих силу натяжения, может привести к проблемам. То же самое относится и к пневматическому оружию.
Как победить выгорание
Оружие признано источником повышенной опасности
Как было раньше. В гражданском кодексе был приведен только примерный перечень источников повышенной опасности — и в каждом отдельном случае суд сам решал, относится ли тот или иной предмет к таким источникам. Например, в зависимости от ситуации источником повышенной опасности могли признать и собаку, покусавшую соседа. Но могли и не признать — поскольку в законе такая норма не прописана.
Единственный способ избежать этого — доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы, например войны или революции. А еще от обязанности возмещать ущерб освобождает умысел потерпевшего. Но доказывать все это придется уже в суде.
Увеличен возраст, дающий право купить оружие
Все остальные граждане с 18 лет смогут приобретать:
Что это значит для владельцев. В первые два года невозможно будет купить, например, такие модели, как «Сайга», помповые ружья. Не получится купить, скажем, ТОЗ-106 — хотя в его магазине всего два патрона. Доступны будут только классические переломные ружья.
Проходить обучение нужно будет не всем
Что это значит для владельцев. Бывшие силовики, получившие право на пенсию, сэкономят на проверках.
Судимым будет сложнее получить лицензию на оружие
Как было раньше. Лицензию не выдавали в следующих случаях:
Как будет. Требования ужесточаются. Отказывать в выдаче лицензий будут:
А еще в выдаче лицензий откажут тем, кто совершает административные правонарушения. Не смогут купить оружие:
Такие нарушители не смогут получить лицензию в течение года со дня окончания срока, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию.
Что это значит для владельцев. Избежать осмотра на законном основании не получится. За отказ аннулируют и лицензию, и разрешение.
Об утерянном и похищенном оружии придется сообщать
Оружие могут изъять за отказ от прохождения медосвидетельствования
Ужесточается ответственность за нарушения
Когда новые правила вступят в силу
Закон опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня 2021 года. Но вступит в силу он через год со дня опубликования — 29 июня 2022 года.
Исключение — два пункта, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.
Пункт 8 статьи 1 устанавливает, что реестр лицензий и разрешений ведет Росгвардия. Также этот пункт определяет перечень сведений, которые вносятся в реестр, и порядок предоставления выписок из него.
Для рядовых владельцев это означает, что уже с 1 января 2022 года все сведения об их оружии и лицензиях, в том числе о продленных и аннулированных, будут доступны при проверках. Кому будет предоставлен доступ к этим сведениям и что нужно будет для этого доступа, правительство установит позже.
Что в итоге
Пенсионеры силовых структур тоже в выигрыше: им не придется тратиться на обучение каждые 5 лет.
Школьная форма: права и обязанности родителей при выборе и покупке
Содержание
Перед началом учебного года всем родителям школьников приходится решить немало проблем. Одна из них – обеспечение чада школьной формой – такой, чтобы и качественная была, и внутренним требованиям администрации отвечала.
Могут ли обязать носить форму?
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» дает право школам ввести школьную форму. Субъекты РФ опубликовали типовые требования к этой форме одежды, с которыми требования школы должны согласовываться.
Важно! Окончательное решение о введении формы принимает сама школа, для чего формулируется и утверждается локальный акт. Соответственно, только при его наличии школа может требовать учеников приходить в соответствующем виде.
Есть ли возможность как-либо на это повлиять? В некоторых случаях – да. Например, если акта нет или его положения противоречат требованиям региональных актов и/или Закону «Об образовании». Также рекомендуемая и закупаемая одежда должна соответствовать санитарным нормам, разработанным специально для детских вещей.
Кроме того, решение о конкретном виде школьной формы (причем, как одежды, так и других элементов внешнего вида – возможности наличия косметики, пирсинга, креативных стрижек, ярких аксессуаров, и так далее) должно выноситься с учетом мнения родителей и учеников, а также профсоюза учителей. Чтобы выступить против конкретных требований, необходимо зафиксировать свою позицию в письменном виде – написать обращение в адрес администрации.
Если это обращение игнорируется, можно сделать следующее:
Если ничего из этого не будет сделано, родители и ученики будут обязаны выполнять требования школы, детям придется одеваться соответствующим образом.
Можно ли выгнать ребенка из класса или как-то иначе наказать, если он пришел без формы?
Выгнать ребенка с занятий школа не имеет права, даже в том случае, если локальный акт обязывает учащихся приходить в форме. Судебная практика показывает, что чаще всего закон становится на сторону детей, если они подвергаются каким-то ограничениям за отсутствие формы.
Но, конечно, важно понимать, что администрация имеет большие возможности оказывать на родителей и школьника психологическое давление – уговаривать, шантажировать и даже угрожать. В этой ситуации большинство предпочитает не вступать в конфликт (если только позиция не связана с какими-либо серьезными убеждениями – например, религиозными).
Соответственно, родителям приходится до начала учебного года приобретать школьную форму и контролировать, чтобы внешний вид ребенка соответствовать требованиям школы.
Могут ли в школе заставить купить форму у конкретного производителя
Администрация может только обозначить, какого цвета и фасона форма должна быть, но не имеет права настаивать, чтобы родители покупали ее у конкретного производителя (это нарушает закон «О конкуренции»). Решение о том, где именно приобрести требуемые вещи, родители принимают сами.
Шить на заказ или купить?
В Предварительном национальном стандарте ПНСТ 450-2020 перечислено, что входит в комплект школьной формы. У родителей остается выбор: шить все предметы (или часть их) на заказ или купить готовый набор в магазине.
Обращаясь в ателье, не забывайте о своих правах
Пошив в ателье выглядит привлекательным с той точки зрения, что все предметы одежды будут созданы четко по меркам конкретного ребенка. Естественно, в том случае, если работа выполнена качественно. Чтобы иметь возможность в случае чего предъявить претензию, необходимо сделать следующее:
Если были нарушены сроки выполнения договора и вас заранее об этом не предупредили (чтобы вы сразу разорвали договор и вернули свои деньги), вы можете требовать выплату неустойки.
Кто за что отвечает, и что делать, если возникли претензии
Ателье оказывает услугу по пошиву и отвечает за то, насколько хорошо выполнена именно эта работа. Если по договору ателье предоставляет материал для пошива – оно отвечает также и за его ненадлежащее качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (ст. 34 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если же работа выполняется из материала, приобретенного вами в другом месте, ателье отвечает за сохранность этого материала и правильное его использование. В этом случае у исполнителя возникает обязанность предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала.
Если школа принуждает родителей делать заказ в определенном ателье (централизованный пошив формы), то выбрать ткань самостоятельно нет возможности. Но все же стоит заранее проверить, насколько она соответствует обязательным требованиям, и в случае сомнений отказаться от покупки именно в этом ателье.
Поэтому до того, как комплект будет готов и полностью вас устроит, сохраняйте все чеки на покупки материалов, услуг, аксессуаров. В случае возникновения проблем не бойтесь жаловаться и требовать, чтобы ваши права были соблюдены. В любом из перечисленных проблемных случаев нужно сначала обращаться с претензией в адрес администрации виновного предприятия (ателье или продавца материала). Составляйте ее в двух экземплярах, один останется у вас с отметкой о том, что жалоба принята в работу (печать, подпись ответственного лица).
Если жалоба не возымела действия, можно обращаться в Роспотребнадзор. Следующий шаг – суд.
Подведем итог!
Исходя из ситуации, сделайте самый разумный и безопасный выбор. Покупая готовую форму, ориентируйтесь на независимые исследования, чтобы выбрать лучшее на рынке. Обращаясь в ателье, помните о своих правах и не бойтесь в случае возникновения претензий эти права отстаивать.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.