закон связь которая характеризуется основными признаками существенного отношения

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Алексеев Петр Васильевич

Книга «Философия»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один ряд с признаками необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. Соотносить понятия «необходимость», «всеобщность», «повторяемость» с понятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.

Но характеристика закона только через выявление его отношения к категории сущности недостаточна. Важным является вопрос о соотношении закона и явления. Как и сущность, закон нельзя мыслить как нечто существующее наряду с явлениями и независимо от них. Сами законы не имеют по отношению к явлениям никакой производительной силы. Они не существуют наряду с явлениями и не возвышаются над явлениями в виде мистической или физической силы. Субстанциональную основу своего действия законы имеют в отношениях объективной детерминации, существующей между явлениями. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами. Закономерный порядок обусловливания внутренне присущ объективному миру, материи.

Признание многообразия видов объективного обусловливания, видов детерминации позволяет говорить и о многообразии видов закономерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемых наукой.

Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи. На первый взгляд такое подразделение законов может показаться достаточно тривиальным, но это не совсем так, ибо конкретная характеристика закономерностей, специфичных для той или иной формы движения, крайне затруднительна и связана с раскрытием сущности той или иной формы движения.

Другим важным подразделением законов является их подразделение на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относительно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точки, зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов.

Связь законов существования и функционирования и законов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единстве исторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетических методов исследования.

Классическая физика в основном имела дело с законами динамического типа, и абсолютизация этого типа законов вела к концепции лапласовского, механического детерминизма; считалось, что подлинными законами природы могут быть только динамические законы, а статистические законы возникают как результат неполноты нашего знания.

С возникновением квантовой механики ситуация радикально изменилась. Оказалось, что поведение квантово-механических объектов в принципе характеризуется действием статистических, вероятностных законов. Основное уравнение квантовой механики позволяет из знания вероятности нахождения микрообъекта в один момент предсказать вероятность его пространственной локализации в другой момент. Все попытки построить квантовую механику на законах динамического типа успеха не принесли.

Источник

Законы природы и общества

закон связь которая характеризуется основными признаками существенного отношения

В своих статьях и книгах я не раз писал о том, что нашей жизнью управляют законы природы (люди верующие называют это божьими законами). Если вы будете сопротивляться их влиянию, то со временем заработаете невроз и целую плеяду психосоматических болезней. А вот если вы приведете свою жизнь в соответствие этим законам, то непременно выйдете на тот самый, свой, истинный путь и станете королем (или королевой) своей жизни.

В данной статье я решил рассказать об этих законах подробнее. Начнем, конечно, с определения:

Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один ряд с признаками необходимости, повторяемости, устойчивости и всеобщности. Итак, если мы назвали что-то существенным, то это значит, что оно необходимо, т. е. иначе быть не может. Если что-то существенно, то оно повторяемо. Если что-то существенно, то оно устойчиво. Если что-то существенно, то оно всеобще.

Насколько это практично? Очень практично и ближе к жизни, чем это можно подумать. Девушки, давайте обсудим такой факт. Ваш любимый пришел к вам пьяным. Это случайно или закономерно? Конечно, закономерно. Это его суть — напиваться пьяным. Следовательно, это необходимо. Иначе он не мог. И это будет повторяемо. Придет еще раз пьяным, если вы его простили. И это будет устойчиво. Он будет напиваться все чаще и все сильнее. И это будет всеобще. Он потом вообще пересыхать не будет.

Исключений здесь нет. Вставьте вместо слова «пьет» — «ревнует», «обманывает», «бьет», «прогуливает», «бездельничает», «скандалит», «не исполняет», «изменяет», «предает» и пр., и вам будет ясно, как следует с таким человеком себя вести. Можно простить один раз, другой, но уж на третий раз нужно точно с таким человеком расставаться, увольнять или хотя бы не ждать, что он изменится. Если вы имеете какую-то пользу от него и эта польза превышает вред, то смиритесь с тем, что он вас обманывает, вам изменяет, что пьет, бьет вас и т. п., и не тратьте время на бесплодные сетования, а старайтесь вырваться из-под его зависимости, а после того, как вам это удалось, расставайтесь, разводитесь, увольняйтесь, но только не ругайтесь и не отстаивайте свою правоту.

1) Законы существования и функционирования объектов / Законы развития

Первый тип характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относительно стабильные образования. Они проявляются в различных нормах. Мы знаем, сколько мы должны потреблять калорий, сколько двигаться, какая прочность должна быть у наших зданий и одежды и т. п.

Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов. Тоже очень важно. Сегодня человек может быть закономерно доволен своим состоянием, но ведь он развивается. Завтра этого же ему будет мало. Это закономерно. Квалификация у сотрудника повысилась — прибавляйте зарплату, а то он закономерно уволится. В общем, философия пронизывает всю нашу жизнь, без неё никак.

2) Динамические и вероятностно-статистические законы

Динамический закон — это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Например, законы механики: на их основе прогнозируются, помимо прочего, солнечные затмения на многие годы вперед с высокой степенью точности. Знание динамического закона позволяет однозначно предсказывать на основе известного состояния объекта все его будущие состояния.

Вероятностно статистические законы не носят столь точного характера (национальность, пол и пр.). Например, закономерно, что мужчины ростом выше, чем женщины. Но это статистическая закономерность. Это нужно знать государственным деятелям, директорам обувных фабрик и пр., для того чтобы знать, какого размера и в каком количестве выпускать продукцию. Но в личной жизни это не имеет особого значения. Я могу встретить женщину, которая выше меня ростом и сильнее физически. Поэтому я считаю неуместными разговоры о женской и мужской логике или женской и мужской психологии. Разные бывают варианты.

Совершенно ненужными я считаю высказывания типа: «Все мужчины бабники, а все женщины шлюхи». Не буду даже оспаривать эту ерунду. Если же и согласиться с носителями таких взглядов, то мне им хочется сказать, что это ведь если и закономерность, то статистическая. Это нужно знать правительству, чтобы заняться моральным оздоровлением общества. Вам же нужна одна женщина, а ее всегда можно найти. Поэтому лучше сказать: «Я не разбираюсь в женщинах». И тогда учиться разбираться в них.

3) Законы природы и общества / Юридические законы

И ещё одна важная классификация законов. Законы можно разделить на:

1. Законы природы и общества, о которых я писал выше. Они не знают исключений.

2. Законы юридические, которые тоже нарушать не стоит. Туда я отношу нашу Конституцию, Уголовный и Гражданский кодексы, налоговые правила, законы, которые принимает Дума, и всевозможные правила и наставления, которые разрабатываются на каждом отдельном предприятии. Так вот разрабатывать эти законы чрезвычайно сложно, ибо нужно учитывать много факторов. Перед принятием этих законов они должны пройти ряд экспертиз. И прежде всего, необходимо выяснить, не противоречат ли эти частные законы первичным, философским законам, о которых мы только что говорили. Если эти законы будут противоречить первичным, то они выполняться не будут.

Например, если мы введем закон, согласно которому человек должен есть два раза в неделю, то этот закон выполняться не будет, ибо он противоречит естественному устройству человека. Он будет нарушаться. Два раза в неделю человек будет есть в обществе, а остальные 40 раз будет есть украдкой или умрет. Но если он жив, значит, он этот закон «есть два раза в неделю» нарушал. Если мы издадим закон, согласно которому есть нужно 3 раза в день, то этот закон выполнить будет уже легче. Но всякие бывают ситуации. Когда человек заболел и нет аппетита, ему лучше есть меньше, чтобы не отвлекать на пищеварение силы, которые необходимы организму в борьбе с болезнью. Но если издать закон, согласно которому человеку стоит есть тогда, когда ему хочется, то этот закон будет выполнить легко, поскольку он не будет мешать нашей природе.

Я это все пишу для того, чтобы вы, дорогие читатели, не обсуждали и не осуждали бы тех, кто занимается законотворческой деятельностью. Можно, конечно, издать закон об увеличении пенсий и зарплат раза в два-три. Но он не имеет экономического обоснования. Средств таких нет в государстве. И не думайте, что вы, не имея философской подготовки, смогли бы разрабатывать юридические законы.

Во сколько обходится законотворчество автократов, которые, добравшись до власти, издают «хорошие», популистские, законы. Приведу пример из практики наркологии. В 80-е годы прошлого столетия был издан закон по Министерству здравоохранения об организации наркологической службы в кратчайшие сроки. Но он не имел экономического обоснования. Не было соответствующих помещений, и наркологические отделения организовывались в неприспособленных зданиях. Много еще было несуразностей. Но самое главное — не было кадров наркологов. Этот приказ не имел кадрового обеспечения. А хорошего нарколога следует готовить из высококвалифицированного психиатра, который должен кроме психиатрии знать психотерапию, уметь контактировать с государственными органами, которые тоже занимаются этой проблемой. А выполнять приказ нужно. И вот мы стали «ковать» кадры наркологов из терапевтов, хирургов, рентгенологов, стоматологов. И даже специалисты из медицинской статистики приходили. Мы выполнили приказ. Конечно, кое-кто из этих наркологов «дозрел». Но от многих пришлось избавиться.

Кстати, почему у коммунистов ничего не получилось после 1917 года? Я думаю, потому что ликвидация частной собственности не имела биологического основания. Становление цивилизации шло в климатической зоне, где чередуются зима и лето. Производство продуктов и их заготовка шли в теплое время года, а потребление — в холодное. И производитель продуктов питания хотел сохранить эти продукты для собственного употребления. Он с удовольствием платил бы налоги государству, которое оберегало бы его частную собственность.

Все равно в эпоху развитого социализма шло накопление собственности, организовывались частные предприятия. И собственники формировались, и частная собственность накапливалась. Сейчас, слава богу, разрешается иметь частную собственность.

Кстати, законы роста и развития никуда не делись и те предприятия терпят крах, где руководители сдерживают рост и развитие своих сотрудников. Может быть, кого-то и задавят, но сильный пробьется любым способом. Если надо будет, он и в другую страну уедет.

Анахарсис о юридических законах говорил следующее: «Закон — паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются». А вот законы природы никто обойти не сможет.

Но можно ли у нас в стране вырасти, удовлетворить свои потребности, не нарушая ни законов природы, ни юридических? Уверенно заявляю, что можно, хотя и трудно. У меня уже есть много учеников, которые пробились без нарушения законов как природы, так и юридических.

Кроме юридических законов еще есть традиции, обычаи, общественное мнение. Вот эти правила можно и нарушить, но делать это нужно тихо, не вызывая возмущения всего общества. Я имею в виду наши праздники. Некоторые из них могут сильно затормозить развитие, но нарушать эти традиции тоже трудно. Нужно иметь мужество льва, как говорил Ницше.

Я в 1980 году понял, что устраивать вечеринку на производстве в честь своего дня рождения не стоит. Дома я тогда уже прекратил праздновать Дни рождения, «ёлки» и все остальное. Впервые рискнул это сделать на производстве только через 8 лет, да еще и в свой юбилей. Как вы думаете, отказались ли сотрудники от общения со мной? Нет. Так, вяло упрекнули. А на рабочем месте меня всё равно ждал букет цветов и поздравление ректора. Потом я поразмыслил, что большинство-то и рады были. Ведь никому не пришлось на работе задерживаться, сдавать деньги на подарок. Со временем все даже забыли, когда у меня день рождения.

Как быть с нашими традиционными праздниками (тогда это были Новый год, 8 Марта, 1 Мая, 7 ноября), идея пришла позже. Мы всей нашей компанией на эти праздники стали выезжать на Черное море. Нас там охотно принимали, делали существенные скидки, количество желающих росло. Там мы занимались спортом, изучали философию, психологию, логику и ораторское искусство.

Многие из посещающих эти заезды выросли по службе и зарплате, некоторые там сформировали себе семьи. А почему? Потому что там мы жили по первичным законам. А потом и у себя дома они продолжали вести такой же развивающий образ жизни. А следование этим законам ведет к развитию.

Итак, еще раз повторю признаки закона природы и общества: устойчивость, всеобщность, повторяемость и необходимость. И если мы все будем следовать этим законам, то я уверен, что сможем решить все наши проблемы — удовлетворение пищеварительного и оборонительного инстинктов, чувство собственной значительности и сексуального инстинкта. Мы не только не будем в тягость ни близким, ни государству, но с нами будут рады общаться и иметь дела.

Читайте также:

Книги и аудиозаписи по теме:

Источник

Понятие закона. Законы природы, общества и познания. Соотношение понятий «закон» и «право».

Закон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями. Из определения закона как существенного отношения следует вывод о том, что все основные атрибуты сущности распрост­раняются и на закон. Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей. Связь, являющаяся законом, присуща не отдельным предметам, а всем пред­метам и явлениям определенного рода. Закономерное отношение вы­ступает как отношение определенного целого, которое характеризует его как всеобщее. Характерный признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно боль­шому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении. На­пример, закономерное отношение, которое существует между такими объективными свойствами газа, как давление, объем и температура, и которое в приближенной форме выражается в виде функциональной зависимости Бойля — Мариотта, будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственного положе­ния или времени. Характерным признаком закона, вытекающим из его определения как существенной связи, является и его необходимость.

Понятие «закон природы» тесно связано с понятием «условие». Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Так, для того чтобы с необходи­мостью реализовалась зависимость между напряжением, сопротивле­нием и силой тока в проводнике, выражаемая в законе Ома, требуется, во-первых, наличие проводника с текущим по нему током (что само по себе тривиально), во-вторых, наличие определенной физической обстановки, в которой этот проводник находится, в частности, наличие определенных давления и температуры. При t, близкой к абсолютному нулю, и при сверхвысоких давлениях эта зависимость реализовываться не будет. Это вовсе не значит, что закон Ома имеет необязательный, не необходимый характер. Пример показывает, что действие с необходи­мостью любого закона природы всегда зависит от условий его реализа­ции. Изменение соответствующих условий приводит или к смене законов, или к изменению формы их действия.

Знание закона может выступать основой целенаправленной прак­тической деятельности людей. Именно во взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений.

Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один ряд с признаками необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. Соот­носить понятия «необходимость», «всеобщность», «повторяемость» с понятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.

Но характеристика закона только через выявление его отношения к категории сущности недостаточна. Важным является вопрос о соот­ношении закона и явления. Как и сущность, закон нельзя мыслить как нечто существующее наряду с явлениями и независимо от них. Сами законы не имеют по отношению к явлениям никакой производитель­ной силы. Они не существуют наряду с явлениями и не возвышаются над явлениями в виде мистической или физической силы. Субстанци­ональную основу своего действия законы имеют в отношениях объек­тивной детерминации, существующей между явлениями. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами. Закономерный по­рядок обусловливания внутренне присущ объективному миру, материи.

Признание многообразия видов объективного обусловливания, ви­дов детерминации позволяет говорить и о многообразии видов законо­мерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемых наукой.

Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи. На первый взгляд такое подразделение законов может пока­заться достаточно тривиальным, но это не совсем так, ибо конкретная характеристика закономерностей, специфичных для той или иной.

Чтобы существовать и развиваться, человек и общество должны сначала возникнуть, природа же существует вечно. Про­блема возникновения человеческого общества впервые научно была решена во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Мор­ган исследовал процесс становления человеческого обще­ства и человека как социального существа. И наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того периода можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Диалектико-материалистическая философия в принципе отвергает как натуралистичес­кие концепции, основанные на преувеличении роли ес­тественного отбора в происхождении человека, так и идеалистические, абсолютизирующие противополож­ность природы и общества. С ее позиций общество хотя и является специфическим материальным образовани­ем, однако представляет собой часть природы, которая со­ставляет необходимое условие жизни людей. История человеческого общества — это продолжение развития природы.

Природу и общество можно определить следующим об­разом: природа — это материя, не осознающая своего бы­тия; общество — это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть мате­риального мира есть результат взаимодействия людей. Не­разрывная, естественная связь общества с природой обус­ловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заклю­чается в том, что они действуют объективно и при нали­чии соответствующих условий проявляются с необходи­мостью; изменение условий изменяет действие как при­родных, так и общественных законов. Законы и природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов разви­тия общества.

Существует и известное различие между законами об­щественного развития и законами природы. Природа бес­конечна в пространстве и во времени. Среди законов при­роды есть и вечные (например, закон тяготения), и долго­временные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с об­разованием общества и прекратят свое действие с его ис­чезновением.

Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил: природа не знает, что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознатель­ную деятельность людей. Законы истории не могут функ­ционировать «сами по себе», без участия людей.

Законы развития общества отличаются от законов при­роды и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы об­щества, но не они определяют сущность общественных яв­лений: человек подчиняется и законам механики, и зако­нам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и человеческое природное существо. Сущность его развития — изменение не биологического вида, а его общественной природы, ко­торое может отставать, а может опережать ход истории.

Источник

Закон связь которая характеризуется основными признаками существенного отношения

Владимир Эдуардович Вечканов

Шпаргалка по логике: Ответы на экзаменационные билеты

1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный результат.

Первый метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Древнегреческие философы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.

Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами.

Недостатком данного метода является многозначность слова «логика». В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п.

Второй метод – справочно-академический. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление. Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.

Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.

Значение логики состоит в следующем:

1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;

2) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;

3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;

4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

2. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ

Предмет логики – человеческое мышление. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам. Психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Кибернетика пытается выяснить законы мышления путем их моделирования. Массовое сознание и мышление изучается социологией.

Однако логика, в отличие от других наук, рассматривает мышление не как само по себе, а как средство познания.

Сущность познания заключается в следующем:

1) оно начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Но чувственное познание дает представление лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Подобное познание присуще и высшим животным;

2) познание сущности вещей, законов природы и общества невозможно без абстрактного мышления. Абстракция – это результат процесса отвлечения от одних свойств предмета и выделения его других свойств.

В мышлении, его образах выделяют две стороны: содержательную и формальную.

Содержательная сторона мышления определяется признаками тех предметов, которые оно отражает.

Формальная сторона мышления связана с отношениями, которые возникают между образами, их составными частями (мыслями и частями мыслей), отражающими те или иные стороны предметного содержания. Формальная сторона мышления не совпадает с отношениями, которые имеют место в самих предметах, отраженных в мышлении.

Логика отвлекается от всего богатства предметного содержания мышления и сосредоточивает все свое внимание на формальной стороне мышления, учитывая при этом основные особенности предметного содержания.

С формальной стороны мышление предстает как некоторый набор форм. В широком смысле формой мышления называют всякое отношение между мыслями или частями отдельной мысли. Взятое в чистом виде всякое такое отношение называется логической формой. Логическая форма мысли не зависит от конкретного предметного содержания и может характеризовать различные виды предметного содержания.

Логические формы, носящие необходимый, устойчивый и повторяющийся характер связи мыслей, называют логическими законами.

Мышление отражает познаваемый мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.

Свойства абстрактного мышления:

1) отражение действительности в обобщенных образах;

2) опосредованное отражение действительности (не наблюдаемое непосредственно);

3) неразрывная связь с языком.

Предметом логики является правильное мышление, т. е. такое, которое соответствует логическим законам (принципам).

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИКИ И ЯЗЫКА

Язык – знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

При создании языка основным элементом являются знаки. Знак – это любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета.

Выделяют несколько видов знаков:

1) знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев и т. п.);

2) знаки-признаки (дым – признак огня, боль – признак болезни и т. п.);

3) знаки-сигналы (звонок – начало занятия);

4) знаки-символы (дорожные знаки, буквы алфавита и т. п.). По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки – исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.

Искусственные языки – вспомогательные знаковые системы, создаваемые на основе естественных языков для точной и экономичной передачи научной и другой информации.

Естественные языки имеют определенные недостатки, затрудняющие точную передачу информации. К таким недостаткам относится тот факт, что со временем слова изменяют свое значение. Например, слово «танк» первоначально обозначало резервуар, цистерну, а сейчас оно обозначает боевую машину. В естественном языке также одно слово часто обозначает разные предметы и имеет несколько смысловых значений (кисть руки и кисть винограда). Бывает, что разные слова имеют одно и то же значение (перевес и превосходство). Иногда значение слов естественного языка бывает неопределенным, расплывчатым (человек не совсем здоров). Искусственные языки лишены данных недостатков, но бедны образами. Логика пользуется искусственным языком, который создан с помощью формализации. В логике операции с мыслями заменяют действиями со знаками. Основными знаками формальной логики являются слова, а сложными – предложения естественного языка. С помощью формализованного языка из формул, соответствующих истинным высказываниям, можно получить формулы, соответствующие другим истинным высказываниям, не принимая во внимание преобразование самого высказывания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *