законодательные основы управленческого учета

Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета

Лекция 4

С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и правленческого учета в частности.

К настоящему времени сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.:

1 уровень:

Данный уровень представляют следующие документы

— Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2);

— Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»,

— Положение по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ

— нормативные акты Правительства РФ, в частности Положение о составе затрат по производству и реализации про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В настоящее время ведется работа по подго­товке федерального закона о составе затрат, который функционально заме­нит названное Положение.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ве­дение учета хозяйственных операций организаций, своевременное состав­ление и предоставление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах. доходах и расходах

2 уровень:

Данный уровень представляют следующие документы

— методические указания и рекомендации, в основ­ном Министерства финансов РФ, например приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г.№4н «Оформах бухгалтерской отчетности организаций»

— На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бух­галтерского учета с инструкцией по его применению.

Однако особое место среди документов второго уровня занимают поло­жения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, опреде­ляющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организа­ций независимо от форм собственности. Это национальные российские бух­галтерские стандарты — приложения по бухгалтерскому учёту (ПБУ). К на­стоящему времени утверждены и действуют более 20-ти ПБУ.

Предполагается дальнейшая разработка стандартов. Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирован бухгалтерского учета.

3 уровень:

К третьему уровню относятся документы организаций, которые разрабатываются ими при формировании учетной политики.

Перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учет в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчет поста;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Анализ нормативной базы целесообразно начинать с Закона РФ «О бухгалтерском учете». В гл.1, ст.1, п.3 сформулированы такие основные задачи бухгалтерского учета, как:

• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметам и;

• предупреждение отрицательных последствий хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Т.е., функцией БУУ является обслуживание информационных потребностей внутренних пользователей (что официально закреплено за БУУ).

Также (ст.6, п.3), предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета, т.е. предприятия самостоятельно утверждают:

· рабочий план счетов бухгалтере кого учета, содержащий синтетические |и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Той же статьей (п. 4) предусмотрена самостоятельная разработка учетной политики предприятия: «Принятая организацией учет пая политика применяется последовательно из года в год».

законодательные основы управленческого учета

О порядке разработки учетной политики речь идет и в ст.5, п.3: «Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Следовательно, Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ подтверждаются права предприятия, предоставленные ранее, самостоятельно разрабатывать рабочий счетный план и учетную политику.

Необходимо отметить, что Закон РФ «О бухгалтерском учете» явился первым официальным документом, провозглашающимконфиденциальность бухгалтерской информации: «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст.10, п.4). Здесь речь идет об информации управленческого учета и о регистрах аналитического учета затрат.

В Плане счетов бухгалтерского учета, во вступлении к разд. 3, ука­зывается, что группировка затрат по местам возникновения и другим при­знакам, а также калькуляционный учет может осуществляться в отдельной системе счетов, состав и методика использования которой устанавливаются предприятием исходя из особенностей производственной деятельности, структуры, организации управления. По существу предприятию предоставляется возможность организации управленческого учета в режиме автоно­мии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета (под­робнее см. гл 6).

Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Например, Применение положений ПБУ 7/01 и ПБУ 8/01 обес­печивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета. О других ПБУ этого не скажешь.

Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундамен­том производственного учета на предприятии, а производственный учет важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учет­ной политики организации определены ПБУ 1/ 98.

В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в произ­водственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней. В учетной политике описываются методы оценки приобретенных материалов — по фактической себестоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции — по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам (с использованием счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)»). Использование плановой, или нормативной, себестоимос­ти для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт-кост», весьма популярной в западном управленческом учете.

Предприятие самостоятельно устанавливает стоимостную границу между основными средствами и малоценными предметами, выбирает порядок начисления амортизации по основным средствам и износа МБП, руковод­ствуясь положениями ПБУ 5/98 и ПБУ 6/97. В учетной политике фиксирует­ся перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основных средств. Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управленческого учета, так как напря­мую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимостью продукции. |

С 1995 г., в соответствии с приказом Минфина РФ от 27 марта 1996 г. №31 все предприятия получили возможность калькулировать производственную себестоимость, что должно оговариваться в учетной политике предприятия. С 1995 г. отечественный бухгалтерский язык пополнился но­вым термином управленческого учета — «периодические затраты», а рос­сийский учет сделал очередной шаг в направлении международных бухгалтерских стандартов.

ПБУ 12/2000 «Отчетность по сегментам бизнеса» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что се является конечной целью бухгалтерского управленческого учета (подробнее см. в гл. 7).

Наконец, в учетной политике организации описывается метод распре­деления косвенных расходов между отдельными видами продукции (носи­телями затрат). Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования — основы бухгалтерского управлен­ческого учета.

Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета. Назрели объективные предпосылки для его становления и развития на предприятиях с учетом ранее накопление: опыта и традиций.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое управленческий учет: 7 методов и 5 этапов создания

Вопросы, рассмотренные в материале:

Организация и использование системы управленческого учета позволяют анализировать финансово-экономическое положение компании, планировать распределение ресурсов, сокращать расходы, улучшать финансовые показатели. В нашей статье мы подробно расскажем о том, что такое управленческий учет и как правильно его использовать.

Что такое управленческий учет в организации и чем он отличается от бухгалтерского

законодательные основы управленческого учета

Управленческий учет выделился из общей системы к 1950-м годам в связи с проблемой увеличения эффективности предпринимательства.

Управленческий учет (Management Accounting) используется, чтобы измерять и фиксировать финансовую и иную информацию, необходимую для достижения целей компании. Благодаря ему можно узнать объем приобретения или расходования ресурсов, собрать информацию о возможностях и проблемах предприятия, чтобы передать руководству.

Управленческий учет простыми словами — это система организации, сбора и агрегирования информации, цель которой состоит в решении определенных задач менеджмента.

Успешная работа данной системы позволяет наиболее результативно управлять компанией. Администрация сама выбирает, как именно классифицировать затраты, в какой степени нужно рассматривать сферы их возникновения, как учитывать фактические, плановые расходы, организовать внутреннюю управленческую отчетность, контроль.

законодательные основы управленческого учета

Нужно понимать, что управленческий учет входит в систему управления предприятием, не ограничивается Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP), поэтому при его построении в качестве исходных рассматриваются такие позиции:

Построение данной системы считается одной из наиболее сложных задач. На Западе эту сферу внутрифирменного управления принято считать конфиденциальной. При этом одним из основных факторов успеха является четкое понимание проблем, экономических выгод от использования такой информационной системы.

законодательные основы управленческого учета

А теперь о различиях управленческого и бухгалтерского учета.

Что такое бухгалтерский и управленческий учет? Цели бухгалтерского и управленческого учета принципиально отличаются друг от друга. Первый использует фиксацию фактов хозяйственной деятельности для контроля компании в целом. Тогда как цель второго состоит в оперативном анализе и планировании деятельности.

Разные цели приводят к расхождениям по таким направлениям:

Методы фиксации данных.

При формировании проводок по бухгалтерскому учету бухгалтер отталкивается от ПБУ и других нормативных актов. Для подготовки оперативных данных для управленцев за основу берут указания руководителя, также смотрят, к какой статье дохода или расхода принадлежит определенный показатель. Допустим, расходы на зарплату сотрудников ИТ-отдела в бухгалтерских документах относятся на счет 26 по статье «Заработная плата», а в управленческом учете дается более детальная информация: «Заработная плата» – «Отдел ИТ». Таким образом, второй вариант требует включения большего объема подробностей.

законодательные основы управленческого учета

Отчетность в бухгалтерии имеет строго регламентированные формы, в то время как управленческая информация представляется в форме, наиболее удобной для пользователей.

Временные рамки подачи данных.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности фиксируются на законодательном уровне, а для управленческого их устанавливает руководство конкретной фирмы. Так, информация по выпуску продукции и себестоимости в бухучете видна в конце месяца – после подсчета затрат и установления финальной себестоимости товара. Для управленческих целей требуется предоставлять такие отчеты каждый день, чтобы вовремя проанализировать планы и внести необходимые поправки.

Чтобы было проще, представим все описанные расхождения в виде таблицы:

Обязателен для всех

По желанию руководства

Точен, основан на фактах деятельности

Приблизителен, необходим для принятия решений

Общие отчеты о компании, подразделениях (доходы, затраты)

Детальные сведения о работе каждого отдела, выпуске/продаже предложения компании

Составление реальной финансовой отчетности для внешних пользователей

Сбор данных для анализа, подготовки планов работы

Акционеры, кредиторы, аудиторы, контролирующие органы

Управленческий персонал, менеджмент

Сроки предоставления данных

Зависят от выбора управленцев

Управленческий учет должен и может вестись совместно с бухгалтерским, более того, он основывается на данных бухгалтерии. Отчетность, с одной стороны, не может быть перегружена избыточной для анализа финансовой информацией, а с другой, необходимо, чтобы она была достаточно детализирована и позволяла принимать оперативные решения.

Задачи управленческого учета

законодательные основы управленческого учета

Использование данного учета позволяет эффективно и вовремя справляться с целым набором задач:

Способы реализации задач:

В этом случае для реализации используются такие средства:

При любых видах бюджетов, используемых на территории нашей страны, автоматизация учета предприятия дает возможность отслеживать реализацию планов, анализировать несоответствие показателей, проставленных в бюджете, корректировать их, принимать административные решения. По итогам планового периода подготавливают:

6 требований к информации для управленческого учета

законодательные основы управленческого учета

Поскольку все сведения используются только для внутреннего управления, к ним предъявляется ряд требований. А именно – вся информация:

Объекты управленческого учета

Подсчет затрат входит в число наиболее важных задач управленческого учета в компании. От того, насколько объективна и оперативна будет информация, особенно в части издержек, зависит эффективность принимаемых руководством решений. Поэтому так важна своевременная фиксация показателей использования ресурсов в текущей деятельности предприятий. Для наибольшей эффективности рекомендуется применять специальные программы. Все объекты управленческого учета можно разбить на следующие группы:

Пользователи информации управленческого учета

законодательные основы управленческого учета

В первую очередь информация направляется к руководителям высшего звена, руководителям структурных подразделений и специалистам.

Первой группе обычно предоставляются:

Руководителям подразделений необходимы:

Специалистам поступает информация о работе компании, ее подразделений, прогнозы влияния внутренних и внешних факторов на результаты ее хозяйственной деятельности.

7 методов управленческого учета

законодательные основы управленческого учета

Закон не устанавливает жестких требований к ведению управленческого учета, поэтому фирма может сама подбирать наиболее удобные методы. Основная задача здесь состоит в оценке себестоимости, отслеживании расходов. Далее вы увидите наиболее распространенные подходы к организации данного процесса.

Метод 1. Определение точки безубыточности.

Также ее называют критической точкой. Данный показатель обозначает объем выпуска и реализации товара, при котором компания начинает получать прибыль. Иными словами, доходы превышают расходы.

Точку безубыточности принято обозначать в единицах продукции либо в финансовом выражении.

Метод 2. Бюджетирование.

Данный метод необходим, чтобы наиболее эффективно распределять ресурсы предприятия. С этой целью используются планирование и последующие контроль и анализ отклонений плановых показателей.

законодательные основы управленческого учета

Данный метод основывается на сведениях об экономике компании. Поэтому основная функция программы бюджетного управления состоит в том, чтобы способствовать объективному анализу и принятию решений.

Метод 3. Процессный расчет затрат.

Этот подход актуален для предприятий, занимающихся серийным изготовлением однотипной продукции, либо в случаях, когда процесс производства оказывается непрерывен по причинам безопасности или экономической целесообразности.

В процессном расчете расходы соотносятся с объемами продукции, выпущенной за определенный отрезок времени.

Метод 4. Проектный расчет затрат.

Этот метод также называют позаказным – он подходит для случаев, когда изделие изготавливается по спецзаказу. Тогда в каждом проекте/партии выпущенной продукции осуществляют расчет таких затрат:

Метод 5. Передельный расчет затрат.

законодательные основы управленческого учета

Этот принцип расчетов используется при массовом производстве. Определяющим процессом здесь считается последовательный переход сырья в конечный продукт.

Стоит пояснить название метода: группы процессов производства образуют переделы, каждый из них выпускает промежуточный продукт (полуфабрикат) или завершает процесс и выдает готовый результат.

Метод 6. Нормативный расчет затрат.

Учитываются отклонения реальной себестоимости от запланированной, при этом нормативная себестоимость рассчитывается для каждой разновидности выпускаемого товара.

По итогам периода рассматривают такие отклонения:

Отдельно учитывают условные отклонения, которые появляются при расхождениях в составлении калькуляций, а значит, могут быть как отрицательными, так и положительными.

Метод 7. Директ-костинг.

Речь идет о контроле затрат, позволяющем разделить все затраты на постоянные и переменные.

Наиболее существенной особенностью данного подхода является возможность видеть взаимосвязи между объемами продукции, затратами и прибылью.

Ключевые принципы организации системы управленческого учета

законодательные основы управленческого учета

Здесь используются принципы управленческой политики предприятия, а именно:

5 шагов организации управленческого учета на предприятии

законодательные основы управленческого учета

Если компания стремится к более эффективному управлению и поэтому хочет начать пользоваться данной системой, ее ждут несколько последовательных этапов работы.

В первую очередь необходимо определить основу данных, то есть конкретную финансовую базу. На территории нашей страны управленческий учет редко бывает первичным, поэтому обычно его строят на основе уже работающей системы финансового учета. Для этого нужно:

Итак, поговорим более подробно об организации управленческого учета.

Шаг 1. Определение основных лиц, которым нужен управленческий учет.

Главными заказчиками и получателями сведений являются руководство компании, члены совета директоров, менеджеры разных уровней – все эти люди принимают основные для бизнеса решения.

Проще всего изложить им суть проблемы или представить определенный план действий при помощи презентации, ведь это отличный способ наглядно и структурировано преподнести сведения.

Шаг 2. Формирование перечня отчетности.

законодательные основы управленческого учета

Перечень документов управленческой отчетности нужно не только подготовить, но и согласовать со всеми заинтересованными лицами. Для каждого отчета устанавливаются определенные срок и периодичность подготовки, также необходимо сделать предельно понятное и подробное описание.

Шаг 3. Подготовка эскиза методологии.

За составление данной системы отвечают специалисты, задача которых – разобраться во всех нюансах работы предприятия. В противном случае возникает риск того, что система себя не оправдает, а значит, не принесет должного результата.

Какие этапы требуется выполнить на данном шаге:

Далее модель отправляется руководству предприятия на утверждение.

Шаг 4. Использование методологии на практике.

Если успешно удалось справиться со всеми перечисленными мероприятиями, систему начинают эксплуатировать.

законодательные основы управленческого учета

Внедрение проекта позволит обнаружить моменты, которые не удалось учесть при составлении методологии. Это может быть неоднородный подход различных подразделений к обработке данных, противоречивость информации, пересекающейся в разных отчетах, несовершенное ПО. Также бывают другие накладки при взаимодействии отделов компании.

Пример: на предприятии «ЧелябинскСтройМонтаж» появились проблемы с достоверностью данных о сбыте продукции. Проверка показала, что информация о поступивших средствах была внесена в базу не вовремя, в результате чего затянулось закрытие бухгалтерского баланса.

Шаг 5. Организация контроля внедрения системы.

На данном этапе важнее всего оценить, насколько эффективна выбранная система с экономической точки зрения. Но для этого нужно быть уверенным, что все исполнители обучены, цели понятны, в методологии не осталось ошибок.

Правила эффективного внедрения управленческого учета

Автоматизация управленческого учета требует обязательного использования системного подхода. Однако, как показывает практика, даже руководители московских компаний, имеющие наиболее полный доступ к бизнес-информации, допускают ряд типичных ошибок. К сожалению, исправление этих промахов требует финансовых и временных затрат. Чтобы не столкнуться с подобными проблемами, рекомендуется воспользоваться такими правилами.

Итоговые советы по ведению управленческого учета

Создание бюджетной модели во многом зависит от специфики и сферы деятельности компании, однако работа всегда ведется по общим принципам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Финансовый учетУправленческий учет