законодательный акт изданный в 1722 г
Этот день в истории: 1722 год — Петр I учредил в России «Табель о рангах»
4 февраля 1722 года Петр I именным царским указом учредил в России «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был».
Сей документ, ставший фундаментом российской бюрократии, представлял из себя таблицу, содержащую перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам.
До этого времени при царском дворе и в гражданских госучреждениях существовали традиционные русские чины (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки и прочие). Потребность в установлении новой системы чинов возникла в результате реформаторской деятельности Петра I, когда резко возросло количество должностей и чинов в армии и госаппарате. В основу «Табели о рангах» легли аналогичные документы западноевропейских стран и взяты чины европейского типа, но были учтены и чины, уже существовавшие в России.
Табель ввела новую классификацию служащего люда в России. Все чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные — и делились на 14 классов (где 1-й — высший), причем каждому классу соответствовал определенный чин. Военные чины состояли из 4 разрядов (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские) и стояли выше соответствующих им по классу статских и даже придворных чинов.
Такое старшинство, прежде всего, давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Поскольку в среде военных самый низший 14-й класс уже давал право на потомственное дворянство. В то время как на гражданской службе для этого необходимо было дослужиться до 8-го класса.
Именно «Табель о рангах» Петра I не только выстроила четкую бюрократическую иерархию всей госслужбы, но и изменила генеалогический состав дворянского сословия, поскольку дала возможность выдвинуться талантливым людям из непривилегированных сословий. Единственным регулятором службы стала личная выслуга и заслуги, а родовитость потеряла в этом отношении всякое значение. Все это в последующем повлияло на демократизацию дворянского сословия, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение его на новые группы — дворянства потомственного и личного.
Хотя в дальнейшем «Табель о рангах» неоднократно реформировалась и несколько видоизменялась, этот законодательный акт, определивший порядок прохождения государственной службы чиновниками в России, просуществовал вплоть до революции 1917 года. Документ был упразднен декретами Советской власти об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.
Этот день в истории: 1722 год — Указ Петра I «О наследии престола»
16 февраля 1722 года российский император Петр I подписал Указ «О наследии престола». Утвержденный царем документ отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха.
Указ явился следствием борьбы Петра I с оппозицией, которая группировалась вокруг его сына — несчастного царевича Алексея. После гибели Алексея в 1718 году Петр решил не передавать власть внуку Петру Алексеевичу (будущий император Петр II), опасаясь прихода к власти партии противников реформ, а собрался решать этот вопрос в духе абсолютизма. При этом император ссылался на примеры из русской истории, которых и правда было предостаточно.
Указ Петра внес неразбериху в вопрос престолонаследия, обеспечив тем самым постоянную борьбу за престол — весь последующий XVIII век стал в России эпохой дворцовых переворотов. Она началась сразу же после смерти самого Петра, который не успел назначить себе наследника: гвардейцы во главе с Меньшиковым возвели на престол его вдову Екатерину.
Впоследствии сама Екатерина попыталась внести порядок в хаос престолонаследия и своим преемником назначила Петра Алексеевича (внука Петра I). Кроме того, она оставила завещание, в котором попыталась вернуть порядок в вопрос передачи трона. Однако эта попытка не удалась — при Петре II все экземпляры «завещания» Екатерины исчезли, а после смерти в юном возрасте самого Петра, «верховники» из старых боярских родов возвели на престол Анну Иоанновну.
Анна по примеру Екатерины также назначила себе преемника. Им стал сын ее родной племянницы (Анны Леопольдовны) — младенец Иван Антонович. Однако он был свергнут Елизаветой (дочь Петра I и Екатерины I) в 1741 году. Впрочем, самой Елизавете в вопросах престолонаследия также не повезло. Своих детей у нее не было, и она по примеру Анны назначила наследником своего племянника из Голштинского дома, который взошел на престол после ее смерти под именем Петра III. Правда вскоре он был свергнут своей женой, которая стала императрицей Екатериной II.
Петровский Указ «О престолонаследии» был отменен лишь в 1797 году с восшествием на престол их сына — Павла I. В день коронации он обнародовал Акт о престолонаследии (1797), который был принят «дабы наследник был назначен всегда законом самим» по полусалическому наследованию. Самому Павлу это правда не сильно помогло — в 1801 году во время переворота он был убит.
Последним эхом эпохи дворцовых переворотов стал декабрьский кризис 1825 года и вступление на престол Николая I. Лишь после этого петровский указ 1722 года был окончательно забыт и процесс российского престолонаследия наконец стабилизировался.
УКАЗ О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ (1722)
Появление указа
5 (16) февраля 1722 г. император Петр I подписал указ «О наследии престола», согласно которому монарх имел права передать престол по своему усмотрению, нарушив традиционный обычай передачи престола от отца к сыну. Причиной появления указа стала непростая в семье императора. После смерти опального сына Петра Великого царевича Алексея в 1718 г., наследником по мужской линии стал его внук Петр Алексеевич. Император не хотел ему передавать престол, т.к. опасался за судьбу своих реформ. В августе 1722 г. приближенный к Петру I церковный деятель и публицист Феофан Прокопович выпустил книгу «Правда воли монаршей», в которой обосновывалось неограниченный характер власти монарха, в том числе и право на передачу престола по своему желанию. Ф. Прокопович подчеркивал, что это позволит избежать единственного недостатка, свойственного наследственной монархии. Но в силу обстоятельств, сам Петр Великий не оставил завещания и не воспользовался собственным правом согласно указу.
В эпоху дворцовых переворотов
Первым прецедентом применения указа о престолонаследии стала монаршая воля Екатерины I, в своем тестаменте, оставившая престол внуку Петра великому князю Петра Алексеевича. Текст завещания Екатерины I подготовили голштинские министры в конце 1726 г., когда она скончалась документ еще не был полностью переведен с немецкого на русский язык. Петр II фактически отменил действие указа 1722 г. Следующая императрица Анна Иоанновна в 1732 г., опираясь на петровский указ, оставила завещание, по которому престол передавался сыну ее племянницы в крещении Анны Леопольдовны (на момент составление завещания у нее не было наследника). 16 (27) октября 1740 г. Анна Иоанновна, находясь при смерти, согласно завещанию передала престол Иоанну Антоновичу и назначила регентом при нем Бирона. Но из-за дворцового переворота он был свергнут, на трон взошла Елизавета Петровна, оставившая 7 (18) ноября 1742 г. престол своему племяннику Петру Федоровичу (в крещении), сыну Анны Петровны. После очередного дворцового престола, он был свергнут, началось правление Екатерины II. В день своей коронации 5 (16) апреля 1797 г. император Павел I (сын Екатерины II) лично зачитал акт о престолонаследии, который отменял действие петровского указа. Любопытно, что текст акта им был подготовлен еще в 1788 г. и был подписан им и его супругой княгиней Марией Федоровной. Фактически акт восстанавливал прежнюю практику передачи престола по мужской линии правящей династии. С небольшими изменениями акт Павла I просуществовал до падения Российской империи.
ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Основой «Духовного регламента» была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая. » (1718-1720). Она была отредактирована и дополнена царем. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель Патриаршего престола Рязанский митр. Стефан (Яворский), который ссылался на неясность отдельных положений «Духовного регламента». Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст «Духовного регламента» не был выслан в Константинополь. В 1723 г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от других патриархов.
Создание «Духовного регламента» вытекало из общего направления церковной политики Петра I, которую он формулировал как «исправление духовного чина». Она заключалась в ликвидации патриаршей системы управления Церковью, устранении возможности оппонирования царю со стороны Церкви, результатом чего явилось снижение влияния Церкви на общество. Идейным источником «Духовного регламента» послужили протестантские теории о верховенстве светской власти в духовных делах. На их основе архиеп. Феофан (Прокопович) выработал обоснование прав российского царя как верховного блюстителя «правоверия и всякого в Церкви святой благочиния», имеющего власть над Церковью, подобно германским протестантским князьям, распространявшим свою светскую и одновременно духовную власть на принадлежащие им территории. Кроме того, архиеп. Феофан исходил из положений популярной тогда в Западной Европе теории «естественного права», правовых концепций «полицейского государства», которые не оставляли Церкви и вере самостоятельного места в обществе. Церковь рассматривалась как один из инструментов достижения «общего блага», как элемент государственной системы воспитания, образования подданных и контроля над ними. Текст «Духовного регламента» местами приближается по форме к политическому трактату, содержит резкую критику прежних порядков церковного управления и образа жизни духовенства.
Основной текст «Духовного регламента» состоит из трех частей. В первой обосновываются преимущества коллегиального органа перед единоличной системой управления делами Церкви. Аргументация строится на упрощенном представлении о малоэффективности патриаршей власти, о ее подверженности бюрократическим порокам, некомпетентности, о пристрастности и даже об опасности для существования самодержавного государства. В качестве примеров опасного усиления церковной власти приводятся указания на византийскую историю, историю папства и подобные «у нас бывшие замахи». Учрежденный же царем Синод сравнивается с соборной практикой прошлого, с «соборным духовным правительством». Выражается уверенность, что он станет «школой правления духовного», школой будущих архиереев, благодаря которой «скоро от духовного чина грубость отпадет». Все же архиеп. Феофан не сумел найти убедительного канонического оправдания отмены Патриаршества и замены его Синодом, его аргументы не выдержали критики с канонической точки зрения.
Третья часть определяет функции и обязанности членов Синода, координирует его деятельность с работой других учреждений. Члены Синода должны были, в частности, рассматривать богословские сочинения перед их опубликованием, проверять кандидатов на епископскую хиротонию, контролировать использование церковного имущества, защищать духовенство перед мирскими судами. Еще одной обязанностью была борьба с подаянием милостыни трудоспособным людям, «прошакам», а также с корыстолюбием священников, требующих платы за совершение треб (добровольное пожертвование не возбранялось).
В «Духовном регламенте» было предусмотрено, что члены Синода могут дополнять его текст с согласия царя. Поскольку в первоначальном варианте очень мало говорилось о белом духовенстве и монашестве, члены Синода составили «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского» и опубликовали его в 1721 и 1722 гг. без ведома Петра I. В 1722 г. «Прибавление. » было переработано Петром I и опубликовано в окончательной редакции [1]. В первом разделе речь идет о правилах поставления священников, их отношениях с причтом, духовной и светской властью. Кандидат в священники и диаконы должен был хорошо знать вероучительные книги, в перспективе предполагалось избирать только из окончивших духовные училища. Перед поставлением требовалось публично проклясть все «раскольнические согласия» и принести присягу императору. Не следовало ставить к одной церкви много священников и диаконов, еще больше осуждались те, кто оставлял свою церковь и «волочился семо и овамо», им грозило наказание вплоть до лишения сана. Декларировался принцип соблюдения тайны исповеди, за исключением тех случаев, когда кто-либо, не раскаиваясь, сообщал о своем намерении совершить преступление против государственной власти или монарха или собирался сознательно оповестить о «ложном чуде»,- священники были призваны объявлять об услышанном. «Прибавление. » предписывало применять правила о епитимиях с рассуждением, учитывая конкретную ситуацию (например, не накладывать епитимию, если кающийся при смерти). Священники предостерегались от протежирования своим родственникам при выборе церковнослужителей, а также от различных «бесчинств»: пьянства, ссор, участия в кулачных боях и т. д. Кроме того, приходские священники должны были вести метрические книги.
«Духовный регламент» переиздавался в XVIII-XIX вв. не менее 20 раз. В 1917 г. он был отменен Поместным Собором Православной Российской Церкви.
Литература
Указ о должности Сената (1722 г.)
1722 г., апреля 27
Указ о должности Сената
1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам.
2. И кроме их, также и генерала и обер прокуроров и обор секретаря и секретарей и протоколиста, никакой незванной персоне не входить в то время, когда советы отправляются.
3. А когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, который бы ранг имел между первейшими чинами, а имянно, до бригадира, и почтут ево сесть.
4. И понеже в сенатской канцелярии президенту быть невозможно, того для оной в дирекции быть у генерала прокурора.
1. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить невозможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генералу прокурору, которой должен представить в Сенате.
2. И оное решить в Сенате.
3. А чего невозможно решить, о том, приложа свое мнение, учинить предложение в доклад.
1. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не прилежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мору, какова замешания или каких припадков.
1. Какие челобитныя поданы будут рекетмейстеру на неправой суд коллегий и канцелярий, которыя к коллегиям не подчинены, то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносить нам.
2. И когда те челобитные подписаны будут от нас, дабы о том розыскать.
3. Буде же такие челобитные будут подавать ему во отлучках наших, то предлагать ему Сенату.
4. И по оным те дела брать ему и, росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось, (понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела), и, сделав выписку так, как в ево должности написано, к решению предлагать.
5. И в Сенате розыскивать.
6. И когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред богом в правосудии.
7. И как оная учинена будет, решить самою истинною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая и по дружбе и свойству не маня.
8. А кто сие преступит, и о том чинить генералу прокурору по должности ево.
1. В чины вышние выбирать балатированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балатированья.
1. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое убылое место по ведомостям из коллегий и из протчих мест, из которых требовано будет, велеть представлять геролдмейстеру по два или по три человека достойных.
2. А в которые места надлежит быть не из дворян, в те представлять те из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из протчих мест, откуды кто требует, за ево ж рукою, и протчих при нем товарыщей, также по два или по три человека достойных на одно место.
3. Из оных Сенату определять достойных.
1. Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньше же кому дерзновение иметь безделными разговорами или шутками являтися.
2. Но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, понеже Сенат собирается вместо присудствия нашей персоны во отлучении.
1. Без согласия всего Сената ничто делать подобает, паче же ниже, что вершить возможно.
2. Ежели ж бы иногда кто за болезнию или некоторой крайней ради нужды не в присудствии был, того для делам оставленным быть не надобно.
3. Однако, о важных делах и отсудствующим подобает прежде вершения всякому осведомлену быть; сии отлучки разумеется, кроме дальних, и его мнение на письме получить.
4. И надобно, чтоб всякие дела не в особливых домах или в беседах, но в Сенате вершить и в протокол введенным быть надлежит.
5. И не надлежит же сенатским членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы тамо по званию своему быть не подобало.
1. В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить, и того ради всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, також и нам ни в чем бы сумнительно быти могло.
Поступать по сей а старую, ради ее неполности, отставить.